Научная статья на тему 'Конституционное регулирование вопроса о земле в Республике Казахстан'

Конституционное регулирование вопроса о земле в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
696
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матаева Майгуль Хафизовна

Автор, опираясь на конституции Казахстана и другие источники, рассматривает разрешение земельного вопроса, начиная с периода присоединения Казахстана к России. Особое внимание уделено конституционному законодательству в отношении приобретения земли в частную собственность в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspects of constitutional regulation land issues in the Republik of Kazakhstan

With reference to the Constitution of Kazakhstan and other sources, the article considers the regulations of land issues beginning from annexing Kazakhstan to Russia. Special attention is paid to the modern Constitutional legislation on acquiring land into private property.

Текст научной работы на тему «Конституционное регулирование вопроса о земле в Республике Казахстан»

М.Х. Матаева

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСА О ЗЕМЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Автор, опираясь на конституции Казахстана и другие источники, рассматривает разрешение земельного вопроса, начиная с периода присоединения Казахстана к России. Особое внимание уделено конституционному законодательству в отношении приобретения земли в частную собственность в современный период.

В судьбе любого государства земля играет исключительную роль: выступает фактором его возникновения и функционирования, а пространственные пределы государства предопределяют его политическую и экономическую мощь. Вся история Казахстана характеризуется поначалу расширением, затем утратой, переделом своей земельной территории, собиранием земель, вновь обретением прежних пределов. Обращение к истокам земельного вопроса на территории Казахстана объясняется прежде всего стремлением приблизиться к пониманию противоречий в земельных отношениях сегодняшнего Казахстана, найти ключ к осмыслению современного вопроса о земле.

В зависимости от природных зон на территории Казахстана были развиты две основные формы хозяйствования - скотоводство и земледелие. Южный Казахстан был основным земледельческим районом, где, согласно адату (обычному праву), преимущественной формой была общинная собственность на землю. С образованием Казахского ханства в середине XV в. начинается почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения казахов. Наследственная ханская власть этого периода заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией казахских улусов, распределением им пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников [1].

Новым явлением в жизни казахского общества после присоединения к России было установление границ современной территории Казахстана, переход к полукочевому и оседлому образу жизни с элементами частного землевладения. По «Уставу о сибирских киргизах» 1822 г. определялся порядок выделения земель в частную собственность всем социальным слоям казахского общества, что способствовало возникновению частного землевладения в районах, где ранее занимались экстенсивным скотоводством. Реакционность политики царизма в Казахстане проявлялась в препятствовании оседанию казахов путем изъятия земель и передачи их в Переселенческий фонд. Главной целью этого процесса было стремление закрепить земли за вновь образованными поселениями линейных жителей. В пользу Сибирского, Уральского и Семиреченского казачества изымались лучшие участки земли [2].

Если в начале XIX в. царизм ограничивался казачьей колонизацией Казахстана, то к середине 1860-х гг. началась массовая крестьянская колонизация. Юридической основой для выселения казахов с лучших земель явилась административная реформа 1867-1868 гг. Вся земля казахского населения объявлялась государственной собственностью. Как отмечает К.А. Берденова [3], царские чиновники исходили из того, что у казахов не

было доказательств прав на землю, закрепленных юридически в европейском понимании.

После реформ 1867-1868 гг. государственные вла-стеотношения в Казахстане становятся вассальными. Согласно «Временному положению об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях» (11 июля 1867 г.) и «Временному положению об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» (21 октября 1868 г.) на территории Казахстана были образованы Оренбургское, Западно-Сибирское и Туркестанское генерал-губернаторства, в которые входили шесть областей. Именно с этого момента начинается процесс длительного становления государственности нового качества на основе административно-территориального принципа. С 1896 г. осуществлялось повсеместное обследование территории степных областей с целью выявления «излишков» земли и зачисления их в Переселенческий фонд. Переселенческие управления имели право изымать земли у казахского народа по своему усмотрению и выселять их в пустынные районы.

