Научная статья на тему 'Конструирование еврейской идентичности посредством институционального воздействия (на примере общины Санкт-Петербурга)'

Конструирование еврейской идентичности посредством институционального воздействия (на примере общины Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование еврейской идентичности посредством институционального воздействия (на примере общины Санкт-Петербурга)»

Конструирование еврейской идентичности

посредством институционального воздействия (на примере общины Санкт-Петербурга)

Введение

Собираясь впервые на летнюю школу центра «Сэфер» (первое мероприятие в моей жизни), я переживала, как буду отвечать на вопросы евреев о своей этничности. Моя прабабушка (мама мамы моей мамы) была еврейкой, однако все мои родственники - это так называемые советские люди, и я получила соответствующее воспитание. Поэтому интерес мой к летней школе был скорее прагматическим: материал для дипломного исследования и неделя в Москве. Однако уже тогда такие слова в расписании школы, как «зажигание субботних свечей», «бейт-мидраш» и «авдала», приводили меня в восторг своей непонятностью. Подобные же чувства вызывало и все дальнейшее: «Леха Доди» в шаббат, мужчины в кипах, женщины в длинных юбках, Магендавиды на груди, странные имена и слова, Израиль, который вдруг неожиданно стал «нашим», загадочные буквы иврита, читаемые справа налево...

Как оказалось впоследствии, подобное переживание становится отправным пунктом для формирования еврейской идентичности у многих молодых людей, не получивших еврейского воспитания, чьи родители либо не придают значения своему происхождению, либо вообще не связаны с еврейством. Включаясь в еврейское сообщество, молодые люди постепенно меняют свои ценности, диспозиции, ожидания и нормы. Как же становится возможным, что индивид начинает соотносить себя с другой этнической группой, к которой он никогда не имел никакого отношения? Как диспозиции, структуры, нормы и принципы чужой группы становятся для него своими? Почему

он выстраивает в соответствии с ними свое поведение? Попытке объяснения механизма изменения этнической идентичности и посвящена данная статья.

§ В нашем случае еврейская идентичность не является, с одной

| стороны, усвоенной в ходе первичной социализации, а с дру-^ гой - мы не можем считать информантов своеобразными маши-§ нами по конструированию еврейской идентичности в неких § прагматических целях, как это представляется, например, § в работах В. Воронкова1. Поэтому для анализа исследуемого § феномена я попытаюсь применить менее волюнтаристскую концепцию Пьера Бурдье, который вводит понятие «габитуса», ^ означающее устойчивые «принципы, порождающие и организующие практики и представления (индивидов)... Объективно «следующие правилам» и «упорядоченные», они, однако, ни в коей мере не являются продуктом подчинения правилам и, следовательно, будучи коллективно управляемыми, не являются продуктом организующего воздействия некоего дирижера»2. То есть еврейский габитус, как и любой другой, - это некие нерефлексируемые принципы еврейского сообщества, с одной стороны, формирующиеся его участниками, а с другой - сами формирующие их поведение. Эти принципы, то есть габитус, являются различными для разных этничностей, поэтому для молодого человека, не воспитывавшегося в еврейской традиции и столкнувшегося с ними в какой-либо еврейской молодежной организации, они загадочны и потому действуют на него как нечно сакральное. Понятие «сакральное» я буду использовать ниже в более широком значении, чем «религиозное»3, так как в связи с историческими обстоятельствами в России понятия «еврей» и «иудей» неравнозначны. Таким образом, сакральным для информантов является все относящееся к евреям: символы, традиции, тема Израиля, стереотипы и даже антисемитизм. Еврейский габитус воспринимается ими как нечто сверхъестественное, потому что естественный порядок вещей заключен в их устоявшемся русском (или каком-либо другом) габитусе.

Итак, приступая к анализу развития еврейской идентичности, обратимся к самому началу в «еврейской биографии» информантов - формированию интереса к еврейству.

Каналы вхождения в еврейскую среду

На первоначальном этапе у информантов существует некоторый интерес к еврейству, однако он ничем не выделяется в ряду других (буддийская философия, история Второй мировой ^ войны, футбол и т.п.). Он может формироваться через бабу- р шек и дедушек, совершающих некие непонятные обрядовые | действия; через случайно сложившееся окружение в школе, в н кружке, на даче; через положительные стереотипы, главную е роль среди которых играет стереотип интеллектуальности в евреев. Он является определенной тайной для информантов, ей которую они пытаются, с одной стороны, объяснить, а с дру- | гой - стать ее частью. во

Итак, сформирован некий интерес к еврейству, и в какой-то момент жизни информанты случайно сталкиваются с одной из еврейских организаций. Их в Петербурге на данный момент существует около тридцати. Десять из них имеют молодежные программы или в целом сосредоточены на молодежи. Соответственно направленности организаций можно выделить типичные каналы попадания в еврейскую среду.

