Научная статья на тему 'Конституционные основы и механизмы защиты гражданского общества'

Конституционные основы и механизмы защиты гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2899
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаршина А.М.

Положения Конституции Российской Федерации являются фундаментальной основой для развития гражданского общества. Однако на практике встречаются противоречия конституционных принципов и российских реалий как на федеральном, так и на региональном уровне. Автор рассматривает различные подходы к толкованию гражданского общества, обращаясь к трудам Платона, Аристотеля, Д. Локка, Ш. Монтескье, Г. Гегеля и К. Маркса. Сравнивая и анализируя их взгляды, автор приходит к наиболее общему определению гражданского общества.Анализируя основы конституционного строя Российской Федерации, автор выявляет существующие противоречия и предлагает пути их устранения. По мнению автора, конституционные основы являются фундаментом формирования гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional foundations of the Russian Federation are the fundamental provisions for the development of civil society, but in practice there is a contradiction of the constitutional principles and Russian realities, which contributes to the need to study this issue both at Federal and regional levels.This article considers the constitutional framework in collaboration with civil society. Initially, the Author considers various approaches to the interpretation of civil society, citing as examples the views of such scientists as D. Locke, Montesquieu, Hegel and Marx, comparing and analysing their views, the author comes to the most common definition of civil society.Analyzing the fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation, the author reveals the contradictions to them and offers solutions to address them, and identifies the principal mechanisms for the protection of constitutional rights and freedoms. In the end, the author comes to the opinion that the constitutional framework is the Foundation for the formation of civil society, since they contain provisions which form the basis of all public foundations, and therefore their elimination will contribute to the full development of civil society.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы и механизмы защиты гражданского общества»

УДК 342.41

Конституционные основы и механизмы защиты гражданского общества

Аннотация. Положения Конституции Российской Федерации являются фундаментальной основой для развития гражданского общества. Однако на практике встречаются противоречия конституционных принципов и российских реалий как на федеральном, так и на региональном уровне.

Автор рассматривает различные подходы к толкованию гражданского общества, обращаясь к трудам Платона, Аристотеля, Д. Локка, Ш. Монтескье, Г. Гегеля и К. Маркса. Сравнивая и анализируя их взгляды, автор приходит к наиболее общему определению гражданского общества.

Анализируя основы конституционного строя Российской Федерации, автор выявляет существующие противоречия и предлагает пути их устранения. По мнению автора, конституционные основы являются фундаментом формирования гражданского общества.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; конституционные права и свободы; конституционные основы; гражданское общество.

Abstract. Constitutional foundations of the Russian Federation are the fundamental provisions for the development of civil society, but in practice there is a contradiction of the constitutional principles and Russian realities, which contributes to the need to study this issue both at Federal and regional levels.

This article considers the constitutional framework in collaboration with civil society. Initially, the Author considers various approaches to the interpretation of civil society, citing as examples the views of such scientists as D. Locke, Montesquieu, Hegel and Marx, comparing and analysing their views, the author comes to the most common definition of civil society.

Analyzing the fundamentals of the constitutional system of the Russian Federation, the author reveals the contradictions to them and offers solutions to address them, and identifies the principal mechanisms for the protection of constitutional rights and freedoms. In the end, the author comes to the opinion that the constitutional framework is the Foundation for the formation of civil society, since they contain provisions which form the basis of all public foundations, and therefore their elimination will contribute to the full development of civil society.

Keywords: The Constitution of the Russian Federation; constitutional foundations; civil society.

Гаршина А.М.,

студентка юридического факультета Финансового университета H aLeksandra-garsh@yandex.ru

В

наше время весьма актуальны вопросы, связанные с гражданским обществом. Граждане, развиваясь и формируя свою правовую культуру, хотят сами участвовать в управлении государством и решать общественные дела. Однако зачастую из-за этого возникает множество проблем, так как каждый стремится действовать, руководствуясь своими интересами. Поэтому именно гражданское об-

Научный руководитель: Курилюк Ю.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры «Конституционное и муниципальное право».

щество призвано решить конфликты интересов и создать благоприятную среду для всех социальных слоев и классов.

Гражданское общество - это особое понятие, к единому толкованию которого еще не пришли, такой вывод можно сделать исходя из различных аналитических исследований, которые так или иначе затрагивают эту тему.

