Научная статья на тему 'Конституционно-правовые проблемы экономической и политической безопасности России на российско-китайской границе'

Конституционно-правовые проблемы экономической и политической безопасности России на российско-китайской границе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Булашов С.Н.

История пограничного размежевания между Россией и Китаем насчитывает свыше 300 лет. Вплоть до конца 1991 г. сухопутная граница нашей страны с КНР была самой протяженной в мире более 7,3 тыс. км. Сейчас она состоит из 2-х участков восточного (4 355 км, из них около 3 700 км проходит по рекам) и западного на Алтае (56 км). В этой истории были непростые и даже трагические страницы. Одной из причин их появления было несовершенство правовой базы. С принятием Закона «О государственной границе Российской Федерации» изменился и подход к принципам установления и прохождения государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые проблемы экономической и политической безопасности России на российско-китайской границе»

5 (14) - 2007

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

конституционно-правовые проблемы экономической и политической безопасности россии на российско-китайской границе

с. н. булашов,

кандидат юридических наук, доцент,

заместитель заведующего кафедрой менеджмента и права московского банковского института

История пограничного размежевания между Россией и Китаем насчитывает свыше 300 лет. Вплоть до конца 1991 г. сухопутная граница нашей страны с КНР была самой протяженной в мире — более 7,3 тыс. км. Сейчас она состоит из 2 участков — восточного (4 355 км, из них около 3 700 км проходит по рекам) и западного на Алтае (56 км). В этой истории были непростые и даже трагические страницы. Одной из причин их появления, несомненно, было несовершенство правовой базы.

С принятием Закона «О государственной границе Российской Федерации» 1 изменился и подход к принципам установления и прохождения государственной границы. Если в законе СССР «О государственной границе СССР» государственная граница определялась решением Верховного Совета СССР в первую очередь и уже потом международными договорами СССР; то в ст. 2 ч. 1 действующего Закона сказано: «Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению». К чему приводило установление государственной границы в одностороннем порядке, мы хорошо знаем из истории советско-китайских отношений. Итогом перегово-

ров явилась демаркация в 2004 г. государственной границы с Китаем на всем ее протяжении2.

Современный Китай демонстрирует мощную динамику экономического подъема: экономический рост КНР в 2006 г. оценивается на уровне 8,9 %, резервы forex на уровне 950 млрд долл. — ^ВС3.

Активизируются и торговые отношения между Россией и Китаем. Товарооборот по итогам января — мая 2006 г. составил около 12 млрд долл., что на 20 % выше показателя аналогичного периода прошлого года. Такие данные привел на пресс-конференции в Пекине торговый представитель РФ в КНР Сергей Цыплаков. Он отметил, что в настоящее время мы можем констатировать стабильную динамику роста двусторонней торговли. Кроме того, растет инвестиционная привлекательность России среди китайских предпринимателей. По словам торгового представителя, объем привлеченных китайских капиталовложений за 1-й квартал 2006 г. составил около 280 млн долл. Таким образом, можно говорить о том, что Россия вошла в число главных инвестиционных партнеров Китая4.

Сближение с Китаем происходит и в связи с тем, что стороны уладили пограничный спор вокруг островов в районе Хабаровска на границе с Китаем. Больше ничто не мешает активизации двусторонних отношений в рамках Шанхайской организации

1 Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 17.

2 См.: С. Булашов. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации// М., МБИ, 2003. С. 119 - 124.

3 www. businessproekt. ru. — ИА «Альянс Медиа» по материалам ПРАЙМ-ТАСС.

4 www. businessproekt. ru. — ИА «Альянс Медиа» по материалам ПРАЙМ-ТАСС.

Угрозы и безопасность

5 (14) - 2007

сотрудничества. В августе 2005 г. впервые в истории двух стран прошли совместные российско-китайские военные маневры на Тихом океане.

Однако в российско-китайских отношениях остается немало неразрешенных проблем и подводных камней, о которых полезно знать, выстраивая отношения с этой страной.

В отличие от российского закона о бюджете, принимаемого Думой лишь на один год, китайский годовой план завершил 10-ю пятилетку (2001 — 2005г.г.) и вошел в десятилетнюю, двадцатилетнюю и шестидесятилетнюю программы развития КНР, которые вместе составляют китайский проект5.

