Научная статья на тему 'Конституционные основы судебного производства в уголовном процессе Азербайджана'

Конституционные основы судебного производства в уголовном процессе Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы судебного производства в уголовном процессе Азербайджана»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Конституционное

и административное право

Ф.Н. Аббасов*

Конституционные основы судебного производства в уголовном процессе Азербайджана

Под конституционными основами досудебного производства в уголовном процессе понимаются те конституционные положения, которые имеют непосредственное отношение к досудебному производству по уголовному делу.

Прежде всего в этом аспекте речь должна идти о положениях гл. III Конституции Азербайджанской Республики «Основные права и свободы человека и гражданина»1. К досудебному производству по уголовному делу непосредственное отношение имеют следующие конституционные положения: право на равенство (ст. 25), право на свободу (ст. 28), право на собственность (ст. 29), право на личную неприкосновенность (ст. 32) право на неприкосновенность жилища (ст. 33), право на защиту чести и достоинства (ст. 46), право на получение правовой помощи (ст. 61), принцип презумпции невиновности (ст. 63), принцип недопущения принуждения свидетельствовать против родственников (ст. 66), права задержанных арестованных и обвиняемых в совершении преступления (ст. 67), право требовать возмещения ущерба (ст. 68). Каждое из указанных положений находит свое отражение в УПК Азербайджанской Республики2.

Право на равенство. В Конституции АР установлено, что все равны перед законом и судом (ч. I ст. 25). Согласно ч. II ст. 25, мужчины и женщины обладают равными правами и свободами. В соответствии с ч. III ст. 25 Конституции АР государство гарантирует равенство прав и свобод каждого независимо от расы, национальности, религии, языка, пола, происхождения, имущественного положения, служебного положения, убеждений, принадлежности к политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям. Запрещается ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, принадлежности к полу, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности.

Это конституционное положение находит свое отражение в ст. 11 УПК АР. В соответствии со ст. 11.1. УПК АР, уголовный процесс в АР осуществляется на началах равенства прав каждого перед законом. В связи с этим в ст. 11.2. установлено, что органы, осуществляющие уголовный процесс, не отдают предпочтения ни одному из лиц, участвующих в уголовном процессе, в зависимости от гражданства, социальной, половой, расовой, национальной, политической и религиозной принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, места жительства и места пребывания и других соображений, не основанных на законе.

В ст. 11.3 отмечается, что особенности уголовного преследования в отношении Президента АР, депутатов Милли Меджлиса АР, Премьер-министра АР и судей АР устанавливаются Конституцией АР, УПК АР и другими законами АР.

Право на свободу. В соответствии со ст. 28 Конституции АР, каждый обладает правом на свободу. Право на свободу может быть ограничено только в предусмотренном законом порядке путем задержания, ареста или лишения свободы. Это конституционное право конкретизировано в ст.

14 УПК АР, в которой, в частности предусмотрено, что никто не может быть задержан и арестован без наличия оснований, установленных УПК и другими законами АР (ст. 14.2), что содержание лица под арестом, принудительное помещение в медицинское или воспитательное учреждение допускается только на основании постановления суда (ст. 14.3) и что каждому задержанному или арестованному лицу должны быть немедленно сообщены причины задержания либо ареста, а также сущность подозрения или обвинения, разъяснено право не давать показания и получать юридическую помощь от защитника (ст. 14.4).

Положения ст. 14.4 УПК АР вытекают из других конституционно-правовых норм.

* Кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

Так, право на получение правовой помощи в целом предусмотрено ст. 61 Конституции АР. В ч. III указанной статьи специально отмечено, что у каждого лица с момента задержания, ареста, а также предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника.

В ст. 67 Конституции АР установлено, что каждому лицу, задержанному, арестованному, обвиняемому в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов должны быть немедленно разъяснены его права и причины его задержания, ареста, а также привлечения к уголовной ответственности.

В ст. 14.5. УПК АР установлено также, что дознаватель, следователь, прокурор или судья должен немедленно освободить лицо, незаконно задержанное либо содержащееся под арестом.

