Научная статья на тему 'Конституционные интересы личности: теория и практика их реализации'

Конституционные интересы личности: теория и практика их реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
795
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ / CONSTITUTIONAL RIGHTS / INTERESTS OF A PERSON / THEORETICAL ASPECT / PRACTICAL REALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Наталья Николаевна

В статье исследованы проблемы ценности интересов личности. Рассмотрены их место и роль в конституционно-правовой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL INTERESTS OF A PERSON: THEORY AND RACTICE OF THEIR REALIZATION

The problems of value of a person’s interests have been studied in the article. Their role and place in the constitutional-legal environment are considered.

Текст научной работы на тему «Конституционные интересы личности: теория и практика их реализации»

Конституционные интересы личности: теория и практика их реализации

Н.Н. Иванова, соискатель, Оренбургский ГАУ

Индивидуальный субъект конституционноправовых отношений (личность, гражданин) является основным участником данных отношений и именно ему отводится главенствующее место в правовом регулировании. Конституция Российской Федерации связывает законные интересы в основном с личностью. Согласно ч. 1

ст. 30 Конституции РФ [1] каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. В ч. 2 ст. 36 Конституции РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Реализация интересов личности предполагает лишь совершение действий, направленных на пользование определённым благом. Специфика интереса заключается в том, что он не обеспечен конкретной обязанностью. Следовательно, у носителя интереса нет правомочия требовать соответствующего поведения от других лиц. Однако любой интерес реализуется путём вступления субъекта — носителя интереса в правоотношения, что означает зависимость реализации интереса от действий других лиц. При этом в случае невозможности удовлетворения интересов своими действиями и бездействием лиц, которые могут реализовать интерес носителя, а также препятствий в осуществлении интереса со стороны третьих лиц или государства возможно использование какой-либо формы защиты.

В процессе реализации субъективного права или интереса мы не включаем правомочие субъекта обращаться к компетентным государственным органам в случае нарушения права или интереса соответственно. Например, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). Однако этому праву корреспондируют законные интересы субъекта: а) финансовое состояние позволить «охранять» здоровье и заботиться о нём надлежащим образом, качественно питаться, своевременно отдыхать; б) отсутствие ухудшающейся экологической обстановки, связанной, например, со строящимся в городе его проживания промышленным объектом; в) наличие квалифицированной медицинской помощи и так далее. Каждый имеет право на образование (ст. 34 Конституции РФ). Вместе с тем законные интересы многих могут выражаться в том, чтобы: а) родители смогли дать достойное образование своим детям и оно, в отличие от бесплатного, было бы им по карману; б) устроить детей в престижный вуз; в) встречающиеся малограмотные преподаватели не отбивали у студентов любовь к знаниям и так далее. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), но помимо того, что каждый имеет субъективное право (и даже не законный интерес) на действительно беспристрастное и независимое рассмотрение судом его дела, субъект правоотношения может иметь законные интересы: а) сжатые сроки рассмотрения дела; б) положительный итог судебного разбирательства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещённой законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интерес личности осуществляется также через призму участия в управлении делами на местном уровне. Одним из важнейших компонентов содержания понятия «местное самоуправление» является действие в интересах местного населения. Так, согласно п. 1 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [2].

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление — это решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения [3].

Интерес населения проявляется всегда в абстрактной форме и не фиксируется в законодательстве в виде корреспондирующих друг другу прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Подводя промежуточный итог изложенному, отметим, что даже если напрямую в тексте Конституции России о законных интересах как таковых не говорится, они, будучи «всепроникающей» категорией, в любом случае опосредуют отношения, регламентируемые нормами Основного Закона государства. Не может быть правоотношений, которые бы потенциально не вызывали возникновения законных интересов и весьма конкретных попыток их реализации. Вместе с тем не все законные интересы целесообразны, не все могут быть реализованы в силу объективных причин. Но они — фактор действия нормы права в обществе и её отражения в сознании людей в результате сопоставления с их личными интересами и потребностями.

Первое десятилетие действия Конституции РФ показало, что ответ на вопрос о том, возможно ли одновременное возрождение экономики и сохранение высокого уровня социальной защиты, скорее отрицательный, нежели положительный.

Социальные права требуют рассмотрения их как потребностей широких масс населения, обусловленных реалиями экономической и социальной жизни. Трудности в закреплении и, что особенно очевидно, в реализации их в России объясняются во многом тем, что социальные проблемы усугублены экономическими проблемами и проблемами с законностью, несовершенством самого государственного механизма и его неспособностью эффективно выполнять свои функции.

Связь социальных прав и экономики настолько очевидна, что породила конструкцию

«социально-экономических прав», действенную при отсутствии у граждан права на частную собственность и вытекающих из него прав. В условиях рыночной экономики более справедливо говорить о социальных и экономических правах, объекты которых имеют существенные отличия. Объект социальных прав является настолько важным специфическим признаком этой группы прав человека, что многие исследователи формулируют определение социальных прав, не отвлекаясь на иные характеристики.

Современное рассмотрение природы социальных прав требует их определения как основных неотъемлемых возможностей каждого человека, которые гарантируют защиту и поддержку со стороны общества и государства в случаях объективной возможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи; содействие в получении доступа к основным ценностям цивилизованного общества. В более сжатом виде социальные права могут быть определены как права в области социальной защиты, использование которых делает открытой для личности систему общественных благ.

