COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
УДК 299.572(470)
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ В НЕОЯЗЫЧЕСКОЙ ОБЩИНЕ «ПРАВОВЕДИ» © Ожиганова Анна Александровна, к. ист. н., научный сотрудник
Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва, Россия)
Среди российских неоязыческих объединений, по преимуществу представляющих собой «группы городских интеллектуалов», община «ПравоВеди» занимает совершенно особое положение. Её своеобразие заключается не столько в оригинальности идей, почерпнутых из общего информационного пространства неоязыческой субкультуры, сколько в совершенно уникальном опыте социального конструирования.
Община «ПравоВеди», или, как называют её члены сообщества - «семейно-родовое селение», располагается недалеко от города Коломна на территории трёх практически исчезнувших деревень: Кочаброво, Новая и Дарищи. Труднодоступность поселения отчасти обусловлена его расположением: добраться туда можно только на автомобиле, причём ехать придётся по грунтовой дороге. Впрочем, этот факт лишь подчёркивает закрытый характер общины. Гости могут посетить «ПравоВеди» только по личному приглашению лидера общины Ма-Лены после тщательной проверки (в частности, через поисковые системы интернета). Фотографирование и видеосъёмка жителей общины и святилища строго запрещены, однако, можно получить разрешение делать снимки домов и других несакральных объектов. В то же время, община с готовностью распространяет собственные аудиозаписи песен в исполнении Ма-Лены и видеозаписи проводимых в «ПравоВеди» праздников.
Община «ПравоВеди» хорошо известна в среде славянских неоязычников: Ма-Лена («Мать Елена»; настоящее имя - Елена Мартынова) выступает на конференциях, участвует в концертах и других мероприятиях. В частности, она принимала участие в международной конференции «Славянский мир: духовность, культура, самосознание», проходившей в феврале 2010 г. в Минске. Информация об аналогичном мероприятии в 2009 г. («Славянский мир: мировоззрение, культура, стратегия»), подтверждающее выступление Ма-Лены на одной из секций конференции, размещена на форуме родноверческих общин. В 2007 г. община «ПравоВеди» участвовала в концерте международного проекта «Дорогами предков», существующего при поддержке Всероссийского научно-исследовательского центра народной медицины «ЭННОМ»: «Звучали исцеляющие песни Мартыновой Е. Т. в исполнении жителей селения, которые живут, работают и отдыхают с этими песнями. Эти песни обладают необычайно целебной силой» [Отчёт о концертах 2007]. Информация об общине представлена на сайте «ЭкоРусь» в категории «Эко-туризм». Наконец, сама Е. Мартынова в 2004 г. издала свою первую книгу «ПравоВеди». Впоследствии стали выходить и распространяться другие сочинения Ма-Лены: «Беседы» разных лет, а также сборник песен «Геральдика небес» (2008) .
На праздниках в «ПравоВеди» побывало множество гостей. По словам Ма-Лены, «кто-то приезжает посмотреть, как язычники живут, а кто-то - богам поклониться» [ПМА 2011]. Среди почётных гостей общины - Велимир (Н. Н. Сперанский), волхв языческой общины «Коляда Вятичей»; директор Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации В. А. Чудинов; писатель, автор книги «Пособие для жрецов и кудесников» В. А. Шемшук; евразиец Г. Г. Сотников. Положительные отзывы именитых гостей члены общины тщательно собирают и публикуют в приложении к сочинениям Ма-Лены.
30
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
В целом, община «ПравоВеди» довольно слабо представлена в интернет-пространстве по сравнению со многими неоязыческими и иными новыми религиозными группами и движениями, у неё нет своего сайта, информацию о жизни в общине приходится добывать буквально по крупицам1.
Всего в общине проживает около 50 человек, включая детей, причём ядро составляют родственники Ма-Лены по женской линии: её старшие сестры и их взрослые дочери со своими семьями, дочери Ма-Лены со своими мужьями и детьми, а также её трое сыновей, также уже достигшие совершеннолетия. Община формировалась постепенно: в середине 90х гг. родственники Ма-Лены начали продавали свои дачи в разных районах Подмосковья, чтобы купить дома в заброшенной деревне и поселиться всем вместе. На месте старых деревенских домов по эскизам Ма-Лены они построили новые дома, храм, «Избу знаний», детскую площадку (см. раздел «Фотогалерея», фото № 1-3). Сестра Ма-Лены отмечает, что родственники решили поселиться вместе ради детей - «так жить удобней и детей растить проще». Сама Ма-Лена удивляется интересу к общине со стороны посторонних людей, в частности, представителей правоохранительных органов: «Мы - не секта, а родня. Почему бы нам не жить вместе так, как нам нравится. Законов мы никаких не нарушаем» [ПМА 2011].
