Научная статья на тему 'Конституционное право на доступ к культурным ценностям: история, теория, практика'

Конституционное право на доступ к культурным ценностям: история, теория, практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1188
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционное право на доступ к культурным ценностям: история, теория, практика»

либо одной из рассмотренных выше школ, но отнюдь не образуют новых направлений. Поэтому в практическом отношении, несмотря на различия в наименованиях ("теория имплементации", "теория трансформации", "теория исполнения"), они в конечном итоге признают дуализм двух систем права, который обеспечивается рецепцией или инкорпорацией, адаптацией либо трансформацией»1.

Очень важное значение имеет исследование в области взаимодействия внутригосударственного права с международным, так как оно имеет непосредственное отношение к каждому государству, обществу, человеку, и от эффективности такого взаимодействия зависит развитие цивилизации в целом.

Как известно, право — ничто, если его положения не реализуются на практике. Сами по себе нормы международного права в большинстве своем безупречны, но любая система юридических норм, как бы великолепно она ни была создана, не имеет права на существование, если она реально не воплощается в жизнь.

Поэтому РФ должна стремиться не просто ввести международные нормы в свою правовую систему, но и создать механизмы, обеспечивающие реализацию этих норм на практике.

Балакина Е.С.,

соискатель Московского городского педагогического университета

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ДОСТУП К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

Памятники истории и культуры России составляют весомую долю в мировом культурном наследии, вносят важный вклад в устойчивое развитие нашей страны и мировой цивилизации в целом, что и предопределяет огромную ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Статья 44 Конституции Российской Федерации определяет конституционную обязанность каждого заботиться о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе, естественно, и связанным с объектами культурного наследия.

1 Международное публичное право. М., 2007. С. 105.

Право на доступ к культурным ценностям может быть реализовано, прежде всего, если четко определить, что считать культурными ценностями.

В отечественном законодательстве термин «культурные ценности» впервые появился и стал в дальнейшем широко употребляться еще в конце 1920-х годов1. Термин имел обобщающий характер и вбирал в себя ранее неиспользуемую категорию «антиквариат». Стали применяться в государственно-правовых документах и термины «церковные ценности», «музейные ценности».

В международную терминологию определение культурных ценностей было введено Гаагской конвенцией от 14 мая 1954 г. «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (СССР ратифицировал Конвенцию 4 апреля 1957 г.). Конвенция называет 3 категории таких ценностей: а) движимые или недвижимые, имеющие «большое значение для культурного наследия каждого народа» памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, рукописи, книги; б) здания, в которых сохраняются или экспонируются движимые культурные ценности, и в) так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей»2.

В отечественном законодательстве и юридической науке отсутствовали четкие подходы к определению данного понятия. Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. (в ред. от 18 января 1985 г.) «Об охране и использовании памятников истории и культуры»3 дается дефиниция памятникам культуры, которые определяются как «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развития общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие художественную или иную культурную ценность» (ст. 1).

Рассматривая приведенное определение, нельзя не согласиться с мнением Н.И. Кузнецовой и В.Г. Растопчина, полагающих, что оно не может являться совершенным, поскольку речь в нем идет о памятниках истории и культуры как таковых. И, несомненно, правильнее определить понятие культурных ценностей «как особый вид ценностей, способный удовлетворить научные, духовные и эстетические потребности человека и содержащий в себе научную, мемориальную, этнографическую, художественную и культурную ценность»4.

1 Декрет народных комиссаров Союза ССР «О специальных средствах обеспечения государственной охраны культурных ценностей» от 19 февраля 1924 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. 1924. № 19.

2 Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979. С. 104.

3 Свод законов СССР. Т. 3. 1990. С. 704.

4 Кузнецова Н.И, Растопчин В.Г. Понятие культурных ценностей. М.: ВНИИ МВД России, 1993. С. 4.

Значительный вклад в разработку теоретических основ правового регулирования культурных ценностей внес А.П. Сергеев. В частности, культурные ценности были рассмотрены им как правовая категория. По его мнению, «культурными ценностями являются особо охраняемые правом уникальные вещественные результаты человеческой деятельности...»1.

Носит описательный характер, не раскрывая непосредственно содержания, и определение «культурных ценностей» в статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 1992 г.2, где под культурными ценностями признаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Кроме Основ законодательства Российской Федерации о культуре, определение понятия «культурные ценности» содержится и в других законах. В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»3 культурные ценности понимаются как предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в ст. 7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»4. В свою очередь, последний не раскрывает содержание этого понятия, а указывает лишь те признаки, которые подпадают под контрольно-разрешительные режимы данного Закона.

Вместе с тем, расширительное понимание культурных ценностей, к которым относятся как материальные, так и нематериальные ценности, позволяет учитывать тенденции развития международного права, в котором к культурным ценностям, объектам культурного наследия относят не только объекты, имеющие материальную форму. Так, согласно Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 г. нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами,

1 Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1990.

С. 32.

2 Российская газета, № 248, 17 ноября 1992.

3 Собрание законодательства РФ. 27 мая 1996. № 22. Ст. 2591.

4 Российская газета, № 92, 15 мая 1993.

группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя, тем самым, уважению к культурному разнообразию и к творчеству человека (п. 1 ст. 2)1.

Рассмотрим механизм обеспечения доступности культурных ценностей на примере основных законодательных актов в сфере культурного наследия.