Нет точной даты появления самого термина «гражданское общество», однако можно утверждать, что он имеет довольно долгую историю. В античной философской это понятие появилось впервые у Цицерона, но оно также есть в трудах Платона и Аристотеля. Идеи, которые присутствовали в античности, являются базисом для всех последующих теорий гражданского общества.

По мнению Аристотеля, гражданское общество есть общество граждан, т.е. разницы между обществом и гражданским обществом нет

В своем знаменитом диалоге «Государство» Платон разделяет «частное», которое он относит к семье, и «общественное», которое принадлежит государству. При этом данные категории едины. Гражданское общество не может существовать как без государства, так и без до-государственного состояния общества. Вместе с тем оно является обязательным условием существования сообщества людей. Из этого следует, что «гражданское общество» равнозначно с обществом в современном понимании, и оно является основанием для обособления его от государства.

В «Политике» Аристотеля также присутствует разделение на «семью» и «общество», последнее, по сути, является государством. Семья - это «первичная ячейкой общества», которая является и подчиненной государству, и целью его существования. Государство у Аристотеля является союзом равноправных граждан, живущих в полисе или как общество, созданное из нескольких селений. Основой общества и государства Аристотель называет частную собственность, а целью - ее защиту. По мнению Аристотеля, гражданское общество есть общество граждан, т.е. разни-

цы между обществом и гражданским обществом нет.

Особое значение данное понятие стало приобретать в XIX веке, когда были опубликованы работы на эту тему. Например, Д. Локк в своих трудах представлял гражданское общество как социум, живущий по естественным законам вне политики [1]. В свою очередь Ш. Монтескье понимал гражданское общество как отношения между индивидом и государством, выраженные не напрямую, а через различные субъекты [2].

Многих ученых интересовал вопрос гражданского общества, например, Гегель считал, что гражданское общество - это совокупность групп с различными интересами, которые основываются на определенных потребностях, осуществляемых посредством труда [3]. В марксизме, в свою очередь, под этим термином понимались материальные отношения людей, образованные определенным способом производства. В настоящее время под гражданским обществом обычно понимают общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним [4].

Гражданское общество должно поддерживаться извне, и поэтому оно не может существовать без законодательно регулируемого правового государства. В нашей стране основным нормативно-правовым актом является Консти -туция, которая закрепляет принципы организации государства и его взаимоотношения с обществом и человеком, т.е. основы государственного строя. К конституционно-правовым основам относятся: федерализм, который разграничивает предметы ведения и полномочия между государственной властью Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, при этом обеспечивая целостность государства; демократический политический режим; республиканская форма правления,при которой органы государственной власти избираются на определенный срок, а граждане обладают различными правами; человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что предписывает государству предоставлять права в полном объеме и способствовать их реализации и защите; суверенитет многона-

ционального народа, т.е. верховенство народной власти; государственный суверенитет, что предполагает верховенство и независимость государственной власти Российской Федерации; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; признание России светским государством; Российская Федерация - социальное государство, что обязывает власть создавать и поддерживать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека; рыночная экономика, которая поддерживает различные формы собственности; идеологическое многообразие и политический плюрализм, которые запрещают установление единой идеологии и однопартийной системы. Именно на этих основах базируется все остальное законодательство, так как они являются ядром всего права. Конституционные основы закреплены в первой главе Конституции РФ и содержат всего 16 статей.

Основы конституционного строя являются фундаментальными в системе права, и поэтому им не должны противоречить остальные нормативные правовые акты. Так, например, ч. 1 ст. 4 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» полностью повторяет ст. 14 Конституции РФ. Также в п. 1 ст. 3 Уголовного Кодекса РФ прописано: «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений», что опять доказывает, что данный нормативный правовой акт основывается именно на главе 1 Конституции РФ. Приведем также в пример ФЗ «О референдуме в Российской Федерации», который гласит: «Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа...», что также соответствует Конституции.