Революция 1905-1907 гг. в России послужила толчком к росту освободительного движения в Казахстане против колониального гнета. Избранные в I Булы-гинскую думу казахские депутаты А. Биримжанов, А. Калменов, А. Букейханов пытались использовать легальные возможности для пересмотра земельного законодательства в степном крае, прекращения переселения крестьян. Во II Г осударственной думе избранные казахские депутаты Ш. Кошигулов, А. Биримжанов, Т. Нурекенов, М. Тынышпаев, Б. Каратаев, Т. Аллабергенов также ставили самые актуальные вопросы: о прекращении изъятия казахских земель, об уравнении в правах казахов с русскими. Естественно, они не смогли повлиять на колониальную политику царизма, но убедились в том, что Государственная дума заботится в первую очередь об интересах помещиков и сохранении империи. Ведь известно, что и

I и II Думы были распущены именно из-за несогласия по земельному вопросу (дума решительно отвергала принудительное отчуждение частных земель).

Широкомасштабная компания по изъятию казахских земель и колонизации Казахстана была связана с началом аграрной реформы, проводимой председателем Совета министров П. Столыпиным. Направлена она была на разложение крестьянской общины и формирование крепких самостоятельных хозяйств. Однако Столыпин не хотел трогать крупные помещичьи владения и решил недостаток земли восполнить за счет «казенных» земель в Сибири и Казахстане. Уже в 1904 г. было образовано Переселенческое управле-

ние, ведавшее делами по переселению крестьян из центра на окраины; оно выявляло так называемые «излишки» земель, изымало их у казахов и формировало Переселенческий фонд, из которого выделялись участки переселенцам [4]. Согласно новому избирательному закону от 3 июня 1907 г. состав III Думы был уменьшен: население Центральной Азии, в том числе из таких казахских областей, как Акмолинская, Семипалатинская, Сырдарьинская, Тургайская, Уральская, вообще было лишено избирательных прав и права быть избранными в Думу [5].

Являясь очевидцем раздачи казахских земель, известный представитель правовой мысли Казахстана начала XX в. Барлыбек Сыртанов в 1911 г. разработал «Устав казахского народа», который С. Озбеку-лы по праву считает первой казахской конституцией. В III разделе Устава, который называется «О земле казахов», он уделяет большое внимание земельному вопросу. Барлыбек Сыртанов считал, что забрать земли у казахов - это лишить их будущего. Б. Сыртанов был противником этого, о чем свидетельствуют ст. 18, 19 из его Устава: «Земля казахов должна быть в его собственности. Поскольку бог создал землю для пользования человеком, земля казахов не подлежит продаже». Далее в ст. 20 говорится: «Недра земли, леса, воды, озера и горы во владении казахского народа. С разрешения правительства можно использовать землю для пастбищного скотоводства, земледелия, строительства домов, для обработки земли или иной полезной цели» [перевод автора. - М.М.] [6].

Идеи Б. Сыртанова о том, что земля не должна продаваться, созвучны с мыслями великого русского гуманиста Л. Толстого: «Собственность на землю по самому существу своему отличается от собственности на предметы, созданные трудом. Отнимите у народа деньги, товары, скот, и ваш грабеж окончится с вашим уходом. Но отнимите у народа землю, и ваш грабеж будет продолжаться вечно... Земля есть общее и равное достояние всех людей и потому не может быть предметом собственности одних лиц. Продажа земли, созданной небесным творцом, является дикой нелепостью» [7]. Только до Советской власти у казахского народа царским правительством было отнято до 45 млн десятин земли и роздано царским чиновникам и переселившимся из Центральной России и Сибири крестьянам [8].

Обезземеливание казахов привело к обострению положения в Казахстане и новому подъему национально-освободительного движения, особенно в 19141917 гг. После Февральской революции на Всеказах-ском съезде в Оренбурге (июль 1917 г.) наряду с вопросом о форме правления государства обсуждался и вопрос о земле. Съезд, выражая волю казахского народа, не призывал к выселению русских из занятых ими казахских земель, в чем в советское время хотели обвинить алашордынцев. Об этом свидетельствуют следующие положения постановления о земельном вопросе: «1. До полного переселения киргиз в своих участках киргизские участки не должны быть населены никем. 2. Ввиду отсутствия в киргизских степях годных земель все следующие участки, отобранные у киргиз, должны быть немедленно возвращены последним:

дворянские, скотоводческие, торгово-промышленные, курортные, монастырские, от пересельчан, отрубы, оброчные статьи, участки, выданные частным лицам, показательные поля, но в действительности отданные гарнизонам и другим, и в настоящее время, ввиду ухода или же малочисленности, свободных от их населения. 3. Прекратить запись в свободные участки. 4. Те участки, где есть переселенцы, но свободные от их пользования, должны быть немедленно возвращены киргизам. 5. Зимовки киргиз, если владелец не ушел, должны быть возвращены, а переселенцам-крестьянам дать землю из других участков» [9].