Перед поколением Ху Цзиньтао стоят задачи явно и открыто восстановить историческую справедливость и возродить величие Китая. При этом главные военно-политические задачи следующие: а) вернуть Тайвань в лоно Родины; б) обеспечить безоговорочный суверенитет Китая над Тибетом и Синьцзяном (Восточным Туркестаном); в) перенести стратегические границы Китая за пределы национальной территории, в том числе в ныне российское Приморье и Приамурье, Внешнюю Монголию, Западный Туркестан (Среднюю Азию).

Что касается Приморья, то еще Дэн Сяопин, инспектируя район реки Туманган на стыке границ Китая с Кореей и Россией, завещал преемникам вернуть историческую справедливость: «Северовосточный Китай должен выйти к Японскому морю» 6. Триумф Китайского проекта партийными властями КНР официально назначен на 2020 г. К этому времени Китай по совокупной мощи должен стать главным центром силы в мире.

Совокупная мощь Китая — это и огромные людские ресурсы, и крепкая регулируемая экономика, и независимая финансовая система, и достаточная военная сила, и передовая наука и техника, и изощренная разведка с тонкой дипломатией, и зарубежная диаспора, и концептуальная самостоятельность, и культурный иммунитет, и здоровый образ жизни. При этом концептуальная самостоятельность и культурный иммунитет есть залог китайской победы. Основным видом обеспечения роста совокупной мощи в Китае избраны стратегическая маскировка и стратегическая дезинформация. Учитывая символичность китайского мышления, нынешнюю политику реализации китайского проекта в некотором смысле можно уподобить схеме древнего китайского романа

5 См: Китайский проект без легенд прикрытия. //Завтра, № 12 (592), 23 марта 2005 г.

6 См: Китайский проект без легенд прикрытия. //Завтра,

№ 12 (592), 23 марта 2005 г.

«Троецарствие» 7. Фабула иносказаний следующая. На арене борьбы три царства: «Вэй» — коварный агрессор; «Шу» — приверженец мирного решения проблем; и «У» — испытывает недоверие к царству «Шу». Для китайцев сегодняшний мир — такой же, как в эпоху Троецарствия: «Вэй» — это США; «Шу» — Большой Китай; «У» — Россия. То есть, если следовать логике предложенной схемы, если бы у России и Китая было взаимное доверие, они могли бы успешно противостоять США. В чем же кроются причины недоверия? Обратимся к истории. В отношениях между Россией и Китаем были неравноправные договоры. Первый неравноправный договор 1689 г., «Нерчинский», ущемлял интересы России. Подписанный после падения крепости Албазин, пленения казаков и ликвидации Албазинского воеводства, договор устанавливал, что весь обширный район бассейнов рек Амур и Уссури является китайской территорией. Самые неравноправные для Китая — это Айгуньский договор 1858 г. и Пекинский договор 1860 г. Тогда, пользуясь поражением Китая перед объединенным Западом в «опиумных войнах», Россия не упустила возможности территориальной экспансии, включилась в «аннексии и контрибуции» и присоединила к себе соответственно Амурский и Уссурийский края. В 1964 г. Мао Цзэдун поднял вопрос о неравноправных договорах и заявил о территориальных претензиях к СССР на площадь 1,5 млн кв. км. В 1969 г. претензия была обозначена действием: пограничным конфликтом за о. Даманский на реке Уссури и при Жаланашколь в Туркестане. В 1989 г. Дэн Сяопин в переговорах с М. С. Горбачевым о нормализации отношений, повторив тезис о «несправедливых договорах», предложил «закрыть прошлое и открыть будущее». В 2001 г. Цзян Цзэминь записал в новый договор о дружбе с Россией тезис «добрососедства» с указанием на отсутствие территориальных претензий. Суть договора определяет лозунг: «навеки добрые соседи, никогда враги». Выраженный словами смысл лозунга — отказ от конфронтации. Главный же смысл «по умолчанию» — отказ от союзнических отношений. Ныне формальных претензий у Китая к России нет, но историческая обида на несправедливые договоры осталась. И если в европейском понятии отсутствие формальных претензий снимает вопрос несправедливости, то в китайском символическом сознании отсутствие «формальных претензий» не снимает вопроса «справедливых требований».

www. arriéré — garde. ru

7

5 (14) - 2007

Угрозы и безопасность

В связи с этим в доктрине китайского государственного развития выделяются границы государственные и стратегические. Концепция «стратегических границ» со времен Дэн Сяопина официально входит в систему взглядов доктрины Китайского проекта: приобретения страной статуса «великой глобальной державы первого разряда», «целиком отвечающий древней истории, чести и достоинству ханьской нации».

