Научная статья на тему 'КОНСТРУКТИВИЗМ БРАТЬЕВ СТЕНБЕРГОВ: ДИЗАЙН, ИНЖЕНЕРИЯ, АРХИТЕКТУРА'

КОНСТРУКТИВИЗМ БРАТЬЕВ СТЕНБЕРГОВ: ДИЗАЙН, ИНЖЕНЕРИЯ, АРХИТЕКТУРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРАТЬЯ СТЕНБЕРГИ / КОНСТРУКТИВИЗМ / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ЭСТЕТИКА / ПЛАКАТ / ХЛЕБОЗАВОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коновалова Е.А.

В статье изучается жизненный и творческий путь братьев Стенбергов, как великих художников графиков, одних из первооткрывателей нового стиля, актуального по сей день. Показана неразрывная связь искусства и архитектуры того времени на примере композиции и эстетики плакатов Стенбергов и формообразования и функционализма хлебозаводов по технологии Г.А. Марсакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTIVISM OF THE STENBERG BROTHERS: DESIGN, ENGINEERING, ARCHITECTURE

The article studies the life and creative path of the Stenberg brothers as great graphic artists, one of the pioneers of a new style that is relevant to this day. The inseparable connection between the art and architecture of that time is shown on the example of the composition and aesthetics of the Stenberg posters and the shaping and functionalism of bakeries using the technology of G.A. Marsakov.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУКТИВИЗМ БРАТЬЕВ СТЕНБЕРГОВ: ДИЗАЙН, ИНЖЕНЕРИЯ, АРХИТЕКТУРА»

Конструктивизм братьев Стенбергов: дизайн, инженерия, архитектура

Коновалова Елена Андреевна,

преподаватель кафедры «Архитектура», Московский государственный строительный университет, hpy_saga@mail.ru

В статье изучается жизненный и творческий путь братьев Стенбергов, как великих художников графиков, одних из первооткрывателей нового стиля, актуального по сей день. Показана неразрывная связь искусства и архитектуры того времени на примере композиции и эстетики плакатов Стенбергов и формообразования и функционализма хлебозаводов по технологии Г.А. Марсакова.

Ключевые слова: братья Стенберги, конструктивизм, функционализм, эстетика, плакат, хлебозавод.

Введение: В наше время нет ни одного профессионала в архитектурной сфере, кто бы не был знаком с творчеством Владимира и Георгия Стенбергов. Спустя 100 лет их работы, хотя и относящиеся к области изобразительного искусства и дизайна, являются источником вдохновения, композиционных, колористических и эстетических идей для всех архитекторов [1, 7]. Они внесли весомый вклад в развитие нового стиля, который родился в художественной, живописной среде и дал мощный толчок развитию архитектуры. Нельзя отделить высокий художественный вкус и прочное инженерное начало в работах Стенбергов. Целью стоит проанализировать мощный прорыв инженерно-технического аспекта в произведениях конструктивистов на примере графического искусства Стенбергов [4] и хлебозаводов Марсакова [5].

Методы исследования - анализ биографии как творческого пути братьев Стенбергов, сопоставление их художественных методов и стремлений с общими идеями конструктивизма и, в частности, тенденции в архитектуре того времени. Для сравнения проведена хронологическая систематизация первых хлебозаводов, архитектура которых была полностью подчинена инженерному проекту и лишена классических канонов проектирования.

Биография В. и Г. Стенбергов - Братья Стенберги относятся к поколению, открывавшему историю советского искусства. Их судьбу можно назвать непростой и счастливой.

Непростая - потому что быть первыми всегда трудно, они свершали революцию в искусстве, иногда прокладывая свой путь по целине, следуя своим эстетическим идеалам и долгу художников. Счастливая - потому что созданные ими произведения вошли яркой страницей в историю советского плаката, театра, оформительского искусства, пережили время, стали вехой и ориентиром для мастеров последующих поколений.

