Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы взаимодействия авиационной промышленности и власти в правотворчестве'

Конституционно-правовые основы взаимодействия авиационной промышленности и власти в правотворчестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ / АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО / ЛОББИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Ян Евгеньевич

Задача: Статья посвящена взаимодействию авиационной промышленности и власти в Российской Федерации, а также анализу влияния данной сферы бизнеса на российское правотворчество. Модель: При написании научной работы использовались общенаучные принципы, анализ и синтез, а также дедукция и индукция. В качестве предмета исследования выбрана Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты. Вывод: Статья посвящена конституционно-правовым основам взаимодействия авиационной промышленности и власти в Российской Федерации, которые являются правовым фундаментом рассматриваемых субъектов. Исходя из основной задачи данной работы, анализируя опыт российских отраслевых компаний при взаимодействии с государством, можно выделить «особую» систему лоббизма в Российской Федерации, которая поддерживает стабильность демократического государства, основываясь на балансе интересов как бизнеса, так и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF INTERACTION OF THE AVIATION INDUSTRY AND GOVERNMENT IN AUTHORITY IN LAWMAKING

Background the Article is focus on the interaction of aviation, the aviation industry and government in the Russian Federation, as well as the analysis of the influence of this sphere on the Russian law-making. Materials and methods During this research work were used General scientific principles, analysis and synthesis, as well as deduction and induction. As the subject of research was chosen the Constitution of the Russian Federation, Federal laws, decrees of the President of the Russian Federation, decrees of the Government of the Russian Federation and other normative legal acts. Conclusion the Article is focus on the constitutional-legal bases of interaction of the aviation industry and government in the Russian Federation, which are the legal Foundation of these subjects in the system of these relations. Based on the main objectives of this work analyzing the experience of Russian industrial companies during the interaction with the government, it is possible to allocate the «special» system of lobbying in the Russian Federation, which maintains the stability of a democratic state, based on the balance of interests of business and the state.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы взаимодействия авиационной промышленности и власти в правотворчестве»

Савельев Я. Е.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВЛАСТИ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

9.6. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВЛАСТИ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

Савельев Ян Евгеньевич, магистрант. Должность: Специалист Департамента по взаимодействию с государственными органами

Место работы: АО «Гражданские самолеты Сухого»

Место учебы: Российский Государственный Социальный Университет

saveiliev1315@gmail.com

Аннотация

Задача: Статья посвящена взаимодействию авиационной промышленности и власти в Российской Федерации, а также анализу влияния данной сферы бизнеса на российское правотворчество.

Модель: При написании научной работы использовались общенаучные принципы, анализ и синтез, а также дедукция и индукция. В качестве предмета исследования выбрана Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты.

Вывод: Статья посвящена конституционно-правовым основам взаимодействия авиационной промышленности и власти в Российской Федерации, которые являются правовым фундаментом рассматриваемых субъектов. Исходя из основной задачи данной работы, анализируя опыт российских отраслевых компаний при взаимодействии с государством, можно выделить «особую» систему лоббизма в Российской Федерации, которая поддерживает стабильность демократического государства, основываясь на балансе интересов как бизнеса, так и государства.

Ключевые слова: взаимодействие бизнеса и власти, авиационная промышленность, Конституция РФ, конституционное право, правотворчество, парламентское право, правотворчество, лоббизм.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES OF INTERACTION OF THE AVIATION INDUSTRY AND GOVERNMENT IN AUTHORITY IN LAWMAKING

Saveliev Yan E., master. Position: Manager of Government Relations Department Work place: Joint Stock Company Sukhoi Civil Aircraft Study place: Russian State Social University

saveiliev1315@gmail.com

Annotation

Background - the Article is focus on the interaction of aviation, the aviation industry and government in the Russian Federation, as well as the analysis of the influence of this sphere on the Russian law-making.

