Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ИНТЕРЭКОПРАВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ИНТЕРЭКОПРАВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ИНТЕРЭКОПРАВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ (ПРИРОДНУЮ) СРЕДУ / INTERNATIONAL LAW OF ENVIRONMENTAL PROTECTION / INTERECOLAW / THE CONSTITUTIONAL GUARANTEES ON FAVORABLE NATURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

Формирование международного права окружающей среды (интерэкоправа) представляет значительный теоретический и практический интерес, учитывая, что в последние годы усилилось влияние принципов и норм международного права на систему норм, обеспечивающих экологическую безопасность в Российской Федерации. В статье исследуются вопросы истории становления и развития международного права охраны окружающей среды, международных договоров, как его источников, их имплементации в Российское конституционно-правовое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional guarantees of the international law of environmental protection (interecolaw) in the Russian Federation

Taking into account the fact that in recent years the influence of the principles and norms of international law on the system of norms ensuring environmental safety in the Russian Federation has increased, the formation of international environmental law is of considerable theoretical and practical interest. The article examines the history of the formation and development of international law of environmental protection, international treaties as its sources, their implementation in the Russian constitutional-legal space.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ИНТЕРЭКОПРАВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ИНТЕРЭКОПРАВА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук» (ИГП РАН). E-mail: evsfrf@gmail.com

Краткая аннотация: формирование международного права окружающей среды (интерэкоправа) представляет значительный теоретический и практический интерес, учитывая, что в последние годы усилилось влияние принципов и норм международного права на систему норм, обеспечивающих экологическую безопасность в Российской Федерации. В статье исследуются вопросы истории становления и развития международного права охраны окружающей среды, международных договоров, как его источников, их имплементации в Российское конституционно-правовое пространство.

Abstract: taking into account the fact that in recent years the influence of the principles and norms of international law on the system of norms ensuring environmental safety in the Russian Federation has increased, the formation of international environmental law is of considerable theoretical and practical interest. The article examines the history of the formation and development of international law of environmental protection, international treaties as its sources, their implementation in the Russian constitutional-legal space.

Ключевые слова: международное право охраны окружающей среды, интерэкоправо, конституционные гарантии на благоприятную окружающую (природную) среду.

Keywords: international law of environmental protection, interecolaw, the constitutional guarantees on favorable natural environment.

Имплементация принципов и норм международного права в национальное законодательство одна из тенденций его развития. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (далее Конституции), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции). Межгосударственное сотрудничество, направленное на решение экологических проблем, обусловливает интерес к созданию универсальных моделей внутригосударственного правового регулирования охраны природной среды. При этом, принцип международного права, о признании суверенного права каждой страны на внутреннюю политику, в том числе в сфере экологической безопасности, не предполагает отсутствия обязанности обеспечивать, в рамках национальной юрисдикции, режим, гарантирующий отсутствие угроз ущерба природной среде других государств.

Проблемы, возникающие при решении экологических задач, обусловили возникновение международного права окружающей среды - интерэкоправа[3] - определяемого, как совокупность норм и принципов, регулирующих международные отношения в сфере защиты природной среды. Значимость взаимных усилий, предопределяет необходимость диалога между странами, как в двустороннем, так и в многостороннем формате, результатом которого становится международный договор, количество которых с каждым годом неуклонно растет. В настоящее время принято более 1200 многосторонних международных экологических соглашений и более 2100 двухсторонних1. Исследователи [1, С. 57-62] выделяют четыре этапа становления и развития международного сотрудничества в сфере охраны природы. Начало первого этапа объединения усилий

разных стран в целях защиты природы и отдельных ее компонентов (1902-1948 гг.), связывают с принятием первого международно-правового документа в сфере охраны фауны - Парижской Конвенции 1902 г., посвященной охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Через десять лет в 1912 г. принимается международная Конвенция по сохранению морских котиков и морских бобров (каланов). Однако самым важным событием этого периода, считается проведение в 1913 г. в Берне (Швейцария) первой международной конференции, посвященная охране природы. Второй этап (1948-1972 гг.), связывают с созданием и началом деятельности Организации Объединенных Наций далее, ООН), которой в настоящее время принадлежит ведущая роль как в международном экологическом сотрудничестве, так и в принятии действенных мер по охране природы и отдельных ее компонентов. Конференция ООН по окружающей среде 1972 г. стала самым значительным событием в ходе развития международного экологического права. На ней был обозначен глобальный характер воздействия человека на окружающую среду, который в некоторых случаях превышает возможность природной среды к самовосстановлению, что обусловливает выделение третьего этапа (1972-1992 гг.). В одном из основных документов, принятых Конференцией - Стокгольмской Декларации по окружающей среде2, сформулированы экологические принципы, которые стали правовой основой для последующего осуществления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Кроме того, в 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию природы, содержащую основные принципы охраны окружающей среды. В Хартии провозглашается, осознание потребности сохранения экологического равновесия, что делает необходимым принятие действенных мер в этом направлении, в виде создания специальных про-

