От редакции:
Ключевой Федеральный закон № 323-ФЗ, регулирующий сферу здравоохранения, действует уже 10 лет. За эти годы он претерпел серьезные изменения, направленные на совершенствование правовых механизмов здравоохранения. Значимость данного закона, историю его совершенствования, остающиеся спорные вопросы и его дальнейшие перспективы рассматривают эксперты в нашей традиционной рубрике.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
йО1: 10.37690/1811-0185-2022-5-68-76 УДК: 614.2
ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 2ЛЛЛ.20ЛЛ № 323-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:
СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРОБЕЛЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
М.Г. Свередюк1, В.С. Ступак2, О.В. Ушакова3, Ф.Н. Кадыров2 н
1 КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края, г. Хабаровск, Россия;
2 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова г. Санкт-Петербург, Россия;
3 Законодательная Дума Хабаровского края, г. Хабаровск, Россия.
И Автор для корреспонденции: Кадыров Ф.Н.
АННОТАЦИЯ
Принятый в 2011 и вступивший в силу с 2012 года Федеральный закон от 21.11.2021 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] (далее по тексту - 323-Ф3, Основы) является ключевым федеральным законом, регламентирующий сферу здравоохранения.
Авторами, посредством контента и ретроспективного анализа, дедуктивного метода, метода обобщения судебной практики, проведено комплексное исследование применения на 10-летнем рубеже основного закона в системе здравоохранения Российской Федерации - 323-Ф3. В статье авторами проанализированы предмет правового регулирования Основ, понятийный аппарат, закрепленный в 323-Ф3, принципы охраны здоровья, рассмотрено соотношение правовых статусов пациента и медицинского работника, затронуты аспекты платных медицинских услуг. Также анализируется проблематика в реализации Основ, говорится о существующих правовых неопределенностях его правоприменения.
По итогу исследования, авторами делается вывод о необходимости закрепления максимально полных гарантий реализации прав как для пациентов, так и для медицинских работников, направленных, в том числе, на снижение рисков возникновения конфликтов между пациентом и врачом, регулирование экономических отношений в здравоохранении, в связи с чем необходимо проведение работы по своевременной доработке данного закона.
Ключевые слова: здравоохранение, правоприменение, правовые неопределенности, предмет правового регулирования, медицинская услуга.
Для цитирования: Свередюк М.Г., Ступак В.С., Ушакова О.В., Кадыров Ф.Н. Десять лет правоприменения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: спорные вопросы, пробелы, перспективы // Менеджер здравоохранения. 2022; 5: 68-76. DOI: 10.37690/1811-0185-2022-5-68-76.
© Свередюк М.Г., Ступак В.С, Ушакова О.В, Кадыров Ф.Н., 2022 г.
Менеджер / Manager № 5
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2022
ее
Введение
2022 году исполнилось 10 лет со дня . вступления в силу 323-ф3. Данный закон окончательно трансформировал модель взаимоотношений между врачом и пациентом с патерналистической в пациент-ориентированную, при этом побочным явлением данной трансформации является стремительный рост жалоб, исков, а также уголовных преследований по так называемым «медицинским делам».
Основные положения принятого 10 лет назад 323-ф3 характеризуют существенный прогресс в нормативно-правовом регулировании сферы охраны здоровья граждан. Постоянный процесс внесения изменений в данный закон свидетельствует о стремлении оперативно реагировать на быстро меняющиеся реалии.
Важность для здравоохранения 323-ф3 трудно переоценить, поскольку он стал связывающим звеном в правом регулировании между Конституцией Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Учитывая системообразующий характер Основ, за десять лет их действия более 70 раз вносились изменения (дополнения) в текст нормативно-правового акта, отдельные нормы были признаны не соответствующими Конституции РФ [2]. Только в 2021 г. было внесено 38 поправок, что обусловлено как внесением поправок в Конституцию РФ, так и необходимостью регулирования вопросов, связанных с появлением новых медицинских, организационных и информационных технологий, усилением пациен-тоориентированности, цифровизации здравоохранения, организации медицинской помощи, информирования пациентов других новаций.
