Научная статья на тему 'Конституционноправовой статус молодежных общественных объединений в России и странах СНГ'

Конституционноправовой статус молодежных общественных объединений в России и странах СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1205
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ASSOCIATIONS / YOUTH ASSOCIATIONS / CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS / CIVIL SOCIETY / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВОЙ СТАТУС / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова С.Р.

В результате анализа действующего законодательства Российской Федерации и стран постсоветского пространства была определена специфика правового статуса института молодежных общественных объединений. Автором выявлена их правовая сущность и выделены основные признаки, на основе которых было дано авторское определение данной дефиниции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сулейманова С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONALLEGAL STATUS OF YOUTH ASSOCIATIONS IN RUSSIA AND IN THE CIS

The specifi city of the legal status of the institute of youth associations was determined as a result of the analysis of the current legislation of the Russian Federation and post-soviet countries. The author revealed the legal nature and basic features, on which the author's defi nition was given.

Текст научной работы на тему «Конституционноправовой статус молодежных общественных объединений в России и странах СНГ»

УДК 581.1

С.Р. СУЛЕЙМАНОВА

аспирант, кафедра конституционного и муниципального права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: Safina_899@mail.ru

UDC 581.1

S.R. SULEYMANOVA

Graduate student, Department of Constitutional and Municipal Law, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian

Federation E-mail: Safina_899@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ

CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS OF YOUTH ASSOCIATIONS IN RUSSIA AND IN THE CIS

В результате анализа действующего законодательства Российской Федерации и стран постсоветского пространства была определена специфика правового статуса института молодежных общественных объединений. Автором выявлена их правовая сущность и выделены основные признаки, на основе которых было дано авторское определение данной дефиниции.

Ключевые слова: общественные объединения, молодежные общественные объединения, конституционно-правовой статус, гражданское общество, Содружество Независимых Государств

The specificity of the legal status of the institute of youth associations was determined as a result of the analysis of the current legislation of the Russian Federation and post-soviet countries. The author revealed the legal nature and basic features, on which the author's definition was given.

Keywords: associations, youth associations, constitutional-legal status, civil society, Commonwealth of Independent States.

Конституционно-правовая природа молодежных общественных объединений, выступающих одновременно в качестве субъекта и объекта государственной молодежной политики, уже на протяжении более 20 лет остается объектом острых научных дискуссий как в России, так и в иных странах постсоветского пространства.

Автор, принимая во внимание факт того, что становление и развитие молодежных общественных объединений, как и иных важнейших институтов гражданского общества, во многом определяется социальными и политическими закономерностями того или иного государства, зачастую не всегда подвластными законодателю, особое внимание обращает на действующее законодательство России и стран СНГ, ведь именно оно и придает молодежным общественным объединениям свойственную им специфику и обозначает правовой статус.

В первую очередь обратимся к законодательству Российской Федерации, на территории которой молодежные общественные объединения как особый тип общественных объединений осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Несмотря на то, что в тексте Основного закона страны нет специальных статей, регламентирующих статус молодежных общественных объединений, их место и роль в системе политических институтов, можно утверждать, что конституционали-

зация данных объединений воплотилась в ряде конституционных норм, содержащихся в первом и во втором разделах Конституции РФ [1] .

Прежде всего, к ним следует отнести положения статьи 13 Конституции нашей страны. Так ч. 1 данной статьи закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны, тем самым исключив возможность существования в России государственной или обязательной идеологии и сделав возможным становление и развитие политической системы страны. Признание идеологического многообразия означает существенное сужение пределов государственной власти, поскольку из-под контроля власти выходит сфера идеологии, а значит, особое значение приобретают индивидуальные и коллективные права граждан, их объединения (в том числе и молодежные общественные объединения).

Также, в ч. 4 вышеуказанной статьи закрепляется равенство общественных объединений перед законом, что несет в себе большую смысловую нагрузку и может проявляться двояко. С одной стороны, это говорит о равенстве их прав и обязанностей в общественной и хозяйственной деятельности, с другой - о равенстве отношений общественных объединений с государством и его органами.

Право на объединение, закрепленное в ч.1 статьи 30, является правовой основой образования и деятельности всех видов общественных объединений: политических

© С.Р. Сулейманова © S.R. Suleymanova

партий, профессиональных союзов, молодежных и детских общественных объединений, некоммерческих, благотворительных и прочих организаций. Однако в основе их всех лежит право каждого человека на объединение, которое включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений [2] .

