Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус Президента Венгрии'

Конституционно-правовой статус Президента Венгрии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
зарубежные страны / Венгрия / институт президентства / конституционно-правовой статус / неприкосновенность / Конституция / foreign countries / Hungary / institution of presidency / constitutional and legal status / inviolability / Constitution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лошкарев И.О.

статья посвящена исследованию конституционно-правового статуса Президента Венгрии. В ходе работы был проведен анализ, определяющий содержание элементов конституционно-правового положения главы государства, а также его место и роль в системе органов государственной власти. Был определен порядок становления и развития института президентства в Венгрии, установлена процедура избрания Президента Венгрии, выявлены требования к претендентам на данный пост и способы установления победителя в случае, если ни один из кандидатов не получил должной поддержки. Вместе с тем дан исчерпывающий перечень полномочий главы государства, выявлена правовая природа и пределы его неприкосновенности. Также установлен перечень оснований прекращения полномочий Президента Венгрии и наступающие при этом конституционно-правовые последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal status of the President of Hungary

this article is devoted to the study of the constitutional and legal status of the President of Hungary. In the course of the work, an analysis was carried out to determine the content of the elements of the constitutional and legal position of the head of state, as well as his place and role in the system of government bodies. The procedure for the formation and development of the institution of the presidency in Hungary was determined, the procedure for electing the President of Hungary was established, the requirements for applicants for this post were identified and methods for determining the winner in the event that none of the candidates received adequate support. At the same time, an exhaustive list of the powers of the head of state is given, the legal nature and limits of his immunity are revealed. A list of grounds for termination of the powers of the President of Hungary and the resulting constitutional and legal consequences have also been established.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус Президента Венгрии»

И. О. Лошкарев,

аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы

DOI: 10.24412/1608-8794-2024-

I. O. Loshkarev,

Postgraduate .student of the Constitutional Law and Proceedings Department, Law Institute of Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) loshkarev.1994@mail.ru

1-249-257

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА ВЕНГРИИ

Аннотация: статья посвящена исследованию конституционно-правового статуса Президента Венгрии. В ходе работы был проведен анализ, определяющий содержание элементов конституционно-правового положения главы государства, а также его место и роль в системе органов государственной власти. Был определен порядок становления и развития института президентства в Венгрии, установлена процедура избрания Президента Венгрии, выявлены требования к претендентам на данный пост ^ и способы установления победителя в случае, если ни один из кандидатов не получил § должной поддержки. Вместе с тем дан исчерпывающий перечень полномочий главы ^ государства, выявлена правовая природа и пределы его неприкосновенности. Также ^ установлен перечень оснований прекращения полномочий Президента Венгрии и на- § ступающие при этом конституционно-правовые последствия. §

Ключевые слова: зарубежные страны, Венгрия, институт президентства, конституционно-правовой статус, неприкосновенность, Конституция. §

CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS q

OF THE PRESIDENT OF HUNGARY I

Abstract: this article is devoted to the study of the constitutional and legal status of the President ofHungary. In the course of the work, an analysis was carried out to deter- g mine the content of the elements of the constitutional and legal position of the head ofstate, g as well as his place and role in the system of government bodies. The procedure for the for- 3 mation and development of the institution of the presidency in Hungary was determined, g the procedure for electing the President ofHungary was established, the requirements for -5 applicants for this post were identified and methods for determining the winner in the event that none of the candidates received adequate support. At the same time, an exhaustive list of the powers of the head of state is given, the legal nature and limits of his immunity are revealed. A list of grounds for termination of the powers of the President ofHungary and the resulting constitutional and legal consequences have also been established.

Keywords: foreign countries, Hungary, institution of presidency, constitutional and legal status, inviolability, Constitution.

249

В настоящее время во многих государствах существует институт президентства. При этом в зависимости от исторического развития страны, ее формы государственного правления представля-

ется возможным обнаружить наличие различий в содержании конституционно-правового статуса главы государства. Учитывая вышеуказанное, в рамках данного исследования особый интерес представляют государства Восточной Европы, а именно Венгрия [1, с. 72].