Возникновение общины связано с таинственным мужем Ма-Лены и отцом её сыновей Владимиром. Иногда Ма-Лена называет себя «Елена Владимирова»: «я - простая русская мать - Ма-Лена, жена Владимира, ведомая Родом». О Владимире известно, что он родом с Урала, занимался целительством, а Ма-Лена была его пациенткой, которую он излечил от рака. После излечения они в течение восьми лет жили в уединении («в затворе», как говорит Ма-Лена), где родились их сыновья, а Ма-Лена обучалась целительскому искусству. Впоследствии он загадочным образом исчез. В своём творчестве Ма-Лена часто обращается к образу могучего уральского «колдуна», «шамана». В частности, ему посвящен сказ «Откровение»:
Пошла чутьём за голосом твоим.
Он был в тебе, но будто не твоим.
Я начала внимать слова твои,
Что всё не то, что всё не так!
Должно быть по-иному! Да, - но как?
[Мартынова 2008 б: 170].
Ма-Лена является авторитарным лидером: хотя каждая семья в «ПравоВеди» ведёт своё хозяйство самостоятельно, без Ма-Лены ни один важный вопрос не решается. В общине поддерживается своеобразный матриархальный уклад: знание об обрядах и целительстве передаётся по женской линии, соответственно, наибольшим авторитетом после Ма-Лены пользуются её дочери. Члены общины следуют предписанным гендерным ролям. Мужчины зарабатывают деньги, работая, например, в Коломне на стройках, женщины занимаются домашним хозяйством и детьми. В отличие от многих горожан, с трудом осваивающих жизнь на земле (например, последователей движения «Анастасия/Звенящие кедры России»), хозяйственная деятельность жителей «ПравоВеди» выглядит вполне успешной: они разбили огороды, разводят домашних животных и в значительной степени обеспечивают себя продуктами.
По словам Ма-Лены, она зарегистрирована как народная целительница во Всероссийском научно-исследовательском центре традиционной народной медицины «ЭНИОМ». Ма-Лена лечит не только членов общины, у неё есть свой круг пациентов, но свои целительские методы она предпочитает не раскрывать. Известно только о разнообразных способах применения некоей лечебной растительной смолы, состав которой также связан с колдуном-целителем Владимиром. Члены общины называют её «Га» (Ма-
1 При написании статьи использованы полевые материалы авторы, собранные во время трёх визитов в общину «ПравоВеди» в период с января по май 2011 г.
31
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
Лена считает, что этот слог - ключ некоего священного «всемирового» праязыка) и носят в ладанках на груди, считая панацеей от всех болезней. В середине 1990-х гг. этот препарат продавался, в частности, в известном московском Нью Эйдж центре «Путь к себе».
К врачам члены общины не обращаются, считается, что любые проблемы со здоровьем можно решить с помощью целительских познаний Ма-Лены. Все женщины рожают дома, в родах им помогает одна из дочерей Ма-Лены, также занимающаяся целительством. Сама Ма-Лена и её родственницы признают, что обладая от рождения слабым здоровьем, «здесь, на природе его поправляем». В общине нет каких-то специальных оздоровительных практик, считается, что главное для здоровья - это «правильно жить». «А житье-бытье у нас нехитро: выстроить дом; огород, сад сажать; Род почитать, мать-отца уважать; детишек в том доме рожать, род земной продолжать; знания передавать, Мать-Землю защищать. А пища в том дому - по уму: чай, хеб-соль, мёд, молоко да каша, квас, картошка, грибов немножко, щи-борщи, коль готовы пироги у нас в печи, можем выпить и Сурьи » [Мартынова 2008 б: 17].