Приоритет З23-Ф3 очевиден исходя из его содержательного аспекта, поскольку предметом правового регулирования являются правоотношения широкого диапазона различной медицинской направленности и регламентация базовых принципов охраны здоровья.
Предмет правового регулирования 323-ф3
Предметом правового регулирования является качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы этой
отрасли права [3]. В 323-ФЗ данному вопросу посвящена статья 1, исходя из содержания которой видно, что Основы регулируют отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Исходя из анализа предмета регулирования, содержащиеся общественные отношения делятся на несколько блоков:
- гражданско-правовые отношения;
- административно-правовые отношения;
- трудовые правоотношения;
- организационные правоотношения;
- финансовые правоотношения.
Следовательно, содержащийся в Основах
предмет правового регулирования - «это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения» [4].
Таким образом, данный закон является главенствующим в иерархии нормативно-правовых актов системы здравоохранения, что прямо определено частями 2 и 3 статьи 3 Основ. В этой связи особо актуальным является рассмотрение вопросов его правоприменения.
Трансформация модели взаимоотношений между врачом и пациентом
Говоря про влияние З23-Ф3 на правоотношения при осуществлении медицинской деятельности, необходимо подчеркнуть тот факт, что данный закон окончательно трансформировал модель взаимоотношений между врачом
С
•КС
№5 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
и пациентом с патерналистической в пациент-ориентированную.
Свидетельством тому основные принципы охраны здоровья, правовой статус пациента, закрепленные в 323-Ф3. Как неоднократно отмечала, Т.А. Голикова1, 323-Ф3 «самый пациентоцентриро-ванный в истории России» [5].
С одной стороны, это очевидный плюс, поскольку пациент стал полноправным участником медицинских правоотношений. В законе широко закреплен правовой статус пациента, предусмотрено право на информирование пациента как до медицинского вмешательства, так и при его реализации, говорится о недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, также строго регламентированы вопросы врачебной тайны. Между тем, побочным явлением данной трансформации является стремительный рост жалоб, исков, а также уголовных преследований по так называемым «медицинским делам». Получив фактически, неограниченный правовой статус, вкупе с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [6] (согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 [7] к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг применяется законодательство о защите прав потребителей) пациенты начали их реализовывать не всегда надлежаще, зачастую злоупотребляя своими правами.
Несмотря на то, что в конце 2021 года в статью 10 Гражданского кодекса РФ было внесено дополнение, касающееся недопустимости злоупотребления правом [8], к сожалению, набирает оборот такое явление, как «потребительский экстремизм». Применительно к сфере здравоохранения его можно сформулировать, как «пациентский экстремизм» - сознательные недобросовестные действия (бездействия) пациента по отношению к деятельности медицинской организации (медицинского работника), с целью материального обогащения либо получения преимуществ различного характера [9].
Нарастающие тенденции имеют место и в разрешении споров, посредством обращения в судебные инстанции. Анализ судебной практики, проведенный кафедрой организации здравоохранения и медицинского права КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов
1 Министр здравоохранения и социального развития 2007-2012
здравоохранения» совместно с региональным Министерством здравоохранения, показал следующее. В 2019 году пациентами (законными представителями, родственниками) заявлены исковые требования на общую сумму 263 537 166,12 руб. (в среднем предъявлялись требования на сумму 2 716 878 рублей), за 2018 год было предъявлено требований на общую сумму 230 021 701,83 руб. То есть, размер предъявленных требований увеличился более, чем на 30 млн. руб. [10].
Таким образом, говорить о правовом равенстве пациента и медицинского работника в данных условиях не представляется возможным. Для уравнивания правового статуса врача и пациента необходимо сделать акцент на обязанностях пациентов, например повышение роли в ответственности за отказ от участия в профилактических мероприятиях.
Дефинитивный (понятийный) аппарат
Особого внимания заслуживают нормы, содержащиеся в статье 2 Основ, а именно дефинитивный (понятийный) аппарат.
Комплексный дефинитивный аппарат позволяет определить критерии основополагающих, наиболее часто упоминаемых в законе понятий, избежать многостороннего толкования и создать унификацию часто используемых терминов, в том числе применительно к другим отраслям права. В противном случае у правоприменителя могут возникнуть сомнения, например, по поводу идентичности одинаковых по сути действий, которые обозначены в законе разными терминами.
