УДК-327(470+571)
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО
В ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Д. С.Плотников1
В статье рассматривается конструирование исторического прошлого в государствах Центральной Азии. Определяется место России в исторических образах, а также выявляется влияние идеологических доктрин на формирование внешнеполитического курса стран Центральной Азии в отношении России.
Ключевые слова: Центральная Азия; идентичность; мифы; символы; внешняя политика; традиции; Россия.
Появление новых государств на политической карте мира сопровождается формированием новых опорных мифов, которые преподносят существование этих государственных единиц в качестве исторической закономерности, вытекающей из глубины веков. Происходит, как бы выразился Э.Хобсбаум, «изобретение традиций». С его точки зрения, ««изобретенная традиция» — это совокупность общественных практик ритуального или символического характера, обычно регулируемых с помощью явно или неявно признаваемых правил; целью ее является внедрение определенных ценностей и норм поведения, а средством достижения цели — повторение,.. «традиции, которые кажутся старыми или претендуют на то, что они старые, часто оказываются совсем недавнего происхождения и нередко — изобретенными» [17].
Представляется, что формирование традиций и новых опорных мифов в государствах Центральной Азии оказывает прямое воздействие на выстраивание внешнеполитического курса страны. Это можно выявить посредством проведения сравнительного анализа процесса формирования исторических образов в государствах Центральной Азии, определение места России в этих
1 Плотников Дмитрий Сергеевич - кандидат политических наук, доцент кафиры политических наук Пермского государственного национального исследовательского университета. E-mail: [email protected]. © Плотников Д.С., 2016
образах и сопоставление полученных данных с политикой стран центрально-азиатского региона в отношении России.
Образование независимых государств Центральной Азии актуализировало задачи легитимации политической системы и поиск новых основ государственности. Десоветизация политических систем стран Центральной Азии открыла поиск новых основ идентичности. Не последнюю роль в этом сыграл ислам.
Ислам исторически более основательно укоренился у оседлых народов Центральной Азии, в связи с чем «возвращение» к мусульманской идентичности характерно в большей степени для таких стран региона, как Узбекистан и Таджикистан. Тем не менее, для светских правителей Центральной Азии, получивших должности руководителей республик по партийной линии во времена СССР, исламизация политики представляла и представляет собой вызов и угрозу. В результате десоветизация, хотя и сопровождалась риторической поддержкой ислама и строительством мечетей, но религиозные нормы не отразились на политических контурах новых основ государственности.
Каждая страна региона искала новых исторических «героев», новые опорные мифы, новые источники легитимации (в том числе в форме «удрев-ления» собственной истории и государственности). Особняком стояла необходимость выстраивания идеологических доктрин, подчеркивающих значимость указанных стран в региональной и мировой системе координат.
В Узбекистане в качестве ключевой исторической фигуры, подчеркивающей избранность узбекского народа, его историческое значение, выбран Тамерлан, в честь которого в республике «было названо великое множество улиц, районов и хозяйств» [15], воздвигнуты памятники на центральных площадях. Изображение одного из таких памятников украшает лицевую сторону купюры номиналом в 500 сум. Фигура Тамерлана призвана не только заполнить идеологический вакуум, возникший после краха СССР, но и указать узбекскому народу на ту великую роль, которую он играл в прошлом, с проекцией на настоящее и будущее. Президент И. Каримов неоднократно предъявлял территориальные претензии соседним государствам (в том числе, Киргизии и Таджикистану) на том основании, что эти территории некогда входили в состав «Великого Узбекского государства» [16]. Таким образом, история с позиции узбекского руководства, служит инструментом, оправдывающим геополитические амбиции.