Владимир Августович Стенберг родился в 1899 году, Георгий Августович - в 1900. Их совершеннолетие совпало с революцией 1917 года - величайшим историческим переворотом. К этому моменту они уже имели художественное образование Строгановского училища, опыт оформительской деятельности в театре им. Ханжонкова, Киевского театра и других, багаж инженерно-технических знаний, полученных на Военно-дорожных курсах.

Революция открыла перед братьями бескрайнее поле деятельности. Они продолжают учебу в Строгановском училище, влившемся в I Государственные свободные художественные мастерские (будущий ВХУТЕМАС), занимаясь там живописью и скульптурой. Много сил отдают самостоятельной творческой работе.

В 1920 году Стенберги окончили учебу в мастерских со званием «красных художников». По признанию Владимира Авгу-стовича, они не выбирали работу, не искали себя в том или ином жанре творчества. Выполняли то, что требовали интересы народа, что в данный момент было особенно важно и нужно. Поэтому делом их жизни стало искусство массовой агитации в самом широком смысле этого слова: плакат, театр, оформление городских ансамблей и интерьеров. Декорации и костюмы, Театральные и киноплакаты, украшение Москвы к праздникам и обложки книг - все создавалось одновременно.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м

Сл>

м см о см

о ш т

X

<

т О X X

Братья явились одними из организаторов ОБМОХУ (Общество молодых художников; 1919-1923) и вошли в рабочую группу конструктивистов ИНХУК (Институт художественной культуры; 1920-1924). Участники ОБМОХУ организовали четыре выставки: в 1919, 1920, 1921 и 1923 гг. В историю вошла выставка 1921 года, на которой были представлены работы пяти членов рабочей группы конструктивистов ИНХУК — Александра Родченко, Константина Медунецкого, братьев Стен-бергов и Карла Иогансона [10].

В январе 1922 Стенберги и К. Медунецкий провели в московском "Кафе поэтов" выставку своих работ под названием "Конструктивисты". Для неё был подготовлен каталог с манифестом, в котором художники объявили традиционное искусство вне закона и назвали конструктивизм «величайшим трамплином для прыжка к всечеловеческой культуре». Так или иначе, на этой выставке впервые был озвучен сам термин "конструктивизм", потому что манифест "Конструктивизм" Алексея Гана был издан позже — летом того же года [2,4,8].

В 1922 Александр Таиров пригласил братьев в качестве постоянных художников театра. Началось десятилетнее сотрудничество Стенбергов с Камерным театром, где до 1931 они работали ведущими художниками по костюмам и декорациям.

С апреля по октябрь 1925 в Париже проходила Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности. Огромный интерес публики вызвали советские экспозиции и сам павильон СССР «Махорка» К. Мельникова. Ле Корбюзье говорил, что советский павильон был единственным, на который стоит смотреть. Пьер Скизе (авторитетный французский журналист, театральный и кинокритик) говорил, что, «ни один из национальных разделов секции театра, кроме советского, не представил цельной и яркой экспозиции, отражающей состояние современного театра. «К счастью, есть русские», — отметил Скизе». За свои театрально-декорационные работы Стенберги были удостоены серебряной медали Международной выставки [3].

Период сотрудничества Стенбергов с А. Таировым по времени почти точно совпадает с их насыщенной работой в жанре плаката. В 1923 они сделали афишу к гастролям Камерного театра в Европе. Нарисованный ими стилизованный профиль Алисы Коонен в роли Федры по сути стал эмблемой театра.

Первая реклама - к американскому фильму «Глаза любви» - увидела свет в 1923 году. В следующем - 1924-м мастера-создают несколько листов для только что организованного акционерного общества «Совкино». А с 1925-го становятся ведущими художниками киноплакатного искусства.

За несколько лет ("Совкино" было закрыто в феврале 1930) они создали около 300 плакатов к советским и зарубежным фильмам. Свои работы братья подписывали на манер цирковых дуэтов: "2 Стенберг 2".