Наконец, основы правового статуса общественных объединений устанавливают и гарантируют и ряд других норм Конституции, без которых существование общественных объединений было бы невозможно. Например, к таким нормам можно отнести положения статей 28, 29, 31, 32 Конституции РФ.

Таким образом, на основе подробного рассмотрения норм Конституции Российской Федерации можно сделать вывод о конституционно-правовом статусе молодежных общественных объединений, так как особенность их юридической природы и сущности заложена Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Действующим комплексным законом, содержащим права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, регулирующим порядок их создания, деятельности реорганизации и (или) ликвидации, является Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» [3]. Данный Закон выступает базовым в отношении каждого специального закона, регулирующего отдельный вид общественных объединений. При этом важно учитывать, как взаимодействуют и как применяются нормы данного закона в отношении каждого отдельного общественного объединения. В данном случае нас интересует их применение в отношении молодежных общественных объединений. Если, например, некоммерческие и благотворительные организации попадают в сферу правовой регламентации данного закона лишь частично, то молодежные общественные объединения попадают в нее полностью. Это, прежде всего, вытекает из статьи 4 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая закрепляет, что «деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом» [4].

Таким образом, в отличие от других объединений деятельность молодежных общественных объединений специальным законом не урегулирована, так как Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [5] норм прямого действия не содержит и, по сути, регулирует лишь вопросы государственной поддержки таких объединений.

Между тем хотелось бы отметить, что в научной литературе и исследованиях ряда специалистов области

государственной молодежной правовой политики неоднократно поднимался вопрос о необходимости закона «О молодежных общественных объединениях». Однако на сегодняшний день ряд исследователей, например А.В. Кочетков, А. А. Шашенков, А. А. Зеленин и другие, придерживаются точки зрения о необходимости разработки и принятия комплексного Федерального закона «О государственной молодежной политике», который в том числе призван был бы урегулировать и деятельность молодежных общественных объединений [6].

Прежде чем продолжить исследование и перейти к рассмотрению законодательства отдельных стран, нельзя упустить из внимания факт того, что на тридцать восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 23 ноября 2012 года №38-10 принят модельный закон «О государственной молодежной политике» [7]. Данный закон представляет собой законодательный акт рекомендательного характера, содержащий в систематическом изложении общие для государств-участников СНГ задачи и направления в сфере молодежной политики. Из этого следует, что он призван задавать лишь общую тенденцию правовой регламентации государственной молодежной политики, а это значит, что правовые акты государств-участников СНГ, регламентирующие данную сферу общественных отношений, могут значительно отличаться от положений модельного закона, тем более что в подавляющем большинстве стран СНГ они были приняты задолго до принятия модельного закона. Мы можем предположить, что основной задачей принятия данного акта явилось устранения пробелов в национальном законодательстве стран СНГ и необходимость приведение его в соответствие с современными тенденциями развития государственной молодежной политики.

Ранее на основе анализа положений Конституции Российской Федерации мы выяснили, что молодёжные общественные объединения, действующие на территории нашей страны, обладают конституционно-правовым статусом. Теперь нам предстоит выяснить, обладают ли таким же статусом молодежные объединения иных стран СНГ. Исходя из анализа положений Конституций стран СНГ, можно сделать вывод о том, что общественные объединения (в том числе и молодежные) имеют под собой конституционно-правовую основу, определяющую и их правовой статус. Для более детального анализа дефиниции института молодежных общественных объединений обратимся к отдельным нормативно-правовым актам стран СНГ.

Особенности конституционно-правового статуса молодёжных и детских общественных объединений регламентируются Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. №305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» [8]. Данный Закон под молодежными и детскими общественными объединениями понимает молодежные и детские религиозные организации, а также молодежные и студенческие объедине-

ния, являющиеся профессиональными союзами.

Как мы выяснили ранее, подобный Федеральный закон действует и на территории Российской Федерации, и в этом смысле можно провести некую параллель белорусского законодательства с российским. Однако в отличие от российского законодательства в Белоруссии принят и действует Закон от 24 апреля 1992 г. №2 1629-Х11 «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [9], согласно которому молодежные общественные объединения официально признаются субъектами государственной молодежной политики. Кроме того, именно в данном Законе содержится глава IV, полностью посвященная регулированию правового положения молодежных общественных объединений в Республике Беларусь, а в статье 17 законодатель вновь дает нормативное определение дефиниции института молодежных объединений.

