Научная статья на тему 'Конституционные основы регулирования права на мир'

Конституционные основы регулирования права на мир Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА МИР / ЗАЩИТА МИРА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА НА МИР / ПРАВА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВО НА МИР / RIGHT TO PEACE / PROTECTION OF PEACE / CONSTITUTIONAL BASIS FOR REGULATING THE RIGHT TO PEACE / RIGHTS OF THE THIRD GENERATION / COLLECTIVE AND INDIVIDUAL RIGHT TO PEACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ершова Ю.Н.

В статье проведено сравнительное исследование конституционных основ регулирования права на мир, что позволило обозначить общее и особенное в конституционном регулировании права на мир в России и зарубежных странах. Показано, что в период возрастающей глобализации современного общества обостряются конфликты как внутри стран, так и между государствами, основанные на территориальных, религиозных, межэтнических, социально-экономических противоречиях. Обосновывается позиция о том, что право на мир это право субъектов, участников правоотношений на мир как высшее благо. Указывается на обеспечение скоординированного во всемирном масштабе ответа на угрозы правам человека, которое может быть разрешено только совместными действиями на национальном и международном уровне. На основании сравнительно-правового анализа национальных конституций обосновывается позиция о необходимости конституционного закрепления в РФ права на мир в системе субъективных прав человека третьего поколения, гарантирующего состояние защищенности от угроз и вызовов жизни и здоровью каждому человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Basis of Right to Peace Regulation

The paper presents a comparative study of the constitutional foundations of the regulation of the right to peace, which made it possible to identify the general and the particular in the constitutional regulation of the right to peace in the Russian Federation and foreign countries. It is shown that in the period of increasing globalization of modern society, conflicts are aggravating both within countries and between states, based on territorial, religious, inter-ethnic, socio-economic contradictions. The author justifies the position that the right to peace is the right of subjects, participants of legal relations to peace as the highest good. The provision of a globally coordinated response to threats to human rights that can be resolved only by joint actions at the national and international level is highlighted. Based on a comparative legal analysis of national constitutions, the author justifies the position about the need for constitutional enshrining in the Russian Federation the right to peace in the system of third generation subjective human rights, guaranteeing a state of protection from threats and challenges to life and health to everyone.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы регулирования права на мир»

Ю. Н. Ершова*

Конституционные основы регулирования права на мир

Аннотация. В статье проведено сравнительное исследование конституционных основ регулирования права на мир, что позволило обозначить общее и особенное в конституционном регулировании права на мир в России и зарубежных странах. Показано, что в период возрастающей глобализации современного общества обостряются конфликты как внутри стран, так и между государствами, основанные на территориальных, религиозных, межэтнических, социально-экономических противоречиях. Обосновывается позиция о том, что право на мир — это право субъектов, участников правоотношений на мир как высшее благо. Указывается на обеспечение скоординированного во всемирном масштабе ответа на угрозы правам человека, которое может быть разрешено только совместными действиями на национальном и международном уровне. На основании сравнительно-правового анализа национальных конституций обосновывается позиция о необходимости конституционного закрепления в РФ права на мир в системе субъективных прав человека третьего поколения, гарантирующего состояние защищенности от угроз и вызовов жизни и здоровью каждому человеку.

Ключевые слова: право на мир, защита мира, конституционные основы регулирования права на мир, права третьего поколения, коллективное и индивидуальное право на мир.

001: 10.17803/1994-1471.2018.97.12.064-069

Для современного демократического государства базовыми правами человека являются личные, естественные права, назначением которых является обеспечение гарантий каждому человеку жизни, свободы и защиты от различных форм насилия, жестокого обращения или фактов, унижающих человеческое достоинство. Терроризм и глобализация локальных войн, основанных на территориальных, религиозных, межэтнических, социально-экономических противоречиях, нарушают состояние безопасности, создают реальную угрозу миру в различных уголках нашей планеты. Международное право и внутригосударственное право направлены на

регулирование отношений, связанных с достижением и обеспечением мира и безопасности в их неразрывном единстве. Одним из основополагающих актов, закрепляющих гарантии прав человека на международном уровне, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. На основе Всеобщей декларации прав человека были разработаны и приняты наиболее важные и обязательные для выполнения документы, конкретизирующие и развивающие многие положения Декларации, создающие определенные международные средства защиты прав человека. На европейском уровне в Риме 4 ноября 1950 г.

