Научная статья на тему 'Конституционно-правовые гарантии и защита избирательных прав российских граждан'

Конституционно-правовые гарантии и защита избирательных прав российских граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
758
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ЗАЩИТА ПРАВ / РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанцева Анастасия Павловна

В рассматриваются конституционно-правовые и защита избирательных прав граждан, характеристики защиты избирательных прав как в судебных, так и во органах, а именно в комиссиях. Также обозначена проблематика защиты избирательных прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казанцева Анастасия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые гарантии и защита избирательных прав российских граждан»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

Казанцева А.П.

Казанцева Анастасия Павловна - магистрант, кафедра конституционного и международного права, юридический факультет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Уральский институт управления, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматриваются конституционно-правовые гарантии и защита избирательных прав российских граждан, основные характеристики защиты избирательных прав граждан как в судебных, так и во внесудебных органах, а именно в избирательных комиссиях. Также обозначена проблематика защиты избирательных прав граждан.

Ключевые слова: избирательное право, защита избирательных прав, гарантии реализации избирательных прав.

Среди достижений цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают особое место. Каждая страна по-своему проделала исторический путь к политической свободе и демократии.

Хотя институт избирательного права в России очень молод, первые его проявления можно проследить более 1000 лет назад [1, с. 184]. По мнению многих авторитетных историков (О.И. Чистяков, Ю.Г. Алексеев, И.Я. Фроянов и др.), выборные начала Древнерусского государства основывались на принципах общего, вечевого самоуправления, закрепленных в правовых обычаях и традициях. Однако такое прямое или непосредственное народовластие могло существовать лишь в маленьком «государстве-городе» [2, с. 30]. В конце XV в. с ликвидацией их политической самостоятельности институты избирательной системы и демократии были утрачены. Следует отметить, что представительство сословий было самой ранней избирательной системой.

Затем в XVI в. земские соборы за время своей деятельности способствовали укреплению системы территориально-сословного представительства и оказали влияние на формирование в России свода избирательных правил и процедур, а также учредили выборы на царство [3, с. 426]. Принципы местного самоуправления также закреплялись в правовых обычаях и традициях и не регламентировались государством. Во второй половине XVII в. с усилением государственной власти земские соборы приходят в упадок.

Характерная особенность процедуры выборов ХУШ-ХХ вв. заключалась в их сословности, территориальности и административной представительности, которые закреплялись в единых нормативных актах.

На современном этапе отечественное избирательное право - одна из наиболее интенсивно меняющихся подотраслей конституционного права. Это объясняется как нестабильностью отечественной политической системы, так и непрекращающимися попытками достичь политических результатов правовыми средствами.

В связи с этим ЦИК РФ инициировала проведение научно-практической конференции «Избирательная система России: опыт формирования и перспективы развития» с целью широкомасштабного обсуждения избирательного законодательства в целом и необходимости принятия избирательного кодекса в частности, что, по

мнению главы ЦИК, могло бы обеспечить процесс систематизации и приведения избирательного законодательства к единой правовой логике, а также устранить существующие в нем противоречия.

Участие в ней приняли профессиональные организаторы выборов, политические эксперты, наблюдатели, общественники, журналисты, представители партий.

В ходе конференции глава ЦИК РФ Элла Панфилова отметила, что нынешнее избирательное законодательство имеет много противоречий: «Целый ряд законов, правовых норм не стыкуются между собой. Вторая проблема - избирательное законодательство очень часто меняется, иногда с такими кульбитами и поворотами... Кроме того, корректировка нередко происходит перед выборами. Из-за таких изменений у участников избирательного процесса нередко возникает много проблем».

По убеждению главы ЦИК России, необходимо, чтобы все законодательство менялось последовательно, шаг за шагом.

Соглашаясь с мнением Э. Панфиловой, мы полагаем, что эта кодификация нужна для приведения к единой правовой логике с учетом всех современных вызовов и запросов общества. С этой точки зрения кодекс мог бы обеспечить этот процесс. Единые нормы нужны, чтобы всем было понятно, и политикам в том числе, общая логика, чтобы они могли формировать свою политическую стратегию, исходя из того законодательства, которое завтра не поменяется самым неожиданным образом.

По словам главы ЦИК Эллы Памфиловой, избирательный кодекс России может появиться к следующим выборам в Госдуму, которые пройдут в 2021 году.

Полагаем, что принятие указанных мер способствовало бы в том числе и защите избирательных прав граждан.

Ведь практика проведения избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, накопленная в России за последние 20 лет, даёт все основания считать, что на выборах в Российской Федерации имеют место нарушения избирательных прав граждан, которые выражаются в воспрепятствовании осуществлению избирательных прав граждан, оказании давления на избирателей с целью принудить их к участию в выборах и голосованию за определённых кандидатов (или партии), манипуляциях с результатами голосования на выборах в субъектах Российской Федерации.

К сожалению, различные нарушения и разногласия, а следовательно, и споры порой возникают в любой избирательной кампании на всех стадиях избирательного процесса.

