КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
W __<
по православной культуре1
Татьяна Владимировна Склярова,
декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук e-mail: [email protected]
• содержание образования • учебный предмет • учебные материалы • уровни усвоения знаний • православная культура • задания по православной культуре
«Православная культура» как учебный предмет
Статус учебного предмета «Православная культура» в российской педагогике был оформлен в 2002 году письмом министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова. До сведения руководства органов управления образованием РФ доводилась информация о примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура», которое было включено в качестве приложения к названному письму на 30 страницах. В пояснительной записке указывалось, что данное примерное содержание «предназначено для ориентации в вопросах содержания и организации изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях руководителей образования, работников методических центров, разработчиков учебных программ и пособий, учителей, учащихся и их родителей, является основой для создания соответствующей системы учебно-методического обеспечения (учебных программ, учебников, учебных и методических
пособий, хрестоматий, практикумов и рабочих тетрадей для учащихся, наглядных средств обучения и др.), подготовки преподавателей в учреждениях профессионального образования, центрах повышения квалификации педагогических кадров»2.
Разработка своеобразного стандарта этого предмета была проведена на основе анализа сложившейся к началу 2000-х годов в регионах России практики преподавания учебных предметов и курсов православной культурологической направленности. По существующей в то время практике стандартизации образовательных программ и с учётом правовых норм деятельности школы было определено содержание образования, которое могло быть предъявлено учащимся для освоения. Письмо носило ознакомительный и рекомендательный характер, было адресовано, прежде всего, тем, кто уже был связан с преподаванием данного предмета, — руководителям образовательных учреждений, разработчикам программ и учебников, педагогам и родителям.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10300.
2 Примерное содержание образования по учебному
предмету «Православная культура» / Электронный ресурс http://www.atheism.ru/archive/text/748.phtml (дата обращения 25.09.2015).
Вся совокупность изучаемых знаний по этому предмету сформулирована вокруг восьми содержательных линий, отражающих строение этой области знания и структурирующих её изучение:
1) Православная христианская картина мира.
2) История православной религии и культуры.
3) Православная культура и религии мира.
4) Письменная культура Православия (православная словесность).
5) Православный образ жизни.
6) Нравственная культура Православия.
7) Художественная культура Православия.
8) Православие — традиционная религия русского народа.
9) Региональный (национально-региональный) компонент образования.
Стандарт обозначил присутствие знаний о православной культуре в базовом содержании общего среднего образования, конкретно в таких предметах, как русский язык, литература, всеобщая история, история Отечества, общество-знание, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, социальная и экономическая география, изучение традиционной материальной культуры народа и ремёсел.
Также были указаны цели изучения православной культуры в сферах личностной самореализации учащихся, их интеграции в культурное пространство России, социализации и подготовки к профессиональной деятельности в современном обществе. Было отмечено, что приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры необходимо для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности, содействует пониманию жизни человека и общества, создаёт необходимые условия для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.
Текст примерного содержания в момент публикации был размещён на сайте Минобразования России3.
В настоящее время изучение православной культуры в системе общего образования реализуется по двум основным направлениям — в форме
3 В период подготовки и оформления данной статьи полный текст письма и приложения к нему были доступны в сети Интернет только на сайте «Научный атеизм».
модуля «Основы православной культуры» (далее — ОПК) в рамках комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ), а также в форме учебных предметов культурологической и духовно -нравственной направленности, представленных на уровне региональных образовательных систем и программ.
Параметры введения предмета «Православная культура» в содержание общего образования
Независимо от формы преподавания этого предмета, параметры его введения в содержание школьного образования обладают рядом общих характеристик.
В качестве первого параметра следует назвать уникальность и несводимость к другим областям знаний той информации, которая представлена в содержании предмета «Православная культура». Эта область знаний, как и любая другая область научного знания, содержит собственные оригинальные понятия, характеризуемые особой терминологией, конкретные факты и опыт человеческой деятельности, иллюстрирующий специфику познания и смыслы взаимодействия с той реальностью, которая представлена в данной области знания. Названное содержание предмета «Православная культура» может входить в содержание общего образования в соответствии с принципом двойного вхождения базовых компонентов в систему (В.С. Леднев, 1980). Суть принципа двойного вхождения состоит в том, что учебный предмет эффективно интегрируется в систему обучения, если он выступает в качестве «одного из апикальных, явно выраженных компонентов», а также проходит сквозной линией по отношению к другим апикальным структурным компонентам (предметам) содержания образования4.