По мнению И.Каримова, которого эстрадные певцы сравнивают с Тамерланом [8], проекция славного исторического прошлого должна способствовать сохранению достоинства и величия современных узбеков, которые должны жить и работать в Узбекистане, а не добиваться признания в других странах. «В Узбекистане сейчас не много ленивых людей. Я называю лени-
выми тех, кто едет в Москву и подметает там улицы и площади. Это отвратительно, когда узбеки едут туда за куском хлеба... в настоящее время (в Узбекистане - прим. Авт.) нет попрошаек, поскольку человеческое достоинство им не позволяет этого делать»[4]. СССР И.Каримовым воспринимается в качестве «тоталитарного режима» [5], а Узбекистан - как колония, предоставляющая метрополии сырье (прежде всего, хлопок).
В Казахстане в качестве исторической фигуры, знаменующей славное прошлое, выступают деятели культуры и науки, такие как Аль-Фараби и Ак-бай. Акбай Кунанбаев (1845-1904) - казахский поэт и философ, основоположник казахской письменной литературы. Аль-Фараби (около 870-950 г.) -арабский ученый, родившийся на территории современного Казахстана. Именем Аль-Фараби назван один из ведущих университетов Казахстана. Образ Аль-Фараби и Акбая неоднократно использовался в качестве изображения на лицевой стороне тенге. Для современного Казахстана на символичном уровне характерна апелляция к кочевой культуре региона. Образ юрты, скачущего в степи всадника, парящего над степью орла часто используются в государственных символах республики. Кочевая подвижность гармонирует с объявленной внешнеполитической позицией, нацеленной на формирование «многовекторного» курса г. Астаны.
В ходе встречи с активом г. Астаны президент Н. Назарбаев объявил о том, что в 2015 г. народ отметит грандиозную юбилейную дату - 550 лет казахской государственности [2]. Есть мнения, что попытки «удревления» истории Казахстана активизировались после воссоединения Крыма и России весной 2014 г.
Особой популярностью в Казахстане пользуются фильмы, прославляющие степных завоевателей. Такие фильмы с казахстанским участием, как «Кочевник» и «Монгол», пользовались поддержкой властей.
Руководство Казахстана удачно использовало идеологию «евразийства» для сплочения тюркских и славянских этнических групп, составляющих основу казахстанской нации. Стремление заменить коммунистическую идеологию евразийством проявилось, в частности, в переименовании ведущего университета страны в «Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева» [14]. Юридическое закрепление статуса русского языка позволило Казахстану избежать межэтнических столкновений и выстроить политическую нацию, где представители разных этнических групп лояльны в отношении государственных институтов. Дальновидность казахстанской стратегии очевидна на фоне украинского кризиса 2014 г., когда альтернативная стратегия, направленная на вытеснение на периферию русского языка из официального делопроизводства в Украине обострила межнациональные отношения и усугубила раскол в обществе. Напомню, что казахский этнос, как
и другие слои советского общества, серьезно пострадал от непродуманных и порой преступных действий И.Сталина, в особенности это касается коллективизации. При этом страдания казахского народа в этот период не подаются в современной интерпретации в качестве этнических чисток, в отличие от украинского подхода к «голодомору».
Евразийская идеология также способствовала позиционированию Казахстана в качестве центра притяжения между Востоком и Западом. Данная концепция позволяет Казахстану не только избежать внутриполитических конфликтов, но и выстраивать добрососедские отношения с соседними державами, выгодно используя свое геополитическое положение (реализация проектов «Север-Юг» и «Шелковый путь» - яркое тому подтверждение).
Таким образом, Казахстан удачнее использует идейно-символическое наследие, чем Узбекистан, где преобладает конфликтное позиционирование в регионе, что обостряет и без того натянутые узбекско-таджикские и узбек-ско-киргизские отношения, изматывающие стороны в региональном противостоянии.
