Конституция Российской Федерации и влияние ее на авторское и смежное право стран ЕАЭС в рамках унификации и гармонизации законодательства, исключительных прав
Канатов Танат Канатович
докторант, кафедра гражданского права, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
В данной научной статье рассматриваются вопросы роли Конституции РФ в странах ЕАЭС - вопросы становления и развития в историческом разрезе охраны, защиты авторских и смежных прав, механизмов защиты в рамках унификации конституционного законодательства. Автор проанализировал конституционное законодательство, а именно нормы регулирующее авторское право и смежное право в странах ЕАЭС. Ключевые слова: Конституция, унификация, исключительные права, авторские права, смежные права, законодательство, Евразийский экономический союз.
X 2
б>
01
Введение. С декабря 1993 года начался новый этап развития российской доктрины авторского права, в котором основным источником правового регулирования авторского права стала Конституция Российской Федерации [1]. В части 1 статьи 44 Основного закона РФ была закреплена норма о свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также указание на то, что «интеллектуальная собственность охраняется законом». Пункт «о» статьи 71 содержит правило, что регулирование института интеллектуальной собственности (далее -«ИС») находится в ведении федерального уровня власти. Конституционные нормы окончательно определили высший уровень защиты авторских и смежных прав, придав новый импульс развитию доктрине авторского права в новой политической и экономической реальности.
Цель. Исследовать роль Конституции РФ в становлении и развитии охраны и защиты авторского и смежного права в странах ЕАЭС в рамках унификации исключительных прав.
Методология. При написании статьи были применены системно-структурные, конкретно-социологические, историко-правовые, социально-правовые, сравнительно-правовые, статистические методы работы.
Результаты. Предложения и выводы, основанные на проведенном анализе основаны на национальном и международном законодательстве, а так же нормативно-правовых актах стран ЕАЭС, действовавшие на данный момент.
Особая значимость данного исследования заключается в том, что выработанные теоретические положения данной работы в будущем могут быть использованы в целях последующего изучения и рассмотрения вопросов, проблем связанных с унификацией законодательства стран ЕАЭС. Поэтому, проведенным исследованием автор вкладывает весомый ресурс в теоретическую часть гражданского права.
Несмотря на стабильность норм Конституции РФ, за период ее существования Государственной
Думой РФ рассматривалось свыше 40 законопроектов, направленных на изменение и развитие Основного закона. Реальных поправок было 12, из них две были внесены в 1996 г. указами Президента Российской Федерации, семь - в период 20002008 гг. и две в 2014 г. по инициативе Президента Российской Федерации, принятых на основании федеральных конституционных законов.
Большинство изменений в Основной закон касалось вопросов формирования органов государственной власти и субъектного состава Российской Федерации. Но никогда поправки не затрагивали фундаментальных положений Главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» и соответственно статью 44. Пункт «о» статьи 71 был приведен в соответствие с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» [2].
Действие Основного закона оказало значительное влияние на всю систему российского законодательства и прежде всего на Гражданский кодекс РФ (далее «ГК РФ»), в том числе на содержание Главы 70-72 «Авторское право» и «Права, смежные с авторскими», помещенных в часть четвертую ГК РФ [3]. Вступив в законную силу с 1 января 2008 г., она объединила в себе всю совокупность норм ранее действовавшего законодательства об авторском праве и смежных правах, обеспечивая преемственность и единообразие правового регулирования в данной сфере.
В настоящее время авторское право в российской правовой системе является одним из четырех правовых институтов, входящих в подотрасль «право интеллектуальной собственности». Помимо авторского права данная подотрасль включает институты смежных прав, патентного права и средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг).
Следует заметить, что до принятия специальных законодательных законов об авторском праве в странах-участницах Евразийского экономического союза (далее «ЕАЭС»): Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, созданного в 2014 г. [4], действовали нормы законодательства Союза ССР.
Россия стала не первой страной на постсоветском пространстве, определившей в Конституции приоритетность свободы творчества. 28 января 1993 г. в Основной закон Республики Казахстан [5] была включена статья 27, которая установила: «Гражданам республики гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества».