Таким образом, из проведенного выше анализа законодательства Республики Беларусь мы видим, что законодатель в очень логичной и лаконичной форме урегулировал все аспекты правового положения института молодежных общественных объединений, закрепил за ним индивидуальные права, свободы и гарантии деятельности, обозначил верхнюю и нижнюю возрастные границы участников таких объединений и дал нормативное определение данной дефиниции [10].

Достаточно полным и урегулированным с точки зрения рассмотрения института молодежных общественных объединений является и законодательство Республики Таджикистан. Несмотря на то, что Закон Республики Таджикистан №258 «Об общественных объединениях» не содержит трактовки понятия молодежного объединения, его определение дается в Законе Республики Таджикистан от 15 июля 2004 года №52 «О молодежи и государственной молодежной политике», под которым понимается добровольная организация, созданная по инициативе молодежи, объединяющаяся на основе общности интересов для решения единых целей, задач и социальной защиты. Кроме того, по степени и форме правовой регламентации института молодежных объединений законодательство Республики Таджикистан во многом напоминает законодательство Туркмении.

Что касается законодательства ряда иных стран СНГ, то они в своих специальных базовых законах таких детальных норм в отношении дефиниции молодежных объединений не содержат, а оговаривают лишь общие черты их правового статуса.

Так, например, Закон Республики Узбекистан от 20 ноября 1991 года № 429-Х1 «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» [11]закрепляет, что наряду с органами государственной власти и управления субъектом государственной молодежной политики является также молодежь - в лице своих общественных объединений. При этом данный Закон содержит и трактовку молодежных объединений, и определяет верхнюю возрастную границу участников таких объединений, однако каких-либо иных деталь-

ных норм в отношении молодежных объединений он не предусматривает. Таким же образом вопрос о правовом статусе молодежных объединений решается и в законодательствах таких республик, как Кыргызстан, Азербайджан и Украина. Однако согласно законодательству последней членами и участниками молодежных объединений могут быть лица в возрасте от 14 до 35 лет.

Однако, в законодательстве стран СНГ встречается и такая практика, когда при наличии базового закона в области государственной молодежной политики правой статус молодежных объединений все же определяется общими законами, затрагивающими правовой статус общественных объединений в целом [12].

Так, согласно Закону Республики Казахстан от 31.05.1996 № 3-1 «Об общественных объединениях» [13] общественными объединениями являются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. При этом законодатель не дает определения понятию молодежных объединений и ни разу не упоминает про данный институт в самом тексте Закона. Кроме того, законодательство Республики Казахстан, в отличие от законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, не предусматривает специального закона, регулирующего государственную поддержку таких объединений. Между тем, на территории Казахстана, так же как и в Белоруссии, принят и действует специальный Закон №2 581-11 «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» [14].

Между тем, необходимо заметить, что в большинстве стран СНГ на сегодняшний день не приняты специальные законы, регламентирующие порядок предоставления государственной поддержки молодежным общественным объединениям. Как мы уже успели отметить, иногда законодательная практика стран СНГ такова, что данная область общественных отношений регулируется отдельным законом, затрагивающим все сферы государственной молодежной политики.

Таким образом, на основе вышеизложенного автор может сделать следующие научно-теоретические выводы.

Во-первых, Конституции всех без исключения стран постсоветского пространства закрепляют и гарантируют в своих положениях важнейшее право человека на объединение с другими в целях достижения общих целей, не противоречащих законодательству той или иной страны. В связи с этим можно сделать вывод о том, что общественные объединения, в том числе и молодежные, обладают на территории этих стран особым конституционно-правовым статусом.

Во-вторых, законодательство всех стран СНГ, за исключением нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Казахстан, закрепляет нормативное определение дефиниции института молодежных общественных объединений, что указывает на особую правовую, теоретическую и практическую значимость рассматриваемого правового явления. В свою очередь,

законодатель Российской Федерации и Республики Казахстан при обращении к данной дефиниции исходит из правовой природы общественного объединения как такового и проектирует его правовой статус и сущность, в том числе и на молодежные объединения, при этом не акцентируя внимания на его особенностях и специфике, которые прослеживаются в отдельных законодательных актах.

