Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы международных связей Саратовской области'

Конституционно-правовые основы международных связей Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PUBLIC AUTHORITIES / DIFFERENTIATIONS OF SUBJECTS OF CONDUCTING / POWER / SOCIALLY ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамочкина Елена Михайловна

Статья посвящена проблемам отношений, возникающих между Российской Федерацией и ее субъектами относительно всего комплекса вопросов, связанных с приобретением, распределением, разграничением и функционированием механизма реализации государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutionally-legal bases of international contacts of the Saratov region

Article is devoted problems of the relations arising between the Russian Federation and its subjects concerning all complex of questions, connected with acquisition, distribution, differentiation and functioning of the mechanism of realization of the government.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы международных связей Саратовской области»

1.6. КОНСТИТУЦИОННОПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Мамочкина Елена Михайловна, аспирант кафедры публичного права. Место учебы: Российский университет кооперации, Поволжский кооперативный институт. E-mail: mamochkina.elena@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена проблемам отношений, возникающих между Российской Федерацией и ее субъектами относительно всего комплекса вопросов, связанных с приобретением, распределением, разграничением и функционированием механизма реализации государственной власти.

Ключевые слова: органы государственной власти, разграничения предметов ведения, полномочия, социально - экономическое развитие.

CONSTITUTIONALLY-LEGAL BASES OF INTERNATIONAL CONTACTS OF THE SARATOV REGION

Mamochkina Elena Mihajlovna, postgraduate student at public law chair. Place of study: Russian university of cooperation, Volga region cooperative institute. E-mail: mamochkina.elena@yandex.ru.

Annotation: Article is devoted problems of the relations arising between the Russian Federation and its subjects concerning all complex of questions, connected with acquisition, distribution, differentiation and functioning of the mechanism of realization of the government. Keywords: public authorities, differentiations of subjects of conducting, power, socially - economic development.

Развитие демократии рассматривается одной из причин активизации международной деятельности субъектов федерации1. В последнее время в сфере международных отношений все большее значение стали приобретать социально-экономические и гуманитарные вопросы, в развитии которых важную роль играют субъекты во всех федеративных государствах2.

К другим причинам можно отнести: необходимость в международной интеграции, глобализация, информатизация общества, технологический и промышленный рост, общность интересов сопряженных территорий и др.

Международные связи субъектов Российской Федерации, в том числе и Саратовской области, основаны на конституционном положении п. «о» ст. 72 - «координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации».

Статья 72 Конституции РФ содержит перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основе этого перечня происходит разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в вопросе международных связей.

Анализ норм Конституции РФ позволяет выделить три способа разграничения полномочий между феде-

1 См. подробнее: Kincaid J. Roles of Constituent Governments // Workshop on The Foreign Relations of Constituent Units, Winnipeg, Manitoba, May 11-12, 2001.

2 См.: Насыров И.Р. Внешние связи Республики Татарстан: итоги десяти лет развития // Казанский федералист. 2002. № 2. С. 21.

ральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ в рамках п. «о» ст. 72 Конституции РФ: конституционный, законодательный и договорно-согласительный.

Конституционный способ разграничения полномочий следует рассматривать приоритетным по отношению к другим двум выше названным способам. Данный вывод вытекает из правового характера Конституции РФ: имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Нормы Конституции РФ могут быть применены и при отсутствии федерального закона, за исключением случаев прямых конституционных предписаний о законодательной конкретизации соответствующей конституционной нормы3.

Таким образом, конституционный способ разграничения полномочий федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области международных и внешнеэкономических связей основываться на следующих положениях:

основу конституционного разграничения полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней составляют принципы федеративного устройства Российского государства и принцип разделения властей;

установление предметов ведения Российской Федерации в области международных отношений, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ по вопросу международных и внешнеэкономических связей являются предпосылками для дальнейшего распределения полномочий между органами государственной власти.