Право на собственность. К уголовному судопроизводству имеют непосредственное отношение положения ч. IV ст. 29 Конституции АР о том, что никто без решения суда не может быть лишен своей собственности и что полная конфискация имущества не допускается. В УПК АР среди принципов уголовного судопроизводства предусмотрен отсутствующий в УПК РФ принцип обеспечения права собственности (ст. 18). В ст. 18.2 УПК АР установлено, что имущество, изъятое при проведении процессуальных действий, должно быть указано в протоколе соответствующего процессуального действия, подробно описано, а владельцу имущества должна быть вручена квитанция об изъятии имущества для ответственного хранения.

В соответствии со ст. 18.3 УПК АР наложение денежных штрафов, а также ареста на имущество в ходе уголовного преследования проводится только на основании постановления суда.

Право на личную неприкосновенность. В ч. I ст. 32 Конституции АР установлено, что каждый имеет право на личную неприкосновенность. В соответствии с ч. II ст. 32 каждый обладает правом хранить личную и семейную тайну. Кроме случаев, предусмотренных законом, вмешательство в личную жизнь запрещается. Согласно ч. III той же статьи, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение сведений о чьей-либо личной жизни без его согласия. Наконец, в ч. IV ст. 32 установлено, что государство гарантирует право каждого на сохранение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений и сведений, передаваемых другими средствами связи. Это право в предусмотренном законом порядке может быть ограничено для предотвращения преступления или выявления истины во время расследования уголовного дела.

В УПК АР положения, содержащиеся в ст. 32 Конституции АР, отражены в двух статьях - ст.

15 «Обеспечение права на неприкосновенность личности» и ст. 16 «Обеспечение права на неприкосновенность частной жизни».

В ст. 15 УПК АР установлены следующие правила: без постановления суда, за исключением случаев задержания или ареста, против воли лица или его законного представителя не могут быть проведены обыск и освидетельствование какого-либо лица, другие процессуальные действия, нарушающие его право на неприкосновенность (ст. 15.1); в ходе уголовного преследования запрещается: применять пытки, использовать физическое и психическое насилие, в т.ч. медицинские препараты, подвергать голоду, гипнозу, лишать медицинской помощи, применять другое жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание (ст. 15.2.1), привлекать к участию в экспериментах или других процессуальных действиях, сопровождающихся физической болью либо временным расстройством здоровья, а также проводить другие подобные испытания (ст. 15.2.2), получать показания от потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого, а также от других лиц, участвующих в уголовном процессе, путем насилия, угроз, обмана и с применением других незаконных действий, нарушающих их права (ст. 15.2.3).

В ст. 16 УПК АР установлено следующее: за исключением случаев, предусмотренных УПК, в ходе уголовного преследования не может быть ограничено чье-либо право на тайну частной (личной и семейной) жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, сведений, передаваемых по почтовотелеграфным и иным средствам связи и других сведений (ст. 16.1); наложение ареста на почтовую, телеграфную и иную корреспонденцию, их проверка и выемка, перехват переговоров, ведущихся по телефону и иным устройствам, сведений, передаваемых посредством других каналов связи и технических каналов, и иных сведений могут быть осуществлены в случаях, предусмотренных УПК, как правило, на основании постановления суда (ст. 16.2).

Право на неприкосновенность жилища. В соответствии с ч. II ст. 33 Конституции АР, никто не вправе войти в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как по решению суда или в случаях, установленных законом.

В ст. 17.1 УПК АР дублируются положения ч. II ст. 33 Конституции АР, в соответствии со ст. 17.2. УПК в случаях и в порядке, предусмотренных УПК, осмотр жилища, служебных и производственных помещений, проведение в них обыска и других следственных и процессуальных действий, ограничивающих право собственности, осуществляется принудительно, как правило, на основании постановления суда.

Право на защиту чести и достоинства. В соответствии с ч. I ст. 46 Конституции АР, каждый обладает правом защищать свою честь и достоинство. Согласно ч. II той же статьи,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

Конституционное и админитративное право

достоинство личности охраняется государством. Никакое обстоятельство не может служить основанием для унижения достоинства личности. В ч. III ст. 46 установлено, что никто не может быть подвергнут пыткам и истязаниям, никто не может быть подвергнут обращению или наказанию, унижающему человеческое достоинство. Ни над кем без его согласия не могут проводиться медицинские, научные и другие опыты.