Во первых, через высшие образовательные учреждения, такие как Петербургский институт иудаики, Центр библеистики и иудаики при филосовском факультете СПБу, образовательная программа центра «Петербургская иудаика» при Европейском университете. Этот канал предполагает наибольшую вовлеченность в еврейское сообщество, так как на профессиональном уровне включает молодежь в еврейский габитус. Информанты пришли в такие вузы случайно, с целью получить гуманитарное образование.

Яна (студентка первого курса Центра библеистики и иудаики при философском факультете СПбГУ, не работает, имеет бабушку-еврейку и дедушку-еврея):

...Начала профессию выбирать. Я очень хотела заниматься именно культурологией, потому что заканчивала художественную школу. А когда приехала в университет поступать, там была культура Запада и культура Востока. Мне так повезло - как раз набирали группу гебраистики, то есть тех, что занимается еврейской культурой. Думаю, ой, так интересно, никогда ничего

об этом не знала... Именно с кафедры у меня началась глобальная еврейская жизнь. Начала изучать культуру, начала изучать язык, попала сначала в Сохнут, потом в Гилель.

§ Во-вторых, через различные программы, отвечающие потреб-

§ ностям молодежи в реализации своих непрофессиональных ^ интересов. Эти программы существуют практически во всех § организациях, таких как Гилель, Израильский культурный | центр, Сохнут, различные о бщинные центры, и включают в себя § театральные студии, музыкальные и танцевальные ансамбли, § языковые курсы (иврита, идиша, английского), различные этно-=В графические экспедиции, походы. Такие программы имеют ярко ^ выраженную еврейскую окраску, и этот уровень включенности является довольно высоким, однако на него, как правило, тратится только досуговое время, в отличие от предыдущего канала. Молодежь, которая попадает в еврейство через этот канал, стремится реализовать свои творческие таланты, так как не имеет возможности сделать это на профессиональном уровне.

Настя (студентка пятого курса филологического факультета СПбГУ, работает в еврейской организации, еврейских корней не имеет):

Я поступила на филологический факультет, на отделение математический лингвистики... И сначала идиш, нет-нет, никак не планировался. Не собиралась изучать, но просто случайно увидела объявление и пошла. Вот так впервые в жизни я столкнулась с еврейским алфавитом, впервые столкнулась с евреем как таковым. То есть у нас был преподаватель, я первый раз увидела вот так вот близко человека в кипе и была очень заинтригована всем этим.

И в третьих, через различные досуговые мероприятия. Такие, как двух-четырехдневные семинары за городом, которые носят скорее развлекательный характер и удовлетворяют потребности в общении, различные дискотеки, праздники. Этот уровень знания - самый незначительный, так как, несмотря на определенные еврейские акценты таких мероприятий, существует возможность их игнорировать. И если у молодого человека нет любопытства непосредственно к еврейскому, то он вполне

может ограничиться коммуникативной функцией этого канала (обычно на такие мероприятия молодежь приводит потребность в общении).

Саша (студент второго курса Университета экономики и финансов, не работает, имеет папу-еврея): ов

.Я никогда не задумывался об этом. Ну да, евреи и евреи, м

что-то такое немыслимое. В Гилеле все и началось. Празд- н

ники - об этом не шло и речи. Да, папа говорил, что мне §

когда-то устраивали и седер, но я наотрез этого не £

помню. Ну а началось все, собственно, с моего двоюродного е

брата, Женьки. Он привел меня в Гилель, сказал, что там с

здорово, много общения, девушку себе найду. |

Итак, молодые люди приходят в молодежные еврейские орга- ° низации, желая удовлетворить какие-либо свои потребности. Каков же следующий этап в конструировании еврейской идентичности?

Механизм конструирования еврейской идентичности

Индивид сталкивался с сакральным, ценности которого разделяют остальные, но не разделяет он сам. Однако продолжительное время делить с кем-либо физическое пространство, не разделяя принципов пространства этнического, становится невозможно, так как в этом пространстве образуется иерархия, в которой неразделяющие занимают самые низкие позиции. Индивид начинает постепенно впитывать сакральное и через какое-то время уже сам воспроизводит соответствующий габитус. Он поднимается по иерархической лестнице и начинает чувствовать себя экспертом, причастным тому сакральному, которое когда-то было для него чужим. Это знание, эйфория от его использования и возможности разделить с другими в немногочисленной группе, создает у информанта впечатление, что ему хочется быть евреем.

