Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы прав национальныхменьшинств в некоторых странах Восточной Европы(сравнительный анализ)'

Конституционно-правовые основы прав национальныхменьшинств в некоторых странах Восточной Европы(сравнительный анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДИСКРИМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршичева И.Е.

Статья посвящена сравнительному анализу положений Конституций некоторыхевропейских государств, закрепляющих правовой статус национальных меньшинств. Также было проведено исследование положений Конституции Украины изаконов Украины о правовом положении национальных меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы прав национальныхменьшинств в некоторых странах Восточной Европы(сравнительный анализ)»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 21 (60), № 1. 2008 г. С. 303-309.

УДК 342.827.1 (4)

Паршичева И.Е.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Статья посвящена сравнительному анализу положений Конституций некоторых европейских государств, закрепляющих правовой статус национальных меньшинств. Также было проведено исследование положений Конституции Украины и законов Украины о правовом положении национальных меньшинств.

Ключевые слова: Конституция, национальность, национальные меньшинства, права человека, дискриминация.

С возникновением коллективных прав актуальность приобретают проблемы прав национальных меньшинств. В средние века проблемы прав национальных меньшинств выходят на уровень общеевропейской политики, результатом чего стало заключение ряда международных договоров. К числу таких уникальных международных договоров можно отнести, например, Вестфальские мирные договоры (1645-48гг.), уравнявшие в религиозных правах кальвинистов, католиков и лютеран в Германии, а также Польско-шведский Оливский договор (1660г.), гарантировавший права римских католиков в Ливонии и др. Параллельно шло закрепление прав религиозных меньшинств и во внутреннем законодательстве отдельных государств [1, с.109].

В начале Х1Х века, под влиянием идей о гражданских правах и свободах, провозглашенных американской и французской революциями, вопрос о защите прав меньшинств начинает предметно возрастать. Большую роль в этом отыгрывал и этнический фактор. Национально-освободительные движения Европы в первой половине Х1Х в, существенно обострили проблемы национальных меньшинств. В связи с данными обстоятельствами, в ряде международных договоров предусматривалась их защита. Например, Берлинский трактат (1878г.) включал нормы, регулирующие правовое положение турок, греков и румын на территории Болгарии и т.д. Таким образом, в период становления капиталистических отношений, свободного предпринимательства и отделения церкви от государства, вопрос о защите национальных меньшинств приобретает свою правовую позитивизацию [2, с. 41-42].

Процесс закрепления правового статуса человека и гражданина, а в частности, определение и закрепление статуса национальных меньшинств в Украине должен происходить, и происходит с учетом практики мирового конституционализма. Это, в частности, ставит перед необходимостью детального анализа достижений в политической и правовой сферах, полученных зарубежными странами в процессе развития. Особый интерес вызывает опыт тех государств, которые решают подобные проблемам, сложившимся в Украине, либо аналогичные общественно-политические и правовые проблемы иных регионов.

Обратившись к содержанию Конституций некоторых стран Восточной Европы, можно выделить определенные концептуальные направления развития и защиты правового положения национальных меньшинств. Так, статья 6 Конституции республики Болгария [3, с. 119-156] (принятой Общим народным Собранием 12 июля 1991 года) закрепляет равноправие перед законом как болгар, так и представителей национальных меньшинств. Гарантии, предоставляемые государством относительно защиты прав национальных меньшинств, закреплены в статье 23 Конституции республики Болгария [3, с. 119-156]. В указанной статье провозглашается, что государство создает условия для свободного развития науки, образования и искусства, и поддерживает их, а также заботится о сохранении национального исторического и культурного наследия.

Уникальным и новым, по отношению к законодательству Украины, является предоставление в статье 29 Конституции республики Болгария [3, с. 119-156] гарантий права на чистоту нации. Согласно данной статье, никто не может быть предан насильственной ассимиляции.

