Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ В МЕМУАРАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ АВТОБИОГРАФИЙ М. ТЭТЧЕР И М.С. ГОРБАЧЕВА)'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ В МЕМУАРАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ АВТОБИОГРАФИЙ М. ТЭТЧЕР И М.С. ГОРБАЧЕВА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
детство / ранняя юность / семья / политическая социализация / политическое лидерство / национальная идентичность / Вторая мировая война / Великая Отечественная война / М.С Горбачев / М. Тэтчер. / childhood / early youth / family / political socialization / political leadership / national identity / World War II/Great Patriotic War.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козлова Наталия Николаевна, Рассадин Сергей Валентинович

Показаны на материалах автобиографий способы конструирования и репрезентации детства и ранней юности премьер-министра Великобритании в 1979–1990 гг. М. Тэтчер и главы СССР в 1985–1991 гг. М.С. Горбачева. Детство и юность Тэтчер и Горбачев представляют как периоды их интеллектуального, социального становления, в течение которых были заложены принципы мировоззрения, сформировались интерес к политике, установки на активизм, служение обществу, заботы об общем благе, необходимые для дальнейшего карьерного роста в публичной сфере. Основная стратегия проектирования лидерами автобиографии заключается в том, чтобы одновременно продемонстрировать субъективные факторы и объективные обстоятельства, которые обусловили достижение политиками вершин политического Олимпа. В нарративах политиков конструируется многогранность детства и ранней юности: отношения с родителями, школьные занятия, активизм. Ключевая роль в становлении политического мировоззрения лидеров принадлежит их семьям в целом и отцам в частности. В обоих случаях в нарративе политиков отсутствует «конфликт поколений», благодаря чему происходит успешная интериоризация доминирующих в окружающей среде ценностей. Большое значение в конструировании детства и ранней юности принадлежит воспоминаниям о Второй мировой войне/Великой Отечественной войне. Суть социализации на данных этапах биографии – формирование национальной идентичности, чувства сопричастности к судьбам своей страны, переживание опыта общегражданской солидарности. В текстах М.С. Горбачева тема Родины окрашена с более глубоких личностных позиций, чем у М. Тэтчер, но при этом желание предпринять какие-либо усилия, направленные на недопущение повторения войны, укрепление национальной безопасности являются общим выводом их военного детства и юности. Лидеры демонстрируют, что успешно преодолели испытание в доверии к системе, скорректировали взгляды на политику своих государств. В их недетских историях военного времени отсутствует информация об игрушках, мечтах, дружбе и подростковой влюбленности, создавая впечатление серьезных с детства людей, целеустремленных, трудолюбивых, одаренных и успешных детей-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF CHILDHOOD AND YOUTH IN THE MEMOIRS OF POLITICAL LEADERS (BASED ON THE AUTOBIOGRAPHIES OF M. THATCHER AND M. GORBACHEV)

The ways of constructing and representing the childhood and early youth of the Prime Minister of the United Kingdom from 1979 to 1990, M. Thatcher, and the head of the USSR from 1985 to 1991, M.S. Gorbachev, are shown through autobiographical materials. The childhood and youth of Thatcher and Gorbachev are presented as periods of their intellectual and social development, during which their worldviews were shaped, interests in politics formed, and commitments to activism, public service, and the common good established, all essential for their further career advancement in the public sphere. The primary strategy of constructing autobiographies for these leaders is to simultaneously demonstrate the subjective factors and objective circumstances that led to their ascent to the pinnacle of the political Olympus. The politicians' narratives construct the multifaceted nature of their childhood and early youth: relationships with parents, school activities, and activism. The families, particularly the fathers, played a crucial role in shaping the political worldview of the leaders. In both cases, the politicians' narratives lack a "generation gap," enabling the successful internalization of the dominant values in their environment. Memories of World War II/The Great Patriotic War play a significant role in constructing their childhood and early youth. The essence of socialization during these stages of their biographies is the formation of national identity, a sense of involvement in their country's fate, and the experience of civic solidarity. In Gorbachev's texts, the theme of the Motherland is colored with deeper personal undertones than in Thatcher's, yet both share a common conclusion from their wartime childhood and youth: a desire to make efforts to prevent the recurrence of war and to strengthen national security. The leaders demonstrate that they successfully overcame the test of trust in the system and adjusted their views on the politics of their countries. Their wartime stories lack information about toys, dreams, friendships, and teenage infatuations, creating the impression of serious-minded individuals from childhood, who were goal-oriented, hardworking, gifted, and successful as children and adolescents.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ В МЕМУАРАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ (НА МАТЕРИАЛАХ АВТОБИОГРАФИЙ М. ТЭТЧЕР И М.С. ГОРБАЧЕВА)»

Н.Н. Козлова, С.В. Рассадин

КОНСТРУИРОВАНИЕ

ДЕТСТВА И ЮНОСТИ

В МЕМУАРАХ

ПОЛИТИЧЕСКИХ

ЛИДЕРОВ

(НА МАТЕРИАЛАХ

АВТОБИОГРАФИЙ

М. ТЭТЧЕР И

М.С. ГОРБАЧЕВА)

Аннотация

Показаны на материалах автобиографий способы конструирования и репрезентации детства и ранней юности премьер-министра Великобритании в 1979-1990 гг. М. Тэтчер и главы СССР в 1985-1991 гг. М.С. Горбачева. Детство и юность Тэтчер и Горбачев представляют как периоды их интеллектуального, социального становления, в течение которых были заложены принципы мировоззрения, сформировались интерес к политике, установки на активизм, служение обществу, заботы об общем благе, необходимые для дальнейшего карьерного роста в публичной сфере. Основная стратегия проектирования лидерами автобиографии заключается в том, чтобы одновременно продемонстрировать субъективные факторы и объективные обстоятельства, которые обусловили достижение политиками вершин политического Олимпа. В нарративах политиков конструируется многогранность детства и ранней юности: отношения с родителями, школьные занятия, активизм. Ключевая роль в становлении политического мировоззрения лидеров принадлежит их семьям в целом и отцам в частности. В обоих случаях в нарративе политиков отсутствует «конфликт поколений», благодаря чему происходит успешная интериоризация доминирующих в окружающей среде ценностей. Большое значение в конструировании детства и ранней юности принадлежит воспоминаниям о Второй мировой

N. Kozlova, S. Rassadin

CONSTRUCTION OF CHILDHOOD AND YOUTH IN THE MEMOIRS OF POLITICAL LEADERS (BASED ON THE AUTOBIOGRAPHIES OF M. THATCHER AND M. GORBACHEV)

Abstract

The ways of constructing and representing the childhood and early youth of the Prime Minister of the United Kingdom from 1979 to 1990, M. Thatcher, and the head of the USSR from 1985 to 1991, M.S. Gorbachev, are shown through autobiographical materials. The childhood and youth of Thatcher and Gorbachev are presented as periods of their intellectual and social development, during which their worldviews were shaped, interests in politics formed, and commitments to activism, public service, and the common good established, all essential for their further career advancement in the public sphere.

The primary strategy of constructing autobiographies for these leaders is to simultaneously demonstrate the subjective factors and objective circumstances that led to their ascent to the pinnacle of the political Olympus. The politicians' narratives construct the multifaceted nature of their childhood and early youth: relationships with parents, school activities, and activism. The families, particularly the fathers, played a crucial role in shaping the political worldview of the leaders. In both cases, the politicians' narratives lack a "generation gap," enabling the successful internalization of the dominant values in their environment.

Memories of World War II/The Great Patriotic War play a significant role in con-

войне/Великой Отечественной войне. Суть социализации на данных этапах биографии - формирование национальной идентичности, чувства сопричастности к судьбам своей страны, переживание опыта общегражданской солидарности. В текстах М.С. Горбачева тема Родины окрашена с более глубоких личностных позиций, чем у М. Тэтчер, но при этом желание предпринять какие-либо усилия, направленные на недопущение повторения войны, укрепление национальной безопасности являются общим выводом их военного детства и юности. Лидеры демонстрируют, что успешно преодолели испытание в доверии к системе, скорректировали взгляды на политику своих государств. В их недетских историях военного времени отсутствует информация об игрушках, мечтах, дружбе и подростковой влюбленности, создавая впечатление серьезных с детства людей, целеустремленных, трудолюбивых, одаренных и успешных детей-подростков.

