Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД В УЗБЕКИСТАНЕ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
525
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТОИНСТВО / ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ФОРМА / МЕХАНИЗМ / ЗАЩИТА / ПРАВО / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухаммедов Хайдарали Мелиевич

В статье рассмариваются достоинство человека как исходное начало общеправового принципа гуманизма. Автором уделены внимание на достоинство человека - основа прав и свобод личности, право на достоинство личности как субъективное право гражданина,формы и механизмы защиты достоинства личности в отраслях права , компенсации морального вреда при защите достоинства личности: нравственно-правовые проблемы. Изучены достоинство человека в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане в период пандемии: правовые аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД В УЗБЕКИСТАНЕ»

не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа» (1).

Согласно статье 63 Главы XIV Конституции Республики Узбекистан, основной ячейкой общества является семья. [1, ст. 63-66].

На Востоке издревле семью считают священной, уделяя особое внимание ее прочности. Семья - это маленькая Родина человека. Это понятие, символизирующее прочность уз, здоровый образ жизни; отражающее высокую духовность, сформировавшуюся на протяжении тысячелетий.

Семья в Узбекистане всегда была больше, чем союз двух людей: включая многочисленные родственные связи, она разрасталась до небольших сообществ со своими нравственными устоями, сохранявшими национальное самосознание и традиции преемственности поколений.

Использованная литература:

1.Конституция Республики Узбекистан. Ташкент :Узбекистон, 2019.С-40..

2. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева «Об утверждении концепции укрепления института семьи в Республике Узбекистан» от 27 июня 2018 года, Ташкент. Постановление Президента Республики Узбекистан. Ташкент, 22.04.2019 г. № ПП-4296 [Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: www.lex.uz

Закон "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин" от 2 скетября 2019 г[Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: www.lex.uz

З.Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30 апр. 1998 г. № 607-1 (с изм. и доп.) //[Электронный ресурс] // Национальная база данных законодательства. URL: www.lex.uz 4.Комментарии Семейного Кодекса Республики Узбекистан. Ташкент : Адолат, 2000. 448 с.

5.Мукимов З. История государства и права Узбекистана : учеб. пособие для вузов. Ташкент : Адолат, 2003. 280 с.

6.Мухитдинова Ф.А.Итория политических и правовых учений.Т.ТГЮИ.2013. -220-стр

7. Авеста. Перевод А.Махкама. - Ташкент,

2001. - С. 185.

8. Аширов А. Об «Авесте» и семейно-бытовых обрядах зороастрийцев. - «Узбекистонда ижтимоий фанлар», 2002. - № 1. - С. 56.

9. Аширов А. Похоронные обряды из «Авесты». - Ташкент, 2007. - С. 24.

10. Буриев О., Рахмонов Ф. Интерпретация в «Авесте» общественных отношений и система управления. - «Авеста» и идея национальной независимости: история Отечества, проблемы государственности и идеологии. - Карши: Насаф,

2002. - С. 26-28.

11. Махмудов Т. Об «Авесте». - Ташкент, 2000. - С. 40.

12. Хамидов Х. Благодатности «Авесты». -Ташкент, 2001. - С. 59.

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И _СВОБОД В УЗБЕКИСТАНЕ_

Р01: 10.31618^^2413-9335.2020.8.81.1186 Мухаммедов Хайдарали Мелиевич

кандидат юридических наук, профессор Ташкенсткого государственного юридического университета

АННОТАЦИЯ

В статье рассмариваются достоинство человека как исходное начало общеправового принципа гуманизма. Автором уделены внимание на достоинство человека - основа прав и свобод личности, право на достоинство личности как субъективное право гражданина,формы и механизмы защиты достоинства личности в отраслях права , компенсации морального вреда при защите достоинства личности: нравственно-правовые проблемы. Изучены достоинство человека в условиях формирования гражданского общества в Узбекистане в период пандемии: правовые аспекты.

