Научная статья на тему 'Конструирование регионального поля высшего образования на примере Астраханского государственного технического университета'

Конструирование регионального поля высшего образования на примере Астраханского государственного технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрякова Елена Александровна

В современном российском обществе растет теоретическое и практическое значение института образования и науки. Актуализируются вопросы управления системой образования. Рассмотрение форм организации образования позволяет через основные категории комплексно анализировать систему образования на локальном уровне в конкретном регионе. Анализ одного из крупных вузов региона с помощью выделенных компонентов и категорий регионального поля высшего образования показал различные аспекты его деятельности как системообразующего субъекта регионального пространства в целом. Реализация дистанционной технологии обучения позволяет крупному вузу занимать активную «позицию» на региональном поле высшего образования. Библиогр. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрякова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE REGIONAL SPHERE OF HIGH EDUCATION BY THE EXAMPLE OF ASTRAKHAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY

The theoretical and practical significance of the institution of education and science rises in a modern Russian society. The problems of management of the educational system are of great importance. The consideration of the forms of education organization let, through the main categories, fully analyze the system of education on the local level in a concrete region. The formation of the regional sphere can be made with the help of the components and the definition of such categories. The analysis of the activity of one of the biggest regional institutes with the help of marked components and categories of the regional sphere of high education showed different aspects of its activity as a system-forming subject of the regional space on the whole. The peculiarities of realization of the distance technologies of education let a big institute of high education take the active «position» on the regional sphere of high education.

Текст научной работы на тему «Конструирование регионального поля высшего образования на примере Астраханского государственного технического университета»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ББК 60.561.9

Е. А. Петрякова Астраханский государственный технический университет

КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Укрепление и обострение социальных процессов в современных социально-экономических условиях российского общества, растущее значение научно-технического потенциала в системе производительных сил активизируют теоретическое и практическое значение института образования и науки, превращая его в мощный фактор развития общества. Для стимулирования общественного прогресса данный институт должен соответствовать потребностям общества и человека: способствовать генерированию принципиально новых идей, правильной их оценке и быстрой реализации на внутреннем и международном рынках; осуществлять подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных на рынке труда специалистов; качественно удовлетворять существующие образовательные потребности людей [1, 2].

В этих условиях по-прежнему дискуссионными остаются вопросы анализа системы высшего образования на различных уровнях (мировом, общегосударственном, региональном); рассмотрение наиболее оптимальных перспективных путей развития данной общественной сферы; конструирование и социальное признание таких форм организации системы образования, которые позволят качественно удовлетворять разнообразные познавательные потребности общества и личности.

Рассмотрение форм организации образования на современном этапе позволяет выделить категории «образовательное пространство» и «образовательное поле», определить их структурно-функциональные особенности на региональном уровне и комплексно анализировать систему образования в регионе [3]. В рамках используемого исследовательского подхода под образовательным пространством мы понимаем общественный феномен, включающий в себя комплекс социально закрепленных (признанных) позиций взаимодействующих субъектов. Категория «образовательное по-

ле» определяется нами как уровень образовательного пространства, в рамках которого осуществляются социальные отношения и координация усилий между конкурирующими субъектами образовательного пространства с целью удовлетворить однотипные образовательные потребности общества и отдельной личности в образовании. Образовательные поля наполняют образовательное пространство, внося конкретные общественные характеристики, связанные с совместной деятельностью, социальными связями и отношениями в образовательном пространстве общества.

В последнее десятилетие «наполненность» образовательного пространства обусловлена глобальными и локальными факторами развития системы образования. Одним из важных процессов на локальном уровне является регионализация всех сфер общественной жизни (в том числе системы высшего образования), определившая специфические для каждого региона особенности развития образовательной политики и имеющая одной из основных целевых ориентаций создание многоуровневого, диверсифицированного высшего образования. Поэтому мы выделяем понятие «региональное образовательное поле», понимая под ним уровень образовательного пространства, в рамках которого осуществляются социальные отношения и координация усилий между конкурирующими субъектами образовательного пространства с целью удовлетворения однотипных образовательных потребностей общества и отдельной личности в образовании и который рассматривается в рамках конкретного региона, накладывающего свои специфические особенности (в том числе под влиянием факторов развития системы образования) на становление, функционирование и развитие определенного образовательного поля (в нашем исследовании - высшего профессионального образования).

