К 25-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК 342.4
А.Н. Кокотов
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ И «БОЛЕЗНЬ САМООТРЕЧЕНИЯ»
Введение: статья посвящена анализу в свете фундаментальных конституционных положений такого присутствующего в российском обществе, прежде всего в сознании части его элиты явления, как тяга к некритичному массированному заимствованию чужих форм жизнедеятельности при равнодушии к развитию своих. Цель: привлечь внимание читателя к названному явлению как серьезному вызову российской цивилизации; обратить внимание на положения Конституции, дающие концептуальные ориентиры для укрепления российской цивилизации. Методы: системный анализ, историко-правовой метод, метод моделирования, использование цивилизационного и формаци-онного подходов. Результаты: показано, что конституционные ценности составляют концептуальную основу развития российской цивилизации и противостояния болезни самоотречения. Выводы: Конституция России требует от государства проведения политики укрепления общероссийского единства, в т.ч. посредством органичного соединения традиций и инноваций, без чего невозможны преодоление самоотречения и эффективная конкуренция с иными цивилизациями в долговременной перспективе.
Ключевые слова: Конституция России, самоотречение, западнизация, европейничанье, конституционные ценности, россияне.
A.N. Kokotov
THE CONSTITUTION OF RUSSIA AND «DISEASE OF SELF-DENIAL»
Background: the article is devoted to such phenomenon existing in the Russian society, above all in the minds of its elite as uncritical attitude to the massive borrowing of foreign forms of life with indifference to the development of its own in the light of the analysis of the fundamental constitutional provisions. Objective: the author supposes to attract attention of the reader to the above mentioned phenomenon such as a serious challenge to the Russian civilization and to draw attention to the provisions of the Constitution that give conceptual guidance to strengthening of the Russian civilization. Methodology: in doing the research system analysis,
© Кокотов Александр Николаевич, 2018
Доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда Российской Федерации (Санкт-Петербург); e-mail: [email protected] © Kokotov Aleksandr Nikolaevich, 2018
Doctor of law, Professor, judge of the Constitutional Court of the Russian Federation (St. Petersburg) 11
historic-legal, modeling methods were used, as well as the use of formational and civilizational approaches. Results: the article exposes that constitutional values form the conceptual basis of development of Russian civilization and the confrontation of the disease of self-denial. Conclusions: the Constitution of the Russian Federation demands from the authorities to pursue the policy of strengthening the national unity through organic connection of tradition and innovation, without which it is impossible to get rid of the disease of self-denial, to effectively compete with other civilizations over a long period.
Key-words: Russian Constitution, self-denial, Westernization, Europeanization, constitutional values, the Russians.
Конституция России 1993 г. сегодня — это фундаментальная основа обеспечения единства страны и ее развития, противостояния внутренним и внешним угрозам и вызовам. Представляется, что один из таких вызовов, требующий реагирования на него с опорой на конституционные ценности, это опасная болезнь самоотречения, подпитываемая чувством цивилизационной ущербности.
Самоотречение — сложное явление. Оно вовсе не сводится к деятельности агентов влияния, компрадоров, к механизмам воспроизводства этих групп. В палитру самоотречения вплетаются и широко распространенная падкость на чужие образцы, когда творческое освоение инокультурного опыта через призму собственных ценностей вытесняется голым заимствованием, слепым подражанием, т.е. тем, что Н.Я. Данилевский в свое время назвал болезнью европейничанья й [1, с. 267]. Болезнь самоотречения, европейничанья не щадит основ национальной й самобытности, отечественного правосознания. Круговерть обильных заимство-^ ваний ведет к тому, что люди попадают в культурный вакуум, теряют способ-^ ность понимать глубинный смысл происходящего с ними и вокруг них, теряют | исторические корни и видение цивилизационных особенностей своей страны.
1 Достаточно привести в пример явно чрезмерное заимствование иноязычных слов. | В итоге проблема оправданности — неоправданности заимствований заменяет-| ся проблемой постоянства языковой, ценностно-смысловой неопределенности.
2 Точно так же проблема качества, происхождения блюд заменяется проблемой | несварения в результате переедания.
| Вот некоторые мотивы самоотречения, присущие определенной части рос-
| сийской элиты: Россия — запасная территория, место зарабатывания денег, не
0
| более. Российская власть — «ликвидационная комиссия», имеющая задачей
1 постепенное банкротство «предприятия» по имени Россия. Российская элита
0
| имеет естественное право оставаться в «этой стране» элитой гостевой. Сегодня
го
1 мы элита здесь, завтра где-нибудь в другом месте.