4 Леднев В.С. Содержание образования /
В.С. Леднев. — М.: Высшая школа, 1989. — С. 80.
В качестве второго параметра следует назвать соответствие целей преподавания этого предмета целям всей системы образования. Для определения данного соответствия следует ответить на следующие вопросы:
• Какие стороны современного общего образования должен обеспечить предмет «Православная культура»?
• Как предмет «Православная культура» может работать на цели общего образования?
• Какие теоретические и фактические знания, интеллектуальные и практические умения должны получить учащиеся в процессе изучения предмета в соответствии с целями и содержанием общего образования?
По представлению Д.Д. Зуева «наука, лежащая в основе предмета, не отвечает на эти во-просы»5. На поставленные вопросы отвечает методика преподавания данного предмета, основанная на общих принципах дидактики и частных дидактических принципах преподавания конкретного предмета. В связи с тем, что методика преподавания предмета «Православная культура» как область педагогических исследований находится в стадии становления (см. первые работы в этой области Т.В. Скля-ровой6, С.Ю. Дивногорцевой7), существует насущная потребность в определении контуров предстоящей в этом направлении работы.
Учебный предмет и учебный материал
Как было отмечено выше, общее представление о целях образования и его социальных функциях определяет характеристику включе-
5 Проблемы школьного учебника: ХХ век: Итоги / Под ред. Д.Д. Зуева. — М.: Просвещение, 2004. — С. 28.
6 Склярова Т.В. Теория и методика преподавания православной культуры в школе / Т.В. Склярова. Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. — 2012. — № 4. — С. 7-12.
7 Дивногорцева С.Ю. Методика преподавания православной
культуры как новая область дидактической науки /
С.Ю. Дивногорцева. Вестник ПСТГУ. Педагогика.
Психология. — 2015. — № 2. — С. 89-98.
ния конкретного предмета в содержание образования.
Содержание современного общего образования, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, нацелено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Изучение религиозной культуры, таким образом, призвано помочь учащимся усвоить знания о конкретной духовной традиции, имея возможность соотнести её ценности с собственным опытом, что будет способствовать духовно-нравственному развитию учащегося. Ответ на вопрос: «При каких условиях преподавание религиозной культуры в школе будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся?», по нашему мнению, может быть получен в пространстве учебно-методического проектирования и конструирования. Заложен -ный в основание образовательных стандартов системно-деятельностный подход предполагает на начальной ступени образования «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся»8, на основной ступени образования «проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся»9. Таким образом, совокупность имеющихся знаний о православной культуре предстоит научно-методическим образом проецировать на достижение целей общего образования.
8 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /
http: / / минобрнауки.рф / документы/922.
9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /
http: / / минобрнауки.рф / документы/938.
Исследователи структуры и содержания образования подчёркивают важную закономерность — содержание конкретного учебного предмета не воспроизводит в миниатюре всю область соответствующего научного знания, а создаёт определённую проекцию его изучения (Н.Н. Баранский, 1960; В.Г. Бейлинсон, 1989; В.А. Попков, А.В. Коржуев, 2008). В личной беседе с автором академик В.А. Попков привёл такой пример — учебный предмет «Химия» в среднем профессиональном образовании может быть представлен различными проекциями: химия для медиков, для судостроителей, фармацевтов, агрономов. Данный пример иллюстрирует не многообразие точек зрения на химическую науку, а нацеленность процесса её изучения на предстоящие виды деятельности и соответствующие им научные области.
Таким образом, критерии отбора содержания по конкретному учебному предмету определяются целями его изучения, которые задают параметры проектирования и разработки учебного материала.
