В.Н. Аниськин, ТА. Жукова
СПЕЦКУРС ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ..
SPECIAL COURSE ON THE SHAPE SOCIOCULTURAL COMPETENCE OF TEACHERS HIGH SCHOOL AS A MEANS OF ITS SELF
© 2012
V.N. Aniskin, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the faculty of mathematics, physics and computer science, professor of department of «Information and communication technologies in education»
T.A. Zhukova, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of department of “Foreign Languages” Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: This article describes the features of the content and organization of the course “The socio-cultural competence of the teacher,” aimed at addressing the problem of formation of social and cultural competency of high school teachers, including conceptual (conceptual and integrating), commu-nikativny, emotional, moral and activity components in their unity and relationship.
Keywords: socio-cultural competence, the content of education, integrative approach.
УДК 37.013.46
КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
© 2012
Е.В. Замара, преподаватель, аспирант кафедры «Информационно-коммуникационные технологий в образовании» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии
Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна, Самара (Россия)
Аннотация: В статье обосновывается утверждение, что в условиях современного образования наиважнейшей ценностью становится сформированная информационная компетентность студентов и перечисляются компоненты модели формирования информационной компетентности.
Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, информационная компетентность, аксиологический подход.
Обучение как деятельность, переносящая социальную информацию от человека к человеку и от общества к человеку, выступает не только как содержательно-процессуальная система, но и как ценность развития личности, формирования ее информационной компетентности. Следовательно, ценности, теория ценностей имеет важное значение для изучения и организации педагогического процесса, подготовки специалиста. Это позволяет определить значимость и функции теории ценностей для изучения и формирования информационной компетентности студентов:
- особенности обучения для конкретной специальности и его ценностные основания;
- виды ценностей и их функции в формировании информационной компетентности при получении профессионального образования;
- сущность ценностных ориентации, как ядра учебно-познавательной деятельности при формировании информационной компетентности студентов в процессе образования.
Как учение о ценностях, аксиология позволяет определить место ценностей в реальном мире, структуру ценностного мира, связи различных ценностей между собой, социальные и культурные факторы, их место и функции в структуре личности [1-4 и др.].
Для формирования информационной компетентности личности необходимо выяснить сущность ценностей вообще и информационных в частности.
Теория ценностей в педагогике реализуется через ценностный подход. Ценностный подход означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для образования, развития личности студента.
Среди ценностей становления специалиста как личности следует выделить социальные, культурные, нравственные и профессионально-познавательные ценности. Это приходится учитывать при формировании информационной компетентности студентов.
Личностными ценностями являются идеалы, установки, принципы, а также личностные качества - убеждения, порядочность, честность, ответственность, трудолюбие и т.д. Они являются основой реализации личностно-ориентированного подхода при формировании информационной компетентности студентов. Культурные
ценности в учебном процессе чаще всего связаны с профессиональной подготовкой специалиста опосредованно, через приобщение к культуре профессиональной деятельности, через умения и навыки. Духовные ценности реализуются в процессе познания, мышления и проявляются в культуре отношений.
Анализ педагогических исследований показывает, что с точки зрения профессионального образования процесс формирования нравственных ценностей представляет собой осмысление и присвоение нравственных ценностей общечеловеческого характера: добро, милосердие, честь, совесть, справедливость, достоинство, порядочность, ответственность и др.
К профессионально-познавательным ценностям ме-тодико-практического уровня, исходя из исследований
Э.Ф. Зеера [5], Н.А. Гулиева [6] и др., следует отнести: выделение в учебном материале системы научномировоззренческих проблем общего образования; планирование решения профессионально-познавательных проблем на основе системного подхода к содержанию изучаемого материала; определение перспектив профессионально-познавательной деятельности становления специалиста; овладение методами ориентации в профессионально-познавательных ценностях; выбор оптимальных форм и методов становления специалиста.
Анализ педагогической практики показывает, что формирование информационной компетентности в процессе изучения курса информатики связано с функциями, выполняемыми профессионально-познавательными ценностями.