323-Ф3 введены понятия, характеризующие наиболее общие и значимые для сферы здравоохранения определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики с учетом специфичности области регулирования. Всего в данной правовой норме содержится 23 определения.
Обращаться к определениям необходимо постоянно, в практической деятельности, при проверках контрольно-надзорных органов, при подготовке документов для участия в судебных разбирательствах и т.п.
Между тем, ряд официальных понятий является недостаточно разработанным, отсутствует механизм реализации ряда правовых определений. Как пишет Пономарев Н.С.: «Неоднозначному смысловому восприятию правовых норм во многом
Менеджер / Мападег № 5
здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпеп'1в 2022
способствует тот факт, что научная классификация таких ключевых понятий, как «медицинская помощь», «медицинская услуга» и «медицинская работа», являющихся каркасом рассматриваемых отношений, еще не устоялась» [11].
Кроме данных дефиниций весьма спорными, требующими дальнейшего совершенствования являются также такие понятия, как «пациент», «медицинский работник», «лечащий врач» и другие.
Вопросы интерпретации принципов охраны здоровья
Особое внимание в 323-ФЗ уделено принципам охраны здоровья.
В теории права принципы относятся к общим вопросам, определяющим идеологию нормативного акта, которые характеризуются как «основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права» [12]. Иными словами, правовые принципы отражают существо содержания, социальную направленность и особенности правового регулирования. «Они позволяют лучше понимать смысл правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, правильно понимать и применять конкретные правовые нормы» [4].
Основные принципы охраны здоровья приведены во 2 главе 323-ФЗ. В статье 4 Основ законодатель, руководствуясь конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод, на первое место поставил принцип соблюдения прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий.
323-ФЗ закрепляет следующие принципы охраны здоровья:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальную защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Критерии каждого из принципов охраны здоровья раскрыты в отдельных статьях данного нормативно-правового акта. Однако при этом в 323-ФЗ отсутствует механизм реализации ряда существенных процедурных норм, что вызывает определенные трудности и порождает риск привлечения к ответственности.
В частности, длительное время вызывала спор и конфликты реализация положения п. 6 ст. 6 323-ФЗ, закрепляющая положения о посещении пациента в медицинской организации родственниками. Возникали следующие вопросы: правомерность ограничения посещения временем; законность вменения в обязанность прохождения санитарного фильтра либо предоставления документов о состоянии здоровья; возможность ограничения количества родственников для посещения больного, например в отделении реанимации и т. п. Только в 2020 году (спустя 9 лет после принятия 323-ФЗ), данный вопрос был регламентирован на уровне издания нормативно-правового акта Министерства здравоохранения Российской Федерации [13].
Также в качестве примера правовой неопределенности, порождающей риски можно привести пункт 4 статьи 6 323-ФЗ - организация оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени. При этом понятие «рациональное использование времени» в настоящий момент официально не регламентируется, порождая массу толкований. Кроме того, не предусмотрен, в целом, механизм реализации данной нормы. В этой связи медицинская организация должна самостоятельно формировать механизм реализации, посредством разработки и внедрения локальных правовых актов либо закрепляя правила в договоре с пациентом. С другой стороны, пациент также лишен возможности, с точки зрения правовой дефиниции однозначно понять указанный термин.
Примером правовой неопределенности является и применение в практике терминов «по жизненным показаниям», «по медицинским показаниям», используемых в обсуждаемом законе. Например, это касается ситуации, когда при наличии медицинских показаний в стационаре могут бесплатно находиться вместе с ребенком старше 4 лет родственники или законные представители.
№ 5 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
Далее. Организация и оказание медицинской помощи согласно нормативному правовому регулированию (статья 37 Основ) должно осуществляться в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи. При этом законодательство не уточняет, отличаются между собой понятия «в соответствии», «на основе» и «с учетом».