В развитие конституционного права доступа, провозглашенного в ст. 44 Конституции Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре в ст. 12 закрепляют право каждого человека на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации. Соответственно, государство обязано обеспечить реализацию этого права граждан, и оно несет ответственность в случае невыполнения этой обязанности. Обязанности государства при реализации этого права граждан установлены ст. 30 Основ:

1) поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами. Поощрение может выражаться в виде государственных премий, присвоения почетного звания, государственных наград и др.;

2) создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования. Эта обязанность реализуется посредством: сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств, студий, курсов;

3) способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

4) осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

5) публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

1 Данный документ к настоящему времени не вступил в силу, так как пока не собрано необходимое число ратификационных грамот или иных документов, подтверждающих принятие, присоединение или утверждение Конвенции.

Кроме того, государство осуществляет бюджетное финансирование государственных организаций культуры и при необходимости принимает долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры, а также стимулирует посредством налоговых льгот, кредитов и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных организаций культуры.

Указанные положения Основ по большому счету носят декларативный характер, и предполагалось, что Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1 будет непосредственно направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к недвижимым культурным ценностям.

К сожалению, несмотря на длительность разработки указанного закона, призванного урегулировать отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в указанном документе так и не была предусмотрена процедура реализации конституционного права на доступ к культурным ценностям.

Более того, реализация государственной политики в сфере культурного наследия существенно затрудняется необходимостью обеспечивать постоянную координацию подчас разрозненных действий многочисленных ведомств, уполномоченных в различных вопросах распоряжения, использования, сохранения, государственной охраны и популяризации недвижимых памятников.

Обозначенный Законом порядок доступа в основном характерен для недвижимых материальных культурных ценностей, которые в отечественном законодательстве обозначаются понятием «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)».

Как отмечается в литературе, «материальные культурные ценности характеризуются тем, что являются объектами собственности»2. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению ими, соответственно, принадлежат конкретным собственникам. Но придание культурным ценностям такого качества, как доступность, влечет за собой определенные ограничения прав собственников. Следует согласиться с Т.Е. Мельником, что данные отношения во многом родственны сервитутным3.

В отношении конкретных объектов культурного наследия условия доступа к ним граждан определяются собственником объекта культурного

1 Собрание законодательства РФ. 01 июля 2002. № 26. Ст. 2519.

2 Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1990.

С. 19.

3 Мельник Т.Е. Право на доступ к материальным культурным ценностям // Журнал российского права. 2006. № 4.

наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 52 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). В случае передачи объекта культурного наследия по договору аренды обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, в котором, в том числе, решается и вопрос о доступе граждан к объекту культурного наследия (п. 5 ст. 55 названного Закона). При приватизации объектов культурного наследия также оформляется охранное обязательство, содержащее требование по обеспечению доступности того или иного объекта (ст. 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»1).

В качестве основных мер в сфере законодательства по решению выявленных проблем в области сохранения и использования объектов культурного наследия и реализации доступа к материальным культурным ценностям, проводимым в настоящее время, является разработка проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», который, хотелось бы надеяться, предусмотрит категории объектов культурного наследия по требованиям к обеспечению доступа к ним и конкретную систему санкций, применяемых в отношении собственника (пользователя), в случае несоблюдения ими установленных в отношении данного объекта требований к обеспечению доступа к объекту.

Обеспечение доступности движимых материальных культурных ценностей основано главным образом на предоставлении услуг учреждениями культуры, аккумулирующими эти ценности и обеспечивающими их сохранность. При этом большую роль в создании таких учреждений играют публичные власти. В качестве примера можно привести деятельность музеев.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей — это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. В нашей стране в основном органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве учредителей музеев и, соответственно, большинство музеев имеют статус государственных или муниципальных. Отношения, связанные с обеспечением доступности музейных предметов и музейных коллекций, имеют сложный комплексный характер и включают как гражданско-правовой компонент — отноше-

1 Собрание законодательства РФ. 28 января 2002. № 4. Ст. 251.

ния между гражданином и музеем, так и публично-правовой компонент. Последний выражается в обязанности органов государственной власти по формированию музейного фонда и созданию организационной основы его публичного представления.

Еще в меньшей степени законодательно урегулирован порядок реализации конституционного права доступа граждан к нематериальным культурным ценностям. Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вместе с Российской академией наук вопрос о разработке концепции и программы по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.

Таким образом, реализация конституционного права на доступ к культурным ценностям предполагает законодательную конкретизацию соответствующей конституционной нормы в целом ряде законодательных актов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Необходимо, в частности, выделение объектов и явлений, которые могут быть признаны культурными ценностями.

По мнению автора, доступ к культурным ценностям предусматривает использование различных правовых механизмов, имеющих как публично-правовую, так и гражданско-правовую природу. При этом реализация данного права требует активной и своевременной государственной политики в области культуры, обеспечивающей постоянную координацию действий многочисленных ведомств, уполномоченных в вопросах сохранения, распоряжения, использования и популяризации культурных ценностей нашей страны.

Тарасова Н.В.,

преподаватель кафедры гражданского права

Курского государственного технического университета

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В настоящее время большое внимание уделяется сохранению культурного наследия нашей страны и всего мира. Увеличивающееся с каждым днем количество судебных разбирательств, связанных с нарушением законодательства о защите объектов культурного наследия, создает предпосылки для более глубокого изучения существующей проблемы.

Идеи охраны памятников истории и культуры получили распространение в эпоху Возрождения вместе с интересом к античному искусству и разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.