Ключевые слова:

детство, ранняя юность, семья, политическая социализация, политическое лидерство, национальная идентичность, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, М.С Горбачев, М. Тэтчер.

structing their childhood and early youth. The essence of socialization during these stages of their biographies is the formation of national identity, a sense of involvement in their country's fate, and the experience of civic solidarity. In Gorbachev's texts, the theme of the Motherland is colored with deeper personal undertones than in Thatcher's, yet both share a common conclusion from their wartime childhood and youth: a desire to make efforts to prevent the recurrence of war and to strengthen national security. The leaders demonstrate that they successfully overcame the test of trust in the system and adjusted their views on the politics of their countries. Their wartime stories lack information about toys, dreams, friendships, and teenage infatuations, creating the impression of serious-minded individuals from childhood, who were goal-oriented, hardworking, gifted, and successful as children and adolescents.

Key words:

childhood, early youth, family, political socialization, political leadership, national identity, World War II/Great Patriotic War.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-3-60-82

Актуальность исследования конструирования детства и юности в мемуарах политических деятелей определяется значимостью процессов и механизмов социализации, влияющих на продвижение политических лидеров к политическому Олимпу. Тема «детства» и «юности» рассматривается на основе теоретико-методологических подходов исследования возраста (age studies) и считается междисциплинарной, являясь объектом изучения различных наук, включая социологию, психологию, педагогику, культурологию, демографию, биологию и др. Данные этапы жизненного цикла рассматривается психологами и педагогами (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, И.С. Кон и др.) в различных ракурсах, представляя интерес для социально-политических наук тщательным изучением роли общественных факторов психического развития ребенка. Эксперты ставят вопрос о границах возраста, отмечая, что «любой возраст обладает способностью к расширению/сужению собственных границ, и эти расширения/сужения всегда происходят на фоне конкретного и

притом изменчивого социокультурного ландшафта» [11]. Различные возрастные когорты, взаимоотношения между ними (проблема «отцов и детей»), являются объектом пристального анализа в социологии [23]. В политических науках в силу возрастного ценза основной акцент делается на молодежи, представителях зрелого и пенсионного возраста (хотя есть отдельные исследования и на тему детства, в частности, Д. Истона и Дж. Денниса «Дети в политической системе» [21]; исследуется взаимосвязь возраста и партийной принадлежности, голосование [20; 24; 30], эйджизм [19; 25], когортные изменения [16; 22; 27], направленность государственной политики [26], влияние возраста на процесс принятие решений [8; 28]. Результаты исследования процессов символической репрезентации, идентификации, молодежи отражены в ряде трудов зарубежных и российских исследователей [7; 18]. Т.Б. Рябова считает, возрастной фактор служит одним из ресурсов власти, а образы, связанные с возрастом, широко привлекаются в символическую политику, влияют на легитимацию и делегитимацию власти, политику памяти и т.д. [13; 14]. Для нашего исследования актуальным является тезис К.Ф. Завершинского, что «структурное сопряжение феноменов детства и политики очевиднее всего проявляется в предметной области исследований политической социализации» [4, с. 309]. В данной статье объект исследования - детство и ранняя юность (до периода поступления в вуз) -рассматривается как этап политической социализации, представляющий собой важную стадию политического развития индивида. Авторы статьи придерживаются позиции, что сформировавшиеся в детстве и юности представления о политике и власти влияют на выработку индивидуальных политических ценностей, предпочтений, моделей поведения и т.д.

Предметом исследования выступают способы и механизмы конструирования детства и юности национальными лидерами Великобритании (М. Тэтчер) и СССР (М.С. Горбачева). Источниками исследования являются мемуары указанных политических деятелей [2; 17]. Как известно, автобиографии относятся к эго-документам, отличаются ярко выраженным личностным измерением, субъективизмом, связаны с антропоцентризмом современной культуры, «пишутся умудрёнными жизнью авторами» [15, с. 54]. В рамках исторических исследований мемуары актуальны, поскольку рассказы авторов «о самих себе содержат уникальные свидетельства, которые мы не найдем в других типах исторических документов» [6, с. 6]. Мемуары дают возможность изложить собственную историю о политическом процессе, что в

условиях противоречивости оценок деятельности М. Тэтчер и М.С. Горбачева для политических лидеров крайне важно. В автобиографиях раскрываются мотивы и механизмы принятия важных политических решений, представляя «взгляд изнутри» политического Олимпа. С нашей точки зрения, главными задачами мемуаров выступают самолегитимация национальных лидеров и создание истории успеха, поэтому конструирование этапов своей политической биографии и их характеристика представляет осознанную стратегию автонарратива. По выражению одного из авторов книг о М. Тэтчер Н.П. Па-лищевой, британский премьер-министр в своих книгах объяснила «КАК и ЧЕМ нужно восхищаться» [9, с. 10]. Методология исторических исследований нацелена на разбор автобиографического источника в его пространственно-временном контексте, анализе связи «время рассказа» и «время рассказчика» [1]. В нашем исследовании исторический контекст («время» и «локация») рассматривается как конструкт, созданный через осмысление собственного опыта политиков. При этом индивидуальное изложение биографии автором вписывается в определенные выработанные обществом правила «рассказов о себе», включающий использование определенного словаря, рассчитанным на определенную аудиторию. По мнению исследователей, «автобиография - удивительный жанр, в котором соединяется автор повествования и его герой, исследователь и наблюдатель, исповедник и исповедуемый, прокурор, адвокат, незнакомый прохожий и другие собеседники и читатели» [3, с. 28]. Поскольку в нашем исследовании конструирование детства и юности осуществляется самими авторами по окончании их политической жизни, то в нем применяется генеалогический метод, позволяющий понять, какие идеи, практики, установки и пр. указанных политиков с их точки зрения родом из детства, как детство повлияло на становление их политического мышления, как они оценивают детство в структуре жизненного пути и т.д. И, завершая раздел о методологии, стоит заметить, что постмодернизм научил нас внимательно относиться к умолчаниям, чтобы уловить, о чем наши герои не пишут.

Цель статьи - показать на материалах автобиографий способы/механизмы конструирования и репрезентации детства и ранней юности М. Тэтчер и М.С. Горбачева. Выбор мемуаров данных политиков определяется рядом факторов - они принадлежат к одному поколению (М. Тэтчер родилась в 1925 году, М.С. Горбачев в 1931 году), их карьерные траектории развивались с молодости, лидеры достигли вершин политической карьеры и

ушли с политического Олимпа практически одновременно в начале 1990-х гг. При этом важно проанализировать репрезентацию детства и юности в мемуарах национальных лидеров, социализировавшихся в различных социально-политических системах. Один из авторов книг об указанных лидерах, Л.М. Замятин, в книге «Горби и Мэгги: записки посла о двух известных политиках, Михаиле Горбачеве и Маргарет Тэтчер» обосновывает свой выбор значимостью диалога для выстраивания европейской политики второй пол. 1980 - нач. 1990-х гг., основанной на общечеловеческих ценностях [5].