Однако, данное положение входило в противоречие с нормами международного права, гарантируя свободу творчества только гражданам Казахстана. В Конституцию РК, принятую 30 августа 1995 г. [6], была введена новая норма (статья 20):
«1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.
2. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом».
Новая формулировка тоже является несовершенной, законодатель только косвенно обозначил конституционную защиту обширной области правоотношений авторского и смежных прав, что существенно отличает конституционные нормы Казахстана от положений Основного закона России. Указание в Основном законе Казахстана на охрану права интеллектуальной собственности отсутствует вовсе.
Более конкретно зафиксировала права на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности статья 51 Конституции Республики Беларусь [7]:
«Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.
Интеллектуальная собственность охраняется законом».
Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г., с изменениями от 27 ноября 2005 г. [8], в статье 40 установила:
«Каждый имеет право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, пользование научными достижениями и участие в культурной жизни общества».
Пункт 16 статьи 16 Основного закона Кыргызской Республики [9] гласит:
«Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности».
Таким образом, страны ЕАЭС в области авторского и смежного права испытали на себе влияние Конституции Российской Федерации: в конституциях Беларуси, Армении и Кыргызстана присутствует прямое указание на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества; в конституциях Беларуси и Кыргызстана закреплено положение о защите интеллектуальной собственности. В Основном законе РК есть лишь краткая норма о свободе творчества.
Вместе с тем, влияние Конституции РФ и российской доктрины авторского и смежных прав в целом, вполне ощутимо в законодательстве стран ЕАЭС. Так, Закон РК от 10.06.1996 г. № 6-1 «Об авторском праве и смежных правах» [10] состоит из пяти разделов: Глава I. «Общие положения»; Глава II. «Авторское право»; Глава III. «Смежные права»; Глава IV. «Коллективное управление имущественными правами»; Глава V. «Защита авторских и смежных прав».
Закон РК № 6-1 содержит 49 статей. Согласно статьи 1, данный закон «регулирует отношения в области интеллектуальной собственности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права)». Статья 2 включает терминологический аппарат из 47 дефиниций, очерчивая круг правоотношений авторских и смежных прав.
Для сравнения: регламентация авторского права и смежных прав в российском специальном за-
коне содержит 50 статей, в законе Беларуси — 62, законе Армении — 73, законе Кыргызстана — 51 статья.
Во всех странах ЕАЭС действуют специальные законы и гражданские кодексы, содержащие нормы об авторском и смежном праве. Правоотношения в области авторского и смежного права во всех странах ЕАЭС регулируют иные законы и подзаконные акты, что является свидетельством унификации и гармонизации законодательства охраны и защиты авторских и смежных прав в странах ЕАЭС и их соответствии общемировым тенденциям.
Основные положения по охране и защите авторских и смежных прав стран ЕАЭС помещены в раздел XVIII «Интеллектуальная собственность» Договора о ЕАЭС и приложения № 23 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к нему. Протокол об охране и защите прав на объекты ИС (приложение № 26 к Договору о ЕАЭС) установил общие положения правового регулирования (часть I) и перечень авторских и смежных прав (часть II).
В 2016 г. в Договоре о ЕАЭС впервые было установлено единое для государств-членов Союза регулирование в таких сферах интеллектуальной собственности, как: товарные знаки (знаки обслуживания), наименования мест происхождения товаров, общее регулирование в сфере правовой охраны географических указаний, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау).
Но действие западных санкций, введенных в отношении России в 2014 г., поставило на повестку дня вопрос о частичном игнорировании странами ЕАЭС права интеллектуальной собственности. В частности, речь идет о легализации импорта без разрешения владельцев товарных знаков. В феврале 2018 г. Конституционный суд РФ частично разрешил ввозить товары в Россию без разрешения владельца бренда, завышающего цены (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 8-П) [11].
В октябре 2018 г. с инициативой внесения поправок в ГК РФ выступила Федеральная антимонопольная служба России. Поправки позволят правительству с 2021 г. на срок до пяти лет открывать границу для параллельного импорта отдельных товаров. Для легализации этих поправок требуется согласие всех членов ЕАЭС, которые должны примять во внимание, что в этом случае значительно возрастут риски потока контрафакта, которые лягут на плечи потребителей.
