КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2013.6.4
Мархгейм Марина Васильевна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: [email protected].
Москаленко Станислав Александрович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, e-mail: [email protected].
Аннотация. Равноправие мужчины и женщины как конституционный
принцип исследован авторами в 24 странах мира, включая СНГ. Не все государства, поддерживающие данный принцип закрепили его именно в конституционных актах. Так, США не имеет соответствующей конституционной нормы. Авторами исследовано положение норм о правах и обязанностях мужчин и женщин в конституционных текстах и сделан вывод, что в некоторых государствах этот принцип провозглашен как общеправовой, а в других, только в семейных, брачных отношениях. Авторы обосновывают вывод о необходимости конституционных гарантий гендерного равенства в государствах с демократическим политическим режимом. Важным выводом статьи является классификация способов закрепления прав мужчин и женщин в конституциях: стандартный, пробельный, фрагментарный, расширительный.
Ключевые слова: равенство мужчин и женщин, конституционный принцип, равные права, семейные правоотношения, равный доступ, реализация права и свобод, демократический политический режим, демократические требования, гендерная политика, дискриминация, конституционное законодательство,
конституционное право зарубежных стран.
Современное законодательство всех цивилизованных стран, а также международно-правовые акты в области прав человека фиксируют в качестве одного из обязательных демократических требований равные права мужчин и женщин во всех сферах их жизни и запрещение дискриминации в отношении женщин под угрозой ответственности, вплоть до уголовной1.
Вместе с тем следует отметить, что и сегодня равноправие мужчин и женщин не во всех странах получило именно конституционное закрепление и развитие. Так, в США имеется весьма обширное законодательство, не позволяющее подвергать женщин дискриминации, однако предложенная поправка к конституции о равноправии мужчин и женщин не вступила в силу, поскольку не была своевременно ратифицирована необходимым большинством штатов2.
Представляется актуальным анализ сложившегося конституционного опыта закрепления равноправия мужчин и женщин в 24 государствах мира, представляющих федеративные (Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Канада), унитарные (Албания, Венгрия, Греция, Испания, Нидерланды, Польша, Франция, Швеция) государства и страны СНГ
Анализ конституций федеративных государств показал, что в Австрии, Бельгии и Бразилии отсутствует положение о равных правах мужчин и женщин. О последнем можно судить в контексте общего принципа равенства перед законом. При этом в Австрии (ст. 7) он адресован всем гражданам, в Бельгии (ст. 10) - бельгийцам, в Бразилии (§ 1 ст. 141) - всем.
В Германии и Канаде положения о равных правах мужчин и женщин включены соответственно в главу/раздел «Основные права» и «Право на равенство», посвященные субъективным правам и свободам. В частности,
ч. 2 ст. 3 Конституции ФРГ установлено: «Мужчины и женщины равноправны. Государство содействует действительному осуществлению равноправия женщин и мужчин и принимает меры для устранения существующих недостатков».
Конституционные акты Канады (ст. 28) адресуют гарантирование равных прав не мужчинам и женщинам, а «лицам обоего пола» независимо от каких-либо положений.
В трех из восьми рассмотренных конституций унитарных государств также существует подход, отражающий равенство прав мужчин и женщин в контексте общих принципов равенства всех перед законом (Албания, Испания), адресованного всем (ч. 1 ст. 18), испанцам (ст. 14) соответственно, и недопустимости дискриминации (Нидерланды), где в ст. 1 Конституции закреплено, что «Отношение ко всем людям в Нидерландах должно быть равным при равных обстоятельствах. Дискриминация на основании убеждений, вероисповедания, политических взглядов, расы или пола либо
1 Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. - М.: «Городец», 2004. - С. 167.
2 Автономов А.С. Права человека, правоохранительная и правозащитная деятельность. - М.: Фонд «Либеральная миссия», Новое литературное обозрение, 2009. - С. 57.
