Научная статья на тему 'Конституционное право на образование в Республике Ирак: проблемы реализации'

Конституционное право на образование в Республике Ирак: проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционное право на образование / граждане Республики Ирак / реализация права / дискриминация / constitutional right to education / citizens of the Republic of Iraq / realization of the right / discrimination

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мохаммед Абдуладхим Нимах Ал Кхафаджи

В статье рассматриваются проблемы реализации конституционного права граждан Республики Ирак на образование. К числу основных автор относит дискриминацию граждан по гендерному, этническому, религиозному, географическому признакам. Дальнейшая невозможность обеспечить равный доступ к образованию приведет к маргинализации населения и негативно отразится на социально-экономическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Right to Education in the Republic of Iraq: Problems of Implementation

The article discusses the problems of the implementation of the constitutional right of citizens of the Republic of Iraq to education. The author considers the discrimination of citizens on the basis of gender, ethnic, religious, geographical signs to be among the main ones. Further impossibility to ensure equal access to education will lead to marginalization of the population and will negatively affect the socioeconomic development of the country.

Текст научной работы на тему «Конституционное право на образование в Республике Ирак: проблемы реализации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10184

Конституционное право на образование в Республике Ирак:

проблемы реализации

Constitutional Right to Education in the Republic of Iraq: Problems of Implementation

Мохаммед Абдуладхим Нимах АЛ КХАФАДЖИ,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

E-mail: mohamedalkhafagi815@gmail.com

Научный руководитель: Т.Н. Балашова, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации конституционного права граждан Республики Ирак на образование. К числу основных автор относит дискриминацию граждан по гендерно-му, этническому, религиозному, географическому признакам. Дальнейшая невозможность обеспечить равный доступ к образованию приведет к маргинализации населения и негативно отразится на социально-экономическом развитии страны.

Ключевые слова: конституционное право на образование; граждане Республики Ирак; реализация права; дискриминация

Республика Ирак является государством, ратифицировавшим универсальные международные акты и акты, принятые арабскими странами в сфере прав человека, в которых признается право на образование. Конституция Ирака 2005 г. [1], а также законодательные акты в сфере образования гарантируют всем гражданам страны без какой-либо дискриминации (ст. 14) право на бесплатное образование на всех академических уровнях (ст. 34). При этом ст. 15 Конституции обязывает государство принимать необходимые меры для обеспечения равных возможностей граждан при реализации конституционных прав.

Однако при реализации конституционного права на образование граждане Ирака сталкиваются с целым комплексом проблем, основной из которых — доступность образования, что приводит к неравенству между общинами, маргинализации отдельных социальных групп и, как следствие, детерминирует между ними конфликты по религиозным, культурным, этническим и языковым признакам.

Abstract. The article discusses the problems of the implementation of the constitutional right of citizens of the Republic of Iraq to education. The author considers the discrimination of citizens on the basis of gender, ethnic, religious, geographical signs to be among the main ones. Further impossibility to ensure equal access to education will lead to marginalization of the population and will negatively affect the socioeconomic development of the country.

Keywords: constitutional right to education; citizens of the Republic of Iraq; realization of the right; discrimination

Не имеют полноценного доступа даже к начальному образованию дети из бедных семей, несмотря на то, что ч. 2 ст. 34 Конституции Ирака предусматривает его обязательность. Статья 1 Закона № 118 от 1979 г. «Об обязательном образовании» [2] обязывает родителей определить ребенка в школу и обеспечить его начальное образование. В городах 16% детей не посещают начальную школу, в сельской местности — 41% [4, с. 25]. При этом необходимо отметить, что дискриминация в получении образования наблюдается не только по географическому признаку, но и по гендерному. Почти 50% девочек в сельской местности не посещают начальную школу [6, с. 8]. Переход на каждый следующий уровень образования увеличивает гендерный разрыв. При этом, во-первых, большой проблемой для семей с низким уровнем доходов является подготовка ребенка к школе — покупка школьной одежды и принадлежностей, а также учебников в случаях, когда школы не могут обеспечить ими детей. Во-вторых, незаинтересованность родителей в обучении своих дочерей. Более 60% семей в сельской местности и (более 40% в городах)

2019 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры

71

убеждены, что сыновья имеют приоритет в получении образования [5, с. 48]. В-третьих, родители стремятся выдать девочек как можно раньше замуж. Ранние и детские браки не являются редкостью в послевоенном Ираке. Помимо официальных браков в стране получило распространение коммерческая сексуальная эксплуатация девочек со стороны семей, предполагающая выплату вознаграждения-приданного и подписание соглашения о расторжении брака [8].