© Ершова Ю. Н., 2018

* Ершова Юлия Николаевна, аспирант отдела конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия evv@rsuj.ru

117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69

была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод, благодаря которой были реализованы некоторые из прав, изложенных во Всеобщей декларации. Существует большое количество других правовых актов, принятых на международном уровне в рамках регулирования юридических механизмов реализации государствами защиты прав человека, например конвенции «О ликвидации дискриминации», «О противодействии пыткам и бесчеловечному обращению» и др.

Международно-правовая и внутригосударственная политика, проводимая в прошлом столетии, привела к формированию правовых и институциональных механизмов защиты мира. С целью предотвращения войн и защиты мира были созданы универсальные миротворческие организации и движения (ООН, движения пацифистов, ОБСЕ и др.). Впервые международным правом был введен запрет на агрессивные войны. Однако ни создание международных организаций и общественных движений мира, ни введение международно-правовых и внутригосударственных запретов на развязывание войн по-прежнему не являются препятствием к военным конфликтам и агрессии практически на всех континентах.

В настоящее время продолжают обостряться конфликты как внутри стран, так и между государствами, вызванные процессами глобализации локальных и межгосударственных войн, основанными на территориальных, религиозных, межэтнических, социально-экономических противоречиях, поэтому сравнительное исследование конституционных основ регулирования права на мир весьма актуально. В период возрастающей глобализации проблемы сохранения мира, с которыми сталкивается современное общество, могут быть разрешены только совместными действиями на национальном и особенно на международном уровне.

Следовательно, обеспечение скоординированного во всемирном масштабе ответа на угрозы правам человека, вызванные глобальной взаимозависимостью стран и народов, будет

способствовать реализации права на мир во всем мире.

Проблема мира, отображенная в социальных связях, рассматривалась в трудах таких ученых, как Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Милль и Э. Кант. Труды Г. Гросс, Эспиель, Р. Дж. Делаханти, О. Ричмонда, И. А. Умновой, Ф. Элстона и др., посвящены данной проблеме в сфере международного права и международных отношений, конституционного права и теории права.

Впервые в отечественной науке право на мир как институт отрасли права нового поколения было рассмотрено в трудах И. А. Умновой.

Право на мир — это право субъектов, участников правоотношений на мир как высшее благо. Как пишет И. А. Умнова, в геополитическом измерении мир следует рассматривать как «...состояние согласия между государствами, народами (нациями), а также между гражданами, народами, социально-политическими группировками конкретных государств, противоположное вооруженному противостоянию и военным конфликтам»1. Для современного демократического государства основными правами на мир человека являются личные, естественные права, которые должны гарантировать каждому человеку право на жизнь, свободу и защиту от различных форм насилия, жестокого обращения или фактов, унижающих человеческое достоинство. В исследованиях И. А. Умновой отмечается, что «.право на мир принадлежит к так называемому третьему поколению прав и обладает смешанной, интегрированной природой, выражающейся в способности, во-первых, выступать условием и гарантией для других прав и свобод; во-вторых, распространяться как на индивидуальных, так и коллективных носителей права»2.

Характеризуя право на мир, необходимо отметить, что оно обладает всеми теми особенностями, которыми обладают права третьего поколения. Эти права могут быть реализованы посредством согласованных усилий различных субъектов, действующих на разных уровнях (индивида, государства, публичных и частных объединений и международного сообщества),

1 Умнова И. А. Право мира : курс лекций. М. : Эксмо, 2010. С. 13.

2 Умнова И. А. Указ. соч. С. 137.

