Научная статья на тему 'Конструирование этнокультурной идентичности в киберпространстве средствами художественных практик (на примере представленности творчества А.О. Цыбиковой в сети Интернет)'

Конструирование этнокультурной идентичности в киберпространстве средствами художественных практик (на примере представленности творчества А.О. Цыбиковой в сети Интернет) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурная идентичность в киберпространстве / методология киберкультурного исследования / творчество А.О. Цыбиковой / ethnocultural identity in cyberspace / methodology of cybercultural research / creativity of A.O. Tsybikova

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н Н. Середкина

Сегодня визуальные практики являются неотъемлемой частью контента в киберпространстве. Они же участвуют и в конструировании этнокультурной идентичности, которая приобретает в киберпространстве свои особые механизмы конструирования и манифестации. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей этнокультурной идентичности, конструируемой в киберпространстве средствами художественных практик. Для достижения цели был осуществлен аналитический анализ научной литературы, опубликованной за период с 1994 по 2023 гг. и посвященной вопросу конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве. Это позволило обосновать этнокультурную киберидентичность как новую особую форму идентичности. Далее был осуществлен количественный контент-анализ выборки произведений изобразительного искусства бурятской художницы А.О. Цыбиковой, сформированной из произведений, которые представлены в сети Интернет. Данный метод позволил выделить наиболее часто визуально упоминаемые в киберпространстве произведения изобразительного искусства художницы, которые затем были проанализированы с помощью методики философско-искусствоведческого анализа. С помощью данного метода были рассмотрены такие произведения изобразительного искусства А.О. Цыбиковой, как «Автопортрет с моделью у зимнего окна» (1984) и «Голос раковины» (1986). В результате проведенного исследования были выделены особенности этнокультурной идентичности, конструируемой в киберпространстве. Среди них понимание процесса конструирования данной формы идентичности как неотъемлемой части реализации таких тенденций, как сохранение и поддержание этнической культуры и этнического самосознания коренных народов в реальном мире, а также формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности. Кроме того, среди ключевых механизмов конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве выявлены механизмы актуализации памяти о достижениях в области художественной культуры бурятской этнической группы в советский период и ценности сосуществования традиций разных этнических культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of Ethno-Cultural Identity in Cyberspace by Means of Artistic Practices (on the Example of the Work Representation by A.O. Tsybikova on the Internet)

Today, visual practices are an integral part of content in cyberspace. They also participate in the construction of ethno-cultural identity, which acquires its own special mechanisms of construction and manifestation in cyberspace. The purpose of this study is to identify the features of ethno-cultural identity constructed in cyberspace by means of artistic practices. To achieve the goal, an analytical analysis of the scientific literature published for the period from 1994 to 2023, devoted to the issue of constructing an ethnocultural identity in cyberspace, was carried out. This made it possible to substantiate ethno-cultural cyber identity as a new special form of identity. Next, a quantitative content analysis was carried out of a sample of works of fine art by the Buryat artist A.O. Tsybikova, formed from works that are presented on the Internet. This method made it possible to identify the most frequently visually mentioned works of fine art in cyberspace by the artist, which were then analyzed using the method of philosophical and art analysis. Using this method, such works of fine art by A.O. Tsybikova as “Self-Portrait with a Model at the Winter Window” (1984) and “Voice of the Shell” (1986) were analyzed. As a result of the study, the features of the ethno-cultural identity constructed in cyberspace were identified. Among them is the understanding of the process of constructing this form of identity as an integral part of the implementation of such trends as the preservation and maintenance of ethnic culture and ethnic identity of indigenous peoples in the real world, as well as the formation and strengthening of an all-Russian civic identity. In addition, among the key mechanisms for constructing an ethno-cultural identity in cyberspace, mechanisms for updating the memory of the achievements in the field of artistic culture of the Buryat ethnic group in the Soviet period and the values of the coexistence of traditions of different ethnic cultures were identified.

Текст научной работы на тему «Конструирование этнокультурной идентичности в киберпространстве средствами художественных практик (на примере представленности творчества А.О. Цыбиковой в сети Интернет)»

I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(11): 2021-2034

EDN: NZLETU

УДК 39:159.923.2:75.011:004.77+75.01(571.54)

Construction of Ethno-Cultural Identity in Cyberspace

by Means of Artistic Practices

(on the Example of the Work Representation

by A. O. Tsybikova on the Internet)

Natalya N. Seredkina*

Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation

Received 10.09.2023, received in revised form 11.09.2023, accepted 22.09.2023

Abstract. Today, visual practices are an integral part of content in cyberspace. They also participate in the construction of ethno-cultural identity, which acquires its own special mechanisms of construction and manifestation in cyberspace. The purpose of this study is to identify the features of ethno-cultural identity constructed in cyberspace by means of artistic practices. To achieve the goal, an analytical analysis of the scientific literature published for the period from 1994 to 2023, devoted to the issue of constructing an ethnocultural identity in cyberspace, was carried out. This made it possible to substantiate ethno-cultural cyber identity as a new special form of identity. Next, a quantitative content analysis was carried out of a sample of works of fine art by the Buryat artist A. O. Tsybikova, formed from works that are presented on the Internet. This method made it possible to identify the most frequently visually mentioned works of fine art in cyberspace by the artist, which were then analyzed using the method of philosophical and art analysis. Using this method, such works of fine art by A. O. Tsybikova as "Self-Portrait with a Model at the Winter Window" (1984) and "Voice of the Shell" (1986) were analyzed. As a result of the study, the features of the ethno-cultural identity constructed in cyberspace were identified. Among them is the understanding of the process of constructing this form of identity as an integral part of the implementation of such trends as the preservation and maintenance of ethnic culture and ethnic identity of indigenous peoples in the real world, as well as the formation and strengthening of an all-Russian civic identity. In addition, among the key mechanisms for constructing an ethno-cultural identity in cyberspace, mechanisms for updating the memory of the achievements in the field of artistic culture of the Buryat ethnic group in the Soviet period and the values of the coexistence of traditions of different ethnic cultures were identified.

Keywords: ethnocultural identity in cyberspace, methodology of cybercultural research, creativity of A. O. Tsybikova.

Research area: theory and history of culture, art.