Бедность населения в Ираке ограничивает возможность получения образования и мальчиками. Они трудоустраиваются для оказания помощи своим семьям. Закон № 37 от 2015 г. «О труде» [3] устанавливает возраст приема на работу — 15 лет. Однако детей младше установленного законом возраста работодатели принимают на работу неофициально.

В сфере реализации права на образования в Республике Ирак можно выделить дискриминацию не только по гендерному или географическому признаку, но и по религиозному. Система образования в Республике основана на исламских традициях: в учебные программы включены предметы, целью которых является укрепление веры учеников в Бога и Его Божественных посланий на основе ислама. При этом лицам, относящимся к религиозным меньшинствам, разрешается не посещать эти предметы, но изучать свои религиозные системы запрещено (такая ситуация складывается в целом по стране, за исключением Курдистана). Данный вид дискриминации основан на законах страны. В частности, в ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Ирак 2005 г. сказано, что «ислам является официальной религией государства и основой законодательства». Ни один закон не может быть принят, если он противоречит «нерушимым нормам ислама». Часть 2 ст. 2 Конституции Ирака утверждает свободу вероисповедания. Однако Конституция в первую очередь «гарантирует» исламскую идентичность большинства иракского народа, а затем право на свободу вероисповедания христиан, езидов и иных групп. Поставленная на первое место гарантия исламской идентичности ставит государство в роль защитника ислама и на практике допускает дискриминацию членов иных религиозных взглядов, в том числе в области образования. В результате обучающиеся, относящиеся к религиозным меньшинствам, чувствуют себя религиозно неполноценными и изолированными от общества, а также пропускают занятия.

Иракские эксперты в области образования выражают обеспокоенность в отношении учебных программ, направленных на религиозное воспитание. Так, Лазгин Бараньи в своей статье «Преподавание религиозного образования в государственных школах Ирака и статус меньшинств в

Ираке: критический обзор» [7, с. 464] отмечает негативные тенденции: в иракских школах религиозная терпимость не является частью учебной программы; в некоторых школах раздаются призывы борьбы с неверными; иракские школы могут стать похожими на семинарии в Пакистане и Афганистане, готовившие талибов.

Ирак — многоконфессиональная страна. Следовательно, учебные программы в области религиозного образования должны отражать не только возможность получения религиозного образования в соответствии со своими религиозными убеждениями, но и:

■ признавать право на различие между людьми, уважать другие религиозные традиции, взгляды и убеждения, понимать характер иных религиозных верований и обычаев;

■ помогать и содействовать развитию духовности в обществе и межконфессиональному диалогу;

■ не противопоставлять учеников-мусульман ученикам-немусульманам;

■ представлять позитивные аспекты иных религиозных взглядов, пропагандировать высокие ценности всех религий;

■ способствовать духовному, нравственному, социальному и культурному развитию учащихся.

Только в этом случае равными членами многоконфессионального сообщества можно построить новое государство Ирак, свободное от сектантства, насилия и экстремизма.

Список литературы

1. Конституция Республики Ирак. Принята на всеобщем голосовании 15 октября 2005 г. [Электронный ресурс] // www.iraqinationality.gov.iq/ attach/iraqi_constitution.pdf

2. Закон № 118 от 1979 г. «Об обязательном образовании» [Электронный ресурс] // http:// www.moedu.gov.iq

3. Закон № 37 от 2015 г. «О труде» [Электронный ресурс] // http://www.ilo.org/dyn/NATLEX

4. Iraq: reconstruction and investment. Part 2. Damage and Needs Assessment of Affected Governorates. World Bank. 2018. p. 137.

5. Iraq: Humanitarian Needs Overview 2019. OCHA. 2018. p. 68.

6. Iraq 2019: Education Cluster Strategy. UNICEF. 2019. p. 30.

7. Lazgin Barany. Teaching of religious education in Iraqi state schools and the status of minorities in Iraq: a critical review // International Journal of Arts & Sciences. 2013. № 4. Р. 451-466.

8. 2018. Trafficking in Persons Report — Iraq. United States Department of State. [Электронный ресурс] // https://www.refworld.org/docid/ 5b3e0b184.html.

72

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.