Конституция России связывает законные интересы исключительно с понятием личности. Так, согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Также в соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьёй 45 Конституции России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно связана с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Предметом этой защиты является прежде всего безопасность личности, под которой понимается, исходя из положений Закона РФ «О безопасности», состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом сфера жизненно важных интересов

состоит из совокупности потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности.

По нашему мнению, для того чтобы научно объективно исследовать категорию «конституционные интересы личности» необходимо провести её классификацию, поскольку это позволит: а) получить специфический срез, необычную картину правового пространства государства, распространяющегося на категорию, граничащую с государственной волей и гражданским обществом одновременно; б) расширить сами границы понимания данной категории с точки зрения принадлежности различным носителям конституционных интересов — прав и обязанностей.

Конституционные интересы личности достаточно многообразны. Это определяется следующими причинами: 1) формально-определённое право порождает соответствующие его началам интересы участников правоотношений, прямо данным правом не запрещённые; 2) каждый участник правоотношений, реализуя диспозицию правовой нормы, соотносит характер предписания с его собственными интересами, что в случае их непротивоправности и обусловливает наличие охраняемых законом интересов.

А.В. Малько отмечает, что законные интересы могут классифицироваться на персонифицированные (индивидуальные) и неперсонифициро-ванные (общие) [4].

Вместе с тем в юридической литературе была высказана противоположная точка зрения. Так, по мнению Н.А. Шайкенова, «законные интересы характеризуются их единством для всех советских граждан. Последнее означает не тождество интересов всех советских людей, а их всеобщность, принадлежность в равной мере всем членам общества. Рассматриваемые интересы имеют общий, неперсонифицированный характер. Их субъектами являются, в принципе, все граждане, а не конкретно-определённая личность» [5].

Многие конституционные интересы принадлежат одномоментно достаточно большому числу субъектов, что свидетельствует об общности законных интересов, при этом характер заключённого в них стремления — индивидуален. Как верно, по нашему мнению, замечает В.В. Су-бочев, общий или индивидуальный характер, несмотря на распространённость определённых разновидностей законных интересов личности, не может быть положен в основу их классификационного деления.

По отраслевой принадлежности конституционные интересы личности логично, на наш взгляд, разделить на отраслевые и межотраслевые. К числу межотраслевых законных интересов

личности можно отнести: законные интересы, вытекающие из принципа равноправия (ч.1 ст. 19 Конституции РФ), и законные интересы, связанные с охраной жизни, здоровья, чести, достоинства и других неотъемлемых от личности благ и ценностей (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). К отраслевым законным интересам личности относятся материально-правовые и процессуально-правовые интересы. При этом данные конституционные интересы выходят за рамки Основного Закона, а закрепляются в нормах административного, уголовного, трудового, семейного, уголовнопроцессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального и других отраслей законодательства.

По характеру конституционные интересы личности могут быть классифицированы на материальные и духовные. По сферам своего проявления конституционно-правовые интересы личности могут подразделяться на политические, социально-экономические, культурные и другие сферы жизнедеятельности личности. Среди политических наиболее распространены законные интересы, касающиеся формирования органов представительной власти федерального, регионального и местного уровней (ч. 3 ст. 3, ст. 32 Конституции РФ), участие граждан в допускаемых формах волеизъявления (ст. 30 и ст. 31 Конституции РФ).

В зависимости от функциональной роли можно выделить, на наш взгляд, конституционные интересы, выполняющие регулятивную функцию и конституционные интересы, выполняющие охранительную функцию. К первой категории интересов, выполняющих регулятивную функцию, можно отнести интерес личности на доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), интерес личности на участие в уголовном процессе в качестве присяжного заседателя (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ), интерес личности

на оплачиваемый ежегодный отпуск при работе по трудовому договору (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). В качестве примеров конституционных интересов, осуществляющих охранительную функцию, можно назвать следующие интересы: интерес личности в сохранности имущества, имеющего историческую и культурную ценность (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ), интерес личности, как потерпевшего в уголовном деле, на возмещение имущественного ущерба и морального вреда с виновных лиц (ст. 52 Конституции РФ).

В завершение анализа понятия «интерес личности» в конституционно-правовом аспекте следует сделать следующие выводы: во-первых, потребности личности определяют интересы и лежат в их основе. Интерес одной личности находится во взаимодействии с интересами других личностей, а также с интересами общества и государства. Во-вторых, личность, как и коллективные субъекты (государство и общество), является основным участником конституционно-правовых отношений. Будучи наделённой конституционными правами, личность является основным носителем законного интереса в конституционно-правовых отношениях. В-третьих, интерес личности как способ претворения стремления лица к определённому благу неотделим от процесса его реализации в форме правоприменения конституционноправовых норм.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 декабря.

2. Европейская хартия местного самоуправления от 28 февраля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.03 года // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Малько А.В. Законные интересы советских граждан. М.: Юридическая литература, 2000. С. 102.

5. Шайкенов Н.А. Категория интереса в советском праве. М.: Юридическая литература, 2000. С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.