Истоки

В абсолютном большинстве случаев микромир, семья определяют бытие детства. Однако повествование о детстве у двух политиков разворачивается в различных стратегиях. М. Тэтчер начинает свои мемуары с первых детских впечатлений, презентации личного «полуосознанного» погружения во внешний мир: «Мое первое детское воспоминание связано с тем, что в солнечный день мою детскую коляску везут по направлению к городскому парку, и на пути я знакомлюсь с грэнтемской суетой» [17, с. 27]. Урожденная Маргарет Хильда Робертс подчёркивает позитивный характер своих первых воспоминаний о детстве. «Солнечная» атмосфера безопасности, беззаботности, защищенности формировалась социальным окружением М. Тэтчер - она вспоминает лицо матери, сестры, служащих магазина: «Со мной рядом всегда кто-нибудь был, чтобы обнять меня или побаловать сладостями» [17, с. 27]. В отличие от британского премьера генсек СССР в разделе «Кто я и откуда» углубляется в истоки формирования общества на Ставрополье, начиная с первого тысячелетии до нашей эры. Если Тэтчер начинает свой нарратив с себя и своей семьи, постепенно расширяя социальные горизонты, в которых она росла, то М.С. Горбачев конструирует биографию с макро-социальных факторов, спускаясь на уровень семьи: «История моей семьи, микромир которой, ее искания, испытания и потери вполне отразили макромир человеческой драмы, "большой истории"» [2, с. 37]. Лидер СССР стремится вплести свой рассказ в ткань общеисторического контекста, показать себя неразрывной частью целого, которое составлял народ и государство, поведать историю «не столько о себе, сколько об условиях, в которых формировалось наше поколение, о людях, с кем я постигал жизненные и политические премудрости, общение с которыми оказало влияние на формирование моих убеждений, характера» [2, с. 9-10]. На наш взгляд, используемый

М.С. Горбачевым подход, а также формулировки (частое использование лингвистических конструкций с пассивным залогом - «выбор пал на меня», «мне пришлось произнести свою первую митинговую речь» и др.) являются типичными для советской мемуаристики и в целом социокультурной среды, согласно ценностям которой человека-лидера формирует коллектив, оказывающий ему в дальнейшем доверие как руководителю.

Лидеры ничего не сообщает читателю о своем внешнем облике, вскользь обозначают некоторые черты своего характера. М. Тэтчер пишет, что «согласно семейной истории, я была спокойным ребенком», хотя родилась в «неспокойной семье» [17, с. 27]. М.С. Горбачев сообщает о сложившейся на Ставрополье мультикультурной среде с присущими ей «многоязычием, многообличием и многонародием», которая, с точки зрения советского лидера, отличалась бунтарским характером, который передавался «по наследству из поколения в поколение» [2, с. 35], и, видимо, намекая собственный бунтарский/реформаторский нрав. М. Тэтчер указывает на свое социальное происхождение, апеллируя к статусу отца и его фамилии: к моменту рождения Маргарет отец занимался бакалейным бизнесом, владея несколькими небольшими магазинами. Протестантская этика родителей, их бережливость, трудолюбие, «практицизм, серьёзность» позволили им купить собственный магазин и в дальнейшем расширить свой бизнес, поэтому М. Тэтчер называет своего отца ведущим бизнесменом Грэнтема [17, с. 38]. Она пишет: «В нашем доме всегда много трудились, отчасти потому, что праздность считалась грехом, отчасти потому, что всегда было много работы» [17, с. 34]. По мнению С.П. Перегудова, психологию мелкого бизнеса «юная Маргарет Робертс впитала, что называется, с молоком матери», фасуя чай, сахар и печенье [10, с. 7]. Премьер-министр полагает, что благодаря тому, что «мы всегда жили строго по средствам», «мы были привычны к экономному режиму» и благосостояние семьи было крепким: баронесса пишет, что «заманчивые ароматы специй, кофе и копченой ветчины распространялись по всему дому». Кроме того, семья могла себе позволить поездки на местный морской курорт Скегнесс, в разные периоды держала наемную рабочую силу - горничную, помощницу [17, с. 29, 35, 37].

М. Тэтчер считала, что в семье она была желанным, любимым ребенком; никто из ее семьи не мог нанести ей психотравму, воспитать в ней чувство неполноценности. Таким образом, будущий политик, согласно ключевым принципам психоанализа, была лишена такого карьерного мотива как

стремление доказать свою состоятельность/полноценность. И тем не менее описание М. Тэтчер благополучной бесконфликтной семейной обстановки детства находит оппонентов среди биографов премьера - Н. Палищева отмечает, что Тэтчер «боролась за внимание и одобрение отца, потому что была дочерью, а не сыном» [9, с. 11]. Апеллируя к оппонентам, премьер-министр подчеркивает свое неаристократическое происхождение, стремясь показать, что истоки ее уверенности, утонченный деловой стиль, ораторское искусство и другие качества «железной леди» были ей выработаны в течение жизни и являются ее собственной заслугой.

Углубляясь в генеалогию семьи Горбачевых, лидер СССР первым в своем роду упоминает прадеда Моисея Горбачева, который вместе с близкими и дальними родственниками жили дружно, «по порядку», представляя целое поселение, получившее в народе название «Горбачевщина» [2, с. 33]. В разделе «Прошлое во мне» генсек указывает, что прошлое было частью окружавшего его жизненного уклада, и он «постоянно ощущал свою сопричастность с теми далекими событиями, которые происходили на ставропольской земле» [2, с. 33]. «Жизнь в многонациональной среде приучала к терпимости, деликатному, уважительному отношению друг к другу», - пишет он, что привело М.С. Горбачева к выводу, что агрессия, насилие не могут быть универсальным средством решения проблем, в том числе политических [2, с. 35]. На политику толерантности будущего реформатора указывает и описание имеющихся в доме икон и лампад, т. е. «мирного сосуществования» двух миров - политики и религии [2, с. 38].

В отличие от М. Тэтчер, генсек родился в типичной бедняцкой крестьянской семье, что в СССР считалось «чистой анкетой» для карьерного роста. С беднотой М.С. Горбачев связывает безоговорочное принятие дедом революции («Землю нам дали Советы» [2, с. 37]), его вступление в компартию, организацию и руководство колхозом «Хлебороб», что обусловило его «колоссальный авторитет в деревне». Именно в доме деда и бабушки, у которых жил Михаил в детстве, согласно воспоминаниям генсека, он впервые познакомился с брошюрами классиков марксизма-ленинизма; также дед выписывал газету «Правда». Так же, как и в случае с М. Тэтчер, внука любили «беззаветно» («там для меня вольница была полная», «чувствовал я себя у них главным» [2, с. 38]). Таким образом, уважающий своих предков Михаил принял и их социально-политический выбор в лице советской власти, пошел по пути преемственности социалистических ценностей. Даже арест деда в

1937-1938 гг., заведовавшего районным земельным отделом, не смог подорвать доверие к советской системе. Генсек отмечает, что дед был убежден, что «Сталин не знает, что творят органы НКВД» [2, с. 41], поэтому не возлагал вину на советскую власть. Возращение деда домой сняло потенциальный конфликт молодого Михаила, пережившего, по его словам, первое потрясение, сохранившееся на всю жизнь, с советским порядком [2, с. 38].

М.С. Горбачёв постоянно подчеркивает свою гордость за принадлежность к «работягам» и уважение к людям труда. Генсек акцентирует внимание на изнурительном труде, невероятной бедности («саманные хаты, земляной пол, никаких кроватей - спали на полатях или на печи», «семья от мала до велика денно и нощно трудилась в хозяйстве» [2, с. 38]), используя данные воспоминания не только для описания своего детства, но и в политических целях. «О каком "золотом веке" российской деревни говорят наши современные борцы за крестьянское счастье, я не понимаю?», - вопрошает М.С. Горбачев, намекая на свой дальнейший интерес к аграрной политике [2, с. 38]. Лидер СССР отмечает улучшение крестьянского быта перед войной - «колхоз начал выдавать зерно на трудодни», «появились в широкой продаже патефоны» [2, с. 42], поэтому семья деда выбилась в середняки. Таким образом, семьи и М. Тэтчер, и М.С. Горбачева выступают в определенной степени бенефициарами социальной системы.

