Научная статья на тему 'Конструктивизм как концепция стилеобразования в дизайне печатной рекламы'

Конструктивизм как концепция стилеобразования в дизайне печатной рекламы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2466
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВИЗМ / РЕКЛАМА / ДИЗАЙН / КОНЦЕПЦИЯ / КОНСТРУКЦИЯ / ТЕКТОНИКА / CONSTRUCTIVISM / ADVERTISEMENT / DESIGN / CONCEPTION / CONSTRUCTION / TECTONICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аникаева Анна Анатольевна

В статье рассматривается история возникновения конструктивистского стиля как идейно-художественной концепции в отечественной печатной рекламе. Автор анализирует средства художественной выразительности конструктивизма и их применение в современной печатной рекламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVISM AS CONCEPTION OF FORMATION OF STYLE IN DESIGN OF THE PRINTED ADVERTISEMENT

In the article, history of origin of constructivism style is examined as to ideological artistic conception in the Russian printed advertisement. The author analyses means of artistic expressiveness of constructivism and application of these means in the modern printed advertisement.

Текст научной работы на тему «Конструктивизм как концепция стилеобразования в дизайне печатной рекламы»

ЛИНГВИСТИКА

УДК 659.1 (082)

Аникаева Анна Анатольевна

Тверской государственный университет zaira32@yandex.ru

КОНСТРУКТИВИЗМ КАК КОНЦЕПЦИЯ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ

В статье рассматривается история возникновения конструктивистского стиля как идейно-художественной концепции в отечественной печатной рекламе. Автор анализирует средства художественной выразительности конструктивизма и их применение в современной печатной рекламе.

Ключевые слова: конструктивизм, реклама, дизайн, концепция, конструкция, тектоника.

Реклама как явление массовой культуры обладает такими ее характерными особенностями, как значительная степень распространения через средства массовой коммуникации, нацеленность на вкусы среднего потребителя, стереотипичность, развлекательность, стремление к тривиализации действительности. В этом своем качестве реклама взаимодействует с элитарной, высокой культурой посредством заимствования образов, художественных приемов и методов последней.

Оригинальные находки и нестандартные решения используются печатной рекламой как знак близости к элитарной культуре и становятся символами престижности и эксклюзивности. Реклама упрощает элементы элитарного искусства и соответственным образом модифицирует их, используя фрагменты этих произведений в рекламных иллюстрациях, сводя усложненные формы к упрощенным образцам и становясь средством овладения вниманием аудитории.

Для печатной рекламы основополагающей является проблема стилизации как идейно-художественной концепции, возникающей на определенной социально-исторической почве. Именно эстетическая концепция определенного времени во многом обусловливает адекватность восприятия рекламного текста и степень внимания аудитории. Таким образом, реклама может выступать и как воплощение собственного стиля художественного направления, господствующего в данный период, и как реплика, воспроизводящая стиль уже ушедшего, потерявшего в текущий момент актуальность направления или художественного течения.

Если обратиться к отечественной рекламе, то в ней можно отметить проявление основных гос-

подствующих художественных тенденций - таких, как русский модерн начала ХХ века, конструктивизм 20-х - 30-х гг., романтический реализм 30-х -50-х гг., и многих других. В данной статье речь пойдет о конструктивизме.

Целью данной работы является анализ конструктивистского стиля в рекламе. Задача состоит в том, чтобы рассмотреть историю возникновения конструктивизма, его основные принципы, влияние на современный дизайн печатной рекламы.

Одним из оригинальных явлений советского искусства 20-х - 30-х гг. был конструктивизм (от лат. сошйисйо - построение), выдвинувший задачу переустройства, «переконструирования» материальной среды посредством создания ясных, лаконичных, функционально оправданных форм, а через изменение среды - и человека. Одним из лозунгов конструктивистов стал манифест А. Родченко: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев» [2, с. 158]. Факторами, обусловившими новое сознание конструктивистов, стали:

- развитие индустрии и техники, появление новых материалов и технологий, позволяющих использовать при формировании предметов новые конструкции, направленные на преодоление их природных свойств. Появление новых форм в индустрии привело к модификации основных понятий композиции в искусстве;

- изменение взгляда на творчество как подражание природе и стремление к экспериментирующему познанию;

- стремление вернуть искусство в жизнь и отказ от эстетизма, превращение художественной деятельности в активное созидание нового социального пространства, обеспечение участия искусства в процессе создания утилитарно полезных предметов.

