Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы цифровизации здравоохранения в Российской Федерации'

Конституционно-правовые основы цифровизации здравоохранения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция РФ / здравоохранение / цифровизация / программы / национальные проекты / медицина / медицинская помощь / the Constitution of the Russian Federation / healthcare / digitalization / programs / national projects / medicine / medical care

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Отставнова Елена Александровна

Введение: в статье проанализировано российское законодательство, а также программные документы, в том числе национальный проект «Здравоохранение», устанавливающие основы цифровизации здравоохранения в России. Уделено внимание целям и направлениям этой деятельности в данной сфере. Рассмотрены уязвимые вопросы реализации указанных документов. Цель — выявить проблемы в правовом регулировании внедрения цифровых технологий в медицинскую сферу и предложить пути их решения. Методологическая основа: общенаучные (анализ, синтез, системно-структурный) и частные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования позволили раскрыть тенденции правового регулирования цифровизации здравоохранения, выявить его пробелы. Результаты: установлено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует лишь отдельные аспекты применения новых технологий. В большей степени это относится к телемедицине. Все остальные направления содержатся в федеральных проектах и программах, которые не устанавливают обязательных правил поведения в данной сфере. Это создает угрозы реализации конституционных прав и свобод российских граждан, особенно личных. Выводы: необходимо принятие единой программы цифровизации здравоохранения на федеральном уровне, что послужит более адекватной ориентации юристов, правоприменителей и граждан в данном вопросе. Для эффективной защиты прав пациентов и медицинского персонала необходимо внести отдельную главу в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», посвященную цифровизации здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Отставнова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and Legal Framework for the Healthcare Digitalization in the Russian Federation

Background: the article analyzes Russian legislation as well as policy documents, including the national project “Health Care”, which establish the basis for the digitalization of health care in Russia. Attention is paid to the goals and directions of this activity in this sphere. Vulnerable issues of the implementation of these documents are considered. Objective — to identify problems in the legal regulation of the introduction of digital technologies in the medical field and to propose ways to solve them. Methodology: general scientific (analysis, synthesis, system-structural) and private (logical-legal, comparative-legal) research methods allowed to reveal the trends of legal regulation of digitalization of healthcare, to identify its gaps. Results: it was found that the Federal Law “On the Basics of public Health protection in the Russian Federation” regulates only certain aspects of the use of new technologies. To a greater extent, this applies to telemedicine. All other areas are contained in federal projects and programs that do not establish mandatory rules of conduct in this area. This creates threats to the realization of the constitutional rights and freedoms of Russian citizens, especially personal ones. Conclusions: it is necessary to adopt a unified program of digitalization of healthcare at the federal level, which will serve as a more adequate orientation of lawyers, law enforcement officers and citizens in this matter. For more effective protection of the rights of both patients and medical personnel, it is necessary to introduce a separate chapter in the Federal Law “On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation”, dedicated to the digitalization of healthcare.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы цифровизации здравоохранения в Российской Федерации»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-64-72 УДК 342.723

Е.А. Отставнова

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в статье проанализировано российское законодательство, а также программные документы, в том числе национальный проект «Здравоохранение», устанавливающие основы цифровизации здравоохранения в России. Уделено внимание целям и направлениям этой деятельности в данной сфере. Рассмотрены уязвимые вопросы реализации указанных документов. Цель — выявить проблемы в правовом регулировании внедрения цифровых технологий в медицинскую сферу и предложить пути их решения. Методологическая основа: общенаучные (анализ, синтез, системно-структурный) и частные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования позволили раскрыть тенденции правового Я регулирования цифровизации здравоохранения, выявить его пробелы. Результа-? ты: установлено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан а в Российской Федерации» регулирует лишь отдельные аспекты применения новых ™ технологий. В большей степени это относится к телемедицине. Все остальные направления содержатся в федеральных проектах и программах, которые не уста-

1 навливают обязательных правил поведения в данной сфере. Это создает угрозы | реализации конституционных прав и свобод российских граждан, особенно личных. Ч Выводы: необходимо принятие единой программы цифровизации здравоохранения щ на федеральном уровне, что послужит более адекватной ориентации юристов, | правоприменителей и граждан в данном вопросе. Для эффективной защиты прав

2 пациентов и медицинского персонала необходимо внести отдельную главу в Фе-§ деральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Ж посвященную цифровизации здравоохранения.