Materials and methods During this research work were used General scientific principles, analysis and synthesis, as well as deduction and induction. As the subject of research was chosen the Constitution of the Russian Federation, Federal laws, decrees of the President of the Russian Federation, decrees of the Government of the Russian Federation and other normative legal acts.

Conclusion - the Article is focus on the constitutional-legal bases of interaction of the aviation industry and government in the Russian Federation, which are the legal Foundation of these subjects in the system of these relations. Based on the main objectives of this work analyzing the experience of Russian industrial companies during the interaction with the government, it is possible to allocate the «special» system of lobbying in the Russian Federation, which maintains the stability of a democratic state, based on the balance of interests of business and the state.

Keywords: interaction of business and government, the aviation industry, the Constitution, constitutional law, lawmaking, parliamentary law, law-making, lobbying.

В современном мире огромное влияние на бизнес оказывают государственные органы, а также отношения между бизнесом и властью в рамках государственно-правового регулирования. Основными задачами этих отношений можно выделить обеспечение, отстаивание и продвижение интересов бизнеса в системе органов государственной власти.

Целью данной работы является изучение опыта взаимодействия авиационной промышленности и власти в правотворческой деятельности, а также механизмов влияния и воздействия

бизнеса на нее в рамках законодательной системы Российской Федерации.

За последнее время в России возрос интерес к авиационной промышленности в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации1. В

1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 303 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

него входят развитие таких проектов, как ближнемагистраль-ный пассажирский самолет «SSJ-100» компании «Гражданские самолеты Сухого», ближне- и среднемагистральный пассажирский самолет «МС-21» разрабатываемый совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева и компанией «Иркут», заложенные в вышеупомянутый срок. Также государство принимает участие в различных программах субсидирования полетов, исследованиях и разработках новых инновационных проектов, в усовершенствовании нормативно-правовой базы для более эффективных мер поддержки разработчиков, производителей и эксплуататоров российской авиатехники.

Из вышеперечисленных направлений политики государства в области развития авиационной промышленности следует, что государственным компаниям и корпорациям для выполнения своих функций, необходимо наладить взаимодействие с властью для осуществления поставленных перед ними задач.

Прежде всего, хотелось бы обратиться к статье 10 Конституции Российской Федерации, разделяющую государственную всласть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную2. Данная структура власти основана на «теории разделения властей», которую сформулировал в своих трудах выдающийся французский юрист, философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755)3. В исследовании мы обратимся только к первой ветви государственной власти - законодательной.

Одним из основных направлений взаимодействия, можно выделить лоббирование интересов бизнеса в законодательном процессе. Данное взаимоотношение можно разделить на две важные части. Во-первых, это информационное взаимодействие, которое включает в себя оповещение бизнес сообщества о принятие решений в одностороннем порядке. Но поскольку компании заинтересованы в том, чтобы эти решения соответствовали их представлениям о развитии обсуждаемой нами отрасли, они вступают во вторую часть этих взаимоотношений, а конкретно участвуют в лоббизме. Лоббизмом занимаются в основном крупные финансово-промышленные группы, которые организовывают в своих компаниях структурные подразделения, связанные с взаимодействием с государственными органами.

В российском законодательстве лоббизм никак не закреплен, как например, в законодательстве США, где это регламентируется законодательными актами, а лоббисты обязаны быть зарегистрированными и находится под общественным надзором. Лоббирование - технология, заставляющая партнера или конкурента принять решение, необходимое в данный момент тем, кто это решение продвигает4. За последнее время было несколько попыток внести законопроект о порядке продвижения интересов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в органах государственной власти и местного самоуправления. Последний раз, данный законопроект вносили на рассмотрение в 2015 году. Согласно законопроекту, представитель осуществляет продвижение интересов коммер-

авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы»// «Собрание законодательства РФ», 12.05.2014, № 19, ст. 2413

2 Конституция РФ. Электронный ресурс URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

3 Конституционное право РФ в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов, С. В. Васильева, В. Д. Мазаев ; под общ. ред. В. А. Виноградова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 246 с.

