Научная статья на тему 'Конструирование будущего'

Конструирование будущего Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / АНАЛИЗ БУДУЩЕГО / ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование будущего»

Раздел V. МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

В.Н. Ермолаев

КОНСТРУИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО1

Ключевые слова: модели социального управления, прогнозирование, глобальные противоречия, анализ будущего, политологический анализ.

Официальные прогнозы на основе марксистской методологии оказались далекими от реальной действительности: крах Советского Союза не был предсказан никем из отечественных ученых. Официальные прогнозы на вторую половину XX века оказались несостоятельными. Распад социалистической системы произошел неожиданно. Эти факты требуют от футурологов пересмотреть всю прогностическую методологию.

Термином «прогнозирование» обозначается «в широком смысле - вероятностное суждение о состоянии какого-либо явления в будущем, в узком - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками... Нормативные, по преимуществу экономические прогнозы, разрабатываются на основе заранее определенных, хорошо изученных социальных целей, идеалов, норм, стандартов» [6, с. 310-311].

Российское общество нуждается в научном объяснении происходящих событий и в социальном предвидении. Эффективное управление обществом невозможно без системы прогнозирования общественных процессов. Теоретические и методологические основы прогнозирования, сложившиеся в период 1960-70-х гг. в западной науке, продолжают использоваться в настоящее время. «Американцы разработали и саму технологию прогнозирования. Она включала в себя экстраполяцию в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны.» [1, с. 14].

Для прогнозирования используются различные методы экспертных оценок, мозгового штурма, морфологического анализа, построения «дерева целей», а также формализованные методы: экстраполяции, моделирования, экономико-математические и другие модели. «В теории, методологии и методах прогнозирования социальных явлений и процессов за более чем 30 лет (1968-2001 гг.) в нашей стране не произошло какого-либо научного прорыва, хотя, безусловно, уже формируется новая научная парадигма

© Ермолаев В.Н., 2013

1 Статья написана по материалам ПНИР по теме «Социальное управление в России в условиях глобализации» (2011-2013 гг.). Грант Министерства образования и науки РФ (Гос. контракт №2 14.740.11.1121. № темы 7194 - 1121).

обществознания» [3, с. 19]. Несмотря на многочисленность зарубежных методов прогнозирования ни один из них не гарантирует высокого уровня достоверности прогнозов. Широкое применение интуитивных методов в прогнозировании компенсирует низкую эффективность формализованных (математических) методов. Проблема достоверности прогнозирования упирается в отсутствие методологии, описывающей закономерности изменения общественной жизни. «В результате в современных общественных науках и на Западе, и в России существует множество красивых теоретических построений, которые либо не имеют никакого отношения к действительности, либо искажают ее настолько, что любое их применение ведет к непредсказуемым и чрезвычайно опасным результатам» [4, с. 43-44]. К ним относятся концепция «конца истории», провозглашающая «полную и окончательную» победу либеральной демократии во всем мире, а также концепция «экономики, основанной на знаниях», которая почти не нуждается в энергетических и вообще сырьевых ресурсах. К ним относятся и многие убедительные геополитические концепции, практическое применение которых приводит к трагическим политическим действиям.

В истории России можно наблюдать инварианты чередующейся последовательности реформ и контрреформ: самодержавный характер власти, слабое разделение власти и собственности, преобладание государственного патернализма и др. Несмотря на драматизм и неизбежные социальные потрясения и потери следует отметить эволюционный характер этого циклически-волнообразного развития, приводящего российскую социально-политическую систему каждый раз в новое состояние.

Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно. Но чаще всего социальная среда создается целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Высшей формой такой деятельности является политическая деятельность. Политическая сфера общественной деятельности имеет сложную внутреннюю структуру, где главным звеном является государство, которое представляет собой сложный инструмент, имеющий множество функций, связанных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения.

Главная цель политической деятельности заключается в том, чтобы принимать участие в системе политического управления общества, центральным пунктом которой является вопрос о власти. При этом политические организации и партии выражают (или им кажется, что они выражают) политические интересы своей социальной базы. Все это делается для того, чтобы принять участие в организации государственной власти, призванной официально управлять общественным развитием. При наличии сильного гражданского общества власть государства не абсолютна, а ограничена теми рамками, которые она сама себе установила или они унаследованы от предшествующих этапов социального развития.