В новых формах китайская экспансия осуществляется мирно — путем переноса стратегических границ за пределы китайской территории. На суше — это зарубежная диаспора с рычагами экономического доминирования. На море — это избыточность собственного коммерческого тоннажа и демонстрация флага во всех торговых портах мира. В космосе — это влияние на процессы земной глобализации космическими аппаратами и станциями, в том числе и на Луне.

Важно заметить, что вершиной военного искусства у китайцев выступает одоление противника без применения военной силы: война есть никогда не прекращающийся Путь хитрости. Собственно, одоление совершается не столько в военное время, сколько за десятки лет мирного строительства. Ускоренное наращивание валового продукта в Китае ведет к росту потребления энергоносителей и сырья с увеличением загрязнения среды. По китайским расчетам, к 2010 г. в Китае из 45 видов основных минеральных ресурсов собственных запасов полезных ископаемых будет достаточно только по 24 видам, а к 2020 г. достаточные резервы останутся только по 6 видам. В 2020 г. Китай, как главная мировая «фабрика производства товаров», опередив США, выйдет на первое место по энергопотреблению. То есть внутри стратегических границ Китая к 2020 г. при помощи естественного, ненасильственного процесса должно образоваться геополитическое пространство, находящееся под экономическим контролем и политическим влиянием «Срединного государства».

Каким образом КНР собирается реализовать свои замыслы? Поскольку козырями современной международной политики выступают карты экономики и финансов, то именно экономические интересы пока ставятся Китаем во главу угла установления порядка внутри стратегических границ за пределами китайской национальной территории.

Инструментами установления такого порядка выступают такие международные организации, как Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЕС), Ассоциация

государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Формой же порядка китайцами назначены «Зоны свободной торговли» государств — участников этих организаций. Зоны должны полностью сложиться именно к 2020 г. Этот срок — 2020 г. зафиксирован в официальных документах всех названных организаций.

В период 10-й пятилетки (2001 — 2005 гг.) китайское искусство «управления одного с помощью другого в технике сердца» обеспечивало упорядочивание геополитического пространства внутри стратегических границ КНР за счет чужой активности, усилиями зарубежных партнеров. Заглавную роль в этом процессе играли Малайзия (в АСЕАН) и Россия (в ШОС). В новой, 11-й, пятилетке с 2006 г. предусмотрен переход Китая с пассивной на активную политическую позицию. С 2006 г. Китай начал, главным образом, финансово-экономическое наступление за превращение страны в «великую глобальную державу первого разряда», что означает «многоуровневую и разнонаправленную» борьбу с США за лидерство в мире. Выстраивая грандиозную интеграцию экономик на пространстве от Балтийского моря на западе до Японского моря на востоке и от Ледовитого океана на севере до Тасманова моря на юге, Китай намерен осуществить принятую в 1993 г. Военным советом ЦК КПК доктрину символов «три севера, четыре моря». По этой зашифрованной от понимания иностранцев тайной доктрине, занятый Китаем Центр по закону перемен одолеет «три севера в пределах четырех морей», и тогда XXI в. станет веком Китая. Три севера — это Северо-Атлантический альянс (НАТО) и Россия в Старом Свете (разделенный пополам север Евразии) и Североамериканские соединенные Штаты в Новом Свете.

Союзником Китая в решении задач одоления Севера выступает интернационал «финансовых суперлордов» 8. В связке с ним Китай вполне способен стать мировым лидером уже к 2012 г. Как же реализует Китай свою стратегию в пограничном пространстве Российской Федерации?

