Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профильное обучение / индивидуальный образовательный маршрут / алгоритм конструирования / web-технологии / specialized education / individual educational route / design algorithm / web-technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Марьям Абдурахмановна, Вафодорова Гулпари Одинаевна, Цухарова Хава Салмановна

Индивидуализация обучения в условиях цифровой образовательной среды принимает новое направление, так как цифровые инструменты и новые технологии обучения позволяют активизировать внутренний потенциал обучающихся, и учитывать не только направление обучения, но и индивидуально-психологические особенности обучающихся. Одним из способов реализации индивидуального подхода является конструирование индивидуального образовательного маршрута, который позволяет работать с обучающимися, имеющими различные образовательные потребности. В статье представлен алгоритм конструирования индивидуального образовательного маршрута и особенности реализации обучения математике в классах с техническим профилем обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Марьям Абдурахмановна, Вафодорова Гулпари Одинаевна, Цухарова Хава Салмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of learning in a digital educational environment is taking a new direction, as digital tools and new learning technologies make it possible to activate the internal potential of students, and take into account not only the direction of learning, but also the individual psychological characteristics of students. One of the ways to implement an individual approach is to design an individual educational route that allows you to work with students who have different educational needs. The article presents algorithm for designing an individual educational route and implementation features of teaching mathematics in classes with a technical profile of teaching.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Педагогика

УДК 378. 51

доктор педагогических наук, доцент Исаева Марьям Абдурахмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат физико-математических наук, доцент Вафодорова Гулпари Одинаевна Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» (г. Москва); аспирант Цухарова Хава Салмановна

Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Индивидуализация обучения в условиях цифровой образовательной среды принимает новыое направление, так как цифровые инструменты и новые технологии обучения позволяют активизировать внутренний потенциал обучающихся, и учитывать не только направление обучения, но и индивидуально-психологические особенности обучающихся. Одним из способов реализации индивидуального подхода является конструирование индивидуального образовательного марщрута, который позволяет работать с обучающимися, имеющими различные образовательные потребности. В статье представлен алгоритм конструирования индивидуального образовательного маршрута и особенности реализации обучения математике в классах с техническим профилем обучения.

Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, алгоритм конструирования, web-технологии.

Annotation. Individualization of learning in a digital educational environment is taking a new direction, as digital tools and new learning technologies make it possible to activate the internal potential of students, and take into account not only the direction of learning, but also the individual psychological characteristics of students. One of the ways to implement an individual approach is to design an individual educational route that allows you to work with students who have different educational needs. The article presents algorithm for designing an individual educational route and implementation features of teaching mathematics in classes with a technical profile of teaching.

Key words: specialized education, individual educational route, design algorithm, web-technologies.

Введение. Изменение образовательной среды, вызванное развитием цифрового общества, имеет весомое значение в изменении подходов в обучении математике в профильных классах общеобразовательной школы. Индивидуализация обучения в таких условиях принимает новое направление, так как цифровые инструменты и новые технологии обучения позволяют активизировать внутренний потенциал обучающихся, и учитывать не только направление обучения, но и индивидуально-психологические особенности обучающихся.

Одним из способов реализации индивидуального подхода является конструирование индивидуального образовательного маршрута, который позволяет работать с обучающимися, имеющими различные образовательные потребности. "Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому на основе самодиагностики, самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности" [2, С. 5].

Изложение основного материала статьи. Обучение математике в профильнвх классах общеобразовательной школы в настоящее время не имеет единого подхода к его реализации. Следовательно, обучение математике в техническом направлении имеет особое значение. Оно отличается по содержанию от физико-математического профиля и экономического. Вопросы традиционно предлагаемые для изучения математики в техническом профиле, отличаются большей прикладной направленностью и межпредметными связями с физикой, информатикой.

Наряду с уже существующими способами проектирования индивидуальных образовательных маршрутов необходимо разработать конструктор для составления индивидуального маршрута для обучающихся технического профиля обучения [4].

Термин «конструирование» (от латинского слова construere - строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Конструирование в педагогике представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях профильного обучения и направленную на обеспечение эффективного функционирования учебного процесса и развитие обучающихся с учётом их потребностей и ценностных ориентаций [6]. Результатом этой деятельности в нашем исследовании является индивидуальный образовательный маршрут в обучении математике обучающихся профильной школы.

Понятие «конструирование» тесно связано с таким понятием, как «разработка». Основное отличие этих понятий состоит в том, что разработка является реализацией какой-либо уже известной идеи, но в новых условиях и новым способом. При конструировании решается проблема, которая требует исследования и принципиальным отличеем является создание оригинального продукта инновационного характера.

Конструирование проходит следующие этапы: целевой, диагностический, технологический, содержательный, рефлексивно-оценочный, контрольно-коррекционный.

