Научная статья на тему 'Конструирование гендерного дискурса и стратегии гендерного партнерства'

Конструирование гендерного дискурса и стратегии гендерного партнерства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
606
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЕНДЕРНЫЙ ДИСКУРС / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Надолинская Лина Николаевна

Реальностью системы современных социальных отношений являются ментальные конструкты, характеризующие такую сторону организации жизни общества, как исторически складывающиеся в экономическом, политическом, религиозном, этносоциальном, социокультурном пространстве отношения между полами. В статье рассматривается конструирование гендерного дискурса и стратегии гендерного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование гендерного дискурса и стратегии гендерного партнерства»

Л.Н. Надолинская

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕНДЕРНОГО ДИСКУРСА И СТРАТЕГИИ ТЕНДЕРНОГО ПАРТНЕРСТВА

Система современных социальных отношений конституируется и конструируется посредством разнообразных взаимоотношений и взаимодействий, касающихся самых разнообразных сторон жизни общества. Реальностью этой системы являются и ментальные конструкты (стереотипы, ценности, нормы, установки, идеалы), характеризующие такую сторону организации жизни общества, как исторически складывающиеся в экономическом, политическом, религиозном, этносоциальном, социокультурном пространстве отношения между полами.

Динамичность указанных ментальных конструктов, на наш взгляд, наиболее адекватно выражается в гендерном дискурсе. Под гендерным дискурсом, в соответствии со сложившейся теоретико-методологической традицией, здесь и далее в самом широком смысле будем понимать презентацию тендерного взаимодействия, гендерных ролей и гендерных ценностей во всех аспектах, сторонах и формах системы социальных отношений. Согласно этому, гендерный дискурс - это выражение сложившегося гендерного партнерства, проявляющегося во всех аспектах социальных отношений.

Таким образом, дискурс рассматривается как совокупность социальных практик, в рамках которых конструируются и воспроизводятся значения и смыслы социальности. Способы понимания и представления мира обусловлены историческим и культурным контекстом.

Трактовка дискурсов как способов общения и понимания социального мира, конкурирующих между собой за придание социальному миру определенных значений, позволяет исследовать дискурс в различных контекстах. Его анализируют и как совокупность социальных практик, и как форму научного рассуждения, и как политическую речь. Форма и смысл дискурса, с одной стороны, зависят от социального и индивидуального образа мышления. С другой стороны, дискурс своей формой и смыслом воздействует на сознание людей. Следовательно, дискурс не только конструирует мир, но и сам этим миром конструируется.

Таким образом, люди, участвующие во взаимодействии друг с другом, в контексте изучаемой проблемы рассматриваются неоднозначно: как создатели дискурсов; как продукты определенных дискурсов; как агенты их социокультурного воспроизводства и изменения.

Мы будем рассматривать дискурс как динамическую форму социальной практики, которая строит социальный мир личности, характеризуя его как использование языка в повседневных контекстах общения. Дискурс сориентирован на социальное взаимодействие в определенном контексте.

Различные социальные слои, этнические группы, политические партии продуцируют идеологически значимые дискурсы, желая позиционировать и защитить свои интересы (либо путем поддержания существующего порядка, либо путем его изменения). Таким образом, дискурсивная практика не только способствует воспроизводству социального и политического порядка, но и участвует в процессах социальной трансформации.

Работа предполагает исследование оснований конструирования особого типа дискурса -гендерного дискурса, характеризующего типичные формы социальной коммуникации представителей разных полов. Это связано с тем, что они дифференцируются в различных сферах социальной жизни; в соответствии с этим представляется возможным исследование социально-коммуникативного взаимодействия двух полов в отдельных видах институционального дискурса: политическо-правового, экономического, идеологического, педагогического, социокультурного.

Гендерные дискурсы варьируются в зависимости от культурно-исторического времени и пространства. Образы предпочтительного и желательного, должного и недолжного, приемлемого и неприемлемого для гендерных отношений в современном обществе существенно трансформировались. В настоящее время гендерное измерение получают все уровни общества, поэтому категория «ген-дер» оказывается в фокусе внимания различных наук. Феномен гендерного дискурса, будучи меж-

дисциплинарным по своим базовым свойствам, интересует и представителей социальной философии, социологии, социальной психологии, культурологии, экономической и юридической наук.

Актуальным, на наш взгляд, является не только конкретно-социологический тендерный подход к накопившимся проблемам, широко представленный в литературе, но и социально-философский ракурс, который избран нами для анализа данной проблемы. Он показывает, как в европейской истории человечества изменялись представления о том, что такое гендерные стереотипы, полоролевые модели, социокультурные и идеологические гендерные конструкты, какими они сформировались на сегодняшний день, как возможен идеал гендерных отношений и в чем состоят противоречия, существующие в сознании наших современников.