© Siberian Federal University. All rights reserved

* Corresponding author E-mail address: [email protected]

- 2021 -

Citation: Seredkina N. N. Construction of ethno-cultural identity in cyberspace by means of artistic practices (on the example of the work representation by A. O. Tsybikova on the Internet). In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci, 2023, 16(11), 2021-2034. EDN: NZLETU

Конструирование этнокультурной идентичности в киберпространстве средствами художественных практик (на примере представленности творчества А. О. Цыбиковой в сети Интернет)

Н. Н.Середкина

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, Красноярск

Аннотация. Сегодня визуальные практики являются неотъемлемой частью контента в киберпространстве. Они же участвуют и в конструировании этнокультурной идентичности, которая приобретает в киберпространстве свои особые механизмы конструирования и манифестации. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей этнокультурной идентичности, конструируемой в киберпространстве средствами художественных практик. Для достижения цели был осуществлен аналитический анализ научной литературы, опубликованной за период с 1994 по 2023 гг. и посвященной вопросу конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве. Это позволило обосновать этнокультурную киберидентичность как новую особую форму идентичности. Далее был осуществлен количественный контент-анализ выборки произведений изобразительного искусства бурятской художницы А. О. Цыбиковой, сформированной из произведений, которые представлены в сети Интернет. Данный метод позволил выделить наиболее часто визуально упоминаемые в киберпространстве произведения изобразительного искусства художницы, которые затем были проанализированы с помощью методики философско-искусствоведческого анализа. С помощью данного метода были рассмотрены такие произведения изобразительного искусства А. О. Цыбиковой, как «Автопортрет с моделью у зимнего окна» (1984) и «Голос раковины» (1986). В результате проведенного исследования были выделены особенности этнокультурной идентичности, конструируемой в киберпространстве. Среди них понимание процесса конструирования данной формы идентичности как неотъемлемой части реализации таких тенденций, как сохранение и поддержание этнической культуры и этнического самосознания коренных народов в реальном мире, а также формирование и укрепление общероссийской гражданской идентичности. Кроме того, среди ключевых механизмов конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве выявлены механизмы актуализации памяти о достижениях в области художественной культуры бурятской этнической группы в советский период и ценности сосуществования традиций разных этнических культур.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность в киберпространстве, методология киберкультурного исследования, творчество А. О. Цыбиковой.

Научная специальность: 5.10.1 - теория и история культуры, искусства.

- 2022 -

Цитирование: Середкина Н. Н. Конструирование этнокультурной идентичности в киберпространстве средствами художественных практик (на примере представленности творчества А. О. Цыбиковой в сети Интернет). Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(11), 2021-2034. EDN: NZLETU

Введение

В связи с возросшей ролью интернета в социокультурной жизни общества приобретает особое значение и практика конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве. Как отмечает Л. А. Тарова, «изучение цифровых аспектов этничности стало новейшим и наиболее перспективным направлением в этнографии, антропологии и социологии XXI столетия» (Tarova, 2022: 86). Данное направление научных исследований обусловлено процессами глобальных трансформаций, связанных в том числе с цифро-визацией всех сфер жизни этнических групп (Pashova, 2021; Zamaraeva, 2021; Kopceva, Zamaraeva, Pchelkina, Degtyarenko, 2022). Наряду с возможностью использования онлайн-сервисов члены этнических групп нередко становятся активными авторами интернет-контента. Киберпространство становится, таким образом, площадкой сознательного конструирования и манифестации этнокультурной идентичности. Один из эффективных инструментов конструирования этнокультурной идентичности в советский период был связан с культурными и художественными практиками (Leshchinskaya, Sertakova, Pashova, 2021; Pchelkina, Pimenova, Zamaraeva, 2022; Seredkina, 2023). Сегодня визуальные практики являются неотъемлемой частью контента в киберпространстве, они способствуют конструированию этнокультурной идентичности, но уже в ее новом качестве с учетом вызовов современности. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей этнокультурной идентичности, конструируемой в кибер-пространстве средствами художественных практик, посредством анализа представленности творчества бурятской художницы Альбины Ойдоповны Цыбиковой в интернете.

Методология исследования

Методологию исследования определили положения сторонников конструктивистского подхода, обосновывающих понимание этничности как ментального конструкта, сознательно создаваемого индивидом или сообществом (Bart, 2006; Berger, Lukman, 1995; Gellner, 1991; Tishkov, 1997). Конструктивизм как один из подходов к пониманию этничности приобрел особую актуальность в ситуации активного внедрения интернет-технологий в жизнь общества и необходимости осмысления тех процессов, которые происходят в новой цифровой реальности. Конструктивизм позволяет рассматривать произведенные пользователем интернета действия, зафиксированные в глобальной сети в виде различных контент-форматов, как особые конструктивистские явления (Tarova, 2022). В основу методологии изучения данных конструктивистских явлений легли принципы и методы культурологических исследований (Sitnikova, 2021) и цифровой этнографии (Ardèvol, Gómez Crus, 2012; Golovnev, Belorussova, Kisser, 2018; Tarova, 2022). Представленность этнических сообществ в сети Интернет исследуется учеными с применением различных традиционных исследовательских методов, адаптированных под цифровой контент (Belimova, 2020; Kisser, 2019; Pchelkina, Avdeeva, 2020; Tarova, 2022). Наряду с анализом текстовых материалов предметом исследования выступает также визуальный контент сети, в частности, представленный этнографическими фотографиями (Pivneva, 2018; Sulejmanova, 2020; Shishkova, 2022).

В рамках данного исследования на первом этапе был применен аналитический анализ научной литературы, опубликованной за период с 1994 по 2023 гг., посвященной вопросу конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве.

- 2023 -

На втором этапе был осуществлен количественный контент-анализ применительно к визуальным практикам творчества бурятской художницы А. О. Цыбиковой. Данный метод позволил выделить наиболее часто манифестируемые в киберпространстве визуальные образы творчества художницы, которые затем были проанализированы с помощью методики философско-искусствоведческого анализа (Kopceva, Zhukovskij, 2008; Kopceva, A. A. Sitnikova, N. N. Pimenova i dr., 2022; Kolesnik, 2022).