Различные методики политологического анализа преследуют цели изучения и установки состояния политической ситуации в обществе или регионе для того, чтобы разрабатывать конкретные мероприятия рекомендации политическим лидерам и организациям, влияющим на политические процессы. В основе анализа лежит изучение взглядов, интересов, ориентаций и убеждений широких масс людей путем социологических исследований, опросов, изучения общественного мнения с помощью анкетирования и экспертных оценок. Политологическое прогнозирование осуществляет не только исследование актуальной политической ситуации, но и изучение причин и факторов, обусло-

вивших данную сложившуюся ситуацию, а также возможные перспективы ее динамики в будущем. Реальная политическая ситуация и ее отражение в результате подобных исследований, как правило, не совпадают. А это, в свою очередь, приводит к неадекватным программам и рекомендациям участникам политических процессов. Другой подход к анализу политической ситуации основан на создании некоторой рабочей теоретической модели социальной системы, изучение которой на теоретическом уровне позволяет обнаружить внутренние динамические связи и закономерности внутри социальной системы. Анализ теоретической модели социальной системы позволяет получать более адекватные исследуемому объекту выводы.

Система параметров различных уровней отражает состояние социальной системы в данный период своего развития, а также взаимосвязь элементов различных социальных уровней между собой, давая возможность рассматривать общество в целом как некоторую системную целостность. Поскольку интегральным параметром политической системы является политическая ситуация, именно она является центральным пунктом политического прогнозирования в целом. Поэтому ее можно считать целостным параметром политической системы, характеризующим состояние общества в данный период времени. «Под термином «политическая ситуация» понимается такое состояние общества, которое формируется в результате взаимодействия не только различных политических сил (государственная власть, партии, общественные организации и т.д.) между собой, но и отношением к их деятельности широких масс, так или иначе оценивающих результаты политического руководства власти в различных областях общественной жизни» [2, с. 53]. Политическая ситуация, с одной стороны, зависит от действующей политической власти, а с другой - создает условия для того, чтобы решать поставленные проблемы и оказывать управляющее воздействие на общество в целом. Государственная власть редко адекватно отражает и использует объективные социальные факторы в своей политике. Причиной этого является сложное взаимодействие между огромным числом факторов, причин и детерминант социального развития. Все они в разной степени формируют власть и воздействуют на социальное развитие, создавая ту или иную политическую ситуацию. Обострение факторов не должно превышать некоторый предел, за которым политическая ситуация переходит в политический кризис и хаос, чреватый непредсказуемыми социальными катаклизмами. Тем более это относится к тому случаю, когда российская власть осуществляет радикальные преобразования в условиях глобализации, а не просто управляет эволюционным развитием общества. Рассмотренные модели социального развития и управления формируют перспективы развития российского общества в условиях глобальных экономических и политических процессов. Государственная власть современной России формулирует определенные цели развития общества в условиях глобальных процессов, поскольку «ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а, может быть, даже и потрясений» [5]. При этомотмечается, что «глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы. Причем. не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект» [5]. Полная противоречий, глобальная геополитическая ситуация определяет необходимость радикальных преобразований внутри российского государства, во взаимодействии различных экономических и политических групп. Противоречивость и сложное переплетение многообразных факторов современной жизни требует нестандартных подходов и оригинальных решений в

управлении социальными процессами. Выбор перспектив развития российского общества определяется главными программными направлениями деятельности. В политической сфере «для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии. Мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всем мире. Однако российская демократия - это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне. Демократия - это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, оценивать результаты ее работы. Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия» [5]. Наряду с общими демократическими принципами, которые должны внедряться в социальную жизнь, отмечается своеобразие российской демократии, что свидетельствует о попытках реализации элементов евразийской модели социального управления. Успех политического выбора напрямую зависит от развития экономики. Модель роста экономического развития включает в себя экономическую свободу производителей, развитие частной собственности и конкуренции, совершенствование рыночной экономики с уменьшением доли государственного сектора. Бизнес должен работать и на свой успех, и на страну, должен рождать талантливых, толковых организаторов, меценатов и патриотов, как это было в прежние времена в России. Конкурентоспособность разных отраслей экономики находится в прямой зависимости от обновления экономики, от ухода от сырьевой зависимости. В результате реализации поставленных задач власть предполагает обеспечить достижение главных целей развития российского общества. «Веление времени - решительный шаг в сторону децентрализации развития, новая география экономического роста и рынка труда, новые отрасли и новые центры промышленности, науки и образования, новая, современная социальная среда во всех российских регионах» [5]. Таким образом, государственная власть ставит перед обществом конкретные цели и задачи, решение которых направлено на успешное экономическое и политическое развитие российского общества в условиях обострения глобальных противоречий. Реализация целей находится в прямой зависимости от сложного переплетения различных внутренних политических, социальных и культурных факторов, которые могут затруднить эффективность преобразований.