& Ключевые слова: Конституция РФ, здравоохранение, цифровизация, программы,

8 национальные проекты, медицина, медицинская помощь.

55

О *

и ш О га а

и (L Ш

© Отставнова Елена Александровна, 2023

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права имени профессора Исаака Ефимовича Фарбера (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: elenaotstavnova@yandex.ru © Otstavnova Elena Aleksandrovna, 2023

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law named after Professor Isaac 64 Efimovich Farber (Saratov State Law Academy)

E.A. Otstavnova

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR THE HEALTHCARE DIGITALIZATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: the article analyzes Russian legislation as well as policy documents, including the national project "Health Care", which establish the basis for the digitalization of health care in Russia. Attention is paid to the goals and directions of this activity in this sphere. Vulnerable issues of the implementation of these documents are considered. Objective — to identify problems in the legal regulation of the introduction of digital technologies in the medical field and to propose ways to solve them. Methodology: general scientific (analysis, synthesis, system-structural) and private (logical-legal, comparative-legal) research methods allowed to reveal the trends of legal regulation of digitalization of healthcare, to identify its gaps. Results: it was found that the Federal Law "On the Basics of public Health protection in the Russian Federation" regulates only certain aspects of the use of new technologies. To a greater extent, this applies to telemedicine. All other areas are contained in federal projects and programs that do not establish mandatory rules of conduct in this area. This creates threats to the realization of the constitutional rights and freedoms of Russian citizens, especially personal ones. Conclusions: it is necessary to adopt a unified program of digitalization of healthcare at the federal level, which will serve as a more adequate orientation of lawyers, law enforcement officers and citizens in this matter. For more effective protection of the rights of both patients and medical personnel, it is necessary to introduce a separate chapter in the Federal Law "On the Basics of Public Health Protection in the Russian Federation", dedicated to the digitalization of healthcare.

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, healthcare, digitalization, programs, national projects, medicine, medical care.

Современный период состояния человеческого общества характеризуется быстрыми темпами развития науки и техники, в том числе в сфере цифровых технологий, искусственного интеллекта. Они становятся важным направлением развития экономики любого государства, повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Актуальность темы обусловлена увеличением продолжительности жизни населения и, как следствие, ростом спроса на медицинские услуги, развитием новых медицинских технологий и увеличением количества услуг с их использованием, повышением требований к качеству медицинской помощи. Если обратиться к статистическим данным, то за последнее десятилетие в России количество обращений в амбулаторно-поликлинические организации непрерывно растет. Если в 2004 г. таких обращений в смену составляло 3 577,5 тыс., то в 2021 г. — 4 253,4 тыс.1

Цифровизация здравоохранения — одна из составляющих цифровой экономики, решающая несколько задач: финансовые (экономия расходов за счет

1 См.: Мощность (число посещений в смену) амбулаторно-поликлинических организаций на конец отчетного года // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRX lUFoewruDIr2DvNGI1qm3Da-aZKMM74hv5LvdgSoELD9Cz7_5wypuX4df1xwMl94ClEs4XaXSZ 3Wc53RrbdQNDYrPHjCa3P3YIEaAIJDJAo0hYBVCAetwxgExyzgUmrLoWQTlycog%3D%3D%3 Fsign%3DGyKz1w-VWv-tlO5j2HQo0qjBjYtAFzJlYcQhYiZB0bo%3D&name=Power.xlsx&nosw=1 (дата обращения: 25.01.2023). 65

сокращения контактов пациентов с врачами и модернизации организационной системы оказания услуг); социальные (рост доступности качественной медицинской помощи); профессиональные (повышение качества услуг за счет сокращения количества врачебных ошибок, развития предиктивной медицины, повышения эффективности клинических исследований) [1, с. 6].

Само понятие «цифровизация» в законодательстве России отсутствует. Оно дано в Методических рекомендациях по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и представляет собой «процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий»1.