на основе признания общей (солидарной) ответственности3. При этом в отечественной юридической литературе в общей теории права под субъектом права понимают обладателей субъективных прав и носителей юридических обязанностей в общественных отношениях, урегулированных правом, то есть не только права той или иной общности, ассоциации, но и права народов, права нации4.

В конституциях ряда государств закреплено не только коллективное право на мир (преамбула Конституции Японии 1947 г., преамбула Конституции Турции 1982 г. и др.), но и индивидуальное право на мир (Конституция Перу 1993 г., Конституция Колумбии 1991 г. и др.). Таким образом, права третьего поколения — это права человека и права народов.

Наряду с разноречивой субъектной оценкой права на мир, в науке неоднозначно толкуется его содержание, так как «мир» как высшая ценность имеет внешнее и внутреннее выражение. Внешнее выражение мира проявляется в отсутствии войн и вооруженных конфликтов между государствами. Внутренняя характеристика мира основана на достижении гражданского мира, преодолении внутригосударственных вооруженных столкновений. Так как одним из главных составляющих права на мир является обеспечение такого блага, как мирная жизнь, именно право на мирную жизнь составляет основу субъективного права на мир5.

Право на мир нашло свое отражение в таких международно-правовых документах, как: Резолюция Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН 290 (IV) от 1 декабря 1949 г. «Основы мира»; Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (Резолюция 2037 (XX) ГА ООН от 7 декабря 1965 г.); Декларация о воспитании народов в духе мира от 15 декабря 1978 г., Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества (Резолюция 3384 (XXX)

ГА ООН от 10 ноября 1975 г.) и ряде других. Во многих международно-правовых документах, посвященных праву на мир и свободу человека, были сформированы конкретные нормы, способствующие поддержанию, сохранению и защите мира. Среди международно-правовых документов регионального значения, закрепивших право народов на мир, следует отметить Африканскую хартию прав человека и прав народов 1981 г., в которой определены основное содержание права народов на мир и основополагающие гарантии его обеспечения; Тунисскую декларацию о правах человека и правах народов 1988 г., закрепившую право народов и государств жить в мирном международном сообществе; Азиатско-Тихоокеанскую декларацию человеческих прав индивидов и народов 1988 г.

В национальных конституциях с момента их возникновения и до середины XX в. не упоминалось о праве на мир. Впервые на конституционном уровне в преамбуле Конституция Японии 1947 г. было обозначено коллективное право всех народов на мирную жизнь: «Все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды».

На современном этапе развития конституционного права в ряде государств закреплены права на мир, основанные на важнейших международно-правовых актах о правах и свободах граждан. Например, согласно ч. 22 ст. 2 (гл. 1 «Основные права личности») Конституции Перу 1993 г. каждый имеет право на мир и спокойствие. В статье 22 Конституции Колумбии 1991 г. закрепляется, что мир есть право и требующая исполнения обязанность.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. содержится немного положений, связанных с обеспечением мира и безопасности. В частности, в преамбуле Конституции в качестве одной из целей определяется гражданский мир и согласие; целый блок конституционных норм посвящен безопасности; определены запреты

3 Золотухин С. В. К вопросу о концепции «третьего поколения прав человека» или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права. СПб. : Россия — Нева, 1992. С. 181—182.

4 Умнова И. А. Указ. соч. С. 48.

5 Умнова И. А. Указ. соч. С. 140.

на совершение определенных действий, направленных на создание угрозы безопасности (например, запрет на мятеж, вооруженное сопротивление и другие насильственные формы разжигания гражданской войны — в ст. 31); право на защиту человеком своих прав и свобод провозглашено в ч. 1 ст. 46, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Однако в Конституции РФ отсутствуют разделы, посвященные системе обеспечения мира и национальной безопасности; не регулируются основы статуса Вооруженных сил (аналогично конституциям других государств); отсутствуют нормы, закрепляющие право на мир и право на безопасность. Тем не менее в отдельных положениях Конституции РФ затронуты проблемы обеспечения и сохранения мира, что составляет правовую основу для российского законодательства.