В Китае ускоренными темпами ведутся работы по созданию и обустройству свободных экономических зон (СЭЗ) на границе с Россией в районах городов Маньчжурия, Хэйха, Фуюань, Суйфынь-хэ, Хунгунь. Наряду с созданием СЭЗ, китайцами на правительственном уровне прорабатываются вопросы об образовании на территории России

8 См: Китайский проект без легенд прикрытия. //Завтра, №12(592), 23 марта 2005 г.

- 39

угрозы и безопасность

5 (14) - 2007

этнических районов компактного проживания выходцев из Китая, насыщения российского рынка китайской рабочей силой. «Уже сегодня в некоторых дальневосточных населенных пунктах и районах приграничной зоны России число китайских граждан превышает число коренного населения» 9. И эта диспропорция объективно не может не иметь тенденции к росту: ведь на российском Дальнем Востоке проживают 10 млн чел., а в Северо-Восточном Китае — 140 миллионов!10 Кроме того, необходимо учитывать и растущую в Китае безработицу,

Серьезные опасения начинает вызывать экономическая экспансия Китая, особенно в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Дело в том, что, даже не обладая собственными ресурсами, КНР усиленно развивает на своей территории обрабатывающие производства. Эта деятельность дотируется государством. В результате перерабатывающие заводы имеют возможность покупать сырье по более высоким ценам, чем такие же предприятия по российскую сторону границы, а продавать — дешевле. Особенно активно китайцы действуют в лесообрабатывающей сфере. Губернатор В. Ишаев считает, что контрабанду леса провоцирует Китай» 11. В результате российские перерабатывающие заводы вынуждены останавливаться, а китайцы начинают диктовать цены на закупаемое ими сырье. В этом просматривается государственная политика КНР.

Неуправляемые миграционные процессы представляют собой угрозу национальной безопасности России. Возникает межэтническая напряженность. В районах Сибири китайцы через подставных лиц скупают не только предприятия, но и земли (!).

Думаю, что проблема возможности потери российских территорий за Уралом и превращения этих районов в сырьевой придаток соседнего государства еще не осознана российским обществом. Изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 4 октября 1996 г. (ст. 30), имевшие целью установление заслона на пути нелегальной иммиграции путем штрафования перевозчиков за незаконный провоз лиц через государственную границу, оказались недостаточно эффективными. Этому способствовала и недальновидная позиция Министерства экономического развития в начале 1990-х гг., которое предлагало организовывать с целью привлечения рабочей силы из Китая в

9 ОпЬу. Ru. 2006 г.

10 www. Па-пп. ги

11 www. ехрег! // ги (В. Ишаев. 30.01.2007).

приграничных с Китаем городах чайна-тауны, т. е. специальные поселения китайцев на 25 — 50 тыс. чел., с выделением для их организации средств из государственного бюджета.

Проблемы экономической экспансии Китая, образования этнических районов компактного проживания китайских граждан в пограничном пространстве России, если их не разрешить сегодня, в будущем в условиях роста экономического и политического влияния КНР, могут привести к появлению конфликтных ситуаций на государственной границе.

В России живет единый народ с общей культурой. При сохранении нынешней миграционной политики мы можем пройти некую критическую миграционную точку, после которой количество переходит в ряде регионов в опасное качество, что приведет к доминированию пришлого образа жизни, менталитета, языка общения над российским.

Что мы можем противопоставить китайской экспансии? Необходимо решать проблему заселения приграничных с Китаем территорий россиянами. Но этого мало. Государственная граница неразрывно связана с приграничными территориями. Социально-экономическая обстановка в приграничье очень сложная. По данным Пограничной службы ФСБ, «около 60 % населения приграничных районов сегодня так или иначе связаны с нелегальным оборотом через государственную границу» 12. Многие люди борются за выживание со всеми, в том числе и с государством. В представителе государства: пограничнике, таможеннике — они часто видят врага. Не заинтересовав население, адекватный интересам общества и государства конституционно-правовой режим не создать.

Поэтому необходимо сформировать в пограничном пространстве России на границе с Китаем, в первую очередь при помощи лесопромышленного комплекса полосу опережающего социально-экономического развития. Это актуально не только для дальневосточного региона. Если решить задачу замены в лесопромышленном комплексе устаревшего оборудования, то у экономики России появятся как минимум 2 мощнейших локомотива, способных вытащить ее из кризиса: лесопромышленный комплекс и нефтегазовый комплекс. Нефтегазовый комплекс (особенно нефтекомплекс) в настоящее время пока еще в состоянии решить эти задачи и самостоятельно при условии срочного принятия соответствующих правовых решений, в том числе и в пограничной сфере. В будущем в свя-

А. Шаповалов. // НГ. Регионы от 04.09.2006.