Этнокультурная идентичность в киберпространстве: предпосылки, механизмы и форматы конструирования

С начала 1990-х годов возрастает интерес со стороны ученых к осмыслению интернета как особого виртуального пространства создания новых идентичностей (Lamb, Poster, 2002), в частности киберэт-ничности (Golovnev, Belorussova, Kisser, 2021). С этого же периода берет свое начало и практика конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве среди коренных малочисленных народов России (Golovnev, Albogachieva, Belorussova et al., 2022). Значимым рубежом в расширении возможностей интернета для конструирования этнокультурной идентичности стал 2020 год. По замечанию А. В. Голов-нева, пандемия коронавируса «обнаружила и ускорила онлайн-адаптацию, а также продемонстрировала ранее несвойственную быстроту принятия решений по поводу проявления себя в киберпространстве» (Golovnev, Albogachieva, Belorussova et al., 2022: 57). Признавая возможность конструирования идентичности в интернет-пространстве, в научный оборот активно вводятся синонимичные термины, такие как «виртуальная идентичность» (Kisser, 2019), «виртуальная этничность» (Belorussova, 2018; Golovnev, Belorussova, Kisser, 2021), «сетевая идентичность» (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевая_ идентичность), «киберидентичность», «ме-таидентичность», «репостидентичность»,

«идентичность в виртуальном пространстве», «цифровая идентичность» и другие (Soldatova, Pogorelov, 2018; Golubeva, 2020). Это породило определенную дискуссию среди ученых относительно специфики их содержания. В частности, дискуссия затронула такие термины, как «виртуальная идентичность» и «сетевая идентичность». Обсуждаемым в научных кругах является также вопрос соотношения виртуального и реального миров. С развитием социальных сетей, увеличением числа их пользователей, активным внедрением цифровых платформ в профессиональные среды общества учеными фиксируется сегодня тенденция к приближенности, сходству виртуального мира и реального. При этом виртуальный мир зачастую рассматривается как дополнение к реальному миру. С другой стороны, виртуальный мир может быть совершенно отличным от реального. Как правило, в данном случае конструируется воображаемый мир, тот, которого не существует в реальной жизни, но отвечающий потребностям индивида, поэтому являющийся для него позитивным. Это то, что позволило этническим группам воспроизводить в интернете собственную этническую культуру и тем самым избежать ее утраты в условиях глобализации (Yagafova, 2023). При этом реальный мир расценивается членами этнических групп в качестве первичного по отношению к виртуальному миру. Реальный мир осознается как то, что составляет «истинную опору идентичности» ^о^пе^ Albogachieva, Belorussova et а1., 2022: 60).

Традиционная система ценностей при этом вполне может быть адаптирована к новым современным вызовам, связанным с развитием сети Интернет, которая предоставляет для этнических групп новые способы и механизмы воплощения этнокультурной идентичности, которые зависят от личностных предпочтений самих пользователей сети (Go1ovnev, A1bogachieva, Be1orussova et э1., 2022). Кроме того, как показывают результаты онлайн-анкетирования среди российских немцев, проведенного Т. С. Киссер, боль-

- 2024 -

шинство молодых людей (85,5 %) полагает, что виртуальное пространство - это «один из главных каналов трансляции этнической идентичности» (Kisser, 2019: 68). Преимущество интернета для развития этничности отмечает также С. Ю. Белоруссова, выделяя в качестве механизма данного развития реализацию в сети Интернет индивидуальных этнопроектов (Belorussova, 2018: 19). Наряду с этим этнокультурная идентичность сегодня манифестируется в интернете в различных форматах. На сегодняшний день среди наиболее востребованных среди коренных и коренных малочисленных народов России форматов репрезентации эт-ничности в киберпространстве признаются социальные сети (Yagafova, 2023). Группа ученых под руководством А. В. Головне-ва среди способов трансляции этнической идентичности коренных и коренных малочисленных народов России в интернете выделяет практику ведения виртуальных страниц отдельными этническими блоге-рами и использования хештегов. По замечанию авторов, «этнические сообщества, нацеленные на поддержание сплоченности и создание нового средства коммуникации, нашли в хештегах способ выстроить границы «своих» и «чужих» и обозначить собственное пространство» (Golovnev, Albogachieva, Belorussova et al., 2022: 51). Наряду с данными форматами манифестации этнокультурной идентичности важную роль в данном процессе играют чаты, форумы, интернет-порталы, электронная почта (Kisser, 2019).

Среди механизмов конструирования этнической идентичности А. А. Ягафо-ва выделяет подчеркнутое использование родного языка и освещение вопросов, связанных с историко-культурным наследием удмуртского народа в киберпространстве (Yagafova, 2023). Л. А. Тарова отмечает тенденцию актуализации в сети социокультурных проблем исследуемого саамского сообщества, которые связаны «с правовыми аспектами жизни саамов, трансляцией культурного наследия, достоверностью и аутентичностью репрезентации культурной символики, социализацией саамской моло-

дежи, опасностью вымывания содержания из культуры вследствие исчезновения традиционного образа жизни» (Tarova, 2022: 92). Анализируя приверженность тувинцев к использованию современных мессендже-ров, Ч. К.-О. Ламажаа отмечает актуализацию сегодня такой традиционной ценности тувинцев, как сохранение и поддержание родственных отношений между членами этнического сообщества. Информационные технологии стали в этом отношении новым способом реализации данного архаизированного процесса (Lamazhaa, 2021). Одно из развивающихся сегодня направлений в области сохранения культуры коренных народов связано также с искусственным интеллектом (Shurmanova, Sergeeva, 2023).

Развитие практики манифестации этнокультурной идентичности в интернете служит не только инструментом для развития этничности, но и инструментом для укрепления национальной, общероссийской гражданской идентичности (Borisova, 2020; Gabdrahmanova, Mahmutov, 2018).

Представленность творчества А. О. Цыбиковой в сети Интернет Результаты количественного контент-анализа

Наряду с различными функциями, которые реализуются сегодня в киберпро-странстве, ему отводится также роль хранилища этнокультурного наследия (Kisser, 2019). В сети выкладывается огромное количество различного визуального контента, среди которого отдельное место занимают практики художественной культуры, в том числе художников из числа коренных народов России. Наряду с другими практиками трансляции этнокультурной идентичности в интернете практики художественной культуры также обладают возможностью выступать определенным механизмом манифестации и конструирования этнокультурной идентичности. Данная возможность обусловлена семиотической природой визуальных практик художественной культуры.

В данном исследовании описаны результаты анализа представленности в сети

- 2025 -

творчества бурятской художницы - Альбины Ойдоповны Цыбиковой.

В выборку исследования вошли девять наиболее часто визуально упоминаемых произведений А. О. Цыбиковой: «Зорик с кубиком» (1984), «Автопортрет с моделью у зимнего окна» (1984), «Голос раковины» (1986), «Дачница» (1989), «Петушок» (1991), «Дарима» (1992), «Мальчик на медвежьей шкуре» (1992), «С чанзой» (1993), «Пора осенних ветров» (1993).

Общее время создания данных картин - с 1984 по 1993 гг. Частота их визуального упоминания в интернете на период исследования составила 75 раз. Средняя частота визуального упоминания одной картины - 8,4 раза.

