Научная статья на тему 'Конструирование социальной проблемы несовершеннолетнего материнства'

Конструирование социальной проблемы несовершеннолетнего материнства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
575
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ МАТЕРИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ / ДЕКОНСТРУИРОВАНИЕ / ДЕПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / UNDER-AGE MOTHERS / A SOCIAL PROBLEM / DESIGNING OF A SOCIAL PROBLEM / DECONSTRUCTION / DEPROBLEMATIZATION / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сироткина Е. С.

Анализируется процесс деконструирования и депроблематизации социальной проблемы несовершеннолетнего материнства. Показано несовершенство статистики, фиксирующей количество рождений среди несовершеннолетних матерей; выявлено, что в настоящее время отсутствует законодательное регулирование вопросов оказания социальной помощи данным гражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF THE SOCIAL PROBLEM OF UNDER-AGE MOTHERS

Process of deconstruction and deproblematization of a social problem of under-age motherhood is analyzed. It is revealed that now there is no legislative regulation of questions of rendering of the social help to this clients, imperfection of the statistics fixing quantity of births among under-age mothers is shown.

Текст научной работы на тему «Конструирование социальной проблемы несовершеннолетнего материнства»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 2 (26), с. 79-85 79

УДК 316.3

КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО МАТЕРИНСТВА

© 2012 г. Е.С. Сироткина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

siшtkmak@mail. т

Поступила в редакцию 7.03.2012

Анализируется процесс деконструирования и депроблематизации социальной проблемы несовершеннолетнего материнства. Показано несовершенство статистики, фиксирующей количество рождений среди несовершеннолетних матерей; выявлено, что в настоящее время отсутствует законодательное регулирование вопросов оказания социальной помощи данным гражданам.

Ключевые слова: несовершеннолетние матери, социальная проблема, конструирование социальной проблемы, деконструирование, депроблематизация, социальная работа.

В России до ХХ века раннее материнство считалось допустимым с точки зрения общественного мнения и культурных традиций. В настоящее время в обществе рождение детей матерями до достижения ими возраста совершеннолетия, «социальной зрелости» (материальной независимости, самостоятельности и т.д.) рассматривают как поступок, противоречащий общепринятым нравственным нормам. Юные женщины стигматизируются как «аморальные», «пассивные», «зависимые», «безответственные», им приписывают статус «маленькой мамы», зачастую ассоциируя это с чем-то негативным (девушка рожает ребенка «не вовремя», не в состоянии справиться с ролью материнства). На несовершеннолетних матерей наклеивают ярлыки девианта: «в подоле принесла», «нагуляла», «малолетка рожает», «беременная малолетка», «мамочка-малолетка», «ранняя» и др. Данные стереотипы проецируются и на отношение к несовершеннолетним

матерям со стороны специалистов сферы образования и социальной защиты.

В связи с тем что в социуме существуют негативные стереотипы относительно несовершеннолетних матерей, юные женщины не заявляют о своих проблемах, не обращаются за помощью в государственные учреждения. Большинство из них оказывается в сложной жизненной ситуации, с которой они не могут справиться самостоятельно.

Социальная работа с несовершеннолетними матерями находится на стадии развития. Единичные центры в крупных городах РФ работают с данной категорией граждан по предоставлению им специализированной социальной помощи. Юные матери фактически лишены права на социальную помощь, поддержу. Статус клиента социальной работы несовершеннолетней матери законодательно не определен. И сейчас по существующим законам несовершеннолетние матери в трудной жизненной ситуации мо-

Таблица 1

Данные Департамента здравоохранения г. Нижнего Новгорода по количеству абортов и рождений

среди несовершеннолетних

Год Количество абортов у несовершеннолетних (до 14 лет/15-19 лет) Количество родов у несовершеннолетних (до 14 лет)

2005 г. 10/896 нет данных

2006 г. 12/770 0

2007 г. 6/671 0

2008 г. 8/202 0

2009 г. 8/452 3

2010 г. 5/328 1

Таблица 2

Сведения о прерывании беременности в 2005-2010 гг., по данным Министерства здравоохранения