В целом по форме государственного правления Венгрия является парламентской республикой классического типа [2, с. 84]. Наряду с этим наиболее влиятельным органом публичной власти выступает Государственное собрание, обладающее широким спектром полномочий как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Законотворческий орган вправе формировать Правительство и избирать Президента Венгрии, который также наделен рядом собственных полномочий. Тем не менее в рамках сформировавшейся политической практики в большинстве случаев глава государства не вправе самостоятельно и единолично использовать собственные полномочия. Исследование конституционно-правового статуса Президента го Венгрии является актуальным и востребованным для дальнейшего совершенствования российского конституционного законодательства в сфере регулирования конституционно-правового статуса Президента РФ и применения при этом позитивного опыта настоящего зарубежного государства в части процедуры избрания главы государства, порядка 2 реализации им собственных полномочий, установления правовой природы и пределов неприкосновенности главы государства, а также — определения перечня оснований прекращения его полномочий. § В Венгрии институт президентства возник 14 апреля 1849 г. В данный период главой государства стал Лайош Кошут, также являвшийся символом Венгерской революции 1848 г. Его правление было недолгим и завершилось после добровольной передачи власти генералу Гергею. В дальнейшем институт президентства был повторно введен после о распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. В ходе демократической ^ революции одним из сторонников социалистических идей стал граф С Михай Каройи, который в итоге и занял пост главы государства. Тем не менее срок его президентства не был продолжительным и завер-250 шился в 1919 г. [3, с. 175] ^ В период с 1920 по 1944 г. фактическим руководителем страны СЧ был адмирал Миклош Хорти, являвшийся регентом Венгерской ® Короны. После чего в Венгрии была введена советская система госу-^ дарственного управления, при которой представительские полномочия делегировались Председателю Президиума ВНР. Данная система государственного управления просуществовала до 1989 г.

В дальнейшем после возникновения и развития демократических процессов на территории страны в общественном и государственном

■л

I §

со я

I

С

строе Венгрии начались масштабные преобразования. Была изменена система высших исполнительных и представительских государственных органов, которая в первую очередь заимствовалась у Германии. В ходе последующего государственного развития Конституция Венгрии, принятая в 2011 г., окончательно закрепила и обобщила имевшие место в указанный период процессы и новшества, в том числе относившиеся к конституционно-правовому статусу Президента Венгрии.

В результате анализа положений действующего Основного закона представляется целесообразным отметить, что глава государства избирается Государственным собранием сроком на пять лет с правом на переизбрание, но лишь единожды. На пост Президента Венгрии может претендовать только гражданин страны не моложе тридцати пяти лет. Выборы главы государства назначает Председатель Государственного собрания сроком не более чем за шестьдесят дней до истечения полномочий действующего Президента Венгрии. В случае если глава государства прекратил собственные полномочия досрочно, выборы последующего Президента Республики назначаются §

г

в течение тридцати дней после их прекращения. 3

Кандидатура на должность главы государства выдвигается депу- Л татами и избирается Парламентом Венгрии. Претендент должен полу- | чить не менее двух третей голосов от общего состава Государственного о собрания. В случае если ни один кандидат не получит должной под- 3 держки, данная процедура будет проведена повторно [4, с. 107-108]. § Согласно Конституции, Президент Венгрии вступает в должность ® в день прекращения полномочий предшественника. Ц

В случае досрочного прекращения полномочий предыдущего ^ главы государства новоизбранный Президент Республики сможет 2 заступить на указанный пост в восьмой день после подведения и огла- ^ шения результатов выборов. Сама процедура вступления в должность 3 Президента Венгрии проводится в торжественной обстановке с при- 1 несением им присяги перед Парламентом. Ц

В результате анализа конституционных положений, регулирующих конституционно-правовой статус главы государства, представляется 251 возможным указать на то, что в период исполнения собственных ^ полномочий Президент Венгрии не вправе занимать иные экономи- р ческие, государственные, политические либо общественные долж- о ности или выполнять соответствующие обязательства. Он не может 3 исполнять другую работу, за исключением деятельности, защищен- п ной авторскими правами. Стоит отметить, что Конституция Венгрии определяет Президента Республики как главу государства, олицетворяющего единство нации и стоящего на страже демократического

политического режима. Вместе с тем высшим управленческим органом в стране является Правительство Венгрии, которое возглавляет Премьер-министр.