Профессионально-познавательные ценности являются базовыми для становления компетентного специалиста наряду с социальными, нравственными и культурными. В период профессиональной подготовки будущего специалиста профессионально-познавательные ценности можно считать основными, поскольку наличествующий у абитуриента уровень сформированности знаний, умений, опыта деятельности и опыта отношений является его потенциалом и залогом дальнейшего успешного обучения. Кроме того, профессионально-познавательные ценности студента как будущего специалиста подвергаются изменению, совершенствованию в процессе профессиональной подготовки. Уровень их сформиро-
Е.В. Замара
КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЕ...
ванности при окончании ссуза или вуза будет являться в конечном итоге определяющим показателем конкурентоспособности специалиста на рынке труда и его дальнейшего профессионального становления.
Таким образом, с точки зрения аксиологического подхода, в условиях современного образования наиважнейшей ценностью становится сформированная информационная компетентность [7, 8, 9 и др.].
Системный и аксиологический подходы сделали возможным рассмотрение проблемы формирования информационной компетентности в системе образования, что позволило сконструировать модель формирования информационной компетентности.
Формирование информационной компетентности основывается на этапном характере организации процесса обучения и включает в себя:
- определение степени подготовленности студентов к формированию информационной компетентности;
- актуализацию и присвоение студентами системы ценностей; освоение знаний, формирование умений согласно содержанию дидактических модулей;
- определение степени сформированности информационной компетенции и готовности применять ее в дальнейшем обучении [10].
Реализация любой модели осуществляется через функции управления процессом как отношения между управляющей системой и управляемым объектом. При формировании информационной компетентности необходимыми функциями являются: планирование, организация, мотивация, контроль.
Таким образом, модель формирования информационной компетентности представляется в качестве пятикомпонентной процессуальной системы, содержащей:
1) целевой блок, включающий требования социального заказа и целевые установки учебного заведения по воспитанию компетентного специалиста, принципы формирования информационной компетентности;
2) содержательный, характеризующий компоненты информационной компетентности;
3) функциональный, отражающий функции управления процессом формировании информационной компетентности: планирование, организация, мотивация, контроль;
4) организационный блок: методы и средства обучения, организационные формы;
5) результативный, характеризующий критерии и уровни сформированной информационной компетент-
ности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мешков Н.И., Садовникова Н.Е. Ценностный подход к проблеме мотивации учебной деятельности студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 199-201.
2. Алябьева Н.В., Барышева Т.Д. Аксиологический подход в профессиональном образовании студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 29-32.
3. Грунина С.О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педагогического вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 73-76.
4. Петрова Г.Н. Диада «аксиология-праксеология»
- онтологическая сущность программы «Преподаватель высшей школы»: от ситуации неожиданности к профессиональному самоопределению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 143-147.
5. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002, № 3. С. 1621.
6. Гулиев Н. А. Социально-культурные основы формирования профессиональной компетентности менеджера регионального туризма. М : Наука: Флинта, 2006. 240 с.
7. Богданова А.В. Состав и условия формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов педагогических специальностей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2010. № 4. С. 305-308.
8. Аниськин В.Н., Замара Е.В. Проблема формирования информационной компетентности менеджеров туристических услуг в системе среднего профессионального образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-5. С. 1025-1030.
9. Богданова А.В. Организация педагогического эксперимента по формированию информационно-коммуникативной компетентности у будущих бакалавров педагогического образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
2011. № 1. С. 359-363.
10. Краевский В. В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 244 с.
© 2012
DESIGN MODELS OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS BASED APPROACH AXIOLOGICAL
E. V. Zamara, a teacher of information technology service, graduate student of department of «Information and communication technologies in education and social» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
Samara State College service technology and design, Samara (Russia)
Annotation: The article substantiates the claim that under the conditions of modern education is the most important value formed by the information competence of students and lists the components of the models of information competence. Keywords: educational-cognitive activity, information competence, axiological approach.