Однако не все нормативные правовые акты полностью соответствуют Конституции РФ, и из-за этого возникают коллизии и противоречия в праве. К примеру, ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республикан-

ской формой правления». В то же время в п. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации прописано: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». Но разве может существовать государство внутри другого государства? Конституционный Суд в своем определении от 06.12.2001 г. № 250-О разъяснил, что понятие «республика» (государство), отражает особенности субъектов Российской Федерации, связанные с историческими, национальными и иными факторами, но никак не признает их полного государственного суверенитета. А это значит, что данное противоречие является мнимым и разрешать его не нужно.

В главе 1 ст. 21 Конституции Республики Та -тарстан говорится о том, что данный субъект имеет свое собственное гражданство. В Кон -ституции Республики Башкортостан данного положения нет, а это значит, что данные субъекты неравноправны,и это противоречит ч.1 ст. 5 Конституции РФ.

Гражданское общество должно поддерживаться извне, и поэтому оно не может существовать без законодательно регулируемого правового государства

На наш взгляд, необходимо устранить существующее противоречие,разработав единые начальные положения для всех субъектов Российской Федерации. К ним можно будет отнести следующие положения: провозглашение принципов демократии, законности, народовластия; сохранение единства и целостности территории; главенство прав и свобод человека и гражданина; разделения властей; наличие единого экономического пространства и единого гражданства.

Помимо того, что конституционно-правовые основы находят свое отражение во всех нормативных правовых актах, они в свою очередь имеют специфический механизм защиты. Раньше считалось, что само наличие Конституции уже гарантирует и реализует защиту основ государства и права. Однако сейчас мало кто придерживается данной точки зрения. Основам конституционного строя нужна защита как от внешних, так и от внутренних

угроз. При этом требуется не только противостоять различным угрозам,но и гарантированно противостоять им.

Защиту основ конституционного строя обычно перекладывают на государство. Однако представители государственной власти порой сами представляют опасность для конституционного строя, так как существует возможность обойти различные законы. Поэтому подлинная гарантия защиты основ конституционного строя базируется на организации общества, которая бы обеспечивала контроль, исключая любые попытки нарушения Основного Закона.

Президент Российской Федерации, согласно ст. 80 Конституции РФ, является гарантом Конституции, что означает его прямую ответственность за соблюдение ее основ. Федеральное Собрание принимает федеральные законы во исполнение и соблюдение Конституции РФ. А Правительство обязано следить за соблюдением Конституции и ее основ.

Российская Федерация - социальное государство, что обязывает власть создавать и поддерживать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека

Еще одной особенностью правовой охраны основ конституционного строя является то обстоятельство, что не только все государственные органы обязаны обеспечивать соблюдение конституционных норм и принципов, но и органы местного самоуправления также должны следить за соблюдением данных норм во всех населенных пунктах Российской Федерации.

Еще одним органом , призванным защищать и охранять конституционные основы, является Конституционный Суд. В его полномочия и функции входят: толкование Конституции и ее основ, проверка законов, подзаконных актов и международных договоров на непротиворечие Конституции.

Конституционно-правовые основы охраняют и различные нормативные правовые акты, например ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который регулирует порядок при-

обретения, восстановления и прекращения гражданства.

И еще одним важнейшим методом защиты конституционно-правовых основ является сложный механизм их изменения. В положения первой главы Конституции нельзя внести поправки, она изменяется и дополняется только всенародным голосованием. А перед ним, согласно п. 2 ст. 135, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Гражданское общество - это общество, в котором создаются все условия для благоприятного развития человека посредством наделения его определенными правами. Глава 1 Конституции Российской Федерации создает базу для формирования и развития этих прав, так как в ней закреплены основы конституционного строя. Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип народовластия, который формирует основы для становления и развития гражданского общества в демократическом государстве. Статья 13 Кон -ституции Российской Федерации устанавливает принцип идеологического многообразия и политического плюрализма, который также является основополагающим для развития гражданского общества. Таким образом, конституционные правовые основы являются базовыми для формирования гражданского общества.

Литература

1. Савноков Л.Л. Некоторые подходы к осмыслению гражданского общества// Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7 С. 101-105.

2. Тихомиров Ю.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10.

3. Демидова Л. А., Сергеев В. И. Адвокатура в России. М.: Юстицинформ, 2006. С. 569.

4. Дурнова И.А. Правовой механизм защиты основ конституционного строя Российской Федерации. Саратов, 2013. С. 226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.