Наибольшие усилия по «удревлению» собственной истории характерны для Туркменистана. История туркмен, в культовой книге конструирующей основы современного Туркменистана «Рухнаме» (авторство которой приписывают первому президенту - С. Ниязову), начинается примерно 5000 лет тому назад, когда появился мистический предок народа - Огуз хан. Образ Огуз Хана используется на туркменском манате, его именем названа главная телебашня страны и дворцовый комплекс. В Ашхабаде в честь Огуз хана названа улица и фонтанный комплекс на пути из аэропорта имени Туркменба-ши в центр города. По мнению современных специалистов, «советские туркмены как нация зародились в 1924 г., когда впервые появляется само понятие «Туркменистан» [3]. Для придания значимости и древности туркменской государственности эксплуатируется образ Тургул-Бека (изображение которого украшает лицевую сторону маната). Тур гул-Бек - полководец из Центральной Азии, совершивший успешные завоевания ряда территорий Центральной Азии и Ближнего Востока в XI в. Древность и величие современного Туркменистана исходит из апелляции к сельджукской империи, изображение одного из султанов которой - Ахмада Санджара, украшает лицевую сторону купюры номиналом в пять туркменских манат.
В отличие от Казахстана, Туркменистан позиционирует российское присутствие в регионе в качестве «ига». В этом контексте Гоекдепинское сражение 1881 г. между российскими и туркменскими войсками с поражением последних - самая большая трагедия туркменского народа [3].
Педалирование величия туркменского народа на фоне дискредитации соседей создает плодотворную базу для проведения изоляционистского
внешнеполитического курса республики.
Небывалый даже по меркам Центральной Азии культ личности Сапар-мурата Ниязова проявился в повсеместном изображении портрета первого Президента - Туркменбаши (отца всех туркмен), в том числе и на туркменских манатах образца до 2009 г. Имя Туркменбаши используется в названии городов, поселков, столичного аэропорта, есть орден Туркменбаши, школа его имени и т.д.
После смерти С.Ниязова в декабре 2006 г. и прихода к власти Гурбангу-лы Бердымухаммедова произошло некоторое сворачивание культа личности Первого президента Туркменистана. Помимо первых лиц государства в республике на государственном уровне прославляются деятели культуры и, прежде всего, Махтумкули (туркменский поэт, считающийся классиком туркменской литературы, воспеваемый еще в советские времена).
Таджикистан, переживший кровопролитную гражданскую войну в 1990-е годы, осторожно относится к формированию новых символов нации. Таджикистан - единственная из республик Центральной Азии, где в качестве символов на официальных купюрах изображены профессиональные революционные деятели и партийные руководители советского прошлого (Ширин-шо Шотемор и Мирзо Турсун-Заде). Шириншо Шотемор является одним из организаторов создания Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики. Вместе с тем, он возглавлял операции по уничтожению басмачей и их «пособников» в Таджикистане. Таким образом, официальный Душанбе не стремится на символическом уровне разорвать связь собственной государственности с советским периодом.
Современный Таджикистан в идеологии официальных властей предстает в качестве наследника древнего государства Саманидов. 9 сентября 1999 г. Таджикистан торжественно отпраздновал 1100-летие государства Самани-дов, воспринимаемого в качестве первого государства таджиков. В следующем 2000 г. таджикский рубль был заменен сомани - чье название также отсылает к древней истории таджикского народа. Особым почтением в современном Таджикистане пользуется имир династии Саманидов, основатель государства в Средней Азии - Исмаил Самани (живший в 1Х-Х вв). Образ этого правителя изображен на национальной валюте современного Таджикистана. Душанбе активно продвигает образы классиков таджико-персидской литературы, таких как Абуабдулло Рудаки. В 2008 г. в Таджикистане отметили 1150-летие со дня его рождения. Изображение этого человека украшает самую крупную купюру в Таджикистане. Празднуя 17-ю годовщину образования независимого государства Таджикистан в современных границах, президент республики Э.Рахмон в телеобращении к нации отметил: «Семнадцать лет назад древняя, культурная, стоявшая у истоков цивилизации таджикская
нация добилась великого и священного завоевания - государственной независимости, и сейчас мы с вами с чувством огромной гордости и достоинства отмечаем это славное событие - торжество исторической справедливости и восстановление преемственности нашей новой государственности с системами государственности наших предков, имеющими многотысячелетнюю историю» [12]. В отличие от кочевых народов Центральной Азии, Таджикистан не испытывает дефицита исторических персон, и власти удачно апеллируют к древним опытам государственности.