Реестр международных экологических соглашений: International Environmental Agreements. Database Project. Электронный ресурс http://iea.uoregon.edu. Дата обращения 21.08.2019.

Действующее международное право в 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчико-ва. - М., 1997. - Т. 3. С.682-687.

Междунродное право; Европейское право

грамм и административных структур. Началом четвертого этапа считают проведение Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Ее основные решения были сформулированы в Декларации о принципах политики в области охраны окружающей среды. В дальнейшем, утвержденная на конференции «Повестка дня на XXI век» закрепила вектор общественного развития, в направлении достижения баланса между экономическими, социальными и экологическими интересами общества.

Количество источников интерэкоправа с каждым годом увеличивается. Однако, рядом исследователей отмечается, что, несмотря на увеличивающееся число экологических катастроф, государствами, зачастую не принимаются адекватные меры для внедрения закрепленных в международных актах принципов, направленных на достижение экологического благополучия[5]. Между тем, именно организация четкой системы взаимодействия государственных структур, в направлении, определяемом международными соглашениями, может обеспечивать решение экологических проблем Процесс активного правотворчества, в ходе которого принимаются экологические международно-правовые акты, направлен на сближение, или даже унификацию нормативно-правового регулирования в области охраны природной среды. В феврале 1992 г. в Москве было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, предметом которого стали не только вопросы, касающиеся взаимных обязательств по разработке и принятию законодательных актов, экологических норм и стандартов в области природопользования и охраны окружающей среды, но и оценка, ранее заключенных международных соглашений. Предполагается, что направление, в котором будет происходить национальное регулирование отношений по охране природы, должно быть сформулировано в актах, реализующих государственную экологическую политику. В этой связи большое значение занимают конституционные положения, закрепляющие гарантии на благоприятную окружающую(природную) среду.

Природопользование, зачастую предполагает нарушение существующего экологического баланса, что обусловливает необходимость защиты и обеспечения таких базовых конституционно значимых ценностей, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, как экологическая безопасность и здоровье граждан. Конституция Российской Федерации, содержит ряд норм, совокупность которых можно рассматривать, как особый правовой институт - институт конституционно-экологических прав. Структурными элементами этого института, являются нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с воздействием на природную среду, сформулированные в разных статьях Конституции. Три элемента, установлены в ст. 42 Конституции, определяют, что каждый имеет право на благо-

приятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На Стокгольмской Конференции ООН по окружающей среде, в Декларации принципов, наряду с правами человека на свободу и равенство, в качестве основного провозглашено право человека на «...благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь»1. Праву каждого на благоприятную среду корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах. Лица, проживающие на неблагополучных с экологической точки зрения территориях вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом для ликвидации экологических бедствий. Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья включают комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, законодательством предусмотрена обязанность государства устанавливать специальные требования при проведении разного вида работ, изменяющих состояние природных объектов, например к пользователям недр, государство применяет особые требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией, свидетельством или дипломом на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений2.

Конституционное право на достоверную информацию

0 состоянии окружающей среды основано на положениях Всемирной хартии природы 1982 г., руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений, Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте3. С целью получения достоверной информации созданы такие учреждения, как информационная система по законодательству в области охраны окружающей среды (Environmental Law Information System (ELIS), созданный в 1970 г., международная информационная система по окружающей среде (International Environmental Information System (INFOTERRA)4, всемирный центр мониторинга охраны природы (World Conservation Monitoring Centre (WCMC), созданный в 1981 г., глобальная информационная база данных о ресурсах (Global Resource Information Database (CRID-UNEP)5, Европейская сеть

1 Действующее международное право в 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчико-ва. - М., 1997. - Т. 3. С.682-687.