Исходя из формулировки ч. 2 ст. 76 Конституции РФ установление полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения осуществляется федеральными законами. Конституционно субъекты РФ на основании федерального закона осуществляют собственное законодательное регулирование полномочий органов государственной власти субъекта в пределах предмета совместного ведения путем принятия законов и иных нормативных правовых актов. Но органы государственной власти субъекта РФ обладают и правом опережающего правового регулирования, если вопрос не был отрегулирован федеральным законодателем. Однако, если принимается позднее федеральный закон, то субъект РФ обязан привести свой нормативный акт в соответствие с федеральным законодательством.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»4 закрепил, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение следующих вопросов в области международных связей: заключение внешнеэкономических соглашений субъекта

3 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «О проверке конституционности Указа президента РФ “Об актах по урегулированию положения в Чеченской Республике”» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3424.

4 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; СЗ РФ. 2008. № 30 (ч.1). Ст. 3616.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Мамочкина Е.М.

Российской Федерации; осуществление международного сотрудничества в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе приграничного сотрудничества, участие в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Часть 1 статьи 26.7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5 допускает заключение договоров о разграничении полномочий только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ.

Основным законодательным актом, устанавливающим общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, является Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»6. Согласно вышеуказанному федеральному закону органы государственной власти субъектов РФ самостоятельно определяют лишь процедуры заключения соглашений в сфере международной и внешнеэкономической деятельности. Субъекты РФ не могут быть субъектами международного права, поскольку их соглашения в области международного партнерства независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

Вышеуказанный закон устанавливает, что субъекты осуществляют международные и внешнеэкономические связи в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законодательством и только с согласия Правительства РФ на основании обращения органов исполнительной власти субъектов федерации при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

Процедуры координации международных и внешнеэкономических связей Саратовской области, исходя из положений Федерального закона от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», будут выглядеть следующим образом:

а) в соответствии с п. 1 ст. 1 Саратовская область обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административнотерриториальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели;

б) в соответствии с п. 2 ст. 1 органы государственной власти Саратовской области имеют право на ведение переговоров, а также заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Саратовская область вправе заключать соглашения с органами государственной власти иностранных государств, что требует обязательного согласования в заинтересованных федеральных органах. Договоры, заключенные между Саратовской областью и субъектом другой страны направляются в МИД РФ.

5 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; СЗ РФ. 2008. № 30 (ч.1). Ст. 3616.

6 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

Указанный закон не предусматривает в качестве иностранных партнеров иностранные коммерческие организации. В этой связи встает вопрос о праве Саратовской области заключать с иностранными коммерческими организациями соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей.

Если исходить из положений ст. 124 Гражданского кодекса РФ, то субъект РФ может заключать соглашение с хозяйствующим субъектом или коммерческой организацией иностранного государства, но в данном случае будут действовать гражданско-правовые отношения и субъект выступает уже в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации.

В настоящее время Саратовская область осуществляет активную международную и внешнеэкономическую деятельность. Заключены соглашения между Правительством Саратовской области и следующими государствами: Республика Молдова; Республика Узбекистан; Киргизская Республика; Грузия; Республика Южная Осетия; Республика Абхазия.

Кроме того, подобные соглашения заключены и с административно-территориальными образованиями некоторых государств:

Украина - Днепропетровская, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская, Харьковская, Херсонская области, Автономная Республика Крым, город Севастополь, город Киев;

Республика Беларусь - Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская области, город Минск;

Республика Казахстан - Акмолинская, Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кустанайская, Мангистауская, Павлодарская, СеверноКазахстанская области7.

При осуществлении международных и внешнеэкономических связей Саратовская область вправе открывать свои представительства в государствах, подписавших соглашения. Такие представительства не будут обладать дипломатическим статусом, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции, работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом.

Подводя некоторые итоги, можно сформулировать следующие выводы:

1. Конституция РФ заложила основы международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. Конституционные положения о порядке разграничения предметов ведения и полномочий позволяют говорить о конституционном, законодательном (в широком понятии) и договорно-согласительном способах разграничения полномочий в области международных связей. Закрепление вопроса международных связей в перечне предметов совместного ведения, предопредило двухуровневую систему правового регулирования указанного вопроса: федеральный закон - закон субъекта РФ.