Развитие новых медицинских технологий, а также внедрение цифровых данных в здравоохранение требуют адекватного правового регулирования в целях оптимизации отрасли и защиты прав граждан от возможных рисков, связанных с данным процессом.

Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения последняя должна оказываться бесплатно. Она вменяет в обязанность государства принимать меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Внедрение цифровых технологий в данную сферу способствует ее модернизации, повышению доступности и качества медицинской помощи.

Пункт «е» ст. 71 Основного Закона относит установление единых правовых основ системы здравоохранения к ведению Российской Федерации. Аналогично решается вопрос об информационных технологиях и связи2. Координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, отнесена к совместному ведению России и ее субъектов (п. «ж» ст. 72). Следовательно, федеральный уровень правового регулирования должен включать лишь основополагающие принципы оказания медицинской помощи, основные моменты, определяющие систему здравоохранения в целом, обеспечивающую равные условия и объем получения медицинской помощи российскими гражданами, в том числе с использованием цифровых технологий. В обеспечение же ее доступности и качества участвуют субъекты Федерации, поскольку данный процесс зависит от географических, национальных, экологических и других особенностей субъекта.

Цифровые данные в области здравоохранения имеют значение и для стратегического государственного планирования, которое осуществляется на основе Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании

1 См.: Приказ Минкомсвязи России от 1 августа 2018 г. № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd. ru/document/564542375 (дата обращения: 26.01.2023).

2 См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 1 июля 2020 г., в ред. от 6 октября 2022 г.) // Российская газета. 1993. 1 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru (дата обраще-

66 ния: 26.01.2023).

в Российской Федерации» (в ред. от 31 июля 2020 г.)1, для которого необходимо информационное обеспечение (ст. 14). Представляется, что информационные системы здравоохранения позволяют с большей точностью представлять информацию о количестве обращений за медицинской помощью, видов заболеваний, а также нуждающихся в конкретных ее видах. Подобные данные позволяют рассчитывать финансирование системы здравоохранения на определенный период. Цифровая медицина, в первую очередь, имеет инфраструктурное значение, без которой невозможна модернизация здравоохранения в целом [2, с. 76].

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2022 г.)2 не содержит понятия «цифровизация». Однако в нем отражена дефиниция «телемедицинские технологии», представляющая собой «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».

В 2017 г. Закон дополнен ст. 36.2, регулирующей особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий3. Положительным моментом данного способа коммуникации является возможность повышения доступности медицинской помощи, поскольку позволяет в кратчайшие сроки связаться с врачом, провести корректировку приема медицинских препаратов или консилиум в сложных ситуациях. Законом предусмотрено проведение подобных консультаций пациентов с целью профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема.

В настоящее время консультации с применением телемедицины распространены в частных медицинских учреждениях. В соответствии с указанным Законом они обязаны осуществляться при соблюдении тех же условий, что и при очном консультировании: соблюдения медицинских стандартов, врачебной тайны, ведения соответствующей документации. Должны учитываться и дополнительные нюансы: наличие специальных медицинских изделий, позволяющих осуществлять мониторинг состояния организма человека при дистанционном наблюдении с использованием данных, вносимых в специальные информационные системы; необходимость использования единой системы идентификации и аутентификации для определения участников дистанционного взаимодействия; использование усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника при заполнении медицинских документов.

Для реализации указанных законоположений необходимо наличие соответствующих информационных систем в каждом медицинском учреждении, а также медицинского персонала, владеющего способами его использования. Кроме того, возникает вопрос об ответственности за качество представленной

1См.: СЗ РФ. 2014. № 26, ч. 1, ст. 3378; 2020. № 31, ч. 1, ст. 5023.

2 См.: Там же. 2011. № 48, ст. 6724; 2023. № 1, ч. 1, ст. 16.