Шаг 1. Целевой. Концентрация внимания на индивидуальных потребностях с учётом мотивационно-ценностного отношения к обучению. Определение конечного результата, как операционально и диагностически выстроенных задач обучения: проверка теоретических знаний, выявление практических умений и прикладных навыков.

Не менее важно развивать интеллектуальный потенциал обучающихся: самостоятельную учебную деятельность, исследователькие умения, креативное мышление.

Шаг 2. Диагностический. Проведение трёх видов тестов.

Психологического, выявляющего особенности внимания, памяти, мышления, коммуникативных умений. Проведение теста на профессиональное самоопределение.

Диагностика структуры учебной мотивации и ценностной ориентации обучающихся профильных классов.

Тестирование по математике, для определения индивидуального вектора повторения разделов математики, определения уровня владения математического знания и уровня математических способностей обучающихся.

Шаг 3. Технологический. На основе результатов диагностического этапа подбор индивидуальных форм и методов обучения. Выбор цифровых инструментов. Уточнение целей и задач обучения.

Шаг 4. Содержательный. Насыщение содержания контекстными задачами, определение дополнительных вопросов изучения по математике, подбор литературы и других источников знаний. Выбор элективных курсов, кружков по интересам и др.

Шаг 5. Рефлексивно-оценочный. Содержит задания для самопроверки собственной деятельности обучающихся, тесты и задания для самооценки знаний. Осознание своей деятельности, самопознания и оценка своих профессиональных интерессов представляют интерес прежде всего для самих обучающихся. Его назначение - активизация размышлений обучающихся о ценности учения, выборе профессиональных предпочтений.

Шаг 6. Контрольно-коррекционный. Создание тестовых заданий и банка задач, определяющих результат обучения. Задачи, определяющие качество теоретических знаний; задачи с практическим содержанием, раскрывающие применение знаний в смежных областях знаний; задачи исследовательского характера.

Важным моментом этого этапа является самооценка и саморефлексия, анализ результатов обучения и совместное планирование дальнейших действий. Если требуется корректировка результатов, то разработать план устранения недостатков.

Особое значение в результате конструирования маршрута для обучающихся имеет определение содержания обучения математике. В программе выделяются базовые вопросы, для обязательного изучения, и дополнительные вопросы, расширяющие и обогащающие знания обучающихся с учётом профиля обучения.

Например, для обучающихся технического профиля подготовки по разделу "Начала анализа", наряду с обязательным изучением определённого интеграла и приложением его в геометрии (нахождение площади криволинейной трапеции), рассматриваются дополнительные задачи. Тема выбрана не случайно, в связи с тем, что основные понятия такие, как производная и интеграл имеют прикладной характер и находят применение в физике и технике, то эта тема представляет особый интерес для обучающихся технического профиля подготовки.

Рассмотрим такие задачи [1,5]:

Пример 1. Найти работу, которую нужно совершить при растяжении пружины на 0,02 м, если для ее растяжения на 1 см требуется сила ЮН.

Решение. Согласно закону Гука, сила Б, растягивающая или сжимающая пружину на х метров, равна кх, где к коэффициент пропорциональности.

10 =к - 0,01,то есть к = 100(

Из условия следует, что

Теперь по формуле (1) найдем искомую работу:

и, значит.

F =

10 0 од1.

А

-I :

100 с1 100

2

од

Пример 2. Пружина в спокойном состоянии имеет длину 10 см. Сила в 400 Н растягивает ее на 2 см. Найти работу, совершенную при растяжении пружины от 20 см до 40 см.

f=fr к =- = —^-=2000о

Решение. По закону Гука,) ~ , откуда X и,и2 (Н/м).

Таким образом, ^ 2000оД\ так как в данном случае

^ — 0,1 ОД ,Ь — 0,4 0,1 0,3, ИСПОЛЬЗуЯ формулу (1), получим:

г 0,з

х2.0,3 2 |0;3

2 >0,1" Од ' ' ' (ДЖ).

2 3

Пример 3. Найти длину дуги полукубической параболы у = х от начала координат до точки с координатами

(4/3,873/9).

3/2

Решение. Указанный участок кривой расположен в первой четверти и задается уравнением у = х . Так как в этом

4/3

Ч! 5 I-

случае /'(х) = 1,5х , то,применяяформулу длины дуги,получаем: 5 = | + (/')2дх-

4/3

= I

1 + 9 =А(1 + 9 х)з/2 4 27 4

4/3

56

о 27'

Такие задачи используют знания вычисления определённого интеграла, но требуют дополнительных знаний и оценки по их применению, самостоятельного составления плана по их решению. При этом важным моментом является совместное обсуждение решения задачи. В цетре обсуждения находятся вопросы: логичность решения, оптимальность выбора способа решения, соответствие полученного решения с имеющимися данными.