4 Жалинский А.Э., Чистяков В.В., Ястребова Е.В. Экономико-

юридический журнал: Бизнес в законе, 2009 г., №1, стр. 15

ческой организации или индивидуального предпринимателя на основе гражданско-правового договора.

Хотелось бы отметить, что Конституция РФ закрепляет гарантии лоббизма в п.1 ст. 30 :«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». В статье указан примерный механизм воздействия, но конкретный субъектный состав не раскрывается. Таким образом, институт лоббизма в России дает право как лично гражданам, так и через своих представителей взаимодействовать с властью, продвигать и защищать свои интересы.

Российские компании и корпорации, занимающиеся авиастроением, авиаперевозками и авиацией активно участвуют в законодательном процессе, как по собственной инициативе, так и по требованию государства.

Нам необходимо коротко обозначить основные положения о законодательном процессе в России, чтобы понять, как и на каких стадиях возможен лоббизм вообще, и в частности, в интересующей нас области. Так, под законодательным процессом понимается процесс принятия и вступление в силу законов, начиная от внесения законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации, и завершая опубликованием принятого закона в специальных изданиях. Конституция Российской Федерации устанавливает следующие стадии законодательного процесса:

- законодательная инициатива;

- подготовка законопроектов. При подготовке проектов нормативных актов чаще всего включают различные отраслевые органы власти и организации, которые направляют проекты или вносят поправки в законопроект. Также создаются специальные комиссии, включающие представителей бизнеса и власти. То есть при законодательном процессе это первый законный вариант начала взаимодействия органов власти и представителей авиационной промышленности, поскольку первая стадия устанавливает ограниченный круг субъектов, которые могут инициировать законопроект;

- обсуждение законопроекта. Депутаты Государственной Думы Российской Федерации рассматривают и принимают законопроект в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются лишь базовые и важные положения законопроекта. После одобрения его передают со всеми поправками в профильный комитет парламента. Во время второго чтения, происходит углубленное постатейное обсуждение и затем его снова направляют в профильный комитет. В третьем чтении происходит окончательное одобрение или не одобрение законопроекта, запрещается вносить какие-либо поправки и предложения, сохраняется возможность изменения законопроекта в редакционном характере;

- принятие закона. Депутаты Государственной Думы Российской Федерации проводят открытое голосование за законопроект в целом или постатейно простым большинством. Далее законопроект передается на рассмотрение в верхнюю палату парламента, в Совет Федерации, который также рассматривает в двухнедельный срок. И в последующие две недели Президент вправе подписать данный законопроект или применить свое «право вето»;

- опубликование закона. После подписания законопроекта Президентом, в течение 10 дней его необходимо обнародовать в общедоступных официальных печатных изданиях, в таких источниках массовых информации, как «Российская газета» или «Парламентская газета»5.

Анализируя работу обеих палат парламента в Российской Федерации, можно понять, что влиять на законодательный процесс можно во время рассмотрения и обсуждения законопроекта, путем участия в заседаниях специальных комиссий или профильных комитетов Государственной Думы Россий-

5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-5-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015. с.201 - 240.

Савельев Я. Е.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ВЛАСТИ В ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ

ской Федерации. Также представлять интересы компаний и корпораций возможно через специальные «площадки для переговоров», в целях построения эффективного профессионального диалога между компаниями и государственными органами. Ими являются: Министерство промышленности и торговли, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, а также НКО «Опора России» и «Деловая Россия». Основной целью этих «площадок» является координация действий российских и иностранных участников рынка по улучшения условий для ведения бизнеса и взаимодействия с государственными органами в России, также вышеперечисленные организации осуществляют содействие российским компаниям в осуществлении их инвестиционной и торговой деятельности за рубежом.

