Научная статья на тему 'Конституционно-правовой механизм реализации правового статуса граждан Российской Федерации, проживающих за границей'

Конституционно-правовой механизм реализации правового статуса граждан Российской Федерации, проживающих за границей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
конституционно-правовой механизм / механизм реализации прав и свобод / правовой статус граждан. / constitutional and legal mechanism / mechanism of realization of rights and freedoms / legal status of citizens.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Юрьевна Околелова

Граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом, имеют двойное подчинение законодательству, т.е. они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. В связи с этим возникает вопрос о реализации правового статуса гражданина России, который проживает на территории иностранного государства. В статье рассматриваются элементы и особенности механизма реализации правового статуса граждан Российской Федерации, которые проживают за границей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal mechanism for the implementation of the legal status of citizens of the Russian Federation living abroad

Citizens of the Russian Federation who live abroad have dual subordination to the law, that is, they are under the jurisdiction of the Russian Federation and the legal system of a foreign state. In this regard, the question arises about the implementation of the legal status of a citizen of Russia who lives in a foreign country. The article discusses the elements and features of the mechanism of implementation of the legal status of citizens of the Russian Federation who live abroad.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой механизм реализации правового статуса граждан Российской Федерации, проживающих за границей»

УДК 342.4 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10296

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА

W W _ _

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Юлия Юрьевна ОКОЛЕЛОВА, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина E-mail: yulia_ok@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом, имеют двойное подчинение законодательству, т.е. они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. В связи с этим возникает вопрос о реализации правового статуса гражданина России, который проживает на территории иностранного государства.

В статье рассматриваются элементы и особенности механизма реализации правового статуса граждан Российской Федерации, которые проживают за границей.

Ключевые слова: конституционно-правовой механизм, механизм реализации прав и свобод, правовой статус граждан.

Annotation. Citizens of the Russian Federation who live abroad have dual subordination to the law, that is, they are under the jurisdiction of the Russian Federation and the legal system of a foreign state. In this regard, the question arises about the implementation of the legal status of a citizen of Russia who lives in a foreign country.

The article discusses the elements and features of the mechanism of implementation of the legal status of citizens of the Russian Federation who live abroad.

Keywords: constitutional and legal mechanism, mechanism of realization of rights and freedoms, legal status of citizens.

Научный руководитель: О.В. Нардина, кандидат юридических наук, доцент

В настоящее время более 3 млн российских граждан старше 18 лет зарегистрированы за рубежом, в том числе около 2 млн 600 тыс. постоянно проживают там. Это составляет 1/20 всех российских граждан, проживающих за рубежом. Нахождение российских граждан за рубежом связано с рядом юридических, политических, социальных и гуманитарных вопросов.

Конституция Российской Федерации [1] в ст. 27 указывает, что любой гражданин может выезжать за пределы государства. Кроме того, данный гражданин Российской Федерации имеет

право вернуться в свою страну. Граждане могут выезжать по различным основаниям: отдых, смена временного жительства, приглашение родных и близких, образование, работа, туризм и т.д.

Связь с государством имеет особое значение, ведь именно оно взяло на себя обязанность заботиться о своих гражданах и защищать их права и обязанности. При контакте с государством, прежде всего, следует обратить внимание на права, которые первоначально даются в Конституции. Если имеется контакт с определенным государственным органом, то его деятельность регулируется либо федеральными законами, либо ведомственными актами.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

Граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом, имеют двойное подчинение законодательству, т.е. они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. Также существуют лица с двойным гражданством, поэтому они обязаны соблюдать законы обеих стран.

Итак, конституционно-правовой механизм реализации правового статуса граждан Российской Федерации, проживающих за границей, состоит в следующем.

Прежде всего, имеются признаваемые за личностью права и свободы, закрепленные в нормативно-правовых актах. Поэтому в настоящее время все они, в том числе и естественные права человека, предусмотрены на уровне международно-правовых актов, конституций суверенных государств и внутригосударственного законодательства.

В результате анализа конституционно-правовых норм, которыми обеспечивается правовая защита личности, можно выделить основные виды правовой защиты прав и свобод. Они состоят в:

■ индивидуальной правовой самозащите;

■ государственной правовой защите;

■ публично-правовой общественной защите;

■ международной правовой защите;

■ индивидуальной юридической защите прав и законных интересов другого лица [2].