В-третьих, исходя из определения законодательства Российской Федерации и стран постсоветского пространства о молодежных общественных объединениях и об общественных объединениях в целом, можно выделить ряд существенных признаков данного вида объединений, к которым можно отнести добровольность, общность интересов, наличие общих целей, законность, самоуправление, равноправие, некоммерческий характер деятельности и особый субъектный состав.

Признак добровольности является одним из важнейших и основополагающих в процессе реализации права на объединение, при создании и осуществлении деятельности молодежных общественных объединений. Он имеет двоякое значение: с одной стороны, он означает, что молодежь создает общественные объединения и вступает в них на добровольной основе в результате свободного волеизъявления, с другой стороны, что молодые люди, не удовлетворенные по каким-либо причинам пребыванием в общественном объединении, могут беспрепятственно из него выйти.

Законодательство стран постсоветского пространства исходит из того, что общественное объединение создается молодежью для реализации и защиты общих интересов. Следовательно, оно может выступать только от собственного имени или от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-то социальных слоев населения. Ученые-конституционалисты также отмечают, что общность интересов может возникнуть не только на стадии создания объединения у его учредителей, но и в ходе деятельности объединения - у граждан, желающих вступить в созданное объединение либо участвовать в проводимых им акциях.

Общность интересов предполагает наличие общей цели у объединения, ради которой и объединились его учредители. Наличие уставных целей - неотъемлемый признак любого общественного объединения, в том числе и молодежного, без которого создание организации невозможно. Обращая внимание на данный признак, важно отметить, что зачастую законодатель уже в определении понятия конкретизирует в отношении молодежных общественных объединений такие цели, как обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи (Республика Беларусь, Республика Туркменистан), обеспечение социального становления и всестороннего развития молодёжи в области воспитания и развития подрастающего поколения и решение проблем молодежи (Республика Молдова) и т.д.

Кроме того, нормативные правовые акты стран СНГ в области регулирования правового положения общественных объединения в целом и конкретно молодежных объединений закрепляют, что уставные цели таких

объединений не должны противоречить действующему на территории той или иной страны законодательству. Тем самым, законодатель выделяет еще один важный признак, характерный для всех видов общественных объединений, - признак законности. С одной стороны, данный признак в отношении молодежных общественных объединений означает, что сами цели таких объединений не должны носить экстремистский и антиконституционный характер, а с другой стороны, что сам порядок регистрации, ликвидации, реорганизации или принятия и изменения устава молодежных объединений должны исходить из требований отдельных законодательных актов. В ряде стран-участников СНГ обязательным требованием к молодежным объединениям является государственная регистрация таких объединений в форме некоммерческого юридического лица. К таким странам относятся: Республика Беларусь, Республика Таджикистан, Республика Таджикистан. Ряд иных стран СНГ предусматривают различные организационно-правовые формы таких объединений, в том числе и молодежные движения, которые могут осуществлять свою деятельность и без образования юридического лица (Российская Федерация, Республика Украина, Республика Азербайджан, Республика Молдова и др.). Однако, в таком случае на финансовую поддержку деятельности со стороны государства такие молодежные объединения рассчитывать не могут, так как законодатель в императивной форме закрепляет норму о том, что государственную поддержку могут получать только официально зарегистрированные молодежные объединения.

Между тем, одним из важнейших признаков также является и признак самостоятельности или самоуправления молодежных объединений. Законодатель подчеркивает, что такие объединения создаются по инициативе самой молодежи и управляются ей. Молодежные объединения признаются объединениями неправительственными, в связи с этим государственные органы власти и их должностные лица не могут оказывать давления на членов и участников таких объединений и не могут влиять на их решения.

Для молодежных общественных объединений характерно равноправие. С одной стороны, это говорит о равенстве их прав и обязанностей в общественной и хозяйственной деятельности, с другой - о равенстве отношений общественных объединений с государством и его органами.

Также важно отметить, что деятельность всех молодежных общественных объединений является некоммерческой и направлена на реализацию общественных ценностей, а не на получение прибыли. Однако такие объединения, как и общественные объединения в целом, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для достижения целей, прописанных в Уставе объединения.