Технологии того времени не позволяли использовать на нужном уровне фотографии или кадры из фильмов. По свидетельству Владимира Августовича, перерисовка, имитация фотоматериала была вынужденной мерой в условиях отсутствия нужной фотоаппаратуры, бумаги и т. п., но беда обернулась удачей [2,4]. Литография - техника рекламных изданий 20-х годов, она давала изображение, органически враставшее в ткань плаката, но казавшееся инородным, пришедшим из кино. Чаще всего «под фотографию» художники рисуют лица, руки, отдельные детали. Так проявляется принцип «монтажа» -главного средства воплощения идеи немого кино, ставший основным принципом выражения режиссерской мысли на бумаге. Плакат конструируется как система плоскостей, объемов, изображений, где строго действуют законы подчинения и соподчинения, метафор, ассоциаций, логических связей, контрастов и безусловного стилистического единства.

В основе плаката Стенбергов к фильму «Броненосец «Потемкин» (рис. 1) - два кинематографических сюжета. Художники совмещают их, соблюдая единство места, времени, действия, но не точки зрения: орудийные стволы, нависшие над палубой, фигуру сброшенного в воду офицера зритель видит сверху, а фигуру матроса - прямо перед собой. Не соблюдено масштабное соотношение орудийных башен и человеческой фигуры, и благодаря этому огромные скрещенные жерла пушек воспринимаются как символ грозной мощи восставших матросов легендарного корабля.

Рис. 1 Афиша к фильму С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»

Рис. 2 Афиша к фильму С.М.Эйзенштейна «Октябрь» Я. Руклевский СОВКИНО

В композиции восьмичастного плаката к фильму «Октябрь», выполненного в соавторстве с Я. Руклевским, домини-

рует фигура матроса (рис. 2). Художники извлекли этот персонаж из фильма, из кадров штурма Зимнего дворца. Образ ав-роровца в контексте плаката, в сопоставлении с разбитой эмблемой царской власти- двуглавым орлом, с шеренгой атакующих, обретает типические черты, воплощает героизм революционных масс, несокрушимую силу народа. Эта мысль выражается с помощью масштабного и композиционного выделения фигуры, скупости цвета, монументализации форм.

Разнообразные точки зрения, необычные ракурсы, смены планов, прямая и обратная перспектива, крупный план - достижения режиссуры и операторское мастерство подсказывают Стенбергам многие интересные пластические идеи. «Одиннадцатый» (рис. 5), «Человек с киноаппаратом» (рис. 3), «Турк-сиб» (рис. 4), «Процесс о трех миллионах» (рис. 7), «Мулен-Руж» (рис. 6) - каждая из этих работ отмечена чертами «родового» сходства с фильмом. Часто кинематографический материал непосредственно переносится в плакат, монтируется с рисунком. Художники называют свой метод фотомонтажом, но это не совсем так. Они работают не с фотографией, а с ее репродукцией, выполненной иллюзорно точно [2].

Как в плакатах Стенбергов обнажалась эмоциональная суть фильма, так в архитектурных постройках их современников на первый план выходит функция, мощь материала и эстетика конструкции [6]. Одна из главных черт архитектуры конструктивизма - монументализм, его выразительность в композиционной динамике прямых линий, простота и свобода планировки [9]. Здание само за себя должно говорить - что оно собой являет, что это явление основательное, построенное служить той или иной цели, тем самым быть полезным народу.

Рис. 3 Афиши к фильму Д.Вертова «Человек с киноаппаратом» СОВКИНО

Искусство плаката и вообще художественная деятельность того времени имела не только информационную и оформительскую задачу, а прежде всего агитационную. Искусство должно было кричать и его голос должен был быть услышан. Как говорил В. Стенберг: «...используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего.» («В мастерской братьев Стенберг.» Рабис, 1928, №49, с.8) [2,4].

