Научная статья на тему 'Конституционный Суд Российской Федерации как Гарант обеспечения условий при передаче части полномочий Российской Федерации межгосударственному объединению'

Конституционный Суд Российской Федерации как Гарант обеспечения условий при передаче части полномочий Российской Федерации межгосударственному объединению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
527
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД / ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерзин Ратмир Маратович

В статье раскрывается роль Конституционного Суда Российской Федерации как основного судебного органа в оценке правовых основ участия государства в межгосударственном объединении с передачей ему части своих полномочий. Приводятся основания ограничения прав и свобод человека и гражданина и источник, где эти основания закреплены. Приводятся конкретные примеры осуществления Конституционным Судом РФ защиты нарушенного конституционного права на информацию в рамках участия Российской Федерации. Раскрывается проблема возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина при передаче полномочий межгосударственному объединению. Проводится анализ правозащитного механизма Конституционного Суда РФ. Рассмотрены правовые позиции Суда по вопросам защиты основ конституционного строя и основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционный Суд Российской Федерации как Гарант обеспечения условий при передаче части полномочий Российской Федерации межгосударственному объединению»



гос

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЧАСТИ ПОЛНОМОЧИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2017.4.1

Ерзин Ратмир Маратович, аспирант Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, e-mail: [email protected].

Аннотация. В статье раскрывается роль Конституционного Суда Российской

Федерации как основного судебного органа в оценке правовых основ участия государства в межгосударственном объединении с передачей ему части своих полномочий. Приводятся основания ограничения прав и свобод человека и гражданина и источник, где эти основания закреплены. Приводятся конкретные примеры осуществления Конституционным Судом РФ защиты нарушенного конституционного права на информацию в рамках участия Российской Федерации. Раскрывается проблема возможного ограничения прав и свобод человека и гражданина при передаче полномочий межгосударственному объединению. Проводится анализ правозащитного механизма Конституционного Суда РФ. Рассмотрены правовые позиции Суда по вопросам защиты основ конституционного строя и основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Ключевые слова: межгосударственное объединение, передача полномочий, Конституционный Суд Российской Федерации, основы конституционного строя, права и свободы, ограничение прав и свобод, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, Таможенный Союз, Договор о Евразийском экономическом союзе, конституционные обязанности.

В ст. 79 Конституции РФ закреплены следующие условия участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях:

1) отсутствие ограничения прав и свобод человека и гражданина;

2) непротиворечие основам конституционного строя Российской Федерации.

Последовательность условий, закреплённых в рассматриваемой статье, не соответствует порядку расположения глав в самой Конституции. Напомним, гл. 1 Конституции посвящена основам конституционного строя, в гл. 2 рассматриваются права и свободы человека и гражданина. В этой связи более правильным было бы, на наш взгляд, ст. 79 Конституции РФ изложить в следующей редакции: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и не влечёт ограничения прав и свобод человека и гражданина».

В юридической науке не выработано единого мнения относительно сущности понятия ограничения прав и свобод человека и гражданина. Б.С. Эбзеев даёт следующее определение ограничений прав - это «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина»1. В.А. Четвернин определяет ограничение как «законодательное установление пределов (меры) свободы в сфере соответствующих прав и свобод человека и гражданина, запрещающее все общественно вредное, исключающее злоупотребления свободой»2. Наиболее полную трактовку рассматриваемого понятия дал А.А. Подмарёв, который рассматривает ограничение прав как установленные законодательством границы реализации человеком, гражданином своих прав и свобод, выражающееся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых предопределено необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства»3.

Что касается ограничения прав человека и гражданина, то государство вправе допускать определённые ограничения конституционных прав и свобод. Подобные шаги есть цивилизованный способ регулирования меры свободы в обществе. Однако здесь недопустимы злоупотребления. Именно поэтому в международно-правовых актах о правах и свободах личности четко регламентируются основания, пределы и порядок их применения.

1 Эбзеев Б.С. Ограничения конституционных прав и свобод и допустимые Конституцией РФ пределы // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О.И. Тиунова. М., 2005. С. 309.