12

5 (14) - 2007

угрозы и безопасность

зи с резким сокращением запасов углеводородов и падением цены на них мы можем лишиться такой возможности. Но без нефтедолларов (а других у нас почти нет) сложно восстановить лесопромышленный комплекс.

Автор считает необходимым сформировать в пограничном пространстве по всему периметру российских границ полосу опережающего социально-экономического развития двустороннего действия, способную задерживать все, что не должно уходить из государства, и не пропускающую в страну то, в чем она не нуждается.

Это позволит решить ряд задач. Во-первых, изменит отношение проживающих на приграничных территориях граждан к защите государственной границы, без чего сформировать гибкий, меняющийся адекватно обстановке конституционно-правовой режим государственной границы невозможно. Граждане в полном соответствии с провозглашенным в ст. 3 Конституции принципом народного суверенитета должны играть решающую роль в формировании конституционно-правового режима государственной границы. Во-вторых, экономическая привлекательность приграничных районов будет способствовать их заселению россиянами, что остановит процесс формирования этнических районов компактного проживания китайских граждан вдоль российско-китайской границы. В-третьих, будет создан механизм, защищающий Россию от проникновения на ее территорию всего того, в чем она не нуждается, и препятствующий неконтролируемому вывозу материальных ценностей, то есть эффективнее заработает заградительная функция границы. В-четвертых, увеличится товарообмен между пограничными странами, количество и качество иных контактов, что будет способствовать росту взаимопонимания и сотрудничества.

Как же создать в пограничном пространстве полосу опережающего социально-экономического развития? По нашему мнению, решить эту задачу по периметру лесных границ России и Китая поможет лесопромышленный комплекс.

Являясь лидером по запасам древесины, Россия по размерам доходов в казну и в бюджеты местного уровня от продажи такой продукции на мировом рынке при создании соответствующего правового режима экспорта леса могла бы занять монопольно высокое положение.

Лес — восстанавливаемый ресурс! По мнению специалистов, лесная отрасль могла бы приносить в казну доходы, причем не меньшие, чем от нефти. Владея четвертью мировых запасов леса, мы могли бы стать монополистами в этой сфере! Пока же наш лес не в последнюю очередь из-за «прозрачности» государственной границы интенсивно пополняет бюджеты соседних государств, и в том числе Китая. В настоящее время в приграничном с Россией Китае построен крупнейший (в Европе такого нет!) лесоперерабатывающий комплекс. На какой древесине он работает? Ответ очевиден. Что с ним будет, если дешевая российская древесина перестанет поступать для переработки? Ответ также достаточно понятен.

Необходимо при помощи нефтедолларов воссоздать по периметру лесной границы России лесообрабатывающее производство, дать людям высокооплачиваемые рабочие места, переориентировав их тем самым с контрабандной на созидательную деятельность на благо России.

Китай по мере своего все прогрессирующего развития все больше зависит от импорта нефти. Экспорт нефти несет в себе еще и политическую составляющую. Это самой природой предоставленная возможность привязать динамично развивающуюся страну к России. Государство должно найти деньги и вложить их в строительство ветки в Китай. Ни в коем случае государство не должно выпускать нефтяные потоки из своих рук. Через нефтяные поставки можно будет сориентировать китайский рынок оружия на российские поставки. Открываются и другие перспективы.

В связи с незаконной миграцией китайского населения в районы Дальнего Востока необходимо разработать специальную программу и найти средства для заселения дальневосточных территорий всеми желающими русскими беженцами и вынужденными переселенцами из других республик бывшего СССР. Важно государственным путем восстановить российско-китайский паритет во внешнеэкономической деятельности и создать «санитарные» экономические зоны, в которые граждан КНР пускать в ограниченном количестве, строго контролируя их деятельность. При этом необходимо ставку делать не на местных чиновников, которые в немалой степени виновны в создании нынешней ситуации, а на патриотический, государственный по духу менталитет казачества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.