Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционное право / социальная политика / социальное обеспечение.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамуратова Н.В.

В статье исследуется конституционное право граждан на социальное обеспечение как элемент социальной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 347.2

Шамуратова Н.В.

Институт права Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В статье исследуется конституционное право граждан на социальное обеспечение как элемент социальной политики государства.

Ключевые слова: конституционное право, социальная политика, социальное обеспечение.

Shamuratova N.V. Institute of Law Tolyatti State University Russia, Tolyatti

CONSTITUTIONAL RIGHT TO SOCIAL SECURITY OF CITIZENS AS AN ELEMENT OF THE STATE SOCIAL POLICY

Abstract. The article examines the constitutional right of citizens to social security as an element of the state's social policy.

Key words: constitutional law, social policy, social security.

Основными сферами в структуре общественной жизни выделяют, как уже было отмечено, экономическую, политическую, социальную и духовную.

«Определённые направления политического руководства обществом, является регулирование социальных процессов и отношений, путём воздействия на них государства (целенаправленная государственная политика), т. е. государственная политика, что соответствует основным формам общественной жизни. В научной литературе встречается характеристика её как в широком, так и узком смысле.

Социальная политика в широком смысле заключается в охвате всех в совокупности отношений между классами, слоями и социальными группами, народами и нациями, и их отношения к государству и обществу, которые направлены на сохранения и преобразование существующей социально-классовой структуры. С точки зрения узкого смысла социальная политика отражает отношение между классами, малыми и большими социальными группами по поводу их роли и места в обществе, путём

удовлетворения их жизненно важных потребностей, таких как: в социальном обеспечении, в труде, в образовании и других» [5, с. 26 ].

Социальная политика РФ охватывает широкий круг вопросов, связанных со здравоохранением, физической культурой, пенсиями, социальными выплатами, образованием, трудом и другими важными для государства объектами жизни граждан.

Социальная политика непосредственно в целом влияет на жизнь всех граждан страны. В ст. 7 Конституции РФ отражено то, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.

«Социальное государство - это своего рода система государственного регулирования общественных отношений, при которой материальные блага распределяются (перераспределяются) в соответствии с принципом социальной справедливости, целях обеспечения каждому достойного уровня жизни и минимальных возможностей для самореализации, правовые устранения социальных противоречий и конфликтов, помощи нуждающимся.

Рассмотрим на примере, понятия «социального государства», закреплённого в Конституции РФ, и что законодатель вкладывает в данное понятие. Понятие «социальное государство» впервые было употреблено в Конституции РФ 1993 г. и для российского законодательства является новым» [4, с. 84].

Оно предусматривает обязанность государства проводить определённую социальную политику, нести ответственность за достойный уровень жизнь каждого Смысл данной обязанности сводится на следующем обязывающем положении государства: каждый человек вправе рассчитывать на такой уровень жизни, который позволит ему не только существовать, но и формировать и проявлять себя как личность, и принимать непосредственное участие в реализации (производстве) материальных благ.

«В свою очередь, нельзя говорить о том, что обязанность государства оказывать социальные услуги может означать замену государственным попечительством экономической свободы и активности, предпринимательской и хозяйственной инициативы всего общества. Обратим внимание, что речь идёт о создании благоприятных правовых возможностей, организационных условий граждан, которые собственными усилиями достигали материального достатка своей семьи.

Часть 1 ст. 7 Конституции РФ определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что РФ - государство, политика которого направлена на создание определённых условий жизненной обеспеченности его граждан. В соответствии с этим, пункте "е" ст. 71 Конституции РФ относит к ведению РФ установление основ

федеральной политики и федеральные программы в области социального развития. Пункты "е" и "ж" ст. 72 Конституции РФ указывают нам, что в совместном ведении РФ, и её субъектов находится ряд общих вопросов связанные с разными сферами жизни, включая социальное обеспечение» [4, с. 33].

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ закреплены основные направления социальной политики государства, которые одновременно могут считаться и наиболее значимыми социальными гарантиями.

К ним относятся:

- «государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- назначение пенсий инвалидами другим нетрудоспособным лицам;

- создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;

- выплата государственных пенсий и социальных пособий;

- охрана здоровья и труда людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда» [3, с. 39].

Перечень социальных гарантий, является открытым, т. е. он может быть дополнен и расширен федеральным законом, поскольку сама ст. 7 Конституции РФ предусматривает, что кроме перечисленных гарантий могут быть установлены и иные гарантии социальной защиты.