Ключевые слова: достоинство, человек, личность, .форма, механизм, защита, право, проблемы.

ВВедение

Личные права человека всегда была актуальной темой исследования

юристов,политологов,философов, личные права и свободы, на современном этапе государственно -правового развития представляют собой не только естественно-правовую, но и зачастую нравственную основу для всей системы прав человека и дальнейшего развития правового государства и гражданского общества. Вопросы международной и национальной защиты прав и свобод человека и гражданина, их конституционно -правового регулирования приобретают особое

значение в современной правовом пространстве современного Узбекистана.

Как нам известно, 2020 год в истории человечество запомниться с борьбой короновирусом, и вновб приобретает актуальность ценностей идет активный процесс поиска приоритетов общественного развития, главное место среди которых по праву должен занять человек. Опорой человеческой личности, ее глубинной внутренней ценностью является достоинство. Это величайшее благо составляет основу независимости и свободы, гордости и чести, влияет на становление и постоянное развитие

личности. Достоинство - источник прав человека, свидетельство уровня культуры общества.

Тема достоинства приобрела особое нравственное звучание отражены в учениях восточных мыслителей, как Бируни, Бабур, Алишер Наваи. Кроме того, необходимо отметить, что исследований общеправового характера, специальным предметом которых являлся бы феномен «человеческое достоинство», в настоящее время стали заниматься м политики, и социологи и юристы, и философы...

Предметом исследования выступает достоинство личности как нравственно-правовая ценность во всей полноте и многообразии присущих данному явлению характеристик: как предпосылка и основа прав человека; главный критерий эффективности права и государства, ценностный ориентир российской правовой системы; идея неприкосновенности человеческого достоинства в качестве общеправового принципа; стержневая основа правотворчества,

правоприменительной и правоохранительной деятельности; неотъемлемое качество

ответственности власти, законности, правосудия и правовой политики государства.

Методологической являются такие научные принципы познания, как историзм, объективность, системность, комплексность

Обсуждение

Гуманистическая идея ценности человеческой личности, ее достоинства является основой концепции конституционного строя Узбекистана. Конституция Республики Узбекистан

провозглашает: «Государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.» (ст. 2), «Статья 13 Конституции: " Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами. (ст. 14).

В системе права любого государства существует много законов. Но среди них есть один закон, который признается самым главным, - это Конституция. Как показывает мировая практика, основное условие формирования и развития независимого демократического правового государства - это наличие Конституции. С обретением независимости возникла

необходимость в создании Конституции Республики Узбекистан. Такие актуальные задачи, как построение национального правового государства, демократического общества, формирование рыночных отношений,

предусматривали разработку Конституции независимого Узбекистана. Интересы новых политических партий, общественных движений и объединений, обеспечение общественно -политической стабильности в обществе, межнационального согласия требовали принятия

новой Конституции. Это было обусловлено также превращением Республики Узбекистан в международно-правовой субъект, ставший известным миру как независимое государство.

Основной особенностью Конституции 1992 года стало то, что она объявила человека, его жизнь, свободу, честь и достоинство высшей ценностью, признала приоритет интересов человека, его прав и свобод по отношению к государству, вернула государство к его прямому назначению - служить интересам человека и общества, закрепила принцип политического плюрализма, признала народ источником власти.

Особенности Конституции отражены в положениях, учитывающих особенности исторического развития узбекского народа, его обычаев, культуры, национальной

государственности. В течение прошедших 28 лет со времени принятия Конституции Республики Узбекистан ее нормы и положения последовательно претворяются в жизнь. Во всех сферах нашей жизни достигаются весомые успехи. В нашей стране благодаря Конституции обеспечены гражданское и межнациональное согласие, с каждым годом повышается уровень жизни, достигнуты высокие рубежи в социально-культурном развитии, сферах образования, науки.