Такое обсуждение имеет важное значение для формирования саморефлексии и самооценки обучающихся, так как продолжением изучения темы "Приложения определённого интеграла в науке и технике" может быть предложено обучающимся самостоятельно через выполнение учебных и исследовательских проектов. Выбор формы самостоятельной работы зависит от индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся. Исследовательские проекты более

длительные и представляют интерес обучающимся с наиболее выраженным мотивационно-ценностным отношением к обучению. Наиболее востребованы в развитии самостоятельной деятельности в настоящее время учебные web-квесты. Обращение к интернет ресурсам и умение самостоятельно получать информацию, востребовано в цифровом обществе, поэтому задания такого плана имеют двойное назначение. С одной стороны, происходит расширение и обогащение имеющихся знаний, с другой стороны, овладение компетенциями необходимыми в дальнейшем при продолжении обучения в вузе. К таким компетенциям можно отнести информационную грамотность, проверку достоверности полученной информации, аналитические умения (сравнивапть, анализировать, систематизировать, обобщать, конкретизировать и др.). Излагать информацию в обобщённом виде, представлять в виде презентации или научной статьи, реферата и т.п.

Отметим, что публичная защита web-квеста влияет на развитие коммуникативных умений (чётко излагать мысли, логично и последовательно строить выступление, отвечать на вопросы, вести диалог с собеседником, умение слушать оппонента, доказывать или опровергать высказывания и т.д.).

Таким образом, цифровые образовательные инструменты развивают самостоятельную познавательную деятельность. Развитие происходит в процессе самостоятельного целепологания, планирования, саморегуляции и самоорганизации деятельности обучающегося.

Выводы. Индивидуальный образовательный маршрут в обучении математике обучающихся профильной школы ориентирован на развитие интеллектуального потенциала обучающегося. Конструирование маршрута проходит по определённому алгоритму, что позволяет учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся. Конструктор маршрута представляет собой матрицу выбора оптимальных форм обучения и способов усвоения знаний. Вариативность содержания обучения обеспечивает потребности обучающегося в личностном росте и профессиональном ориентировании на будущую профессию [3]. Ценность и результат достигается за счет самостоятельного выбоа и принятия участия в создании маршрута обучения. Сотрудничество всех участников образовательного процесса (обучающегося, родителей, педагогов и психологов) в конструировании индивидуального образовательного маршрута, совместное планирование и анализ результатов обеспечивает наиболее эффективный вектор развития обучающегося.

Литература:

1. Математика. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб.дляобщеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева идр.]. -М.: Просвещение, 2014. - 463 с.

2. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ученика в условиях введения ФГОС ОО: учебно-методическое пособие / O.K. Абдулаева, Е.В. Алабина, М.Н. Битюкова [и др.]; под редакцией О.Н. Крыловой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2019. - 224 с.

3. Санина, Е.И Вариативное обучение как одно из направлений модернизации образования / Е.И. Санина, A.M. Маскаева//Преподаватель XXI век.-2010. -№ 4.1. - С. 7-10

4. Санина, Е.И. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий как условие личностного развития обучающихся / Е.И. Санина, Т.Е. Тужба // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2015. - №2. - С. 237-243

5. Сборник задач по математике / П.Т. Апанасов, М.И. Орлов. - М., 1987. - 282 с.

6. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингивистич. исследований; Под редакцией А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999 (электронная версия http://feb-web.ru>feb/mas/mas-abc/Oencyc.htm?cmd...istext=l)

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Петрова Елена Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. Целью настоящей статьи является выявление роли функциональной грамотности в формировании личности безопасного типа поведения. Методологической основой послужил функциональный подход к исследованию сущности функциональной грамотности и положения складывающейся теории формирования личности безопасного типа поведения. Установлено, что обеспечение безопасности личности определяется ее способностью к саморегуляции, сознательному управлению своим психологическим состоянием в чрезвычайной ситуации, которая развивается на основе мотивации, прочных знаний в сфере защиты от угроз и рисков, уверенного владения способами защиты и правилами безопасного поведения. Эффективность формирования личности безопасного типа поведения обеспечивается функциональной грамотностью обучающихся в области безопасности, включающей идентификацию опасностей, их предотвращение и ликвидацию. Значимость функциональной грамотности в формировании личности безопасного типа поведения раскрывается через ее функции: личностного развития, социализации, пропедевтики, профессиональной ориентации, реабилитации, воспитания. Обоснованные функции позволяют сделать вывод о правомерности использования функционального подхода и комплексном значении функциональной грамотности в обучении безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, личность безопасного типа поведения, безопасность жизнедеятельности, саморегуляция и самоорганизация личности, конструктивный внутриличностный конфликт.

Annotation. The purpose of this article is to identify the role of functional literacy in the formation of a safe type of behavior personality. The methodological basis was a functional approach to the study of the essence of functional literacy and the position of the emerging theory of the formation of a safe type of behavior personality. It is established that ensuring the security of an individual is determined by its ability to self-regulation, conscious management of its psychological state in an emergency situation, which develops on the basis of motivation, solid knowledge in the field of protection from threats and risks, confident possession of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.