2. Законодательство Саратовской области не содержит специальных нормативных актов, регулирующих взаимодействие органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления при осуществлении последними внешнеэкономических связей. Принятие такого документа было бы

7 См.: Распоряжение Губернатора Саратовской области от 17 февраля 2009 г. № 61-р «О заключении соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей // См. Информационно-справочную систему «КонсультантПлюсРегион»( дата обращения 01.08.11).

целесообразным, так как при наличии только правового процессуального механизма органы местного самоуправления смогут реализовать положения законодательства о внешнеэкономических связях.

3. В Российской Федерации не принят специальный законодательный акт, определяющий понятие, цели и принципы приграничного сотрудничества - проект такого закона разработан, проходит согласование.

Список литературы:

Kincaid J. Roles of Constituent Governments // Workshop on the Foreign Relations of Constituent Units, Winnipeg, Manitoba, May 11-12, 2001.

Насыров И.Р. Внешние связи Республики Татарстан: итоги десяти лет развития // Казанский федералист. -2002. № 2. - С. 21.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П «О проверке конституционности Указа президента РФ “Об актах по урегулированию положения в Чеченской Республике”» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. № 33. -Ст. 3424.

Собрание законодательства Российской Федерации.

- 1999. № 42. - Ст. 5005; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. № 30 (ч.1). - Ст. 3616.

Собрание законодательства Российской Федерации.

- 1999. № 2. - Ст. 231.

Распоряжение Губернатора Саратовской области от 17 февраля 2009 г. № 61-р «О заключении соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей // См. Информационно-справочную систему «КонсультантПлюсРегион» (дата обращения

01.08.11).

Literature list:

Kincaid J. Roles of Constituent Governments // Workshop on the Foreign Relations of Constituent Units, Winnipeg, Manitoba, May 11-12, 2001.

Nasyrov I.R. External relations of Republic Tatarstan: results of ten years of development//the Kazan federalist. 2002. № 2. PG. 21.

The decision of the Constitutional Court of the Russian Federation from July, 31st, 1995 № 10-P «About check of constitutionality of the Decree of the president of the Russian Federation“ About certificates on settlement of position in the Chechen Republic ”»//Meeting of the legislation of the Russian Federation 1995. № 33. Item 3404eting of the legislation of the Russian Federation. 1999. № 42. Item 5005; Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2008. № 30 (PS.1). Item 3616.

Meeting of the legislation of the Russian Federation. 1999. № 2. Item 231.

The order of the Governor of the Saratov region from February, 17th, 2009 № 61-r «About the conclusion of agreements on realization international and foreign economic relations//SA. Directory system The Adviser Plus Region».

Рецензия

на научную статью аспиранта кафедры публичного права Поволжского кооперативного института Мамоч-киной Елены Михайловны на тему: «Конституционноправовые основы международных связей Саратовской области»

Вопрос об организации и системе органов государственной власти в субъектах Российской Федерации является одним из актуальных в науке конституционного права. Принципы организации государственной власти субъектов Российской Федерации связаны с федеративным устройством Российского государства, выступают гарантией единства государственной власти и самостоятельности субъектов Российской Федерации. Реформирование российского законодательства в части организации государственной власти субъектов Федерации, принятие субъектами Федерации собственных нормативно-правовых актов, развитие международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации обуславливают необходимость анализа организации власти в субъектах Федерации.

Взяв за основу своего исследования положения ст. 72 Конституции РФ и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», автор определяет конституционноправовые основы международных связей Саратовской области, процедуры заключения соответствующих договоров и соглашений.

В научной статье исследуется законодательство Саратовской области, определяющее деятельность и функционирование органов государственной власти Саратовской области в сфере международных и внешнеэкономических отношений, уделяется внимание основным направлениям совершенствования регионального законодательства.

Автором изучен достаточный для раскрытия проблемы статьи круг отраслевых и специальных источников науки конституционного права, федеральное законодательство, законодательство Саратовской области. Автор логически стройно и грамотно изложил материал, проанализировав теоретические и практические аспекты рассматриваемой проблемы.

ВЫВОД: научная статья Мамочкиной Е.М. «Конституционно-правовые основы международных связей Саратовской области» подготовлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ, и может быть рекомендована к опубликованию.

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной академии права Т.В. Заметина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.