Сравнительный анализ международных документов, зарубежного и узбекского законодательства последнего десятилетия показывает, что идее достоинства человека отводится значительное место. Всеобщая декларация ООН о геноме человека и о правах человека от 11 ноября 1997 года, ориентируют все государства принимать необходимые меры к правовой защите человеческого достоинства. Конституции постсоциалистических государств прямо закрепили данный тезис. Так, Основной Закон Германии (ст. 1) гласит: «Человеческое достоинство неприкосновенно. Уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти». В Конституции Польши (ст. 30) сказано: «Естественное и неотчуждаемое достоинство человека является источником свобод и...достоинства. В Узбекистане последовательно реализуются комплексные меры по обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан, предотвращению и пресечению пыток и жестокого, унижающего честь и достоинство обращения с человеком.

Конституция Республики Узбекистан -основополагающий документ страны,

гарантирующий защиту достоинства и личной неприкосновенности человека. Так, согласно статье 26 Конституции, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.

Статья 27 Основного закона закрепляет, что каждый имеет право на защиту от вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища, что никто не вправе войти в жилище, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в

случае и порядке, предусмотренных законом. Порядок, определяющий конкретные случаи и регулирующий такое вмешательство,

предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан, в частности главами 16 {0смотр),20 (Выемка и обыск),21 (Прослушивание переговоров,ведущихся с телефонов и других переговорных устройств).

При этом, статьей 18 Уголовно-процессуального кодекса также закреплено, что личная жизнь граждан, неприкосновенность х жилища, тайна переписки, телеграфных сообщений и телефонных переговоров охраняются законом. Обыск, выемка, осмотр жилища или иного помещения и территории, занимаемых лицом, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи, прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, могут производиться только в случаях и в порядке, установленном данным Кодексом.

Ущерб, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод при производстве по делу, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным главой 38 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Наряду с этим, статья 991 Гражданского кодекса Республики Узбекистан предусматривает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

В последние годы правовая грамотность повышается и у нашего народа. Особенно радует то, что Президент Шавкат Мирзиёев уделяет серьезное внимание этому вопросу, осуществляет открытую политику, в результате чего обеспечиваются личные права и свободы каждого гражданина, принимаются нормативные акты, направленные на повышение правовой грамотности населения, проводится практическая работа в этом направлении. Основу реформирования составляют общепризнанные принципы прав человека и рекомендации международных организаций в данной сфере, которые непосредственно нашли свое отражение в Стратегии развития Узбекистана на 2017-2021 годы.

При этом в основу всех реформ, реализуемых в республике в сфере защиты прав и свобод граждан, Главой государства заложен главный принцип - «Интересы человека превыше всего».Результатом данных реформ является Указ Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2017 года №УП-5268 «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав

и свобод граждан в судебно-следственной деятельности»,которым закреплены важные положения, обеспечивающие надежную защиту прав и свобод граждан в уголовном процессе.Указом признано недопустимым применение пыток, оказание физического, психологического давления и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов

обращения в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников.

В рамках уголовных дел категорически запрещено использовать любые данные, полученные незаконным путем, в частности, аудио-видеоматериалы и вещественные доказательства. Настоящим Указом введена уголовная ответственность за фальсификацию доказательств, полученных путем принуждения к даче показаний, предоставлено право обжалования в судебном порядке определения суда о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в течение 72 часов с момента доставления задержанного соответствующий орган. Во исполнение данного Указа, Законом от 4 апреля 2018 года

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием мер по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности» внесены изменения в Уголовный кодекс, конкретизирующие как круг лиц, в отношении которых совершены действия, связанные с применением пыток и других бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания, так и круг лиц, подлежащих ответственности за совершение этих действий,а также усиливающие ответственность за совершение этого преступления. В частности: -расширен круг возможных потерпевших (к таким лицам закон относит лиц, подвергнутых административному аресту, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, свидетелей, потерпевших, других участников уголовного процесса либо их близких родственников);- расширен круг лиц, несущих ответственность (к таким лицам закон относит дознавателей, следователей, прокуроров, работников правоохранительных органов или учреждений по исполнению наказания, следственных изоляторов, военных структур, иных лиц по подстрекательству государственного служащего или с его ведома либо с молчаливого согласия совершены пытки и другие унижающие достоинство виды обращения и наказания);-введены новые, квалифицирующие