Жители «ПравоВеди» и пациенты Ма-Лены, а также многие гости общины верят, что песни Ма-Лены обладают целительными свойствами, причём не только для исполнителей, но и для слушателей. Также считается, что колодезная вода излечивает от многих болезней, поэтому на каждом участке в общине выкопан свой колодец. Важным ежедневным событием для всех жителей общины выступает обязательное чаепитие, которое совершается всегда в одно и то же время - в 4 часа дня. Исключительная особенность этого чаепития, с которой связывают его целительные свойства, является то, что вместо сладостей подают солёную пищу, прежде всего, посыпанный солью чёрный хлеб. Практику такого чаепития также ввёл еще «отец Владимир». В обычные дни чаепитие проводят в каждом домохозяйстве самостоятельно, а во время праздников собираются всей общиной вместе, пьют чай, слушая рассказы о новых открытиях и озарениях Ма-Лены.
Все женщины в «ПравоВеди», включая самых маленьких девочек, ходят в длинных юбках и собственноручно изготовленных головных уборах - чепцах. Мужчины носят высокие сапоги, рубахи-косоворотки с пиджаками и картузы, напоминая своим обликом одевшихся в праздничную одежду фабричных рабочих начала XX в. Члены общины стремятся к многодетности: в семьях по четверо-пятеро-шестеро детей. У всех жителей «ПравоВеди» экзотические, псевдодревнерусские имена: Борей, Терентий, Пантелей, Купава, Елизар, Диляна, Михор, Еланна, Наталина, Васелена, Володар, Ярий, Земляна, Родоней, Влатосар, Дива. Взрослые переделали свои имена: Елена стала Еланной, Наталья -Наталиной, Михаил - Михором. Детям при рождении даёт имена Ма-Лена во время специального обряда.
Дети школьного возраста находятся на домашнем обучении, будучи прикреплены к одной из московских частных гимназий. В общине занятия по школьным учебникам проводит одна из дочерей Ма-Лены в оборудованном под школьный класс помещении на втором этаже «Избы знаний» (см. фото № 4). Однако получению школьных знаний не придаётся большого значения, считается, что гораздо важнее готовить девочек к материнству, а мальчиков обучать ремеслу. Все дети участвуют в хозяйственной жизни своей семьи: пекут хлеб, топят печку, носят воду из колодца, работают в огороде. Сыновья Ма-Лены обучаются сварке, резьбе по дереву. Украинская писательница Светлана Савицкая, побывавшая в «ПравоВеди», с восторгом делится своими впечатлениями: «Там принято вместо слова «здравствуйте» приветствовать друг друга словами «земной поклон». Дети проходят учёбу экстерном и не приносят оценок выше тройки. Но зато с детства они знакомы с тем, откуда у коровки растут титечки, и как добыть из них молочко. Как своими руками построить избу. Как пахать на лошади. Как водить машину. Как любить Родину. Как быть верным одному человеку и жить общиной, помогая друг другу» [Савицкая 2009]. 2
2 Сурья - медовый квас - распространённый напиток в среде славянских неоязычников
32
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
Ма-Лена занимает исключительное положение в общине, всё своё свободное время посвящая сочинению ритуальных текстов, сценариев праздников, песен и сказов. Не зная нотной грамоты, она сочиняет песни на слух, а записывать мелодии ей помогают дети общины, умеющие играть на балалайке и других русских музыкальных инструментах.
Одно из сочинений Ма-Лены - «Воин Руси» - получило известность в среде российских неозычников как «военно-патриотическая песня» (Ма-Лена даже сетует, что «её поют скинхеды»):
Могучий дух воина земли,
Кованой цепью Русов ты скрепи.
Эй, молодцы, мужи, мужики-братки,
Будьте вы на страже, как дедов праотцы.
Видеоролик с этой песней, созданный членом общины Михором, доступен на ресурсе YouTube.
Члены общины называют себя «русами» или «русичами», но не считают это указанием на национальную принадлежность: «Русы - это не нация, это Дух. Русский народ - это Дух Рода. Наций никогда не было. Был наРод, составляющий свои рода по Закону Рода, живущие по Закону Рода» [Мартынова 2008 а: 13]. Точно так же и якуты - это не национальность, считает Ма-Лена: «Поднимая ввысь руки к утреннему Солнцу, люди говорили: «Я-как-ты!» - т. е. твоя искра на Земле» [Мартынова 2008 б: 24]. Таким образом, в соответствии с представлениями Ма-Лены, «русича», почитающего Солнце, можно назвать «якутом».