Несмотря на то, что в научной литературе имеется значительное количество мнений о понятии защиты избирательных прав, автор данной работы согласен с мнением о том, что «под защитой избирательных прав следует понимать механизм восстановления нарушенных или устранения препятствий реализации субъективных избирательных прав, осуществляемый с применением соответствующих форм, процедур, способов и средств» [4, с. 18].

Защита избирательных прав есть, с одной стороны, способ применения избирательного законодательства при возникновении избирательных споров при назначении, подготовке, проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления и установлении их результатов, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях, а с другой стороны - принудительный механизм реализации избирательных прав граждан.

Механизм защиты избирательных прав выстраивается на гарантиях избирательных прав граждан, которые являются структурным элементом конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. И поэтому ограничение избирательных прав граждан может быть установлено только федеральными законами лишь в строго оговоренных Конституцией случаях. Выход за пределы этого установления включает механизм защиты избирательных прав через конституционное судопроизводство.

Кроме того, защита избирательных прав осуществляется и путем создания гарантий реализации избирательных прав, через выстраивание стройной системы юридико-технических норм, подробно регулирующих процедурные вопросы.

Автор приходит к выводу, что круг субъектов, в полномочия которых входит осуществление реализации и (или) защиты избирательных прав, настолько широк, а их обязанности размыты по значительному объему нормативного материала, что данный вопрос требует, во-первых, систематизации, а во-вторых, регулирования в части четкого распределения полномочий.

И, тем не менее, основными формами защиты избирательных прав выступают: внесудебная, которая осуществляется различными государственными органами, прежде всего избирательными комиссиями; и судебная, которая осуществляется судами общей юрисдикции и Конституционным Судом.

Судебная защита реализуется системно в виде международной защиты, внутригосударственных судебных гарантий и защитой прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации. Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод, а также право в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Главой 24 указанного Кодекса регламентируется производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

До этого времени дела о защите избирательных прав рассматривались по правилам главы 26 Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Однако, Б.С. Райкес отмечает, что качество рассмотрения избирательных споров хотя и имеет стабильную тенденцию к улучшению, по-прежнему не достигло желаемого уровня, что обусловливает необходимость постоянного изучения судьями и иными правоприменителями избирательного законодательства, более тщательного подхода при определении обстоятельств, имеющих значение для дел данной категории, а также правильного применения материального и процессуального закона [5, с. 3].

В отличие от судов, избирательные комиссии постоянно находятся в процессе реализации избирательных прав, тогда как судебные органы выступают правозащитниками только в случае обращения заинтересованного лица. В большинстве своем охрана прав через судебные органы находится как бы в спящем состоянии, до тех пор пока не наступит необходимость вовлечения в этот процесс и суда. Избирательная комиссия по своей инициативе может предотвращать нарушения избирательных прав.

Учитывая, что избирательная комиссия является органом власти, осуществляющим применение избирательного законодательства на практике, и первой сталкивается с различными последствиями его применения, вполне логичным представляется внести в законодательство изменения, разграничивающие вопросы осуществления защиты. То есть должно быть четкое разделение защиты права на судебную и внесудебную.

Кроме того, на законодательном уровне следовало бы более четко сформулировать и закрепить перечень действий и решений, которые обжалуются сразу в судебном порядке, без обращения в избирательную комиссию. В настоящее время предоставление возможности обжалования в любой орган - комиссию или

7

судебные инстанции - порождает массу противоречий при разрешении дел.

Формирование практики по определенному кругу вопросов будет способствовать

единому применению законодательства.

Список литературы

1. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Л., 1980. С. 184.

2. Бондаренко А.Ю., Полякова Э.И., Губанова М.В. Эволюция избирательного права в России // Молодежь и конституционное развитие России. Материалы студенческой межрегиональной научно-практической конференции, 2014. С. 30.

3. Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие / Под ред. Ю.А. Веденеева, Н.А. Богодаровой. М.: «Символ» РЦОИТ, 2002. С. 426.

4. Акчурин А.Р. Порядок защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 18.

5. Райке с Б.С. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам о защите избирательных прав (по материалам обобщения судебной практики судов Тверской области) // Вестник ТвГУ. Серия: Право, 2014. № 3.

6. Громыко С.В., Курячая М.М. Основные направления развития системы избирательного законодательства, или Возможен ли в России Избирательный кодекс? // Юридический мир, 2015. № 8.

7. Курячая М.М. Право на референдум граждан Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 165.

8. Курячая М.М.Проблемы обеспечения народного представительства в современном российском парламентаризме // Конституционное и муниципальное право, 2011. № 12. С. 37.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Скорбунова Ю.А.

Скорбунова Юлия Алексеевна - студент, кафедра гражданского права, Институт права

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

Аннотация: статья посвящена анализу понятия «конфликт интересов» в российском законодательстве, влиянию конфликта интересов на возникновение коррупции. В данной статье отражены основные характеристики данного явления, возникающие в связи с его толкованием и анализом проблемы, а также перспективы противодействия личной заинтересованности государственных гражданских служащих.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, административное право, коррупция, конфликт интересов.

Факторы и причины возникновения, а также меры противодействия коррупции — актуальные проблемы в отечественном государственном управлении и законодательстве на данный момент. Несмотря на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) и Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) прошло относительно много времени,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.