Также, одна из гарантий прав национальных меньшинств закреплена в статье 36 Конституции республики Болгария [3, с. 119-156]. Согласно норме данной статьи, наряду с обязательным изучением болгарского языка предусмотрено право изучать и использовать свой родной язык. Вместе с этим, часть 3 статьи 36 указывает на исчерпывающий перечень случаев, когда используется только болгарский язык. Большое значение для прав национальных меньшинств имеют и положения статьи 54, а именно, где речь идет о том, что каждый имеет право пользоваться национальными и общечеловеческими ценностями, а также развивать свою культуру в зависимости от этнической принадлежности, что признается и гарантируется законом. Этот пункт не только дает право на пользование (и, следовательно, и на охрану) национально-культурными ценностями, но и право на развитие национальной культуры. Однако, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день, Конституция Болгарии в полном объеме не обеспечивает разрешение проблем прав национальных меньшинств.

Конституция Республики Македония от 17 ноября 1991 года [3, с. 157-190], уже в преамбуле предоставляет равные права всем гражданам, что выражается в следующей формулировке: «...исторический факт, что Македония создана как национальное государство македонского народа, где албанцам, туркам, волохам, румынам и представителям других национальностей, которые проживают в Республике Македония, обеспечивается полное гражданское равенство и постоянное сосуществование с македонским народом». Там же указывается, что наряду с другими, целью Конституции является гарантирование прав человека и гражданина, свобод и этнического равенства и обеспечение мирного сосуществования и совместного дома для македонского народа и представителей национальностей, которые проживают в республике Македония. Также эти положения обеспечивают физическую защиту прав национальных меньшинств (обеспечение мирного существования и совместного дома). Статья 7 развивает обозначенные положения. Так, часть 2 статьи 7 устанавливает, что «В территориально-административных единицах местного самоуправления, где большинство населения принадлежит к определенной национальности, кроме македонского языка и кириллицы, официально используется также язык и алфавит этой национальности - в порядке, установленном законом» [3, с.

307

157-190]. Наряду с этим, часть 3 указанной статьи гарантирует, что «В территориально-административных единицах местного самоуправления, где значительная часть населения принадлежит к определенной национальности, кроме македонского языка и кириллицы, официально используется также язык и алфавит этой национальности - в порядке, установленном законом» [3, с. 157-190]. Таким образом, устанавливается право на использование родного языка, не только на тех территориях, где национальные меньшинства преобладают, но и там, где они составляют «значительную часть» населения.

Статья 8 указывает на основополагающую ценность конституционного устройства Республики Македония - «вольное выражение национальной принадлежности» [3, с. 157-190]. Данные положения дополняются и раскрываются статьей 9 Конституции Республики Македонии: «Граждане Республики Македония имеют равные права и свободы независимо от пола, расы, цвета кожи, национального и социального происхождения, политических и религиозных убеждений, имущественного положения и социального статуса» [3, с. 157-190]. Эти две статьи обеспечивают в совокупности с преамбулой конституции равные права коренному населению и меньшинствам. Но основные гарантии предоставляет статья 48 Конституции Республики Македонии: «Представители всех национальностей имеют право свободно выражать и развивать свою самобытность и иметь национальные атрибуты. Республика гарантирует защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности гражданам всех национальностей. Представители всех национальностей имеют право открывать культурные, творческие и учебные заведения, а также иные учреждения, для выражения и развития своей самобытности. Представители всех национальностей имеют право на обучение на родном языке в начальных и средних учебных заведениях, как это предусмотрено законом. В школах, где обучение производится на языке одной из национальностей, изучается также македонский язык» [3, с. 157-190]. Таким образом, указанная статья более полно раскрывает право на национальные атрибуты.

Из выше изложенного, можно сделать вывод, что Конституция Республики Македония концептуально схожа с конституцией Республики Болгария и повторяет (немного более точно раскрывая) те же принципы, за исключением принципа на национальные атрибуты и принцип защиты от национальной ассимиляции.