Ма-Лена связывает происхождение своего рода с Сибирью («Хотя я рождена в Сокольниках, жила в Измайлово, по отцу - Алтайского рода»), а значит, и с древним знанием, поскольку в соответствии с мифом славянских неоязычников, именно в Сибири («на Севере») находится загадочная страна предков - Гиперборея.
Жители «ПравоВеди» активно работают над созданием собственной мифологии пространства. Так, деревня Кочаброво предстаёт в образе «спасительного Ноева ковчега» (таковым он стал для последователей Ма-Лены, но именно тут и происходили, по её мнению, библейские события). Утверждается, что через территорию общины проходит ось Земли, соединяющая Москву и Урал, а значит, здесь находятся своего рода сакральные врата в страну Гиперборею. Опираясь на изыскания местного краеведа, Ма-Лена утверждает, что именно в этой части Подмосковья располагалась древняя страна Мизия, а также происходили события Троянской войны. В качестве свидетеля тех времен гостям показывают курган в форме сердца вблизи села Кочаброво. Жители «ПравоВеди» верят, что на территории общины в древности существовало святилище и что храм Рода не просто возведён ими на этом самом месте, но является «воссозданием» древнего языческого храма.
Смысл названия общины Ма-Лена объясняет следующим образом: «Право - Закон, Веди - знай, т. е. ведай. Мы - не «Праведы», не «Правоведы» и не «Веды». Мы - наРод, живущий здесь и сейчас. Мы - Славящие Правь и знающие, т. е. Ведающие, именно от этого мы Православны - ПравоВеди» [Мартынова 2008 а: 1]. Таким образом, она вписывает свою общину в контекст русского неоязычества, в котором «Навь», «Правь» и «Явь» являются важнейшими концептами (Правь - это мир светлых богов, Навь - обитель тёмных божеств, а Явь - земной мир людей) [Сморжевская, Шиженский 2010: 129-137].
На вопрос, какую религию исповедуют жители «ПравоВеди», Ма-Лена отвечает: «Служим “Вечному Времени”». Первое предположение, что это означает обращение к «вечным», т. е. традиционным обычаям, оказывается не совсем верным. Последователи Ма-Лены поклоняются времени, как божеству: «Время - это Бог. Бог - это и есть Род». При этом в пантеоне «ПравоВеди» присутствует также божество по имени Коло - олицетворение годового цикла движения Солнца: «Проживая каждый из его месяцев (богов), все на земном шаре каждому из них поклоняются по очереди, в течение всей своей жизни и так же в свою очередь божкам, т. е. неделям в каждом месяце, далее идут сутки, часы и т. д. Не замечая в суете мирской, поклоняемся извечному Времени - Богу, т. е. Роду» [Мартынова 2008 а: 18].
33
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
Род - это единый Бог, он также выступает как творец мироздания: «Все выстраивается и надстраивается в этом мире от самой приРоды, в первую очередь - это небосвод, огонь, бездна вод - это и есть «Видимый», точнее Его творенья».
С 2005 г. община живёт по собственному календарю, разработанному Ма-Леной. Год состоит из 12 месяцев, в каждом из которых 30 дней (кроме общеупотребительных названий месяцы также могут называться по соответствующим знакам зодиака) и дополнительного месяца из четырех дней под названием Змееносец. По этому календарю в каждом году числа месяца выпадают на одни и те же дни недели. Например, Новый год (ЧислоКолоГод) наступает 1 января (1 козерога), которое всегда приходится на воскресенье. Таким образом, считает Ма-Лена, достигается «равномерное движение времени», которое обеспечивает гармонию (лад) в жизни общины. «Не происходит разрыва в виде отверстий в четырёх месяцах, тридцать первым днём. Эти дни, как вставленные палки в колесо, нарушают равномерное течение времени. Только в естественный проход, где начало и конец, т. е. ноль, могут быть добавлены дни, упорядочивающие годовое Время». Дополнительные четыре дня - «Столпы», вокруг которых вращается год - Коло, завершают год. Так осуществляется союз между Солнцем и Луной, говорит Ма-Лена, и рождается божество начала года Коляда (Коло+Лад) [Мартынова 2010, 80-82]. С тех пор как общинники начали жить по новому календарю, они не переводят стрелки часов весной и осенью, оставаясь верными собственному упорядоченному ходу времени.