Лена (студентка пятого курса Политехнического университета, работает в еврейской организации, имеет одного родителя-еврея):

...Ну не было какого-то элемента, который дает осознание еврейства своего, какой-то приобщенности, отношения себя к традиции, идентификации себя. И в течение года я все это впитывала, а когда поехала в Берлин, там § были потрясающие лекторы. Там был один раввин (я не

§ помню, как его зовут, мне очень стыдно) и был Авраам « Инфельд, и вообще... Я так сидела слушала - и какраз все лекции были на самоидентификацию, - сидела и пони-« мала: «ДА, ДА, Я ЕВРЕЙКА! Я ЕВРЕЙКА!!!» И вот с этого § момента как-то началось мое приобщение к чему-то § очень важному для меня лично, и я думаю, что для мно-Ц гих. И когда это узнаешь, начинаешь впитывать в себя и 3 хочется этим делиться.

Однако здесь существует проблема: информанты считают, что они не вправе идентифицировать себя как евреи, так как не имеют еврейских корней или имеют очень далеких родственников-евреев, а также не воспитывались в семье в еврейской традиции. Полагая, что для того, чтобы быть евреем, достаточно считать себя евреем, и, имея такое желание, они, тем не менее, боятся с полной уверенностью называть себя евреями. С одной стороны, этот страх обусловлен непониманием и насмешкой со стороны бывшего окружения, а с другой - невозможностью объяснить, прежде всего самим себе, столь быстрое вхождение, усвоение, а главное - породнение с чужим сакральным. Этим объясняется стремление информантов отыскать «еврейскую бабушку», чтобы как-то нормировать для себя свои действия.

Специфика информантов вынуждает их сталкиваться с недоверием, даже неприятием и в самой еврейской среде. Однако подобное отношение проявляется преимущественно со стороны ортодоксальной общины Петербурга, которая, по замечанию одного из ее членов, считает, что «лучше быть хороши неевреем, чем абы каким евреем». Под «абы каким» понимается тот, кто не рожден от матери-еврейки и не исповедует иудаизм.

Марина (окончила Петербургский институт иудаики год назад, работает в еврейской организации, еврейских корней нет):

...У меня есть знакомый раввин в синагоге. Очень хороший человек, один из религиозных евреев, которых я про-

сто обожаю и уважаю и считаю, что вот он для меня пример такого религиозного человека. Необязательно еврея, религиозного человека. Мы с ним в хороших отношениях были, и мне пришли рассылки, что они ищут администратора. Я думаю, позвоню-ка яраву Н., мне как о раз работа нужна. Позвонила, говорю: «Рав Н., я хочу у р вас работать, мы с вами хорошо знакомы, давайте-ка | возьмите меня к себе». Я ему прислала резюме. Проходит § какое-то время, я звоню ему опять, и он говорит: «Ну, §

Марина, ну понимаешь, ну мы там уже несколько кан- ев

дидатур подобрали». И я понимаю, что он-то, может е быть, и не против, наверное, меня взять, но политика с

синагоги... Ну не могут они меня взять на работу. Ну не | могут. Ну понятно, что я не еврейка. Но при этом они мне о постоянно присылают рассылки, приглашения, сэмээски по телефону - значит, давай приходи к нам в синагогу на какой-нибудь там праздник. Они хотят, чтобы я была у них в общине, с одной стороны, но, с другой стороны, они не могут меня полностью принять. И мне было очень обидно, честно. Потому что я знаю, что это мое, все это мое, это моя среда. Но в то же время я понимала, что, наверное, нельзя, нельзя в чем-то обвинить и сказать: «Вот, такой-сякой, мог бы меня взять!» Тем более что мы знакомы. И мне было немножко обидно. Тем не менее подобные ситуации лишь усиливают желание информантов присоединиться к сакральному. Каждый из них делал акцент на том, что хотя он по крови и не еврей, но в знаниях истории и традиций даст фору любому «чистокровному» еврею. Однако отсутствие легитимности все же мучает информантов, поэтому периодически им приходит в голову мысль узаконить свое еврейство посредством процедуры гиюра. Тем не менее большинство из них - кроме одного случая - решили пока не проходить гиюр, так как это не изменило бы никак их собственную самоиндефикацию. С одной стороны, это объясняется определенной толерантностью большинства членов общины, с другой - обращение в иудаизм как канал легитимизации своего еврейства вытесняется другим, более простым для молодежи, не впитавшей религию в ходе первичной социализации. Этот момент - сионизм и тема Израиля, и он столь же важен сегодня для еврейского сакрального, как иудаизм.

