Научная статья на тему 'Конструирование личностью вариантов своего бытия: сознательное обращение к эталонам успешных людей'

Конструирование личностью вариантов своего бытия: сознательное обращение к эталонам успешных людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / TIME / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ЧЕЛОВЕК / PEOPLE / ЖИЗНЬ / LIFE / ЖИЗНЕННЫЕ ПУТИ / LIFE PATH / СУДЬБЫ / DESTINY / ЛЮДИ / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ВАРИАНТЫ ЖИЗНИ / ХАРИЗМА / CHARISMA / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СУБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / SUBJECTIVE IMPORTANCE / УСПЕХ / SUCCESS / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELFREALIZATION / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / SELF-ASSERTION / СПОСОБНОСТИ / ABILITY / АВТОРИТЕТ / AUTHORITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / СУБЪЕКТ / SUBJECT / СОБЫТИЯ / СТРАТЕГИИ / STRATEGIES / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LIFE-SUSTAINING ACTIVITY / СПОНТАННАЯ АКТИВНОСТЬ / SPONTANEOUS ACTIVITY / LIFESTYLES / EVENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Екатерина Сергеевна

В статье показано, что жизнь может быть предметом конструирования, осуществляемого личностью или определенными социальными институтами. Называются причины, почему трудно самостоятельно изобрести эффективный вариант жизни. Аргументируется актуальность проблемы стилей жизни и раскрывается роль эталонов успешных людей в создании собственного варианта бытия. Рассматриваются психологические особенности процессов самореализации и самоутверждения личности. Проводится идея, что творцом собственного жизненного пути и стратегий жизни может быть лишь человек, обладающий определенными личностными качествами. Автор обращает внимание, что жизненный путь подлежит не только возрастной, но и личностной периодизации. Приводятся различные типологии жизненного пути личности. Даются объяснения, почему лучшим способом изучения жизненного пути личности является биографический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality constructing versions of existence: conscious referring to the standards of successful people

The article shows that life can be the subject of design, carried out by a person or by certain social institutions. The paper reveals the reasons why it is difficult to invent an effective lifestyle independently. The urgency of the lifestyle problem is proved and the role of model successful people in creating a unique lifestyle is revealed. The paper considers the psychological characteristics of the processes of individual self-realization and self-assertion. The author stresses the idea that only a person with certain personality traits can be a creator of his own life path and strategies.It is also noted that lifestyle is a subject of age and personal periodization. The various typologies to the individual lifestyle are given. Also it is explained why the best way to learn an individual lifestyle is the biographical method.

Текст научной работы на тему «Конструирование личностью вариантов своего бытия: сознательное обращение к эталонам успешных людей»

Маслова Е.С.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТЬЮ ВАРИАНТОВ СВОЕГО БЫТИЯ: СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЭТАЛОНАМ УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ

К настоящему времени все чаще психологи говорят о разнообразии и типологии человеческих жизней, ибо, как уникальны все люди, так равно уникальны и их жизненные пути. Всеобщие внешние события делают жизни людей похожими. Принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные. Но сквозь типичное и универсальное пробиваются ростки особенного и уникального, подтверждая идею о непохожести человеческих судеб [4].

Сознание и самосознание позволяют человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы своего индивидуального существования, а не только ответить на вопрос: «Быть или не быть?». Эрих Фромм подчеркивал, что для человека собственное существование является проблемой, так как он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Экзистенциальные противоречия в человеке постоянно приводят к нарушению его внутреннего равновесия, которое отличает его от животного, живущего в «гармонии» с природой»[11].

К концу XX века психологи нашли аргументы, доказывающие, что жизнь может быть предметом конструирования, осуществляемого либо самой личностью, либо определенными социальными институтами. Анализ жизненных путей успешных и неуспешных личностей показал, что творческое сознание присуще далеко не всем, и что трудно самостоятельно изобрести эффективный вариант жизни. В конце XX века возник рынок «стилей жизни» [7;12]. Человек, делая попытки создания собственного варианта бытия, сознательно и целенаправленно обращается к эталонам, в качестве которых выступают успешные люди, чаще всего, - харизматические. В связи с этим, проблематика харизмы приобрела в настоящее время личностную, субъективную значимость.

Достижение успеха - это сложный процесс самореализации и самоутверждения личности. Существуют разные трактовки успеха. В успехе фокусируется признание способностей человека, степень его одаренности и таланта со стороны авторитетных, «значимых других». Важным является признание успеха самой личностью. В таком случае осознание значимости успеха выступает как реальная сила, которая побуждает личность к деятельности. Выделяют также успех-призвание, характерный для «достигающей» личности. Самоосуществление и самореализацию личности связывают с определенным видом деятельности, когда важным является не только результат деятельности, но и ее процесс. Как показали исследования, личность не всегда является субъектом, творцом собственной жизни. С человеком может что-то случаться и что-то происходить даже тогда, когда его жизнь находится в «пассивном залоге».

