Научная статья на тему 'Конструирование модели будущей семьи ребенка на  основе анализа его актуальной социальной реальности'

Конструирование модели будущей семьи ребенка на  основе анализа его актуальной социальной реальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование модели будущей семьи ребенка на  основе анализа его актуальной социальной реальности»

УДК 316.4 ББК 60.5

А.А. Бесчасная

конструирование модели будущей семьи ребенка на основе анализа его актуальной социальной реальности

С цепью изучения особенностей формирования моделей семьи в детском (старшем дошкольном) возрасте проведен сравнительный анализ образов настоящих и, вероятностно, будущих семей детей. В качестве сбора информации использовалось сочетание методов исследования: фокус-группа и проективная методика. Основанием использования методологии качественных методов исследования социологии явились психологические особенности детского возраста, тесная детерминация формирующегося сознания и отношений детей с «жизненным миром» и социальным пространством. Показана тенденция трансформации традиционной модели семьи в представлениях детей.

Ключевые слова:

детство, конструирование социальной реальности, семья, социальное пространство.

О методологии вопроса

Современная социологическая мысль достаточно плюралистична в предоставлении возможностей анализа и интерпретации событий в обществе посредством многообразия существовавших и возникающих концепций и теорий. Западная социология в ХХ в. осуществила разворот в общественном сознании, рассматривая общественные и социальные проблемы сквозь призму проблем отдельного человека, анализа его мироощущений, «жизненного мира», «личного пространства». Фундаментальный вклад в данный контекст внесли представители интерпретативной «понимающей социологии» (М. Вебер), символического интеракционизма (Ч.Х. Кули, УА. Томаса, Дж.Г. Мид, Ю. Хабермас, Г. Блумер), феноменологической (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лу-кман) и этнометодологической (Г. Гарфин-кель) теорий и др. Они явились предтечами социально-экономических преобразований в западных обществах, которые исходили из приоритета общечеловеческих ценностей и интересов человека.

Трансформации социального института семьи в период индустриализма, распространения урбанизированного образа жизни и продолжившиеся изменения в постиндустриальную эпоху пошатнули «традиционные» представления о семье, преобразовали норму, «трансформировали интимность» [8], дестабилизировали брак. В связи с быстротечностью событий дети оказались вовлечены в данные изменения и как зрители, и как участники. Стремительность изменений в обществе усложняет процесс социализации детей, так как «точки опоры» в формировании человека как личности, формировании его картины мира и мировоззрения оказываются зыбкими.

В статье рассмотрены проблемы социального института семьи как сконцентри-

рованного отражения социально-экономических и демографических противоречий в «текучей современности» [2]. Предполагается, что данные проблемы закрепляются, воспроизводятся и тиражируются, пройдя сквозь призму детского восприятия, воспитания и социализации детей в семье, формируя таким образом модель будущей семьи, встроенную в социально-экономические условия общества. В качестве основных посылов для рассмотрения являются настоящие (актуальные) представления о семье, родительстве, распределении семейных ролей, соотношении представлений «детство-взрослость» в семье и обществе и их отражение в построении моделей семьи в будущем. В качестве информаторов выступали дети семи лет Санкт-Петербурга (всего 70 детей), живущие в центре и пригородах. Сбор информации происходил посредством проведения фокус-групп и использования проективной рисуночной методики.

Использование детей в качестве респондентов для социологического анализа социальных фактов возможно на базе качественной методологии, теоретическими истоками которой явились символический интерак-ционизм и сформированные на его основе феноменология и этнометодология, признающие необходимость понимания психофизиологических особенностей и социального опыта (детей), а также специфика качественных методов исследования (фокус-группы и психологической методики) для их дальнейшей интерпретации. В современной социологии сосуществуют два подхода к методам получения первичной социальной информации - количественный и качественный [17, с. 396]. Если в начале ХХ века в период зарождения качественных методов исследования (такие как фокус-группы, глубинное интервью, анализ случая, биографический