Принципами устройства материальных структур стали тектоника (использование промышленных материалов соответственно общественно-политическим нуждам), конструкция (организация этого материала соответственно поставленной задаче) и фактура (сознательное управление и манипулирование ими) [1, с. 110].

Концентрированным выражением подобного обновленного социального пространства представлялся современный город, который конструктивисты стремились преобразить средствами массовой агитации и монументальной пропаганды - как политической, так и экономической, то есть рекламы. Воплощение этой идеи требовало:

- обращения к формам монументальным, обобщенным;

- использования лаконичной цветовой гаммы;

- предельной функциональности всех элементов и отсутствия побочных;

- метафоричности и символичности;

- соединения с окружающей конкретикой городского ансамбля с его реальной действительностью, которая остается «сама собой» [3, с. 2358].

Распространению новых политических и эстетических идей способствовало не только соответствующее оформление улиц и праздников, но и такие привычные реалии, как книги, конфетные обертки, упаковка товаров повседневного спроса и, конечно, плакаты и рекламные тексты.

Одним из основателей конструктивизма и инициатором реализации его принципов в рекламной графике был А.М. Родченко, которым за два года (1923-1924) вместе с В.В. Маяковским и В.Ф. Степановой было создано более 100 эскизов рекламных плакатов - из них более 60-ти для газет и журналов, остальные - в качестве наружной рекламы. «Мы полностью завоевали Москву и полностью сдвинули или, вернее, переменили старый царски-буржуазно-за-падный стиль рекламы на новый, советский» [2, с. 158], - так определил результат своей совместной с В.В. Маяковским деятельности А.М. Родченко. Оригинальность этого стиля проявлялась в стремлении авторов к разработке целых серий графических структур, соответствующих определенным типам продукции Моссельпрома, Ре-зинотреста, ГУМа. Так, для разработки были

ТРЕХГПРНПЕ

Рис. 1. А.М. Родченко, В.В. Маяковский «Трехгорное пиво», 1925 г.

Рис. 2. И. Шлепянов «А. Файко. Учитель Бубус: комедия», 1925 г.

намечены серии «Вожди революции», «Индустрия», «Красная Москва».

Еще в 1918 году В.Ф. Степановой был разработан оригинальный метод, который можно назвать «визуальной поэзией» или, по словам самой художницы, «цветописной графикой». Его суть заключалась в соединении и оригинальном сочетании заумного текста с графическими композициями из букв и ярких цветовых пятен. Рассмотрим рекламу трехгорного пива, созданную А. М. Родченко и В.В. Маяковским (рис. 1).

Здесь звуковые сочетания, ассоциирующиеся с разнообразными ощущениями, объединены композицией из штрихов, указателей типа стрелок, геометрических фигур, графических и понятийно-знаковых элементов. Другими словами, здесь основным становится футуристический принцип взаимопроникновения и синтеза слова и изобразительного знака.

Как интересная композиция был представлен и сам текст, имеющий оригинальную структуру Этот принцип взаимопроникновения графического и звучащего слова - «зрительного озвучивания» - стал характерным практически для всей продукции рекламы в стиле полиграфического конструктивизма. Ярким примером служит афиша театра В.С. Мейерхольда, где название спектакля как бы зашифровано в Х-образной композиции (рис. 2).

Для конструктивизма цель художественного творчества заключалась в конструировании целесообразных вещей и новой вещевой реальности, что предполагало естественную замену художника как творца этой обновленной действительности на инженера-конструктора. Именно эти установки привели впоследствии к развитию промышленного дизайна, утвердившего новый взгляд на вещь, ставя на первый план категории целесообразного и современного вместо традиционных категорий пользы, прочности и красоты.