б Иногда причиной самоотречения называют зловредную волю наших ре-
гиональных и глобальных конкурентов, прежде всего, западной цивилизации.
Множество примеров из прошлого и настоящего подтверждают антироссийскую
направленность действий названных сил. Однако эти факты в массовом созна-
нии оцениваются неадекватно. Происходит демонизация стороннего влияния,
заговора, получающего статус исходной роковой причины современных внутри-
12
российских бед, что само по себе исключает необходимость выявления каких-то
других, возможно, более основательных причин кризиса российской идентичности, российской цивилизации в целом.
Любые сторонние влияния успешны, если на них есть внутренний заказ, если они попадают на благодатную почву, становятся частью внутрироссийских процессов. Конечно, имеет место задаваемая извне политика превращения России в зависимую, донорскую цивилизацию, служилую общность «пограничников», охраняющих культурную межу между Западом и Востоком, да еще «держащих» обширные земли с несметными богатствами до того времени, когда эти богатства понадобятся сильным мира сего. Это политика «западнизации» (термин А.А. Зиновьева). Но есть и самоотречение в форме европейничанья, доходящее до прямого предательства российских интересов. Западнизацию превращает в проблему европейничанья. Западнизация — часть проблемы европейничанья.
Ущербность европейничанья как способа решения российских, шире евразийских, проблем обнаруживается при его исторической поверке. Четко данный урок зафиксировал Л. А. Тихомиров, писавший следующее: «Вспомним состояние нации накануне Петровского переворота... Россия тогда порешила свой «кризис», устремившись со страстной энергией на усвоение европейского просвещения, и, как бы ни были посредственны успехи ее, во всяком случае, — она через двести лет уже принята Европою как несомненный член культурного мира. И чем ближе подходил к концу период ученичества, тем сильнее русские начинали ощущать, что в сущности ничего не достигли. В XVIII в. русские были спокойны и верили в себя, видя свои успехи в роли учеников. Но в XIX в. снова
го
начинается внутренний разлад, тот самый, что был до Петра. Вот страшная т
н
психологическая особенность новой России» [2, с. 372-73]. С
тг а
И советский период — это, как ни парадоксально, период ученичества в режи- т ме догоняющего развития, но уже у другого, избирательно выделенного Запада; к
о
период, который по достижению ученической цивилизацией определенной зре- о' лости к концу XX в. закончился очередным внутренним разладом, теперь уже | «тем самым, что был до Октября 1917 года». в
е
Распространенность самоотречения свидетельствует об утрате многими рос- но
й
сиянами потребностного отношения к российским ценностям и формам жизни. р
и
Самоотречение следует за утратой веры в вековые идеалы, истовости в сбереже- Ч
нии своего, установки на саморазвитие в собственных культурных формах на §
й
основе собственных идей и принципов, хотя и с крайне важной подпиткой чужим |
опытом. А без отношения к своей культуре как к «духовному пиву», которое |
и
человек «плотскими устами не пьет, а пьян живет» [3, с. 77], т.е. без истового • общностного чувства, замешанного на любви, народ из субъекта истории пре- ( вращается в «малосубъектную» среду, в равнодушное население, начинающее о в каждом поколении с нуля, являющееся объектом постоянных манипуляций. 1
Нельзя сказать, что российские ценности россиянами не признаются, отвергаются. Они являются объектом гордости большинства людей, те же государственные символы, места исторических сражений, но их глубокий смысл остается во многом невостребованным. Сами эти ценности: политические, идеологические, национальные, религиозные не являют собой стройной системы, часто противопоставляются друг другу, те же конфессиональные ценности. 13
Как должна вести себя власть, чтобы противостоять болезни самоотречения? Прежде всего, важно делать все возможное для преодоления патерналистского уклада все еще основательно укорененного в российском обществе. Власть в области духовно-культурной призвана укреплять у людей чувство российского патриотизма, не навязывая его сверху, а деликатно поддерживая гражданские инициативы снизу. Необходимо, чтобы укрепление в стране так нужного ей порядка не вело к выдавливанию из нее справедливости и индивидуальных свобод. Важно поддержание давно сформировавшегося в стране чувства единения россиян независимо от их классовой, национальной, религиозной принадлежности. Именно в данном русле следует решать и задачи развития массового правосознания, общественной морали, институтов гражданского общества. Без этого трудно добиться оздоровления отношений общества и власти, их выравнивания, внесения в них стойкой доверительности. Правильным, хотя пока робким шагом на этом пути является политика «национализации элиты», разворачивания ее в сторону российских интересов.