Отец

Отношение с отцом практически все биографы М. Тэтчер называют ключевым в жизни премьер-министра [12; 29]. Она с уважением рассказывает о своем отце как человеке, занимающем лидерскую позицию в семье, высокое положение в местном сообществе благодаря своим принципам. М. Тэтчер пишет об отце как стремящемся расширить профессиональные/социальные горизонты: «Четыре поколения семьи Робертс были сапожниками. Мой отец мечтал стать учителем, но вынужден был оставить школу в 13 лет, поскольку семья не могла обеспечить его учебу» [17, с. 27]. В автобиографии будущий премьер-министр выражает гордость за своего отца, поскольку он смог отказаться от сапожного промысла, которым занималось несколько поколений его семьи, и заняться торговлей. М. Тэтчер отмечает глубокие патриотические установки отца, его многочисленные, но безуспешные попытки поступить на военную службу во время Первой мировой войны,

его интерес к истории, политике, его активную работу в местном комьюнити, позволившие ему в 1945-1946 гг. занять пост мэра города Грэнтем.

Политик показывает, что ее отец был разносторонней личностью: «профессиональным бакалейщиком и всегда стремился поставлять товары лучшего качества», «выполнял обязанности проповедника в Грэнтеме и его округе», «был ярким оратором, его проповеди были интеллектуально насыщенны», участвовал в турнирах по боулингу [17, с. 29]. Баронесса особенно выделяет проповеди отца, которые, видимо, служили ей примером для подражания в собственных публичных выступлениях. Характеризуя отца, М. Тэтчер отмечает, что суть его жизни емко выражена девизом клуба «Ро-тари», членом которого он был, - «Служба превыше всего». Принцип службы как главный принцип своей жизни формулирует и М. Тэтчер. Она пишет, что с ранних лет работала с другими членами семьи в магазине: «Прежде всего, ты всегда на службе. Люди могли постучать в дверь в любое время дня и ночи или в выходной» [17, с. 28]. Таким образом, согласно автобиографии премьер-министра, служба как профессия и призвание были лишь актуализированы в ее дальнейшей политической карьере.

Описывая отца, М. Тэтчер стремится показать, какие ценности, стратегии, принципы она усвоила от него в детстве. Характеризуя отца как человека твердых принципов, политик показывает его способность отстаивать свою позицию так, чтобы не причинить зла другим: «сохранял мягкость и умение сострадать другим» [17, с. 30]. «Никогда не делай ничего просто потому, что другие это делают» - данный принцип отца, и другие советы, направленные на стойкость и умение сохранять верность своим убеждениям, по словам М. Тэтчер, были привиты ей с ранних лет. С высоты накопленного политического опыта М. Тэтчер отдает должное способности отца уступать, если того требовали обстоятельства, а также достойно переживать поражение («хоть я и упал, я упал на ноги» [2, с. 43]). Интерес к общественным делам баронесса связывает с отцом. Именно от отца, который был в разные годы членом совета местного управления, председателем городского комитета по финансам, олдерменом, мэром, Тэтчер многое знала о городских делах. «Политика была частью городской жизни», - отмечает она [2, с. 42]. Политический стиль своего отца она характеризует то, как «старомодный либерализм», опирающийся на сочинение Дж.Ст. Милля «О свободе», педалирующего идею личной ответственности, то, как стойкий консерватизм [2, с. 43].

Баронесса показывает, как много отец уделял ей времени, несмотря на свою занятость. В частности, отец всегда обсуждал с дочерями книги, которые они читали в школе, подбирал классическую английскую литературу. «Каждую неделю отец доставал из домашней библиотеки две книги: «серьезную» для себя (и меня) и роман для моей матери. В результате я читала книги, которые девочки моего возраста обычно не читают», - пишет М. Тэтчер [17, с. 49]. По мнению Тэтчер, находясь под влиянием отца, она читала больше своих одноклассников. В частности, юная Маргарет читала книги по идеологии и практике коммунизма и фашизма, формируя свое убеждение, что свободное общество является лучшей альтернативой обоих режимов. Тэтчер пишет, что отец брал ее с собой слушать лекции Ноттингемского университета о текущих международных событиях, которые регулярно читались в Грэнтеме, и на которых выступали политики, в том числе, сторонники У. Черчилля. Именно с отцом М. Тэтчер связывает возможность получения ею хорошего образования, а также приобретения первого политического опыта. «Железная леди» во время парламентских выборов 1935 г. помогала отцу: «Я складывала ярко-красные выборные листовки, прославляющие достоинства кандидата от консерваторов сэра Виктора Уоррендера» [17, с. 46].

М.С. Горбачев в главе «Рядом с отцом» также раскрывает важнейшую роль отца в его жизни - роль наставника. В послевоенный период юный Михаил работал вместе с отцом на комбайне вдали от дома, что дало возможность сблизиться отцу и сыну, стать соратниками, занятыми общим делом, и, по выражению Горбачева, стать «настоящими друзьями» [2, с. 53]. Генсек пишет об отце как о нравственном образце, жизнь и поступки которого оказывали на Михаила огромное влияние. М.С. Горбачев пишет: «В отце, простом человеке из деревни, было заложено самой природой столько интеллигентности, пытливости, ума, человечности, много других добрых качеств... Меня в нем поражал неугасающий интерес к жизни. Его волновали проблемы собственной страны и далеких государств» [2, с. 57]. Особенно генсек выделяет его сдержанное, простое и теплое отношение к матери. Благодаря отцу генсек получил свои первые профессиональные навыки, освоил работу на комбайне.

Роли матери и других членов семьи в нарративах лидеров уделяется меньше места. М. Тэтчер указывает, что «моя мать была профессиональной швеей», «зарабатывала тем, что шила на заказ» [17, с. 28]. «Железная ле-

ди» стремится подчеркнуть, что в лице матери она имела прекрасный образец для становления жены, домохозяйки как обязательной части имиджа женщины-политика консервативного толка. «Благодаря моей матери, я узнала, что значит управляться с домашним хозяйством так, чтобы все работало как часы», - пишет М. Тэтчер. О сестре Мюриэль М. Тэтчер практически не упоминает, ссылаясь только на то, что они вместе помогали родителям работать в магазине, «мы с мамой и сестрой ездили вместе на каникулы», но, например, отдыхать баронесса предпочитала во время долгих прогулок в одиночестве [17, с. 37].

Роль матери в воспоминаниях генсека вписана в героических тонах. М.С. Горбачев называет мать решительной женщиной, которая спасла его от голода [2, с. 47]. Советский лидер вписывает судьбу матери в судьбу всех советских женщин, подчеркивает их подвиги в мирное и военное время. Немногословен же М.С. Горбачев в отношении родившегося в 1947 г. младшего брата Александра. Генсек подчеркивает разницу в условиях становления его личности: «У Александра все было иначе. Мне кажется, проще и легче». Юный Михаил не скрывает, что ему «это не очень нравилось», поэтому он пытался подогнать жизненные установки брата под свои [2, с. 56-57].

Оба политика стремились показать крепкие семейные узы, отсутствие семейных неурядиц, взаимовыручку и поддержку членов семьи. И М. Тэтчер, и М.С. Горбачёв демонстрируют, что в жизни их семей была не только работа, но мир искусства, политики. Объединяет семьи лидеров и трезвый образ жизни. Оба политика выражают благодарность своим родителям, которые с детства преподнесли им урок важности семьи в жизни человека. Таким образом, ценность сплоченной, дружной семьи лидеры усвоили из детского опыта. Авторы биографий показывают, что в семье нет проблемы во взаимоотношениях между поколениями, что семья выполняет важные функции, прежде всего, эмоциональной связи и повседневной взаимопомощи, которые в итоге повышают уровень доверия к политической системе в целом.