Глава государства является носителем исполнительной власти, наделен правом на законотворческую деятельность и роспуск Государственного собрания при неодобрении им кандидатуры на пост Премьер-министра либо отказе в принятии проекта государственного бюджета на последующий финансовый год [5, с. 23]. При этом на современном этапе развития Венгрии возможно обнаружить усиление позиции Премьер-министра относительно Парламента Венгрии [6, с. 194].

В соответствии с положениями Основного закона Президент Венгрии исполняет в основном представительские функции. Ввиду этого видится необходимым выделить следующий перечень его пред-„о ставительских полномочий:

го ■ представление Венгрии на межгосударственном уровне;

■ подписание международных договоров и соглашений;

№ ■ присутствие и выступление на заседаниях Парламента Венгрии § и его комитетов;

§ ■ назначение и прием посланников и послов; 2 ■ предопределение процедуры всеобщих выборов депутатов ^ Парламента, мэров и органов местного самоуправления; — ■ индивидуальное помилование;

§ ■ инициирование референдумов либо введение специальных с

§ парламентских мер в определенных законом случаях; § ■ присваивание медалей, орденов за заслуги или специальных ^ званий;

■ решение вопросов, связанных с гражданством страны или воз-о ложенных на него нормами специального закона;

^ ■ функции главнокомандующего Вооруженными силами С государства;

■ исполнение полномочий Председателя Совета Святой Короны.

252 Наряду с этим глава государства вправе назначать либо освобож-

^ дать от занимаемой должности следующих гражданских и военных СЧ руководителей: ® ■ генералов армии;

^ ■ профессоров, ректоров университетов;

■ Президента и Вице-президентов Национального банка, Венгерской академии наук;

■ заместителей Председателя Верховного суда либо профессиональных судей;

■ Президентов Венгерского органа по вопросам конкуренции, Национальной службы коммуникаций, Совета по информационным технологиям и Национального земельного фонда;

■ заместителя Генерального прокурора.

Президент Венгрии также обладает некоторыми полномочиями в сфере законотворческой деятельности. Так, в ходе принятия законопроекта глава государства обязан рассмотреть его в период не более пяти дней с момента поступления к нему указанного проекта, после чего направить его в Венгерский вестник для официальной публикации. В случае несогласия с какими-либо положениями законопроекта глава государства вправе направить его для доработки и повторного рассмотрения в Парламент в течение пяти дней либо в Конституционный суд для получения заключения о конституционности положений настоящего законопроекта [7, с. 66]. Тем не менее Президент Республики может воспользоваться правом отлагательного вето в отношении рассматриваемых законопроектов лишь единожды. В ряде случаев глава государства вправе реализовывать собственные § полномочия без контрасигнатуры [8, с. 35]. 3

Согласно положениям Основного закона, Президент Венгрии Л неприкосновенен, т.е. освобожден от судебной юрисдикции, которая | означает невозможность его привлечения к юридической ответствен- о ности и обеспечивает Президента Республики самостоятельностью, 3! независимостью и повышенной охраной личности. Наряду с этим § юридическое судопроизводство в отношении главы государства может ® инициироваться только после прекращения действия его неприкос- Ц новенности [9, с. 30]. 2,

Вышеуказанное возможно в результате окончания срока полно- 2 мочий Президента Венгрии либо проведения в отношении него про- ^ цедуры импичмента в случае нарушения им положений Конституции 3 Венгрии или совершения умышленного преступления в период ис- 1 полнения собственных полномочий. В целом неприкосновенность Ц Президента Венгрии не является абсолютной и относится к модели частичной неприкосновенности главы государства, существующей 253 в государствах с парламентской республиканской формой правления. х

В результате анализа положений ст. 12 раздела «Государство» р Конституции Венгрии представляется возможным выделить следую- о щие общие основания прекращения полномочий Президента Венгрии: 3

■ истечение срока президентских полномочий; §

■ уход из жизни;

■ неспособность исполнять собственные полномочия сроком более девяноста дней;

■ прекращение условий, являющихся необходимыми для избрания Президента Венгрии;

■ уход в отставку;

■ установление несовместимости;

■ отрешение от должности (импичмент).

Отдельные положения Основного закона посвящены процедуре замещения главы государства при его временной неспособности исполнять собственные обязательства до момента устранения всех препятствий либо в случае досрочного прекращения президентских полномочий. В подобных ситуациях полномочия Президента Республики будут переданы Председателю Парламента до вступления в должность последующего главы государства. Наличие временных препятствий устанавливается Государственным собранием по предложению депутатского состава, Правительства или самого Президента .а Венгрии [10, с. 45].