Нижегородской области

14 лет включительно 15-17 лет Всего

2005 17 Нет данных -

2006 22 732 754

2007 18 579 597

2008 18 616 634

2009 11 446 457

2010 14 320 33

Таблица 3

Данные Министерства здравоохранения Нижегородской области по количеству рождений

среди несовершеннолетних

Год Родовспоможение в стационаре (из общего числа родов - у детей до 14 лет)

2005 8

2006 2

2007 0

2008 2

2009 3

2010 5

гут претендовать на получение помощи, но вследствие того, что в правоприменительной практике данные нормы закона не действуют, эти клиенты не имеют возможности воспользоваться услугами социальной работы.

По данным Департамента здравоохранения г. Нижнего Новгорода (табл. 1), количество абортов среди юных женщин до 19 лет снижается (с 896 абортов - 2005 году до 328 абортов в 2010 году), до 14 лет - с 10 абортов до 5. По информации Министерства здравоохранения Нижегородской области (табл. 2), наблюдается уменьшение количества прерываний беременности (с 754 абортов в 2006 году до 334 в 2010 году).

Однако, по словам главного гинеколога г. Нижнего Новгорода, в последние годы несовершеннолетние девушки для прерывания беременности обращаются в негосударственные (частные) клиники, где они могут сделать аборт анонимно и без бюллетеня. Данные официальной статистической отчетности не включают аборты, проведенные в частных клиниках.

В Нижегородской области, по данным Доклада «О положении детей в Нижегородской области в 2010 году», за 2010 год число прерываний беременности у девочек, не достигших возраста 15 лет, возросло с 15 до 18 случаев [1].

Статистический учет количества рождений среди несовершеннолетних матерей в Нижегородской области не ведется. Официальная статистическая отчетность Министерства здравоохранения Нижегородской области фиксирует рождения лишь в детской группе (в возрасте до 14 лет).

В Демографическом ежегоднике за 2010 год опубликованы общероссийские данные о количестве родов у юных женщин. В 2008 году в возрастной группе матерей до 17 лет - 32023 младенца (родившихся живыми), в 2009 году -28251 младенец. Например, в Московской области - 772 младенца, родившихся живыми у матерей в возрасте 17 лет и моложе, в Ленинградской области и Санкт-Петербурге - 592, в Нижегородской области - 500, Чеченской республике -1537 (данные за 2009 г.) [2, с. 137-142].

Согласно данным статистического сборника «Дети в России» за 2009 год, с 1995 года по 2008 год количество матерей-подростков снижается, но незначительно [3].

Т.А. Гурко считает, что хотя число детей, рожденных несовершеннолетними, не так велико, эту категорию необходимо учитывать при разработке программ социальной политики [4, с. 86].

Таким образом, количество рождений среди матерей, не достигших совершеннолетия, в последнее десятилетие остается стабильным. С 2005 года число рождений юными матерями незначительно уменьшается, но, скорее всего, это связано с ростом количества абортов в данной возрастной группе и снижением общей численности подростков по причине «демографической ямы» 90-х гг. ХХ в.

Статистические данные по количеству рождений и прерываний беременностей среди несовершеннолетних не принимаются во внимание специалистами сферы социальной защиты, образования, и эксперты их не анализируют.

Представляется интересным рассмотреть юное материнство с точки зрения конструктивистского подхода к социальным проблемам, то есть проанализировать, как конструируется проблема несовершеннолетнего материнства на публичных аренах, кто выдвигает «утверждения-требования» и т.д.

Основоположники данного подхода М. Спек-тор и Дж. Китсьюз полагают, что социальные проблемы - это конструкции, создаваемые индивидами или группами посредством выдвижения «утверждений-требований» (claims-making): члены общества указывают, что существуют негативные социальные условия, и требуют их устранения или изменения [5, с. 537].

Дж. Бест пишет о том, что «определение социальных проблем производится теми, кто отстаивает свое понимание социальных условий и действует в соответствии с ним. Понятие «социальное конструирование социальных проблем» обозначает процессы, посредством которых определенные социальные условия становятся предметом общественного беспокойства» [6].