метод, проективные и другие «мягкие» методики) социологи достаточно осторожно причисляли их к объективным методам исследования, то в настоящее время большинство ученых сходятся во мнении, что количественные и качественные методики являются комплементарными подходами. Это взаимодополнение позволяет получить богатую информацию об объекте исследования, потому что одни методы получения исходных данных (чаще всего принадлежащие к количественному подходу) исследуют надындивидуальные структуры, скрепляющие общество в целостную систему, а другие (методы, принадлежащие к качественному подходу) стремятся познать обыденную жизнь людей и тех смыслов, которые они придают своим повседневным действиям [5, 12, 13]. Выбор подхода и методов исследования зависит от проблемной ситуации, задач, объекта и предмета изучения, от степени обобщения результатов анализа. Кроме того, цель и результат социологического исследования при выборе количественного подхода в основном формулирует количественные характеристики социального объекта, явления, процесса и т. д., а при выборе качественного подхода происходит попытка постижения и толкования происходящих процессов, явлений и др. фактов социальной действительности, что предполагает ответы на вопросы почему? и как? Согласно представителям психоанализа социокультурный фактор общества формирует лицо будущего [16]. Культура взаимодействия между поколениями, характер отношений между взрослыми и детьми, стили воспитания и социализации определяют смыслы и значения социальных фактов социальной реальности [10]. Эти смыслы и значения выступают опорными точками для человека (ребенка) с целью конструирования мира и отношений с другими индивидуумами, с обществом и в обществе, в настоящем и будущем. Конструирование мира, исходя из личных практик в социальном пространстве, создает габитус жизнедеятельности и социальной действительности индивида [6].

В связи с тем, что детский возраст можно охарактеризовать недостаточным осмыслением (но, наоборот, искренностью и непосредственностью) наблюдаемых фактов и происходящих в обществе процессов и ранимостью в групподинамических процессах, автор предпринял попытку повысить эффективность исследования формирования образа семьи у детей изучением неосознаваемых эмоционально наполненных значений и смыслов посредством проективной методики «Рисунок семьи» («Нарисуй портрет своей семьи») и рисунок

будущей семьи ребенка, сопровождаемый инструкцией: «Нарисуй свою будущую семью, когда ты станешь взрослым». Общепризнанно, что рисунок семьи является достаточно информативным для изучения образа, структуры семьи, семейной иерархии, семейных ролей, самочувствия семьи, межличностных отношений. Образ мира в психологии по А.Н. Леонтьеву - есть единство познания и эмоционально-пот-ребностной сферы, включающий в себя значения, смыслы, впечатления: «...функция эмоций может быть характеризована как индикация плюс-минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности...» [9, с. 164]. Использование рисуночной методики, отражающей реальную и будущую семью, позволяет обнаружить согласно Е.В. Субботскому «обыденную реальность» и «необыденная реальность» соответственно, посредством которых происходит познание мира. В спроецированном образе будущей семьи, выступающей «необыденной реальностью», находят свое отражение «коллективные и индивидуальные фантазии, получившие статус реальности в мифе, религии, искусстве, детском фантазировании и игре», в которых ребенок достигает гармонии и совершенства [14, с. 125-160].

Использование проективных психологических методик в социологических исследованиях позволяет получить закрытую информацию о личных чувствах, иррациональных проявлениях, способах упорядочения и структурирования социальной реальности, конструировании респондентами собственного социального мира [15, с. 87-88]. В проективных методиках определяется восприятие объекта и отношение к нему, формируется репрезентативный мир. Репрезентативный мир -это целый комплекс психических репрезентаций желаний, чувств, воспоминаний, представлений и символов. Репрезентация может рассматриваться как более или менее длительное образование (схема), построенное из множества впечатлений о мире. В процессе своего развития человек создает целый мир схем, или репрезентаций, которые структурируют входящую сенсорную информацию в осмыслении образа восприятия [7, с. 74]. Рисунок позволяет обнаружить противоречие между рациональным и аффективным восприятием реальности, переработку личного опыта ее освоения и формирования модели интегрирования в нее.

Сочетание в исследовании фокус-группы и проективной методики позволяет соотнести объективное и субъективное,

рациональное и эмоциональное в понимании и объяснении социальной реальности. Данный подход созвучен с гипотезой Х.Ш. Эрлиха о существовании двух форм опыта: объективного (субъект и объект разделены) и субъективного (субъект и объект - единое целое). Психическая жизнь человека формируется из этих двух опытов, сосуществующих в пространстве и во времени, и вокруг которых постоянно организуется (созидается) уже новый опыт. В зависимости от того, на какую форму опыта направлено внимание человека в данный момент жизни, на передний план выходит та или иная форма [7, с. 8].