К отрицательным факторам, тормозящим социальное развитие, относятся бюрократизация общества, жесткая централизация власти, усиление коррумпированности элит, национально-этнические противоречия, понижение общего культурного уровня населения, рост преступности. Преодоление всех этих препятствий на пути прогрессивного развития может создать условия для дальнейшего роста влияния России в глобальной политике. Реализация поставленных целей находится в прямой зависимости от сложного переплетения различных внутренних социальных и культурных факторов, которые могут понизить эффективность преобразований.

Библиографический список

1. Бестужев-Лада И.В. Обязательное предисловие // Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики. - М., 2003. - С. 14.

2. Ермолаев В.Н. Методология политологического прогнозирования: место и роль в системе эффективного социального управления // Вестник ГУУ. - М., 2008. - С. 47-57.

3. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России / Н.М. Найбороденко. - М., 2003. - С. 19.

4. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования / В.И. Пантин, В В. Лапкин. - Дубна, 2006. - С. 43-44.

5. Путин В.В. Послание Федеральному Собранию. 12.12.12.

6. Словарь общественных наук // Авт.-сост. Подольская В.А. [и др.] - Ростов н/Д. - 2006. -С. 310-311.

В.Н. Лоханова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ПРОБЛЕМ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: социальная защита, безработица, миграционная политика, задолженность по заработной плате, политика занятости, рынок труда.

События 2008-2009 гг. в мире показали, что глобальный экономический кризис является всеобъемлющим, системным и распространяется очень быстро. Многие эксперты считают снижение устойчивости мировой финансовой системы следствием глобализации экономики.

Россия оказалась уязвимой перед глобальным экономическим кризисом, так как уже имела в практическом багаже рыночных реформ ряд негативных характеристик: диспропорции в отраслевой структуре, высокий уровень монополизма и коррупции, неразвитость фондового рынка, ограниченность финансовых институтов и т.д. Учитывая важную особенность кризиса - обновление, - необходимо было сменить приоритеты в развитии с внешних источников (мировые цены на энергоресурсы, дешевые кредиты зарубежных инвесторов) на внутренние. Однако большинство антикризисных мер имели компенсационный характер, что смягчило воздействие кризиса на социальную сферу, но не обновило производство. В первую очередь, внимание было уделено социальной защите населения, сохранению объема и поддержанию качества социальных услуг, регулированию сферы занятости, в том числе мерам по поддержке безработных, по переобучению работников, по поддержке малого бизнеса и т.п. Проанализируем эффективность антикризисных мер в социальной сфере.

Российский рынок труда во время кризиса и после него характеризуется неэффективными формами занятости: неполным рабочим днем, неполной рабочей неделей, отпуском без сохранения заработной платы, особенно в отраслях с сезонным производством. Высвобождению неэффективной рабочей силы, реструктуризации персонала на предприятиях препятствует политика региональных и муниципальных органов управления, которые, опасаясь за социальную стабильность, оказывают прямое или косвенное давление на работодателей. Подобная кадровая политика властей стратегически бесперспективна, но, в свою очередь стимулируется Федеральным центром, когда одним из важных показателей эффективности антикризисных действий руководителей региона и, соответственно, потенциальной возможности получения государственных субсидий служит уровень официальной безработицы. Следствием сохранения технологически отсталых рабочих мест является «низкий уровень заработной платы и производительности труда, по которым Россия в разы отстает от стран - экономических лидеров» [3, с. 72].

© Лоханова В.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.