В.Г. Бейлинсон полагает, что содержание образования, предназначенное для усвоения учащимися, максимально конкретно воплощается именно в форме учебных материалов10. Вместе с тем, он отмечает, что понятие «учебный материал» чётко не определено и потому используется в разных значениях. Предлагая авторскую дефиницию понятию «учебный материал», он пишет: «Под этим понятием мы рассматриваем тот материал, который будучи включён в учебную книгу, раскрывает и воплощает содержание определённой учебной дисциплины (её темы и подтемы), а также способы его усвоения»11. Взяв за основу данное определение В.Г. Бейлинсона, сделанное им для специалистов книгоиздания, предложим собственную дефиницию, адресованную педагогам и методистам.
Учебный материал — особым образом структурированная информация, которая используется в учебном процессе, раскрывает, воплощает и иллюстрирует содержание учебного предмета
10 Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. — М.: Мнемозина,
2005. — С. 46.
11 Там же. — С. 49.
(или его части), а также содержит способы его усвоения и воспроизведения.
Обозначим нашу принципиальную позицию относительно учебных материалов. Не только учебник, пособие или рабочая тетрадь могут быть отнесены к категории учебных материалов. В настоящее время на помощь в использовании традиционных учебников и учебных пособий приходят материалы, которые иллюстрируют и объясняют вопросы, возникающие у учащихся, и помогают решать проблемы, которые их волнуют. Особенно важно привлечение такого актуального материала в качестве учебного в практике преподавания православной культуры. Рассуждая о современном арсенале образования, В.Г. Бейлинсон указывает на приоритетное значение организации различных видов деятельности по усвоению предметных понятий и фактов12. Для усвоения нового знания в учебном процессе можно использовать информационные материалы, полученные из свободных источников (Интернет, популярная и художественная литература и т.п.). Эти материалы могут быть названы учебными, если они способствуют соотнесению изучаемых понятий и фактов с организуемыми видами деятельности по их усвоению.
Подсистемы учебного материала
Специалистами (В.Г. Бейлинсон, 2005) выделены три совокупности элементов учебного материала — понятия, факты и виды деятельности, которые необходимы «как для усвоения предметных понятий и фактов..., так и для формирования свойств творческой личности, профессиональной культуры»13. Автор уточняет, что в состав учебного материала входят «характеристики законов и закномернос-тей, теорий и их приложений. Однако в учебном материале эти элементы
12 Там же.
13 Там
же.
функционируют (описываются и обеспечиваются средствами усвоения) при помощи указанных трёх подсистем»14. Центральным направлением отбора и группировки учебного материала является соотнесение понятий и фактов с намеченными и оганизуемыми видами деятельности учащихся.
Кратко охарактеризуем названные элементы подсистемы учебного материала.
Понятия
Подразделяются на те, которые:
• впервые вводятся и достаточно полно раскрываются (определяются);
• вводятся впервые, но даются общие представления, без подробного определения;
• понятия, которые уже знакомы из других учебных предметов, либо известны из жизненного опыта учащихся. Они не определяются, а уточняется, как они используются
в этом предмете.
Факты
Введение фактов в учебный материал требует системного рассмотрения и построения их иерархии. С этой целью следует определить со-подчинённость фактов, отнеся каждый к определённому рангу. К первому рангу будут отнесены главные факты, без изучения которых невозможно постижение данной науки. Например, изучение истории ХХ века невозможно без изучения событий Второй мировой войны (1939-45)15. Это факт первого ранга. К фактам второго ранга относятся события и процессы, характеризующие основные этапы фактов первого ранга. В зависимости от того, какие процессы планирует осветить педагог, производится отбор фактов второго ранга. Раскрывая методический арсенал фак-
14 Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование. — М.: Мнемозина,
2005. — С. 49.
15 Пример опирается на разработку Г.М. Донскова,
адаптирован автором статьи, цит. по Бейлинсон В.Г.
Арсенал образования. — М.: Мнемозина, 2005. — С. 52.