Школьные годы

Школа стала одним центром жизни баронессы, которая указывает, что ей «нравилось учиться» [17, с. 39]. Для М. Тэтчер важно подчеркнуть тот факт, что начальная школа «Хантингтауэр Роуд» обладала хорошей репутацией. Характеризуя обучение в женской школе «Кестивен и Грэнтем», британский политик выделяет отдельные предметы, учителей, которые, по ее

мнению, повлияли на становление ее кредо - «кто колеблется, тот проигрывает». Премьер позитивно воспринимала традиции школы, обучение домашнему хозяйству. Видимо, истоки элегантного стиля в одежде, характеризующего М. Тэтчер, следует искать в образе носившей шелковые костюмы директора школы мисс Уильямс, правилом которой было «всегда стремиться к качеству, доступному в рамках собственного дохода» [17, с. 40]. Баронесса дает высшую оценку своим учителям, называя их «учителями по призванию» [17, с. 40]. Именно в средней школе баронесса сделала свой профессиональный выбор - стать химиком. Свою мотивацию Тэтчер объясняет так: «Мой интерес к научному знанию подстегивали сообщения о научных достижениях в сфере расщепления атома и разработки пластмассы. Я хотела стать частью большого научного мира. Кроме того, я знала, что мне нужно будет самой зарабатывать себе на жизнь, мне казалось увлекательным работать в этой сфере» [17, с. 41]. Таким образом, М. Тэтчер следовала своим родителям в выборе практикоориентированной сферы, работа в которой давала возможность иметь хороший доход.

Рассказ советского лидера о школе резко контрастирует с отражением системы образования в мемуарах Тэтчер: если британский премьер восхищалась шелковыми костюмами директрисы, то генсек ЦК КПСС подчеркивает, что трудно жили «учителя в годы войны: холодно, голодно, тоскливо» [2, с. 51] - вместе с другими учениками и учителя обеспечивали здания топливом, делали чернила, спасали от голода лошадей. В связи с этим М.С. Горбачев отмечает подвиг учителей, которые «старались быть верными своему долгу и делали все, что могли» [2, с. 51]. Согласно мемуарам, в конце войны Михаил вернулся на занятия в школу, но после всего пережитого в годы войны учеба казалась ему «несерьезным» делом. Однако по описаниям генсека, отец, мать и дед не дали ему возможности бросить школу - купили книги, одежду и т.д. Результатом чтения книг, как пишет советский лидер, «что-то в моей голове произошло», поэтому учебный год и в итоге школу он закончил с «отличием» [2, с. 51]. Учеба в старшей школе, которая располагалась в районном центре в 20 км от родного села, окончательно сформировала генсека как самостоятельного человека. М.С. Горбачев описывает себя как азартного ученика, стремившегося «до всего докопаться», увлекавшегося «до самозабвения, литературой» [2, с. 52]. Предпочтениями генсека являлись труды В.Г. Белинского, которые он называет своей «библией» [2, с. 52], а также творчество отечественных классиков - Пушкина, Лермонтова, Гоголя,

Маяковского. Поиск в книгах философской критики, философских обобщений свидетельствует о широких горизонтах его мировоззренческих запросов, ответы на которые нельзя было получить из обыденного опыта.

Желанием общения со сверстниками и стремлением реализовать себя М.С. Горбачев объясняет активизм. В школе генсек увлекался художественной самодеятельностью и спортом, будучи комсомольским секретарем был организатором/участником выступлений и соревнований. Советский лидер подчеркивает, что творческие и спортивные мероприятия не были пустой забавой - на собранные от концертов деньги покупались необходимые вещи для «ребят, которым не в чем было идти в школу» [2, с. 53]. Таким образом, установка на общественный активизм, истоки заботы об общем благе, организации взаимопомощи, поддержки, сотрудничества М.С. Горбачев относит к детству и ранней юности.

Обучение в школе и для М. Тэтчер совпало с открытием мира художественной литературы. Помимо «Ежегодника Бибби», который она впоследствии активно использовала в публичных речах, баронесса с восхищением пишет о книгах Киплинга. Увлечение поэзией привело юную Маргарет на конкурсы чтецов и наградам, которые присоединились к ее музыкальным достижениям. Тэтчер пишет о многочисленных конкурсах и в целом о конкурентной среде в сообществе благодаря активной позиции различных местных религиозных общин, которая способствовала выработке у баронессы навыков декламации и ораторского искусства. При этом М. Тэтчер игнорировала другие занятия, проникнутые агональным духом, например, спорт. «Я не была спортивным ребенком, хотя научилась плавать и в школе несколько эксцентрично играла в хоккей», - пишет М. Тэтчер [17, с. 36]. Помимо книг британский премьер в своем стремлении узнать больше о политике читала много газет («Дэйли Телеграф», «Методист Рекордер», «Пикчер Пост», «Таймс»), а также слушала новостные передачи по радио. Выступления короля, аналитические программы национального уровня расширяли горизонты политического мышления у М. Тэтчер; благодаря им она осмысливала события, связанные Великой депрессией, деятельностью Гитлера и др.

Формирование политических лидеров в обществах с различным уровнем научно-технического прогресса обусловил такой важный фактор политической социализации Тэтчер как кинематограф. По словам британского политика, для девочки из маленького провинциального городка мир кино дал возможность «соприкоснуться с таким диапазоном таланта, драматиче-

ской формы, человеческих эмоций, сексуальной притягательности, зрелищ-ности и стиля» [17, с. 37]. В детстве и отрочестве баронесса смогла ознакомиться с классикой кинематографа разных жанров, которые помогли будущему премьер-министру сформировать политические позиции. В частности, Тэтчер в фильмах про революции находила подтверждение своих консервативных взглядов, с удовольствием смотрела фильмы, в которых «осмеивается советский коммунизм» [17, с. 37].

Линией разлома в мемуарах советского и британского лидеров является тема религии. М. Тэтчер описывает глубокие религиозные установки отца и матери, которые соблюдали все необходимые религиозные практики, т.е. «жизнь семьи была тесно связана с методизмом» [17, с. 29]. Она отмечает, что «богослужения, посещаемые каждое воскресенье, оказывали огромное влияние на меня» [17, с. 34]. М. Тэтчер вспоминала темы некоторых проповедей, из которых она черпала вдохновение. В частности, тезис «рожденные в бурю будут готовы справиться и с грядущими бурями» премьер-министр восприняла как основание «для веры в будущее, как бы тяжело ни было сегодня» [17, с. 34].

М. Тэтчер подробно останавливалась на описании особенностей методизма как религиозного течения, подчеркивает высокое эстетическое значение музыки в методизме («По случаю годовщины воскресной школы мы пели специальные гимны», «В нашей церкви был великолепный хор» [17, с. 32]). Учитывая важность музыкальной культуры в методизме, родители обучали М. Тэтчер с пяти лет игре на фортепиано. Для М. Тэтчер методизм - не просто один из принципов ее консервативной политической позиции, но и ее источник. М. Тэтчер квалифицирует методизм как социально ориентированное и интеллектуальное учение. Благодаря разговорам взрослых в религиозной общине, которые «касались и национальной, и международной политики», юная М. Маргарет приобщалась к темам, выходившим за пределы ее повседневного опыта. Некоторые идеи и действия методистов баронесса критикует с высоты политического Олимпа. Она отрицательно отзывается о близости методистов «к левому крылу и даже пацифизму», называя организованный ими в Грэнтеме референдум в 1935 году «нелепой затеей», по итогам которого большинство жителей проголосовало «за мир» [17, с. 3334]. М. Тэтчер сожалела, что пацифистская позиция привела к отставанию национального перевооружения, поэтому полагает, что именно консерватизм предлагает адекватную точку зрения, являясь политически трезвым взгля-

дом на стабильность международных отношений. Эти и другие разногласия с методизмом, упомянутые баронессой в автобиографии, демонстрируют ее движение в консервативный спектр политической жизни.

Школьные годы лидеры представляют, как расширение горизонтов своего сознания: для М. Тэтчер школа - это, прежде всего, институт для усвоения знаний, для выбора профессии, для М.С. Горбачева школа преимущественно - это время и место начала активной общественной деятельности.