Все картины выборки были проанализированы с позиции того, на каких сайтах они размещены. Все сайты были условно разделены на четыре группы. Это группа общеинформативных сайтов, где контент носит новостной, информационный характер, группа социальных сетей, группа сайтов образовательной направленности и группа, объединившая сайты музеев и галерей. Общее число сайтов, на которых размещена та или иная картина художницы, определялось автоматически поисковой системой Яндекс. Все найденные системой сайты, на которых визуально упоминается та или иная картина выборки творчества А. О. Цыбиковой, были систематизированы по выделенным группам. Далее подсчиты-валась частота визуального упоминания каждой картины выборки в той или иной группе сайтов. Согласно полученным количественным данным, наибольшее число визуальных упоминаний картин А. О. Цы-биковой в сети Интернет зафиксировано на общеинформативных сайтах. На данную группу сайтов приходится 54 % от общего числа всех визуальных упоминаний в сети Интернет. Средняя частота визуального упоминания одной картины в данной группе сайтов составила 4,9 раза.

В социальных сетях, согласно результатам автоматизированного поиска, представлено большинство картин А. О. Цыбиковой из числа выборки. Всего на социальные

сети приходится 18 % визуальных упоминаний от общего числа всех упоминаний картин выборки творчества художницы в интернете. Средняя частота визуального упоминания одной картины в социальных сетях составляет 1,7 раза. Одной из наиболее содержательных страниц в социальной сети, посвященной творчеству А. О. Цыби-ковой, является страница официального аккаунта администрации МО «Хоринского района» - https://vk.com/@khorinskofficial-dar-prednaznachennyi-sudboi. На странице подробно изложен творческий путь А. О. Цыбиковой, перечислены жанры, в которых работала художница. Отмечается наполненность ее картин символическими знаками, выражающими как синтез разных культур, так и отдельные аспекты жизни человека, природы и жизни как таковой в ее глобальном, философском понимании. Наряду с текстовым материалом представлен визуальный ряд произведений художницы.

На сайтах образовательной направленности работы из числа выборки визуально упоминаются минимум один раз. Как правило, форматом представленности произведений служат презентации, которые посвящены бурятскому изобразительному искусству. Они находятся главным образом на сайте infourok.ru. Еще одним образовательно-просветительским проектом является электронный буклет Национального музея Республики Бурятия, в котором представлена коллекция работ Альбины Цыбиковой (URL: https://en.ppt-online.org/12848). Если сравнивать представленность визуальных образов творчества художницы на образовательном сегменте интернета, то он берет на себя лишь 13 % от общего числа визуального упоминания картин выборки в сети.

Среди группы сайтов музеев и галерей ключевой интернет-площадкой представленности творчества А. О. Цы-биковой является галерея крупнейшего казахстанского форума «Все Вместе» (URL: https://vse.kz/gallery/album/16306-tvorchestvo-ally-tcybikovoj/?sort_ key=caption&sort_order=asc), где собран достаточно большой ряд произведений изо-

- 2026 -

бразительного искусства художницы, в том числе произведения, вошедшие в число выборки исследования. На данную группу сайтов приходится 15 % визуальных упоминаний от общего числа всех упоминаний картин выборки в сети. Средняя частота визуального упоминания каждой картины, которая представлена на сайтах данной группы, составляет 1,3 раза.

Наибольшая частота визуального упоминания из числа выборки приходится на такие произведения А. О. Цыбиковой, как «Автопортрет с моделью у зимнего окна» (1984) (рис. 1) и «Голос раковины» (1986) (рис. 2).

Каждое из этих произведений было визуально упомянуто в результатах автоматизированного поиска по 14 раз. Основной площадкой репрезентации данных картин стала группа общеинформативных сайтов. Это та группа сайтов, которая максимально ориентирована на широкий круг пользователей сети Интернет и репрезентирует скорее общероссийский сегмент интернет-пространства, чем этнический.

После того как были определены наиболее часто визуально упоминаемые в сети произведения, был проведен их философско-искусствоведческий анализ

Рис. 1. Цыбикова А. О. Автопортрет с моделью у зимнего окна. 1984 Источник: https://ic.pics.LivejournaL.com/ doc1084/77481023/52904/52904_onginaL.jpg

Fig. 1. Tsybikova A. O. SeLf-portrait with

a model at a winter window. 1984 Source: https://ic.pics.LivejournaL.com/ doc1084/77481023/52904/52904_originaL.jpg

с целью выявления тех ценностей, которые они воплощают и посредством которых конструируется этнокультурная идентичность в сети Интернет.

Философско-искусствоведческий анализ

репрезентативных

живописных произведений

«Автопортрет с моделью

у зимнего окна» (1984)

и «Голос раковины» (1986)

А. О. Цыбиковой

Произведение «Автопортрет с моделью у зимнего окна» было создано А. О. Цыби-ковой в 1984 году. Само название произведения определяет его жанровую специфику и поясняет в некоторой мере сюжет изображенного. Согласно названию произведения, в художественном пространстве картины представлен автопортрет художницы. Однако здесь он сопровождается множеством сопутствующих художественных знаков, требующих своей интерпретации и последующего синтеза с автопортретным образом в целом.

Композиция картины отличается многоплановостью. Задний план поделен на два пространства, каждое из которых также

Рис. 2. Цыбикова А. О. Голос раковины. 1986 Источник: https://i.pinimg.com/originaLs/00/ e4/22/00e422d3b9c94daca814c9a6757199b6.jpg

Fig. 2. Tsybikova A. O. Voice of the sheLL. 1986 Source: https://i.pinimg.com/originaLs/00/ e4/22/00e422d3b9c94daca814c9a6757199b6.jpg

- 2027 -

имеет свою систему планов. Передний план выстраивается из разных пространственных плоскостей, в каждой из них изображен персонаж. Персонажи переднего плана изображены по отношению друг к другу асимметрично, что выражено в их размерах и ракурсах тел.

Асимметрия проявляется также в композиционных линиях и цветовом решении левой и правой сторон заднего плана. Множество спиралевидных линий левой части холста противопоставлено господству прямых линий в правой части холста. Противопоставление проявлено и на уровне цветового решения художественного образа. Само деление холста на отдельные пространственные зоны воссоздает сложную, внутренне неоднородную систему знаково-символических форм.

Уравновешенность композиции в целом достигается за счет персонажа, изображенного на переднем плане и своим телом перекрывающего разделяющую на две пространственные зоны линию заднего плана. Благодаря подобию цвета лика, одеяний данного персонажа с цветовым решением заднего плана правой части холста выстраивается единое композиционное движение от заднего плана к переднему, из глубины вовне.

