Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации'

Конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2073
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / зако­ нодательство / нормативный правовой акт / Конститу­ ция РФ / федеральный закон РФ / интерес / личность / общество / государство / баланс интересов личности общества и государства. / Russian Federation / legislation / norma­ tive legal act / Constitution of the Russian Federation / federal law of the Russian Federation / interest / person­ ality / society / state / balance of interests of the individual of society and the state.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александра Александровна Кальгина

В статье на основе анализа юриди­ ческой литературы и законодательства о конститу­ ционно-правовом регулировании прав человека в Российской Федерации высказано несколько сужде­ ний: конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации необходимо при­ знать несовершенным; в основу конституционно­ правового регулирования прав человека в Российс­ кой Федерации положена доктрина приоритета ин­ тересов человека по отношению к таковым же госу­ дарства и общества; основу конституционно-право­ вого регулирования прав человека в Российской Федерации должна составлять доктрина баланса ин­ тересов личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal regulation of human rights in Russian Federation

The article on the basis of the analysis of legal literature and legislation on the constitutional and legal regulation of human rights in the Russian Fed­ eration made several judgments: the constitutional and legal regulation of human rights in the Russian Federa­ tion must be recognized as imperfect; the basis of con­ stitutional and legal regulation of human rights in the Russian Federation is the doctrine of the priority of hu­ man interests in relation to those of the state and soci­ ety; the basis of constitutional and legal regulation of human rights in the Russian Federation should be the doctrine of the balance of interests of the individual, society and the state.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10060

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александра Александровна КАЛЬГИНА, заведующая кафедрой гражданского и арбитражного процесса Московского государственного института международных отношений МИД России, арбитр арбитражного учреждения при АНО «Межрегиональная юридическая коллегия», кандидат юридических наук, доцент

E-mail: AleksandraNauka6@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства о конституционно-правовом регулировании прав человека в Российской Федерации высказано несколько суждений: конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации необходимо признать несовершенным; в основу конституционно-правового регулирования прав человека в Российской Федерации положена доктрина приоритета интересов человека по отношению к таковым же государства и общества; основу конституционно-правового регулирования прав человека в Российской Федерации должна составлять доктрина баланса интересов личности, общества и государства.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, интерес, личность, общество, государство, баланс интересов личности общества и государства.

Annotation. The article on the basis of the analysis of legal literature and legislation on the constitutional and legal regulation of human rights in the Russian Federation made several judgments: the constitutional and legal regulation of human rights in the Russian Federation must be recognized as imperfect; the basis of constitutional and legal regulation of human rights in the Russian Federation is the doctrine of the priority of human interests in relation to those of the state and society; the basis of constitutional and legal regulation of human rights in the Russian Federation should be the doctrine of the balance of interests of the individual, society and the state.

Keywords: Russian Federation, legislation, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, federal law of the Russian Federation, interest, personality, society, state, balance of interests of the individual of society and the state.

Предметом данной статьи является конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории.

Так, Н.И. Амрахов исследовал «вопросы кодификации и классификации нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина»: «На наш взгляд, для точности исследования отечественных правоотношений в данной сфере прежде всего целесообразно ориентироваться на позицию законодателя, достаточно четко изложенную в соответствующих нормах Конституции РФ... Таким образом, мы полагаем, что под «конституционными правами и свободами человека и гражданина РФ» законодатель предлагает рассматривать права, подробно изложенные в гл. 2 Конституции РФ и обозначенные в качестве основных»1.

A.A. Васяев обосновал «необходимость развития требований Конституции РФ об импле-ментации норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части несправедливо исследованных доказательств на примере решений Европейского Суда по правам человека; определяется понятие справедливости», а также «необходимость формирования Верховным Судом РФ практики единообразного исследования доказательств в суде». Данный автор отмечает: «В связи с этим следует призвать ВС РФ начать формировать практику единообразного исследования доказательств в суде, определяя тем самым стандарты справедливого исследования доказательств. Большинство нарушений ст. 6 Конвенции связаны лишь с тем, что суд, рассматривающий дело, становится заложником нарушений закона, допущенных в ходе предва-

№ 2/2019

рительного расследования, не предпринимая (по лености, нежеланию, незнанию) попыток их исправить в ходе судебного разбирательства при наличии в большинстве случаев объективной возможности это сделать»)2.

По мнению A.M. Арбузкина, «Конституция РФ закрепляет права и свободы человека в качестве высшей ценности, обязывая государство, его органы и должностных лиц обеспечить данное конституционное положение». Названный автор делает выводы: «Конституционная норма о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, пока не получила реального воплощения в общественной практике ни в России, ни за рубежом. Но, как видно из проведенного исследования, человек, его права и свободы и не могут претендовать на такое положение. В то же время отказываться от признания ценности человека, его прав и свобод недопустимо. Особенно это актуально для России, где ни один из начальников любого уровня (от управдома до президента) не видит в своих подчиненных человека как ценность. Ведь не на пустом месте возникла известная поговорка: «Я начальник, ты...». Конечно, необходимо менять такое отношение к личности. Но и ставить человека над всеми иными ценностями, в том числе над теми, без которых человек сам утрачивает свою сущность, недопустимо!