Конституция Республики Венгрия [3, с. 307-339] решила проблему по-своему, посредством раздела 5 Конституции «Уполномоченные Национальной Ассамблеи по правам человека и правам национальных и этнических меньшинств». Пункт «В» статьи 32, в частности, говорит об обязанности Уполномоченного Национальной Ассамблеи по правам человека, расследовать и собирать факты о нарушении конституционных прав и быть инициатором общих или частных предложений направленных на их отстранения. То же касается и Уполномоченного Национальной Ассамблеи по правам национальных и этнических меньшинств, разумеется, в своей области. Предложения, в случаях, предусмотренных законом, могут быть инициированы любым лицом. Все Уполномоченные избираются на Национальной Ассамблее по предложению Президента Республики, 2/3 голосов представителей. Для защиты определенных конституционных прав Национальная Ассамблея может также выбирать специальных уполномоченных.

308

Функции Уполномоченного Национальной Ассамблеи по правам национальных и этнических меньшинств осуществляет орган, в который входит по одному представителю от каждой национальности и этнической группы, выдвинутому и выбранному организациями национальных и этнических меньшинств и выбранному Национальной Ассамблеей. Уполномоченные национальной ассамблеей ежегодно подают ей отчет о своей деятельности. Для принятия решений относительно Уполномоченных национальной Ассамблеи требуется 2/3 голосов присутствующих представителей национальной Ассамблеи.

Таким образом, мы видим, что государство Венгрия передало свои функции по охране и обеспечению прав национальных меньшинств специально созданному для этого должностному лицу - Уполномоченному национальной Ассамблеи. Одновременно, в соответствии с конституцией, государство осуществляет контроль за выполнением своей деятельности Уполномоченными, через Национальную ассамблею.

Конституция Словацкой Республики от 1сентября 1992 года [3, с. 445-484] уже в преамбуле косвенно устанавливает равные права коренного населения и национальных меньшинств, указывая, что конституция создана «вместе с представителями национальных меньшинств и этнических групп, которые проживают в Словацкой Республике». Этим признается не только сам факт проживания, существование подобных групп людей на территории Словацкой Республики, но и их равные права. Статья 12 гарантирует каждому лицу основные права в Словацкой Республике независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, вероисповедания, религии, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения, национальной и этнической принадлежности, имущественного, семейного и иного положения. Также никто не может быть лишен своих законных прав, подвержен дискриминации или иметь привилегии, которые бы исходили из указанного выше. «Каждый человек имеет право свободно определять свою национальную принадлежность. Любые попытки принудить лицо отказаться от своей национальности запрещаются. Никому не может быть запрещено реализовать свои основные права и свободы» [3, с. 445-484]. В основном, интерес представляет часть 3 статьи 12 Конституции Словацкой Республики, которая предоставляет каждому человеку право на признание достоинства своей национальности, а также гарантии, касающиеся защиты данного права.

Глава 4 Конституции посвящена исключительно правам национальных меньшинств и этнических групп. Согласно статье 33 Конституции Словацкой Республики: «Принадлежность к какому-либо меньшинству или этнической группе не может быть использована в ущерб какому-либо лицу» [3, с. 445-484]. Эта статья раскрывает декларации, указанные в статье 12 Конституции Словацкой Республики и еще раз гарантирует право лица на принадлежность к национальным меньшинствам и гордость относительно своей национальности. Статья 34 Конституции Словацкой Республики определяет, что «гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам или этническим группам в Словацкой Республике, гарантируется их всестороннее развитие, обеспечивается право содействовать развитию своего культурного наследия совместно с другими гражданами того же самого национального меньшинства или этнической группы, получать и распространять информацию на родном языке, создавать объединения, создавать учебные и культурные заведения и

