международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 5. - с. 37-42.
6. Безруков А.В. Совершенствование и разграничение процедур принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 8. - С. 32 - 36.
7. Анисимов Е.Н. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 22. - С. 54-61.
© М.В. Асяева, Сергеев Д. Б., 2015
УДК 342
Афанасьева Светлана Анатольевна
канд. юрид. наук, доцент МГПУ, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
КОНСТИУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС БАНКА РОССИ
Аннотация
В настоящей статье анализируются конституционно-правовые нормы, регулирующие статус Центрального банка Российской Федерации, выявляются некоторые особенности его контитуционно-правового статуса. Банк России рассматривается как институтом конституционного права
Ключевые слова
Конституционно-правовой статус Банка России, принципы взаимодействия с органами государственной власти
Споры по вопросу правового статуса Банка России в научной литературе ведутся уже давно. Постоянно обращается внимание на его комплексный статус, складывающийся из отраслевых статусов: конституционного, финансово-правового, административно-правового и гражданско-правового. Конституционно-правовой статус предполагает исследование правового регулирования статуса Центрального банка нормами Конституции Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Банка России является «первичным», так как он позволяет определить роль Центрального банка Российской Федерации в экономике страны и его место в системе органов государственной власти.
Ключевым содержанием правового статуса Банка России являются его функции. Так, согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, а основной функцией Центрального банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля. Безусловно, конституционно-правовое закрепление статуса Банка России осуществляется основным законом государства только в самом общем виде и требует дальнейшей конкретизации. Вместе с тем, анализируя положения Конституции Российской Федерации, представляется возможным выделить некоторые особенности статуса Банка России, присущие федеративным государствам.
Так, согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Создание Банка России, определение его правового статуса относятся к ведению Федерации. По вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Юридическое содержание прямого действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются непосредственно всеми субъектами права [3]. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» конкретизирует положения Конституции Российской Федерации: эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения
165
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
осуществляются Банком России монопольно (п.1 ст. 4); эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России (ст. 29).
Кроме того, Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы взаимодействия Банка России с органами государственной власти Российской Федерации. Во-первых, это принцип независимости принятия Центральным банком решений в рамках осуществления его функций. Основную функцию Центральный банк Российской Федерации осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч.2 ст.75 Конституции Российской Федерации), что исключает возможное влияние на его деятельность других органов власти. Во-вторых, в целях реализации эффективной экономической политики необходимость взаимодействовать и сотрудничать с другими органами государственной власти (ст. 83, 103, 114 Конституции Российской Федерации).
Так, Конституция Российской Федерации закрепляет основные функции и задачи Центрального банка Российской Федерации; регулирует отношения, возникающие по поводу реализации его функций; закрепляет принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Конституционно-правовые нормы адресованы конкретному субъекту - Центральному банку Российской Федерации, а отдельные принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации адресованы также органам государственной власти Российской Федерации. Конституционно-правовые нормы, регулирующие статус Центрального банка Российской Федерации, находят выражение в Конституции Российской Федерации (основные элементы), федеральных законах и постановлениях Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию конкретных норм. Нормы Конституции Российской Федерации закрепляют основные принципы, которым подчинено действие всех остальных норм этого института [4, с. 91- 98].
Таким образом, конституционные нормы составляют одну из основ правового статуса Банка России. Его детальное правовое положение закрепляется в специальном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Содержание и объем регулирования Банка России в нормах Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что Центральный банк Российской Федерации является институтом конституционного права России.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации. «Российская газета», № 237 от 25.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 1993 г. № 18-П (ВКС. 1994 № 6).
4. Добрынин И. Н. Конституционно-правовой статус банковской системы Российской Федерации: необходимость реформы / И. Н. Добрынин // Право и политика. - 2007. - № 8.
© С.А. Афанасьева, 2015
УДК 343.97
Быстрянцев Александр Федорович
Старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Воронежский институт МВД России (г. Воронеж, Российская Федерация)
e-mail: [email protected]
О ПЕРСПЕКТИВАХ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ВЕДУЩИХ
МАРГИНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Аннотация
Автором статьи анализируется современное состояние борьбы с преступностью несовершеннолетних, ведущих маргинальный образ жизни.
166