В вопросах конструирования реальности, жизненного пути, семьи как элемента личного жизненного пространства особенно очевидным проявляется противоборство этих двух форм опыта ребенка, в которых он выступает одновременно как пассивный объект и активный субъект жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Семья как инструмент освоения и конструирования социальной реальности

Детство является социальным феноменом, оно имеет культурно-исторические корни и характеристики. По словам отечественного психолога П. Блонского: «Детство - как временной отрезок жизни человека, раздвигает свои пределы, по мере того как общество переходит на более высокие ступени своего развития, по мере того как увеличивается продолжительность человеческой жизни» [11, с. 12]. А французский исследователь Ф. Арьес показал, что детство является динамичным феноменом, трансформируется образ и осмысление данного феномена во времени и в пространстве [1, с. 403]. «Детство отражает видение взрослыми природы детского состояния индивида и их представления о самих себе» [3, с. 183]. Понимание любого жизненного периода связано не только с биологическим возрастом, но и с теми культурными и социальными значениями, которые ему приписываются в обществе. Дети совершенно четко выделили, что есть два понимания-измерения «детства-взрослости» - в пределах семьи и за пределами семьи, которые уживаются в их сознании и создают фундамент неоднозначности оценок событий и фактов социальной реальности и двойственности социальных норм. В семьях, в которых они воспитываются, в большинстве случаев их считают взрослыми. Но тут же дети оговариваются, что за пределами дома и семьи они для окружающих и для себя являются детьми:

Ангелина: «Меня считают взрослой».

Катя: «Потому что мы заканчиваем садик».

Александр: «Я взрослый, потому что мне уже 6 лет».

В качестве критерия взрослости дети выделяют большее количество знаний и возможностей, доступность большего количества видов деятельности и наличие детей, причем частым упоминанием дифференцирующего признака является возможность взрослыми совершать покупки, что, безусловно, является свидетельством усвоения детьми потребительских стандартов современного общества, в чем в свою очередь проявляются «постмодернистская революция ценностей» [2, с. 89] и «перераспределение свобод» [2, с. 99]:

Карина: «Нет, нас считают детьми, потому что мы не такие взрослые. Нам нельзя гулять одним».

Вова: «Взрослый, когда все покупаешь, ухаживаешь, моешь посуду. Взрослые кормят».

Полина: «Взрослый может все самостоятельно делать, а ребенок - не все».

Даша: «Взрослому можно ходить одному. Маленький может купить с разрешения мамы».

Даня: «Они (взрослые. - А.А. Бесчасная) на работу ходят».

Несмотря на отсутствие признанных обществом обрядов инициаций (за исключением получения паспорта и соответственно официальным наделением новоиспеченных граждан всеми правами и видами ответственности), в повседневной жизни детей и семей присутствуют символичные события и обычаи, которые закрепляют принадлежность личности (ребенка) к полу, культурной среде, определенному социально-экономическому классу и ознаменовывают в самосознании ребенка и сознании окружающих переход ребенка на качественно новый виток жизненного цикла [4, с. 125-139]:

Максим: «Меня считают взрослым, потому что я уже умею водить машину и снегоход».

Алеша: «Я буду взрослым после школы».

Слава: «После института».

Карина: «Когда в институт пойдем, будем взрослыми».

Лера: «Когда работать начнем».

Аня: «Когда пойдем в первый класс».

Социальное и психологическое самочувствие детей непосредственно связано с фактором наличия семьи. Они осознают, что семья является необходимым условием благополучия детей и взрослых, что это связующее звено между внутренним миром, жизненным миром человека и мезо- и экзосистемами, при этом вполне осознают

свое зависимое положение в данном контексте и необходимость в заботе:

Никита: «Лучше жить семьей, потому что дети не могут варить обед...»

Вова: «...дети не могут покупать сами».

Леня: «Вместе дружно».

Юля: «В одиночку ребенку страшно. С родителями смелее и смешнее».

Саша: «Когда ты одинок, у тебя друзей нет».

Аня: «Чтобы взрослые готовили детям кушать, а когда ребенок маленький - ходили с коляской, кормили, заботились».

Лиза: «Надо семьей жить. Потому что если мама одна будет жить, ей тяжело будет ребенка вырастить».