Р. Ленуар считает, что для конструирования социальной проблемы недостаточно, если найдутся агенты, обладающие необходимой компетенцией для ее анализа и выработки приемлемых решений, - необходимо также присутствие данной проблемы на сцене публичных дебатов [7, с. 117-118].

И.Г. Ясавеев полагает, что одни ситуации наделяются в обществе статусом серьезных социальных проблем (находятся в центре внимания политиков, журналистов, экспертов, социальных работников, социологов и т.д. и вызывают высокий уровень общественного беспокойства), а другие, не менее опасные и угрожающие, наоборот, депроблематизируются. Де-проблематизация - «процесс нейтрализации требований изменить ситуацию посредством представления последней в качестве неизбежной, естественной, нетипичной, неисправимой или вообще несуществующей» [8, с. 15].

Социальные проблемы «конкурируют» за внимание властных элит, средств массовой коммуникации, учреждений социальной защиты и др. Попадет ли в повестку дня та или иная проблема, зависит от принципов отбора проблем на публичных аренах (драматичность, новизна, распространенность культурных акцентов и политических пристрастий). Большое значение для процесса развития социальных проблем имеет также обратная связь между различными аренами, то есть ситуации, приобретшие статус крайне важных, могут господство-

вать не на одной арене публичного дискурса, а на многих. В связи с этим одни проблемы «выигрывают», конструируются на публичных аренах, а другие, наоборот, деконструируются, де-проблематизируются.

Под публичной ареной понимается пространство (общество или общественное мнение), где происходит обсуждение, отбор, определение, формулировка, драматизация, оформление и представление общественности социальных проблем. По мнению Ч.Л. Боска и С. Хилгартнера, такими аренами являются исполнительная и законодательная ветви власти, суды, телефильмы, кино, средства массовой информации (телевизионные службы новостей, журналы, газеты и радио), организации, занимающиеся проведением политических кампаний и др. [9].

Поскольку юные матери считаются нарушителями общепринятых норм, это можно использовать для актуализации социальной проблемы несовершенного материнства на публичных аренах, а также, в случае слабой ее проблемати-зации, исследовать причины и условия деконструирования.

С целью выявления существующих стереотипов специалистов, работающих с данными клиентами, причин деконструирования и де-проблематизации несовершеннолетнего материнства в учреждениях социальной защиты в 2009-2011 гг. нами было проведено социологическое исследование. В городах Бор, Нижний Новгород, Санкт-Петербург было опрошено десять несовершеннолетних матерей. Использовался метод «снежного кома»: информация поступала от специалистов сферы социальной защиты, образования, самих юных женщин.

В 2009-2011 гг. был также проведен экспертный опрос специалистов образовательных учреждений и государственных социальных учреждений. Общий объем выборки - 15 интервью; применен квотный (стратифицированный) отбор экспертов по месту работы (школы, центры помощи семье и детям).

В ходе исследования выяснилось, что семьи несовершеннолетних матерей не обращаются в государственные учреждения социальной защиты за помощью, не владеют информацией даже о тех мерах поддержки, которые гарантированы для всех матерей в РФ, так как не знают, где и какую помощь они смогут получить.

Анализ интервью юных матерей показал, что девушки рассчитывают на поддержку своей семьи и не считают, что им помогут в органах социальной защиты. У большинства из них возникли трудности с оформлением пособий на

ребенка: Я долго лежала с ребенком в больнице, никаких пособий еще не оформила (Д., 17 лет); У меня, например, большие трудности с оформлением документов. Свидетельство о рождении сделала, а вот пособия я не получу. Трудовую книжку у меня украли. Теперь ее восстанавливаю. Но пособия уже не получу, не успею. Не с кем посоветоваться в этом плане. Ни на что не получаю деньги из-за этого. Я в центр занятости обращалась за помощью. Мне там помогали с книжкой трудовой, консультировали. В школе мне не помогали. Сказали, что каждый год кто-то рожает (Д., 16 лет).