В Кыргызстане преимущественно прославляются деятели культуры (в том числе и советского периода). Существует и культ кыргызстанского сказочного чудо-богатыря Манаса, именем которого назван город, столичный аэропорт и университет, в честь которого воздвигнуты памятники. Высшая награда Кыргызстана именуется орденом «Манаса». В Кыргызстане существует даже отдельное направление исследований под названием «манасоведе-ние». Ярким символом современного Кыргызстана является юрта, украшающая флаг республики и символизирующая кочевые традиции кыргызского народа. Подкрепляли кочевые устои на символическом уровне изображения всадника и орла на кыргызском соме образца 1993 г.
Одним из признаков отсутствия кардинального разрыва с советским прошлым служит празднование дня защитника отечества в Таджикистане и Кыргызстане по советской традиции - 23 февраля, тогда как власти Туркменистана, Казахстана и Узбекистана предпочли перенести это торжество на иные даты.
Еще одним показателем восприятия советского прошлого странами региона, является тот акцент, с которым подается материал о распаде СССР (и в целом периода конца Х1Х-ХХ веков) в школьных учебниках, рекомендуемых соответствующими государственными ведомствами. Восприятие исторических событий отличается пестротой. Как отмечает школьный учитель с 25 летним стажем из г. Алматы, в Казахстане «за минувшие 20 лет отношение к событиям 1991 г. менялось уже трижды. Был момент, когда времена Советского Союза упорно называли "коммунистическим игом" и периодом "советской колонизации Казахстана". Сегодня ситуация изменилась. Например, в учебнике Всемирной истории половину страницы отвели освещению общесоюзного референдума 17 марта 1991 г.» [11]. В Таджикистане в школьном учебнике по истории период распада СССР оценивается как потеря. «В результате распалась великая держава, которая объединяла много народов и являлась могущественной", - пишут авторы учебника История таджикского народа» [11]. В Кыргызстане распад СССР в школьных учебниках описывается «нейтрально» [11].
В Узбекистане, как и в Туркменистане, история конца Х1Х-ХХ вв. трак-
туется «с точки зрения гегемонии русских, которая стала всеобъемлющей в советский период, особенно при большевиках и коммунистах» [13].
Таким образом, идейно-символическое позиционирование стран региона существенно отличается. Если Таджикистан и Кыргызстан сохранили советскую преемственность в символическом смысле, то Туркменистан и Узбекистан пошли на радикальный разрыв с этим периодом, который воспринимается в качестве колониального. Казахстан сформулировал принципиально иную символическую парадигму, выстроенную на сочетании тюркского и славянского начал с безусловным преобладанием первой составляющей в казахстанской символике.
По результатам проведенного анализа можно выделить 3 группы стран в зависимости от занимаемого Россией места в формировании исторических опорных мифов. Первая группа - Кыргызстан и Таджикистан, где советское прошлое органически вписывается в конструирование новых мифов с упором на национальные образы. Во второй группе, напротив, наблюдается восприятие имперской России и СССР как колонизатора, чья деятельность деструктивно сказалась на развитии народов. К данной категории стран относятся Туркменистан и Узбекистан. К третьей группе относится Казахстан, где взаимоотношения с СССР и Россией воспринимаются противоречиво, тем не менее, доминирует нейтральное или положительное восприятие сосуществования в общесоюзном государстве и не наблюдается фокусирования на темах, связанных с преступными действиями И.Сталина на территории современного Казахстана (что особенно отличает Астану от Киева).
Обретя независимость, страны Центральной Азии, стремятся легитимировать собственную государственность и апеллируют к славному историческому наследию. В Туркменистане и Таджикистане отмечаются тысячелетние юбилеи создания первых государств. При этом, если для древней таджикской цивилизации эти даты могут быть обоснованы с позиции истории, то апелляция к сельджукам со стороны Ашхабада выглядит натянутой. Повсеместно вспоминаются древние эпосы и легендарные герои (культ богатыря Манаса в Кыргызстане). Особая роль в претензии на региональное лидерство со стороны Узбекистана [10] принадлежит Тамерлану. В качестве тренда следует отметить популяризацию литераторов и ученых из Центральной Азии. Образ юрты, скачущего в поле кочевника обладает особой притягательной силой в Кыргызстане и Казахстане. Астана, в отличие от Ташкента, выбрала мультикультурную идеологию «евразийства» (в вариации Гуми-лев+Назарбаев). Данный концепт сгладил вероятные этнические противоречия в разнородном казахстанском обществе и способствовал формированию гражданской нации в Казахстане.
