Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации'

Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1177
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / СВОБОДА СЛОВА / ПРАВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ванян Кристина Дживановна, Бойко Наталья Александровна, Цатурян Тамара Владимировна

В статье рассматривается актуальная проблема конституционно-правовых основ свободы массовой информации в Российской Федерации Средства массовой информации это институт гражданского общества, они позволяют выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей. Свободные и независимые средства массовой информации являются в тоже время непременным условием формирования подлинно гражданского общества и правового государства. Целью статьи является анализ предпосылок и обоснование возможностей построения единой и сбалансированной системы конституционно-правового регулирования средств массовой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ванян Кристина Дживановна, Бойко Наталья Александровна, Цатурян Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF FREEDOM OF THE MEDIA IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the problem of constitutional-legal principles of the freedom of mass information in the Russian Federation the mass media is an institution of civil society, they enable you to identify and take account of the diversity of opinions and beliefs of people. Free and independent media are at the same time the indispensable condition of a truly civil society and a legal state. The aim of the article is the analysis of the background and rationale for the possibilities of building a unified and balanced system of constitutional-legal regulation of media

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации»

3.3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ванян Кристина Дживановна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал: филиал в г. Пятигорске. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: VKD4@yandex.ru Бойко Наталья Александровна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал: филиал в г. Пятигорске. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: boikonatali@mail.ru Цатурян Тамара Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Северо-Кавказский федеральный университет. Филиал: филиал в г. Пятигорске. Подразделение: кафедра теории и истории государства и права. E-mail: sira22@mail.ru.

Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема конституционно-правовых основ свободы массовой информации в Российской Федерации Средства массовой информации - это институт гражданского общества, они позволяют выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей. Свободные и независимые средства массовой информации являются в тоже время непременным условием формирования подлинно гражданского общества и правового государства.

Целью статьи является анализ предпосылок и обоснование возможностей построения единой и сбалансированной системы конституционно-правового регулирования средств массовой информации

Ключевые слова: Российская Федерация, информация, свобода слова, право.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF

FREEDOM OF THE MEDIA IN THE RUSSIAN FEDERATION

Vanyan Kristina Dzhivanovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasian Federal University. Branch: Pyatigorsk branch. Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail:VKD4@yandex.r

Boiko Natalia Alekcandrovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasian Federal University. Branch: Pyatigorsk branch. Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail: boikonatali@mail.ru

Tsaturyan Tamara Vladimirovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: North Caucasian Federal University. Branch: Pyatigorsk branch. Department: Theory and History of State and Law chair. E-mail: sira22@mail.ru

Annotation: The article considers the problem of constitutional-legal principles of the freedom of mass information in the Russian Federation the mass media is an institution of civil society, they enable you to identify and take account of the diversity of opinions and beliefs of people. Free and independent media are at the same time the indispensable condition of a truly civil society and a legal state. The aim of the article is the analysis of the background and rationale for the possibilities of building a unified and balanced system of constitutional-legal regulation of media

Keywords: Russian Federation, information, freedom of speech, right.

Термин «информация» имеет несколько значений, наиболее часто определяется как «сообщение о чем-либо» либо как «сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи».1

Ю.М. Батурин отмечает, что информация не является чем-то самостоятельным, не представляет собой нечто абсолютное, но имеет информационный характер только в отношении к системе, воспринимающей информацию. Н.В. Виноградова характеризует информацию как систематизированное отражение любого явления материального мира, представленное в форме, предполагающей возможность восприятия и анализа субъектом, а также возможность ее воспроизводства, хранения и передачи одним субъектом другому.

Информацию можно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.В. Виноградова предлагает подразделять информацию в зависимости от формы выражения - на документированную и недокументированную, а также в зависимости от возможности ограничения доступа к ней.

По последнему основанию Н.В. Виноградова называет следующие виды информации: информация без права ограничения доступа; информация с ограниченным доступом; информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан (порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне, ложная реклама, со скрытыми вставками и т.п.) - так называемая «вредная» информация;

объекты интеллектуальной собственности (то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, за исключением ноу-хау); иная общедоступная информация.2 В п.1 ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Л.А. Погребинская указывает, что в связи с приведенным Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определением информации определение массовой информации, предусмотренное в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации», нуждается в корректировке. В этой связи Л.А. Погребин-ской предлагается определение данного понятия: «массовая информация - предназначенные неопределенному кругу потенциальных получателей публичные сведения, сообщения, данные (в том числе выраженные в алфавитно-цифровом, звуковом, графическом, фото, видео, анимационном виде), изготовление, распространение, поиск и получение которых осуществляется посредством специальных технических средств и технологий».

1 Глоссарий иностранных слов.-14-е изд., испр.-М.: Рус.яз., 1987. С.201.

2 Виноградова Н.В. Правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореферат.дисс...канд. юрид. наук., 2011 г. С.19.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ванян К.Д. Бойко Н.А. Цатурян Т.В.

Свобода массовой информации для российского общества - достаточно новое явление, как и другие права и свободы информационного характера.