Часто семьи не хотят, чтобы ситуация с беременностью и родами их несовершеннолетних дочерей получила широкую огласку, в том числе в социальных службах. По их мнению, специалисты социальных служб вмешиваются в их «личное дело», в жизнь их семьи. Как утверждают сотрудники государственных учреждений, юные женщины к их помощи относятся с недоверием: Они дверь перед носом закрывают и говорят, что они ни в чем не нуждаются, что «нормальные» и сами справятся (из интервью с заведующей отделением профилактики Центра помощи семье и детям).

Социальная проблема несовершеннолетнего материнства латентна. Юные матери, их родители (заинтересованные лица) не выдвигают «утверждений-требований» относительно существующих условий - отсутствия дополнительных мер социальной поддержки, учреждений, оказывающих помощь данной категории граждан в трудной жизненной ситуации.

По данным экспертного опроса, специалисты не готовы предоставлять специализированные услуги данным клиентам. Они ссылаются на то, что в настоящее время нет необходимой нормативной документации, в том числе специалисты не владеют технологиями социальной работы с семьей юной матери.

Эксперты считают, что необходимо разработать рекомендации по работе с этими клиентами: Мы эти данные [данные Департамента здравоохранения г. Нижнего Новгорода по количеству абортов и рождений среди несовершеннолетних - Е.С.] используем только лишь в качестве официальной отчетности. Для этого существует наука, чтобы донести проблему до нас, практиков, дать нам рекомендации, как нам действовать дальше, как поступать, какие попытки предпринимать для исправления ситуации. Для нас, здравоохранения, врачей, важно выявить клинико-патологическую картину.

Существует два мнения по поводу роста количества подростковых беременностей. Одни

исследователи и эксперты полагают, что и в советское время и сейчас статистические данные по рождениям среди несовершеннолетних примерно одинаковы, поэтому не видят специфической проблемы. Другие считают, что важно минимизировать рост количества подростковых беременностей, потому что около 10% от общего количества абортов приходится на возрастную группу до 18 лет.

Но проблеме роста количества матерей-подростков эксперты не придают большого значения, в учреждениях здравоохранения не ведется официальная региональная статистическая отчетность (Нижегородская область) по количеству рождений несовершеннолетними.

Лишь треть специалистов, работающих с ними, считают, что несовершеннолетнее материнство - острая социальная проблема современности: Считаю, что это проблема. В случае, когда родитель еще сам ребенок, это слишком большой груз ответственности, который ложится на его плечи. Скорее всего, несостоятельные родители не готовы к этому. Воспитание этого ребенка ложится, в лучшем случае, на бабушек, дедушек, в худшем - на государство (из интервью с ответственным секретарем Комиссии по делам несовершеннолетних).

У несовершеннолетних женщин с рождением ребенка возникают сложности и проблемы: небольшие пособия по уходу за ребенком, невозможность устроить ребенка в детский сад, экономическая зависимость от родительской семьи, ближайшего окружения, получение образования, отсутствие работы, стигматизация со стороны общества и др.

Специалисты утверждают, что необходима профилактическая работа с юными матерями и их семьями, связывая это с тем, что несовершеннолетнее материнство - фактор социального «риска»: У нас знают о таких фактах поликлиники, органы ЗАГСа, до социальной защиты такие сведения не доходят. Только если в Комиссии по делам несовершеннолетних, Отдел по делам несовершеннолетних. Совместно с органами опеки, инспекторами выявляем семьи несовершеннолетних, находящиеся в социально опасном положении. Мы выявляем семьи и детей, когда уже о профилактике говорить сложно, а нужна именно коррекция. Программа раннего вмешательства хороша, другой вопрос в том, что нет взаимосвязи с другими структурами» (из интервью с заведующей отделением профилактики безнадзорности Центра помощи семьи и детям).