Разработанный А. Букейхановым, А. Байтурсыно-вым, М. Дулатовым, Е. Гумаровым, Е. Турмухамедо-вым и др. и опубликованный в ноябре 1917 г. проект программы партии «Алаш» также носил конституционный характер. Эта программа, по словам Н. Назарбаева, несла в себе больше конституционализма, нежели все Конституции советской модификации [10]. К сожалению, долгие годы текст проекта был умышленно неверно переведен на русский язык, чтобы показать и доказать реакционность и антинародный характер движения Алаш-Орды.

X раздел проекта (заключительный) в переводе М. Кул-Мухаммеда назывался «Земельный вопрос» и гласил: «При разработке Основного закона Учредительное собрание должно установить, что земельная доля будет выделена сначала местному населению; пока казахи не получат земельную долю в населенных ими местах и не обустроятся (на казахские земли), крестьяне-переселенцы не должны прибывать; в прошлом изъятые земли, не заселенные крестьянами, возвращаются казахам; положенную казахам земельную долю выделят местные комитеты; обмер нормы доли будет производиться с учетом почвы земли и формы хозяйства; оставшаяся от выделенной доли земля будет находиться в ведении земства; из излишков земель по мере увеличения населения периодически будут выделяться доли; в Туркестане, наряду с землей, будет выделяться доля воды; землю казахи получат не во владение семьи, а в собственность аула-округа, родственных групп; пользоваться между собой на основе справедливости». Проект программы категорически запрещал продажу земли: «В законе о земле не должно быть права, каждый пользуется сам. Неиспользуемая земля не продается, а передается земству. Недра земли, подземные богатства будут казенными, находятся в распоряжении земства» [11. С. 203].

Началом для развития социалистических земельных отношений в советском Казахстане явился ленинский декрет «О земле», принятый 8 ноября 1917 г. на

II Всероссийском съезде Советов. Впервые в истории кочевого казахского народа была проявлена забота о бедноте. Учет земель в Казахстане был продолжен, но вскоре прерван в связи с иностранной военной интервенцией в 1918 г. Уже в Декларации прав трудящихся Киргизской (Казахской) АССР (6 октября 1920 г.), явившейся первым конституционным актом Казахской автономной республики, говорилось, что в основе земельной политики в К(А)ССР будет «...обеспечение интересов киргизской и крестьянской бедноты,

в особенности тех групп киргизских трудящихся масс, кои были ограблены царским правительством и российской буржуазией» [12. С. 235].

Прогрессивность положений, выработанных деятелями Алаш-Орды еще в 1917 г., прослеживается уже в первых правовых документах Советского государства по земельным вопросам. Так, 10 октября 1920 г. в резолюции Учредительного съезда Советов Казахстана было записано: «Для искоренения всех остатков колонизаторской политики царского правительства и ликвидации всех порожденных ею несправедливостей, возвращения отчужденных земель, находившихся прежде в пользовании киргизского трудового народа, и облегчения населению возможности ведения хозяйства при правильных условиях на трудовых началах - приступить немедленно к землеустройству всего земледельческого и скотоводческого населения и к переустройству крестьянского, казачьего и оседлого киргизского населения, соблюдая интересы всех трудовых хозяйств» [13. С. 31-32].

В составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с 1920 по 1937 г. развитие Казахской автономной советской государственности шло в русле собирания воедино казахских земель, что происходило с различными перипетиями. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 26 августа 1920 г. «Об образовании автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики» была определена территория казахской автономии, куда входили Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская области, Мангышлакский уезд, две адаевские волости Красноводского уезда Закаспийской области и некоторые части Астраханской губернии [13. С. 22-23].

В это время в Казахстане, как и в России, основным земельным законом был Земельный кодекс РСФСР (1922 г.). Его действие распространялось также на территорию Туркестанской и Казахской автономных республик. Чтобы приспособить Земельный кодекс к условиям национальных республик и областей, ВЦИК 29 марта 1923 г. издал специальный декрет «Об изменениях земельного кодекса РСФСР для автономных социалистических советских республик и автономных областей» [14]. Как отмечает Ш.Б. Се-рикбаева, ряд правительственных нормативных актов, таких как декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 17 апреля

1924 г. «О землеустройстве кочевого, полукочевого и переходящего к оседлому хозяйству населения автономной Киргизской (Казахской) Социалистической Советской республики», Постановление ЦИК и СНК КАССР «О порядке землеустройства и регулировании землепользования в КАССР» от 4 марта 1928 г. повлияли на развитие кадастровых отношений в Советском Казахстане [15].