го На основе анализа современного состояния конституционных положений Венгрии и сформировавшихся внутригосударственных

и международных политических условий исследования конституционно-правового статуса Президента Венгрии был сформулирован ряд научно обоснованных выводов. В частности, определен порядок

1 §

00

2 становления и развития института президентства в Венгрии, про-^ шедшего достаточно сложный и противоречивый исторический путь. — Впервые указанный институт возник в политической системе госу-§ дарства 14 апреля 1849 г., однако просуществовал менее одного года. 5 В дальнейшем институт президентства был повторно введен § после распада Австро-Венгерской империи в 1918 г. и упразднен ^ 1 марта 1920 г. ввиду восстановления в Венгрии монархической

формы правления. Третья попытка введения настоящего института о была предпринята в 1946 г. и завершилась неудачно - упразднением ^ должности Президента Венгрии в 1949 г. и введением советской си-С стемы государственного управления, при которой представительские полномочия делегировались Председателю Президиума ВНР. В после-254 дующем институт президентства был введен в политическую систему государства в 1989 г. и получил дальнейшее государственно-правовое СЧ развитие в Конституции Венгрии, принятой в 2011 г. ® Вместе с тем была установлена процедура избрания Президента ^ Венгрии, выявлены требования к претендентам на данный пост и способы установления победителя в случае, если ни один из кандидатов не получил должной поддержки. Так, в соответствии с Основным законом глава государства избирается парламентом сроком на пять лет с правом на переизбрание. В качестве кандидата на данную

должность вправе баллотироваться лицо, обладающее гражданством Венгрии и возрастом не менее тридцати пяти лет. Процедура избрания Президента Венгрии осуществляется народом опосредованно через Государственное собрание и может состоять как из одного, так и двух туров - при неполучении кандидатами достаточной для избрания поддержки.

В ходе исследования был определен исчерпывающий перечень полномочий главы государства. В целом Конституция Венгрии определяет Президента Республики как главу государства, олицетворяющего единство нации и стоящего на страже демократического политического режима. Вместе с тем в результате анализа конституционных положений было установлено, что Президент Венгрии является носителем исполнительной власти, наделен правом на законотворческую деятельность и роспуск Государственного собрания при неодобрении им кандидатуры на пост Премьер-министра либо отказе в принятии проекта государственного бюджета на последующий финансовый год.

Глава государства реализует широкий перечень представительских § функций, назначает либо освобождает от занимаемой должности ряд 3

^ 3

военных и гражданских руководителей, наделен правом отлагательно- Л

го вето в отношении рассматриваемых законопроектов. Тем не менее |

наибольшее количество полномочий в сфере государственного управ- о

ления сосредоточено у Государственного собрания. "3

Наряду с этим была выявлена правовая природа и пределы не- § прикосновенности Президента Венгрии. Согласно конституционным ® положениям, глава государства не может подвергаться задержанию Ц и в отношении него невозможно возбудить уголовное преследование. 2 Кроме того, Президент Венгрии не несет ответственности за совер- 2 шенные им при осуществлении собственных обязательств действия, ^ за исключением нарушения положений Основного закона или совер- 33 шения умышленного преступления в период исполнения собственных 1 полномочий. При наличии данных оснований в отношении главы го- Ц сударства может инициироваться процедура импичмента с последующим лишением его неприкосновенности. В целом неприкосновенность 255 Президента Венгрии не является абсолютной и относится к модели ^ частичной неприкосновенности главы государства, существующей р в государствах с парламентской республиканской формой правления. о

Был также установлен перечень оснований прекращения полно- 3

мочий Президента Венгрии и наступающие при этом конституционно- § правовые последствия. Так, к вышеуказанным основаниям относятся: истечение срока президентских полномочий; уход из жизни; неспособность исполнять собственные полномочия сроком более девяноста

занимает значимое, но не превалирующее положение в системе органов государственного управления, обладает неприкосновенностью

дней; прекращение условий, являющихся необходимыми для избрания главы государства; уход в отставку; установление несовместимости; отрешение от должности (импичмент). При этом в случае наступления вышеуказанных оснований будет применяться модель непрямой преемственности власти, т.е. полномочия Президента Венгрии первоначально будут передаваться Председателю Парламента и находиться у настоящего представителя публичной власти до момента вступления в должность последующего главы государства.