В стандартах оказания медицинской помощи указан усредненный показатель частоты предоставления медицинской услуги, назначения лекарственных препаратов. В большинстве случаев этот показатель представлен значением меньше единицы, что требует обоснования в назначении, в т.ч. по жизненным показаниям. Подобное обоснование требуется при назначении лекарственного препарата, не входящего в перечень необходимых и важных лекарственных препаратов. В то же время в статье 80 323-ФЗ указано, что при оказании гражданам медицинской помощи в стационарных условиях, а также специализированной и скорой медицинской помощи лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предоставляются бесплатно.
Одним из важнейших аспектов, изложенных в 323-ФЗ, является принцип доступности и качества медицинской помощи.
Соединение по смыслу двух принципов (доступности медицинской помощи и качества медицинской помощи) в один свидетельствует о понимании законодателем их неразрывной связи при оказании медицинской помощи и определяет основу для более эффективной реализации конституционного права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это обусловлено пониманием невозможности полноценной реализации данного конституционного права, если медицинская помощь будет недоступна и (или) некачественна [14].
Статьей 10 Основ определен содержательный базис данного принципа, между тем официальная дефиниция к словам «доступность» и «качество» медицинской помощи отсутствует до настоящего времени.
Основы предполагают полную информационную вовлеченность пациента на всех этапах оказания медицинской помощи. Помимо предварительного информирования, пациент имеет право владеть информацией во время (если позволяет состояние) и после медицинского вмешательства.
Данные аспекты выражаются во многих правовых нормах 323-ФЗ (п. 5 ст. 19, ст. 20, ст. 22, п. 5 ст. 54). В то же время следует отметить, что в Основах норма о выдаче медицинской документации также содержит некоторое противоречие: «По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны». Но в процессе оказания медицинской помощи и ведения документации затрагиваются интересы как минимум еще одной стороны - медицинского работника.
При этом жесткость формулировок, направленных на защиту интересов пациентов, ведет к очередным противоречиям. Так, часть 2 статьи 11 основ определяет, что медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Однако платные услуги гражданам оказываются не только по договорам с ними, но и по договорам с организациями, в том числе в рамках ДМС (часть 2 статьи 84 Основ). В соответствии с этими договорами за плату (не «бесплатно») оказывается, например, экстренная медицинская помощь гражданам по договорам ДМС по программам оказания экстренной медицинской помощи. Налицо правовая коллизия по принципу: где ставить запятую во фразе «платить нельзя бесплатно»?
Целый ряд вопросов возникает в отношении идентификации граждан и оформлении правовых отношений при оказании гражданам медицинской помощи на анонимной основе. Это касается, например, самой необходимости и способа идентификации и аутоидентификации граждан при анонимном оказании телемедицинских услуг. С одной стороны, исключений для подключения к соответствующей информационной системе Основы не делают, но с другой стороны, анонимность и не предполагает никакой идентификации. Это касается также оформления информированного добровольного согласия на медицинские вмешательства при анонимном оказании медицинской помощи и т.д. Правоприменительная практика по этим вопросам весьма противоречива. [15]
Вопросы отражения источников финансового обеспечения здравоохранения
Основы определили источники финансового обеспечения здравоохранения, впервые указав,
Менеджер / Мападег № 5
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2022
что к числу этих источников относятся и доходы от платных медицинских и иных услуг (средства организаций и граждан), создав предпосылки для начала процесса вытеснения теневых платежей официальными платными услугами. В предыдущем законе - Законе Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» платные услуги вообще не упоминались.
Однако и в сфере платных медицинских услуг остаются неурегулированные вопросы. Например, в соответствии со статьей 83 Основ источниками финансового обеспечения оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной и паллиативной помощи являются средства обязательного медицинского страхования, бюджетные средства и иные источники.
А применительно к финансовому обеспечению оказания скорой медицинской помощи (статья 35 Основ) иные источники не указаны. Это означает, что оказание скорой медицинской помощи может осуществляться только за счет бюджета и средств ОМС, а доходы населения и организаций в этих целях использоваться не могут. В таком случае невозможно существование частных служб скорой медицинской помощи, не работающих в системе ОМС. Однако на практике существует большое число частных медицинских организаций, оказывающих помощь только на платной основе. Подобная правовая неопределенность создает предпосылки для коррупции при лицензировании таких медицинских организаций, осуществлении контроля за их деятельностью и т.д. [16].
