Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
397
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ЗАЩИТА / ПРОБЛЕМЫ / СПОСОБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бехтерева А.Е.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования личных прав и свобод, их гарантирования и ограничения, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Федерации. Также затрагиваются проблемы защиты рассматриваемых прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА»

Ю

Р

И

Д

И Ч

Е С К И Е

НАУКИ

А.Е. Бехтерева

КОНСТИТУЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

И ГРАЖДАНИНА

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования личных прав и свобод, их гарантирования и ограничения, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Федерации. Также затрагиваются проблемы защиты рассматриваемых прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: Личные права и свободы, защита, проблемы, способы.

Приоритет личных прав и свобод человека и гражданина и необходимость особого контроля со стороны государства за их обеспечением и охраной подчеркивается тем, что данная группа прав и свобод закреплена в главе 2 Конституции РФ 1993 года, что обеспечивает их стабильность, так как в нормы данной главы не могут быть внесены поправки и изменения, а также тем фактом, что законодатель начинает перечисление прав и свобод личности именно с личных прав и свобод, что еще раз демонстрирует их пер-востепенность и важность. Тем не менее, в настоящее время конституционно-правовой механизм реализации и защиты личных прав и свобод человека в Российской Федерации весьма далек от совершенства, что объясняется множеством причин политического, экономического, социального и культурного характера, в том числе отсутствие четкой концепции содержания личных прав и свобод как конституционно-правовой категории. Таким образом, актуальность научного исследования конституционно-правового механизма реализации личных прав и свобод не вызывает сомнения.

Личное право (right) и личная свобода (freedom) являются самостоятельными средствами правового регулирования. На правовом языке слово «свобода» можно трактовать как применение к регулированию поведения членов общедозволительного типа правового регулирования «можно все, что прямо не запрещено». Декларация свободы означает, что государство, как правило, не должно вмешиваться в эту обозначенную сферу, оно не имеет права регулировать ее, устанавливать процедуру реализации свободы.

Гарантии личных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

© Бехтерева А.Е., 2021.

Важнейшей государственной гарантией личных прав и свобод человека и гражданина является их непосредственного признание действующими, определяющими деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации относит регулирование личных прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Российской Федерации. Это гарантирует единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. При Президенте создана Комиссия по правам человека. В целях обеспечения государственной защиты прав и свобод граждан, их уважения и соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ (в актуальной редакции) [1].

Под защитой личных прав и свобод понимается недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту личных прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации как системный правовой акт, распространяющийся на деятельность человека, общества и государства и исходящий из учета общепризнанных ценностей человечества, закрепляет право на самозащиту (ч. 2 ст. 45) в качестве одного из основных конституционных прав. Однако ввиду того что право на самозащиту, как все базовые конституционные положения, получило свое развитие в отраслевом законодательстве, данная категория обладает очень сложным юридическим содержанием. [2]

Граждане Российской Федерации могут использовать административно-правовые способы защиты личных прав и свобод. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это могут быть обращения, заявления и жалобы, связанные с ущемлением личных прав и свобод.

Под защитой личных прав и свобод понимается недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту личных прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Проблемы реализации права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство складываются из проблем реализации составляющих права на судебную защиту: открытости судебного разбирательства; разумности сроков судебного разбирательства; состязательности и равноправия сторон; исполнения вынесенных судебных решений; права на судебный контроль; права на квалифицированную юридическую помощь. [4]

Законодатель еще не решил все проблемы, связанные с правом на судебную защиту, и не всегда успевает оперативно внести изменения согласно постановлениям Конституционного Суда РФ и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. Очевидно, что в настоящее время необходимо совершенствовать правовые и организационные основы реализации права на судебную защиту, необходимо уменьшать количество нарушений права на судебную защиту и повышать доступность и качество реализации права на судебную защиту в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек живет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимосвязей.

Проведенный анализ практики правового регулирования личных прав и свобод, их гарантирования и ограничения, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Федерации дает основания выделить в качестве одной из наиболее распространенных форм нарушения законодателем личных прав и свобод неопределенность содержания правовых норм. Такая неопределенность ведет к произвольному, основанному на субъективном усмотрении, истолкованию и применению данной нормы, что, соответственно, свидетельствует о нарушении такой нормой, примененной в конкретном деле, конституционных прав и свобод.

В этой связи в работе сделан вывод о том, что наличие федерального регулирования не исключает

права субъектов Российской Федерации осуществлять активную правотворческую работу. В Конституции РФ 1993 года фиксируется лишь приоритет Российской Федерации в установлении пределов допустимых ограничений личных прав и свобод, а не монополия Федерации в регулировании прав и свобод. Целесообразным представляется предоставить большую свободу по регламентации и обеспечению личных прав и свобод субъектам Российской Федерации. Участие субъектов Федерации в регулировании данной группы прав на уровне их конституций (уставов) должно заключаться в развитии личных прав и свобод, зафиксированных в федеральной Конституции, расширении их содержания и гарантий.

В результате анализа проблемы возможности ограничения личных прав и свобод региональным законодательством, следует отметить, что региональный законодатель в рамках установленного федеральными законами разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также в случаях прямого федерального делегирования ему таких «ограничительных» полномочий вправе осуществлять ограничение прав и свобод человека и гражданина; при ограничении прав и свобод человека и гражданина региональный законодатель должен исходить из правовых принципов справедливости и соразмерности.

Библиографический список

1. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 2020. №9. Ст. 1011.

2.Конституция Российской Федерации 1993г. (в ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020г. №1ФКЗ) //Российская газета. 2020. 4 июля.

3.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. - М.: Норма, 2018. 1014с.

4.Карташкин В. А. Международная защита прав человека и внутренняя юрисдикция государств // Обозреватель. 2013. № 2. С. 66—75.

БЕХТЕРЕВА АНАСТАСИЯ ЕВГЕНЬЕВНА - магистрант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.