В УПК АР содержится ст. 13 «Уважение чести и достоинства лица». В ней установлено, в частности, что в ходе уголовного преследования запрещается принятие решений и действий, унижающих, оскорбляющих честь и достоинство человека, а также могущих создать угрозу для жизни и здоровья лиц, участвующих в уголовном процессе (ст. 13.1). Далее в ст. 13.2 УПК АР сказано, что в ходе уголовного преследования никто не может: подвергаться обращению и наказанию, унижающим человеческое достоинство (ст. 13.2.1), содержаться в условиях, унижающих человеческое достоинство (ст. 13.2.2); принуждаться к участию в проведении процессуальных действий, унижающих человеческое достоинство (ст. 13.2.3).

Право на получение правовой помощи. В ст. 61 Конституции АР предусмотрены следующие положения: каждый обладает правом на получение квалифицированной правовой помощи (ч. I); в предусмотренных законом случаях правовая помощь оказывается бесплатно, за счет государства (ч. II); у каждого лица с момента задержания, ареста, предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника (ч. III).

В УПК АР обеспечению праву на получение правовой (юридической помощи) и защиту посвящена ст. 19, состоящая из семи частей.

В соответствии со ст. 19.1. УПК АР, в ходе уголовного преследования дознаватель, следователь, прокурор или суд обязаны принять меры для обеспечения права потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи.

Орган, осуществляющий уголовный процесс, обязан соблюдать право потерпевшего (частного обвинителя), гражданского истца или его законного представителя, законного представителя подозреваемого либо обвиняемого, а также гражданского ответчика пользоваться юридической помощью представителя, приглашенного ими в ходе уголовного судопроизводства (ст. 19.2.). Указанный орган не вправе также запрещать присутствие при потерпевшем иди свидетеле адвоката, приглашенного ими в качестве своего представителя (ст. 19.3).

В ст. 19.4. УПК АР перечислены те права подозреваемого или обвиняемого, которые обязан обеспечить орган, осуществляющий уголовный процесс: пользоваться помощью защитника с момента задержания, ареста или соответственно до первого допроса в качестве подозреваемого, либо предъявления обвинения (ст. 19.4.1); разъяснить их права (ст. 19.4.2); предоставить достаточное время и создать условия для подготовки своей защиты (ст. 19.4.3); защищаться лично или посредством защитника, избранного им самим, либо при отсутствии достаточных средств для оплаты вознаграждения защитника получить бесплатную юридическую помощь (ст. 19.4.4); допросить в ходе судебного следствия свидетелей, давших против него показания (ст. 19.4.5).

В ст. 19.5 УПК АР установлено, что в случаях, предусмотренных УПК, орган, осуществляющий уголовный процесс, обязан привлечь к участию в деле законного представителя подозреваемого или обвиняемого. В соответствии со ст. 19.6 УПК АР, участие в уголовном процессе защитника подозреваемого или обвиняемого не может ограничить права подозреваемого или обвиняемого. Наконец, согласно ст. 19.7. УПК АР, подозреваемый или обвиняемый не может быть принужден к даче показаний, представлению каких-либо материалов и оказанию какой-либо помощи органу, осуществляющему уголовный процесс.

Принцип презумпции невиновности. В ч. I ст. 63 Конституции АР установлено, что каждый обладает правом на презумпцию невиновности. Каждый, кто обвиняется в совершении преступления, до тех пор пока его вина не доказана в установленном законом порядке и в связи с этим нет приговора суда, вступившего в силу, считается невиновным. Если есть обоснованные подозрения в виновности лица, то признание его виновным не допускается (ч. II). Лицо, которое обвиняется в совершении преступления, не обязано доказывать свою невиновность (ч. III). Не могут быть использованы при осуществлении правосудия доказательства, добытые с нарушением закона (ч. IV). Без приговора суда никто не может считаться виновным в совершении преступления (ч. V).

Это конституционное положение отражается в ст. 21 УПК АР. В соответствии со ст. 21.1 УПК каждое лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, если его вина не доказана в порядке, предусмотренном УПК и об этом нет вступившего в законную силу приговора суда.