Понятие «региональное образовательное поле» является необходимой операциональной базой для конструирования и анализа социальных процессов в области образования региона, формирования региональной образовательной политики. С нашей точки зрения, рассмотрение регионального образовательного поля высшего профессионального образования (РОП ВПО) позволяет комплексно проанализировать социальные процессы в развитии системы образования региона с учетом его структуры, показать роль крупного вуза региона в этом процессе.

Анализ регионального образовательного поля высшего профессионального образования может быть проведен согласно теории П. Бурдье (об относительности материальности социального пространства и выделения понятия «социальное поле») с помощью категорий «актор», «позиция», «стратегия» [4].

Основными субъектами («акторами») регионального образовательного пространства выступают учебные заведения разного уровня (школы, ссузы, вузы) и потребители образовательных услуг (отдельная личность, предприятия и организации экономики региона). Основные субъекты («акторы») - крупные вузы региона (как конкурентоспособные в системе высшего профессионального образования и системообразующие для формирования и развития всех региональных образовательных полей) и по-

требители образовательных услуг. В качестве крупных вузов региона исторически выступают региональные университеты, основанные на богатых социокультурных традициях, являющиеся важнейшим элементом региональной социальной инфраструктуры, выступающие индикаторами научно-технического и социально-культурного развития региона [5]. Роль университета в регионе отнюдь не ограничивается подготовкой специалистов. Можно рассматривать университеты как социальное явление, характеризующееся двойственностью проявления своих форм. С одной стороны, университеты продолжают оставаться производственными организациями, целевой функцией которых государство определило производство образовательных продуктов (научных и образовательных товаров и услуг). С другой стороны, университеты все более превращаются в субъект социального и культурного развития региона, выступая центром научно-производственно-образовательного потенциала региона, центром непрерывного образования, обеспечивая качество предоставления образовательных услуг [6, 7]. Возможность не только ориентироваться на потребности, в первую очередь региональных предприятий и организаций различных отраслей экономики, но и формировать спрос на подготовку специалистов определенных направлений науки существует именно у региональных университетов, играющих роль крупных социальных субъектов, во многом влияющих на всю региональную образовательную систему. Таким образом, можно определить основную «позицию» крупных вузов - это предоставление качественных образовательных услуг в высшем профессиональном образовании для удовлетворения образовательных потребностей. Главная «стратегия» крупных вузов усматривается в трех основных направлениях: в установлении эффективного взаимодействия с другими учебными заведениями региона по вопросам обеспечения непрерывности и качества образования; в подготовке специалистов с учетом их актуальности и перспективности для ведущих сфер экономики региона; в удовлетворении образовательных потребностей конкретной личности.

Конструирование РОП ВПО с использованием категорий «актор», «позиция», «стратегия» позволяет рассматривать возможные варианты социальных отношений, выделять их специфические особенности в конкретном регионе. Анализ регионального образовательного поля высшего образования в Астраханской области основывается на особенностях региональных образовательных пространств и поля ВПО, предполагает выделение структуры РОП ВПО, включающей в себя следующие компоненты.

Во-первых, компонент субъект-объектных отношений, где, с одной стороны, рассматривается влияние факторов развития системы высшего образования и особенностей регионального образовательного пространства на формирование регионального образовательного поля высшего образования, с другой - влияние крупного вуза (вузов) региона на формирование и развитие регионального образовательного пространства, главным образом на уровне высшего образования, а также влияние на социальноэкономические сферы жизни региона.

В структуре, представленной субъект-объектными отношениями, РОП ВПО является прежде всего объектом, воспринимающим влияние образовательного пространства. Факторы, влияющие на развитие системы образования, и особенности регионального образовательного пространства являются объективными «строителями» РОП, формируя его структуру. Уникальным является то обстоятельство, что образовательное пространство мирового и общегосударственного уровней влияет на каждое РОП в условиях конкретного региона как субъекта Российской Федерации, преломляясь через его специфические факторы и особенности развития. В Астраханской области на развитие РОП ВПО влияют особенности и специфика геополитического положения региона (социально-экономические и культурные отношения со странами Прикаспийского региона); развитие основных отраслей промышленности и связанные с ними социальные процессы (занятость трудоспособного населения, доходы населения по сферам занятости, конкурентоспособность специалистов на рынке труда). В свою очередь, РОП ВПО посредством крупных вузов региона формирует региональную политику в сфере не только высшего, но и других уровней образования, создает многообразие предложения для удовлетворения спроса на образовательные услуги ВПО. Астраханский государственный технический университет (АГТУ) как крупный региональный вуз оказывает влияние системообразующего характера на другие поля регионального образовательного пространства, консолидируя их усилия в системе непрерывной подготовки специалистов; мобилен в реакциях на изменение в социально-экономической сфере региона; формирует спрос на перспективные специальности для экономики региона.