Длительное время российские СМИ развивались в условиях наличия множества ограничений и запретов, что было особенно значимым в сфере, избранной нами в качестве исследуемой - в сфере участия в выборах.

Манифест от 17 октября1905 г. провозгласил, правда, в самой общей форме, политические свободы. Это предопределило в частности развитие легальной многопартийной печати. Манифест даровал населению России гражданские права «на началах неприкосновенности личности, свободы слова, совести, собраний и союзов» . Специальный указ от 24 ноября 1905 г. декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы, восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместе с тем, главное управление по делам печати при Министерстве внутренних дел и полиции имело право конфисковать номера, приостановить неугодные издания, закрывать типографии.

Впервые СМИ выходят на электоральную арену в период выборов в Государственную Думу. Предшествовавший выборам революционный подъем выступил причиной бурного количественного роста в рассматриваемой сфере, который, в свою очередь, обусловил как возникновение серьезных качественных отличий в отдельных разновидностях периодической печати, так и появление новых печатных СМИ, таких, например, как партийные газеты, существовавшие ранее лишь как нелегальная пресса нелегальных партий. продолжающийся и в период спада революции. Как указывает Н.В. Жилякова, в 1905-1907 годах было основано 1143 новых общественно-политических печатных СМИ, в том числе: в 1905 году - 128 изданий (118 газет и 10 журналов), в 1906-м - 684 изданий (608 газет и 76 журналов), в 1907-м - 331 издание (303 газеты и 28 журналов). Всего в этот период в России издавалось 3310 газет и журналов, из них 1467 органов было общественно-политическими. При этом, в Санкт-Петербурге выходило 1120 периодических изданий, в Москве -418, в провинции - 1772.

Как утверждает Н.В. Жилякова, события 1905-1907 годов в значительной степени повлияли на риторику около правительственных кругов в отношении ослабления цензурных запретов и ограничений, но и задуматься о своего рода ответных мерах - создания группы правительственных и проправительственных средств массовой информации, пропагандирующих непреходящую ценность устоев русской государственности, Православной Веры, единства и нераздельности государства.3

Однако в практической плоскости взаимоотношения власти и СМИ были достаточно далеки от устранения цензурных ограничений. Так, в ноябре 1905 года было возбуждено судебное преследование против редактора «Русского слова» за публикацию отчетов о Всероссийском крестьянском съезде.

Надо отметить определенное смешение легальных и нелегальных органов печати и легальных и нелегальных организаций. «Нелегальность» организации не оз-

3 Жилякова Н.В. История развития российской печати конца XIX- начала XX веков.-Томск: Издательство «УПК «Журналистика», 2008 г. С.78.

начала, что организация является оппозиционной, революционной и т.д. «Нелегальность» печатного издания прямо означала нарушение законодательства.

Проиллюстрируем это следующим примером: среди первых легальных изданий, ставшими в дальнейшем опорой конституционных демократов, стала газета «Право». Это, как отмечает Н.В. Жилякова, было еженедельное профессиональное издание, а в 1904 году пока еще находящийся на нелегальном положении «Союз освобождения» превратил ее в свой официальный легальный орган.

Ряд органов печати сотрудничали с весьма разными представителями политического спектра. Например, в 1905 году в приложении к газете «Свободный народ», опубликована программа конституционно-

демократической партии. На следующий день газета опубликовала «...текст финансового манифеста Совета рабочих депутатов, Главного комитета Всероссийского крестьянского союза, Центрального комитета и Организационный комиссии РСДРП и Центрального комитета партии социалистов-революционеров. За публикацию этого манифеста в тот же день «Свободный народ» был приостановлен, и хотя суд признал издателей невиновными, однако газета не была восстановлена».

Большую роль сыграли печатные СМИ в политических дебатах, предшествовавшим выборам в Учредительное собрание. После прихода к власти в ноябре 1917 года представителей РСДРП(б) и основания советского государства, в условиях обострения политического противостояния, вылившегося в дальнейшем в жестокую и кровавую Гражданскую войну, были усилены ограничения и введены новые запретительные меры в отношении органов печати. Так, Декрет СНК РСФСР «О печати» от 27 октября (9 ноября) 1917г. носил в достаточной степени репрессивный характер: на его основании было закрыто 92 газеты уже в первые два месяца со дня его вступления в силу. В советский период, характер взаимодействия СМИ с государственными органами изменился, их участие в электоральном процессе перешло в плоскость агитации к участию в выборах, борьбой с абсентеизмом и аполитичностью читателей. Бурное развитие научно-технического прогресса привело к возникновению проводного и волнового радио, затем телевидения. Классификация СМИ того периода возможна по территориальным и техническим основаниям. С точки зрения характера издателя и учредителя, СМИ советского периода можно классифицировать на партийные, профсоюзные, государственные (учредителями которых выступали представительные и исполнительные органы государственной власти), ведомственные, учрежденческие (например, заводские многотиражные газеты).

Территориально это: общесоюзные, республиканские, областные (краевые), районные, городские, поселковые, сельские и т.п. средства массовой информации.