Данное движение поддерживается ритмом волнообразных, извилистых линий левой части холста, в которые гармонично встроены силуэты фигур на заднем плане. Кроме того, по мере приближения к переднему плану фигуры левой части холста укрупняются и оплотняются в более насыщенные красочные формы. Персонаж, представленный на среднем плане, изображен с поднятой правой рукой и согнутыми в кольцо двумя пальцами. Его голову окружает двойное полукольцо, выполняющее функцию нимба. Особое значение имеет также жест персонажа, который в буддизме традиционно символизирует знак вещания. Данные художественные знаки наряду с созерцательным выражением лица данного персонажа придают ему характеристику святости, избранничества, того, кто способен распространять религиозное учение.

В этом смысле композиционное движение в левой части холста приобретает значение процесса разуплотнения высшего закона и нисхождения его до человека. Знание и следование этому закону позволят встроиться человеку в волнообразный ритм жизни Вселенной.

Именно персонаж с нимбом центрирует на себе всю композицию. Он же занимает и срединное положение между задним и передним планом. Данный персонаж максимально изображен приближенным к двум персонажами переднего плана, которые при этом повернуты к нему спиной. Выражение лица, состояние погруженности внутрь себя персонажа с чашей в руках вторит состоянию изображенного за ее спиной персонажа. Это позволяет охарактеризовать ее как внемлющую и поддерживающую вещающее учение. Не случайно женщина в голубом одеянии одной рукой держит чашу с плодами, а другой рукой прикасается к ним. Она через «вкушение» законов бытия обретает гармоничное существование как с самой собой, так и с окружающим пространством. Через изображение себя в данном художественном пространстве художница осмысляет свой путь развития, себя как приближенной принципам буддийского учения, способной узреть, услышать и донести до каждого человека это учение и тем самым реализовать свою миссию как художника-посредника.

В целом произведение «Автопортрет с моделью у зимнего окна» воплощает в себе в соответствии с традиционным предназначением жанра «автопортрет» в некотором смысле процесс осмысления художником своего предназначения в этом мире. Данной логике жанра следовали все художники, обращавшиеся к данному жанру. Согласно знаково-символическим формам художественного образа, А. О. Цыбикова видела свое предназначение в осознании и следовании высшим учениям, в возможности жить в согласии с законами бытия и, наконец, донесения данного знания до зрителя. Неслучайно ее взгляд обращен к зрителю. Именно художник максимально приближен к зрителю и именно ему дарована возмож-

- 2028 -

ность узреть незримые законы бытия и визуализировать их в знаково-символических материальных красочных формах, доступных для осознания зрителем.

Еще одной работой, наиболее часто визуально упоминаемой в интернете, стала картина «Голос раковины», созданная в 1986 году. В данном произведении наиболее ярко проявлен творческий метод А. О. Цыбиковой, в основе которого лежит тенденция к осмыслению художественных и мировоззренческих принципов других культур. С одной стороны, художественный образ произведения «Голос раковины» выстраивается на основе обращения художницы к традициям западноевропейских художников второй половины XIX в. От импрессионистов А. О. Цыбикова восприняла технику работы с цветом, соотношения красок разных цветов друг с другом, выражения художественной идеи через цвет и технику нанесения красочных слоев на холст. С другой стороны, наряду с обращением к художественным традициям мировой истории искусства А. О. Цыбикова обращается к переосмыслению мировоззренческих традиций, в частности традиций буддийского мировосприятия. Особенно ярко данная тенденция в творчестве художницы проявлена в работах 1980-х гг. Одним из таких произведений является картина «Голос раковины», художественный образ которой формируется благодаря цветовым и линейным ориентирам.

Как отмечала А. О. Цыбикова: «Все приходит в движение - строго по часовой стрелке...» (Цит. по: Zandraev 2012: 231). Соответственно, логику разворачивания сюжетной линии художественного образа следует вести слева направо. Ключевыми линейными ориентирами являются прямая и диагональная линии, проходящие в левой и срединой зонах холста. Все остальные элементы изображения подчинены волнообразным линиям, задающим определенный ритм композиции. Подчиненность элементов композиционным линиям достигается за счет подобия контуров отдельных кра-скоформ друг другу, а именно сглаженным полукруглым линиям. Данные округлые

контуры повторяются во всех пространственных зонах произведения - начиная с левой зоны холста, повторяясь в силуэтах изображенных элементов переднего и срединного планов и находя свое продолжение в волнообразных линиях заднего плана.

Единство элементов изображения достигается за счет единого принципа формирования элементов изображения, а именно сочетания разных красочных мазков друг с другом. Каждый компонент изображения создан благодаря красочным мазкам различных цветов. Вся цветовая схема произведения формируется преимущественно желтым, синим, белым и красным цветами. Данные цвета присутствуют в том или ином сочетании с сопутствующими оттенками во всех элементах изображения.

Желтый цвет традиционно мыслимый как символ солнечного свечения наделяет по аналогии с произведениями П. Гогена, наряду с голубым цветом, персонажей значением святости, акцентирует в целом их значение в художественном пространстве. В синтезе с голубым цветом они приобретают характеристику избранников, посредством которых доносится до зрителя смысл бытия, ключевой темы творчества А. О. Цыбиковой в целом.

В художественном пространстве картины у подножия холмов вблизи водопада изображены две сидящие женские фигуры, одна из которых с младенцем на руках, а также стоящий мальчик с ракушкой в руках. На заднем плане изображен удаляющийся всадник. Наряду с фигурами людей в художественном пространстве картины имеются зоны с изображенными предметами. Это зона с перевернутым табуретом и зона круглого стола со стоящей на нем вазой с цветами и книгой. Данные предметы могут быть охарактеризованы как символические, дополнительно раскрывающие художественную идею произведения.

Следуя заявленной художницей логике разворачивания сюжета произведения, первым индексным знаком для анализа выступает сидящая на стуле женщина с младенцем на руках вблизи водопада. Сам водопад по цветовой аналогии является продолже-

- 2029 -

нием льющейся сверху вертикальной струи, ниспадающей непосредственно из небесного пространства и порождающей дальнейшее движение потока воды. Соответственно, местоположение женщины с ребенком на руках может быть охарактеризовано в значении «истока», «начала». Сама женщина с ребенком на руках соответствует традиционной иконографии изображения Богоматери с младенцем Христом. Богоматерь дает жизнь младенцу, и она же поддерживает и направляет его в начале жизненного пути подобно водопаду, на фоне которого она изображена, который порождает дальнейшее движение воды. Таким образом, левая зона произведения в синтезе водопада и сидящей женщины с младенцем в руках может быть формализована как «начало жизни».

Между сидящей женщиной с ребенком и фигурой мальчика на переднем плане изображена пространственная зона, образованная в виде дороги розовато-красного цвета с опрокинутым на бок табуретом. Символическое значение цвета и опрокинутый табурет позволяют формализовать данную зону как путь, характеризующийся страданиями и возможными падениями.

