Научная статья на тему 'Конституционные основы деятельности прокуратуры'

Конституционные основы деятельности прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1311
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА И СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ / CONSTITUTION RF / THE JUDICIAL SYSTEM / THE SEPARATION OF POWERS / THE RULE OF LAW / AND THE SYSTEM OF CHECKS AND BALANCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Забирова Д.Р.

В статье рассматривается генезис прокуратуры как органа государственной власти, точки зрения теоретиков и ученых относительно ее формирования и отношения к ветвям власти, соотношение конституционной нормы о прокуратуре с другими нормативными правовыми актами и мнением ученых-правоведов и юристов-практиков о конституционно-правовом статусе прокуратуры.The article discusses the Genesis of the Prosecutor's office as a public authority, the views of scientists on its relation to the branches of government, the relationship of the constitutional norm on the Prosecutor's office with other normative legal acts, and the opinion of legal scholars and practitioners on the constitutional and legal status of the Prosecutor's office.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы деятельности прокуратуры»

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ Д.Р. Забирова, студент

Научный руководитель: И.А. Кузнецов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10594

Аннотация. В статье рассматривается генезис прокуратуры как органа государственной власти, точки зрения теоретиков и ученых относительно ее формирования и отношения к ветвям власти, соотношение конституционной нормы о прокуратуре с другими нормативными правовыми актами и мнением ученых-правоведов и юристов-практиков о конституционно-правовом статусе прокуратуры.

Ключевые слова: Конституция РФ, судебная система, разделение властей, верховенство закона и система сдержек и противовесов.

Прокуратура РФ является одним из старейших и важнейших правоохранительных органов нашего государства, это единая централизованная система федеральных органов, уполномоченных осуществлять от имени государства надзор за соблюдением и исполнением законов в РФ, уголовное преследование, а также ряд иных функций.

Органы прокуратуры были созданы в 1822 году по указанию Петра 1 Великого для реализации основной задачи, которая была прописана в указе - «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, взяточничества, неправосудия и беззакония» [1, с. 172]. Далее история прокуратуры претерпевала различные изменения: с 1802 года институт прокуратуры стал частью образованного вновь Министерства Юстиции, а министр юстиции по должности стал именоваться генерал-прокурором, в 1864 г. Судебная реформа провозгласила, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В 1922 г. в правовую жизнь государства прокуратура вернулась, спустя 11 лет она закрепилась в статусе Прокуратуры СССР, а в 1936 году, в год «сталинской Конституции», она окончательно отсоединилась от системы юстиции и стала самостоятельным органом.

Со временем меняются многие государства, некоторые из них более отчетливо именуют себя постиндустриальными, прошедшими модернизацию с заметным

переходом к демократическому режиму и установившим законность в качестве основного средства развития государственности. Безусловно, органом, непосредственно связанным с реализацией данного принципа, принципа законности, является именно прокуратура [2, с. 50].

Стоит отметить, что в системе органов государственной власти прокуратура РФ занимает неоднозначное положение. Исходя из Конституции РФ и федеральных законов, она выполняет роль инструмента сдержек и противовесов в механизме разделения властей [3, с. 9], предложенной теорией Джона Локка и закрепившейся в законодательстве нашей страны и в большинстве развитых и развивающихся стран. Не входя ни в одну ветвь власти, она способствует функционированию государственных органов, олицетворяющих традиционные ветви власти, в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Несмотря на то, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти, она тесно взаимодействует с органами государственной власти в решении общих задач, которые стоят перед государством, что подтверждается обращением к статье 129 Конституции, помещенной в главе 7 «Судебная власть» [4].

Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, которая не подчиняется ни одному из органов государственной власти. В то же время неподчинение вовсе не означает отсутствия контроля:

контроль за деятельностью прокуратуры проявляется в установленном порядке предоставления полномочий прокурорам и отстранения их от должности, а главное -в судебном контроле за действиями прокуратуры. Подробно статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также в специальном законодательстве (процессуальном, военном и др.).

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации является предметом многочисленных дискуссий. Ученые и практики беспокоятся о судьбе российской правовой системы в целом и важнейшего института нашего времени -прокуратуры в частности.

Если подвести черту под всеми размышлениями ученых-правоведов над конституционно-правовым статусом прокуратуры и основах ее деятельности, то размышления ученых сходятся в мыслях о принципе разделения властей, где приверженцы одного лагеря заявляют, что прокуратура является частью судебной системы, так как единственная статья, помещенная в Конституции РФ и говорящая о Прокуратуре, это глава «Судебная власть».

В процессе подготовки проекта Конституции Российской Федерации вопрос о правовой природе прокуратуры стоял достаточно остро, что подтверждает информация, изложенная в лекции бывшего заместителя Генерального прокурора РФ Сабира Кехлерова, которую он провел 12 апреля 2013 года в стенах Государственной Думы РФ, где изложил свое негативное отношение к включению прокуратуры в главу «Судебной власти». Всю его позицию идеально охарактеризовала его фраза, не требующая никаких пояснений: «Ущербно ли это обстоятельство для прокуратуры?». Его оппоненты в 90-ых годах 20 века занимали другую позицию, и, в конце концов, было решено: статья «О прокуратуре» была помещена в главу «Судебная власть».