Основными средствами художественной выразительности конструктивистской рекламы, таким образом, становятся ясность, конструктивность, лаконичность цвета, формы и объемов, отсутствие функциональной декоративности, экспрессивность и безапелляционность, динамичность. Последнее качество непосредственно сопрягается с эстетикой конструктивизма, исходящего из провозглашения действия, энергии и связанного с воспеванием революционных преобразований и города как носителя нового мироо-

щущения. Идея движения, ритмичность проявляют себя в печатной рекламе того времени в наличии периодически воспроизводимых в конструкции элементов, параллельных линий, векторном развитии композиции.

Рассмотрим еще один пример конструктивизма в рекламе журнала «Молодая гвардия». В центре композиции рабочий, держащий в поднятых руках журналы. Его мимика передает предельную громкость призыва, суть которого дана расположенным сверху рубленым шрифтом: «Читайте журнал». Кроме этого трижды повторены слова «молодая гвардия» внизу и на журналах в его руках. А.М. Родченко и В.В. Маяковский использовали минимум цветов (красный, черный и белый). Лаконичность изображения предельна, но при этом выразительность максимальна. Композиция монументальна, устойчива, симметрична и в то же время динамична за счет позы и мимики рабочего.

Характерно, что реклама частных предприятий, основывающаяся преимущественно на эстетике эпохи модерна, выглядела гораздо менее демократичной, чем советская реклама государственных предприятий, стремящаяся подчеркнуть их превосходство не только в высоком качестве продукции, но и в доступных ценах. Ее авторы ориентировались на широкую публику, поэтому их произведения были предельно ясны и доходчивы. Для усиления реалистичности и документальности в работах использовались фотографические изображения либо рекламируемой продукции, либо конкретных персонажей, обращавшихся к зрителю.

Отметим также, что в 20-е - 30-е гг. реклама была вовлечена в единый поток развития всего искусства, представляя вместе с ним единый стиль - стиль агитискусства, искусства, для которого его пропагандистские функции и формы агитации приобретали приоритетное значение. Это были памятники монументальной пропаганды, праздничное и будничное украшение городов, проектирование агитационных сооружений (трибун, киосков, павильонов), устройство театральных «массовых действ», изменения в эмблематике и топонимике, а также агитационный театр, кино, политический плакат, массовые полиграфические произведения производственной пропаганды [4, с. 46-52].

Соответственно, общим для всех жанров и видов искусства был и художественный язык агитпропа - динамичный, оперирующий контрастами,

Рис. 3. Б.А. Такке «Требуйте! Кондитерские изделия госфабрик Моссельпром», плакат, 1928 г.

повышенно экспрессивный, плакатно-лаконичный, прямолинейный, а порой - провокационный. Ярким примером агитационного плаката в стиле конструктивизм является плакат Л.М. Лисицкого «Клином красным бей белых». Композиция плаката поделена на две равных части: белую и черную. В белой части расположен красный клин или треугольник, а в черной - белый круг. Плакат очень символичен и в то же время понятен обывателю: «...Формы недвусмысленные и сразу узнаваемые - это геометрические формы. Никто не спутает квадрат с кругом и круг с треугольником», -писал Л.М. Лисицкий [6, с. 340].

Красный клин - олицетворение революционной силы, выступающей за справедливость, добро и правду. Белый круг символизирует несправедливость, зло, притеснения, богатство. Не случайно он расположен в черной части композиции. Композиция очень динамична и представляет собой повернутый восклицательный знак.

Опыт агитискусства оказал огромное влияние на формальную и содержательную стороны всего искусства ХХ века. В современном дизайне нередко встречаются принципы конструктивизма.

Рассмотрим две печатные рекламы: современную (рис. 4) и рекламу Моссельпрома (рис. 3). Следует оговориться, что в левой части находится плакат, а в правой листовка. Как известно, лис-

товка предполагает больше информации, нежели плакат.

Реклама кондитерских изделий Моссельпрома выполнена художником Б.А. Такке в стиле конструктивизма, и композиция листовки основана на принципах этого стиля. В этом они сходны. Рассмотрим их поподробнее.

На плакате Б.А. Такке на голубом фоне стоит девушка в красной косынке и держит в руках поднос с кондитерскими изделиями. Динамизм композиции передает белая лента с лозунгом «Требуйте!», спиралью обвивающая девушку. Лаконизм заключается в избрании художником трех цветов: голубого, красного и белого.