Израиль в конструировании еврейской идентичности

Рассказы об Израиле являются одним из главных моментов § конструирования еврейской идентичности молодежи в еврей-§ ских организациях. При упоминании Израиля всегда используются выражения «наш», «родной», «возвращение на историческую родину». Показываются израильские фильмы, фотогра-о фии, проигрывается израильская музыка, сообщаются новости » Израиля, молодежь постоянно обсуждает программу «Таглит» § и приятные эмоции, связанные с ней. Вследствие этого опять о^ же формируется образ сакрального, ценности которого хочется О разделить. Конструируется потребность обязательно побывать в Израиле. Особенно актуальным это становится в случае, когда молодой человек попадает в еврейскую среду по первым двум каналам, то есть через высшие учебные заведения и через уль-паны, потому что в этом случае он владеет ивритом, что усиливает тягу к стране. Марина:

...Второй раз я уже ездила этим летом как учитель иврита, от школы на программу, и там мы жили две недели и были предоставлены сами себе, кроме там каких-то занятий. И это было ощущение. Второй раз, конечно, по-другому, потому что когда сам, когда ты владеешь языком, когда ты понимаешь, когда общаешься с людьми, по другому себя чувствуешь, свободнее, интересней... ...И даже бывает, сижу в Интернете, смотрю на Стену Плача, и я понимаю, что я в Иерусалиме и что там моя жизнь, и больше никуда не деться. И я знаю, причем так уже давно, что единственное возможное место, где я когда-то буду жить, если буду - это будет только Иерусалим. Я даже уверена, что это будет только Иерусалим.

Формируется особое отношение к израильтянам, которые обладают необычными для информантов качествами доброжелательности, веселья и гостеприимства.

Таким образом, для «граждански религиозных»5 информантов есть иной путь стать евреем - стать убежденным сионистом, выучить иврит и уехать в Израиль.

Оля (студентка третьего курса Петербургского института иудаики, не работает, не имеет еврейских корней, но сделала гиюр):

...Я знаю очень многие недостатки там, но меня в принципе ничем не испугаешь. Меня иногда спрашивают: «Вот в как ты поедешь?! Тебе там льготы не дадут!» Я отвечаю, Ц что вообще-то не из-за льгот туда еду, мне это нра- е

вится, я люблю, я хочу быть в этом. ^

о

Так постепенно происходит конструирование еврейской е

идентичности молодежи, которая не воспитывалась в еврей- е

ской традиции в рамках первичной социализации, и то, что с

когда-то было для нее сакральным, становится вполне обыден- в ным, повседневной жизнью информанта.

Этап формирования габитуса самими «обращенцами»

На определенном этапе индивид полностью усваивает еврейский габистус, и он становится для него обыденным, однако прошлое окружение не разделяет произошедшей перемены.

Наиболее важным элементом бывшего окружения молодого человека является семья, именно она, как правило, бывает агентом первичной социализации индивида, поэтому ей в первую очередь информанты и стремятся передать еврейскую традицию. С другой стороны, семья, боясь потерять своего ребенка и желая понимать его, разделяет с ним его реальность, постепенно вникая в еврейский габистус. Лена:

...Мама не еврейка. Не еврейка, но она уже объевреилась у меня... Реакция моей мамы - она очень положительная. Она с удовольствием все узнает о еврействе, она носит хамсу на шее, она переживает за все это дело... И брат тоже - у меня брат по маме, - он не еврей. Но недавно при-нес мне хамсу, такую большую. Я была в шоке, а он сказал: «Ну тебе же приятно. Вот у меня была возможность». И как-то в доме это очень приветствуется всегда.

Второй путь защиты от непонимания окружающих - еще более глубокое вхождение в еврейскую среду - наблюдается у

всех информантов. Они работают в еврейских организациях, отдыхают на еврейских мероприятиях, общаются с друзьями из еврейской среды. Марина:

| Люди, которые в моем мире живут, я с ними могу говорить § о политике Израиля, об иврите, о преподавании иврита в школе, о еврейской жизни в Петербурге, о моем любимом » еврейском кладбище, по которому я писала диплом. Я могу § им рассказать, и они меня поймут. То есть эти люди в

§ моем мире живут, а есть люди, что я им рассказываю, | что нет - им до фонаря. То есть эти люди в моей жизни

^ не существуют.