Помимо Нового года, важнейшими праздниками в общине считаются дни, составляющие «основу года»: весеннее равноденствие (21 марта), летний солнцеворот (22 июня), осеннее равноденствие (22 сентября) и зимний солнцеворот (22 декабря). Кроме того, празднуются «День Духа-Земли» (13 января), «День Матери-Земли» (8 марта), «Возрождение» (5 апреля), «Праздник Мирового Яйца Рода» (1 мая), «День Воина Земли» (13 июля), «День Матери Мира» (7 октября), а так же «День Победы Русского Духа» (9 мая).
В праздничные дни все жители общины собираются на уединенно расположенной и окружённой высоким забором территории вокруг храма Рода, который представляет собой небольшое деревянное сооружение с высокой двускатной крышей и двустворчатыми дверьми, украшенными резными стилизованными изображениями лебедей (некоторые посетители принимают их за перевёрнутый знак доллара). На территорию могут попасть только члены общины и приглашённые гости, но внутреннее пространство храма обладает большей степенью сакральности - никто, кроме Ма-Лены и помогающих ей во время праздника сыновей, не переступает его порог. Там хранятся символы бога Рода, атрибуты для совершения обрядов, в частности, восьмиугольный деревянный бубен, являющий собой образ мироздания. Празднование состоит из обрядовой части, которую исполняет Ма-Лена при ассистировании сыновей, и собственно праздника с пением песен, хороводами и общей трапезой. «Праздник может состоять из 1-го чина, 2-го чина, застолья, веселья... Должны водиться хороводы, петься песни соответствующие празднику; возжигаться чаши с земным огнем; испиваться вода, взятая из живого родника; преломляться хлеб, испечённый в печи, с солью, с мёдом поочередно; пригубляться единожды Сурья и приниматься пища, что из печи вышла. И до вечернего чаепития веселье с песнями да плясками, да произвольными рассказами. А как попили чай, так опять разговоры продолжай, да игры играй, т. к. в празднике принимают участие от мал до велика каждого из родов» [Мартынова 2010, 84].
В символической вселенной «ПравоВеди» важное место занимает образ лебедя, которого почитают как священную птицу древних славян и символ Древней Руси. Образ лебедя восходит к мифу о Гиперборее, северной стране, с которой многие русские неоязычники связывают возникновение древнеславянской цивилизации. В одном из вариантов этого мифа Гиперборея называется «Лебединой страной», а Царевна Лебедь выступает одним из её божеств3. Изображения лебедя можно увидеть среди иллюстраций к книгам Ма-Лены, в храме Рода, в орнаменте деревянной резьбы, украшающей дома, в
3 Ма-Лена цитирует книги В. Дёмина «Гиперборея - праматерь мировой культуры», «Заветными тропами славянских племён» и другие.
34
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
интерьере «Избы знаний». Стилизованное изображение лебедя S (Г) (а также знак скрипичного ключа), считается главным символом мироздания - это «ключ всемирного языка», «ключ Вселенной» - и используется в написании слов в сакральных текстах (например: руБы). С этими идеями связано представление о древности русской
письменности: она существует многие десятки, а возможно, сотни тысячелетий, а русская цивилизация, соответственно, является, наряду с китайской, одной из древнейших, - считает Ма-Лена.
Ма-Лена разделяет свойственное многим русским неоязычникам представление о том, что православие - это истинная религия древних славян, узурпированная и искажённая христианством [Бесков 2014, 20]. Происхождение православия они возводят к
«праславянской», т. е. древней общеиндоевропейской религии. В свою очередь, язычество не считается особой, дохристианской, формой религии: язычниками называли людей, которые первыми начали говорить («использовать язык»), потому что «изначально все общались мысленно», утверждает Ма-Лена. В то же время, язычеством она называет локальные формы «ПравоСлавия»: «Следуя Закону Мироздания мы все как один - ПравоСлавны, только каждый язычит, т. е. говорит и обряжается, и всё нарекает по вкусу того места или местности, где рождён» [Мартынова 2011, 8]. Таким образом, в её представлениях отражается один из главных парадоксов современного язычества: признание множества божеств (среди почитаемых божеств упоминаются Сварог, Перун, Макошь, Коляда, Ярило) и вера в единого бога («Вера была и есть в Едином»).