Выводы. Подводя итог сказанному, можно констатировать, что формирование и развитие авторского и смежного права стран ЕАЭС испытывает на себе существенное влияние Конституции Российской Федерации, являющейся важнейшим элементом юридической базы Союза. Но это влияние различно и определяется в настоящее время не столько внутренними, сколько внешними факторами. Внешнеполитические условия еще не один раз «проверят на прочность» приверженность стран
ЕАЭС международным нормам в рассматриваемой области, так как эти нормы продекларированы во всех конституциях этой группы стран.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ].
2. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть четвертая] : Федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ [ред. от 23.05.2018 № 116-ФЗ].
4. О Евразийском экономическом союзе : Договор от 29 мая 2014 г. [ред. от 08.05.2015] [с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017].
5. Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года [Утратила силу в связи с принятием новой Конституции РК от 30 августа 1995 г., см. Указ Президента РК от 6 сентября 1995 г. № 2454].
6. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) [с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.]
7. Конституция Республики Беларусь 1994 г. [с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.].
8. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 года (принята 06.12.2015 г.) [с изменениями от 27 ноября 2005 года].
9. Конституция Кыргызской Республики (принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года) [введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 г.; в ред. Закона КР от 28 декабря 2016 г. № 218].
10. Об авторском праве и смежных правах : Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. № 6 [ред. от на 23.09.2018 г.].
11. По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «ПАГ» : Постановление Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2018 г. № 8-П [Электронный ресурс] // Гарант.ру: Режим доступа -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71777300 /.
The Constitution of the Russian Federation and its influence on the copyright and related rights of the EAEU countries in the framework of unification and harmonization of legislation, exclusive rights Kanatov T.K.
Lomonosov Moscow state University
This scientific article examines the role of the Constitution of the Russian Federation in the EAEU countries - issues of formation and development in the historical context of protection and protection of copyright and related rights, protection mechanisms in the framework of the unification of constitutional legislation. The
author analyzed the constitutional legislation, namely the rules governing copyright and related law in the EAEU countries. Keywords: Constitution, unification, exclusive rights, copyrights,
related rights, legislation, Eurasian Economic Union. References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular
vote on 12/12/1993) [as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 12/30/2008 No. 6-FKZ, of 12/30/2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014 No. 2 -FKZ, from 07.21.2014 N 11-FKZ].
2. On the Supreme Court of the Russian Federation and the Prosecutor's Office of the Russian Federation: Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of 05.02.2014 N 2-FCL.
3. Civil Code of the Russian Federation [Part Four]: Feder. law of
18 dec. 2006 № 230-03 [ed. dated 05.23.2018 No. 116-03].
4. On the Eurasian Economic Union: Treaty of May 29, 2014 [ed.
05/08/2015] [amended. and add. effective from 12.08.2017].
5. The Constitution of the Republic of Kazakhstan of January 28,
1993 [Expired due to the adoption of the new Constitution of the Republic of Kazakhstan of August 30, 1995, see Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated September 6, 1995 No. 2454].
6. The Constitution of the Republic of Kazakhstan (adopted at the
republican referendum on August 30, 1995) [with amendments and additions as of March 10, 2017]
7. The Constitution of the Republic of Belarus 1994 [with changes
and additions adopted in the republican referendums on November 24, 1996 and October 17, 2004].
8. The Constitution of the Republic of Armenia of July 5, 1995
(adopted on December 6, 2015) [as amended on November 27, 2005].
9. The Constitution of the Kyrgyz Republic (adopted by referendum
(by popular vote) on June 27, 2010) [enacted by the Law of the Kyrgyz Republic of June 27, 2010; in ed. Law of the Kyrgyz Republic of December 28, 2016 No. 218].
10. On copyright and related rights: Law of the Republic of Kazakhstan of June 10, 1996 No. 6 [ed. dated 23.09.2018].
11. In the case of verifying the constitutionality of the provisions of clause 4 of Article 1252, Article 1487 and Clauses 1, 2 and 4 of Article 1515 of the Civil Code of the Russian Federation in connection with the complaint of PAG Limited Liability Company: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of February 13, 2018 No. 8-P [Electronic resource] // Garant.ru: Access mode -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71777300/.