Проблемы несоответствия гендерной ментальности и реальности в бытовой, экономической, правовой и идеологической сферах обусловливают правомерность и обоснованность данного исследования. Современная ситуация требует социально-философского подхода к анализу гендер-ного дискурса, постановки вопроса о методологических принципах и методах осмысления новых форм его конструирования. Мужчины и женщины, сосуществуя в современной социокультурной реальности, занимая определенные позиции и обладая определенными статусами, только если они являются партнерами, вместе могут что-то созидать, трансформировать и гармонизировать социальные отношения. Главным условием для реализации их конструктивных отношений должны быть не борьба, а консенсус, диалог, толерантность, партнерство. Их отношения должны быть «двусубъектными», это способствует их личностному, семейному и общественному совершенствованию и благополучию.

Научная литература, посвященная данной проблеме, чрезвычайно разнообразна (от античности и до наших времен). В исследовании гендерного дискурса обращается внимание на психофизиологические, социокультурные, экономические и правовые аспекты анализа с целью проследить диалектику развития отношений между полами через выявление противоречий в них, их трансформацию и выявление причин охватившей их дисгармонии.

В данной статье ставится цель исследования конструирования гендерного дискурса, характеризующего межполовые взаимоотношения в их формальном и реальном гендерном равенстве и гендерном партнерстве, что предполагает анализ дисгармонии отношений между полами, выражающейся в несоответствии их ментальности и реальности в бытовой, экономической, правовой и идеологической сферах.

В рамках исследования социокультурного аспекта гендерного дискурса: а) выявляется, что мужчина и женщина изначально асимметричны и в связи с тем, что существует поливариантность поведенческих практик и стереотипов, полная симметрия невозможна. Гендерная асимметрия является предпосылкой как позитивных гендерных отношений, ведущих к гендерному партнерству, так и негативных, которые реализуются в гендерной эклектике, приводящей современные отношения между полами к гендерной дисгармонии; б) теоретическая мысль прошлого характеризовала естественный диморфизм полов через противопоставление мужских и женских качеств, при превалировании мужских. В историко-философском наследии выявляются три основных подхода к анализу эмоционально-чувственных отношений: классический, неклассический и постнекласси-ческий; в) в истории развития общества выделяются три социокультурных конструкта: 1) патриархат (традиционное общество, в нем превалировали патриархальные (маскулинные) стереотипы; 2) переходный период с разложением патриархальной традиции и возникновения фемининного стереотипа в культуре и 3) современный социокультурный конструкт, в котором происходит, с одной стороны, смешение стереотипов, полоролевых моделей и гендерных идентификационных сценариев, что ведет к формированию негативного эклектического стереотипа в отношениях между полами, а с другой стороны, формированию позитивного партнерского стереотипа. Данным социокультурным конструктам соответствуют различные виды маскулинности и феми-нинности: доминантная, подчиненная и несостоявшаяся, они реализовывались в разной последовательности и с разной степенью влияния одновременно. Данный факт также способствует становлению современной гендерной дисгармонии.

Современной социальной науке необходимо преодолеть классическую фрагментарность и константность в определении мужского и женского, преодолеть эклектику (смешение) в характеристиках полов неклассической науки, попытаться найти выход из сложившейся ситуации в гендерных отношениях, которая отражается в постнеклассической науке через осмысление причин гендерной дисгармонии, проблем в половой идентификации, социализации, межличностных, социально-экономических и других отношениях.

В рамках исследования экономического аспекта гендерного дискурса выявляется, что наблюдается расширение гендерной проблематики по мере прохождения от классики (маргинальный статус женщин в экономической сфере) к неклассике (- ущемляющее положение женщин в домохозяйстве; - необходимость оплачиваемой занятости, как важного условия для достижения равенства; - сходство полов, равенство социальных и экономических прав мужчин и женщин; - вовлечение женщин в занятость на недискриминационных основаниях, снятие институциональных барьеров для получения общего и профессионального образования, обеспечение равенства возможностей; - гендерное неравенство и асимметрия на рынке труда, дискриминация, сегрегация; -гендерный разрыв в оплате труда; - «конфликт времени» и двойной занятости женщин; - внутрисемейное распределение доходов) и к постнеклассике (- неоплачиваемый труд в рамках неформальной занятости, в рамках домохозяйства, а также исключения данного вида труда из оценки величины ВВП; - вовлечение женщины в неоплачиваемый сектор труда при увеличении их производительной нагрузки, не происходит снижение трудовой нагрузки в неоплачиваемом секторе, но сокращается время отдыха и повышается интенсивность труда; - с процессом глобализации углубляется гендерное неравенство; феминизация бедности и отстраненность женщин от контроля над капиталом и ресурсами; - гибкие режимы труда и нестабильная занятость; - устойчивое отставание женщин в оплате труда в связи с низкой производительностью).