На переднем плане в правой части картины изображен стоящий перед круглым столом мальчик, дующий в раковину. Внешний облик мальчика, его одеяние, позволяют формализовать его как адепта-буддиста. В этом случае игра с ракушкой приобретает особое религиозное действо. Не случайно правая рука персонажа скрыта, но здесь же изображена краскоформа, по цвету и форме напоминающая пламя огня. Звучание ракушки, таким образом, порождает горение, горение души человека, услышавшего звучание не столько раковины, сколько религиозных постулатов.

Стоящий позади мальчика круглый стол с букетом цветов в вазе и лежащей рядом книгой несет в себе символическое значение. Круглая форма стола соотносится с символическим знаком в буддизме - колесом сансары, выражающим закономерную смену одного цикла жизни другим, круговорот жизни и смерти. Стоящая ваза

с завядшими цветами символизирует быстротечность жизни человека, неминуемое его увядание подобно срезанным цветам в вазе. Лежащая рядом с вазой на столе книга традиционно символизирует ценность знания. Согласно буддистской картине мира, книга символизирует учение Будды, его знания, ведущие адепта к самопознанию и просветлению.

В срединной части художественного пространства сидящую человеческую фигуру можно определить как самосоцерзаю-щую, погруженную в себя. Данный персонаж по своим размерам не выделяется среди других персонажей, но его местоположение в центре композиции позволяет оценить его как центрального. Он фиксирует собой середину, связывающую передний и задний планы. Именно человеку, находящемуся в середине своего жизненного пути и в состоянии саморефлексии и самопознания, присуще осознание всей закономерности жизни, бытия человека с ее началом и концом.

Еще одни знаком-индексом является изображение на заднем плане у подножия холма удаляющегося всадника на белом коне. Небольшой размер данной группы персонажей по отношению к другим персонажам, поглощение белой и темного оттенка краскоформ окружающими их кра-скоформами более теплых тонов (желтого, охристого) позволяет сформулировать такое визуальное понятие, как «уход».

Анализ отдельных индексных знаков позволяет установить следующие общие значения. С одной стороны, каждый из персонажей представлен в своей пространственной зоне и является относительно самостоятельным. Каждый персонаж замкнут на самом себе, сосредоточен на своем действии. С другой стороны, каждое из этих действий соотносится с определенными этапами жизни каждого человека. Это рождение (женская фигура с младенцем), юность (мальчик с раковиной), зрелость (сидящая человеческая фигура), старость (всадник). Сама жизнь человека при этом осмысляется художником по аналогии с законами природы. Ориентирами в данном случае являются

- 2030 -

индексные знаки, указывающие на местоположение персонажей картины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пространство расположения персонажей приобретает значение горнего пространства, уходящего в своей перспективе вглубь картины, при этом оставаясь приближенным небесному пространству. Небесное пространство имеет свое объективное значение вечности, небытия, куда уходит всадник на белой лошади и откуда же изливается и небесная благодать на землю, порождая вновь жизнь человека. Идея изливания и растекания божественной благодати поддерживается использованием синего и желтого цветов, а также таким индексным знаком, как водопад. Художественный знак воды становится ключевым ориентиром в интерпретации изображенной сцены. Жизнь человека подобно течению воды скоротечна, но и безостановочна одновременно. Одна жизнь кончается, другая начинается, и это закономерный и вечный круг сансары, согласно буддийской картине мира. В этом смысле произведение А. О. Цыбиковой «Голос раковины» воплощает религиозно-философскую программу бытия жизни человека, основанную на принципах буддизма, при этом имеющую общечеловеческую ценность.

Выводы

На основе аналитического анализа научных исследований, посвященных этнокультурной идентичности в киберпро-странстве, а также анализа представленности визуальных практик А. О. Цыбиковой в интернете были выявлены следующие отличительные особенности этнокультурной идентичности, конструируемой в ки-берпространстве.

1. Процесс конструирования этнокультурной идентичности в киберпро-странстве является сегодня неотъемлемой частью единого процесса сохранения и поддержания этнической культуры и этнического самосознания коренных и коренных малочисленных народов России в реальном мире.

2. Практика конструирования этнокультурной идентичности в киберпро-

странстве является одновременно неотъемлемой частью процесса формирования и укрепления общероссийской гражданской идентичности, реализуемого в рамках государственной национальной политики Российской Федерации.

3. Одним из механизмов конструирования этнокультурной идентичности в сети Интернет служат практики художественной культуры этнических групп, в частности визуальные образы произведений изобразительного искусства.

4. Результаты анализа представленности произведений изобразительного искусства бурятской художницы А. О. Цыби-ковой в сети Интернет показали активную включенность данного этнического контента в общероссийский сегмент сети Интернет. Наибольшая частота визуального упоминания произведений изобразительного искусства из числа выборки исследования творчества А. О. Цыбиковой приходится на общеинформативные сайты с расширением ru.

5. Представленность творчества А. О. Цыбиковой в сети Интернет демонстрирует тенденцию конструирования этнокультурной идентичности в сети Интернет путем манифестации произведений изобразительного искусства советского периода, а именно второй половины XX века. Именно на этот период приходится расцвет развития национального изобразительного искусства среди этнических групп Сибири в целом, и память об этом событии становится определяющей в процессе конструирования этнокультурной идентичности в киберпространстве.

6. Анализ произведений «Автопортрет с моделью у зимнего окна» и «Голос раковины» А. О. Цыбиковой показал актуальность совмещения в одном произведении традиций разных культур - от национальных до западноевропейских. Данный художественный метод художника позволил расширить сугубо этнические ценности до уровня общечеловеческих, что может служить обоснованием тенденции наибольшей частоты визуального упоминания данных произведений в сети Интернет.

- 2031 -

Список литературы / References

Ardévol E., Gómez Cruz E. Digital technologies in the process of social research: theoretical and methodological reflections through virtual ethnography. In: Knowledge Politics and Intercultural Dynamics, 2012, 189-204.

Belimova T. N. Social'naya set' «VKontakte» kak sposob etnicheskoj manifestacii korennyh narodov Sibiri [Social network "VKontakte" as a way of ethnic manifestation of the indigenous peoples of Siberia]. In: Etnich-eskie processy Arktiki, Severa i Sibiri [Ethnic processes of the Arctic, North and Siberia], 2020, 1 (02), 6-20.