И наконец, для молодежных общественных объединений характерен особый состав участников и членов. На сегодняшний день, на территории стран

постсоветского пространства нет единого подхода в области определения нижней и верхней возрастной границы участников молодежных объединений. Данные границы определяются особенностью законодательства отдельной страны СНГ. Так, например, в России, Таджикистане, Узбекистане эта граница обозначена с 14 до 30 лет, в Белоруссии с 16 до 31, на Украине с 14 до 35 лет, в Армении и Азербайджане с 16 до 30 лет и т.д. Самая верхняя возрастная граница, предусмотренная для участника молодежного объединения, составляет 37 лет (Республика Туркменистан), самая нижняя - 14 лет (в ряде обозначенных выше стран).

На основе вышеизложенных признаков можно сформулировать общую для всех стран СНГ трактовку дефиниции института молодежных общественных объединений.

Молодежное общественное объединение - это зарегистрированное в установленном законом порядке некоммерческое, добровольное объединение, выступающее субъектом государственной молодежной политики, членами и участниками которого могут являться лица в возрасте от 14 до 37 лет, объединившиеся на основе общности интересов на принципах самоуправления, равноправия и законности, деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

В-четвертых, во всех странах СНГ, за исключением Российской Федерации, имеются базовые законы в сфере государственной молодежной политики. Соответствующие законы «О государственной молодежной политике» действуют в Республике Казахстан, Армении и Туркменистане, «О молодежной политике» - в Азербайджанской Республике, «Об основах государственной молодежной политики» - в Кыргызской Республике, Республике Беларусь и Узбекистане, «О молодежи» - в Республике Молдова, «О молодежи и государственной молодежной политике» - в Республике

Таджикистан, «О содействии социальному становлению и развитию молодежи» - в Республике Украина. В данных нормативных актах подавляющего большинства стран-участников СНГ (кроме Республики Казахстан) содержатся положения, касающиеся правового статуса молодежных объединений, а также специальные нормы, регламентирующие порядок и условия предоставления государственной поддержки таким объединениям. При этом важно отметить, что законы, посвященные отдельно государственной поддержке молодежных объединений приняты и действуют только в Российской Федерации, в Республике Беларусь, Республике Украине.

К сожалению, нельзя сказать, что Российская Федерация лидирует среди государств-участников СНГ в области формирования действенной законодательной базы в отношении молодежных общественных объединений и государственной молодежной политики в целом. Страной-лидером в данном вопросе на территории постсоветского пространства является Республика Беларусь, законодательство которой направлено на всестороннее и полное регулирование правового статуса такого важного института гражданского общества, как молодежное общественное объединение. Между тем и в законодательстве иных стран СНГ в области регулирования государственной молодежной политики имеется весьма положительный опыт такого регулирования, в связи с чем автор считает, что федеральным органам государственной власти Российской Федерации целесообразно было бы соизмерить свои законотворческие действия в рассматриваемой сфере с тенденциями ее правового регулирования в других странах СНГ. Как видно из проведенного анализа, нашей стране есть что позаимствовать из опыта формирования законодательства, затрагивающего правовой статус молодежных объединений у иных государств-участников СНГ.

Библиографический список

1. О государственной молодежной политике в странах-участниках СНГ [7]: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 23 нояб. 2012 г. №38-10 // Собрание законодательства. 2012 г. № 45, (2 дек.). С. 154-207.

2. Конституция Российской Федерации [1]. М. : Приор, 2001. 32 с.

3. Об общественных объединениях [3]: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82- ФЗ // Собрание законодательства. 1995. № 21, (26 мая). 1930-1967 с.

4. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [5]: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства. 1995. № 27, (7 июля). С. 2503-2537.

5. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» [8] от 09 нояб.1999 г. №305-3 / Консультант Плюс.

6. Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» [9] от 24 апр. 1992 г. № 1629-XII / Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992 г., № 19. 304 с.

7. Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан» [11] от 20 нояб.1991 года № 429-XI / Ведомости Республики Узбекистан, 1992 г., № 34. 1267 с.

8. Закон Республики Казахстан «Об общественных объединениях» [13] от 31 мая 1996 № 3-I / Консультант Плюс.

9. Зеленин А.А. Молодежь: опыт и проблемы правового регулирования в России (80-90-е годы XX века) [6] / А.А. Зеленин; Кемеровский гос. ун-т . Кемерово, 2000 . 101 с.