Христианские религиозные формулы и символы подвергаются своеобразной ресемантизации, т. е. наделяются новым содержанием при сохранении прежней формы4. Примером такой ресемантизации является прочтение образа Иисуса с учениками как бога Коло - Солнца в окружении 12 созвездий, совершающего годовой цикл движения по небосводу. В «ПравоВеди» почитают свой вариант Троицы: «Земле-Матри поклоняюсь я; Да и Sвет-Отца почитаю я; Дыхни ветерком Чистым Духом». Своего рода символ веры сформулирован Ма-Леной в виде «Закона от Sотворения Мира»:
1. Я есть Един! Почитай Бога Всевышнего.
2. Чтите все Его снисхождения (сынов и дочерей).
3. Чтите друг друга: сын, дочь, Мать и Отца.
4. Русские боги не приемлют людских и животных жертв. Не тобой жизнь дана, не тобой возьмётся.
5. Береги всегда от сграбления руки.
6. Убегай от Кривды и следуй Правде.
7. На едину жену должен муж посягать, а жена - на единого мужа.
8. Не завидуй, не ревнуй.
9. Сохраняйте от съедения пищей чрево.
10. Почитай все дни недели, а особенно седьмой (воскресенье).
11. Верьте вы в три лика Всевышнего, Знайте истину Божьих Вед, Отца-Сына, Матри и Sвета-Га Духа.
12. Аминь! (Да будет так!) [Мартынова 2008 б: 233].
Таким образом, утверждается своеобразное единобожие, поддерживаются христианские моральные и семейные ценности, сохраняется традиция отмечать воскресенье как священный день. Вместе с тем, говорится о ценности освобождения от почитания ложных богов и истин («Церковь - не мать, Бог - не отец») и свободе личного духовного поиска.
Сама Ма-Лена говорит, что её тексты - это «первозданная каша», из которой каждый может выбрать то, что ему по вкусу. Как многие создатели так называемых возрождённых традиций, она претендует на сугубую «научность» своих языческих реконструкций, но
4 Ресемантизация - намеренное авторское изменение смысла слова или выражения, подчинённое общей идее, направленности всего текста.
35
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
признаётся, что, в основном «черпает информацию из космоса». Среди основных источников Ма-Лены - псевдонаучные сочинения таких авторов, как Б. Митрович, Ю. Мансуров, Г. Гриневич, В. Дёмин, В. Чудинов, В. Шемшук. Некоторые из них сообществом русских неоязычников официально внесены в список лжеученых, «наносящих вред славянской вере» [Перечень 2012].
Источником вдохновения для Ма-Лены служат не только фантастические построения упомянутых исследователей, но и стихи В. Высоцкого (стихотворение «Песня о Земле» она даже включила в свой сборник), русские романсы, книги С. Лазарева «Диагностика кармы», популярные телепередачи (например, «Очевидное-невероятное»), публикации в журналах. Порой Ма-Лена просто отмечает: «это взято из интернета». При этом во многих её сочинениях повторяется мотив запутанности, утраты истины, поклонения ложным богам (одна из песен так и называется - «Кому верить?»). Выход из этой ситуации предлагается вполне в духе философии Нью Эйдж, где под спасением понимается реализация личного духовного поиска:
Достаточно на свете было христов,
В достатке людьми навоято крестов.
С избытком спасов себе создавали,
Чтоб «дети от солнца» их души спасали.
Напрасно усердно стругают дубы на кресты,
Распятия спасам теперь не нужны.
Пусть каждый себя в жертву несёт,
Пройдёт путь спасителя - душу спасёт [Мартынова 2008 б: 52].
Песня «Мой гимн» (исполняется на мотив государственного гимна России) имеет для Ма-Лены программный характер. Она вспоминает события современной истории: эпоху Горбачева, перестройку, смятение от нового открывшегося знания и новых возможностей, которое охватило тогда многих соотечественников:
В дебатах, в сомненьях, боях и сраженьях,
Когда развалилась большая страна,
Мы поняли много, для нас путь-дорога Была и осталась одна навсегда!
Беда наша в том, что открыли нам окна,
Политика света открытых дверей,
Мы сразу остались без стен и без крыши,
И враз все ослепли от этих идей!
[Мартынова 2008 б: 137].
Сейчас перед людьми стоит задача построить новый дом с надёжными стенами и крышей, научиться правильно («праведно») жить, считает Ма-Лена.