тов, используемых в процессе изучения, покажем, как по-разному может быть организовано усвоение фактологического материала. Предложим два варианта фактов второго ранга, раскрывающих значение событий Второй мировой войны: «Коренной перелом в наступлении немецких войск» (события 1942-43 годов) и «Открытие второго фронта» (события 1944 года). К фактам третьего ранга относятся те события, которые связаны с фактами предыдущего (второго) ранга, поясняющие и раскрывающие их значение. Очевидно, что фактами третьего ранга в теме «Коренной перелом в наступлении немецких войск» будут Сталинградская битва и битва на Курской дуге, а во втором случае — Нормандская десантная операция. Ответ на вопрос о победителях во Второй мировой войне будет зависеть от того, в какой логике учащиеся усвоили факты этого исторического периода. Таким образом подбор фактов выстраивает целевые ориентиры изучаемого материала.
Виды деятельности
Основываясь на целостном подходе к организации деятельности, сформулированным в праксеологии, В.Г. Бейлинсон предлагает разработчикам учебных материалов учитывать три ведущих компонента деятельности — ориентировочный, исполнительский, контрольно-коррекцион-ный. Ориентировочный компонент характеризуется продумыванием и конкретизацией цели, анализом возможных решений, определением этапов достижения намеченной цели, выявлением и подготовкой всех средств, которые помогут её достичь. Исполнение данной работы составляет суть второго компонента деятельности. Третий компонент связан с оценкой полученных результатов и внесением необходимых коррективов. Существенное значение в организации учебной деятельности отводится первому и третьему её компоненту. «Чем более отсталым, примитивным и воспитательно безразличным (даже тормозящим развитие личности) является труд, тем большую долю в нём составляет
второй компонент. Для всякой высокопроизводительной и воспитывающей деятельности характерен большой удельный вес первого и третьего компонентов»16.
Уровни усвоения
знаний
В отечественной дидактике детально разработаны представления о механизме усвоения учащимися знаний. И.Я. Лернером (1980) и М.Н. Скаткиным (1984) выделены три уровня усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание (репродуктивный); применение знаний в сходной ситуации по определённому образцу (пользовательский); применение знаний в новой ситуации (творческий)17.
В.П. Беспалько (1989), развивая данную классификацию, предложил рассматривать уровни усвоения знаний как результат обучения и меру качества усвоения учащимися учебного материала, а также как заранее устанавливаемую учебной программой и/или учебными материалами меру глубины, подробности изучения материала. Он предложил пятиуровневую систему оценивания качества усвоения знаний — от нулевого до творческого. Нулевой уровень (понимание) характеризуется отсутствием у обучающегося знаний и опыта, одновременно на этом уровне присутствует способность воспринимать и понимать новую информацию. Первый уровень (узнавание) связан со способностью узнавать известную информацию и выполнять каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намёк. Второй уровень (воспроизведение) характеризуется способностью самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях. Третий уровень (применение) связан со способностью использовать приобретённые знания и умения в нетиповых ситуациях, самостоятельно адаптируя имеющееся знание к наличной ситуации. На четвёртом уровне (творчество) учащийся действует в непредвиденных ситуациях в известной ему сфере деятельности, создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую инфор-
.: Мнемозина,
16 Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. — 2005. — С. 56.
17 Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. — М., 1989.
мацию18. Каждый названный уровень требует соответствующих ему методов обучения и методов оценки качества усвоения. Тесты, упражнения и разного рода задания в конечном итоге оценивают качество усвоения учебного материала, определяя, на каком уровне понимания находится учащийся. Приступая к конструированию учебных материалов, включающих в себя и задания, стоит ориентироваться на эту выявленную закономерность усвоения знаний.
В современной дидактике используются следующие виды заданий: на репродуктивном уровне традиционно: тесты, логические цепочки, пропущенные в тексте слова; на пользовательском уровне: таблицы соответствий, работа с изображением, звуком, текстом, видеофрагментами; на творческом уровне: сочинения, эссе, другие творческие задания, проектные работы и элементы научно-исследовательской деятельности. Все названные виды заданий лежат в основе разработки контрольно-измерительных материалов оценки качества образования, используемых в процедурах ГИА, ЕГЭ и других измерениях в образовании.