ответственность признаки (такие как пытка в отношении двух или более лиц, с применением предметов, использование которых может причинить вред жизни и здоровью, с целью фальсификации (подделки) доказательств); -усилена ответственность (повышены санкции). Еще одним важным нововведением является то, что статья 235 Уголовного кодекса (применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания) приведена в соответствие с требованиями

Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Проведена работа и по разработке механизма применения данной нормы Уголовного кодекса

путем введения соответствующих изменений в другие законодательные акты. Так, Законом от 4 апреля 2018 года Уголовный процессуальный кодекс дополнен новой статьей 951 (недопустимость доказательств), в соответствии с которой фактические данные признаются недопустимыми в качестве доказательств, если они получены незаконными методами или путем лишения, или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного процесса либо с нарушением требований Кодекса, в том числе полученные с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников.

Как следствие, вышеуказанные нововведения повлияли на результативность повышения ответственности судьями за принятие законных, обоснованных и справедливых решений.

Заслуживает отдельного внимания, что показания потерпевшего, свидетеля,

подозреваемого, обвиняемого, подсудимого входе дознания, предварительного следствия, которые не нашли своего подтверждения в суде совокупностью имеющихся доказательств - не могут являться допустимыми. Следует отметить, что данная норма служит обеспечению презумпции невиновности, способствует предотвращению привлечения к ответственности лиц, намеренно оговаривающих себя или других. Который тоже введен в Конституцию Республики Узбекистан. Ведь ценностные ориентиры законодателя должны и могут быть подчинены потребностям человеческого существования. Положение о достоинстве человека должно рассматриваться как главнейший конституционный принцип, утверждающий самоценность личности, ее активность и автономность, позволяющий преодолеть иммунодефицит личной

нравственности и инерцию распада. И только на этой платформе можно получить стабильное гражданское общество, ответственную власть, достойный уровень жизни.

В статье 26 Конституции закреплено, что никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению. Это положение Конституции лежит в основе уголовного судопроизводства, и является основной задачей судебных, правоохранительных и иных органов в обеспечении законности, правопорядка, защите прав и свобод человека.

Республика Узбекистан, являясь участницей Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года и Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года, взяла на себя обязательства по обеспечению прав человека, обвиняемого в уголовном преступлении, считаться невиновным, пока виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суд.

Принцип «презумпции невиновности» закреплен и в статье 23 Уголовно-процессуального кодекса в качестве основной, где четко закреплено, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность. Презумпция (от лат. ргеаБишрйо - признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное) невиновности... составляет основу уголовно-правового принципа законности и является одним из основных принципов правосудия». СМИ же в судопроизводстве не участвуют, и поэтому на них не распространяются принципы последнего.

Уголовно-процессуальное законодательство Республики Узбекистан тоже включает принципа презумпции невиновности в ряд принципов уголовного процесса (ст. 23 Главы 2 УПК Республики Узбекистан). СМИ не являются участником уголовного процесса и поэтому нельзя требовать от них «придерживаться» его принципов.

И вот в развитии положений Конституции страны, основных международно-правовых документов, а также в целях безусловного и неукоснительного обеспечения конституционных принципов верховенства закона, равенства граждан перед законом, гуманизма, справедливости и презумпции невиновности, соблюдения прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, был принят Указ «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности». В частности, в соответствии с Указом первостепенное внимание правоохранительных и судебных органов должно быть обращено на необходимость строгого и неукоснительного соблюдения требований статьи 11 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, согласно которой всякое отступление от точного исполнения и соблюдения норм законов, какими бы мотивами оно ни было вызвано, является нарушением законности в уголовном процессе и влечет за собой установленную ответственность. Судебно-следственным органам, в первую очередь, недопустимо использовать в качестве доказательств по уголовным делам данные, полученные с существенными нарушениями процессуального законодательства или незаконными методами. Категорически запрещается применение пыток, психологических и физических давлений, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство виды обращений в отношении подозреваемых, обвиняемых и иных участников уголовного процесса.