Сформулированные задачи, что называется, на века. Трудность их решения состоит еще и в том, что это «стройка» не на пустом месте. Россияне — это не «коктейль» из эмигрантов, а совокупность укорененных народов со своими сложившимися культурами. Не годится здесь метод расчищения «строительной площадки» от имеющихся культурных напластований, к чему не раз прибегала российская власть. Приближение российских народов друг к другу через разрушение их традиционных культур не заложит основ крепкой общероссийской й культуры, поскольку объективно ведет к маргинализации населения. Наша й «стройка» должна иметь целью творческое созидание новых общероссийских ^ ценностей и вместе с тем согласование имеющихся традиционных ценностей, ^ преемство старого и нового. Именно на это настраивает нас Конституция, форму-| лируя главные задачи российской цивилизации, в числе которых утверждение ! прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение сложивше-§ гося государственного единства, почитание памяти предков, передавших нам | любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, обеспечение 2 благополучия и процветания России (преамбула).
I Конституционная формулировка о многонациональном народе России (ст. 3)
| как нельзя точно указывает на главную цель укрепления гражданского обще-
о.
| ства в стране. Сплочение россиян должно предполагать сплавление российского
0
| населения в единый, но многонациональный народ, а не искусственное «выпа-| ривание» новой нации, в которой современные российские народы сохранятся в
(О
| лучшем случае в виде размытого этнографического материала. Общероссийское
го
1 единство нам крайне необходимо, но в уже сложившемся многообразии.
б Однако не только отдельные российские народы, но и россияне в целом за-
интересованы в осознании собственной истории, героики, символики, иных объединяющих людей ценностей. История сообщества россиян глубока настолько, насколько глубока история составляющих его народов. Она имеет и не простые страницы, связанные с конфликтами, разным отношением представителей разных групп населения к одним и тем же историческим событиям, личностям. 14 Не надо такие страницы вымарывать, игнорировать.
Вместе с тем важно на первый план в сфере массовой коммуникации выводить те события, факты, которые сближают людей разных национальностей, конфессий, классов. В поиске форм культурного соединства россиян, выделения их общих ценностей много полезного можно взять из советской практики формирования советского народа как определенной исторической общности, избегая, конечно, ее перегибов.
Следует согласиться с И.Б. Чубайсом, когда он в качестве одной из необходимых исходных ценностей Российского государства и общества называет историзм, восстановление уважения к собственному историческому прошлому [4, с. 34]. Правда, И.Б. Чубайс тут же упрощает задачу, говоря о нашем 12-вековом прошлом. Отстоящая от нас на такой исторической дистанции Киевская Русь для нас значима, но корни многих российских народов, в т.ч. народа русского, гораздо глубже. Очевидно, без глубокого знания своего прошлого, уважения к нему здорового правосознания в российском обществе не заложить.
Концептуальными ориентирами укрепления современного общества, преодоления болезни самоотречения могут стать наряду с историзмом и другие ценности конституционного значения, о которых размышляет И. Б. Чубайс. Это обустройство, духовность, демократия [4, с. 34-35]. В этом смысле Конституция России 1993 г. в совокупности всех ее положений и есть национально-правовая идея страны как основа укрепления российской цивилизации.
Библиографический список
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 576 с.
2. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб: АО Комплект, 1992. 680 с.
3. Розанов В.В. Психология русского раскола // Розанов В.В. Т. I. Религия и культура. М.: Правда, 1990. 636 с.
4. Чубайс И.Б. Россия и Европа: идейно-идентификационный анализ (Заметки консерватора) // Вопросы философии. 2002. № 10. С. 29-44.
References
1. Danilevskiy N.Ya. Russia and Europe. M.: Kniga, 1991. 576 p.
2. Tikhomirov L.A. Monarchial Statehood. St.P.: JSC Komplekt, 1992. 680 p.
3. Rozanov V.V. Psychologyof the Russian Controversy // Rozanov V.V. Vol. I. Religion and Culture. M.: Pravda, 1990. 636 p.
4. Chubais I.B. Russia and Europe: ideological-identification analysis (Notes of the conservative personality) // Questions of Philosophy. 2002. № 10. P. 29-44.