3 См.: Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» // СЗ РФ. 2017. № 31, ч. 1, ст. 4791. 67

медицинской помощи, врачебных ошибках, совершенных по объективным причинам. Сегодня не все аспекты телемедицины имеют правовую основу. Следует согласиться с теми авторами, которые утверждают, что «законодателю еще только предстоит внедрение правового регулирования таких направлений медицинской деятельности, как интернет медицинских вещей, облачные вычисления, анализ больших медицинских данных, применение искусственного интеллекта и других» [3, с. 152]. Телемедицина предусматривает возможность выдачи электронных рецептов на медицинские препараты. Это актуализирует проблемы создания единой базы данных и регистрации в ней врачей, аптечных работников и пациентов, а также способствует сохранению врачебной тайны [4, с. 664-665].

Основная роль в формировании цифрового пространства и цифровизации медицины в России принадлежит Президенту РФ, который своими указами дает старт для разработки органами исполнительной власти специальных программ, в том числе в области здравоохранения. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 к национальным интересам государства отнесены: сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан; развитие безопасного информационного пространства. Несмотря на то, что Стратегия в основном посвящена вопросам информационной безопасности в современный период, ее направления полезны и для граждан при получении медицинской помощи с использованием информационных технологий (отмечается, что они облегчают совершение преступлений. Данное мнение, видимо, касается персональных данных пациентов). Так, ст. 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» относит к полномочиям федеральных органов государственной власти ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере здравоохранения, в том числе обеспечение конфиденциальности содержащихся в них персональных данных, а также утверждение стандартов информационного обмена. Он допускает предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах. В данном случае возникает уязвимость для информации, составляющей врачебную тайну, сложность в контроле использования персональных данных конкретного человека.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы2 отмечено, что «главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг». Сказанное напрямую касается и сферы здравоохранения. Стратегией введено в правовой оборот такое понятие, как «информационное общество», под которым понимается «общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан». Это подразумевает информационную грамотность, то есть обладание членами общества определенными навыками работы

1 См.: Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27, ч. 2, ст. 5351.

2 См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного 68 общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20, ст. 2901.

с информационными системами. В здравоохранении данный вопрос может сформировать такие проблемы, как дополнительное обучение медицинских работников с целью повышения их цифровой грамотности; неравенство в доступности и качестве получения медицинской помощи российскими гражданами. В первом случае необходимо отметить, что 1Т-технологии требуют подготовки специалистов, соответствующих современным реалиям цифровой среды в экономике здравоохранения [5, с. 257-258], для чего обучающимся медицинских учебных заведений необходимо осваивать новые компетенции. Второй аспект проблемы связан с финансовыми возможностями населения, в том числе влияющими на приобретение необходимых информационно-коммуникационных устройств, а также цифровой грамотности [6, с. 106]. Особенно данный вопрос актуален для лиц пожилого возраста, инвалидов.

Необходимо отметить, что в Указе Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года»1 наиболее значимыми вызовами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан названы старение населения; неудовлетворенность граждан доступностью и качеством медицинской помощи; замещение бесплатных медицинских услуг платными, что влечет нарастание социальной напряженности в обществе; рост числа детей-инвалидов. Среди основных направлений решения данных проблем Стратегия обозначила создание в медицинских организациях системы экстренного реагирования, обеспечивающей с помощью индивидуальных электронных устройств оперативное получение информации об изменении показателей здоровья пациентов из групп риска; разработку новых медицинских технологий; создание современной системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп во взаимодействии с организациями социального обслуживания, некоммерческими организациями; обмен необходимыми документами, в том числе в электронном виде, между медицинскими организациями и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы для установления инвалидности без участия граждан.

Особо следует остановиться на таких направлениях, как совершенствование функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, объединяющей единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения с информационными системами обязательного медицинского страхования, ведомственными информационными системами; создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в данной сфере, что должно обеспечить взаимосвязь процессов организации оказания медицинской помощи и управления ресурсами здравоохранения. Указанное направление также содержит создание централизованных цифровых платформ, в числе которых использование искусственного интеллекта, в целях диагностики заболеваний.

Во исполнение Указа Президента РФ Правительством РФ разработана государственная программа «Развитие здравоохранения»2, которой предусмотрено принятие подпрограммы «Информационные технологии и управление развитием отрасли». Ее основной целью является повышение эффективности организации

1 См.: СЗ РФ. 2019. № 23, ст. 2927.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"» (в ред.