Указом были введены меры по обязательной проверке органами прокуратуры или судом обращений о применении недозволенных методов при собирании и закреплении доказательств, которые, в первую очередь, направлены на своевременное и объективное расследование заявлений о применении пыток. При этом следует

отметить тот факт, что при проведении проверки обязательно назначается медицинская экспертиза.

Неотъемлемой характеристикой любого демократического государства является законодательство с наличием системы гарантий прав личности. Конституция Республики Узбекистан, провозгласив человека, его права и свободы высшей ценностью, определила тем самым приоритет личности во взаимодействиях цепочки «человек — общество — государство» и заложила главные ориентиры в системе национального законодательства.

Согласно статье 45 Конституции Республики Узбекистан права несовершеннолетних, нетрудоспособных и одиноких престарелых находятся под защитой государства. Свидетельством исполнения данной нормы Основного Закона является то, что рассматриваемым Указом впервые устанавливается порядок, в соответствии с которым правило, не допускающее освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением лица, имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, не применяется в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй группы, женщин, мужчин старше шестидесяти лет, а также лиц, совершивших преступление по неосторожности. Кроме того, уже не будет допускаться применение в отношении несовершеннолетних, инвалидов первой и второй группы и лиц пенсионного возраста меры пресечения в виде заключения под стражу по делам об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше трех лет, а также о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше пяти лет.

Необходимо отметить, что действующий в настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс содержит статьи 50 и 51, в которых регулируется порядок приглашения защитника и его обязательное участие. Достоинство как моральный источник прав человека, находящийся в основе правового статуса личности, следует отличать от права человека на достойную жизнь. Последнее производно от первого. Достоинство относится к неотъемлемым, принадлежащим человеку от рождения правам и свободам, а право на достойную жизнь раскрывается в содержании правового статуса личности. Право на человеческое достоинство в его нравственном измерении -это право индивида на сохранность жизни, физическую и психическую неприкосновенность, свободу от насилия как морального, так и физического.

Достойная жизнь - категория социальная. Вместе с тем она тесно связана с сохранностью достоинства как естественного права человека, как условия витальности, базируется на конституционном принципе уважения достоинства человека. Достойная жизнь отражает цель социально-правового государства. В условиях

бедности и нищеты достоинство не находит себе применения. Что можно сказать в Узбекистане в период пандемии была оказана социально-гуманитарная помощь населению. Период пандемии оказался очень непростым для систем социальной защиты во многих странах. В период потери работы и средств к существованию для очень многих людей возросла потребность в социальной помощи и услугах. Причём механизмы их оказания претерпели изменения в условиях социального дистанцирования и других предосторожностей, принимаемых для

сдерживания распространения инфекции. В Узбекистане масштабная единовременная социальная помощь малообеспеченным и уязвимым людям оказывается из образованного в марте Антикризисного фонда, расходы которого на социальную сферу составили по данным на 11 августа 2,56 трлн сумов, из них 489 млрд — на социальные пособия.

Для оказания помощи социально уязвимым семьям в Узбекистане был внедрён список («железная тетрадь»), куда вносится информация о нуждающихся. Список формируют председатели махаллинских комитетов совместно с руководителями секторов. Должностные лица вносят информацию в «железную тетрадь» в электронном виде на сайте sakhovat.argos.uz с использованием ключа электронной подписи.

Определены пять категорий нуждающихся семей при ведении «железной тетради»:

• наличие нетрудоспособных и хронически больных членов семьи;

• семьи, состоящие из одиноких престарелых людей, вдов и малообеспеченных людей, людей, нуждающихся в уходе;

• семьи с пятью и более детьми;

• граждане, потерявшие работу и источники дохода в результате карантинных мер, включая вернувшихся мигрантов;

• семьи, находящиеся за чертой бедности, нуждающиеся в помощи и финансовой поддержке.