Важно выяснить, коррелирует ли образ России и СССР в мифотворчест-
ве стран Центральной Азии с выстраиванием внешнеполитического курса с г. Москва.
Страны первой группы (Таджикистан и Кыргызстан) и Казахстан объединены с Россией в военно-политический союз ОДКБ. Кыргызстан и Казахстан участвуют в экономическом объединении ЕАЭС. Ведутся дискуссии о членстве Таджикистана в ЕАЭС. При этом г. Москва, Астана и Минск размышляют о необходимости включать г. Душанбе в экономическое объединение, учитывая слабые экономические позиции Таджикистана [1].
Со странами третьей группы (Туркменистан и Узбекистан) у России выстраиваются сложные отношения. Следует отметить, что последовательная политика Казахстана на сотрудничество с Россией в военно-политической области, заключающаяся в использовании ее ресурсов в модернизации казахстанских вооруженных сил, контрастирует с конфликтной стратегией Узбекистана. Лишь ухудшение отношений Узбекистана с США и Западной Европой вследствие жёсткого подавления мятежа в Андижане в мае 2005 г. способствовало корректировке внешней политики Ташкента. Критика узбекского президента за нарушение прав человека привела к закрытию американской военной базы на территории Узбекистана в Карши-Ханабад в ноябре 2005 г., а также способствовала интенсификации российско-узбекских отношений. Восстановление членства Узбекистана в ОДКБ в августе 2006 г. было призвано обезопасить Ташкент от нападок со стороны Запада. Снятие санкций с Узбекистана и нормализация отношений со странами Запада, по мнению президента И. Каримова, делали бессмысленным нахождение Узбекистана в патронируемых Москвой военно-политических и экономических организациях. Выход из этих организаций был делом времени, поскольку он «развязывал руки» узбекскому лидеру и позволял проводить более жесткую внешнюю политику в отношении сопредельных Кыргызстана и Таджикистана [10].
Казахстан, в отличие от Узбекистана, решил все территориальные проблемы посредством демаркации границы с Россией и Китаем. Отсутствие территориальных споров, вооруженных инцидентов на границе и доверительные отношения с соседями выгодно отличают Казахстан от Узбекистана. Поднимают международный авторитет Астаны инициативы в области создания глобального антиядерного движения [6], попытки посредничества в конфликте между Россией и Украиной [7], а также периодическое использование казахстанской столицы в качестве площадки для встреч (например, в 2016 г. в Астане запланировано проведение каспийского саммита).
Официальный Туркменистан, как отмечалось выше, крайне негативно оценивает свое прошлое в составе Российской империи или СССР. Обретя независимость, Ашхабад выдвинул стратегию неучастия в военно-
политических и экономических союзах. Туркменистан отличает не только изоляционистский внешнеполитический курс (проявляющийся в том числе и в правилах, осложняющих выезд за рубеж), но и давление на русское население страны посредством административных ресурсов. Так, в 2003 г. в Туркменистане был ратифицирован закон о прекращении двойного гражданства. Граждане страны были поставлены перед выбором, либо покинуть страну, либо отказаться от иностранного гражданства. На тот момент в Туркменистане проживало около 150 тыс. чел., имеющих двойное гражданство [9].