Человек должен рассматриваться в одном ряду с иными важнейшими конституционными ценностями, вся совокупность которых позволяет обеспечить жизнеспособность, устойчивость и процветание всего общества и каждого человека. Заслуживает также внимания и широкого обсуждения вопрос о распределении ценностей по приоритетам: какие из них могут и должны иметь абсолютный характер, т.е. исключается их ограничение. Какие ценности могут иметь приоритет перед другими или приоритетную защиту. Целесообразно также обсудить в ходе широкой общественной дискуссии вопрос о соразмерности мер ответственности и последствий посягательств на конституционные ценности, может быть, и вопрос о возвращении смертной казни в отношении тех, кто совершает или организует особо дерзкие злодеяния, влекущие гибель людей»3.

Представляются убедительными суждения В.Н. Галузо об использовании в процессе реформирования законодательства в Российской Федерации исключительно доктрины баланса интересов личности, общества и государства4.

Разнообразие научных концепций относительно конституционно-правового регулирова-

нии прав человека во многом предопределен несовершенством законодательства в Российской Федерации.

В первую очередь обратимся к нормативному правовому акту с наивысшей юридической силой на территории Российской Федерации: Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. В названном нормативном правовом акте принципиально важное значение имеет положение, закрепленное в ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Именно приведенное конституционное положение и используется многими учеными Российской Федерации для обоснования доктрины о приоритете интересов личности по отношению к таковым же общества и государства.

Положения ст. 2 Конституции РФ детализированы в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» (статьи 17—64):

«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» — ст. 17.

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» — ст. 18.

Положения Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина детализированы в иных нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.

Так, в Федеральном конституционном законе РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 г.5 определены «порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия его деятельности» (Преамбула).

Критический анализ функционировании данного института представлен в научных публикациях ряда ученых6.

№ 2/2019

В Федеральном законе РФ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 21 мая 2008 г.7 закреплены «правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания . содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в том числе в создании условий для их адаптации к жизни в обществе» (ст. 1).

В Федеральном законе «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г.8 приведен исчерпывающий перечень «мер воздействия»: «К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

1) запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан».

В отдельных субъектах Российской Федерации принимаются аналогичные нормативные правовые акты.

Так, в Москве действует Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» от 15 апреля 2009 г.9, в котором определены «порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, его статус и условия деятельности» (Преамбула).

В Московской области действует Закон Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» от 27 декабря 2000 г.10, в котором в ст. 1 закреплено следующее положение:

«1. Должность Уполномоченного по правам человека в Московской области . является государственной должностью Московской области, учреждаемой настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Московской области».

Таким образом, конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации нуждается в научном переосмыслении.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, конституционно-правовое регулирование прав человека в Российской Федерации необходимо признать несовершенным.

Во-вторых, в основу конституционно-правового регулирования прав человека в Российской Федерации положена доктрина приоритета интересов человека по отношению к таковым же государства и общества.

В-третьих, основу конституционно-правового регулирования прав человека в Российской Федерации должна составлять доктрина баланса интересов личности, общества и государства.

№ 2/2019

1 Амрахов Н.И. Конституционные права и свободы человека и гражданина: пробелы понятийного аппарата и законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2011.№ 11. С. 67—69.

2 Васяев АА. Развитие требований Конституции РФ об имплементации норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод в части несправедливо исследованных доказательств // Совр. право. 2019. № 2. С. 97—102.

3 Арбузкин А.М. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью? // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2. С. 18—25.

4 Подроб. об этом см., напр.: Галузо В.Н. Избранное. 25 лет научного творчества (199 — 2017). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

5 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.

6 См. об этом, напр.: Батюк В.И., Галузо В.Н. О роли Уполномоченного по правам человека в обеспечении единообразного исполнения законодательства в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2014. № 5. С. 10—13.

7 СЗ РФ. 2008 № 24. Ст. 2789.

8 Там же. 2012. № 53 (ч. I). Ст. 7597.

9 Ведомости МГД. 2009. № 6. Ст. 140.

10 Подмосковные известия. 2001. 25 янв.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Конституционное право

Конституционное право России.

9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2018 г. 671 с. Гриф МО РФ.

Гриф НИИ образования и науки.

Гриф УМЦ «Профессиональный учебник».

(Серия «Dura lex, sed lex»).

Под ред. Лучин В.О., Б.С. Эбзеева, Е.Н.

978-5-238-03045-6

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.