Согласованность Основ с Трудовым законодательством
К числу актуальных проблем совершенствования законодательства о здравоохранении следует отнести вопросы согласованности с трудовым законодательством. В частности, это вопросы
применения дистанционной работы в отношении медицинских работников, например, при оказании телемедицинских услуг из дома. Трудовое законодательство допускает это, а законодательство в сфере здравоохранения - нет. Другой пример -дежурства медицинских работников на дому, время которых в рамках трудового законодательства засчитывается в половинном размере в рабочее время (хотя работник в это время медицинской помощи не оказывает), что приводит к необходимости сокращения основного рабочего времени и не улучшает, а ухудшает возможности кадрового обеспечения здравоохранения, повышения доступности медицинской помощи и рационального использования трудовых ресурсов.
Заключение
Безусловно, основные положения принятого 10 лет назад Федерального закона № 323-Ф3 характеризуют существенный прогресс в нормативно-правовом регулировании сферы охраны здоровья граждан. Постоянный процесс внесения изменений в данный закон свидетельствует о стремлении оперативно реагировать на быстро меняющиеся реалии.
Учитывая возрастающую роль медицинского права, высокую значимость вопросов охраны здоровья населения и качества медицинской помощи, действующее законодательство должно предусматривать максимально полные гарантии реализации прав как для пациентов, так и для медицинских работников, направленные в том числе на снижение рисков возникновения конфликтов между пациентом и врачом, регулирование экономических отношений в здравоохранении.
Поэтому доработка обозначенных нами и других вопросов с целью наиболее полной правовой регламентации медицинской деятельности и повышения эффективности отрасли здравоохранения в целом необходима и должна осуществляться своевременно.
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СИС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 14.12.2021).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой» // СИС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 14.12.2021).
№5 Мападег
2022 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
3. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимощенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права - Москва: ИКЦ «МарТ». - 2003. - С. 516.
4. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Основы медицинского права - М.: ООО «Медицинское информационное агентство». - 2007. - С. 52.
5. «Первое сражение». Российская газета. 29.06.2011 // Режим доступа: https://rg.ru/2011/06/29/zakon. html (Дата обращения: 26.12.2021).
6. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» / СИС «Консультант плюс» (Дата обращения: 26.12.2021).
7. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // https://www.vsrf.ru/ (Дата обращения: 08.12.2021).
8. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-Ф3 (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СИС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 14.12.2021).
9. Свередюк М.Г. Правоотношения в сфере охраны здоровья: проблемы, пробелы, правовые риски // Материалы межвузовского научно-практического онлайн круглого стола «Регулирование правоотношений: вопросы истории, теории и юридической практики» (Хабаровск, 20.11.2020) / Верховный Суд Российской Федерации, Дальневосточный филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Российское обьединение судей в Хабаровском крае/ от. ред. К.А. Волков и др. - Хабаровск.: Издательство ТОГУ, 2021.
10. Организация медико-правовой работы краевыми учреждениями здравоохранения, на основе анализа и обобщения судебной практики по искам пациентов о взыскании компенсации морального вреда и (или) материального ущерба в результате причинения вреда здоровью за 2019 год / Свередюк М.Г., Тян В.Ю., Решетникова И.С. М-во здравоохранения Хабаровского края, КГБОУ ДПО «Ин-т повышения квалификации специалистов здравоохранения». - Хабаровск: Ред.-изд. центр ИПКСЗ, 2020 г. - 23 с.
11. Пономорев Н.С. Реформа здравоохранения в контексте защиты прав пациентов // «Медицинское право». - 2018. - № 6. - С. 3.
12. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1998. - С. 295.
13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2020 г. № 869н «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента родственниками и иными членами семьи или законными представителями пациента в медицинской организации, в том числе в ее структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях» // СИС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 14.12.2021).
14. Тимофеев И.В. Доступность и необходимость (показанность) медицинской помощи: конституционно-правовое содержание понятий // «Конституционное и муниципальное право», 2018. - № 6.
15. Кадыров Ф.Н. Проблемы, связанные с оказанием платных медицинских услуг на анонимной основе // Менеджер здравоохранения. 2016. - № 2. - С. 66-76.