Основные тенденции современного экономического кризиса повлияли на гендерные отношения и способствовали развитию гендерной дисгармонии, которая проявляется в подорванной экономической позиции мужчин как основных кормильцев в семье, в возросшей экономической активности женщин и, как следствие, подвергнутых существенной эрозии традиционных гендер-ных ролей. При этом гендерное распределение «естественных» социальных ролей оказывает влияние на распределение труда и механизм принятия решений и доходов в домохозяйстве.

На рынке труда выявляются тенденции, способствующие развитию дисбаланса в гендерных отношениях: - необеспечение социальной и правовой защиты и гарантии прав трудящихся, отсутствие страхования производственной деятельности, пенсионных услуг в неформальном трудовом секторе; - экономия на налогах, отчисления в фонды социального страхования с помощью начисления и выплаты минимальной зарплаты; - жесткая горизонтальная сегрегация, где происходит выполнение разных видов «мужских» и «женских» работ, и вертикальная сегрегация, где происходит выполнение разных функций; - преобладание на рынке труда латентных процессов над открытыми, что приводит к скрытой безработице и скрытой занятости, которая не контролируется; -нарушение социально-трудовых прав; - интенсификация женского труда сказывается на: увеличении продолжительности рабочего дня, более высоких нагрузках, напряжении ритма работы в ночные смены или в ранние утренние часы, растущих требованиях к квалификации и уровню образования, усилении контроля над трудовым процессом со стороны работодателя, совмещении нескольких видов работ одним человеком, создании рабочих мест с нечетко прописанными обязанностями.

Данные современные тенденции на рынке труда разрушают гендерные отношения и не приводят к возникновению и укреплению в обществе партнерских отношений. Необходимо изменять данные негативные тенденции, чтобы появлялось больше возможностей, способствующих становлению партнерства в данных отношениях на рынке труда.

Реализация партнерства в домохозяйственных отношениях должна обеспечиваться через равное распределение внутрисемейных властных полномочий, главенство в семье не должно определяться экономическим вкладом супругов; - частичная или полная занятость мужчин и жен-

щин, как в общественном производстве, так и в домашнем труде в равной мере; - карьера должна быть ценностью как для женщины, так и для мужчины; - повышение доходов женщины должно способствовать продуктивным расходам домохозяйств; - облегчение налогового бремени для женщин, воспитывающих без отца своих детей; - повышение индивидуального, а не семейного (патриархальная семья) уровня принятия решения; - размывание постулата о специализации в браке (снижение объема домашнего труда, активность вне дома, общий рост занятости, регулирование уровня рождаемости); - повышение социального статуса в обществе женщины-матери; -уменьшение строгого разделения в товарной и не товарной сферах.

В рамках исследования правового аспекта гендерного дискурса выявляется, что центральными темами являлись до начала ХХ века: тема правовой защиты мужской власти, мужского правового превосходства над женским полом и тема гендерного правового равенства, которая в силу известных причин в классической традиции только декларативно заявлялась, но не могла реализоваться в полной мере и получила свою реализацию только в неклассической традиции и социально-политической и правовой практике в ХХ веке. Данные тенденции повлияли на становление современных правовых отношений между полами и способствовали распространению дисбаланса в этих отношениях.

Гендерная асимметрия является предпосылкой распространения дисгармонии в разных социальных плоскостях и, в частности, в правовом поле. Правовая эклектика проявляется в реализации правовых норм на практике, где одни нормы смешиваются с другими и противоречат друг другу, при этом ущемляя права одного из полов. Возникает тенденция к тому, что правовые нормы смешиваются с социокультурными и моральными нормами, что ведет к преломлению конституционного принципа равенства и к гендерной дисгармонии в России в начале ХХ1 века, в результате которой гендерная правовая ментальность не совпадает с гендерной правовой реальностью.

Проводимый анализ идеологического аспекта гендерного дискурса начала XXI века в России показывает, что на данном этапе необходим поиск современной российской, общенациональной идеологии, которая могла бы укорениться в менталитете россиян. Анализ взаимосвязи различных идеологий и культуры позволяет утверждать, что любая идеология только тогда может выполнять свою позитивную функцию, когда она опирается на ценности определенной культуры. В противном случае она не получает социальной поддержки и уходит в небытие.