Жители общины верят, что являются носителями тайного знания, унаследованного от древних могущественных предков. Они гордятся своей общиной и ценят только те неоязыческие и, в целом, неорелигиозные сообщества, которые создали собственные поселения. «Нам интересны только те, кто живет на земле, растит детей, - говорит Ма-Лена. - Что такое движение «Анастасия»? Что такое «Славянская Вера»? (имеется в виду «Союз общин славянской Родной Веры») - одна болтовня»5 [ПМА 2011].
Надо отметить, что в глазах многих посетителей «ПравоВеди» псевдореконструкции Ма-Лены приобрели убедительную достоверность благодаря их реализации в повседневной жизни общины. Так, В. Чудинов отмечает: «В каждом высказывании Ма-Лены существует сакральный подтекст, который переводит её литературную деятельность в разряд
5 Надо заметить, что на самом деле отношение Ма-Лены к родноверию гораздо сложнее, о чём говорит хотя бы тот факт, что одну из девушек своей общины она выдала замуж за молодого человек из родноверческой общины, который остался жить в «ПравоВеди».
36
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
мифотворчества. Её метод по-научному называется интроспекцией, или духовидением». Он удивлён формой исполнения обряда, сомневается, «использовался ли бубен в ритуалах славянского ведичества», но, в конце концов, допускает, что «в древности так оно и было» [Чудинов 2007]. Участие в празднике убеждает С. Савицкую в достоверности мифа о сакральном пространстве общины: «Возможно, когда-то там было древнее православное капище, а теперь оно выстроено заново» [Савицкая 2009].
Волхв Велимир (Н. Сперанский), принявший участие в празднике Мирового Яйца, в целом скептически отозвался о деятельности Ма-Лены, увидев в ней лишь «новодел всевластной хозяйки». Тем не менее, он считает опыт «ПравоВеди» достойным внимания: «Вполне научным оказывается сам факт появления таких самобытных религиозных новоделов. Закономерно, что у обратившегося к язычеству сельского поселения будет много своих домашних религиозных самобытных чудачеств. И скорее всего, так же было и в древности» [Велимир 2009].
Как многие так называемые «возрождённые религии», «ПравоВеди» являет собой пример парадоксального обращения с традицией. Претендуя на воссоздание древнеславянской религиозной системы, члены общины фактически изобретают новую религию. Традиция превращается в инновацию: неоязычники объявляют себя
продолжателями традиционных культов, исчезнувших, но продолжающих своё существование на «тонком плане». Другое ключевое понятие - род - осмысляется как общность, обращённая не в прошлое, а в будущее: надо вырастить «на земле», в условиях языческой общинной жизни свою линию потомков, которые сформируют новый род. «Акцент делается уже не столько на восстановлении или возрождении некоей утраченной веры предков, сколько на определении истинного духовного пути, на творческом конструировании по сути новой религии» [Коскелло 2009: 302].
«Изобретение традиции - это процесс формализации и ритуализации», в ходе которого происходит поиск ритуалов, церемоний, новых героев и символов, установление новых праздников, создающих иллюзию преемственности и формирующих эмоциональную связь с прошлым [Hobsbawm 2003: 2]. Собственный календарь, празднично-обрядовый комплекс, сакральная история и топонимика служит формированию особого сакрального хронотопа общины (взаимосвязи пространственно-временных координат). При создании символической вселенной в качестве важных элементов могут использоваться уже готовые конструкты: например, система знаков зодиака и другие астрологические реалии связывают «ПравоВеди» с традицией Нью Эйдж, а космологическая система миров «Яви», «Прави» и «Нави» - с неоязыческими общинами России и Украины.
В то же время ряд особенностей выделяют «ПравоВеди» среди объединений русских неоязычников. Во-первых, Ма-Лена и её последователи совершенно чужды русской националистической идеологии и более того, в принципе отрицают существование наций. Во-вторых, имея лишь среднее профессиональное образование, Ма-Лена ни в коей мере не относит себя к кругу интеллектуалов, знатоков древнерусской культуры и истории, и полагается не столько на книги, сколько на своё чутьё, или «дар». Наконец, многие исследователи отмечают, что группы русских неоязычников представляют собой исключительно мужские сообщества: «Хотя теоретически ритуальные функции могут выполнять и женщины, на практике неоязыческие жрецы представлены только мужчинами [Шнирельман 2001: 28]. Но матриархальный уклад «ПравоВеди» и выполнение Ма-Леной жреческих функций идет вразрез с выраженными патриархальными установками русской неоязыческой субкультуры.