309

обеспечивать их деятельность» [3, с. 445-484]. Наряду с этим, «осуществление гражданами - представителями национальных меньшинств и этнических групп прав, что гарантируются этой Конституцией, не должно угрожать суверенитету и территориальной целостности Словацкой Республики или носить дискриминационный характер относительно других граждан» [3, с. 445-484]. Часть 1 дает национальным меньшинствам право на общение, обучение и использование родного языка, на культурное наследие и культурное развитие, на создание учебных и культурных учреждений, т.е. право на приобщение молодого поколения к национальной культуре. Этот пункт очень важен и встречается редко, и обеспечивает ни что иное, как право на язык и культуру данной национальности. Часть 2 посвящена более детализированному решению вопроса о праве на родной язык ( пункты «А» и «В»), а также права политического характера - право на участие в общественной жизни государства по вопросам, касающимся национальных меньшинств, таким образом, национальное меньшинство само решает все возникающие перед ним вопросы. Большое значение имеет и часть 3, которая предоставляет гарантии охраны прав человека, но не представителя национального меньшинства, а как раз наоборот, она защищает коренное население от вмешательства национальных меньшинств.

В данном случае мы видим заслуживающий внимания подход к решению проблем прав национальных меньшинств. Во-первых, отдельная глава посвящена национальным меньшинствам (плюс декларации основных прав и свобод) что, безусловно, является позитивным и необходимым. Во-вторых, защита основного населения от национальных меньшинств. Этим не только признаются равные права с коренным населением, но и подается информация о том, что национальные меньшинства имеют особые привилегии на территории страны. Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что статьи не противоречат, а дополняют друг друга. Так, например, статья 6 Конституции Словацкой Республики определяет, что государственный язык - словацкий, а порядок использования иных языков, кроме государственного, в официальном общении определяется законом и статьей 34 Конституции.

Конституция Чешской Республики от 16 декабря 1992 года [3, с. 510-522] имеет приложение - Хартию основных прав и свобод, обнародованную 16 декабря 1992 года. Часть 1 статьи 3 указывает, что основные права и свободы гарантированы всем без какой-либо дискриминации независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, вероисповедания и вероопределения, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного, семейного или иного положения. Каждый человек имеет право самостоятельно принимать решения о своей национальной принадлежности. Запрещается каким-либо способом влиять на принятие данного решения, а также вмешиваться в какие-либо действия, которые принуждают отказаться от своей национальности. Никому не должны чиниться препятствия в реализации основных прав и свобод. Эта статья гарантирует равные возможности для осуществления и существования прав и свобод, как у коренного населения, так и национальных меньшинств. Часть 2 статьи 3 предоставляет право на национальность, что обеспечивается декларацией о равенстве всех национальностей. Часть 3 указанной статьи касается гарантий обеспечения и охраны данных прав и свобод.

Глава 3 Конституции Чешской Республики посвящена «Правам национальных и этнических меньшинств». В частности, статья 24 гласит: «Принадлежность к ка-

310

кому-либо национальному или этническому меньшинству, является неотъемлемым правом каждого человека» [3, с. 510-522]. В свою очередь, статья 25 гарантирует, что[3, с. 510-522]:

1) гражданам, которые принадлежат к национальным или этническим меньшинствам, гарантируется всестороннее развитие, в частности, право, вместе с другими представителями меньшинства развивать собственную культуру, право распространять и собирать информацию на своем родном языке и объединяться в национальные общины;

2) гражданам, которые принадлежат к национальным или этническим меньшинствам, в соответствии с требованиями, установленными законом, также гарантируется:

- право на получение образования на родном языке;

- право пользоваться родным языком в официальном общении;

- право принимать участие в решении вопросов, которые касаются национальных и этнических меньшинств.

Из этого следует, что статья 24 Конституции Чешской Республики предоставляет право на принадлежность к определенной национальности, а статья 25 гарантирует лицам, которые принадлежат к национальным меньшинствам: право на развитие собственной культуры, право общаться на родном языке, политическое право - право на национальные объединения. Также, часть 3 статьи 25 закрепляет право на родной язык и политическое право - право принимать участие в решении вопросов, касающихся непосредственно национальных меньшинств. Следовательно, Конституция Чешской Республики, представляет культурные и политические права национальным меньшинствам в том составе, который принимается за основу в большинстве конституций стран Восточной Европы.