В ст. 21.2 УПК АР сказано, что не допускается признание лица виновным даже при наличии обоснованных подозрений по поводу его виновности. Сомнения в доказанности обвинения, которые невозможно устранить в соответствии с положениями УПК в рамках надлежащей правовой

процедуры, разрешаются в пользу обвиняемого (подозреваемого). Разрешаются в его пользу сомнения, не устраненные при применении уголовного и уголовно-процессуального законов. Наконец, в соответствии со ст. 21.3 УПК АР лицо, обвиняемое в совершении преступления, не обязано доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения, опровержения доводов, выдвинутых для защиты подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

Принцип недопущения принуждения свидетельствовать против родственников. В соответствии со ст. 66 Конституции АР, никто не может быть принужден свидетельствовать против себя, жены (мужа), детей, родителей, брата, сестры. Установлено также, что полный перечень родственников, дача показаний против которых не является обязательной, определяется законом.

В УПК АР указанный принцип отражается в ст. 20 «Свобода от самоизобличения и изобличения родственников». В ст. 20.1. УПК АР установлено, что никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя и близких родственников и подвергнут за это какому-либо преследованию.

Перечень близких родственников при этом определен в ст. 7.0.32 УПК АР. К ним относятся дедушки, бабушки, родители, усыновители, родные и сводные братья и сестры, супруги, дети, усыновленные, внуки.

В соответствии со ст. 20.2 УПК АР лицо, которому во время предварительного расследования или судебного рассмотрения предлагается предоставление сведений, изобличающих его самого или его родственников в совершении преступления, вправе отказаться от дачи показаний, не опасаясь из-за этого возможного наступления какого-либо отрицательного для себя правового последствия.

Права задержанных, арестованных и обвиняемых в совершении преступления. В соответствии со ст. 67 Конституции АР, каждому задержанному, арестованному, обвиняемому в совершении преступления, со стороны компетентных государственных органов должны быть немедленно разъяснены его права и причины его задержания, ареста, а также привлечения к уголовной ответственности.

Это конституционное положение, как уже упоминалось, отражается в ст. 14 УПК АР «Обеспечение права на свободу». В ст. 14.4, в частности, установлено, что каждому задержанному или арестованному лицу должны быть немедленно сообщены причины задержания либо ареста, а также сущность подозрения или обвинения.

Право требовать возмещения ущерба. Согласно ч. I ст. 68 Конституции АР права лица, пострадавшего от преступления, а также от злоупотребления властью, охраняются законом. Пострадавшее лицо обладает правом участвовать в осуществлении правосудия и требовать возмещения нанесенного ему ущерба. В соответствии с ч. II этой же статьи, каждый обладает правом на возмещение государством ущерба, нанесенного в результате незаконных действий или бездействия государственных органов либо их должностных лиц.

В УПК АР содержится ст. 36 «Обеспечение восстановления нарушенных прав оправданного лица». При этом к оправданным лицам приравниваются и другие категории лиц. В частности, к ним относятся лица, незаконно арестованные или помещенные в лечебное либо воспитательное учреждение, а также без законного основания содержащееся под арестом сверх установленного срока (ст. 56.0.5 УПК АР), лица, незаконно подвергнутые мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (ст. 56.0.6 УПК АР), и другие.

В соответствии со ст. 36.1 УПК АР, в ходе уголовного процесса оправданным и приравненным к ним лицам должно быть обеспечено право требования восстановления нарушенных прав и свобод и возмещения нанесенного им ущерба органом, осуществляющим уголовный процесс.

В ст. 36.2 установлено, что права лиц, пострадавших в результате злоупотребления должностными полномочиями или преступления, а также незаконно осужденных, незаконно содержавшихся под арестом, либо иным образом ограниченных в правах в ходе уголовного процесса, восстанавливаются в порядке, предусмотренном УПК АР и другими законами АР.

В целях реализации конституционного права требовать возмещения ущерба и положений ст. 36 УПК АР в УПК АР включена гл. V «Оправдание (реабилитация). Возмещение нанесенного ущерба».

В частности, в ст. 58 УПК АР «Компенсация за нанесенный ущерб» установлено, что оправданным и приравненным к ним лицам компенсируются: заработная плата, пенсия, пособие и другие доходы, которых они лишились; имущественный вред, нанесенный конфискацией, обращением в доход государства, изъятие следственными органами и наложением ареста; оплаченные судебные расходы; денежные суммы, выплаченные защитнику; штраф, выплаченный или удержанный во время исполнения приговора.

1 См.: Конституция Азербайджанской Республики // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1. М., 2001. С. 125-171.

2 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Азербайджанской Республики. Баку, 2001.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (27) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.