Во-вторых, компонент субъект-субъектных отношений, в котором основными социальными и общественными связями выступают следующие: крупный вуз - потребитель (отдельная личность); крупный вуз - другие учебные заведения региона; крупный вуз - предприятия региона (региональный рынок труда). В рамках РОП ВПО существует конкурентная среда между вузами в предоставлении образовательных услуг. Все конкурентоспособные вузы являются субъектами («акторами») в «борьбе» за установление в регионе ведущих позиций каждого. Присутствует момент здорового противоборства, способствующий улучшению конкурентоспособности каждого вуза. Капитал АГТУ позволяет вузу быть конкурентоспособным и, более того, системообразующим в регионе, особенно в отношении подготовки специалистов для некоторых отраслей экономики региона, подразумевающей создание уникальных для региона условий обучения, а также в вопросах эффективной системы подготовки абитуриентов, представленной в университете поливариантностью предложений.

Конструирование регионального поля высшего образования с учетом всех выделенных социальных связей, отношений, компонентов и категорий позволяет рассматривать социально-экономические, социальнопсихологические и стратегические особенности предоставления образовательных услуг на примере АГТУ. Особенно актуальным становится данный вопрос в последнее десятилетие в условиях демократизации системы

образования [8]. С демократизацией образования тесно связана возможность получения альтернативного образования в результате существования и конкуренции на рынке образовательных услуг различных систем образования, обеспечивающих возможность выбора учащимся той из них, которая в наибольшей степени соответствует его потребностям и интересам, а не определяется лишь его финансовыми возможностями. В современных условиях подобная альтернативность обеспечивается существованием многообразных информационных сетей, позволяющих осуществлять «дистанционное образование». Тем самым в существенной степени преодолевается региональная, национальная, идеологическая замкнутость, характерная для традиционных систем образования.

В АГТУ для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей конкретного человека используется организация учебного процесса по дистанционной технологии, в том числе по программам высшего образования. Имеются все необходимые возможности для обучения студентов как из Астраханской области, так и из других регионов, в том числе из стран Прикаспийского региона. На этой основе организуются взаимоотношения крупных университетов государств и регионов России с целью обмена опытом в научно-образовательной сфере и создания единого образовательного пространства. Развитие и внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс осуществляются в АГТУ институтом дистанционного образования (ИДО). Внедрение модульной структуры образовательных программ позволяет получить образование по частям, чередуя очное образование и работу с дистанционным обучением, и получать документ об образовании в течение заранее запланированного времени, что отвечает потребностям работодателей и частных лиц в современной социально-экономической ситуации Астраханской области и стран Прикаспия.

Актуальность дистанционной технологии обучения, нетрадиционный подход к организации учебного процесса поставили перед управленческими органами ИДО задачу изучить социальные показатели потребителей образовательных услуг. В рамках деятельности вуза по повышению качества подготовки студентов в ИДО АГТУ проводятся ежегодные комплексные социологические исследования по оценке деятельности ИДО потребителями образовательных услуг. Основной целью мониторинга является определение оценки деятельности ИДО и факторов, влияющих на ее формирование [9-11].

Результаты исследований показывают, что требования потребителей образовательных услуг высшего образования меняются. Увеличение процентного соотношения в выборе всех основных особенностей дистанционной технологии обучения свидетельствует о высокой профессиональной, социальной мобильности современного потребителя образовательных услуг. Гибкая организация учебного процесса по дистанционной технологии обучения в АГТУ привлекает людей различных сфер профессиональной занятости из Астраханской области, городов и республик России и Прикаспийского региона (Дагестан и Калмыкия, Ставропольский край,

Центральный регион; Республика Казахстан). При этом реализуются принципы доступности и демократизации образовательного пространства, создается основа для его единства во всем Прикаспийском регионе. Поэтому опыт АГТУ в реализации дистанционной технологии обучения лег в основу ряда программ объединенной деятельности Ассоциации университетов Прикаспийских государств на общем региональном пространстве высшего образования.