Однако прокуратуру нельзя отнести к судебной системе. В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федера-

ции осуществляется только судом; судебная власть осуществляется посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства. Прокуратура в данном случае будто сливается с судебными органами, тогда как список осуществляемых ими задач совершенно разный [5, с. 24]. Судебные органы решают только конкретные индивидуальные дела, не могут обеспечить постоянный и систематический контроль за деятельностью органов государственного управления и их должностных лиц. Очевидно, что верховенство закона обеспечивается контролем за исполнением законов и наказанием за несоблюдение закона. Из этих задач прокуратуре поручается только надзор, а суд, обеспечивающий законность гражданских и уголовных дел, призван решать вторую задачу. Стоит отметить, что включение прокуратуры в состав судебной власти приведет к нарушению основных принципов процессуального права и их деградации (диспозитивность, состязательность, равенство сторон) [6, с. 14].

Исходя из ФЗ «О прокуратуре РФ», мы видим, что основным предметом прокурорской деятельности является надзор за исполнением действующего законодательства (ст. 21) [7], которое, в свою очередь, из наших знаний теории государства и права является результатом деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти. И на этом строится еще одна теория, согласно которой прокуратура является представительной (законодательной) ветвью государственной власти. Но прокуратура не исполняет законы, а контролирует их исполнение, и в данном случае отношение прокуратуры к законодательной ветви власти можно обозначить как косвенное, то есть как ее контрольный орган [8, с. 539].

Если обратиться к ст.94 Конституции РФ, увидим, что законодательным органом является Федеральное Собрание, основная функция которого - это порядок разработки и принятия законов. Осуществление, исполнение, надзор за исполнением законов не входят в компетенцию законодательной власти, поскольку она не может заменить собой другие государственные

органы [9, с. 274]. Таким образом, функ- и исполнением законов федеральными ми-ции прокуратуры и законодательной вла- нистерствами, службами, иными феде-сти совершенно различаются. ральными органами исполнительной вла-

Сторонники третьего подхода исходят сти и органами исполнительной власти из того, что контроль за исполнением за- субъектов Российской Федерации [10, конов является функцией исполнительной с. 58]. Этот большой блок в надзорной ра-власти, поэтому прокуратура как надзор- боте прокуратуры является элементом ный орган должна принадлежать к этой сдерживания исполнительной власти. ветви власти. Однако ученые, занимающие Таким образом, подводя итог своим

такую позицию, могут возразить, вновь размышлениям, можно отметить разные опираясь на нормы Конституции Россий- правовые позиции ученых-правоведов в ской Федерации. Прокуратура не встраи- вопросе отношения прокуратуры к каждой вается в Исполнительную власть, ведь она из ветвей власти, и исходя из этого отно-выполняет конкретные функции, которые шения теоретически и строится конститу-отличаются от функций исполнительной ционно-правовой статус данного надзор-власти. Кроме того, прокуратура осущест- ного органа. вляет надзор за соблюдением Конституции

Библиографический список

1. Прокуратура Российской империи в документах, 1722-1917: хрестоматия / В.В. Лавров, А.В. Ерёмин, Н.М. Иванова; под. ред. Г.В. Штадлера. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. - 179 с.

2. Шалумов М.С.Проблемы функционирования прокуратуры в условиях формирования демократического правового государства: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.ю.н.: Спец. 12.00.11; [Урал. гос. юрид. акад.]. - Екатеринбург: 2002. - 50 с.

3. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей // Гос. Власть и местное самоуправление. - 2004. - № 1. - С. 9.

4. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Российская газета. 1993, 25 декабря.

5. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право. - 2006. - № 10. - С. 23-26.

6. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. -№ 5. - С. 14.

7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 14.07.2013) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 21.

8. Комментарий к Федеральному закону «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Генерального прокурора Ю.И. Скуратова. - М.: Норма, 1996. - 540 с.

9. Баглай М.В. Конституционное право России. Учебник для вузов. - М., 2006. - 370 с.

10. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. - М., 2007. - 440 с.

CONSTITUTIONAL FRAMEWORK OF THE PROSECUTOR'S ACTIVITY D.R. Zabirova, Student

Supervisor: I.A. Kuznetsov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The article discusses the Genesis of the Prosecutor's office as a public authority, the views of scientists on its relation to the branches of government, the relationship of the constitutional norm on the Prosecutor's office with other normative legal acts, and the opinion of legal scholars and practitioners on the constitutional and legal status of the Prosecutor's office.

Keywords: Constitution RF, the judicial system, the separation ofpowers, the rule of law, and the system of checks and balances.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.