Под влиянием незапланированных событий с личностью могут происходить различные изменения, в том числе, и личностное развитие. К.А. Абульханова, Л.И. Ан-цыферова, В.Н. Дружинин и И.А. Джидарьян связывают успех с осмыслением жиз-

ненного пути личности и с выбором стратегий ее жизнедеятельности. Работы в этом направлении были продолжены В.И. Ковалевым, А.А. Кроником, Р. Ахмеровым, В.И. Карандашевым и др. Для одних авторов проблема жизни личности - это управление жизненными событиями. Для других - это спонтанная активность. В исследованиях вышеназванных авторов убедительно доказано, что творцом собственного жизненного пути и стратегий жизни может быть лишь человек, обладающий определенными личностными качествами [6;5;2].

К настоящему времени отобраны наборы тех качеств, которые играют роль «спусковых» механизмов. Эти наборы представляют собой специфические элементы информации, которые подают сигналы о том, что согласие с предъявляемыми требованиями является правильным и выгодным. Доказано, что иногда незначимые элементы информации побуждают многих людей согласиться с тем или иным требованием. До сих пор продолжаются дискуссии о преимуществах и недостатках стереотипного поведения. Высказываются альтернативные суждения: «за» и «против» этого типа поведения. Стереотипное автоматическое реагирование эффективно и экономично, так как при этом человек сохраняет свое время, энергию и умственный потенциал. Однако такое реагирование может привести человека к ряду ошибок, т.к. он совершает действия без обдумывания и размышлений. Зная это, люди научаются манипулировать другими людьми, включая в действие «спусковые» сигналы, которые вынуждают человека совершать поступки, не выгодные для себя, а зачастую и вредные. Из этого следует, что автоматическое реагирование является достаточно опасным и требует специальной работы по развитию саморефлексии, т.е. умению давать себе отчет о совершаемых действиях [13].

Р. Чалдини выделил шесть фундаментальных психологических принципов, которые лежат в основе человеческого поведения. Владея этими принципами (авторитета, благорасположения, дефицита, последовательности, взаимного обмена, социального доказательства) человек может достичь успеха в различных сферах. Это касается личных отношений, деловых сделок, взаимодействий и др. Каждый из названных принципов заставляет людей говорить «да» не задумываясь, что приводит к появлению феномена «неразмышляющей податливости» [12].

Следует научиться противостоять «профессионалам уступчивости», которые пытаются извлечь выгоду из нашей склонности к стереотипному реагированию. При этом мы исходим из мысли, что если действия совершаются многими людьми, то значит, они более адекватны и целесообразны. Этим обычно пользуются «профессионалы уступчивости», тактика которых основана на том, чтобы сориентировать людей в нужном для них направлении. Стремительный темп жизни вынуждает человека использовать проверенные стереотипы, правила и принципы.

Ускорение и темпы жизни приводят ко все более возрастающей автоматизации и стереотипизации поведения. Происходящий информационный взрыв и технологические достижения заставляют нас приспосабливаться к большому числу перемен и альтернатив, что зачастую приводит к необдуманным решениям и к тому, что человек не успевает тщательно анализировать все относящиеся к делу «за» и «против». Поэтому человек вынужден во многих случаях проявлять стереотипные способы поведения и на их основе принимать решения: уступать, соглашаться, верить, покупать и т.д.

«Профессионалы уступчивости» оттачивают свое мастерство, используя те или иные орудия влияния, чтобы добиться успеха. Существует группа особых мастеров влияния, которых называют «психологическими спекулянтами». Именно их энергии, напору и умело расставленным ловушкам следует противостоять. Проблема влияния людей друг на друга продолжает оставаться одной из востребованных областей психологии. Отдельные аспекты этой проблемы достаточно интенсивно начали прорабатываться в зарубежной психологии (Р. Чалдини, Г. Адамс, Э. Аронсон, У. Бакман, Б. Башман, Р. Фейнберг, С. Уоршел и С. Арнольд, Н. Шварц, Д. Филлипс и др.). Заметен интерес к проблеме механизмов, стилей, способов и оптимальных условий психологического влияния, к психологической обработке поступающей информации, к борьбе со стереотипами общения и поведения, к осмыслению феноменологии влияния и опера-ционализации его компонентов.

Известно, что технологии развиваются гораздо быстрее, чем человеческое сознание, и потому мы испытываем все большие затруднения в обработке поступающей информации, предпочитая долго не задумываться над принятием решения и осмыслением той или иной жизненной ситуации. Склонность к стереотипному реагированию, с одной стороны, экономит время, а, с другой стороны, дает возможность другим извлечь из этого выгоду. Следовательно, человек должен научиться оказывать сопротивление тем, кто фальсифицирует и подделывает информацию, включая в нее наши стереотипные реакции .