Внесение в список означает, что семья имеет право получить единовременную денежную помощь в период карантина. Но остаётся до конца неясным, по каким конкретным критериям сотрудники махалли и руководители секторов выявляют малообеспеченные семьи в результате подворовых обходов, чтобы внести их в «железную тетрадь».

Цифровизация данного процесса позволит избежать бумажной волокиты и предоставит возможность объективно оценивать степень нуждаемости малообеспеченных семей с возможностью прослеживания уровня достатка, заработной платы и других закрытых персональных данных.

При формировании реестра важно помнить, что у всех есть разные списки уязвимых и нуждающихся слоёв населения — у махалли, у министерств народного образования и здравоохранения, есть списки и ВТЭК.

Представляется, что все они должны быть интегрированы в Единый реестр.

Единовременная помощь семьям,

пострадавшим от социально-экономического кризиса в результате пандемии, позволил им продержаться в течение какого-то периода. При этом представители махалли и секторов, оказывали этим людям содействие в трудоустройстве после жёстких карантинных мер, но положительное влияние на совокупный доход семьи может оказаться незначительным из-за низких зарплат от низкоквалифицированных и общественных работ.

Изначально под социальной защитой населения понималась помощь социально уязвимым слоям населения, что послужило для нашего государства аргументом при переходе от всеобщей системы социальных пособий к внедрению методов адресной помощи малообеспеченными семьям - таргетированию бедности.

Однако ещё до пандемии существенно заниженный порог бедности и бюрократические препоны для получения социальных пособий оставили многих уязвимых детей и взрослых без адекватной социальной помощи государства.

В начале года президент Шавкат Мирзиёев в своем послании парламенту отметил, что исходя из разных подсчётов 12-15% населения Узбекистана, или 4-5 миллионов граждан живут за чертой бедности. В условиях нынешнего кризиса данная цифра может значительно вырасти. В этой ситуации использовать таргетирование бедности становится бессмысленным потому, что очень многие группы населения так или иначе затронуты и могут нуждаться в социальной помощи.

Ведение «железных тетрадей» нуждающихся основывается на нестандартизированных, субъективных критериях оценивания

благосостояния семей. Учитывая, что во время дворовых обходов сотрудники махаллинского комитета и руководители секторов оценивают материальное состояние, основываясь на имуществе (транспортных средствах, объектах недвижимости и т. п.), накопленном в течение нескольких лет, они могут не обратить должное внимание на утраченные доходы семей во время кризиса.

В заключении хотели бы отметить что, Узбекистан впервые в современной истории избран в Совет ООН по правам человека .Ведь как видим, Узбекистан привержен продолжению масштабных реформ под руководством президента Шавката Мирзиёева и внесению вклада в продвижение прав человека во всем мире.

В соответствии определили эволюцию идеи утверждения достоинства личности, выявили основные подходы и представления о ценности достоинства в истории развития человечества; также, обосновали нравственно-правовую природу достоинства человека; подчеркнули связь исследуемой ценности с мировоззренческой концепцией гуманизма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изучили взаимосвязь достоинства и принципов права, определить место и значение принципа уважения достоинства личности в системе общеправовых принципов справедливости, равенства, свободы; аргументировать статус идеи достоинства в качестве самостоятельного общеправового принципа. С одной стороны, категория достоинства в качестве объекта теоретико-правового изучения раскрывается в работе как первооснова и обоснование права, с другой - как феномен правовой защиты. Достоинство - центральное понятие прав человека и абсолютное понятие нравственности, его нивелирование ведет к разрушению национальной самоидентификации. Как нравственный феномен, получающий закрепление в праве, но выходящий за его пределы, достоинство служит объектом юридической защиты. Его умаление влечет за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в отношениях с другими субъектами. Правовой характер достоинства доказывается его субстанциональным существованием как правообязанности, способствующей обеспечению взаимопроникновения нормативных систем, гармонизации формального свойства права. В каждом из значений категория «достоинство» имеет собственное содержание, что необходимо учитывать при определении юридического значения рассматриваемой ценности. Такая многогранность предопределяет возможность не только различных подходов к пониманию достоинства, но и, как следствие, множество его дефиниций. Значимость достоинства реализуется посредством всего комплекса субъективных прав и свобод, а не только тех, которые непосредственно обеспечивают его неприкосновенность.