Более подробно социальные гарантии определены в ст. 37 - 43 главы второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Эти статьи не только дают развёрнутую характеристику социальных прав, но и существенно дополняют перечень гарантий, которые содержаться в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, к ним можно отнести право на жилище, право на отдых, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и другие.

На сегодняшний день реализация данных направлений развития социального государства остаётся одними их важнейших. Данные направления и перспективы их реализации были озвучены Президентом РФ в процессе инаугурации. Также они нашли все закрепление в Указе Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г. Ежегодные публичные отчёты на федеральном уровне и субъектов РФ позволяют отслеживать динамику развития социальной политики, прогнозировать её перспективы.

«Социальное обеспечение является важнейшим структурным элементом системы социальной политики и направлением национальной стратегии и государственного регулирования социально-экономического развития страны. Эта стратегия находит своё выражение:

- в широкомасштабном использовании бюджетного механизма как в целях финансирования социальных программ, перераспределения средств между различными по доходу, возрасту, трудоспособности, наличию иждивенцев группами населения, так и для стимулирования социальной ответственности негосударственных структур, а также каждого гражданина за самостоятельного обеспечение себя и своей семьи;

- в определении приоритетов социальной политики и основных социальных нормативов, механизмов их реализации;

- в проведении социально-экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности экономически активного населения на рынке труда, на создание условий для их самостоятельного обеспечения и уменьшения зависимости от государственной помощи;

- в постоянном совершенствовании организационно -административных инструментов государственного регулирования сферы социального обеспечения» [1, с. 45].

Изучение правового массива субъектов РФ позволяет сделать вывод, что несмотря на то, что уровень социальных гарантий для граждан, социально незащищенных, должен быть одинаков на всей территории России, - для этого нет единообразной регламентации содержательного наполнения услуг социальной сферы, предоставляемых в разных субъектах РФ, что не дает возможности для реализации конституционных принципов равенства.

Модель разграничения полномочий, существующая сегодня, -предмет для полемики. Следовало бы понимать под регулированием прав человека и гражданина согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ: определение содержания права. А к совместному ведению нужно отнести предметы, не имеющие отношения к регулированию этих прав на социальное обеспечение.

Следует считать конституционные полномочия по установлению мер социальной защиты ведением только Федерации, а полномочия по предоставлению этих мер - предметом совместного ведения. Согласно указанной логике, если федеральным законодательством будут определяться категории граждан, которым государственная помощь и поддержка необходимы, то установление также необходимо и на федеральном уровне минимального перечня мер социальной поддержки. А, как раз, дополнительные меры к ней могли бы определять субъекты РФ.

В настоящее время Федерация владеет инструментом, позволяющим перераспределять с федерального на уровень регионов ответственность за качество жизни людей, а появление указанных выше стандартов решило бы этот вопрос, также упразднив существующую ныне практику бланкетных норм. Установление для всей территории России единых федеральных стандартов должно быть исключительными полномочиями Федерации, что стало бы гарантом единообразной социальной политики страны.

Конституция РФ не дает конкретного определения перечней предметов ведения субъектов РФ, в ст. 73 утверждается лишь остаточный принцип полномочий регионов [2].

Согласно п. 1 ст. 26.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184 -ФЗ полномочия, реализуемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, устанавливаются конституцией (уставом), законами и принимаемыми согласно им иными нормативно -правовыми актами субъекта РФ.

Т.е., федеральное законодательство не может определять полномочия органов государственной власти субъектов РФ. Но, например, ст. 8 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ, закрепляет в области социального обслуживания полномочия органов государственной власти субъектов РФ, хотя это предмет собственного ведения субъекта РФ.

Итак, по предметам ведения субъектов РФ данные полномочия органов государственной власти субъектов РФ трактуются федеральным центром в качестве области совместного ведения. В общем, при осуществлении права на социальное обеспечение область собственного ведения субъектов РФ следует характеризовать в качестве остаточной, но не исключительной, т.к. сегодня трудно назвать хоть какую-то группу отношений в обществе совершенно не урегулированных на уровне Федерации и потому всецело находящуюся в ведении ее субъектов.

Использованные источники:

1. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. М.: Проспект, 2019. 264 с.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 237; СЗ РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

3. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право): Нормативно-правовые акты приведены по состоянию на 15 апреля 2000 г. / М.И. Лепихов. М.: Былина, 2020. 322 с.

4. Садовикова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. 10-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 194 с.

5. Худяков А.В. Генезис конституционных обязанностей государства в Российской Федерации / А.В. Худяков // Юридический мир: ежемесячный информационно-аналитический общеправовой журнал. 2019. № 10. С. 2528.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.