Результаты исследований являются объективной основой для создания ежегодной рекламной кампании, а также позволяют осуществлять корректирующие воздействия в основных сферах деятельности ИДО по системе менеджмента качества образования:

1) четкое сегментирование рынка потребителей образовательных услуг с целью обеспечения наибольшей эффективности рекламной кампании и организации учебного процесса;

2) работа продавцов образовательных услуг в области организации учебного процесса, с учетом индивидуальных запросов потребителей образовательных услуг;

3) работа поставщиков знаний по содержательной стороне организации учебного процесса с целью качественной подготовки специалистов ИДО.

Мониторинг последних двух лет показал готовность отдельных студентов в регионе и за его пределами удовлетворять свои потребности в образовательных услугах с помощью новейших компьютерных технологий. Данный факт дает возможность управленческим органам ИДО АГТУ изменить подходы к организации учебного процесса. Развитие телекоммуникационных средств связи уже в ближайшей перспективе позволит повысить в том числе количество «приезжих» студентов, а также сделает более доступной реализацию базовых принципов дистанционного образования: гибкости, модульности, параллельности, дальнодействия, асинхронности.

Анализ социально-демографических характеристик потребителей образовательных услуг позволяет на протяжении всех лет деятельности института создавать наиболее типичную модель студента ИДО. Надо заметить, что она трансформировалась с течением времени (особенно в последние один-два года) - наблюдаются резкие различия по направлениям видов деятельности, возрастному и половому составу, отношению к управленческому уровню. Наиболее характерной тенденцией с 1999 по 2003 учебные годы является поступление наибольшего количества студентов со средним полным и средним специальным образованием для получения первого высшего образования (около 70 % общего количества студентов ИДО). С 2004 г. наблюдается увеличение количества студентов, обучающихся по программам второго высшего образования (около 40 %) с основными мотивациями «карьерный рост» и «создание собственного дела». Претерпели изменения виды деятельности, в которых профессионально заняты студенты: до 2001 г. превалировали сферы торговли и предпринимательства (40 % студентов), с 2001 г. - занятость людей в различных областях промышленности региона, туристическом бизнесе, экологической экспертизе и др. (в совокупности более 70 % студентов).

По результатам исследований с 1999 по 2005 г. изменились потреб-ностно-мотивационные установки людей по отношению к получаемому образованию. Так, в 1999-2000 и 2000-2001 учебных годах наибольшим количеством студентов (60 % общего количества) цель обучения в ИДО выражалась фразами «Учусь для себя, своего развития» и «Учусь для сохранения рабочего места». Начиная с 2001-2002 учебного года в наибольшей степени выделяются фразы «Учусь для продвижения по служебной лестнице» и «Учусь для создания собственного дела» (около 40 % студентов). Данные факты позволяют выделять институту свои сегменты на рынке потребителей образовательных услуг, целенаправленно ориентируя создаваемую рекламную продукцию.

Учитывая возможности дистанционной технологии обучения по внедрению электронных средств обучения, на протяжении всех лет деятельности сотрудники ИДО исследуют мнение студентов о внедрении в учебный процесс электронных средств обучения, в частности электронных учебников, доступе к компьютеру вне университета и обучении с помощью сети Интернет. В 1999-2000 учебном году студенты в своем большинстве (около 95 %) не знали, что такое электронные средства обучения, поэтому и не могли высказать своего отношения к предлагаемой для обсуждения проблеме. Доступ к компьютеру и подключение к сети Интернет имели, по результатам опроса в 1999-2000 учебном году, около 5 % всех студентов института (проводился сплошной анкетный опрос). При этом использование компьютера в учебных целях представлялось студентам весьма сложным, т. к. доступ к компьютеру и тем более к сети Интернет был на работе или у знакомых, где учебные приоритеты сменяются профессиональными или бытовыми. В 2000-2001 учебном году произошло незначительное увеличение числа студентов, имеющих техническую возможность для обучения с помощью компьютера (на 1-2 %).

Существенно изменилась ситуация в 2001-2002 и 2002-2003 учебных годах. Это позволило анализировать ее в двух областях: с точки зрения технической и личностной готовности студентов к внедрению в учебный процесс института электронных средств обучения и использования в учебных целях компьютера и сети Интернет. Личностная готовность предусматривает наличие у студентов возможности к восприятию (на основе личностных установок) электронных средств, использованию компьютера, сети Интернет для обучения. Техническая готовность представляет собой наличие у студентов необходимого доступа к компьютеру, использованию сети Интернет вне университета в учебных целях.