2 Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1999. С. 30.

3 Подмарев А.А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 14.

Так, согласно п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года ограничения прав и свобод человека возможны «с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»1, согласно п. 1 ст. 15 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, п. 1 ст. 4 Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» основанием для отступления от соблюдения обязательств является угроза жизни нации2.

Основания ограничения основных прав и свобод человека и гражданина содержатся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. При этом Конституционный Суд РФ неоднократно акцентировал своё внимание на необходимости соблюдения критериев возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина, производных от предписаний ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ и не допускающих искажения самого существа этих прав и свобод; им отмечалось, что цели вводимых им ограничений должны быть не только юридически, но и социально оправданными, а сами ограничения - сопоставимыми с этими целями и отвечающими требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения эквивалентны социально необходимому результату»3.

Россия, вступая в то или иное межгосударственное объединение, должна учитывать все возможные ограничения прав человека и предпринимать все меры к тому, чтобы не допустить подобных ограничений.

К примеру, в преамбуле Договора о Евразийском экономическом союзе закреплён принцип верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина. Как указывает Конституционный Суд РФ, «конституционными положениями не исключается заключение международных договоров Российской Федерации, обеспечение исполнения которых подразумевает возможность установления юридической, в частности, административной ответственности за нарушение содержащихся в них правил (норм)»4. Сле-

1 Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1995. № 67. 5 апреля.

2 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (заключена в г. Риме 04.11.1950; с изм. от 13.05.2004); Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах».

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 № 11-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 40, ч. 10 и 11 ст. 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п. 2 и 3 ч. 1 ст. 128 и ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича».

4 Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 2017-О «По жалобе автономной некоммерческой организации «СЕРТИНФО» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 2

дуя вышеизложенному, установление штрафных санкций в отношении хозяйствующих субъектов за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках (Приложение № 19 к Договору о ЕАЭС) служит гарантией реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Итак, рассмотрим на конкретном примере осуществление Конституционным Судом РФ защиты нарушенного конституционного права на информацию в рамках участия Российской Федерации в Таможенном союзе.

В 2012 году предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации стали положения п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 23 и ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», которые допускают временное применение международных договоров Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, до их вступления в силу без официального опубликования для всеобщего сведения. Поводом для рассмотрения данного вопроса стало обращение И.Д. Ушакова на нарушение его конституционных прав и свобод, поскольку в отношении него судами общей юрисдикции были применены положения неопубликованного временно применяемого международного договора, а именно правила временно применяемого с 01.06.2010 в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 28.05.2010 о применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза (ст. 8) Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, которым устанавливались более высокие ставки таможенных платежей.

Рассматривая дело, Конституционный Суд РФ пришёл к следующему выводу. Участие России в межгосударственных объединениях должно основываться на принципе всеобщего уважения прав человека и основных свобод и принципе правовой определённости Согласно российскому законодательству вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, в том числе затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному официальному опубликованию в установленном порядке, в противном случае они не могут считаться удовлетворяющими принципам правового государства, юридического равенства и правовой определённости как необходимым конституционным критериям защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Таким образом, реализации на территории Российской Федерации положений временно применяемого международного договора Рос-

ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

сийской Федерации, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающего при этом иные правила, чем предусмотренные законом, в обязательном порядке должно предшествовать его официальное опубликование. Без обеспечения своевременного доступа к полной и достоверной информации о содержании такого международного договора невозможно конституционно обоснованное ожидание уважения и соблюдения властями прав и свобод человека и гражданина1.

Следует отметить, что результатом вынесенного Постановления Конституционного Суда РФ стало: 1) принятие Указа Президента Российской Федерации от 12.07.2012 № 970 «Об официальном опубликовании временно применяемых международных договоров Российской Федерации», предусматривающего официальное опубликование временно применяемых международных договоров на «Официальном интернет-портале правовой информации», внесение изменений в ст. 30 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», а именно дополнение п. 2.1, согласно которому международный договор, который предусматривает до вступления в силу временное применение Российской Федерацией всего договора или его части либо договоренность о временном применении которых достигнута каким-либо иным образом (за исключением договоров межведомственного характера), незамедлительно подлежит по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации официальному опубликованию в Бюллетене международных договоров и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (2www.pravo.gov.ru)3; 2) правоприменительные решения, принятые в отношении гражданина И.Д. Ушакова, на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в ином истолковании, подлежали пересмотру.