10. Зобова Р.А., Козлова А.А. Будущее России в молодежном сознании: опыт социолого-философского анализа [12] / Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - Рос. гуманит. науч. фонд, Акад. гуманит. наук ; под ред. СПб. : Химиздат, 2003. 54 с.

11. Зумакулова З. А. Государственная молодежная политика в современной России: правовые аспекты. [10]: дис....канд. юрид. наук: 23.00.02: защищена 22.05.04: утв. 21.01.04/ Зумакулова Зарема Ахматовна. Ростов-на-Дону, 2004. 138 с.

12. ЛагуткинаА.М. Молодежные объединения и объединения молодежи: сравнительно-правовой анализ [14] / Саратов: Изд-

во Вестник СГАП, 2010. 49 с.

13. Савина Л.В. Молодежные общественные объединения современной России: институционально-правовой анализ [2]: дис...канд. юрид. наук: 12.00.02: защищена 21.03.06: утв.: 23.12.05/ Савина Людмила Владимировна. Ростов-на-Дону, 2006. 176 с.

14. Шашенков А. А. Конституционно-правовое положение молодежи в Российской Федерации [4]: дис... канд. юрид. наук: 12.00.02: защищена 09.07.04: утв.: 12.03.04/ Шашенков Александр Алексеевич. Москва, 2004. 175 с.

References

1. On state youth policy in the countries-participants of the CIS [7]: the Decision of the inter-parliamentary Assembly of States-participants of CIS, 23 Nov. 2012 No. 38-10 // Collection of legislation. 2012, No. 45, (2 Dec.). Pp. 154-207.

2. The Constitution of the Russian Federation [1].: Prior, 2001. 32 p.

3. About public associations [3]: the Federal law, 19 May, 1995, № 82 - FL// collection of legislation of the. 1995. № 21. Pp.1930-1967.

4. About state support of youth and children's public associations [4]: the Federal law of June 28, 1995, № 98- FL // collection of legislation. 1995. No. 27 (7 July). Pp. 2503-2537.

5. The law "About state support of youth and children's public associations in the Republic of Belarus" [8] on 09 Nov. 1999 No. 305 / Consultant Plus.

6. The law of the Republic of Belarus "About general principles of state youth policy in the Republic of Belarus" [9] on 24 apr. 1992 No. 1629-XII / News of the Supreme Council of the Republic of Belarus, 1992, No. 19. 304 p.

7. The law of the Republic of Uzbekistan "About state youth policy in the Republic of Uzbekistan" [11] on 20 Nov. 1991 No. 429-XI /News of the Constitutional Court of the Republic of Uzbekistan, 1992, No. 34. 1267 p.

8. The law of the Republic of Kazakhstan "About public associations" [13] from 31 may 1996 No. 3-I / Consultant Plus.

9. ZeleninA.A. Young people: experience and problems of legal regulation in Russia (the 80-90-ies of XX century) [6] / A.A. Zelenin; Kemerovo state University. Kemerovo, 2000 . 101 p.

10. Zobova R.A., Kozlov A.A. Russia's Future in the youth consciousness: the experience of socio-philosophical analysis [12] / R.A. Zobova, A.A. Kozlov. - The Russian academy of humanities sciences; Ed.- SPb.: Hemostat, 2003. 54 p.

11. ZumakulovaH.A. State youth policy in modern Russia: legal aspects. [10]: dis.candidate of legal sciences.: 23.00.02: defended on 22.05.04: appr. 21.01.04/ Zumakulova Zarema Akhmatova. Rostov-on-don, 2004. 138 p.

12. Lagutkina A.M. Youth associations and youth associations: a comparative legal analysis [14]. Saratov: Publishing house of CGAP, 2010. 49 p.

13. Savina L.V. Youth public association of modern Russia: institutional and legal analysis [2]: dis... candidate of legal sciences.: 12.00.02: defended on 21.03.06: appr.: 23.12.05/ Savina Lyudmila Vladimirovna. Rostov-on-don, 2006. 176 p.

14. Shelenkov A. A. Constitutional and legal situation of youth in the Russian Federation [4]: dis... candidate of legal sciences.: 12.00.02: defended on 09.07.04: appr.: 12.03.04/ Shashenkov Alexander Alekseevich. Moscow, 2004. 175 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.