Для новой религиозности, к которой, безусловно, относится община «ПравоВеди», так же, как для неоиндуизма, необуддизма, неошаманизма и других направлений, характерна вера в аутентичность используемых ими религиозных символов и идей. Факт подлинности или, напротив, фальсификации не является существенным для понимания сути этих движений и групп. Ведь, на самом деле, они являют собой пример непосредственной религиозной жизни, реализованной в условиях постсекулярного мира, в отсутствии
37
COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2015. II.
традиции, и занимаются своеобразным бриколажем6, создавая свою символическую
вселенную из разнообразных подручных материалов.
Источники и материалы
1) Велимир 2009 - Велимир. Праздник Мирового Яйца. Поездка в волшебную деревню // Газета этнического возрождения «Древо жизни». - 2009. - № 41. (http://issuu.com/ osoznanie/docs/drevo41?e=4299260/3644402) [23.04.2015].
2) Мартынова 2008 а - Мартынова Е. Т. Беседы 2008 г. - М., 2008.
3) Мартынова 2008 б - Мартынова Е. Т. Геральдика небес. Обрядовые песни-сказы-были семейно-родового селения ПравоВеди. - М., 2008.
4) Мартынова 2009 - Мартынова Е. Т. Беседы 2009 г. - М., 2009.
5) Мартынова 2010 - Мартынова Е. Т. Беседы 2010 г. - М., 2010.
6) Мартынова 2011 - Мартынова Е. Т. Беседы 2011 г. - М., 2011.
7) Перечень 2012 - Перечень основных теорий и учений, наносящих вред Славянской вере //
Информационный портал языческой традиции (http://triglav.ru/forum/ index.php? showtopic=591) [23.05.2012].
8) Отчёт о концертах 2007 - Отчёт о проведённых концертах «Памяти Предков» за 2007 год // Проект «Дорогами предков» (http://slavozd.narod.ru/pp2007.html) [22.04.2015].
9) ПМА 2011 - Полевые материалы автора. Община «Правоведи». Коломенский р-он, 2011.
10) Савицкая 2009 - Савицкая С. Книга о Ляпко. Разноигольчатые аппликаторы. Поселение Малены // Литературная премия «Золотое перо Руси» (perorusi.ru/blog/2011/03/поселение-малены) [23.03.2011].
11) Чудинов 2007 - Чудинов В. Родовое селение // Сайт В. Я. Чудинова
(http://chudinov.ru/rodovoe-selenie/3/) [01.03.2007].
Список литературы
1) Бесков 2014 - Бесков А. А. Парадоксы русского неоязычества // Colloquium heptaplomeres. - 2014. - №1. - С. 11-23 (http://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-russkogo-neoyazychestva) [17.08.2015].
2) Коскелло 2009 - Коскелло А. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - 2-е изд. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009. - С. 295-329.
3) Леви-Строс 1999 - Леви-Строс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление / К. Леви-Строс; пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. - М., 1994. - С. 111-336.
4) Сморжевская, Шиженский 2010 - Сморжевская О. А., Шиженский Р. В. Современное
язычество в религиозно-культурной жизни: исторические очерки. Йошкар-Ола:
Историко-литературный музей финно-угорских народов имени Валентина Колумба, 2010.
5) Шнирельман 2001 - Шнирельман В. А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя // Неоязычество на просторах Евразии. - М.: Библейско-Богословский Институт, 2001. - С. 10-38.
6) Hobsbawm 2003 - Hobsbawm Eric. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition / Eric Hobsbawm, Terence Ranger (eds.). - Cambridge University Press, 2003. - P. 114.
6 Бриколаж (от фр. Bricolage) - процесс преобразования значения объектов или символов посредством нового использования или нестандартных переделок несвязанных вещей. Суть мифологического мышления «состоит в том, чтобы выражать себя с помощью репертуара причудливого по составу, обширного, но всё же ограниченного: как-никак приходится этим обходиться, какова бы ни была взятая на себя задача, ибо ничего другого нет под руками. Таким образом, мышление оказывается чем-то вроде интеллектуального бриколажа...» [Леви-Строс 1994: 126].
38