Механизм защиты мира и, соответственно, права на мир представляет собой сложную систему гарантий соблюдения обязанностей по его поддержанию, что предусматривает, с одной стороны, ответственность за преступления и иные проступки против мира, а с другой — формирование механизма защиты мира как в рамках международного сообщества, так и в конкретных государствах. Например, в ст. 97 Конституции Эквадора 1998 г. закреплено право и обязанность граждан участвовать в поддержании мира и безопасности. В упомянутой выше ст. 22 Конституции Колумбии 1991 г. закреплены не только права на мир, но и обязанности по достижению и поддержанию мира.

Существуют права, которые дополняют, обеспечивают, укрепляют право на мир. Это право на безопасность, право на жизнь, право на развитие, право на неприкосновенность личности и др. Наибольшее внимание ученых привлекало право на безопасность, которое, согласно определению, представленному специалистами Глобального исследовательского центра развития (Global Development Research Center), включает в себя: 1) обеспечение безопасности личности

в период вооруженного конфликта, т.е. безопасности мирного населения и гражданских лиц; 2) обеспечение предметами первой необходимости в качестве гарантии выживания для всех в мирное время6.

На международно-правовом уровне неотъемлемая связь права на мир и права на безопасность была задана Уставом ООН, в преамбуле которого ставится цель «объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности». Право на мир и право на безопасность в системе прав нового поколения впервые обозначились в международно-правовых документах как коллективные права народов, и в некоторых из них право на мир и безопасность рассматривается как одно целое. В неразрывном виде право на мир и право на безопасность были провозглашены в Азиатско-Тихоокеанской декларации человеческих прав индивидов и народов 1988 г. — «право на мир и безопасность в своем коллективе, государстве, на Земле в целом». Норма, посвященная праву на безопасность, выделена в самостоятельную статью в Конституции Эфиопии 1994 г., в которой закреплено право каждого на личную безопасность (ст. 16).

В современных конституциях нередко мир и безопасность также стоят рядом как высшие ценности человеческого общества: это Конституция (Основной закон) Венгрии от 25 апреля 2011 г.; Политическая конституция Государства Боливия; Конституция Катара от 8 июня 2004 г.; преамбула Конституции Омана 1996 г. и др.). Чаще всего право на безопасность личности рассматривается в его взаимосвязи с правом на свободу или с правом на жизнь и здоровье. Так, согласно Конституциям Испании (ст. 17), Португалии (ст. 27), Перу (ст. 2) каждый имеет право на личную свободу и безопасность. По статье 7 Конституции Боливии 1967 г. (в ред. 2004 г.) каждый человек обладает такими фундаментальными правами, как право на жизнь, здоровье и безопасность. В соответствии со ст. 11 Конституции Нигера от 18 июля 1999 г.

6 Пащенко И. Ю. Актуальные проблемы международного гуманитарного права как новые вызовы современным международным отношениям // Политика, государство и право. 2016. № 4. URL: http://politika. snauka.ru/2016/04/3852 (дата обращения: 29 ноября 2017 г.).

каждый имеет право на жизнь, на здоровье, на безопасность, физическую и психическую неприкосновенность, на воспитание и образование в условиях, определенных законом. Согласно ст. 20 Конституции Либерии 1986 г. никто не может быть лишен жизни, свободы, безопасности личности, собственности, привилегий или каких-либо других прав иначе как по решению суда в соответствии с положениями Конституции и законов.

В определенных случаях право на мир связано с политическими правами и свободами: к примеру, свободой слова, свободой вероисповедания, правом на уличные шествия и мирные демонстрации и пр. Злоупотребление данными свободами и правами может спровоцировать нарушение мира. В этом контексте государства уделяют особое внимание в своих конституциях и законодательстве вопросам ограничения названных прав и свобод, повышению роли конституции как инструмента стабилизации государственного и общественного развития, примирения противоборствующих сторон и конфликтующих политических сил в государствах, где наблюдаются высокий уровень гражданского и политического противостояния, возникают внутренние вооруженные конфликты, где растущее напряжение создает угрозу гражданской войны, других крайних форм сопротивления органам государственной власти. Например, согласно п. 1 ст. 56 Конституции РФ «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения

безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия». Необходимость применения данных ограничений является вынужденной мерой в особых ситуациях и должна отвечать требованиям справедливости и пропорциональности, быть соразмерной конституционно значимым целям, обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов.