Техническая готовность к использованию электронных средств обучения в ИДО, сформировавшаяся у многих студентов, создает необходимость для перспективного развития личностной готовности, формирования «технической» культуры общения у всех взаимодействующих сторон: студента, преподавателя, сотрудников ИДО. В свою очередь, последний факт предполагает дальнейшее развитие методологии и методики социологического мониторинга по изучению образовательных потребностей

студентов и поиск оптимальных возможностей для удовлетворения этих потребностей с учетом индивидуальных запросов.

Таким образом, представленная структура регионального поля высшего образования свидетельствует, что АГТУ занимает одну из ключевых «позиций» в формировании и развитии региональной системы образования на территории Астраханской области и Прикаспийского региона. Усиление регионального статуса университета позволяет ему организовать свою деятельность в следующих основных направлениях: регулирование структуры профессионального образования и номенклатуры специальностей в соответствии с потребностями регионального рынка труда («субъ-ект-объектный компонент отношений»); повышение своей конкурентоспособности на региональном образовательном поле высшего профессионального образования; предоставление населению региона широкого спектра образовательных услуг с учетом геополитических, национальных, экономических, социальных, культурных особенностей региона; аккумулирование в вузе подготовки кадров высшей категории для ведущих сфер экономики региона; развитие системы непрерывного образования в регионе с использованием дистанционных технологий обучения; формирование качества образования в регионе («субъект-субъектный компонент отношений»). С целью предоставления широкого спектра образовательных услуг для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей населения региона и рынка труда, АГТУ активно участвует в конструировании регионального поля высшего образования, выступая одним из основных его «акторов». Тем самым университет создает основу качественного и доступного профессионального образования в Астраханской области, выстраивая именно в таком перспективном направлении «стратегию» и «позицию» предоставления образовательных услуг в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Дрю Г., Бансли Л. Управленческая эффективность в новом тысячелетии в секторе глобального высшего образования // Высшее образование в Европе. -

2001. - № 1. - С. 34.

2. Садовничий В. Роль образования и науки при переходе к устойчивому развитию // Alma mater: Вестн. высшей школы. - 2002. - № 10. - С. 9-14.

3. Петрякова Е. А. Роль крупного вуза в формировании и развитии регионального образовательного поля: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. - Саратов, 2005. -С. 9-12.

4. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - 5-е изд. - СПб.: Питер,

2002. - С. 467-470.

5. Садлаг Я. Глобализация и всемирная роль университета // Высшее образование в Европе. - 2000. - № 5. - С. 32-37.

6. Кириллина Ю. Продвижение образовательных услуг к потребителям // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 35-37.

7. Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. - 2003. - № 1. - С. 40-52.

8. Абдуллина О. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 27-31.

9. Петрякова Е. А., Зелетдинова Э. А. Роль Астраханского государственного технического университета в формировании регионального образовательного поля Прикаспия // Астраполис. - Астрахань, 2003. - № 4-5 (7-8). - С. 202-204.

10. Петрякова Е. А. Исследование социальных особенностей при реализации дистанционной технологии обучения на поле высшего образования (на примере АГТУ) // Современное общество: территория постмодерна: Материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Саратов, 2005. - С. 48-53.

11. Курылев А. С., Петрякова Е. А. Мониторинг среды дистанционного образования, ориентированного на потребителя // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. -2006. - № 4 (33). - С. 317-323.

Получено 15.06.2006

THE FORMATION OF THE REGIONAL SPHERE OF HIGH EDUCATION BY THE EXAMPLE OF ASTRAKHAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY

Е. А. Petryakova

The theoretical and practical significance of the institution of education and science rises in a modern Russian society. The problems of management of the educational system are of great importance. The consideration of the forms of education organization let, through the main categories, fully analyze the system of education on the local level in a concrete region. The formation of the regional sphere can be made with the help of the components and the definition of such categories. The analysis of the activity of one of the biggest regional institutes with the help of marked components and categories of the regional sphere of high education showed different aspects of its activity as a system-forming subject of the regional space on the whole. The peculiarities of realization of the distance technologies of education let a big institute of high education take the active «position» on the regional sphere of high education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.