от 16 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 2018. № 1, ч. 2, ст. 373; 2022. № 52, ст. 9599. 69

оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде; возможность пользования пациентом личным кабинетом «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

На основании перечисленных актов 24 декабря 2018 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Здравоохранение»1. В его структуре выделен отдельный федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»2. В 2021 г. распоряжением Правительства РФ разработаны направления в области цифровой трансформации здравоохранения, которые дополнили названный проект вторым проектом «Медицинские платформенные решения федерального уровня (ВИМИС)», а также стратегическими инициативами: «Создание национальной цифровой платформы "Здоровье"», «Персональные медицинские помощники»3, не обеспеченными на данном этапе финансированием. Каждый из проектов имеет свои цели и задачи. Первый нацелен на упорядочивание информационного потока и формата данных в здравоохранении на федеральном и региональном уровнях; второй — на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания и внедрения специализированных вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям оказания медицинской помощи (например, онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям, акушерству и гинекологии т и др.), что позволит обеспечить преемственность оказания медицинской помощи й и повысить ее качество.

й Создание цифровой платформы здравоохранения, состоящее из интегрирован-

™ ного набора общих и повторно используемых компонентов, должно способство-

01

? вать эффективности взаимодействия медицинских учреждений, их работников | и пациентов. «Персональные медицинские помощники» позволят проводить » динамичное наблюдение за пациентом при помощи специализированного обо-

го

'§ рудования и подключения его к цифровым платформам. Все проекты взаи-¥ мосвязаны, однако их внедрение требует значительных финансовых затрат. | При реализации национального проекта «Здравоохранение» и государ® ственных программ следует учитывать два аспекта: внешнюю составляющую

§ здравоохранения, включающую оптимизацию структурных подразделений меси

й дицинских учреждений, повышение квалификации медицинских сотрудников,

| затраты на инновационные проекты, и внутреннюю — повышение удовлетворен-

| ности населения от получаемых медицинских услуг [7, с. 152]. Несмотря на все

§ предпринимаемые меры, до настоящего времени остается актуальным вопрос

й территориальной доступности медицинской помощи, особенно в сельских мест-

<3 ностях [8, с. 66], а внедрение цифровых технологий поможет решить данную

| проблему.

и си

СО

1 См.: Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. URL: https://minzdrav.gov. ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 26.01.2023).

2 См.: Там же.

3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3980-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения» // СЗ РФ.

70 2022. № 1, ч. 4, ст. 434.

Изложенное нами позволяет сделать следующие выводы. Первое, что обращает на себя внимание, это недостаточно четкая и однозначная правовая регламентация внедрения информационных технологий в анализируемой сфере. На законодательном уровне регулируются лишь отдельные ее аспекты. В большинстве своем цифровизация вопросов оказания медицинской помощи осуществляется на основании многочисленных стратегий, программ, не имеющих нормативного характера, не устанавливающих обязательных для всех правил поведения в данной сфере общественных отношений. Они, главным образом, направлены на решение основных проблем в здравоохранении, связанных с доступностью и качеством медицинской помощи, удешевлением затрат на ее оказание, планированием указанных мероприятий. Кроме того, подобных программ и проектов только на федеральном уровне разработано значительное количество как Правительством РФ в целом, так и Министерством здравоохранения РФ в частности, что не всегда позволяет свободно ориентироваться в них юристам, правоприменителям и простым гражданам. В то же время все они имеют единые цели и направления развития здравоохранения, способы их достижения. На наш взгляд, необходима одна подпрограмма, посвященная цифровизации здравоохранения, имеющая несколько направлений решения проблем в структуре программы «Здравоохранение».

Второе, на что следует обратить внимание, рассмотренные документы имеют стратегический характер, рассчитанный на перспективу. Однако уже сейчас возникают вопросы, требующие своего законодательного разрешения. Прежде всего необходимо на законодательном уровне установить правила оказания медицинской помощи посредством цифровых технологий. Примером может служить Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 г. № 360-У1 «О здоровье народа и системе здравоохранения»1, в котором цифровому здравоохранению посвящена глава 7. В ней определены его основополагающие принципы, понятия, виды деятельности, взаимодействие объектов и субъектов цифрового здравоохранения, ответственность последних, способы обеспечения защиты персональных медицинских данных физических лиц.