Примеры конструирования учебных материалов: задания олимпиады школьников по православной культуре
В качестве примеров конструирования учебных материалов рассмотрим задания Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры. В связи с тем, что олимпиада открыта к участию школьников как изучающих, так и не изучающих даный предмет, большая часть заданий олимпиады сконструирована в форме учебного материала. Ведущей идеей составления заданий стал девиз «Просвещение через олимпиаду».
18 Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько. —
Высшая
школа,
1970.
Просветительскую функцию выполняют подробные предтестовые задания.
Примеры тестов 1. Подчеркните правильный ответ:
1.1. Первым неподвижным двунадесятым праздником богослужебного года является
A. Воздвижение Креста Господня.
Б. Рождество Пресвятой Богородицы.
B. Рождество Христово.
Г. Успение Пресвятой Богородицы.
1.2. В римских катакомбах часто встречаются изображения истории пророка Ионы, которая является, по слову Иисуса Христа, прообразом
A. Избрания и послания апостолов на проповедь.
Б. Преображения Господня.
B. Разрушения Иерусалима.
Г. Смерти и Воскресения Спасителя.
1.3. Этот праздник возник в России ещё в XVII веке, но стал торжественно отмечаться только с ХХ века. Поместный собор 1917—1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после Дня всех святых (т.е. во 2-е воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой Отечественной войны.
A. День всех святых, в земле Российской просиявших.
Б. Димитриевская суббота.
B. Духов день.
Г. Праздник Покрова Божией Матери.
Примеры логических цепочек
2.1. Какое из нижеперечисленных названий недель богослужебного года является лишним в ряду и почему?
A. Неделя о мытаре и фарисее. Б. Неделя о блудном сыне.
B. Неделя о Страшном Суде. Г. Неделя Крестопоклонная.
2.2. Укажите слово, выпадающее из логического ряда. Объясните свой выбор.
А) Благовещение, Рождество Христово,
Сретение, Троицын день.
Б) Алтарник, Иерей, Игумен, Иеромонах.
Примеры работы с
текстом
3.1. Заполните пропущенные в тексте слова.
Избрание Патриарха состоялось не в
— главном
храме России, как было принято раньше,
а в храме ___
, поскольку советская
власть закрыла Кремль для доступа. Но на время избрания было разрешено взять из____чудотворную ____ икону
Божией Матери, перед которой и был поставлен ковчежец с именами кандидатов.
5(18)__19_ года после
окончания Литургии и молебна преподобный Алексий (Соловьёв), старец-затворник из Зосимовой пустыни, вынул
г- «а ТУ4 «а
из ковчежца жребий. Киевский митрополит___(Богоявленский) (первый мученик из числа архиереев, через два месяца после избрания Патриарха убитый большевиками), развернул жребий и прочёл: «Тихон, митрополит
. И весь храм
воскликнул: «Аксиос», что означает
Примеры работы с изображением
4.1. Перед вами таблица, разделённая
на четыре периода года. В каждом разделе помещена икона праздника или святых, память которых приходится на это время года. Напишите, как называется этот праздник, какого числа он празднуется, в честь каких событий установлен.
4.2. Войдя в 1812 году в Москву, французы без всякого почтения относились
к её древним святыням. В соборах устраивались конюшни, храмы и монастыри подвергались грабежам, церковные книги уничтожались. Внимательно посмотрите на картину художника В.В. Верещагина
«Маршал Даву в Чудовом монастыре» и ответьте на вопросы.
1. Какому событию был посвящён главный храм Чудова монастыря?
2. Как называется место, на котором стоит часовой?
3. Где расположились маршал Даву и его адъютант?
4. Как называются двери, створка которых видна на картине?
Примеры таблиц соответствия
5.1. Монастыри в Древней Руси были не только духовными центрами, но и мощными крепостями, которые при необходимости могли выдержать долговременную осаду. Заполните таблицу, указав цифру, соответствующую правильному ответу.
Основатели: 1. Прп. Зосима, Савватий и Герман; 2. Прп. Антоний и Феодосий; 3. Прп. Сергий Радонежский.
Время основания: 1. XI век; 2. XIV век; 3. XV век.