Отправными моментами для изучения жизненного пути личности стали исследования Ш. Бюлер, которая ввела это понятие, предлагая рассматривать каждую индивидуальную жизнь как историю, являющуюся не цепью случайностей, а закономерной эволюцией личности. Ключевым для ее подхода было понятие «событие». Ш. Бюлер различает внешние и внутренние события. Ею выявлено, что субъективные «внутренние» события не соответствуют ряду «внешних» событий, а они, в свою очередь, не соответствуют этапам достижений личности. На основе изучения сотен реальных биографий представителей различных социальных групп (предпринимателей, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и др.), Ш. Бюлер сформулировала идею о много-фазности жизненного пути человека. Изучению в биографиях подвергались три общих аспекта: внешний, объективный ход событий жизни; история творческой деятельности человека; возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни. Ею были определены фазы жизненного цикла. В книге «Жизненный путь человека» (в соавторстве с Фредом Массариком), кроме четырех базовых тенденций, Ш. Бюлер описала пять временных фаз жизненного пути человека

[14].

О влиянии событий на успешность личности многократно говорил С.Л. Рубинштейн. Он считал, что события - это узловые моменты, поворотные этапы в жизни личности, которые определяют жизненный путь человека на долгое время. Однако, в отличие от взглядов Ш. Бюлер, С.Л.Рубинштейн предложил рассматривать человеческую жизнь не как ряд событий, а как целое. В связи с этим, он критиковал взгляды Ш. Бюлер и предложил выделять три типа жизненных отношений личности: отношение к предметному миру, к другим людям и к самому себе. С.Л. Рубинштейн рассматривал

существование личности на определенном этапе ее развития не как случайную, а как закономерную череду событий. Отсюда был сделан вывод, что жизненный путь подлежит не только возрастной, но и личностной периодизации, так как, начиная с юности, они перестают совпадать друг с другом. Это значит, что разные люди проходят этапы личностного развития в разном возрасте. Этот вывод представляется особенно значимым для понимания жизненного пути личности [9].

К.А. Абульханова, а несколько позже В.Н.Дружинин, предложили различные типологии жизненного пути личности. Среди них следующие варианты: «жизнь как целедостижение», «жизнь как трата времени», «жизнь как творчество», «жизнь как предисловие» и др. Можно предполагать, что для многих успешных личностей наиболее приемлемым является вариант «жизнь как целедостижение» [1; 4]. Для такого варианта жизни оказывается важной способность человека организовывать, конструировать жизнь. Главным понятием для данного типа личности является оптимальное согласование временной структуры деятельности с внешними социальными изменениями. Это значит, что человек должен быть способным разрешать противоречия между личным временем и социальным. Поэтому главным для такой личности становится своевременность выполнения необходимой деятельности, которая является признаком оптимального приспособления к социуму. Именно своевременность приводит личность к оптимальным стратегиям. Если личность выполняет многие действия несвоевременно, то ее стратегии не являются оптимальными [1;7].

К.А. Абульханова выделяет следующие жизненные стратегии: пассивное распределение времени, когда человек приноравливается к внешним обстоятельствам (запаздывание); активное игнорирование нормативов времени; жизненная торопливость. Именно последнюю стратегию К.А.Абульханова считает оптимальной. Для этой стратегии характерно планирование событий наперед, активное преобразование, резервирование или использование времени. Стратегию организации времени она называет суперстратегией. По ее мнению, именно индивидуальная способность к регуляции времени определяет эффективность работы в условиях лимита или дефицита времени. Это позволяет использовать личностные ресурсы в нужное время и в нужном месте. Личность, способна «регулировать время», находить оптимальный темп жизни, соотносить индивидуальную активность с активностью группы или коллектива, т.е. использовать свой ресурс тогда, когда это необходимо [1].

Восприятие времени как ресурса характеризует отношение личности к жизни как к целому. Стремление понять и отдифференцировать различные типы управления временем были изучены В.И. Ковалевым. Им выделены четыре типа личности, которые различаются по управлению временем. Это: стихийно-обыденный тип, который характеризуется краткосрочной временной перспективой, зависимостью личности от ситуации, безынициативностью и подчиненностью обстоятельствам; функционально - деятельностный тип, для которого характерна активная, краткосрочная и ситуативная регуляция времени, но отсутствует длительная регуляция времени жизни как целого; созерцательно-пролонгированный тип, когда личность относится ко времени пассивно, не делает попыток направлять поток событий; созидательно-преобразующий тип, характеризующийся творческим овладением временем, осуществлением организации

времени жизни как целого, связыванием его со смыслом жизни [6] .