Рис. 6, 7 Афиши к фильмам «Мулен Руж», «Процесс о 3х миллионах» 2Стенберг2

Рассмотрим яркий пример архитектуры ради производства - хлебозаводы, построенные по проекту инженера Георгия Марсакова. В 1929 г. им был изобретен совершенно новый принцип работы хлебозавода - кольцевая конвейерная система, обеспечивающая непрерывный процесс переработки муки в готовый хлеб при минимальных человек затратах. Первый хлебозавод им. Зотова (Хлебозавод № 5) был построен в 1931-1932 по проекту архитектора А.С. Никольского и с инженерной системой Г.П. Марсакова (рис. 8). Это круглое в плане четырехэтажное здание с примыкающими к нему разно этажными прямоугольными корпусами.

В 1933 г. по разработанной Марсаковым технологии и проекту гражданского инженера Петра Дмитриевича Бункина, малоизвестного, как архитектор, был построен Кушелевский хлебозавод в Санкт -Петербурге (рис. 9). На проекте очень выразительно сочетаются объемы, круглые в плане, имеющие разный радиус, с вертикалями параллелепипедов, ленты остекления, идущие то горизонтально, то вверх. Сердцем этого массивного «круговорота» является вращающаяся печь, из которой хлеб автоматически по кругу передается на склад и погрузку.

X X

о го А с.

X

го m

о

Рис. 4, 5 Афиши к фильмам «Турксиб», «Одиннадцатый» 2Стенберг2 Рис. 8 Хлебозавод №5 им. Зотова 1930-е годы

м о

M

со

ГГШ1ЕНЕ,

Рис. 9 Кушелевский хлебозавод в Санкт-Петербурге - проект и реализация 1930-е годы

Рис. 10 Хлебозавод №9 1930-е годы и реконструкция 2010-е годы

Марсаков был инженером, братья Сенберги - прежде всего, художники, их объединило стремление создавать новое, отвергая классические каноны и декоративность в пользу новой функциональной формы и конструкции. И этот функционализм существует в объемах и композициях современной архитектуры вплоть до нынешнего дня.

Заключение. Проведенный анализ не только подчеркивает актуальность стиля конструктивизм, как такового, в современном дизайне и архитектуре. Идеи и суть функционализма того времени в полной мере являются современным принципом проектирования, заслуживая более глубокого изучения в каждом отдельном случае. В дальнейшем планируется более детальное изучение работ братьев Стенбергов, как графики, так и объемных конструкций, проведение параллелей с современными архитекторами и направлениями в архитектуре. Глобальной целью исследования является выдвижение гипотезы о дальнейшем развитии идей конструктивистов с развитием технических возможностей и технологий строительства.

СО CS

о

CS

Еще один, ныне отреставрированный завод по той же технологии, 4-й по счету в Москве, построенный по той же технологии, - Хлебозавод № 9 (рис. 10). Основной цилиндрический корпус имеет 6 этажей и к нему по бокам примыкают глухие прямоугольные объемы. Его структура стала типовой формой для московских хлебозаводов кольцевого конвейера.

Технологичность, логика и конструкции этих заводов были красивы как таковые, не требуя дополнительного архитектурного декора, кольцевой конвейер просто «одели в кирпич» и это было самым прогрессивным и новым решением [5]

О ш m х

<

m о х

X

Литература

1. Архитектура советского авангарда: В 2-х книгах: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения / С. О. Хан-Магомедов. — Москва: Стройиздат, 1996. — 709 с., ил. — ISBN 5-274-02045-3

2. Стенберг. Каталог выставки произведений. / Н.И. Бабурина, А.М. Зайцева. - Московская организация Союза художников РСФСР, 1984г.

3. Елена Струтинская. «К счастью, есть русские» раздел советского театра на международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в париже 1925 года. [Электронный ресурс] http://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/2008_3-4_152-192_strutinskaya.pdf (дата обращения 26.01.2023).

4. Леонид Козлов. Русские шведы «московского иностранца». Интервью с В. С. Стенберг. [Электронный ресурс] https://www.apraksinblues.com/ru/apk-

article/%D1%80%D1 %83%D1 %81%D1 %81%D0%BA%D0%B8% D0%B5-%D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8B-%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA% D0%BE% D0%B2%D1% 81 % D0%BA%D0%BE% D0%B3%D0%BE-%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1 %81%D1%82%D1 %80%D0% B0%D0%BD%D1%86/ (дата обращения 26.01.2023).