Специалист из Управления социальной защиты пояснил, что работа с данной категорией

проводится в случае заявления со стороны юной женщины и при условии, что она находится в трудной жизненной ситуации: У нас есть направление - помощь семье и детям, есть центр, государственное учреждение «Центр помощи семье и детям», отдельные программы - областные, федеральные, реализуемые на базе центра. У нас есть главный специалист в управлении социальной защиты населения, который ведет это направление. По обращению мы оказываем любую помощь, если женщина находится в трудной жизненной ситуации. Мы оказываем помощь только лицам, которые находятся в трудной жизненной ситуации и из которой они сами выйти не могут, то есть им нужна государственная помощь, государственная поддержка. В то же время эксперт отметил, что материальная помощь будет небольшой.

Эксперты считают, что родителям необходимо оказывать психологическую помощь, чтобы не возникали конфликты по поводу принятия этой ситуации: Пришла в школу ее бабушка вся в слезах. Это была для нее трагедия, для нее это был несмываемый позор. Работать пришлось с бабушкой: нужно принять эту ситуацию, «давайте будем радоваться тому, что есть, а не огорчаться тому, чего нет (из интервью с директором вечерней школы).

Специалисты признают необходимость оказания дополнительной помощи данным клиентам, но ссылаются на отсутствие межведомственного взаимодействия, законодательного регулирования вопросов оказания социальной помощи матерям, не достигшим совершеннолетия.

Конструктивистский подход к социальным проблемам предполагает исследование процессов определения людьми тех или иных ситуаций как нежелательных, пагубных, опасных, угрожающих. Несовершеннолетнее материнство проигрывает другим социальным проблемам в конкуренции за место в информационном пространстве, формируемом средствами массовой коммуникации.

Кроме того, юное материнство дедраматизи-руется на публичных аренах. Например, проблема деконструируется в СМИ, тема социальной работы с данными клиентами практически не затрагивается. Она обыденна и не воспринимается как новость, истории не обладают драматичностью, новизной, поскольку это явление существует уже несколько столетий. Проблема несовершеннолетнего материнства не имеет статуса серьезной социальной проблемы, поскольку не соответствует принципам отбора на публичных аренах. Несмотря на рост количе-

ства беременностей среди несовершеннолетних, средства массовой информации, следующие определенным принципам отбора социальных проблем, не уделяют этому явлению большого внимания.

В настоящее время должностные лица отрицают существование предполагаемой проблемы, утверждая, что неотложными являются другие вопросы, а данная ситуация естественна, приемлема, неизбежна.

Проблему оказания социальной помощи юным матерям освещают социологи. Необходимость социальной работы с данной категорией граждан обсуждается с 1990-х гг. В настоящее время появляются публикации, представляющие результаты исследований и интерпретацию этой ситуации, но научные работы не способствует росту обеспокоенности общественности относительно несовершеннолетнего материнства.

Заниматься сложившейся социальной проблемой либо в силу профессиональных обязанностей, либо добровольно, в силу своих интересов, чаще вынуждены специалисты по социальной работе. Социальные работники - профессионалы, которые могут выявить проблемы несовершеннолетних матерей, выдвинуть «утверждения-требования» относительно существующей ситуации.

Найгел Партон (Nigel Parton) и П. О'Байн (P. O’Byrne) применили конструктивистский подход к процессу оказания помощи в социальной работе [10]. Данный подход предполагает исследование социальных проблем с точки зрения риторики. «Утверждения-требования», которые выдвигают специалисты по социальной работе относительно существующих социальных проблем, являются ключевым в социальной работе. Она выполняет чрезвычайно важную посредническую роль между теми, кто фактически или потенциально исключен из общества, и социума. Специалисты по социальной работе могут выступить с «утверждениями-требованиями» на публичных аренах, привлечь внимание общественности к проблемам несовершеннолетних матерей. В случае конструирования проблемы несовершеннолетнего материнства на публичных аренах будет внедрена необходимая нормативная документация, обеспечивающая данным клиентам доступ к социальным ресурсам и возможность разрабатывать и внедрять программы и проекты для юных женщин.

Публичными аренами, на которых возможна артикуляция данной проблемы, становятся правительство, социальная защита, СМИ и др.

Перспективным направлением представляется исследование Интернета как сферы конструирования проблемы несовершеннолетнего материнства.