Далее важно отметить, что предпосылка реализации основных прав и обязанностей состоит в правоспособности и дееспособности. По статье 60 Конституции России конституционную право-, дееспособность российских граждан в полном объеме признают с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.

Кроме того, важнейшее условие эффективной реализации конституционных прав и свобод состоит в соблюдении, закрепленного ст. 2 и ч. 3 ст. 17 Конституции России основополагающего принципа теории прав человека. В соответствии с данным принципом личность является свободной, но свободой одного лица не должна нарушаться свобода других. При этом место нахождения гражданина значения не имеет (в России или за рубежом).

Обязательный элемент механизма реализации правового статуса граждан Российской Федерации, проживающих за границей, также состоит в обязанности государства гарантировать

осуществление естественных и приобретенных возможностей (ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации) [3, с. 73].

В последние годы происходит ухудшение политической, экономической и социальной ситуации в государствах дальнего и ближнего зарубежья. Кроме того, в связи с аннексией Крыма, военными действиями в Сирии и западными санкциями взаимоотношения Российской Федерации с другими государствами развиваются неоднозначно. Данные политические факторы не могли не сказаться на положении граждан, находящихся вне территории Российской Федерации.

Законодательство России, определяющее направления деятельности в части поддержки российских граждан за рубежом, довольно объемно. Это обусловлено, в частности, тем, что российская диаспора в мире насчитывает около 30 млн человек: только в США российских граждан более 3 млн., в Германии — около 2 млн. Следовательно, неизбежно перед страной встает проблема разработки мер защиты такой категории лиц, как российские граждане за рубежом [4, с. 64].

При этом очень важно иметь в виду ч. 2 ст. 61 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что когда гражданин выезжает за границу, Российская Федерация покровительствует его интересам. Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных граждан. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами России.

Данные органы обладают широкой компетенцией, через них можно решать многие вопросы, связанные с государственными органами. Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам за рубежом, осуществить какие-либо действия, защитить свои права и свободы. Таким образом, консульство и дипломатические учреждения могут выполнить практически весь объем функций, которые выполняют другие органы в России, поскольку последние могут исполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином.

Консульские и дипломатические учреждения руководствуются в своей деятельности в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется толь-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

ко в аспекте, скажем так, обывательских вопросов. Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность; они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве.

Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты прав в пределах своей компетенции. Важно, что в консульских и дипломатических учреждениях можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь следует идти в консульство или в дипломатическое учреждение [5, с. 197].

При взаимодействии с государственными органами важно учитывать, что там люди хорошо знают свою компетенцию в аспекте прав и обязанностей. В силу этого доказать свою правоту в спорной ситуации может быть сложно, если учитывать, что данные лица поддерживают определенные контакты с другими государственными органами.

Тем не менее очень часто данные сотрудники превышают свои полномочия или не выполняют свои обязанности; в этом случае может помочь обычная жалоба на имя начальника либо в вышестоящий орган. В этом случае можно рассчитывать на то, что неправомерные действия сотрудника будут пресечены, а права лица восстановлены. Кроме того, жалобы на государственные органы можно подавать до самой верхней инстанции, либо подать жалобу в прокуратуру, осуществляющую надзор за государственными органами.

На территории иностранного государства может возникнуть множество различных проблем, включая и критические. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, причем не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.

Обобщая сказанное, следует заметить, что механизм реализации правового статуса граждан за рубежом достаточно широк. Однако на практике не исключены и трудности, преодолеть которые, помимо прочего, могут помочь дипломатические и консульские учреждения.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием от 12.12.1993 г., в ред. от 21.07. 2014 г. ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Защита прав соотечественников за рубежом по законодательству Российской Федерации // https://law.bsu.by/pub/26/Pletenev_16 (Дата обращения: 21.04.2019)

3. Кравцева А.А. Проблемы реализации конституционных прав граждан России за рубежом // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: Сб. ст. Новосибирск: Сибирская академ. кн., 2017. С. 72—74.

4. Прудникова Т.А. Организационно-правовой механизм реализации правового статуса соотечественников, проживающих за рубежом в Российской Федерации // Междунар. журнал конституционного и государственного права. 2017. № 2. С. 60—65.

5. Швыткина О.С. Правовые проблемы защиты прав российских граждан за рубежом // Молодой ученый. 2018. № 44. С. 196—198.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.