На этом формирование территории казахской нации и развитие земельных отношений не закончилось. Лишь на пятом съезде Советов Казахстана в апреле

1925 г. было окончательно определено национально-государственное оформление КАССР. В проекте Конституции КАССР 1926 г., который так и не получил утверждения ВЦИК РСФСР, отмечалось: «б) Проводить политику РСФСР в области ликвидации частной собствен-

ности на землю и передачи последней в распоряжение государства трудящихся. в) Положить в основу земельной политики КАССР обеспечение интересов трудящихся масс, кои были ограблены царским правительством и российской буржуазией» [12. С. 250].

Постановление ЦК КПК и Совета Министров Казахской ССР от 29 марта 1955 г. «О мерах дальнейшего освоения целинных и залежных земель для увеличения производства зерна» позволило Казахстану начать мероприятия по обследованию земельных фондов для дополнительного вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых целинных и залежных земель. Во многом благодаря целине Казахстан был включен в число стран, контролирующих конъюнктуру мирового рынка зерна - так называемый зерновой пояс Земли (север США и Канада, Франция, Украина, юг России, Аргентина и Австралия).

Следует отметить, что 90-95% мировых посевных площадей, отводимых под хлебные злаки, занимают мягкие пшеницы, тогда как целинный регион Казахстана производит преимущественно твердую пшеницу, ее сильные сорта, отличающиеся высоким содержанием белка. В результате освоения целинных земель республика получала все предпосылки не только для полного удовлетворения собственных потребностей, но и для выхода на мировой рынок в качестве страны - экспортера высокотехнологичного зерна. В период 1976-1985 гг. среднегодовой резерв зерна на экспорт составлял 14,4 млн т, что при мировой цене в 100 долл. за тонну было эквивалентно 1,4 млрд долл.

Однако в результате беспрецедентных распашек начались процессы выдувания почв на всех землях целинного региона. В 1960 г. в северных областях Казахстана было подвержено ветровой эрозии более 9 млн га почв, что равнялось тогда примерно всей сельскохозяйственной площади Франции. За 1954-1960 гг. в Казахстане было поднято 25,5 млн га земли, что не могло не дать негативных проекций [16]. Встал вопрос об экономической целесообразности целинных распашек: в 1 га земли засевалось от 1 до 2 ц зерна, а собиралось не более 6-9 ц (в 1954-58 гг. средняя урожайность была на уровне 7,3 ц/га, а в 1961-1965 гг. - 6,1 ц/га) [17]. Если за 1954-1955 гг. в Казахстане было поднято 18 млн га целинных и залежных земель [18], то около 15 млн га высокопродуктивных земель целинных районов стали непригодными [19].

В зависимости от того, в каком состоянии находится земля, охраняется ли она, определяется экономическое и политическое развитие страны. Если по Конституции Казахской ССР 1937 г. земля, занимаемая колхозами, только «закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, т.е. навечно» [12. С. 271], то уже в Конституции Казахской ССР 1978 г. отражена забота государства об охране земель. Так, ст. 11 гласит: «Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие» [12. С. 296].

Несмотря на исключительную собственность государства на землю, Конституция Казахской ССР 1937 г. (ст. 8) все же предоставляла колхозам право пользоваться землей [12. С. 271]. В этом плане Конституция Казах-

ской ССР 1978 г. (ст. 13) пошла несколько дальше, предоставив право пользоваться землей и гражданам: «.в пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки». Но в то же время ст. 13 предупреждала: «Имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества» [12. С. 297].

Ситуацию в сфере земельных отношений крайне осложняли исключительная собственность государства на землю, всевластие союзных министерств и ведомств в области распоряжения землей, урезание полномочий местных органов власти в вопросах предоставления и изъятия земель, преобладание государственных и коллективных форм хозяйствования на земле.

Значительные площади земли деградировали, причиной этого явилось вовлечение их в хозяйственный оборот при бесхозяйственном использовании и безответственном отношении. Строительство на территории Казахстана без всяких ограничений учреждений военно-промышленного комплекса (Байконур, ядерный полигон в Семипалатинской области, дислокация Среднеазиатского военного округа) [20], нарушение правил севооборота нанесли ущерб землям сельскохозяйственного назначения (ветровая эрозия почв, засоление, загрязнение, заболачивание земель).