Belorussova S. Yu. Virtual'naya etnichnost' i kiberetnografiya [Virtual ethnicity and cyberethnography]. In: Mediatizaciya kul'tury: konstruirovanie novyh tekstov i praktik: Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Moskva, 30 noyabrya - 02 2018 goda. Redaktor russkogo tekstaM. V. Ahmetova, redaktor angli-jskogo teksta U. Dikson [Mediatization of culture: construction of new texts and practices: Proceedings of the International Scientific Conference, Moscow, November 30-02, 2018. Russian text editor M. V. Akhmetova, English text editor W. Dixon]. Moskva: Izdatel'skij dom "Neolit", 2018, 16-20. EDN TFNNRK.

Berger P. L. Social'noe konstruirovanie real'nosti: Traktat po sociol. Znaniya [The Social Construction of Reality: A Treatise on Sociology. Knowledge]. Moskva: Mosk. filos. fond, 1995. 322 s.

Borisova I. Z. Rol' kiberprostranstva v formirovanii etnicheskoj identichnosti [The role of cyberspace in the formation of ethnic identity]. In: Kul'tura i civilizaciya [Culture and civilization], 2020, 10 (3-1), 26-30. DOI 10.34670/AR.2020.61.53.003. EDN LSYNHV.

Etnicheskie gruppy i social'nye granicy: social'naya org. kul'turnyh razlichij. Pod red. F. Barta; [per. s angl.: Igor' Pil'shchikov] [Ethnic groups and social boundaries: social org. cultural differences. Ed. F. Barth; [per. from English: Igor Pilshchikov]]. Moskva: Novoe izd-vo, 2006. 198 s.

Gabdrahmanova G. F., Mahmutov Z. A. Nacional'nyj internet Rossii: k postanovke problem [National Internet of Russia: to the problem statement]. In: Oriental Studies [Oriental Studies], 2018, 11, 3(37), 142-151. DOI 10.22162/2619-0990-2018-37-3-142-151. EDN XZXUXB.

Gellner E. Nacii i nacionalizm. Per. s angl. T. V. Berdikovoj, M. K. Tyun'kinoj; Red. iposlesl. 1.1. Krup-nika [Nations and nationalism. Per. from English. T. V. Berdikova, M. K. Tyunkina; Ed. and after. 1.1. Krup-nik]. Moskva: Progress, 1991. 319 s.

Golovnev A. V., Belorussova, S. Yu., Kisser, T. S. Veb-etnografiya i kiberetnichnost' [Web ethnography and cyberethnicity]. In: Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Bulletin], 2018, 1 (58), 100-108. DOI 10.30759/1728-9718-2018-1(58)-100-108. EDN YSLWRC.

Golovnev A. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. Virtual'naya etnichnost' i kiberetnografiya [Virtual ethnicity and cyberethnography]. Sankt-Peterburg: Muzej antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN, 2021. 280 s. ISBN 978-5-88431-391-0. EDN NVRTMZ.

Golovnev A. V., Kisser T. S. Proekcii etnichnosti korennyh malochislennyh narodov Rossii (po dan-nym veb-oprosa) [Projections of the ethnicity of the indigenous peoples of Russia (according to a web survey)]. In: Ural'skij istoricheskij vestnik [Ural Historical Bulletin], 2021, 2(71), 80-89. DOI 10.30759/1728-9718-2021-2(71)-80-89. EDN OUSHHD.

Golovnev A. V., Albogachieva M. S. G., Belorussova S. Yu. i dr. Korennye malochislennye narody Rossii: etnokul 'turnye proekcii [Indigenous peoples of Russia: ethnoculturalprojections]. Sankt-Peterburg: Muzej antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN, 2022. 200 s. ISBN 978-5-88431409-2. EDN TVYMZR.

Golubeva N. A. Osobennosti cifrovoj identichnosti podrostkov i molodezhi v sovremennom tekhno-logicheskom obshchestve [Features of the digital identity of adolescents and youth in a modern technological society]. In: Vestnik RGGU. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Psychology. Pedagogy. Education], 2020, 1, 130-150. DOI 10.28995/2073-6398-2020-1-130-150. EDN PDHJKW.

Kisser T. S. Virtual'naya identichnost' rossijskih nemcev [Virtual Identity of Russian Germans]. In Sibirskie istoricheskie issledovaniya [Siberian Historical Research], 2019, 2, 64-84. DOI 10.17223/2312461X/24/4. EDN HGFMBX.

- 2032 -

Koptseva N. P., Zhukovskiy V. I. The Artistic Image as a Process and Result of Game Relations between a Work of Visual Art as an Object and its Spectator. In: Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, 2008, 1 (2), 226-244. EDN IUDTOF.

Kopceva N. P., Zamaraeva Yu. S., Pchelkina D. S., Degtyarenko K. A. Etnokul'turnaya Dinamika ko-rennyh malochislennyh narodov Enisejskoj Sibiri: rezul'taty polevyh issledovanij [Ethnocultural Dynamics of the Indigenous Peoples of the Yenisei Siberia: Results of Field Research]. In: Aktual'nyeproblemy issle-dovaniya etnoekologicheskih i etnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya: Materialy VII mezhdun-arodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Kyzyl, 22-25 iyunya 2022 goda [Actual problems of the study of ethno-ecological and ethno-cultural traditions of the peoples of the Sayano-Altai: Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference, Kyzyl, June 22-25, 2022]. Kyzyl: Federal'noe gosu-darstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya "Tuvin-skij gosudarstvennyj universitet", 2022. S. 27-30. EDN WMLDEQ.

Kopceva N. P., Sitnikova A. A., Pimenova N. N. i dr. Itogi nauchnogo seminara "Teorii i praktiki prikladnyh kul'turnyh issledovanij", posvyashchennogo 570-letiyu so dnya rozhdeniya Leonardo da Vinchi (Sibirskij federal'nyj universitet, Krasnoyarsk) [Results of the scientific seminar "Theories and practices of applied cultural research" dedicated to the 570th anniversary of the birth of Leonardo da Vinci (Siberian Federal University, Krasnoyarsk)]. In: Sibirskij iskusstvovedcheskij zhurnal [Siberian art history journal], 2022, 1 (1), 72-109. DOI 10.31804/2782-4926-2022-1-1-72-109. EDN LQGBPS.

Kolesnik M. A. "Surovyj stil'" v sovetskoj zhivopisi v 1950-1960-h gg ["Severe style" in Soviet painting in the 1950-1960s]. In: Sibirskij iskusstvovedcheskij zhurnal [Siberian art history journal] 2022, 1 (2), 8-22. DOI 10.31804/2782-4926-2022-1-2-08-22. EDN FFSXIR.

Lamb R., Poster M. Transitioning toward an Internet culture: An interorganizational analysis of identity construction from online services to intranets. In: Working Conference on Global and organizational Discourse about information technology. Barcelona, Spain. Dec. 2002, 12-14. P. 47-71.