Таким образом, индивид попадает в ситуацию, когда он не может разделить свою повседневность с кем-либо, кроме евреев. В связи с этим формируются представления об идеальном супруге. Во-первых, поскольку вся жизнь информантов протекает в еврейской среде, шанс найти нееврея практически равен нулю. Во-вторых, супруг должен разделять ценности и понятия, которые у информантов связаны с еврейством. Ну и, наконец, эти причины ведут к тому, что желание найти супруга-еврея информанты начинают объяснять различными этническими стереотипами: интеллектуальностью, верностью, сексуальностью еврейских мужей, особенными материнскими инстинктами и преданностью еврейских жен.

Необходимость еврейского супруга связана также с твердым желанием информантов воспитывать своих детей в еврейской традиции. С одной стороны, это уже проанализированное стремление окружить себя «еврейским» со всех сторон, а с другой - определенный метод защиты от еврейского национализма, дань еврейству за эйфорию от разделенного сакрального. Настя:

И там была очень хорошая фраза, что еврей - это не тот, у кого дедушка и бабушка были, а у кого дети и внуки будут евреями.

В связи с исследованием появляются два закономерных вопроса. Во-первых, почему информанты выбирают именно еврейское сакральное? И во-вторых, почему они стремятся распространить это сакральное на все сферы жизнедеятельности?

Феномен конструирования еврейской идентичности

Существует огромное количество различных габитусов, содержащих сакральное. Это профессии, различные религии, ^ габитусы других этничностей. Почему же информанты при- в о бщаются именно к еврейскому сакральному? мм

Во-первых, у еврейских молодежных организаций намного ^ больше средств, чем у организаций других национальных мень- о шинств (например, у армянской диаспоры в Петербурге). Это ев позволяет организовывать большое количество программ, е проектов, досуговых мероприятий для различных целевых с аудиторий. Во-вторых, это сакральное изначально не требует в от индивида кардинальной смены жизненного курса и цен- ° ностей (как, например, изменение профессии или увлечение религий). В случае с сектами это связано еще и с определенной стигматизацией данных габитусов. Молодой человек вполне имеет возможность посещать еврейские организации, сохраняя свой прежний габитус. На первоначальном этапе вхождение в это сакральное обладает видимой простотой, однако затем это компенсируется теми сложностями конструирования этнической идентичности, о которых говорилось выше.

Что же заставляет этих людей столь глубоко погружаться именно в этническую идентичность? Если для молодежи, имеющей еврейские корни и воспитанной в еврейской традиции, этническая идентичность несомненна и обыденна, то для всех, кто пришел в еврейство уже после первичной социализации, этничность является приобретенной. Соответственно, она существует только до тех пор, пока индивиды разделяют ее практики. Боязнь потерять ее вполне оправданны, потому что на сегодняшний день не существует другого аналогичного габитуса с подобной простотой вхождения и одновременно столь насыщенным сакральным.

Заключение

Таким образом, наличие и глубина еврейской идентичности молодежи не связаны с первичной социализацией и тем более наличием еврейских корней. Конечно, остается под вопросом устойчивость подобной идентичности, однако к моменту

опроса мои информанты уже 5-6 лет разделяли практики еврейского сообщества и имели такое количество социальных связей с еврейством, что представить их одновременное разрушение довольно трудно.

Если до знакомства с еврейскими организациями само понятие «еврей» было у меня стигматизировано, то есть, например, мне казалось, что если я спрошу у человека: «Ты еврей?» - он обидится, то сейчас эта стигма полностью исчезла и, более того, это понятие наполнилось сугубо позитивным смыслом. Пасхальный седер 2006 года был первым в моей жизни, и я задавала вопросы из «Ма ништана» в присутствии сорока человек. Все смотрели на меня улыбались, а я нервничала и путалась, как если бы это делал маленький ребенок. Присутствующие евреи были в восторге и после седера подходили и поздравляли с посвящением, и появилось ощущение, что я стала своей...

Воронков В., Освальд И. Постсоветские этничности // Конструирование этничности: этнические общины Санкт-Петербурга. СПб., 1998. С. 6-36. Подробнее см.: Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001. С. 102. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998.

Особенно сильно это проявляется у первой группы, о которой мы говорили выше, - у активистов общин. В ходе исследования мы столкнулись с ситуацией, о которой писал В.Воронков в статье «Введение. Постсоветские этничности». Вторая группа - члены организаций - с трудом говорят о своей этнической идентичности, так как не сталкиваются настолько часто с проявлениями национализма и, следовательно, не фрустрируют по этому поводу. Активисты же вследствие постоянных контактов с различными членами общин постоянно рефлексируют над своей еврейской идентичностью, в результате чего готовы многое рассказать в ходе интервью. Термин Дж. Вучера. См.: Woocher J.S. Sacred survival: the civil religion of american Jews. Bloomington and Indianapolis, 1986.

1

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.