Монастырь Основатели Время основания
Спасо-Преображенский
Соловецкий
Троицкий
Киево-Печерский
Пример творческого задания
6. Напишите о престольном празднике одного из православных храмов вашего города по следующему плану:
Ожидание. Приготовление. Канун празднования. Праздничное торжество. Воспоминание.
Пример проектной работы
7. Проектная работа «Храмы-памятники».
Одной из форм памятников в истории России был храм: благодарственный, памятный, обет-ный. Соберите информацию о храмах-памят-
никах Москвы для альманаха. Альманах состоит из 4-х страниц, на каждой из них расположите собранную вами информацию по плану:
1 страница. Напишите небольшое историческое эссе по событиям, с которыми связана история храма. В эссе необходимо объяснить значение этого события (событий) для наших современников.
2 страница. Возьмите интервью у священника храма, задав ему следующие обязательные вопросы:
• В чём особенность храма-памятника?
• Осознают ли прихожане тот факт, что храм связан с историческим событием?
• Если да, то в чём это выражается?
• Что общего у ратного и духовного подвига, в чём состоит их отличие?
• Сформулируйте и задайте два ваших авторских вопроса
3 страница. Изучите храм и составьте список икон и/или росписей, связанных с ратным и духовным подвигом. Сфотографируйте их, поместите на страницу.
Выберите одного из святых, изображённых на иконе или росписи. Напишите краткое его житие, пояснив, какой пример своим подвигом он даёт современной молодёжи. Если есть возможность, найдите в храме места, связанные с историческим событием.
Дополнительно. Узнайте об особо чтимых в этом храме иконах. Запишите краткую историю одной из них и представьте на данной странице её фотографию.
4 страница. Проведите небольшой опрос на улице рядом с храмом.
Опросите не менее 10 человек, задав им следующие обязательные вопросы:
• Ваш возраст и социальный статус (рабочий, служащий, менеджер, пенсионер, домохозяйка, учащийся и т.п.).
• Знаете ли Вы, что такое храм-памятник?
• Известны ли Вам какие-либо храмы-памятники в Москве?
• Где в Москве можно найти памятники, связанные с историческим событием?
• Что Вам известно о находящемся рядом с нами храме?
• В чём, на Ваш взгляд, заключается духовный подвиг?
• Нужно ли образованному человеку знать основы православной культуры?
Если ваши собеседники разрешат, сфотографируйте их. Поместите фото вместе с ответами на странице.
Роль конструирования учебных материалов в изучении православной культуры
Изучение православной культуры в современной системе образования призвано содействовать духовно-нравственному развитию учащихся. Принципы развивающего обучения предполагают, что учащийся «не довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, воспринимая их как истину в последней инстанции, а под руководством учителя со всё более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос «откуда мы это знаем?» вполне естественен для такого ребёнка)»19. Получение «готового» знания
19 Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования / / Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. — М.: НИИ школьных технологий. 2008. — С. 13.
от учителя заменяется в системе развивающего обучения самостоятельным выявлением искомой закономерности на материале анализа одного-двух случаев, предложенных педагогом для работы. Копирование образцов заменяется в системе развивающего обучения освоением навыка анализа своих и чужих действий, способностью самостоятельно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности. На смену традиционной вопросно-ответной форме взаимодействия педагога с учениками приходит инициируемый учащимися диалог или дискуссия с преподавателем. Организуемая таким образом учебная деятельность в процессе изучения православной культуры будет способствовать развитию интереса к дальнейшему самостоятельному знакомству с этим предметом. Конечной целью знакомства учащихся с сокровищницей отечественной религиозной культуры является не усвоение необходимого объёма знаний, умений и компетенций, а пробуждение и поддержание интереса к изучению этой сферы человеческого бытия и культуры. Для достижения такой цели позиции педагога предстоит сместиться с позиции «уникального носителя нового знания» и «оценивателя учебных достижений учащихся» на позицию «проводника в открытии новых знаний». Учителю предстоит вместе с учащимися открывать пространство и смыслы православной культуры. Педагогический профессионализм в данном случае должен быть сфокусирован в области грамотного подбора и использования учебных материалов. НО