Таким образом, Конституционный Суд РФ в данном случае выступил в качестве гаранта основ конституционного строя, а именно принципа правового государства в части неприменения нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, без их официального опубликования для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Говоря о правозащитном механизме в рамках Конституционного Суда РФ, интересна его позиция, сформулированная в Постановлении Кон-

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 № 8-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 23 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова».

2 Федеральный закон от 25.12.2012 № 254-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и ст. 9.1 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

3 Федеральный закон от 25.12.2012 № 254-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и ст. 9.1 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

ституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П: «Вопрос о наличии противоречия решения Европейского Суда по правам человека, вынесенного по жалобе против России, положениям Конституции, подлежит рассмотрению в рамках конституционного судопроизводства»1. В связи с принятием данного постановления был разработан Федеральный конституционный закон, который установил полномочие Конституционного Суда Российской Федерации разрешать вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека2.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ также являются проблемы реализации человеком и гражданином конституционных обязанностей. Примером может явиться дело по жалобе ООО «Мишут-ка», в которой оспаривались положения пп. 2 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ и положения раздела «Коляски» Перечня кодов видов товаров для детей, принятой в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. По мнению заявителя, указанные нормативные положения содержат неопределённость в вопросе о возможности применения в отношении колясок детских пониженной ставки налога на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Российской Федерации в случаях их поставки в определённой комплектации. Сославшись на положения дополнительных примечаний к разделу 17 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза, утверждённой решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, Конституционный Суд РФ пришёл к выводу, что оспариваемые нормы не могут служить основанием для отказа налогоплательщику в исчислении НДС по заниженной ставке при ввозе на территорию Российской Федерации детских колясок в комплектации, согласующейся с обычным использованием товара3. Соответственно, правоприменительные решения, принятые по делу ООО «Мишутка» на основании вышеназванных положений в ином истолковании, подлежали пересмотру.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», п. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», ч. 1 и 4 ст. 11, п. 4 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 и 4 ст. 13, п. 4 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 1 и 4 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и п. 2 ч. 4 ст. 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2015. № 163. 27 июля.

2 Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»».

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2017 № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пп. 2 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ и Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Мишутка» // Российская газета. 2017. № 163. 26 июля.

Таким образом, следуя вышеизложенному, Конституционный Суд РФ, реализуя правоохранительные, правозащитные и нормоустановитель-ные функции, служит гарантом ненарушаемости основ конституционного строя, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина при участии Российской Федерации в межгосударственных объединениях с передачей им части своих полномочий.

Библиографический список

1. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.

2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод ЕТЭ № 005 (заключена в г. Риме 04.11.1950; с изм. от 13.05.2004).

3. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах».

4. Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 25.12.2012 № 254-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» и ст. 9.1 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2017 № 11-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 40, ч. 10 и 11 ст. 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п. 2 и 3 ч. 1 ст. 128 и ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ в связи с жалобой граждан И.Л. Трунова и М.В. Юревича» // Российская газета. 2017. № 89. 26 апреля.

7. Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 2017-О «По жалобе автономной некоммерческой организации «СЕРТИНФО» на нарушение конституционных прав и свобод ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «Консультант плюс».

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», п. 1 и 2 ст. 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», ч. 1 и 4 ст. 11, п. 4 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 и 4 ст. 13, п. 4 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 1 и 4 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 350 Кодекса административного судопроизводства РФ и п. 2 ч. 4 ст. 413 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом груп-

пы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2015. № 163. 27 июля.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2017 № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пп. 2 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации и Перечня кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации, в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Мишутка» // Российская газета. 2017. № 163. 26 июля.

10. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1999.

11. Подмарев А. А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

12. Эбзеев Б. С. Ограничения конституционных прав и свобод и допустимые Конституцией РФ пределы // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О.И. Тиунова. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.