Таким образом, проведенный сравнительно-правовой анализ обозначил общее и особенное в конституционном регулировании права на мир в РФ и зарубежных странах, выявил недостаточный уровень их интеграции, определенные закономерности и различия в установлении комплекса правовых норм, определяющих круг и содержание права на мир, что позволило определить уровень отражения в Конституции РФ конституционной защиты права на мир, являющийся абсолютным приоритетом государственной политики России и целевым направлением деятельности каждого элемента государственной системы в отдельности. В связи с этим представляется необходимым обосновать конституционное закрепление в РФ права на мир в системе субъективных прав человека третьего поколения, гарантирующего состояние защищенности от угроз и вызовов жизни и здоровью каждому человеку.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. — М. : Московская школа прав человека, 2003. — 560 с.

2. Золотухин С. В. К вопросу о концепции «третьего поколения прав человека» или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права. — СПб. : Россия — Нева, 1992. — С. 181—185.

3. Пащенко И. Ю. Актуальные проблемы международного гуманитарного права как новые вызовы современным международным отношениям // Политика, государство и право. — 2016. — № 4. — URL: http://politika.snauka.ru/2016/04/3852 (дата обращения: 29 ноября 2017 г.).

4. Умнова И. А. Право мира : курс лекций. — М. : Эксмо, 2010. — 448 с.

Материал поступил в редакцию 19 февраля 2018 г.

CONSTITUTIONAL BASIS OF RIGHT TO PEACE REGULATION

ERSHOVA Yuliya Nikolaevna, Postgraduate of the Department of Constitutional and Legal Research

of the Russian State University of Justice

evv@rsuj.ru

117418, Russia, Moscow, ul. Novocheremushkinskaya, d. 69

Abstract. The paper presents a comparative study of the constitutional foundations of the regulation of the right to peace, which made it possible to identify the general and the particular in the constitutional regulation of the right to peace in the Russian Federation and foreign countries. It is shown that in the period of increasing globalization of modern society, conflicts are aggravating both within countries and between states, based on territorial, religious, inter-ethnic, socio-economic contradictions. The author justifies the position that the right to peace is the right of subjects, participants of legal relations to peace as the highest good. The provision of a globally coordinated response to threats to human rights that can be resolved only by joint actions at the national and international level is highlighted. Based on a comparative legal analysis of national constitutions, the author justifies the position about the need for constitutional enshrining in the Russian Federation the right to peace in the system of third generation subjective human rights, guaranteeing a state of protection from threats and challenges to life and health to everyone.

Keywords: right to peace, protection of peace, constitutional basis for regulating the right to peace, rights of the third generation, collective and individual right to peace.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Azarov A., Royter V., Khyufner K. Prava cheloveka. Mezhdunarodnye i rossiyskie mekhanizmy zashchity. — M. : Moskovskaya shkola prav cheloveka, 2003. — 560 s.

2. Zolotukhin S. V. K voprosu o kontseptsii «tret'ego pokoleniya prav cheloveka» ili «prav solidarnosti» // Sovetskiy ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. — SPb. : Rossiya — Neva, 1992. — S. 181—185.

3. Pashchenko I. Yu. Aktual'nye problemy mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava kak novye vyzovy sovremennym mezhdunarodnym otnosheniyam // Politika, gosudarstvo i pravo. — 2016. — № 4. — URL: http://politika.snauka.ru/2016/04/3852 (data obrashcheniya: 29 noyabrya 2017 g.).

4. Umnova I. A. Pravo mira : kurs lektsiy. — M. : Eksmo, 2010. — 448 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.