16. Стародубов В.И., Кадыров Ф.Н. Парадоксы законодательства: гарантии бесплатности медицинской помощи нередко ограничивают права пациентов на улучшение ее качества // Менеджер здравоохранения. 2017. - № 4. - С. 62-70.
—1 74
Менеджер / Manager № 5
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022
чэ-о®7
ORIGINAL PAPER
TEN YEARS OF LAW ENFORCEMENT OF FEDERAL LAW NO. 323-FZ DATED 2T.TT.20TT "ON THE BASICS OF PUBLIC HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION": CONTROVERSIAL ISSUES, GAPS, PROSPECTS
M.G. Sveredyuk1, V.S. Stupak2, O.V. Ushakova3, F.N. Kadyrov2H
1 Institute for Advanced Training of Healthcare Professionals" of the Ministry of Health of the Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Russia;
2 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia;
3 Legislative Duma of the Khabarovsk Ter Teritory on social policy, Khabarovsk, Russia.
H Corresponding author: Kadyrov F.N.
ANNOTATION
Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2021 "On the Fundamentals of Public Health Protection in the Russian Federation", adopted in 2011 and entered into force in 2012 (323-FZ) is a key federal law regulating the healthcare sector.
The authors, through content and retrospective analysis, deductive method, method of generalization of judicial practice, conducted a comprehensive study of the application at the 10-year turn of the basic law in the healthcare system of the Russian Federation - 323-FZ. In the article, the authors analyzed the subject of legal regulation of the 323-FZ, the conceptual apparatus enshrined in 323-FZ, the principles of health protection, considered the ratio of the legal statuses of the patient and the medical worker, touched upon aspects of paid medical services. The problems in the implementation of the 323-FZ are also analyzed, the existing legal uncertainties of its enforcement are discussed.
According to the results of the study, the authors conclude that it is necessary to consolidate the most complete guarantees of the realization of rights, both for patients and for medical workers, aimed, inter alia, at reducing the risks of conflicts between the patient and the doctor, regulating economic relations in health care. In this connection, it is necessary to carry out work on the timely completion of this law.
Keywords: healthcare, law enforcement, legal uncertainties, subject of legal regulation, medical service.
For citation: Sveredyuk M.G., Stupak V.S., Ushakova O. V., Kadyrov F.N. Ten years of law enforcement of Federal Law No. 323-FZ dated 21.11.2011 "On the basics of public health protection in the Russian Federation": controversial issues, gaps, prospects // Manager Zdravoohranenia. 2022; 5: 68-76. DOI: 10.37690/1811-0185-2022-5-68-76.
REFERENCES
1. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 "On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation" // SIS "Consultant Plus" (Accessed: 14.12.2021).
2. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 13.01.2020 No. 1-P "In the case of checking the constitutionality of Parts 2 and 3 of Article 13, paragraph 5 Part 5 of Article 19 and part 1 of Article 20 of the Federal Law "On the basics of public health protection in the Russian Federation" in connection with the complaint of citizen R.D. Svechnikova" // SIS "Consultant Plus" (Accessed: 14.12.2021).
3. Lyubashits V.Ya., Mordovtsev A.Yu., Timoshchenko I.V., Shapsugov D.Yu. Theory of state and law - Moscow: ICC "March". - 2003. - P. 516.
4. Sergeev Yu.D., Mokhov A.A. Fundamentals of medical law - M.: LLC "Medical Information Agency", 2007. -P. 52.
5. "The first battle". Rossiyskaya Gazeta. 29.06.2011 // Access mode: https://rg.ru/2011/06/29/zakon.html (Accessed: 26.12.2021).
6. The Law of the Russian Federation of 07.02.1992 No. 2300-1 "On consumer rights protection" / SIS "Consultant plus" (Accessed: 26.12.2021).
7. Resolutions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of June 28, 2012 No. 17 "On consideration by courts of civil cases on disputes on consumer rights protection" // https://www.vsrf.ru / (Accessed: 08.12.2021).
8. Federal Law No. 302-FZ of 30.12.2012 (as amended on 04.03.2013) "On Amendments to Chapters 1, 2, 3 and 4 of Part One of the Civil Code of the Russian Federation" // SIS Con-sultant Plus (Accessed: 14.12.2021).