В современной рекламе доминируют два цвета: желтый и черный. Динамизм передают желтые прямоугольники с текстом, который следует в направлении их движений.

В руке у девушки карточка с лозунгом «Акция продолжается! Пробуйте!», которая по замыслу дизайнера должна быть композиционным центром. Однако взгляд бросается в первую очередь на лицо девушки, а затем уже на карточку в ее руке. Это происходит из-за шрифта, который рассеивает внимание. Можно сказать, что дизайнер не реализует поставленной перед собой задачи обратить внимание на призыв на карточке.

Отличает эти две рекламы и то, что первая нарисована художником, а вторая сделана с помощью фотомонтажа и обработана на компьютере.

Рис. 4. Листовка «Акция продолжается!», 2006 г.

Подводя итоги, следует отметить, что конструктивизм явился естественной реакцией, выраженной в художественных формах, на бурное развитие науки и техники, на рационализм как способ мирочувствования и миропонимания. Отсюда восприятие результатов промышленного творчества человека как отчужденную от личности и противостоящую ей ценность, выступающую в известных обстоятельствах как воплощение личности и ее замещение.

Дизайн печатной рекламы, ориентируясь на потенциальных потребителей, старается воспроизвести стиль жизни и предпочтения людей.

В настоящее время дизайнеры, создавая рекламу для печати, опираются на жанры, имеющие многовековую историю, и постоянно их модифицируют, порождая новые. Во многом на создание дизайна в этой сфере влияют различные техноло-

гические усовершенствования и изобретения. Совершенствуется и дизайн, но, несомненно, остаются нормы, принципы создания печатной рекламы, которые должен учитывать дизайнер.

Библиографический список

1. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. - Берлин-Москва, 1993. - С. 110.

2. Родченко А.Ы., Степанова В.Ф. Будущее -единственная наша цель. - Вена, 1991. - С. 158.

3. Ученова В.В. История отечественной рекламы. 1917-1990: Учеб. пособие по дисциплине «Основы рекламы и паблик рилейшнз» для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 23-58.

4. Ученова В.В., СтарыхН.В. История рекламы. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - С. 46-52.

5. Lissitzky: Life, Letters, Texts. - London, 1968. -P 340.

УДК 81'367

Васильев Александр Ибрагимович

кандидат филологических наук Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

alex.vas2010@mail.ru

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВАРИАНТНОСТЬ В ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ

Данная статья посвящена описанию различных видов вариантности древнерусских фразеологических единиц. Подобное исследование необходимо, чтобы выяснить историю фразеологической системы русского языка, начиная с древнейшего периода и заканчивая современным его состоянием.

Ключевые слова: древнерусский язык, фразеологическая единица, фразеологическая вариантность.

В памятниках древнерусской письменности наблюдаются многочисленные случаи вариантности фразеологических единиц (ФЕ), которые можно классифицировать по разным типам фразеологического варьирования.

Варианты фразеологического оборота - это его лексико-грамматические разновидности, тождественные по своему значению и степени семантической слитности [10, с. 67].

Фразеологические единицы подвергаются варьированию в плане выражения, при котором изменению подвергается формально-грамматическая структура фразеологизма при тождественности семантической структуры фразеологизма (план содержания). Таким образом, «вопрос тождества - это основная проблема фразеологической вариантности» [4, с. 20]. Именно на фоне стабильной, неизменяющейся семантики и происходит варьирование фразеологизма в плане вы-

ражения, при котором образуются формальноструктурные варианты, которые являются разновидностями одного и того же фразеологизма.

Формально-грамматические варианты устойчивых словосочетаний определяются фразеологическим уровнем этих единиц. «Под фразеологическим уровнем понимается такой аспект рассматривания фразеологической системы и ее единиц, когда они изучаются с точки зрения иерархического соотношения и взаимодействия с другими частными системами и единицами» [1, с. 18].

Поскольку фразеологизм как сложная языковая единица связан с различными подсистемами системы языка (фонетика, морфология, словообразование, синтаксис, семантика), то в результате разных изменений, происходящих в том или ином ярусе языка, происходит образование различных вариантов фразеологизма. В зависимости от уровня языка, на котором происходит варьирование ФЕ, нами были рассмотрены следую-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.