Позитивным решением для преодоления гендерной дисгармонии в России можно считать разработку и распространение современного гендерного идеологического конструкта. С его помощью можно достичь гендерной толерантности, диалогичности, двусубъектности в отношениях двух полов.

В рамках исследования идеологического аспекта гендерного дискурса выявляется, что в процессе социализационного пути каждый мужчина и каждая женщина проходят доидеологиче-ский этап их социализации (до совершеннолетия) и послеидеологический этап. На этом пути в нескольких направлениях (правовое, экономическое, религиозное) формируются ценностные ориентации, усвоение норм и их оценка, и только в дальнейшем происходит изменение внешнего поведения человека, приобретение определенных навыков.

Обновление специализированных научно-технических знаний и навыков происходит быстрее, чем смена важнейших ценностных ориентаций и верований. Для современного мира характерна поливариантность культур и гендерной социализации: а) патриархальная культура и социализация характеризуется отсутствием осознанности, значимых перемен, чувством преемственности жизни, автоматическим усвоением поведенческих реакций, отвечающих всем стандартам этой культуры; б) модернистская культура и социализация характеризуется такой преобладающей моделью поведения, как принятие новых норм поведения, активностью и самостоятельностью в женском поведении, взрослые могут учиться у детей, дети пытаются вырабатывать свой стиль поведения, отличный от поведения их родителей, конфликтом поколений, большой социальной мобильностью; в) современная культура и гендерная социализация характеризуется тем, что будущее для обоих полов непрогнозируемо, им нельзя управлять, отсутствием взаимопонимания между роди-

телями и детьми; - оба пола вырастают в совершенно ином мире, отличном от мира, в котором росли их родители. Также характерна поливариантность выделенных нами стереотипов гендерных отношений (патриархальные, фемининные, партнерские и эклектические), нет четкого превалирования каких-либо стереотипов и, наоборот, часто происходит их смешение.

На основе анализа идеологического аспекта гендерного дискурса выделяются несколько гендерных идеологем и гендерных идеологических конструктов, с помощью которых издревле пытались урегулировать отношения между полами: концепция традиционных (патриархальных) отношений; концепция формального равенства («двойных стандартов»), гендерное равенство, концепция эгалитарных отношений, концепция андрогинии. Некоторые из этих концепций повторились в отдельных положениях классических идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократии, марксизма). На наш взгляд, все данные концепции дают односторонний взгляд на отношения между полами и только концепция гендерного партнерства наиболее приемлема в современном обществе в начале XXI века.

В результате исследования гендерного дискурса предлагается новый современный гендерный идеологический конструкт - гендерное партнерство. Необходимость его распространения, как самого приемлемого будущего идеала отношений между полами очевидна, потому что современные гендерные отношения в настоящий момент являются дисгармоничными. Смешение ролей, стереотипов, правовых норм с социокультурными и моральными нормами приводит к несовпадению гендерной ментальности и гендерной реальности и мешает становлению гендерного партнертсва.

Итак, на основе социально-философской методологии дано теоретическое осмысление гендерного дискурса в его различных аспектах: гендерно-экономическом партнерстве, в правовой реконструкции гендерного равенства, в гендерно-идеологической социализации мужчин и женщин, что явилось основанием для осмысленного гендерного партнерства как важнейшего фактора в жизни современного общества. Выделяются и исследуются гендерные идеологемы трансформации межполовых отношений и гендерные ментальные конструкты, реинтерпретированные в различных моделях социального бытия, на основе чего исследуются половые вариации гендерных ментальных установок, норм и ценностей и динамика их вариативного обновления в социокультурном контексте.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Воронина О.А. Теория и методология гендерных исследований. М., 2001.

2. Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002.

3. Гендерное равенство в России: Законодательство. Политика. Практика. М., 2003.

4. Гендерная экспертиза российского законодательства. М., 2001.

П.В. Пашковский СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С точки зрения структурного представления содержания региональной безопасности можно выделить три подхода. Во-первых, это разделение региональной безопасности на ряд ее составных подсистем, дифференцированных по сферам безопасности, как-то: экономической; политической; информационной; духовной; демографической; экологической; продовольственной; энергетической; террористической; общественной; военной и др.1

Во-вторых, система региональной безопасности представляется в виде трехуровневой системы, где выделяются: федеральный, региональный и территориальный уровень. В-третьих, структуру региональной безопасности можно представить в виде определенной системы ее эле-

1 В теории подобное деление осуществляется в отношении института национальной безопасности. Например, см. Коротков Э.М., Беляев А.А Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом 2001. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.