Такое положение дел требовало решительных шагов в урегулировании земельного вопроса. А это стало возможным лишь с обретением Казахстаном независимости и суверенитета. Принципиальные изменения в земельном законодательстве произошли в октябре 1990 г. вследствие принятия Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, где было установлено, что земля в Казахской ССР находится в исключительной собственности республики, обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита [12. С. 372]. В ст. 11 конституционного закона РК «О государственной независимости Республики Казахстан (РК)» от 16 декабря 1991 г. отмечалось, что исключительная собственность Республики Казахстан на землю составляет основу ее государственной независимости [12. С. 398]. Это обстоятельство было закреплено в первой Конституции Республики Казахстан (28 января 1993 г.) в ст. 46, что явилось одним из основных правовых гарантий реального политического суверенитета [12. С. 420].

Целый ряд нормативных актов по земельному вопросу, последовавших после принятия Конституции, внес новые элементы в земельные отношения, такие как плата за землю, аренда земли, пожизненное наследуемое землевладение, негосударственные организационно-правовые формы сельскохозяйственного производства. Тем не менее ускоренное развитие рыночных отношений требовало дальнейшего реформирования земельных отношений. На основании указов Президента РК по совершенствованию земельных отношений впервые в Казахстане права на землевладение и землепользование признаны были объектом куп-

ли-продажи и других видов сделок. Однако продажа права пожизненно наследуемого владения, пользования или аренды земельных участков не соответствовала конституционным нормам, закреплявшим исключительную собственность государства на землю.

Положения ст. 46 Конституции РК 1993 г. о том, что «пределы и субъекты осуществления от имени государства правомочий собственника на указанные объекты [землю. - М.М.] определяются законом» [12. С. 420], свидетельствовали о решении многих земельных вопросов по усмотрению государственных органов (Госкомитета по земельным отношениям и землеустройству), глав местных администраций (акимов), а это не соответствовало рыночным отношениям.

Отсутствие частной собственности на землю сдерживало формирование реального «хозяина», усиливало нерациональное использование земли. Из-за невозможности свободной купли-продажи земли нарастала теневая торговля административными решениями по отводу земли, ее нелегальному использованию и сокрытию полученных доходов. Наряду с этим неопределенность и нестабильность земельного законодательства на протяжении последних лет не стимулировали землепользователей к повышению плодородия земель и долгосрочным инвестициям в производство.

Конституция РК, принятая 30 августа 1995 г., впервые провозглашала, что наряду с государственной собственностью земля может находиться также в частной собственности [12. С. 446]. Это стало основой для создания нового рыночного земельного законодательства. Так, был принят указ Президента РК «О земле» (22 декабря 1995 г.), имеющий силу закона [21], согласно которому установлены пределы введения и условия действия частной собственности на землю, сокращен круг администрируемых земельных отношений. Земельное законодательство обрело ряд новых институтов: право постоянного землепользования, право на ограниченное целевое пользование чужим земельным участком (сервитут), кондоминимум и др. Граждане и юридические лица получили право приобретать в собственность земельные участки, земля признавалась недвижимостью и с ней разрешались все виды сделок. В то же время целый ряд категорий земельного фонда не мог выступать объектом права частной собственности.

Согласно Конституции Республики Казахстан имеющий силу закона указ Президента республики действует лишь до принятия Парламентом соответствующего нового закона (п. 2. ст. 61 Конституции РК). Поэтому после принятия закона РК «О земле» (2001 г.) указ Президента РК «О земле» утратил свою силу. Однако этот закон по целому ряду принципиальных положений обозначил отступление от ранее установленного уровня нормативно-правового обеспечения земельных преобразований [22].

В настоящее время площадь сельскохозяйственных угодий Казахстана составляет 222 млн га, что в 9 раз больше всей территории Великобритании. В среднем на одного жителя республики приходится 15 га сельскохозяйственных земель. По этому показателю Республика Казахстан занимает второе место в мире, уступая лишь Австралии. Сегодня за землепользовате-

лями закреплено около 90 млн га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 21 млн га пашни. От того, насколько эффективно используется земля, зависит благополучие жителей не только села, но и всей республики.

