Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации'

Конституционно-правовые основы статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4783
504
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации»

Орлова Э.А.,

кандида т юридических на ук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса

АНО ВПО «Прикамский социальный институт»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Со времени принятия Конституции Российской Федерации прошло двадцать лет, однако в нашем государстве продолжается сложный и многоплановый процесс реализации конституционных основ федерализма, поиск наиболее оптимальных моделей взаимоотношений между федерацией и ее субъектами, обеспечивающих, с одной стороны, единство и территориальную целостность государства, а с другой - самостоятельность и независимость ее регионов.

Конституция Российской Федерации (ст. 77) предоставила субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать свои системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом1.

Ст. 10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Положение данной статьи относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ. Применительно к системе органов государственной власти субъектов РФ принцип разделения властей раскрыт в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих...») от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 07.06.2013 г.) 2.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание

законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2 Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 30.11.2015) //

Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

В качестве органа государственной власти субъекта РФ ФЗ «Об общих...» указывает, в том числе, и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) как органа государственной власти означает оформленное конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ положение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), характеризующее его природу, место в системе конституционно-правовых отношений, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия.

Законодатель ввел термин «высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)», тем самым предоставив возможность субъектам РФ самостоятельно закреплять в своем законодательстве ту или иную должность либо сочетать данные должности и наполнять их конкретным содержанием.

Наименования должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) субъектами РФ устанавливаются самостоятельно с учетом требований федерального законодательства.

ФЗ «Об общих.» включает высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в систему органов исполнительной власти субъекта РФ. Следуя федеральному законодательству, законодательство большинства субъектов РФ также включает свое высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) в систему органов исполнительной власти.

Однако, исходя из более подробного анализа законодательства субъектов РФ, представляется возможным выделить следующие модели закрепления в них статуса высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Так, в республиках место высшего должностного лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в системе органов государственной власти субъекта РФ определяется следующим образом:

1) высшее должностное лицо республики (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти республики) является главой республики, непосредственно не

возглавляет систему исполнительной власти, но обладает значительными полномочиями в отношении исполнительной власти (Республика Башкортостан);

2) высшее должностное лицо республики (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти республики) является главой республики, возглавляет систему исполнительной власти субъекта РФ и одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти республики (Удмуртская Республика, Республика Бурятия и др.);

3) высшее должностное лицо республики (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти республики) является главой республики и главой исполнительной власти при наличии должности председателя высшего исполнительного органа государственной власти республики (Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика и др.).

Большинство субъектов РФ, не являющихся республиками, в своих Уставах (Основных законах) закрепляют статус высшего должностного лица субъекта РФ - Губернатора, Главы администрации, Мэра - как руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (Правительства, Администрации). Такая модель функционирования органов государственной власти наблюдается в Костромской области, Тюменской области, Хабаровском крае, Москве и др.

Иная система организации исполнительной власти наблюдается в Свердловской области, где Губернатор является высшим должностным лицом и возглавляет систему исполнительных органов государственной власти области, а Правительство области, являющееся высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти области, возглавляет Председатель Правительства.

Федеральный закон «Об общих.» определил требования, которым должен отвечать кандидат на пост высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ): наличие гражданства РФ, отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, достижение тридцатилетнего возраста.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами РФ, проживающими на территории определенного субъекта РФ, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд (ч. 5 ст. 18 ФЗ «Об общих.»).

Напомним, что ранее, согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об общих...» (в ред. от 11.12.2004 г.), гражданин РФ наделялся полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, иные государственные должности данного субъекта РФ, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об общих.»).

В ст. 19 ФЗ «Об общих.» закреплены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), самым серьезным их которых является отрешение его от должности Президентом РФ в случае выражения ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а также утраты доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Важным элементом конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является его компетенция, состоящая из двух элементов: предметов ведения и полномочий1.

Предметы ведения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) складываются из вопросов исключительного ведения субъектов РФ, то есть всех вопросов, которые перечислены в ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ, и вопросов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), отнесенных федеральным законами и соответствующими договорами к компетенции субъектов РФ.

Поскольку большинство конституций (уставов) субъектов РФ включают высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа

1 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 160 с.

государственной власти субъекта РФ) в систему исполнительной власти субъекта РФ, то и реализация полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в основном ложится на органы исполнительной власти, и поэтому его полномочия в сфере исполнительной власти наиболее обширны.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обладает полномочиями по руководству высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, подписание решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и др.), а также полномочиями, связанными с деятельностью высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (при этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляет административно-хозяйственную деятельность).

Помимо полномочий, связанных с формированием и деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обладает представительскими, законодательными и надзорно-контрольными полномочиями.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) осуществляет правотворческую деятельность - издает указы (постановления) и распоряжения, которые обязательны для исполнения в субъекте РФ (ст. 22 ФЗ «Об общих..).

Необходимо также отметить, что конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) является изменяющейся во времени категорией, содержание которой зависит от конкретных целей и задач государства в определенный период времени. На современном этапе перед Россией стоит задача укрепления единства государственной власти, стабилизации обстановки в субъектах РФ, недопущение совершения актов сепаратизма и террористических актов, что не может не отразиться на конституционно-правовом статусе высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

Так, произошедшие в российском законодательстве изменения, отражающие современную действительность, внесли существенные корректировки в конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа

государственной власти субъекта РФ). Принятыми в последнее время законами отменен порядок наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ, изменены порядок прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), их объем, гарантии деятельности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и его ответственность.

На основании изложенного представляется, что процесс реформирования органов государственной власти субъектов РФ будет продолжаться, однако с сохранением тенденций к активному вмешательству федерации в дела ее субъектов, что обусловлено особенностями развития России на современном этапе.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. от 30.11.2015) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

3. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.