УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10175
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТАХ И КОНСТИТУЦИЯХ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ
Мохаммед Абдуладхим Нимах АЛ КХАФАДЖИ,
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.02 — конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право
Научный руководитель: Т.Н. Балашова, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. Право на образование является естественным и неотчуждаемым правом каждого человека, получившим закрепление в универсальных международных актах по правам человека. Региональные акты и конституции арабских государств подтверждают право на образование, однако его интерпретация и реализация осуществляются с учетом традиционных исламских ценностей.
Ключевые слова: право на образование, универсальные акты по правам человека, региональные акты и конституции арабских государств.
Annotation. The right to education is a natural and inalienable right of every person, which has been enshrined in universal international human rights instruments. The regional acts and constitutions of the Arab states confirm the right to education, but its interpretation and implementation is carried out taking into account traditional Islamic values.
Keywords: the right to education, universal human rights instruments, regional acts and constitutions of the Arab states.
Право на образование входит в систему прав, которые принято относить ко второму поколению прав человека. Рассматривая комплекс социально-экономических и культурных прав, O.A. Снежко определяет их реализацию как возможность «физического лица претендовать на получение от государства определенных материальных благ с целью удовлетворения его жизненных потребностей, необходимых для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития» [8, с. 84]. При этом реализация указанного комплекса прав имеет значение не только для конкретной личности, но и для общества и государства в целом. Связано это с тем, что повышение уровня материального и духовного благосостояния граждан стимулирует развитие экономики и, как следствие, приводит к повышению уровня благосостояния всего общества.
Выстраивая классификацию социально-экономических и культурных прав, необходимо выделить многогранность права на образование. Его можно отнести и к социальным, и к экономическим, и культурным правам. Право на образование является социальным потому, что способствует всестороннему развитию человеческой личности. Оно является экономическим, так как способствует экономической самодостаточности человека через занятость или самозанятость. Несомненно, право на образование относится к культурным правам. Оно выступает проводником передачи не только знаний, но и опосредует трансляцию культурно-нравственных норм и традиций от поколения к поколению.
Таким образом, образование приобретает ценность в современном обществе как наиболее эффективный инструмент развития возможностей человека. А право на образование входит в комплекс неотъемлемых прав человека, посколь-
№ 4/2019
ку способствует развитию и становлению всесторонней личности, а также формированию человеческого достоинства.
Комплекс социально-экономических и культурных прав, и в том числе право на образование, получил закрепление в универсальных международных актах. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., фиксируя право каждого человека на образование, обращает внимание на то, что оно должно способствовать «полному развитию человеческой личности ... содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбы между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [1]. Данная формулировка подчеркивает важность реализации права на образование.
Во-первых, образование должно способствовать всестороннему развитию человеческой личности и достоинства.
Во-вторых, образование должно стать прочной основой существования общества, общественным благом, которое содействует взаимопониманию и терпимостью между народами, нациями и религиозными группами, а, следовательно, является весомым фактором в борьбе с нетерпимостью, ненавистью и экстремизмом.
Развивая положения Декларации, ч. 2 ст. 13 Международного пакта об экономических социальных и культурных права 1966 г. [2] предъявляет к государствам ряд основополагающих требований, способствующих реализации права каждого человека на образование:
■ начальное образование должно быть обязательным и бесплатным;
■ среднее образование — открыто и доступно для всех;
■ высшее образование — доступно для всех на основе способностей каждого.
Указанные выше универсальные международные акты являются ориентиром развития прав человека в региональных правовых системах. Сотрудничество арабских стран по вопросам развития человеческого потенциала, а также закрепления, реализации и защиты основополагающих прав человека на региональном уровне отражает их культурные и религиозные (исламские) традиции.
Среди актов регионального значения, регламентирующих право граждан на получение образования, необходимо выделить Каирскую декларацию по правам человека в исламе 1990 г., закрепляющую в ст. 17 обязанность государства обеспечить «право человека на достойную жизнь» [3], в результате которой будут удов-
летворены потребности человека и его детей, к которым Декларация относит и образование.
Арабская хартия прав человека 2004 г. призывает государства ликвидировать неграмотность и устанавливает, что «каждый гражданин имеет право на образование» [4].
В статье 41 Хартия закрепляет минимальные стандарты, позволяющие реализовать право на образование:
■ начальное и общее образование должны быть обязательными, бесплатными и легко доступными для всех;
■ при получении образования не допускается дискриминация;
■ образование должно быть направлено на развитие человеческой личности, уважения к правам человека и арабскому единству.
Региональные акты и конституции арабских государств содержат особые подходы к пониманию права на образование и возможности его реализации.
Во-первых, в названии актов дается указание на права человека. Однако Хартия устанавливает право на образование за гражданами государств-участников. О праве на образование детей беженцев или трудящихся-мигрантов не упоминается.
В Пакте о правах ребенка в исламе [5], принятом в 2005 г., в ст. 21 сформулировано, что детям беженцев должны предоставляться права в максимально возможном объеме, который может обеспечить государство, их принимающее, в рамках национального законодательства. То есть, право на образование не гражданам предоставляется по усмотрению государства. Например, ст. 34 Конституции Ирака 2005 г. [6] гарантирует право на образование только гражданам.
Во-вторых, принятые арабскими странами стандарты в области прав человека правоприменитель рассматривает через призму исламских норм. Причем данный принцип, как правило, закрепляется и в региональных международных актах, и в конституциях арабских стран.
Так, в Преамбуле Пакта о правах ребенка в исламе говорится, что перечисленные в нем права распространяются как на мусульманских, так и на не мусульманских детей. При этом право на образование реализуется при условии соблюдения принципов исламского образования (ст. 12) в целях воспитания в детях чувства принадлежности к исламской цивилизации (ст. 2).
№ 4/2019
Указание на нормы ислама в международных актах и конституциях свидетельствует, с одной стороны, о приверженности традиционным ценностям, а с другой — может способствовать развитию дискриминации в сфере образования по религиозному признаку.
В-третъих, отношение арабского общества к правам человека вообще, и в частности к праву на образование, «остается сложным, зачастую права человека воспринимаются чуждыми элементами в религиозно-традиционном праве Востока» [7, с. 353].
Библиографический список
1. Всеобщая Декларация прав человека (принята ГА ООН от 10.12.1948 г.) // Рос. газ 1998. 10 дек.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных права (принят Резолюцией ГА ООН от 16.12.1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
3. Каирская декларация по правам человека в исламе (принята Резолюцией Организации Исламское сотрудничество от 05.08.1990 г. № 49/19-р) // // http://www.lib.csu.ru/ER/ ER_SPSAS.pdf
4. Арабская хартия прав человека (принята лигой арабских государств от 23.05.2004 г.) // http://www.acihl.org/res/Arab_Charter_ on_Human_Rights_2004.pdf
5. Пакт о правах ребенка в исламе (принят 30.06.2005 г. ) // https://www.worldislamla.pdf
6. Конституция Республики Ирак (принята на всеобщем голосовании 15.10.2005 г.) // www.iraqinationality.gov.iq/attach/iraqi_ constitution.pdf
7. Дураев ТА., Тюменева Н.В. Значение прав человека в исламском праве // Известия Саратовского ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. Вып. 3. С. 352—358.
8. Снежко O.A. Конституционно-правовая природа социальных прав // Защита социальных прав граждан: теория и практика. М.: ИнфраМ, 2018. С. 80—133.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность» / [Под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с.
ISBN 978-5-238-03168-2
На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Учтены последние изменения, внесенные в Гражданский процессуальный кодекс РФ, по состоянию на 1 апреля 2018 г.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.
№ 4/2019