Решая проблемы, изложенные в программных документах, требуется акцентировать внимание на гарантировании других прав и свобод граждан, находящихся в уязвимом положении в процессе получения медицинской помощи данным способом. Прежде всего это касается права на неприкосновенность частной жизни человека, в том числе защите его персональных данных в единой государственной информационной системе здравоохранения, а также определения субъекта и видов ответственности в случае совершения врачебной ошибки, нанесения вреда жизни или здоровью человека используемым медицинским оборудованием в случае его неисправности.

Рамки статьи не позволили рассмотреть региональный аспект цифровизации здравоохранения и его правого регулирования. Поскольку данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, требуется анализ региональных программ и законодательства в данной сфере.

1 См.: Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (с изм. и доп. на 1 мая 2023 г.) // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Адилет». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000360 (дата обращения: 23.01.2023). 71

Библиографический список

1. Аксенова Е.И., Горбатов С.Ю. Цифровизация здравоохранения: опыт и примеры трансформации в системах здравоохранения в мире. М.: НИИОЗММ ДЗМ, 2020. 44 с.

2. Павлов В.Н., Ханов А.М., Тюрганов А.Г. Цифровая медицина: ожидания и перспективы // Общественное здоровье. 2022. № 2. С. 73-76.

3. Ковалева Н.Н., Новикова Е.А. Особенности правового регулирования телемедицинских технологий в условиях цифровизации // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7. С. 150-152.

4. Муслимов М.И. Аптечные услуги в условиях рыночной экономики и цифровой медицины: проблемы и решения // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 2. С. 658-668.

5. Кириленко В.В. Здравоохранение, цифровизация экономики и актуализация программ обучения в вузе // FORCIPE. 2022. № 52. С. 257-258.

6. Мишон Е.В., Канапухин П.А. Промежуточные итоги цифровизации системы здравоохранения: направления развития и основные угрозы // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2022. № 3. С. 100-112.

7. Старых Н.П., Егорова А.В. Значение целевых показателей национального проекта «Здравоохранение» в оценке эффективности регионального здравоохранения // Среднерусский вестник общественных наук. 2020. № 1. С. 143-161.

8. Усманова P.M. К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 9. С. 64-69.

References

1. Aksenova E.I., Gorbatov S.Y. Digitalization of Healthcare: Experience and Examples

r of Transformation in Healthcare Systems in the World. M.: NIIOZMM DZM, 2020. 44 p.

? 2. Pavlov V.N., Khanov A.M., Tyurganov A.G. Digital Medicine: Expectations and

a Prospects // Public health. 2022. No. 2. P. 73-76.

™ 3. Kovaleva N.N., Novikova E.A. Features of Legal Regulation of Telemedicine Tech-

| nologies in the Conditions of Digitalization // Law and State: Theory and Practice. 2021.

1 No. 7. P. 150-152.

0

f 4. Muslimov M.I. Pharmacy Services in a Market Economy and Digital Medicine:

>g Problems and Solutions // Modern problems of Healthcare and Medical Statistics. 2021.

1 No. 2. P. 658-668.

T

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 5. Kirilenko VV Healthcare, Digitalization of the Economy and Updating of Study

2 Programs at the University // FORCIPE. 2022. No. 52. P. 257-258.

1 6. Mishon E.V., Kanapukhin P.A. Interim Results of Digitalization of the Healthcare

1 System: Directions of Development and Main Threats // Bulletin of the Voronezh State

! University. Series: Economics and Management. 2022. No. 3. P. 100-112.

g 7. Starykh N.P., Egorova A.V. The Significance of the Targets of the National Project

'g "Healthcare" in Assessing the Effectiveness of Regional Healthcare // Central Russian

¡ Bulletin of Social Sciences. 2020. No. 1. P. 143-161.

S. 8. Usmanova R.M. On the Issue of Ensuring the Availability of Medical Care by Local

" Self-Government Bodies // Constitutional and municipal law. 2022. No. 9. P. 64-69.

I

u 01 CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.