Ресурсы Интернета позволят юным матерям привлечь внимание к своим проблемам, выдвинуть «утверждения-требования». Требования должны быть направлены на изменение этих условий, на привлечение внимания общественности к вопросу оказания помощи данной категории граждан.

Например, сотрудниками отделения «Ма-

1

ленькая мама» кризисного центра для женщин создана группа в социальной сети, где указан список нужд. Добровольцы привозят все необходимое (детское питание, одежду для матери и ребенка, мебель и др.), оказывают услуги (ремонт мебели, перевозка вещей и др.), перечисляют средства на счет отделения («электронный кошелек»), помогают в организации праздников. Сотрудники центра также делают отчет о своих тратах на детей и несовершеннолетних матерей, размещают фотографии чеков. Как показал опыт работы центра, предоставление вещевой материальной помощи наиболее эффективно, так как в этом случае практически исключена возможность расходования денежных средств не по назначению.

В решении данного вопроса серьезную помощь может оказать создание группы для специалистов, работающих с несовершеннолетними матерями, в сетевых сообществах по обмену опытом, дискуссий по проблеме, для on-line, off-line консультирования девушек и родителей по вопросам беременности, прерывания беременности, репродуктивного здоровья; размещения информации о пособиях, технологиях работы в ведущих сетевых сообществах, интернет-порталах для педагогов, социальных педагогов, социальных работников (например, http://openclass.ru, http://festival.1september.ru, http://www.rusunisw.ru/, http://vkontakte.ru и др.).

Социальная реклама (буклеты, видеоролики и т.д.) в сети Интернет также может помочь в привлечении внимания к социальной проблеме несовершеннолетнего материнства.

Итак, проблема несовершеннолетнего материнства пока не имеет статуса серьезной социальной проблемы, поскольку проигрывает в конкуренции за место на публичных аренах и в

информационном пространстве, формируемом средствами массовой коммуникации, находится за пределами «повестки дня», за рамками публичного дискурса и, безусловно, нуждается в дальнейшем конструировании.

Примечание

1. Группа «Маленькая мама» в социальной сети «Вконтакте» создана сотрудниками отделения «Маленькая мама» ГУ «Кризисного центра для женщин» г. Санкт-Петербург. - URL: http://vkontakte.ru/club 848845.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Доклад «О положении детей в Нижегородской области в 2010 году». Нижний Новгород, 2011 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. government-nnov.ru/?id=64797 (дата обращения 12.02.2012).

2. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. M.: 2010. 525 с. (Электронный ресурс). - URL: http://www.gks.ru/doc_2010/demo.pdf (дата обращения 20.03.2012).

3. Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: Статистика России, 2009. 121 с.

4. Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // СОЦИС. 2002. № 11. С. 83-91.

5. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности-II. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2001. С. 161-163.

6. Бест Дж. Социальные проблемы / Пер. с англ. И. Ясавеева (электронный ресурс). - URL: http://socprob.ru/2008/sotsialnyie-problemyi-best-dzh.html (дата обращения 20.05.2012).

7. Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии / Пер. с фр. А.Т. Бикбова, Д.В. Баженова, Е.Д. Вознесенской, Г.А. Чередниченко; Отв. ред. и предисл. Н.А. Шматко; послесл. А.Т. Бикбова. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. С. 117-118.

8. Ясавеев И.Г. Конструкционистский подход к социальным проблемам // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 4. С. 533-546.

9. Боск Ч.Л., Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальная реальность. 2008. № 2 (электронный ресурс). -URL: http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid =492 (дата обращения 20.03.2012).

10. Parton N., О’Вугпє P. Constructive social work: towards a new practice // Macmillan/St Martin’s Press. 2000. 256 p.

DESIGNING OF THE SOCIAL PROBLEM OF UNDER-AGE MOTHERS

E.S. Sirotkina

Process of deconstruction and deproblematization of a social problem of under-age motherhood is analyzed. It is revealed that now there is no legislative regulation of questions of rendering of the social help to this clients, imperfection of the statistics fixing quantity of births among under-age mothers is shown.

Keywords: under-age mothers, a social problem, designing of a social problem, deconstruction, deproblematization, social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.