На внешнеполитическое взаимодействие России со странами региона влияет комплекс факторов, среди которых определенный вес имеют исторические образы государств Центральной Азии и место России в этих идеологических доктринах. Система ценностей, конструируемая представителями власти, создает определенные поле для маневров, выходить за рамки которого весьма проблематично из-за угрозы подрыва легитимности. Например, Израиль и Саудовскую Аравию объединяет опасение роста мощи Ирана в регионе, но Эр-Рияд не может пойти на публичный диалог с Тель-Авивом по причине полувекового конструирования образа врага в лице Израиля с позиций местных СМИ. Выделенные в статье три группы стран определенно по-разному позиционируют себя в регионе и имеют разные стратегии во взаимоотношениях с Москвой. Ташкент и Ашхабад стремятся дистанцироваться от Москвы, воспринимая ее в качестве имперского центра. Бишкек и Душанбе, напротив, стремятся извлечь выгоду от сотрудничества с Москвой, воспринимая ее в качестве гаранта собственной стабильности. Астана также стремится извлечь пользу из российско-казахстанских отношений, при этом Казахстан намерен усилить свои позиции посредством проведения «многовекторного» внешнеполитического курса.
Библиографический список
1. Андрей Казанцев: Таджикистан будет непростой ношей для ЕАЭС. [Электронный ресурс]. URL: http://regnum.ru/news/polit/1966419.html. (дата обращения: 01.01.2016).
2. В 2015 г. Казахстан отметит 550-летие государственности. [Электронный ресурс]. URL: http://el.kz/m/articles/view/Президент-Нурсултан-Назарбаев-В-следующем-году-страна-будет-отмечать-550-летие-казахского-государства. (дата обращения: 01.01.2016).
3. Гавровская Е.А. Независимый Туркменистан: идеологические аспекты национальной политики. Идеи и идеалы. М., 2010. № 1(3), т. 2. С.118.
4. Ислам Каримов назвал трудовых мигрантов ленивыми. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.azattyq.org/content/karimov-nazval-migrantov-lenivymi/25029301.html. (дата обращения: 01.01.2016).
5. Ислам Каримов о СССР и тоталитарном режиме. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stanradar.com/news/full/12144-islam-karimov-o-sssr-i-totalitarnom-rezhime.html?page=83. (дата обращения: 01.01.2016).
6. Назарбаев выступил с инициативой глобального антиядерного движения. [Электронный ресурс]. URL:
http://total.kz/politics/kazakhstan/2015/10/27/nazarbaev_vyistupil_s_initsiativo y_globalnogo_antiyadernogo_dvijeniya (дата обращения: 01.01.2016).
7. Нурсултан Назарбаев становится главным миротворцем. [Электронный ресурс]. URL: http://thenews.kz/2014/12/29/1750263.html (дата обращения: 01.01.2016).
8. Опальная узбекская певица Юлдуз Усманова спела «гимн» Исламу Каримову. [Электронный ресурс]. URL: http://365info.kz/2015/12/opalnaya-uzbekskaya-pevitsa-yulduz-usmanova-spela-gimn-islamu-karimovu/ (дата обращения: 01.01.2016).
9. От гражданства приказано отказаться Демоскоп. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0541/gazeta017.php (дата обращения: 01.01.2016).
10.Плотников Д.С. Региональные амбиции Узбекистана сквозь призму российской политики в Центральной Азии // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2015. №2. С. 46-56
11. Распад СССР в школьных учебниках: России, Украины, Беларуси, Латвии, Киргизии, Таджикистана, Казахстана, Армении, Грузии, Молдавии и Германии. [Электронный ресурс]. URL: http://nasledie.ru/?q=node/2314 (дата обращения: 01.01.2016).
12. Республика Таджикистан отмечает 17-годовщину своей государственной независимости. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.tajikemb.kg/index.php?id=161&Itemid=67&option=com_content& task=view (дата обращения: 01.01.2016).
13. Россия в узбекских учебниках по истории. [Электронный ресурс]. URL: http ://baursak.kz/blog/ussr/1585 .html#. VoZRFFPp0lQ (дата обращения: 01.01.2016).
14. Сайт Евразийского национального университета им. Н.Л.Гумилева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enu.kz/ru/ (дата обращения 01.01.2016).