Ключевым направлением деятельности данных «площадок» является диалог между бизнесом и властью, или «цивилизованный лоббизм». Их экспертно-аналитические структуры призваны разработать повестку дня для российского бизнеса. Для исполнения лоббистских функций бизнес ассоциации эффективно используют координационно-консультационные органы при Президенте и Правительстве Российской Федерации, чтобы посвятить вопрос роли бизнеса в реализации общенациональных проектов, а также ускорить темп экономического роста и увеличить инвестиции.

После настоящего обзора, можно сделать следующие выводы. Лоббизм в правотворчестве осуществляется по своей «особой» системе, нежели в других странах. При этом уже давно данный термин не используется в негативном ключе, наоборот приветствуется участие заинтересованных представителей бизнеса, поскольку они больше всех знакомы со спецификой своей деятельности. В целом, лоббизм затрагивает и поддерживает стабильность демократического государства, основываясь на балансе интересов как бизнеса, так и власти. Ведь только гармоничные отношения этих двух субъектов могут привести к позитивным последствиям, которые будут выгодны с экономической точки зрения для бизнес-сообщества, в частности авиационной промышленности, а так же позволит выполнять свои функции государству, которое заинтересовано в развитии всех отраслей.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,53%.

Список литературы:

1. Конституция РФ. Электронный ресурс URL:http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28399/.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

4. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями).

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 303 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы»// «Собрание законодательства РФ», 12.05.2014, № 19, ст. 2413

6. Бизнес и власть в России: взаимодействие в условиях кризиса: кол-лект. монография /науч. ред. и рук. авт. колл. А. Н. Шохин; Нац. ис-

след. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

7. Бизнес и власть в России: формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата: монография / науч. ред. и рук. авт. колл. А. Н. Шохин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015.

8. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия / Рук.: А. Н. Шохин; науч. ред.: А. Н. Шохин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011.

9. Жалинский А.Э., Чистяков В.В., Ястребова Е.В. Экономико-юридический журнал: Бизнес в законе, 2009 г., №1, стр. 15

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2015.

11. Конституционное право РФ в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов, С. В. Васильева, В. Д. Мазаев; под общ. ред. В. А. Виноградова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 246 с. — (Бакалавр. Академический курс).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Яна Евгеньевича Савельева, магистранта Российского Государственного Социального Университета на тему: «Конституционно-правовые основы взаимодействия авиационной промышленности и

власти в правотворчестве» На самом деле, представленная на рецензию статья посвящена актуальной теме - де-факто лоббизму в постсоветской России и вероятному его (лоббизма) признанию де-юре на основе, прежде всего, конституционно-правовых норм. Язык, стиль, теоретическая основа, методология, иные атрибутивные признаки работы Я.Е. Савельева адекватны аналогичным параметрам научных статей, возможных к опубликованию в авторитетных журналах соответствующего профиля. В то же время автор сформулировал ряд оригинальных и дискуссионных положений, в отношении которых у рецензента возникли смешанные чувства.

Во-первых, представляется, что выражение «взаимодействие авиационной промышленности и власти» было бы более корректным изменить на «взаимодействие официальных представителей отечественной авиационной промышленности и публичной власти в Российской Федерации» постольку, поскольку в статье речь идет именно о таких представителях, а власть, как известно, бывает не только публичной, но и частной (например, власть родителей над их несовершеннолетними детьми в семье).

Во-вторых, акцентируя внимание на «теории разделения властей», автор полагает, что ее «сформулировал в своих трудах выдающийся французский юрист, философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755)». Однако нам более импонирует тезис, что указанную теорию в свое время сформулировали не только Ш.-Л.Монтесье, но и Ликург Спартанский (ХМИ вв. до н.э.), Платон (428/427/-348/347/ до н.э.), Джон Локк (1632-1704), Джеймс Мэдисон (1751-1836) и др.