2 Постановление КС РФ N 7-П от 11.03.1996.

3 Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-42-krf

4 Год создания: 1977г. Участники: 149 стран.

5 Год создания: 1985г. Участники: страны-члены ООН.

по информации и наблюдению за окружающей средой (European Environment Information and Observation Networ) (Год создания: 1990г. Участники: государства члены Европейского Союза), и другие международные организации. Деятельность информационных систем, занимающиеся сбором данных связанных с загрязнением и охраной природы укрепляет взаимодействие между различными природоохранными организациями, позволяет координирует действия по защите окружающей среды.

Реализация права на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением, нуждается в дополнительном регулировании. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба, и, в некоторых международных актах в области охраны окружающей среды (например, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.)), устанавливается ответственность за ущерб от загрязнения. Ущерб, причиненный природной среде за пределами территории государства, - трансграничный ущерб может быть основанием ответственности государства, в случае если оно - участник соответствующего международного договора. Ответственность за нарушение международных обязательств не исключает обязанности возместить причиненный ущерб. В случае осуществления деятельности, прямо запрещенной международными договорами. Российская правоприменительная практика затруднена особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством. Выраженная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации (далее, КС РФ) (Постановление КС РФ N 18-П от 01.12.1997), заключается в том, что эти особенности должны обеспечивать гарантированную стабильность при реализации предусмотренного Конституцией (ст. 42) права каждого на возмещение ущерба. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

Конституция устанавливает (ст. 58), что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, это корреспондирует положениям ст. 23 Всемирной хартии природы (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 октября 1982 г. N 37/7 "Всемирная хартия природы». Текст резолюции официально опубликован

не был), «Каждый человек в соответствии с законодательством своей страны должен иметь возможность участвовать индивидуально или коллективно в процессе разработки решений, непосредственно касающихся окружающей его природной среды, а в случае нанесения ей ущерба или ухудшения ее состояния должен иметь право использовать все средства для ее восстановления». Тем самым, предполагается, что на государстве лежит обязанность создать систему мер, направленных на соблюдение органами государственной власти, орланами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами норм, обеспечивающих бережное отношение к природной среде. Эти общие экологические обязанности развиваются и конкретизируются в природоохранном законодательстве. Государство, провозгласив гарантии защиты экологических прав граждан, обязано обеспечить их реализацию, соблюдение, защиту, и установить ответственность, за их нарушение. Как определил в одном из своих решений КС РФ - Правительство РФ согласно Конституции (п. "в" ч. 1 ст. 114) обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (Определение КС РФ N 14-О от 08.02.2001).

Таким образом, следует отметить, что значимостью сохранения баланса между зоологическими и другими конституционными правами обусловлено включение в российское законодательство механизмов, институтов, норм, обеспечивающих соблюдение и защиту экологических прав, создание системы мер для их реализации, осуществления действенного международного и государственного контроля за их соблюдением[2]. Реализация конституционного права каждого на благоприятную природную среду, осуществляется исходя из комплексного, системного подхода, реализуя возможности интерэкоправа, как части международного

Подводя итог, следует отметить, что международное сообщество уделяет большое внимание вопросам защиты природы и обеспечению экологической безопасности. Охрана от посягательств на природную среду как обязательство по международным договорам с участием Российской Федерации, в соответствии с Конституцией является составной частью ее правовой системы. Статьи 42 и 58 Конституции, устанавливают право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязанность сохранять и бережно относиться к природе, и обеспечение экологической безопасности, являются основой конституционно-правового регулирования в Российской Федерации, отношений в экологической сфере, корреспондирующим положениям международных договоров.

Библиография:

1. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека. Учебное пособие. - Минск, 1999. С.248.

2. Виноградова Е.В. Правозащитная функция уголовно-экологических норм М., 2015. Изд-во Эдипус. С.7.

3. Выстробец Е.А. Интерэкоправо и экологичность. Электронный ресурс - https://cyberleninka.ru/viewer_images/18003100/f/3.png.

4. Действующее международное право в 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М., 1997. - Т. 3. С.882.

5. Транин, А.А. Правовые проблемы экологического развития современной России: монография / А.А. Транин. - М.: Юрлитинформ, 2015. - С. 224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.