Принцип уважения основных прав и свобод человека и гражданина является обязательством каждого государства. Поэтому вышеупомянутые реформы в судебно-следственной сфере, направленные на обеспечение безусловного и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, позволят повысить качество осуществляемой работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда по всемерной защите прав и законных интересов граждан. Необходима разработка концепции целостности человека, означающая в первую очередь признание высокой значимости его достоинства.

Использованная литература

1. Конституция Республики Узбекистан.Т. Узбекистан. 2019.С-40

2. Всеобщая декларация прав человека . Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности».от 30 ноября 2017 года

Всеобщая Декларация прав человека: утверждена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // РГ. 1998. 10 декабря.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах

5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

6.. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и

политических правах // Бюллетень международных договоров. 1993. № 1. Март.

7. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (с изм. и доп.)

9. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания .

УДК 34.09 ГРНТИ 10.01.29

ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Чакрян Вячеслав Робертович

кандидат технических наук, доцент кафедры Юридических и социально-экономических дисциплин Сочинского филиала ВГУЮ (РПА Минюста России),

г. Сочи

Юрина Анна Сергеевна

Студентка 1 курса юридического факультета Сочинского филиала ВГУЮ (РПА Минюста России)

г. Сочи

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются географические информационные системы (ГИС). Это технологический комплекс, сочетающий в себе множество информационных технологий. Невозможно представить жизнь современного общества без использования информационного пространства, которое охватывает практически все сферы экономической, хозяйственной и социальной деятельности общества. Их специфика заключается в обработке пространственных данных. Одной из важнейших задач становится улучшение механизмов защиты пространственных данных от незаконного использования. Принимаются нормативные акты, строго регламентирующие правила и требования к созданию и использованию геоинформационных ресурсов. Ценность государственных информационных ресурсов заключается в их объективности, надежности, способности обращаться к ним при осуществлении различных видов экономической и социальной деятельности.

ABSTRACT

The article presents geographical information systems (GIS). It is a technological complex that combines numerous informational technologies. The life of modern society cannot be imagined without using the information space, which covers almost all areas of economic and social activities of society. their specificity lies in the processing of spatial data. One of the most important issue is to improve the mechanisms in order to protect spatial data from illegal use. Regulations that strictly regulate the rules and requirements for the creation and use of geographic information resources are adopted. The value of state information resources lies in their objectivity, reliability, and ability to use them in various types of economic and social activities.

Ключевые слова: географические информационные системы, пространственные данные, базы данных, информация, право

Keywords: eographical information systems, spatial data, databases, information, law.

В настоящее время информационные технологии окружают нас повсюду. Они используются практически во всех сферах деятельности. Одним из видов ИТ являются географические информационные системы.

Географические информационные системы (ГИС) - это технологический комплекс, сочетающий в себе множество информационных технологий. Их специфика заключается в обработке пространственных данных.

Пространственные данные могут быть интегрированы с другими типами данных, что

определяет ГИС как многоцелевой инструмент, используемый не только в науках о Земле, но также в информатике, медицине, экологии и управлении. В правовой сфере они появились не так давно. Сейчас постепенно формируется правовая база, регулирующая правоотношения по созданию, использованию и защите прав на ГИС. Улучшение механизмов защиты пространственных данных от незаконного использования становится важной задачей. Особое внимание уделяется государственным пространственным данным. За последние несколько лет был принят ряд

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.