В-третьих, анализируя конституционно-правовые основы «взаимодействия авиационной промышленности и власти» автор обращает внимание непосредственно на статьи 10 и 30 действующей редакции Конституции Российской Федерации. На наш взгляд, применительно к предмету его (автора) исследования не лишим было бы сослаться и на конституционное положение о том, что: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст.33 Конституции Российской Федерации). Такое обращение де-факто и де-юре означает форму лоббизма, то есть направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение граждан в соответствующие органы публичной власти, в том числе дифференцированные, в соответствии с теорией разделения властей, на законодательные, исполнительные и судебные.

И, наконец, в-четвертых, - о ключевом тезисе автора, сформулированном в представленной на рецензию статье: «Лоббизм в правотворчестве осуществляется по своей «особой» системе, нежели в других

Проблемы экономики и юридической практики

2'2017

странах. При этом уже давно данный термин не используется в негативном ключе, наоборот приветствуется участие заинтересованных представителей бизнеса, поскольку они больше всех знакомы со спецификой своей деятельности. В целом, лоббизм затрагивает и поддерживает стабильность демократического государства, основываясь на балансе интересов как бизнеса, так и власти». Здесь, похоже, проявил себя нынешний профессиональный статус автора, как специалиста Департамента по взаимодействию с государственными органами АО «Гражданские самолеты Сухого». Или не так?!

Мы же, напротив, полагаем, что в реальности (причем не только в нашей стране, но и за рубежом) лоббизм дифференцирован на: 1) легальный и 2) нелегальный. В первом случае речь идет о подаче петиций, целенаправленной рассылке писем в органы публичной власти, публичной (общественной) экспертизе законопроектов, организации информационной, рекламной кампаний с целью влияния в нужном организаторам указанных кампаний ключе на общественное мнение, сборе пожертвований в пользу тех или иных участников избирательного процесса. Во втором случае - об откровенном подкупе государственных, политических деятелей, прямо запрещенном законодателем «спонсировании» (финансировании) их жизнедеятельности.

Несмотря на позитивные, по мнению автора статьи, атрибутивные признаки лоббизма, нельзя не признать, что и негативов у него немало. В частности, он (лоббизм) нередко: диктует приоритет иностранных интересов в ущерб интересам национальным, в том числе интересам национальной безопасности; служит развитию негативных форм ведомственности, местничества и пр.; подменяя подлинное народовластие, обеспечивает обогащение, доминирование в социуме исключительно правящей элиты, приближенных к ней иных социальны« групп (страт); затрудняет позитивную, стабильную и оперативную деятельность уполномоченных публично-властных институтов в критических

ситуациях, возникающих в той или иной сфере общественных отношений. Неслучайно в связи с этим, как показывают многочисленные социологические опросы, у львиной доли россиян лоббизм прочно ассоциируется с коррупцией.

Кстати, в соответствии с утвержденным Президентом Российской Федерации 31.07.2008 (Пр-1568; редакция от 14.01.2011) «Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы», Министерству юстиции Российской Федерации было поручено «внести до 1 октября 2010 г. в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предложение о целесообразности формирования в Российской Федерации института лоббизма» (подп. «а» п.8). По состоянию на текущий 2017 год, если оно (предложение) и было, то на последующее - публичное (общественное) обсуждение оно, насколько нам известно, не выносилось. При этом в СМИ сообщалось, что представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, вопреки тому, что этот государственный надзорный орган, по действующей редакции Конституции Российской Федерации, не обладает правом законодательной инициативы, разработали проект поправок в УК РФ, предусматривающий уголовную ответственность за согласие физического лица использовать свое влияние на принятие решения должностным лицом (!), вызвавший протест (!) со стороны представителей крупного российского бизнеса. Думается, что комментарии тут излишни.

Тем не менее, выше изложенное не умаляет достоинства работы Яна Евгеньевича Савельева, и, вероятно, послужит конкретизации направлений его будущих научных исследований.

Кандидат философских наук, доцент

Сергей Владимирович Хмелевский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.