В заключение необходимо отметить, что в Венгрии глава государства наделен полномочиями, присущими странам с республиканской формой правления. Наряду с этим в качестве иллюстрации настоящих полномочий выступают такие, как издание указов, обнародование законов, поиск и предложение кандидатуры на пост Председателя Правительства, реализация представительских функций. Достаточно „о объемный перечень полномочий по управлению государством наго ходится у органов законодательной и исполнительной ветви власти. Учитывая вышеуказанное, возможно отметить, что Президент Венгрии

1 8

со и достаточно широким перечнем полномочий, которые не всегда

2 вправе единолично и самостоятельно использовать.

^ До недавнего времени данную должность занимала Каталин Новак, — избранная Государственным собранием 10 мая 2022 г. Вышеуказанный § глава государства проводил активную деятельность по стабилизации ^ внутригосударственной обстановки и укреплению позиций страны § на международном уровне. При этом его работа была направлена с как на поддержание международного сотрудничества и партнерства с Российской Федерацией [11, с. 79], так и на развитие партнерских

99

о отношений с другими европейскими и азиатскими государствами ^ [12, с. 15]. Тем не менее в связи с уходом Каталин Новак в отставку С полномочия Президента Венгрии до момента избрания последующего главы государства были переданы Ласло Кевер.

256 Таким образом, сформулированные в результате проведенного ^ исследования выводы в определенной мере позволяют обобщить СЧ и дополнить существующие теоретические разработки вопроса ® конституционно-правового статуса Президента Венгрии, являются ^ основой для проведения последующих научных исследований в сфере конституционно-правового статуса глав зарубежных государств, а также могут применяться различными отечественными субъектами государственной стратегии в ходе исполнения ими собственных полномочий.

Список литературы:

1. Меркулова, Т. А. Новый Основной Закон Венгрии / Т. А. Меркулова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.

- 2012. - № 3 (34). - С. 70-77.

2. Путинцев, И.С. Варианты распределения полномочий в странах Центрально-Восточной Европы / И. С. Путинцев // Международные процессы. - 2015. - № 2 (41). - С. 81-95.

3. Айрапетов, А.Г. «Красный граф» Каройи - первый Президент Венгрии / А.Г. Айрапетов // Новая и новейшая история. - 2013. - № 3.

- С. 166-176.

4. Тарасов, И.Н. Диалектика парламентаризма и президенциализма в Центрально-Восточной Европе / И. Н. Тарасов // Политическая наука.

- 2014. - № 1. - С. 94-115.

5. Медушевский, А.Н. Конституционная ретрадиционализация в Восточной Европе и России / А. Н. Медушевский // Сравнительное конституционное обозрение. - 2018. - № 1 (122). - С. 13-32.

6. Волчкова, О. О. Венгерская модель президенциализации политической системы / О. О. Волчкова // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 194-200. ^

7. Шишелина, Л. Н. Институт президентства в Венгрии в контексте вы- * боров 2022 г. / Л.Н. Шишелина // Научно-аналитический вестник Института 3 Европы РАН. - 2022. - № 3 (27). - С. 62-69. |

8. Смук, П. Конституционные изменения и конституционная реальность в Венгрии / П. Смук // Сравнительное конституционное обозрение. - 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 5 (96). - С. 32-43.

9. Magyarorszag Alaptбrvënye // Аг Allami Kбzgyйlës mtemetes рогШ)а.

- URL: https://www.parlament.hu/irom39/02627/02627.pdf (дата обращения: 14.12.2023).

10. Уляшкина, Е.Г. Сравнительный анализ конституционно-правового статуса Президента Венгрии в Конституции 1949 г. (в ред. 1989-1990-х гг.) и Основном законе 2011 г. / Е.Г. Уляшкина // Научный альманах. - 2015.

- № 11-5 (13). - С. 43-46.

11. Шишелина, Л. Н. Политика Венгрии на фоне российской СВО / Л.Н. Шишелина // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН.

5

X

- 2023. - № 1 (31). - С. 78-86. -5

12. Шишелина, Л.Н. Три десятилетия новых российско-венгерских отно- 8 шений / Л.Н. Шишелина // Современная Европа. - 2019. - № 7 (93). - С. 6-16. 257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.