Научная статья на тему 'Конституционно-правовые свойства властных полномочий народа субъекта Российской Федерации'

Конституционно-правовые свойства властных полномочий народа субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
543
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАРОД / ВЛАСТЬ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУВЕРЕНИТЕТ / PEOPLE / AUTHORITIES / CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильин Алексей Анатольевич

В статье рассматриваются различные подходы современной юридической науки к пониманию категории «народ как источник власти». Анализируются положения Конституции РФ, закрепляющие властные полномочия российского народа не только на федеральном, но и на региональном уровне в Российской Федерации. Отмечается, что источником государственной власти субъекта РФ является народ субъекта РФ. Властные полномочия народа субъекта РФ ограничены и не такие широкие, как властные полномочия многонационального народа Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROPERTIES OF THE AUTHORITY OF POPULATION OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE Russian Federation

The article discusses various approaches of modern legal science to understanding of the category «people as a source of power». Provisions of the Constitution of the Russian Federation, enforcing the authority of the Russian people not only at the federal level of the Russian Federation, but also at the regional one, are analyzed. It is noted that the source of state power of a subject of the Russian Federation is the people of the Russian Federation. The authority of the people of a constituent entity the Russian Federation is limited and not so wide as the authority of the multinational people of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые свойства властных полномочий народа субъекта Российской Федерации»

Право

ИЛЬИН Алексей Анатольевич — к.ю.н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (432700, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4; aleksey-i@inbox.ru)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СВОЙСТВА ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НАРОДА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы современной юридической науки к пониманию категории «народ как источник власти». Анализируются положения Конституции РФ, закрепляющие властные полномочия российского народа не только на федеральном, но и на региональном уровне Российской Федерации. Отмечается, что источником государственной власти субъекта РФ является народ субъекта РФ. Властные полномочия народа субъекта РФ ограничены и не такие широкие, как властные полномочия многонационального народа Российской Федерации. Ключевые слова: народ, власть, субъект Российской Федерации, суверенитет

Конституционные принципы народовластия и его императивные формы установлены в ст. 3 Конституции РФ, которая гласит:

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Анализ данной статьи Конституции РФ позволяет отметить, что в ней провозглашается народный суверенитет — право народа на самостоятельное решение судьбы государства, на приоритетное участие в формировании высших органов государственной власти и органов местного самоуправления. Народ в конституционном праве представляет собой население страны, организованное в государство. Народ

— субъект конституционного права, основной источник и носитель власти. В состав народа могут входить различные исторически сложившиеся на данной территории компактные нации, и тогда употребляется термин «многонациональный народ».

Содержание понятия «народ» на протяжении истории нашего государства неоднократно менялось. В советский период под ним понималась историческая общность людей, которая менялась в зависимости от решения задач социально-экономического и политического развития страны. В современной юридической науке получила распространение категория «народ» как совокупность граждан определенного государства. При этом можно выделить широкое и узкое понимание этой категории. В узком смысле под понятием «народ» понимают только избирательный корпус, т.е. граждан, обладающих избирательным правом [Авдеенкова, Дмитриев 2004: 385]. Народ именно в этом смысле является участником выборов и референдумов, субъектов императивных форм народовластия. В широком смысле понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как устойчивая правовая связь этой совокупности людей с соответствующим государством [Козлова, Кутафин 2010: 84].

Практически все конституции современных демократических государств начинаются с закрепления роли народа как источника власти. Так, например, преамбула Конституции США гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов... учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки». В Конституции Франции в преамбуле заявлено, что «французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета». «Настоящий Основной закон действует для всего немецкого народа»,

— говорится в преамбуле Конституции Германии.

170

ВЛАСТЬ

2015'08

В ХХ в. в конституционно-правовых актах многих стран стали употребляться термины «народ» и «нация». Суверенитет народа тесно связан с суверенитетом государства. Суверенитет, предполагающий по смыслу ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой неотъемлемый признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета РФ. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции РФ исключает существование двух уровней суверенной власти, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ.

Государственный суверенитет — производное от народного суверенитета. Именно последний един и неотчуждаем [Тепс 2002: 99].

Однако в законодательстве Российской Федерации, в т.ч. и в Конституции РФ, активно используется термин «государственная власть субъектов Российской Федерации». Следовательно, с точки зрения российского законодателя все субъекты федерации обладают государственной властью. При этом суверенной может являться только государственная власть РФ. Государственная власть субъектов федерации ограничена и подчинена федеральной власти, т.е. не суверенна.