Как видно, данная классификация имеет два основания: «событийность-целостность» и «активность-пассивность». Если применить данную классификацию деления людей по типу управления временем, то их можно отнести к созидательно-преобразующему типу.

Л.Ю. Кублицкене эмпирически подтвердила существование типов личности, которые способны самоорганизовываться во времени. Представители этого типа рассматривают время как личностный фактор. Ею выделен также тип, для которого время - это лишь внешне заданная проблема. Существует также тип людей, у которых всегда есть дефицит времени. Такой тип человека обычно откладывает дело на последний момент. Он отказывается от свободы времени в пользу жесткого временного режима заданного извне [8].

Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова предложили рассматривать жизнь как взаимосвязь ряда событий с субъективными переживаниями. Они считают, что психологическую судьбу личности определяет способ переживания событий жизни. Этот подход характеризуется ими как «событийно-биографический», а жизненный путь рассматривается как разнонаправленный и прерывный, как связь субъективного прошлого и будущего [3].

«Субъективно-событийный подход» разрабатывал А.А. Кроник, который выделил в исследовании жизненного пути три аспекта: объективный, субъектный и субъективный. Первый ориентирован на прогноз будущих событий жизни, исходя из представлений о типичных жизненных описаниях. Второй касается прогноза жизненного пути на основе анализа образа жизненного пути, представленного в самосознании. Третий аспект связан с прогнозом изменений в самой субъективной картине жизни, с прогнозом, сделанным на основе внутренних закономерностей ее динамики под влиянием социальных, природных и личностных факторов [5].

Центральным в исследовании жизненного пути А.А.Кроник считает третий аспект, так как устойчивость и динамика картины жизненного пути определяют долговременную регуляцию будущего: без субъективного прошлого нет будущего и объективного настоящего [5]. Лучшим способом изучения взаимоотношений личности и ситуации признается биографический метод, который дает возможность понять, как процесс личностно-ситуационного взаимодействия происходит в жизни. Событийно-биографический подход начал формироваться с 70-х годов XX века. Он позволяет понять уникальность жизненного пути каждого человека, основой периодизации которого могут стать конкретные жизненные (биографические) события, в которых социальные явления и психофизиологические процессы проявляются и переживаются личностью. Способ переживания этих событий и определяет психологическую судьбу личности.

Известно, что биографический метод начал разрабатываться в первой четверти ХХ-го века (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер) и первоначально ограничивался ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути [10;14]. На современном этапе развития психологии биографический метод, основанный на изучении личности в контексте личной истории и перспектив развития индивидуального

бытия, а также взаимоотношений со значимыми другими, применяется для реконструкции жизненных программ и сценариев, для пространственно-временной организации профессиональной, семейной, духовной и других сфер жизни. Изучение биографий используется и для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности и степени их рефлексивности. Это позволяет выявить особенности восприятия личностью значимых жизненных ситуаций. В целом, биографический подход предоставляет уникальную возможность изучить стабильность и изменчивость поведения личности сквозь время и ситуации. Он также дает возможность изучения жизненных ситуаций, в которые попадает личность в течение своего жизненного пути, и исследование привычного для нее выбора и избегания социальных ситуаций.

Анализ биографий показывает, что успешные личности в своем большинстве используют стратегию опережения реального времени, планируют события заранее, активно преобразовывают ситуации, резервируют время, чтобы использовать его на значимых этапах жизни и деятельности. Успешные личности «изобретают» собственные «суперстратегии», позволяющие в ситуации дефицита времени рационально им распорядиться. Если бы успешные личности не успели использовать свои психические и временные ресурсы, то они бы не имели высокого статуса.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. Журнал. 1983. №1. Т. 4.С. 14-29.

2. Ахмеров Р. А. Психология жизненного пути: каузометрическое направление: Метод. Руководство. Набережные Челны: Ин-т управления, 2002.

3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - М.: Российское педагогическое агентство. 1998. - 262 с.

4. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ; - СПБ.: ИМАТОН-М, 2000. - 135 с.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.,Смысл, .-2008.- 267 с.

6. Ковалев В.И. Категория времени в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 216-230

7. Котова И.Б. Идея личности в российской психологии: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М.: Ин-т развития личности РАО, 1994. - 42с.

8. Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.01 АН СССР. Ин-т психологии. Москва 1989. 17 с.

9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М., 1976. 416 с.

10. Рыбников Н.А. Биографии и их изучение, М., 1920.

11. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. 235 с.

12. Чалдини Р. Психология влияния. Издательство: Питер, 2014 .

13. Murrey H.A. Exploration in Personality. - N.Y., 1938.

14. Buhler C., Massarik F. The Course of Human Life: A Study of Goals in the Humanistic Perspective / ed. by C. Buhler, F. Massarik. N.Y., 1968

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.