Война

Тема войны в воспоминаниях лидеров является одним из триггеров их политической социализации, хотя военный период британский и советский политики отражают по-разному. М.С. Горбачев пережил оккупацию, поэтому «события военных лет врезались в память навсегда» [2, с. 42]. Война представлена в мемуарах М.С. Горбачева крайне эмоционально - горечь, боль утраты, тяготы пронизывают каждую строчку текста о военном времени: похороны безымянных солдат в братской могиле, получение похоронки на отца, который впоследствии оказался жив, «новый порядок» в условиях оккупации и многое другое. Героизм, подвиг, жертвы, народ-триумфатор, народ-победитель являются для общественных лидеров основой формирования символической политики памяти. На личном житейском опыте военного времени у генсека сформировалось восприятие войны как «страшной трагедии для всей страны» [2, с. 50], перед этим поколением мужчин и женщин в долгу люди Земли. Как представитель поколения детей войны, получившего травмирующий опыт, М.С. Горбачев пишет о войне: «Она опалила нас, наложила свой отпечаток и на наши характеры, на все наше мировосприятие». Генсек описывает повседневные подвиги мирных жителей, которые неустанно трудились, в условиях тотального дефицита заботились о других. Также, как и М. Тэтчер, М.С. Горбачев отмечает, что военные тяготы смогли преодолеть благодаря сплоченности общества, взаимопомощи.

Лично для генсека война в корне изменила его роль в семье. «С уходом на фронт отца многое по дому пришлось делать и мне», - пишет он. Таким образом, этап взросления начался в жизни М.С. Горбачева уже в отрочестве: заботы по огороду, заготовка сена для коровы и топлива для дома вытеснили детские мечты и фантазии. Жизнь на оккупированной территории в течение четырех с половиной месяцев для семьи Горбачёвых, глава которой -коммунист и председатель колхоза, была связана с постоянными угро-

зами. Тяготами и невзгодами был насыщен и период после ухода немцев: «Все разрушено, ни техники, ни скота, ни семян». Генсек отмечает, что ему «всему пришлось научиться», и делал он «это в совершенстве» [2, с. 48].

Для М. Тэтчер война выразилась в ухудшении экономического положения страны и семьи («не выбрасывали шитые нитки» [17, с. 36]). В отличие от многих сограждан, сделавших вывод, что государство должно занять ведущую позицию в общественной жизни, Тэтчер извлекла другие «уроки» войны. Она пришла к выводу, что именно потакание диктаторам привело к войне, а цивилизацию нужно воспитывать, поэтому «хорошие люди должны защищать то, во что они верят» [17, с. 29]. Образцом такого «хорошего человека», по мнению М. Тэтчер, являлся У. Черчилль, который в публичной повестке будировал проблемы национальной безопасности [17, с. 51].

Война для политиков - это время извлечения уроков для социально-политической системы, этап обретения ими образов настоящих героев, понимания, что нельзя предать память павших в войне сограждан, выработки стратегий борьбы с «врагами».

Пенаты

Одной из ключевых тем в изложении детства и юности является тема места, в котором выросли герои. В случае с М. Тэтчер - это маленький провинциальный город Грэнтем, в случае с Горбачевым - это село Привольное Ставропольского края. Воспоминания баронессы о жизни в Грэнтеме выстроены в позитивном ключе. Политик отмечает как архитектурные достоинства городка («Самой внушительной постройкой в нашем городе была башня церкви Святого Вольфрама», «самыми характерными и значительными для нас оставались восхитительная викторианская ратуша и статуя самого знаменитого сына Грэнтема сэра Исаака Ньютона») [17, с. 42], так и особенности местного комьюнити («городская община сохраняла единство» [17, с. 45]). Для М. Тэтчер как политика-консерватора важно подчеркнуть, что ценности города Грэнтема «были сформированы скорее обществом, нежели правительством», поэтому ее взгляды формировались в той среде, для которой характерны такие важные консервативные принципы, как невмешательство государства в частную жизнь граждан, отсутствие установок у горожан на патернализм и иждивение и др. Тэтчер выделяет «столпы» местной общественной жизни - мэрия, церковные общины, Ротари-клуб, благотворительные сообщества и школы. Она стремится показать насыщенную обществен-

ную жизнь местного сообщества: вспоминает детские рождественские вечеринки, организуемые Лигой сострадания, шествия в День Памяти, празднование серебряного юбилея короля Георга и др. М. Тэтчер практически не упоминает социальных конфликтов в общине, демонстрируя взаимоуважение представителей разных классов, партий и религий. Единственным исключением в нарративе М. Тэтчер является описание ситуации на выборах в местные органы управления 1952 года, непосредственно отразившаяся на судьбе семьи юной Маргарет, когда получившие большинство мандатов в совете лейбористы не включили ее отца в состав олдерменов. В примерах М. Тэтчер демонстрируется как местный, так и национальный патриотизм -знание жителями истории и традиций города, гордость за Британскую империю. «Мы верили, что она (империя. - Прим. авт.) принесла закон, хорошее управление и порядок в страны, которые иначе никогда бы их не узнали», -пишет М. Тэтчер, сообщая, что в детстве даже планировала работать в Индии [17, с. 45]. Среди скреп нации баронесса особенно выделяет монархию. При этом конструирование характеристик местного комьюнити как колыбели гражданской жизни («со временем, я особенно остро сознаю, каким же достойным местом был Грэнтем» [17, с. 45]) несколько диссонирует с ее описанием Лондона, который юная Маргарет первый раз посетила вместе со своей семьей в 12 лет. «Лондон меня ошеломил», - сообщает Тэтчер, ощутив себя в «ослепительной торговой столицей империи», «в центре мира», ставшем центром притяжения для юной Маргарет [17, с. 33].

М.С. Горбачев не описывает внешний облик села, делая ставку на характеристику общества, исторически сложившегося как многонационального, бунтарского. Для него локация - это прежде всего, люди, отношения между которыми строятся на основе взаимного уважения и помощи. Как он показывает в мемуарах, его самооценка складывалась на основе оценки земляков, которые «по известным им одним критериям, определят, чего ты на самом деле стоишь» [2, с. 55]. Советский лидер показывает, что он стал «настоящим человеком», поскольку соответствовал образцу общества, в котором вырос. М.С. Горбачеву важно продемонстрировать в автобиографии, что он оправдывал доверие односельчан. Подробно генсек останавливается на своем трудовом подвиге, когда в 1948 году вместе с отцом намолотил более 8 тысяч центнеров зерна и получил орден Трудового Красного Знамени. «Я был очень смущен, но, конечно, рад. Тогда мне пришлось произнести свою митинговую речь», - так выражает генсек свое отношение ко всему

происходящему, подчеркивая свою скромность [2, с. 56]. Он более эмоционален, чем Тэтчер в выражении привязанности к своей малой родине, не стесняется признаваться «в любви» к Ставрополью, считая, что «восприятие "большой Родины" через судьбу свою, своих предков, своего края - это и есть не книжный, а подлинный, уходящий корнями в родную почву патриотизм» [2, с. 34-35].

Горбачев затрагивает тему больших городов, но не в контексте стремления жить в них, а в демонстрации их восстановления после войны, когда «страна поднималась из развалин». В этих условиях, когда «инженеров, агрономов, медиков, учителей не хватало», М.С. Горбачев решил, что «должен поступать не иначе как в самый главный университет - Московский государственный университет им. Ломоносова на юридический факультет» [2, с. 59]. Из нарратива сложно понять, почему юный Михаил пришел к данному судьбоносному решению, так как по его собственному признанию, «что такое юриспруденция и право, я представлял себе тогда довольно туманно», но «положение судьи или прокурора мне импонировало» [2, с. 59]. Видимо, в данной идее проявился уже сложившийся характер будущего общественного деятеля, горизонт его мысли, осознание престижа профессий и их статуса в социальной системе, проникновение в суть государственной политики в области образования. Расчет М.С. Горбачева на «оптимизацию» социального состава студенчества и учет высокой правительственной награды себя оправдал, и будущий генсек подчеркивает, что он был первым из сельчан, поступившим в МГУ.