№ 5 Manager
2022 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
змо зЯо
зио
9. Sveredyuk M.G. Legal relations in the field of health protection: problems, gaps, legal risks // Materials of the interuniversity scientific and practical online round table "Regulation of legal relations: issues of history, theory and legal practice" (Khabarovsk, 20.11.2020) / The Supreme Court of the Russian Federation, the Far Eastern Branch of the Russian State Uni-versity of Law, the Russian Association of Judges in the Khabarovsk Territory/ edited by K.A. Volkov and other- Khabarovsk.: TOGU Publishing House, 2021.
10. Organization of medical and legal work by regional healthcare institutions, based on the analysis and generalization of judicial practice on claims of patients for the recovery of compensation for moral harm and (or) material damage as a result of causing harm to health in 2019 / Sveredyuk M.G., Tyan V.Yu., Reshetnikova I.S. Ministry of Health of Khabarovsk KGBOU DPO "Institute of advanced training of healthcare professionals". - Khabarovsk: Ed. - publishing house of the IPKSZ Center, 2020. - 23 p.
11. Ponomorev N.S. Healthcare reform in the context of protecting patients' rights // "Medical law". -2018. - No. 6. - P. 3.
12. Theory of state and law / Edited by M.N. Marchenko. - M., 1998. - P. 295.
13. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 869n dated August 19, 2020 "On Approval of general requirements for the organization of visits to the patient by relatives and Other Family Members or Legal Representatives of the Patient in the medical organization, including in its Structural units Intended for intensive care and resuscitation measures, when providing he needs medical care in inpatient conditions" // SIS "Consultant Plus" (Accessed: 14.12.2021).
14. Timofeev I. V. Accessibility and necessity (evidence) of medical care: constitutional and legal content of concepts // "Constitutional and municipal law", 2018. - No. 6.
15. Kadyrov F.N. Problems associated with the provision of paid medical services on an anony-mous basis // Manager of healthcare. 2016. - No. 2. - P. 66-76.
16. Starodubov V.I., Kadyrov F.N. Paradoxes of legislation: guarantees of free medical care often limit the rights of patients to improve its quality // Health care manager. 2017. - № 4. - P. 62-70.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Свередюк Максим Геннадьевич - доцент кафедры «Организация здравоохранения и медицинское право» КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» министерства здравоохранения Хабаровского края, юрист в сфере здравоохранения, г. Хабаровск, Россия.
Maksim G. Sveredyuk - Lawyer, Associate Professor of the Department of Health Organization and Medical Law of the Regional State Budgetary Educational Institution of Continuing Professional Education "Institute for Advanced Training of Healthcare Professionals" of the Ministry of Health of the Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Russia. E-mail: uristms27@bk.ru. ORCID 0000-0002-8722-1142; SPIN: 1979-5387.
Ступак Валерий Семенович - д-р мед. наук, доцент, начальник отдела общественного здоровья и демографии ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия.
Valery S. Stupak - MD, PhD, Head of the Department of Public Health and Demography, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: stupak@mednet.ru, 0RCID0000-0002-8722-1142; SPIN-code: 3720-1479
Ушакова Ольга Вячеславовна - д-р мед. наук, председатель постоянного комитета Законодательной Думы Хабаровского края по вопросам социальной политики.
Olga V. Ushakova - Doctor of Medical Sciences, Chairman of the Standing Committee of the Legislative Duma of the Khabarovsk Territory on social policy. Associate Professor of the Department of General Medical Practice and Preventive Medicine of the Regional State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education "Institute for Advanced Training of Healthcare Professionals" of the Ministry of Health of the Khabarovsk Territory, Khabarovsk, Russia. E-mail: sodal1@duma.khv.ru SPIN: 9878-6515, Author ID: 576215.
Кадыров Фарит Накипович - советник директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, г. Москва, Россия; профессор ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова г. Санкт-Петербург, Россия.
Farit N. Kadyrov - Advisor to the Director of theFederal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Professor, North-Western Medical University. I. I. Mechnikov, St.-Petersburg, Russia. E-mail: kadyrov@mednet.ru
Менеджер / Manager № 5
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2022