Lamazhaa Ch. K. o. Social'naya kul'tura tuvincev i onlajn-prostranstvo [Social culture of Tuvans and online space]. In: Novye issledovaniya Tuvy [New studies of Tuva], 2021, 2, 115-129. DOI 10.25178/ nit.2021.2.10. EDN DSAAID.

Leshchinskaya N. M., Sertakova E. A., Pashova E. V. Tradicionnaya ekonomika korennyh narodov Severnoj Azii, prozhivayushchih v zonah s ekstremal'nym klimatom [Traditional economy of the indigenous peoples of North Asia living in zones with extreme climates]. In: Sibirskij antropologicheskijzhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2021, 5 (1), 20-29. DOI 10.31804/2542-1816-2021-5-1-20-29. EDN XAILEV.

Pashova E. V. Tendencii i praktiki vzaimodejstviya s korennymi i korennymi malochislennymi naroda-mi v oblasti obrazovaniya [Trends and practices of interaction with indigenous and indigenous peoples in the field of education]. In: Sibirskij antropologicheskij zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 2021, 5 (1), 39-51. DOI 10.31804/2542-1816-2021-5-1-39-51. EDN VQVNHH.

Pchelkina D. S., Avdeeva Yu. N. Sposoby etnicheskoj manifestacii v virtual'nom prostranstve: koncep-tual'nyj analiz [Ways of ethnic manifestation in virtual space: a conceptual analysis]. In: Severnye Arhivy i Ekspedicii [Northern Archives and Expeditions], 2020, 4 (2), 143-152. DOI 10.31806/2542-1158-20204-2-143-153. EDN IGEZFT.

Pchelkina D. S., Pimenova N. N., Zamaraeva Yu. S. i dr. (2022). Naciestroitel'stvo na territorii Even-kijskogoi Tajmyrskogo nacional'nyh okrugov v 1920-1970-e gg.: kul'turnye i hudozhestvennye praktiki [Nation-building on the territory of the Evenk and Taimyr national districts in the 1920-1970s: cultural and artistic practices]. In: Zhurnal Sibirskogo federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities], 2022, 15 (10), 1465-1479. DOI 10.17516/19971370-0913. EDN EOHRQW.

Pivneva E. A. Fotoreprezentacii etnicheskoj kul'tury obskih ugrov [Photo-representations of the ethnic culture of the Ob Ugrians]. In: Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric Studies], 2018, 8 (4), 716-728.

Seredkina N. N. Kul'turno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' sredi korennyh i korennyh malochislennyh narodov Severa Krasnoyarskogo kraya v sovetskij period: analiz materialov Evenkijskogo arhiva [Cultural

- 2033 -

and educational activities among the indigenous and indigenous peoples of the North of the Krasnoyarsk Territory in the Soviet period: analysis of the materials of the Evenki archive]. In: Zhurnal Sibirskogo federal 'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Journal of the Siberian Federal University. Series: Humanities], 2023, 16 (8), 1382-1395.

Shishkova E. E. Issledovanie tradicionnogo iskusstva s pomoshch'yu cifrovyh tekhnologij i virtual'noj real'nosti [Research of traditional art using digital technologies and virtual reality]. In: Cifrovizaciya [Digitization], 2022, 3 (1), 61-70. DOI 10.37993/2712-8733-2022-3-1-61-70. EDN SZGGGP.

Shurmanova A. A., Sergeeva N. A. Iskusstvennyj intellekt i korennye malochislennye narody: prilozheniya po sohraneniyu nacional'nyh yazykov [Artificial intelligence and indigenous peoples: applications for the preservation of national languages]. In: Sociologiya iskusstvennogo intellekta [Sociology of artificial intelligence], 2023, 4 (2), 73-85. EDN JFABRL.

Sitnikova A. A. Teoreticheskie, prikladnye i sinteticheskie metody issledovaniya kul'tury kak social'no-antropologicheskoj sistemy [Theoretical, applied and synthetic methods for studying culture as a socio-anthropological system]. In: Social'naya antropologiyaSibiri [Social anthropology of Siberia], 2021, 2 (2), 6-17. EDN ICEFEC.

Soldatova E. L., Pogorelov D. N. Fenomen virtual'noj identichnosti: sovremennoe sostoyanie problem [The phenomenon of virtual identity: the current state of the problem]. In: Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2018, 20 (5), 105-124. DOI 10.17853/1994-5639-2018-5-105-124. EDN XPCVOP.

Sulejmanova O. A. Prezentaciya kul'tury kol'skih saamov v social'noj seti «VKontakte»: dinamika vizual'nyh obrazov material'noj kul'tury [Presentation of the culture of the Kola Saami in the social network "VKontakte": the dynamics of visual images of material culture]. In: Etnografiya [Ethnography], 2020, 3 (9), 169-199.

Tarova (Kuznecova) L. A. Izuchenie saamskogo segmenta rossijskogo Interneta v kontekste problema-tiki kiberetnografii [Studying the Saami segment of the Russian Internet in the context of cyberethnography]. In: Trudy Kol'skogo nauchnogo centra RAN. Seriya: Estestvennye i gumanitarnye nauki [Proceedings of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Series: Natural and human sciences], 2022, 1 (1), 84-97. DOI 10.37614/2949-1185.2022.1.1.008. EDN NCLBAI.

Tishkov V. A. O fenomene etnichnosti [On the phenomenon of ethnicity]. In: Etnograficheskoe oboz-renie [Ethnographic review], 1997, 3, 3-20.

Yagafova A. A. Etnicheskaya identichnost' v virtual'nom prostranstve: udmurtskie soobshchest-va v social'noj seti «Odnoklassniki» [Ethnic identity in the virtual space: Udmurt communities in the Odnoklassniki social network]. In: Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the development of science and education], 2023, 98-7, 117-120. DOI 10.18411/trnio-06-2023-386. EDN QVTOPS.

Zamaraeva Yu. S. Analiz ponyatiya "global'nye transformacii". Vozdejstvie global'nyh transformacij na kul'turu i etnicheskuyu identichnost' (teoreticheskoe issledovanie) [Analysis of the concept of "global transformations". The impact of global transformations on culture and ethnic identity (theoretical research)]. In: Cifrovizaciya [Digitalization], 2021, 2 (1), 27-40. DOI 10.37993/2712-8733-2021-2-1-27-40. EDN XEAVNH.

Zandraev A. Ch. Obraz rebenka v tvorchestve Ally Cybikovoj: ot portreta k arhetipu [The image of a child in the work of Alla Tsybikova: from portrait to archetype]. In: VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Technical University], 2012, 1(60), 228-233. EDN OOVJKL.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.