Таким образом, представители национальных меньшинств реализуют права меньшинств в определенных организационно-правовых формах, обозначенных и закрепленных законодательством и, прежде всего, Конституциями соответствующих государств. Установление таких форм в конкретном государстве зависит от особенностей правовой системы, формы правления, государственного и административно-территориального устройства, исторических и политических традиций народа, уровня политической и правовой культуры, населения и др.

В Украине проблема правового регулирования статуса национальных меньшинств актуализируется с началом современного периода конституционных реформ. Принимая во внимание, что на территории Украины проживают граждане свыше ста национальностей, которые вместе с украинцами составляют многомиллионный народ Украины, парламентарии наряду с Декларацией о государственном суверенитете [4], Актом провозглашения независимости [5] приняли 1 ноября 1991 года Декларацию прав национальностей [6]. С принятием указанной Декларации, украинский народ стремится к утверждению независимости, созданию демократического режима, гуманизации государственной власти, социальной справедливости, равноправию всех этнических групп. Закрепил правовой статус национальных меньшинств конституционный закон "О национальных меньшинствах" от 25 июня 1992 года, который фактически создал гарантии для свободного развития национальным меньшинствам в Украине [7]. Однако, центральное место в правовом регулировании прав национальных меньшинств принадлежит Конституции Украины

311

1996 года [8], закрепившей важнейшие элементы этно-национальной политики Украины с учетом международных стандартов, закрепленных в универсальных международных документах.

Действующее законодательство Украины соответствует концепции и тенденциям развития международного сообщества, что позволяет с уверенностью утверждать о равноправии граждан независимо от их национальной принадлежности. Вместе этим, существуют еще отдельные неурегулированные вопросы прав национальных меньшинств, устранение которых возможно посредством использования опыта международного сообщества в сфере правового обеспечения прав национальных меньшинств.

Список использованных источников и лггература:

1. Пунжин С.М. Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств. Права человека и межнациональные отношения. М. РАН ИГП . - 1994.

2. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, практика, реальность. М., 1991.

3. Конституцп нових держав Сврот та Азп. // Кшв : Украшська Правнича Фундащя; Видавниц-тво "Право".- 1996.- С. 119-156; 157-190; 307-339; 445-484; 510-522.

4. Декларация о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года № 55-XII// Ведомости Верховной Рады Украины.- 1990.- №31.- Ст. 429.

5. Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года № 1427-XII// Ведомости Верховной Рады Украины.- 1991.- №38.- Ст. 502.

6. Декларация прав национальностей Украины от 01 ноября 1991 года № 1771- XII// Ведомости Верховной Рады Украины.-1991.- №53.- Ст.799.

7. О национальных меньшинствах в Украине. Закон Украины от 25 июня 1992 года № 2494-XII // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1992.- № 36.- Ст.529.

8. Конститущя Украши: Прийнята на п'ятш сесп Верховна Ради Украши 28 червня 1996 р. -К.: Право: Украшська правнича фундащя, 1996.

Паршичева I.G. Констiтуцiйно-правовi основи прав нацюнальних меншин в деяких странах схвдно1' Свропи (порiвняльний аналiз).

Стаття присвячена порiвняльному аналiзу положень Конституцш деяких европейських держав, що закршлюють правовий статус нацюнальних меншин. Також було проведено дослщження положень Конституцп Украши i закошв Украши, щодо правового положення нацюнальних меншин.

Ключовi слова: Конститущя, нацюнальнють, нацюнальш меншини, права лю-дини, дискримшащя.

Parshicheva I.E. The constitutional-legal basis of rights of national minorities at the some countries of East Europe (comparative analysis).

In the given article the author conducted the comparative analysis of positions of the Constitutions of some European states assigning the legal status of national minorities. A research of positions of the Constitution of Ukraine and laws of Ukraine about legal position of national minorities was also conducted.

Key words: Constitution, nationality, national minorities, human rights, discrimination.

Пост упила в редакщю 27.06.2008 г.

312

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.