Таким образом, малая Родина важна для политиков как призма, через которую они рассматривают проблемы целого, создают картину исторического прошлого. Благодаря обращению к данной теме авторы биографий раскрывают истоки своих патриотических убеждений.

Детство и юность Тэтчер и Горбачев представляли, как периоды их интеллектуального, социального становления, в которые были заложены принципы мировоззрения, сформировались интерес к политике, установки на активизм, служение обществу, заботы об общем благе, необходимые для дальнейшего карьерного роста в публичной сфере. Детство и юность конструируются как этапы обретения важных истин, полученным через собственный опыт. Основная стратегия проектирования лидерами автобиографии заключается в том, чтобы одновременно продемонстрировать субъективные факторы и объективные обстоятельства, которые обусловили дости-

жение политиками политических вершин. В частности, к объективным обстоятельствам относится благоприятная семейная обстановка, высокий статус семьи в местном обществе, относительный экономический достаток. Среди ключевых назидательных фигур, помогающих формировать этические принципы, британский и советский политики называют членов семей, в первую очередь, отца, учителей, авторов художественных произведений. М. Тэтчер упоминает Черчилля, журналистов, ведущих аналитические программы, киноактрис. В дискурсе М.С. Горбачева в большей степени выражено коллективистское начало - земляки, бригада, народ. Политики показывают, что в обществе в общих чертах сложилась система политического воспитания и образования, - книги, занятия в школе, коллективные практики, связанные с памятными датами. Суть социализации на данных этапах биографии -формирование национальной идентичности, чувства сопричастности с судьбами своей страны, переживание опыта общегражданской солидарности. В каждой строчке мемуаров, описывающих 1940-х гг., подчеркиваются тяготы войны и послевоенного времени для всего коллектива сограждан. В текстах М.С. Горбачева тема Родины окрашена с более глубоких личностных позиций, чем у М. Тэтчер, но при этом желание предпринять какие-либо усилия, направленные на недопущение повторения войны являются общим выводом их военного детства и юности. Оба политика считают свои страны победителями во Второй мировой войне, выражают чувство гордости за свой народ-победитель. В обоих случаях в нарративе политиков отсутствует «конфликт поколений», благодаря чему происходит успешная интериоризация доминирующих в окружающей среде ценностей. Если у М. Тэтчер была возможность выбора межу различными идеологиями в условиях политического плюрализма, то для М.С. Горбачева коммунизм представляется политический выбором народа, которому он не может не следовать. Оба лидера успешно преодолели испытание в доверии к системе, когда дед Горбачева был обвинен в создании «подпольной правотроцкистской контрреволюционной организации», отец Тэтчер и Черчилль потеряли свои посты, а сама Тэтчер не сразу была зачислена в Оксфорд. Однако преодолевшие психологическое потрясение будущие общественные деятели скорректировали свои взгляды на социальное устройство. Детство и юность представляется истоком персонализации политиков. Оба деятеля в мемуарах показывают, что они не просто адаптируются к социально-политическим условиям, но активно выбирают, отчасти оспаривают политические взгляды взрослых. Лидеры показывают, что в

контексте их «недетских историй» вызревали идеи реформ. За изложением отдельных кейсов можно подспудно увидеть тему судьбы, которая дала им возможность проявить себя. Возвращение деда М.С. Горбачева из застенка НКВД, зачисление в Оксфорд и МГУ имени М.В. Ломоносова и другие примеры можно рассматривать как знамения, свидетельствующие о благосклонности судьбы, об избранничестве лидеров.

В рамках генеральной линии мемуаров выстраивания своей национальной идентичности отдельными штрихами затрагиваются и гендерные аспекты. Текст М. Тэтчер нельзя назвать классическим женским письмом; к женским темам относятся лишь ведение домохозяйства и интерес к стилю в одежде. В противовес большинству женщин-политиков, которые жалуются в своих текстах на факт малочисленности женщин в политике, на сексизм со стороны коллег, британский премьер отмечает, что женщины в политике уже присутствовали. При этом кумирами для подражания, ориентирами для выработки ее политической позиции женщины-политики не стали; для М. Тэтчер «женский вопрос» не стал приоритетным на фоне артикулируемых ею проблем национальной безопасности, налогообложения и пр. Таким образом, в тексте М. Тэтчер сконструирована необходимая для консервативного политика модель традиционной женственности, основными чертами которой являются умение вести хозяйство, иметь благопристойный внешний вид, обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для воспитания детей. В трудах М.С. Горбачева тема «мужской культуры» представлена скупо, в рамках рассказа о трудовом коллективе, состоящим из мужчин-комбайнеров, о практиках потребления в мужских кампаниях алкоголя, от которого юный Михаил отказался, отсылая к инициированной им антиалкогольной кампании.

В нарративах политиков конструируется многогранность детства и ранней юности: отношения с родителями, школьные занятия, активизм. Однако британский премьер и советский генсек умалчивают о своих детских играх и игрушках, мечтах, дружбе и подростковой влюбленности, романтических сюжетах, создавая впечатление серьезных с детства людей. Лидеры утверждают, что с детства являлись носителями социально одобряемых качеств - сострадания, милосердия, справедливости; они конструируют свой образ как целеустремленных, трудолюбивых, одаренных и успешных детей-подростков. В мемуарах Тэтчер и Горбачева присутствуют только те истории, которые свидетельствуют о широких мировоззренческих горизонтах буду-

щих политиков, интересе к общественным проблемам, их работоспособности, лидерских качествах. Педалирование установки труда как службы советским генсеком и британским премьером выстраивается в закрепление трудовой этики и этики ответственности. При этом никто из общественных деятелей не указывает, что хотел с детства быть национальным лидером, но прилагал все возможные усилия для достижения конкретных результатов. Не случайно на обложку мемуаров М. Тэтчер вынесена ее фраза: «Мне не повезло. Я заслужила это». Для Горбачева важен факт признания его успехов со стороны общества и государства. Таким образом, детство и ранняя юность в мемуарах советского и британского лидеров конструируются как этапы формирования политических ценностей и установок на общественную деятельность.

Литература

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. 809 с.

2. Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В двух книгах. Кн. 1. Москва: Изд-во «Новости». 600 с.

3. Детство в европейских автобиографиях: от Античности до Нового времени. Антология. СПб.: Издательство «Алетейя», 2001. 960 с.

4. Завершинский К.Ф. Политическая социализация детей как символическая репрезентация «политики детства» // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2020. Т. 16. №3. С. 308-328.

5. Замятин Л.М. Горби и Мэгги: записки посла о двух известных политиках, Михаиле Горбачеве и Маргарет Тэтчер. Люберцы: ПИК ВИНИТИ, 1995. 182 с.

6. Западноевропейские воспоминания о детстве от поздней античности до раннего нового времени (Ш-ХУ1 вв.) / В.Г. Безрогов. Москва: Издательство Университета Российской академии образования, 2001. 164 с.

7. Кирдяшкин И.В. Политическая социализация молодежи: эпистемологическое измерение // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. №4. С. 185-188.

8. Новиков К.Е., Быканова Д.А. Ценности пожилых и политические последствия глобального старения населения // Демографическое обозрение. 2017. №4(3). С.153-180.

9. Павлищева Н.П. Железная леди. Тайны Маргарет Тэтчер. Москва: ООО: «Яуза-Пресс», 2023. 320 с.

10. Перегудов С.П. Тэтчер и тэтчеризм. Москва: Наука, 1996. 301 с.

11. Подвойский Д.Г., Наумова Н.П. Детство как социально конструируемый феномен // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014. №2. С. 43-60.

12. Попов В.И. Маргарет Тэтчер. Человек и политик. М.: Прогресс, 1991, 438 с.

13. Рябова Т.Б. Возраст власти? «Воображаемые поколения» и доверие к политикам в социальных представлениях современных россиян // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3, № 1. С. 59-68.

14. Рябова Т.Б., Рябов О.В. «...Слышу речь не мальчика, но мужа»: о гендерно-возрастных стереотипах в политике // Женщина в российском обществе. 2020. №4. С. 5-13.