Современные дети в своих суждениях о родительских семьях, выполнении социальных ролей в семье отражают стремление и необходимость взрослых в большинстве случаев достичь баланса между работой и семьей, между профессиональными, семейными и родительскими обязанностями. При этом наблюдается гендерная ассиметрия в восприятии семейных ролей детей - дети наделяют большим количеством обязанностей женщину (работа и домашние заботы), и значительно меньшим кругом выполняемых функций мужчину (работа):

Чем должна заниматься мама?

Маша: «Заниматься детьми».

Кристина: «Убираться».

Полина: «Готовить и дома убираться».

Дима: «Работать».

Даниил: «Готовить, убираться, шить, стирать, ухаживать».

Глеб: «Мама должна заниматься на легких работах».

Вова: «...можно и посложнее».

Фокус-группа продемонстрировала ген-дерные различия в формировании репродуктивных представлений у детей. Мальчики в большинстве случаев стремились обозначить желаемое количество детей в их будущей семье наибольшим числом, что свидетельствовало об отсутствии рационального подхода к вопросу и о возникновении конкурентных групподинамических процессов во время фокус-группы (кроме того, соперничество мальчиков архетипично). Девочки же, наоборот, подошли к данному вопросу наиболее взвешенно, а свои ответы пытались объяснить и аргументировать. Среди наибольшего числа упоминаний их ответов отмечено двое детей в семье.

Катя: «Один ребенок лучше, так как мама успевает ужин мужу готовить, стирать, менять постельку ребенку».

Алиса: «Где один ребенок, потому что нужно меньше еды покупать и меньше денег тратить».

Настя: «Меньше, потому что можно углядеть, кто потерялся».

Даша: «Я не знаю, я не знаю, кем я буду работать и чем заниматься».

Милена: «Нисколько не хочу».

Лиза: «Я не очень хочу».

Алиса: «Я хочу быть одна».

Полина: «С ними возни много».

Анализ ответов определения условий счастливой семьи показал, что респонденты проявили гендерное различие. Ответы мальчиков были достаточно скудными и отражают, по всей видимости, отсутствие визуальных примеров активного деятельного участия мужчин в функционировании родительских семей по причине: а) неполных семей, б) занятости мужчин на работе (за пределами семьи) или 3) их бездействия внутри семьи. Ответы девочек показали разнообразие условий и насыщенность жизнедеятельности женщин, матерей.

Глеб: «Кормить».

Глеб: «Накормить семью или отмечать каждый день праздники».

Вова: «Любить».

Влад: «Покупать игрушки».

Александр: «Что-нибудь подарить».

Костя: «Не ругаться».

Аня: «Нужно убираться, чтобы папа не ругал».

Катя: «Нужно иметь все необходимое».

Александра: «Ухаживать, готовить».

Полина: «Дружба, хорошее поведение».

Карина: «Машина нужна».

Милена: «Квартира нужна».

Лейла: «Большой стол».

Александра: «Папа нужен».

Анализ результатов проведения проективной методики свидетельствует об эффективности ее использования в сочетании с фокус-группами с целью полного получения информации об обследуемом объекте и предмете. Интерпретация результатов использования проективной рисуночной методики показала:

11% (16 детей) обследуемых продемонстрировали совпадение моделей актуальной семьи и будущей, которые включали в себя полные и неполные модели семей;

9% (14 детей) обследуемых продемонстрировали совпадение моделей актуальной полной семьи и будущей (например, рис. 1 и рис. 2, Ира, 7 лет, изобразила родительскую и будущую семью, когда повзрослеет);

10% (15 детей) обследуемых в качестве модели будущей семьи изобразили неполную семью - ребенок и мать либо ребенок и отец (например, рис. 3, Катя, 6 лет 10 мес., изобразила будущую семью как неполную, хотя родительская семья изображена ею как полная);

3 ю О

11% (16 детей) обследуемых продемонстрировали сформировавшуюся на данный момент модель семьи без родителей, т.е. в актуальных и будущих семьях присутствовал лишь ребенок (рис. 4, Вова, 6 лет 2 мес., на фоне родительской неполной семьи модель будущего строит без семьи);

9% (13 детей) обследуемых продемонстрировали сформировавшуюся на данный момент модель семьи без участия детей, у авторов рисунков в частности, т. е. в актуальных и будущих семьях присутствовала лишь семейная пара или один родитель (рис. 5 отображает родительскую семью Ксюши, 6 лет 4 мес.);

Рис. 4. Вова, 6 лет 2 мес.