Дальнейшее совершенствование нормы Основного закона о введении института частной собственности на землю нашло отражение в Земельном кодексе РК 2003 г. [23] применительно к землям сельскохозяйственного назначения, что составляет примерно 1015% всей земли Казахстана. Речь идет о собственности, которая подразумевает верхний почвенный слой земли. Кроме того, собственность на землю не предполагает права менять категорию земли: если она предназначена для ведения сельскохозяйственного производства, то использование ее возможно только для этих целей. В случае несоответствия предусмотрен механизм возврата ее в собственность государству [24]. Целью кодекса является способствование развитию сельского хозяйства, создание правовой базы для инвестиций в сельскохозяйственное производство.

Опыт большинства развитых стран показывает, что путь к экономическому процветанию пролегает через

осуществление коренных аграрных реформ, прежде всего земельной реформы. Казахстан, в силу ряда обстоятельств, в первые годы независимости не мог в полной мере осуществить реформу аграрного сектора экономики. С момента обретения независимости и вплоть до принятия Земельного кодекса в 2003 г. земельное законодательство Казахстана продолжало основываться на изживших себя принципах советского права и сдерживало развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Главным недостатком доминирующей государственной формы собственности на землю была проблема бесхозного отношения к земле, ее нерационального и даже нелегального использования.

Таким образом, можно констатировать, что все большие и малые конфликты, имевшие место в истории государства, главным образом обусловливались стремлением к захвату, переделу земельных территорий, их естественных ресурсов. Земельное законодательство республики, развивающееся на основе вышеуказанных Конституций Казахстана, постепенно решало и решает правовые аспекты земельных отношений, рационального использования и охраны земельных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еренов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных отношений в КазССР. Алма-Ата: Наука, 1963. С. 52-54.

2. Абдиров М.Ж. История казачества Казахстана. Алматы: Казахстан, 1994. С. 33, 65, 89.

3. Берденова К.А., Коробков B.C., Ташенов Б. Т. Экономическая история Казахстана. Алматы: Экономика, 2000. С. 87.

4. Еркин Абиль. История государства и права Республики Казахстан с древнейших времен до начала XX века: Курс лекций. Астана: ИКФ «Фолиант», 2000. С. 175.

5. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века: Учебное пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 2000. С. 294.

6. Озбекулы Сакен. Барлыбек Сыртанов. Алматы: Жеты Жаргы, 1996. С. 89.

7. Лев Толстой о частной собственности на землю // Казахская правда. 1995. № 2.

8. Зиманов С.З. В.И. Ленин и советская национальная государственность в Казахстане. Алма-Ата, 1970. С. 18.

9. Кул-Мухаммед Мухтар. Жакып Акпаев. Патриот. Политик. Правовед: Политико-правовые взгляды Ж. Акпаева. Алматы: Атамура, 1995.С. 77-78.

10. Из доклада Президента РК на торжественном заседании, посвященном Дню Конституции // Казахстанская правда. 1996. 30 августа.

11. Кул-Мухаммед Мухтар. Программа «Алаш»: фальсификация и действительность. Алматы: Атамура, 2000. С. 201-203.

12. Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты / Сост. Ж. Баишев. Алматы: Жеты Жаргы, 1997.

13. Собрание законодательства КазССР (1920-1936 гг.). 1969.

14. История государства и права советского Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1965. Т. 3. С. 310.

15. Серикпаева Ш. Введение земельного кадастра в Казахстане: Историко-правовой аспект // Вестник КазНУ. Серия юридическая. 2003. № 1. С. 128-129.

16. История Казахстана и Центральной Азии: Учебное пособие / М.Х. Абусеитова и др. Алматы: Дайк-Пресс, 2001. С. 566-568.

17. Динамика посевных площадей, урожайности и валовых сборов сельхозкультур по Казахской ССР. Алма-Ата, 1989. С. 4.

18. Кан Г. История Казахстана. Алматы, 2000. С. 185.

19. Советы Казахстана. 1993. 16 марта.

20. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти - к президентской республике. Алматы: Жеты Жаргы, 1995. С. 35.

21. Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О земле» от 22 декабря 1995 г. // Ведомости. 1995. № 24. Ст. 159.

22. Закон РК «О земле» от 24 января 2001 г. № 152-II // Ведомости. 2001. № 4. Ст. 21.

23. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года // Казахстанская правда. 2003. 26 июня.

24. Юридическая газета. 2003. 30 июля.

Статья представлена кафедрой теории и истории государства и права Казахского гуманитарно-юридического университета (г. Астана), поступила в научную редакцию «Юридические науки» 15 октября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.