15. Сапожникова Ю.Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2012. №2(43). С. 54-56.

16. Сергеева О.В. Социология старения и возрастного неравенства (обзор западных концепций) // Вестник Волгогр. гос. ун-та. Серия: Филос. 2012. №2(17).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 74-79.

17. Тэтчер М. Автобиография. Москва: АСТ, 2014. 800 с.

18. Щербинин А.И. Конструирование образа (на примере выстраивания концепта Родины) // АртМаркетинг. 2009. №4(28). С. 19-27.

19. Age and Structural Lag: Society's Failure to Provide Meaningful Opportunities in Work, Family, and Leisure / ed. by M.W. Riley, R.L. Kahn, A. Foner. New York: Wiley, 1994. 304 p.

20. Cutler N.E. Demographic, social psychological, and political factors in the politics of aging: a foundation for research in «political gerontology» // American political science review. 1977. № 71. P. 1011-1025.

21. Easton D., Dennis J. Children in the Political System. New York: McGraw-Hill, 1969. 638 p.

22. Erk J. Is age the new class? Economic crisis and demographics in European politics // Critical sociology. 2015. P. 1-13.

23. Estes C.L. Toward a Sociology of Political Gerontology // Sociological Symposium. 1979. Vol. 26. P. 1-25.

24. Fiorina Morris P. Retrospective Voting in American Elections. New Haven: Yale University Press, 1981. 249 p.

25. Hagestad G., Uhlenberg P. Should we be concerned about age segregation? Some theoretical and empirical explorations // Research on aging. 2006. № 28(6). P. 638653.

26. Harding F. «Family values» and conservative government policy: 1979-97 // Changing Family Values / G. Jagger, C. Wright, eds. London: Routledge, 1999. P. 119-135.

27. Hardy M.A., Willson A. E. Cohort Change // Encyclopedia of Aging / ed. by

D.J. Ekerdt, R.A. Applebaum, K.C. Holden, S.G. Post, K. Rockwood, R. Schulz, R.L. Sprott, P. Uhlenberg. New York: Macmillan Reference, 2002. P. 235-270.

28. Johnson M.M.S., Riggle E.D.B. Age difference in political decision making: Strategies for evaluating political candidates // Political Behavior. 1996. l. 18, P. 99-118.

29. Jung Н. Оnе of US The Political Biography of Margaret Thatcher. London: Mac-millan London, 1989. 655 p.

30. Redlawsk D.P. The role of memory in voter decision making a process tracing study of a presidential election campaign. New Brunswick: Rutgers University Department of Political Science, 1996. P. 1-30.

References

1. Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki. Moskva: Khudozh. lit., 1975. 809 s.

2. Gorbachev M.S. Zhizn' i reformy. V dvukh knigakh. Kn. 1. M.: Izd-vo «Novosti».

600 s.

3. Detstvo v evropeiskikh avtobiografiyakh: ot Antichnosti do Novogo vremeni. An-tologiya. SPb.: Izdatel'stvo «Aleteiya», 2001. 960 s.

4. Zavershinskii K.F. Politicheskaya sotsializatsiya detei kak simvolicheskaya re-prezentatsiya «politiki detstva». Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS. 2020. T. 16. №3. S. 308-328.

5. Zamyatin L.M. Gorbi i Meggi: zapiski posla o dvukh izvestnykh politikakh, Mikhai-le Gorbacheve i Margaret Tetcher. Lyubertsy: PIK VINITI, 1995. 182 s.

6. Zapadnoevropeiskie vospominaniya o detstve ot pozdnei antichnosti do rannego novogo vremeni (III-XVI vv.) / V.G. Bezrogov. M.: Izdatel'stvo Universiteta Rossiiskoi akademii obrazovaniya, 2001. 164 s.

7. Kirdyashkin I.V. Politicheskaya sotsializatsiya molodezhi: epistemologicheskoe izmerenie. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2013. №4. S. 185-188.

8. Novikov K.E., Bykanova D.A. Tsennosti pozhilykh i politicheskie posledstviya global'nogo stareniya naseleniya. Demograficheskoe obozrenie. 2017. №4(3). S. 153-180.

9. Pavlishcheva N.P. Zheleznaya ledi. Tainy Margaret Tetcher. M.: OOO: «Yauza-Press», 2023. 320 s.

10. Peregudov S.P. Tetcher i tetcherizm. M.: Nauka, 1996. 301 s.

11. Podvoiskii D.G., Naumova N.P. Detstvo kak sotsial'no konstruiruemyi fenomen. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 2014. №2. S. 43-60.

12. Popov V.I. Margaret Tetcher. Chelovek i politik. M.: Progress, 1991, 438 s.

13. Riabova T.B. Vozrast vlasti? «Voobrazhaemye pokoleniya» i doverie k politikam v sotsial'nykh predstavleniyakh sovremennykh rossiyan. Kompleksnye issledovaniya detstva. 2021. T. 3, № 1. S. 59-68.

14. Riabova T.B., Riabov O.V. «...Slyshu rech' ne mal'chika, no muzha»: o gender-no-vozrastnykh stereotipakh v politike. Zhenshchina v rossiiskom obshchestve. 2020. №4. S. 5-13.

15. Sapozhnikova Yu.L. Zhanr avtobiografii: ponyatie i osobennosti. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya, istoriya, vos-tokovedenie. 2012. №2(43). S. 54-56.

16. Sergeeva O.V. Sotsiologiya stareniya i vozrastnogo neravenstva (obzor za-padnykh kontseptsii). Vestnik Volgogr. gos. un-ta. Seriya: Filos. 2012. №2(17). S. 74-79.

17. Tetcher M. Avtobiografiya. M.: AST, 2014. 800 s.

18. Shcherbinin A.I. Konstruirovanie obraza (na primere vystraivaniya kontsepta Rodiny). ArtMarketing. 2009. №4(28). S. 19-27.

19. Age and Structural Lag: Society's Failure to Provide Meaningful Opportunities in Work, Family, and Leisure. ed. by M.W. Riley, R.L. Kahn, A. Foner. New York: Wiley, 1994. 304 p.

20. Cutler N.E. Demographic, social psychological, and political factors in the politics of aging: a foundation for research in «political gerontology». American political science review. 1977. №71. P. 1011-1025.

21. Easton D., Dennis J. Children in the Political System. New York: McGraw-Hill, 1969. 638 p.

22. Erk J. Is age the new class? Economic crisis and demographics in European politics. Critical sociology. 2015. P. 1-13.

23. Estes C.L. Toward a Sociology of Political Gerontology. Sociological Symposium. 1979. Vol. 26. P. 1-25.

24. Fiorina Morris P. Retrospective Voting in American Elections. New Haven: Yale University Press, 1981. 249 p.

25. Hagestad G., Uhlenberg P. Should we be concerned about age segregation? Some theoretical and empirical explorations. Research on aging. 2006. №28(6). P. 638-653.

26. Harding F. «Family values» and conservative government policy: 1979-97. Changing Family Values. G. Jagger, C. Wright, eds. London: Routledge, 1999. P. 119-135.

27. Hardy M.A., Willson A. E. Cohort Change. Encyclopedia of Aging. ed. by D.J. Ekerdt, R.A. Applebaum, K.C. Holden, S.G. Post, K. Rockwood, R. Schulz, R.L. Sprott, P. Uhlenberg. New York: Macmillan Reference, 2002. P. 235-270.

28. Johnson M.M.S., Riggle E.D.B. Age difference in political decision making: Strategies for evaluating political candidates. Political Behavior. 1996. l. 18, P. 99-118.

29. Jung N. One of US The Political Biography of Margaret Thatcher. London: Mac-millan London, 1989. 655 p.

30. Redlawsk D.P. The role of memory in voter decision making a process tracing study of a presidential election campaign. New Brunswick: Rutgers University Department of Political Science, 1996. P. 1-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.