15. Тамерлан вместо Ленина. [Электронный ресурс]. URL: http://strana.lenta.ru/uzbekistan/timur.htm (дата обращения 01.01.2016).
16. Узбекистан: вступление в НАТО и территориальные претензии. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.inosmi.ru/12_uz/20130708/210759352.html (дата обращения: 01.01.2016).
17.Хобсбаум Э. Изобретение традиций. Кембридж, 1992.
CONSTRUCTING THE PAST OF CENTRAL ASIA IN THE CONTEXT OF BUILDING RELATIONS WITH RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
D.S. Plotnikov
Candidate of Political Sciences, Department of Political Sciences, Perm State University
The article considers the historical heritage of Central Asia in the context of the relations with Russia. The author reveals the place of Russia in historical images, as well as the impact of ideological doctrines on shaping the foreign policy of Central Asian countries towards Russia.
Keywords: Central Asia; identity; myths; symbols; foreign policy; traditions; Russia.
References:
1. Andrey Kazantsev: Tajikistan will be a heavy burden for the EAEC. Available at: http://regnum.ru/news/polit/1966419.html (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
2. In 2015 Kazakhstan will celebrate the 550th anniversary of its statehood. Available at: http ://el .kz/m/articles/ view/Президент-Нурсултан-Назарбаев-В-следующем-году-страна-будет-отмечать-550-летие-казахской-государстве (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
3. Gavrovskaya E.A. Independent Turkmenistan: ideological aspects of national policy. Ideas and Ideals Novosibirsk. 2010. Vol.2. № 1(3). 118 p. (In Rus.).
4. Islam Karimov called migrant workers lazy. Available at: http://rus.azattyq.org/content/karimov-nazval-migrantov-lenivymi/25029301.html (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
5. Islam Karimov about the USSR and totalitarian regime. Available at: http://www.stanradar.com/news/full/12144-islam-karimov-o-sssr-i-totalitarnom-rezhime.html?page=83 (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
6. Nazarbaev has initiated a global anti-nuclear movement. Available at: http://total.kz/politics/kazakhstan/2015/10/27/nazarbaev_vyistupil_s_initsiativo y_globalnogo_antiyadernogo_dvijeniya (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
7. Nursultan Nazarbayev becomes the main peacemaker. Available at: http://thenews.kz/2014/12/29/1750263.html (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
166
8. The disgraced Uzbek singer Yulduz Usmanova sang a "hymn" to Islam Karimov. Available at: http://365info.kz/2015/12/opalnaya-uzbekskaya-pevitsa-yulduz-usmanova-spela-gimn-islamu-karimovu/ (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
9. It is ordered to renounce citizenship. Demoscope. Available at: http ://www. demoscope.ru/weekly/2013/0541/gazeta017 .php (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
10.Plotnikov D.S. Regional ambitions of Uzbekistan in the light of Russia's policy in Central Asia. Review of Political Science. 2015. № 2. P. 46-56. (In Rus.).
11.The dissolution of the USSR in school textbooks of Russia, Ukraine, Belarus, Latvia, Kyrgyzstan, Tajikistan, Kazakhstan, Armenia, Georgia, Moldova and Germany. Available at: http://nasledie.ru/?q=node/2314 (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
12.The republic of Tajikistan celebrates the 17th anniversary of its independence. Available at: http://www.tajikemb.kg/index.php?id=161&Itemid=67&option=com_content& task=view (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
13.Russia in Uzbek history textbooks. Available at: http://baursak.kz/blog/ussr/1585.html#.VoZRFFPp0lQ (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
14.L.N. Gumilev Eurasian National University website. Available at: http://www.enu.kz/ru/ (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
15.Tamerlan instead of Lenin. Available at: http://strana.lenta.ru/uzbekistan/timur.htm (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
16.Uzbekistan: Joining NATO and territorial claims. Available at: http://www.inosmi.ru/12_uz/20130708/210759352.html (accessed 01.01.2016). (In Rus.).
17.Hobsbawm E. The invention of tradition. G, 1992. (In Rus.).