Следовательно, государственная власть Российской Федерации существует и действует с учетом федеративного устройства России и разделяется не только по горизонтали — на законодательную, исполнительную и судебную ветви, но и по вертикали — на федеральный уровень и уровень субъектов федерации, являясь при этом единой государственной властью Российской Федерации.

Отдельные исследователи, специально занимающиеся правовыми категориями, пришли к выводу, что «государственная власть» в нашем законодательстве — это скорее политологическая, чем правовая категория [Малый 2001: 94]. Поэтому вести речь о государственной власти субъектов федерации можно только в политологическом, но не правовом аспекте. В правовом аспекте государственная власть — это и совокупность властных полномочий, и система государственных органов. И органы единой государственной власти РФ, и их полномочия можно разделить как по горизонтали, так и по вертикали.

Российская Федерация как федеративное государство имеет два уровня органов государственной власти — федеральный уровень и уровень субъектов РФ. Следовательно, народ является источником власти не только на федеральном, но и на региональном уровне. При этом когда речь идет о Российской Федерации в целом и, соответственно, многонациональном российском народе, то теория о народе как источнике власти представляется непротиворечивой и логичной. Однако когда заходит речь о государственной власти субъектов РФ и муниципальной власти, вопрос об их источниках, как справедливо отмечается в научной литературе, становится не таким очевидным [Черепанов 2011: 50].

О народе субъекта РФ как источнике власти субъекта РФ в Конституции РФ ничего не говорится. Однако, исходя из принципа народовластия, закрепленного в ст. 3 Конституции РФ, и с учетом ст. 32 Конституции РФ, устанавливающей право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ, вытекает, что источником государственной власти субъекта РФ является народ субъекта РФ.

Властные полномочия народа субъекта РФ ограничены. Они не такие широкие, как властные полномочия многонационального народа Российской Федерации.

На муниципальном уровне источником власти является население, проживающее на территории муниципального образования. Удачным для обозначения такой территориальной общности людей представляется термин «территориальный коллектив», предлагаемый В.Е. Чиркиным [Чиркин 2005: 21].

2 015' 0 8

ВЛАСТЬ

171

В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа суверенитет народа первичен. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства.

Народ осуществляет власть в соответствии с широкими правами, предоставленными Конституцией. Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства. Осуществление этого права граждан выражается в различных формах, как непосредственно, так и опосредованно — через своих представителей. Непосредственными формами демократии является участие граждан в референдуме, а также реализация права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избираемый народом парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа, т.е. всей совокупности граждан данного государства. Это орган народного представительства. Народ как носитель суверенитета уполномочивает парламент от его имени осуществлять законодательную власть.

Средствами воздействия народа на деятельность органов законодательной и исполнительной власти всех уровней является влияние избирателей на своих избранников, различные формы выражения общественного мнения по вопросам руководства государственными делами.

Многонациональный народ субъекта РФ является источником той власти, которой обладает субъект РФ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему государственных органов власти и органов местного самоуправления вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ.

Список литературы

Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. 2004. Конституционное право Российской Федерации. М.: ПолиграфОпт. 728 с.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. 2010. Конституционное право Российской Федерации. М.: Проспект. 608 с.

Малый А.Ф. 2001. Государственная власть как правовая категория. — Государство и право. № 3. С. 94-99.

Тепс Д. 2002. Конституционные основы федерализма. СПб.: ЮЦ «Пресс». 204 с.

Черепанов В.А. 2011. К вопросу об ограничении избирательных прав граждан. — Конституционное и муниципальное право. № 9. С. 49-52.

Чиркин В.Е. 2005. Публичная власть. М.: Юристъ. 174 с.

IL'IN Aleksey Anatol'evich, Cand.Sci.(Legal); Head of the Chair of Theory and History of State and Law, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (4, Stolyetiya Lenina Sq, Ulyanovsk, Russia, 432700; aleksey-i@inbox.ru)

CONSTITUTIONAL AND LEGAL PROPERTIES

OF THE AUTHORITY OF POPULATION OF A CONSTITUENT

ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article discusses various approaches of modern legal science to understanding of the category of people as a source of power. Provisions of the Constitution of the Russian Federation, enforcing the authority of the Russian people not only at the federal level of the Russian Federation, but also at the regional one, are analyzed. It is noted that the source of state power of a subject of the Russian Federation is the people of the Russian Federation. The authority of the people of a constituent entity the Russian Federation is limited and not so wide as the authority of the multinational people of the Russian Federation.

Keywords: people, authorities, constituent entity of the Russian Federation, sovereignty

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.