Рис. 1. Ира, 7 лет.

Рис. 5. Ксюша, 6 лет 4 мес.

Рис. 3. Катя, 6 лет 10 мес.

Рис. 7. Вова, 6 лет 8 мес.

4% (6 детей) обследуемых отразили в своих рисунках символическое взаимодействие в реальных семьях посредством скрепления протянутых рук; другая часть детей, изобразивших себя в актуальных семьях, показала изолированное или дистанционное присутствие в семьях (например, рис. 6, Элена, 7 лет 1 мес.);

13% против 6% (соответственно 19 мальчиков против 9 девочек) показали гендер-ные особенности в понимании неотъемлемой символической атрибутики семьи: изобразили дома как пространственную локализацию актуальных и будущих семей (например, рис. 7, Вова, 6 лет 8 мес.).

Это лишь наиболее выпуклые внешние стороны результатов рассмотрения работ детей, целью которого было, напомним, изучение формирования моделей семьи. Общим итогом использования проективной методики в социологическом контексте может являться констатация неустойчивости на данной момент модели полной семьи с тенденцией формирования модели неполной семьи (родитель и ребенок, бездетная семейная пара либо одинокий индивидуализированный образ жизни). Трансформацию модели семьи в сознании ребенка можно объяснить, очевидно, демонстрируемым в рисунках отсутствием внутригрупповой сплоченности в семье, автономностью ее членов, проблемами межличностного общения.

Сравнительный анализ результатов проведенных фокус-группы и интерпретации рисуночного метода показал плодо-

Список литературы:

[1]

творность сочетания данных методов исследования в изучении конструирования социальной реальности. Совместное их использование позволяет исследователю реализовать стремление получить от респондента максимально полную информацию о предмете исследования. Проведенное исследование продемонстрировало дуа-листичность детского осмысления реальности, господствующий диссонанс между рациональным и аффективным откликами [7, с. 12] на объективную реальность, обнаружить коррективы, вносимые в нормативные реалии и навязываемые обществом, со стороны субъективно и чувственно окрашенных смыслов и оценок повседневной жизни «ближнего круга» детей. Исследование показало отсутствие у большинства детей стойкой идентификации и интеграции себя в контексте семьи, как актуальной, так и в перспективе. Семья как ценность еще не сформирована у большинства опрошенных, что требует понимания и деятельностного подхода со стороны окружающих взрослых и законотворцев в области семейной политики. Так как система ценностей детерминирует процесс познания, то она задает и вектор жизнедеятельности человека. Официальный дискурс о семье и реально обнаруживаемый в повседневности демонстрирует разрыв, подрастающее поколение встает перед выбором: создание семьи или следование пропагандируемой и ценимой обществом идеологии индивидуализма, индивидуального успеха, потребления благ.

[2]

[3]

[4]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[5]

[6]

[7]

[8] [9]

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. - 416 с.

Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

Безрогов В.Г. Детство и дети в Европе и Америке XVI-XVIII веков: новые зарубежные исследования // Человек. - 2007, № 4. - С.183-189.

Бесчасная А.А. Детство: история и современность. - СПб: Нестор-История, 2007. - 184 с. Белановский С.А. Глубокое интервью: учебное пособие. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. Сборник статей. Интернет-ресурс. // Центр гуманитарных технологий. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.gtmarket.ru/laboratory/basis/3707 (25.03.2014)

Васильева Н.Л. Детский психоанализ. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 256 с. Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилю-наса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.

[10] Ллойд Демоз. Психоистория. - Ростов/Дону: Феникс, 2000. - 512 с.

[11] Положение детей в СССР, 1990 год. Состояние. Проблемы. Перспективы. - М.: Дом, 1990. - 120 с.

[12] Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - СПб.: Питер, 2005. - 320 с.

[13] Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

[14] Субботский Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии // Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. - М.: Смысл, 1999. - 429 с.

[15] Фоломеева Т.В. Использование проективных методик для повышения эффективности фокус-групп // Социология: 4М. - 2003, № 17. - С. 83-108.

[16] Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: ИТД «Летний сад», 2000. - 416 с.

[17] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2003. - 596 с.

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.