СМИ того времени представлены органами печати (газетами и журналами), радиостанциями волнового и стационарного радио (наличие стационарной радиоточки было обязательно в местах проживания и в учреждениях, стационарные радиоточки носили характер не только СМИ, но и средства гражданской обороны), телевидением.

В годы советской власти массовую информацию рассматривали как средство партийного и государственного руководства трудящимися. В.И. Ленин определил следующие функции СМИ - коллективного агитатора, пропагандиста, организатора. Решающее значение в регламентации участия СМИ в электоральном процессе имели не нормативно-правовые акты органов власти и управления, а партийное нормотворчество.

Ситуация начала меняться только в годы так называемой «Перестройки» с провозглашением так называемой «Гласности».

Таким образом, можно выделить следующие периоды развития участия средств массовой информации в выборах.

I. Дореволюционный - с 1905-го по 1917-й годы. Для этого периода характерно участие в электоральном процессе следующих видов печатных изданий: издание органов государственной власти, партийная легальная печать, общественно-политические издания, придерживающиеся политического плюрализма или поддерживающие какие-либо политические силы, нелегальная политическая печать.

II. Советский период, в рамках которого участие средств массовой информации в электоральном процессе ориентировалось прежде всего на агитацию к участию в выборах, борьбу с абсентеизмом. СМИ советского периода можно классифицировать по учредителю на партийные, профсоюзные, государственные (учредителями которых выступали представительные и исполнительные органы государственной власти), ведомственные, учрежденческие (например, заводские многотиражные газеты). В местных выборах в наибольшей степени участвовали региональные и местные партийные и государственные средства массовой информации, учрежденческие СМИ, а территориально это, прежде всего: областные (краевые), районные, городские, поселковые, сельские и т.п. средства массовой информации.

III. Современный период.

Право человека и гражданина на информацию в России впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13).

В ч. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года закреплено: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Приведенное положение Конституции явилось продуктом эпохи преобразований, и, возможно, одним из наиболее значимых ее достижений. Однако, говоря о свободе массовой информации, необходимо всегда учитывать пределы такой свободы.

Список литературы:

1. Глоссарий иностранных слов.-14-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1987. С.201.

2. Виноградова Н.В. Правовой механизм защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореферат дисс...канд. юрид. наук., 2011 г. С.19.

3. Жилякова Н.В. История развития российской печати конца XIX- начала XX веков. - Томск: Издательство «УПК «Журналистика», 2008 г. С.78.

Рецензия

На статью К.Д. Ванян, Т.В. Цатурян, Н.А.Бойко «Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации»

В рецензируемой статье исследуется проблема недостаточного обеспечения конституционно-правовых основ свободы массовой информации в Российской Федерации средствами современной правовой политики. Средства массовой информации - это институт гражданского общества, они позволяют выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей. Свободные и независимые средства массовой информации являются в тоже время непременным условием формирования подлинно гражданского общества и правового государства.

Длительное время российские СМИ развивались в условиях наличия множества ограничений и запретов, что было особенно значимым в сфере, избранной авторами в качестве исследуемой - в сфере участия в выборах.

В статье справедливо отмечается, что большую роль сыграли печатные СМИ в политических дебатах, предшествовавшим выборам в Учредительное собрание. После прихода к власти в ноябре 1917 года представителей РСДРП(б) и основания советского государства, в условиях обострения политического противостояния, вылившегося в дальнейшем в жестокую и кровавую Гражданскую войну, были усилены ограничения и введены новые запретительные меры в отношении органов печати.

В завершении авторы выделяют следующие периоды развития участия средств массовой информации в выборах.

Положительно отмечается подход авторов исследования к периодизации проблематики формирования и реализации конституционно-правовых основ свободы средств массовой информации, который предполагает выделение следующих этапов, в частности: - дореволюционный - с 1905-го по 1917-й годы. Для этого периода характерно участие в электоральном процессе следующих видов печатных изданий: издание органов государственной власти, партийная легальная печать, общественно-политические издания, придерживающиеся политического плюрализма или поддерживающие какие-либо политические силы, нелегальная политическая печать; - советский период, в рамках которого участие средств массовой информации в электоральном процессе ориентировалось прежде всего на агитацию к участию в выборах, борьбу с абсентеизмом. СМИ советского периода можно классифицировать по учредителю на партийные, профсоюзные, государственные (учредителями которых выступали представительные и исполнительные органы государственной власти), ведомственные, учрежденческие (например, заводские многотиражные газеты). В местных выборах в наибольшей степени участвовали региональные и местные партийные и государственные средства массовой информации, учрежденческие СМИ, а территориально это, прежде всего: областные (краевые), районные, городские, поселковые, сельские и т.п. средства массовой информации; - современный период.

Право человека и гражданина на информацию в России впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации.

Представленная К.Д. Ванян, Т.В. Цатурян, Н.А. Бойко статья «Конституционно-правовые основы свободы массовой информации в Российской Федерации» обладает элементами новизны, вызывает определенный научный интерес и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент - д.ю.н., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Московского гуманитарно-экономического института Мазуренко А.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.