Мархгейм М.В., Москаленко С.А. Конституционное закрепление принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин: анализ зарубежного опыта
каким бы то ни было иным причинам не допускается».
В оставшихся пяти из указанных конституций унитарных государств положения о равных правах мужчин и женщин наличествуют в преамбуле (Франция), основах государственного строя (Швеция) и/или в разделе/главе, посвященных субъективным правам и свободам (Венгрия, Греция, Польша, Швеция).
Содержательный анализ конституционных норм показывает, что государства по-своему огранили принцип равенства прав мужчин и женщин. В Преамбуле Конституции Франции 1946 г. указано, что «Закон гарантирует женщине во всех областях равные права с мужчиной»; в ч. 1 ст. 66 Конституции Венгрии подчеркнуто, что такое равенство распространяется «в отношении всех гражданских и политических, а также экономических, социальных и культурных прав»; в ч. 1 ст. 32 Конституции Польши закреплено равенство прав мужчин и женщин в семейной, политической, социальной и экономической жизни с уточнением в ч. 2 данной статьи, что женщина и мужчина имеют, в частности, «равное право на образование, занятость и продвижение по службе, на одинаковое вознаграждение за труд одинаковой ценности, на социальное обеспечение, а также на занятие должностей, выполнение функций, равно как на получение публичных отличий (godnosci) и наград»; в ст. 2 Конституции Швеции установлено, что «...Общество должно обеспечивать мужчинам и женщинам равные права.», а в ст. 16, - что «В законе или ином предписании не может содержаться неблагожелательное отношение к какому-либо гражданину на основании пола, если только предписание не вызвано стремлением обеспечить равноправие между мужчиной и женщиной или оно предусматривает воинскую обязанность либо соответствующую служебную обязанность».
В ч. 2 ст. 4 Конституция Греции сформулировано, что «Греки и гречанки имеют равные права и обязанности». При этом нет четкого понимания основания такой идентификации - греческое гражданство или национальность.
Третья группа государств, исследованная на предмет конституционного закрепления принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин, - это страны СНГ1, возникшие в результате распада СССР в декабре 1991 г. Их суверенное развитие и формирование правовой системы опосредовалось союзной системой политических и юридических координат Именно поэтому интересно проанализировать характерные процессы конституционной индивидуализации, в частности, на примере формализации принципа равноправия мужчин и женщин. В этом смысле определенным мерилом выбрана Российская Федерация с ее конституционным установлением ч. 3 ст. 19 «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные
1 См.: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». - 1992. - № 1. - С. 6.
возможности для их реализации», поскольку она текстуально воспроизводит положение Конвенции о запрещении всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г, которая в 1990 г. была ратифицирована Советским Союзом, и обязательства по ней в порядке правопреемства перешли к России.
Анализ конституций стран СНГ показал, что по ряду из них не прямо, а опосредованно через принципы равенства всех перед законом и недопустимости дискриминации, можно судить о равноправии мужчин и женщин. Так, в Армении данные принципы адресованы человеку и гражданину (ст. 16), при этом «женщины и мужчины при вступлении в брак, в ходе супружеской жизни и при разводе пользуются равными правами» (ч. 2 ст. 32). Аналогичные конституционные формулировки использованы в Белоруссии (ст. 22, ст. 32). В Молдавии закреплен принцип равенства всех перед законом и властями (ст. 16), а равноправие мужчин и женщин определено как основа семьи (ч. 2 ст. 42). В Казахстане также закреплены принципы равенства всех перед законом и судом, а также недопустимости дискриминации (ч. 1 и 2 ст. 14).
В остальных государствах СНГ положения о равноправии мужчин и женщин в прямой формулировке включены в раздел/главу, посвященную субъективным правам и свободам («Основные права, свободы и обязанности» в Азербайджане1, «Основные права и свободы» в Киргизии2, «Права, свободы, основные обязанности человека и гражданина» в Таджикистане3, «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» в Туркменистане4, Украине5) или их гарантиям («Гарантии прав и свобод человека» в Узбекистане6). В них, как правило, обособлена статья, посвященная праву на равенство с соответствующим наименованием.