5. Хлебозавод №9. Е.О. Овсянникова, Н. Васильев. Редактор А. Елизарьева. / TATLIN, 2018 г. - ISBN: 978-5-00075164-0

6. С. О. Хан-Магомедов, Рационализм - «формализм». -М.: фонд «Русский авангард», «Архитектура-С», 2007. - 496 с: ил.

7. Шадрин А.А. Идеи вокруг ВХУТЕМАСа в архитектуре ХХ-ХХ1 веков. // Архитектура и строительство России. 2020. №3 (235). С. 70-75

8. С. О. Хан-Магомедов, Владимир и Георгий Стенберги. Москва: Русский авангард, 2008. - 240 с. - ISBN 978-5-91566004-4

9. Овсянникова Е.Б. Стилистические особенности архитектуры 1920-х — начала 1930-х годов // Проект Россия, 2009, № 53. С. 212—221 (совместно с Н. Ю. Васильевым)

10. Andrei B. Nakov "2 Stenberg 2. La periode "laboratoire" (1919-1921) du constructivisme russe." IDEA - BOOKS Londres, Milan, Paris. 1975

Constructivism of the Stenberg brothers: design, engineering, architecture Konovalova E.A.

Moscow State University of Civil Engineering JEL classification: L61, L74, R53

The article studies the life and creative path of the Stenberg brothers as great graphic artists, one of the pioneers of a new style that is relevant to this day. The inseparable connection between the art and architecture of that time is shown on the example of the composition and aesthetics of the Stenberg posters and the shaping and functionalism of bakeries using the technology of G.A. Marsakov.

Keywords: Stenberg brothers, constructivism, functionalism, aesthetics, poster, bakery.

References

1. The architecture of the Soviet avant-garde: In 2 books: Book One. Problems of

shaping. Masters and currents / S. O. Khan-Magomedov. - Moscow: Stroyizdat, 1996. - 709 p., ill. — ISBN 5-274-02045-3

2. Stenberg. Catalog of the exhibition of works. / N.I. Baburina, A.M. Zaitsev. - Moscow

organization of the Union of Artists of the RSFSR, 1984.

3. Elena Strutinskaya. "Fortunately, there are Russians" section of the Soviet theater

at the International Exhibition of Decorative Arts and Art I ndustry in Paris 1925. [Electronic resource] http://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/2008_3-4_152-192_strutinskaya.pdf (accessed 26.01.2023).

4. Leonid Kozlov. Russian Swedes of the "Moscow foreigner". Interview with V. S.

Stenberg. [Electronic resource] https://www.apraksinblues.com/ru/apk-

article/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%

D1%88%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8B-

%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0

%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-

%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD% D1% 86/ (accessed 26.01.2023).

5. Bakery №9. E.O. Ovsyannikova, N. Vasiliev. Editor A. Elizarieva. / TATLIN, 2018 -

ISBN: 978-5-00075-164-0

6. S. O. Khan-Magomedov, Rationalism is "formalism". - M .: fund "Russian avant-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

garde", "Architecture-S", 2007. - 496 p.: ill.

7. Shadrin A.A. Ideas around VKHUTEMAS in the architecture of the XX-XXI

centuries. // Architecture and construction of Russia. 2020. No. 3 (235). pp. 7075

8. S. O. Khan-Magomedov, Vladimir and Georgy Stenberg. Moscow: Russian avant-

garde, 2008. - 240 p. - ISBN 978-5-91566-004-4

9. Ovsyannikova E.B. Stylistic features of the architecture of the 1920s - early 1930s

// Project Russia, 2009, No. 53. P. 212-221 (together with N. Yu. Vasiliev)

10. Andrei B. Nakov "2 Stenberg 2. La periode "laboratoire" (1919-1921) du constructivisme russe." IDEA - BOOKS Londres, Milan, Paris. 1975

X X О го А С.

X

го m

о

to о to

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.