Дальнейший анализ конституций стран СНГ позволил разделить их на две группы. В первую группу включены учредительные акты со стандартной формулировкой о равных правах мужчин и женщин и равных возможностях их реализации. Такой конституционный вариант реализован в Киргизии (ч. 4 ст. 16) и Украине (ч. 3 ст. 24). Причем в последней определено, что
1 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=2618.
2 Конституция Киргизии от 27 июня 2010 г. // Русский объединительный союз соотечественников в Кыргызстане. URL: http://шsskg.ш/index.php?optюn=com_content&view=artiЫe&id=95:-27-2010-&catid=27:2010-08-20-08-52-42&Itemid=30.
3 Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=2213.
4 Конституция Туркменистана 2008 г. // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2376.
5 Конституция Украины от 28 июня 1996 г. (с последующими изменениями) // Информационноправовая система Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.
fwx?rgn=8689.
6 Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=818.
Мархгейм М.В., Москаленко С.А. Конституционное закрепление принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин: анализ зарубежного опыта
равенство прав женщин и мужчин обеспечивается путем предоставления женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в образовании и профессиональной подготовке, труде и вознаграждении за него; специальных мер по охране труда и здоровья женщин, установления пенсионных льгот; создания условий по совмещению работы и материнства; правовой защиты, материальной и моральной поддержки материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям. Отметим, что такой объем гарантий соответствует конституциям советского периода.
Во вторую группу включены учредительные акты, в которых закрепляются равные права мужчин и женщин, но без указания равенства возможностей. Это характерно для Азербайджана (ч. II ст. 25); Таджикистана (ч. 2 ст. 17); Узбекистана (ст. 46 Конституции). В Туркменистане конституционная формулировка принципа равноправия мужчин и женщин еще более ограничена и сведена к равенству гражданских прав (ст. 20).
Резюмируя проведенное исследование, отметим, что конституционное закрепление принципа равноправия мужчин и женщин должно быть имманентно любому правовому государству, в котором определен демократический политический режим. Это, на наш взгляд, позитивно влияет на реализацию принципа равноправия мужчин и женщин.
Анализ конституций трех фокусных групп государств показал, что для них характерен стандартный (Киргизия; Германия и Канада; Венгрия, Греция, Польша, Франция, Швеция) вариант закрепления принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин. Наиболее распространенным, однако, оказался пробельный вариант (Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия; Австрия, Бельгия, Бразилия; Албания, Испания, Нидерланды), когда государства закрепили принципы равенства всех перед законом и недопустимости дискриминации по любому основанию. Фрагментарный (Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан) и расширительный (Украина) варианты конституционного закрепления принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин реализованы только в странах СНГ.
Библиографический список
1. Автономов А.С. Права человека, правоохранительная и правозащитная деятельность. - М.: Фонд «Либеральная миссия», Новое литературное обозрение, 2009.
2. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. - М.: «Городец», 2004.
3. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995
г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.
fwx?rgn=2618.
4. Конституция Киргизии от 27 июня 2010 г // Русский объединительный
союз соотечественников в Кыргызстане. и^: http://russkg.ru/index.
php?option=com_content&view=article&id=95:-27-2010-&catid=27:2010-08-20-08-52-42&^єіт^=30.
5. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ иРи http://base.spinform.ru/show_doc. ^?^п=2213.
6. Конституция Туркменистана 2008 г. // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ. иРи http://base.spinform.ru/show_doc. ^?^п=2376.
7. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ иРи http://base.spinform.ru/show_doc. ^?^п=818.
8. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. (с последующими изменениями) // Информационно-правовая система Законодательство стран СНГ UРL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8689.
9. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». - 1992. - № 1.