Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
19
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ / ЗАЯВЛЕНИЕ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЖАЛОБА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / ЧАСТНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абазов Андемиркан Борисович

Целью данного исследования было рассмотрение конституционного права граждан на обращение в контексте регулирования взаимодействия граждан и органов государственного управления. Задачи исследования состоят в анализе понятия «право граждан на обращение», где большое внимание уделяется видам обращений, а также изучению роли института обращения граждан в рамках системы государственного управления. Вместе с тем, автор определяет государственное управление как сложный социальный процесс, выступающий в роли структуры и системы взаимосвязанных элементов, обусловленных его природой, целями, задачами и функциями. А для эффективного государственного управления, по мнению автора, необходимо соблюдать баланс потребностей и интересов общества. Выводы: в целях повышения эффективности управления государству следует позаботиться о совершенствовании действенных механизмов, основным из которых является учет обращений граждан в процессе осуществления публичной власти, направленных на повышение качества деятельности государственных органов. И, вне всякого сомнения, одним из конструктивных концептов, способствующих установлению баланса частных и публичных интересов, является институт обращения граждан в органы публичного управления. В результате глубокого анализа вопросов соотношения и оппозиции публичных и частных интересов автор приходит к выводу о том, что институт обращения как способ учета общественного мнения и позиций субъектов права является формой выражения и тех и других интересов. Это продиктовано тем, что право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления носит частно-публичную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE OF APPEAL OF CITIZENS TO THE INSTITUTION OF GOVERNMENT ADMINISTRATION

The purpose of this study was to consider the constitutional right of citizens to appeal in the context of regulating the interaction of citizens and government bodies. The objectives of the study are to analyze the concept of «the right of citizens to appeal», where much attention is paid to the types of appeals, as well as to study the role of the institution of citizens' appeal within the framework of the public administration system. At the same time, the author defines public administration as a complex social process acting as a structure and system of interrelated elements determined by its nature, goals, objectives and functions. And for effective government, according to the author, it is necessary to maintain a balance between the needs and interests of society. Conclusions: in order to increase the efficiency of governance, the state should take care of improving effective mechanisms, the main of which is to take into account citizens' appeals in the process of exercising public power, aimed at improving the quality of the activities of state bodies. And, without any doubt, one of the constructive concepts that contribute to the establishment of a balance of private and public interests is the institution of citizens' appeal to public authorities. As a result of a deep analysis of the issues of correlation and opposition of public and private interests, the author comes to the conclusion that the institution of circulation as a way of taking into account public opinion and the positions of legal entities is a form of expression of both interests. This is dictated by the fact that the right of citizens to appeal to state bodies and local self-government bodies is of a private-public nature.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW; CONSTITUTIONAL JUDICIAL PROCESS; MUNICIPAL LAW

12.00.02

7. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 12.00.02

7.1. Конституционно-правовое регулирование порядка обращения граждан в органы государственного управления

©Абазов А. Б.

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Российская Федерация e-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Целью данного исследования было рассмотрение конституционного права граждан на обращение в контексте регулирования взаимодействия граждан и органов государственного управления. Задачи исследования состоят в анализе понятия «право граждан на обращение», где большое внимание уделяется видам обращений, а также изучению роли института обращения граждан в рамках системы государственного управления. Вместе с тем, автор определяет государственное управление как сложный социальный процесс, выступающий в роли структуры и системы взаимосвязанных элементов, обусловленных его природой, целями, задачами и функциями. А для эффективного государственного управления, по мнению автора, необходимо соблюдать баланс потребностей и интересов общества. Выводы: в целях повышения эффективности управления государству следует позаботиться о совершенствовании действенных механизмов, основным из которых является учет обращений граждан в процессе осуществления публичной власти, направленных на повышение качества деятельности государственных органов. И, вне всякого сомнения, одним из конструктивных концептов, способствующих установлению баланса частных и публичных интересов, является институт обращения граждан в органы публичного управления. В результате глубокого анализа вопросов соотношения и оппозиции публичных и частных интересов автор приходит к выводу о том, что институт обращения как способ учета общественного мнения и позиций субъектов права является формой выражения и тех и других интересов. Это продиктовано тем, что право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления носит частно-публичную направленность. Ключевые слова: право граждан на обращение, заявление, предложение, жалоба, органы государственного управления, публичный интерес, частный интерес.

Для цитирования: Абазов А. Б. Конституционно-правовое регулирование порядка обращения граждан в органы государственного управления // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 166-169.

Constitutional legal regulation of the procedure of appeal of citizens to the institution of government administration

©A. B. Abazov North Caucasus Institute of advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Nalchik, Russian Federation

e-mail: shmv1978@yandex.ru

Abstract. The purpose of this study was to consider the constitutional right of citizens to appeal in the context of regulating the interaction of citizens and government bodies. The objectives of the study are to analyze the concept of «the right of citizens to appeal», where much attention is paid to the types of appeals, as well as to study the role of the institution of citizens' appeal within the framework of the public

166 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №5,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Абазов А. Б.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

administration system. At the same time, the author defines public administration as a complex social process acting as a structure and system of interrelated elements determined by its nature, goals, objectives and functions. And for effective government, according to the author, it is necessary to maintain a balance between the needs and interests of society. Conclusions: in order to increase the efficiency of governance, the state should take care of improving effective mechanisms, the main of which is to take into account citizens' appeals in the process of exercising public power, aimed at improving the quality of the activities of state bodies. And, without any doubt, one of the constructive concepts that contribute to the establishment of a balance of private and public interests is the institution of citizens' appeal to public authorities. As a result of a deep analysis of the issues of correlation and opposition of public and private interests, the author comes to the conclusion that the institution of circulation as a way of taking into account public opinion and the positions of legal entities is a form of expression of both interests. This is dictated by the fact that the right of citizens to appeal to state bodies and local self-government bodies is of a private-public nature.

Keywords: the right of citizens to appeal, application, proposal, complaint, government bodies, public interest, private interest.

For citation: Abazov A. B. Constitutional legal regulation of the procedure of appeal of citizens to the institution of government administration // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 166-169.

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемым элементом правового статуса гражданина любого развитого правового демократического государства является право на обращение в публичные органы государственного управления.

В системе российского права обращению граждан в органы государственного управления отведено особое место. Так, право граждан на обращение закреплено в Конституции РФ (ст. 33), где указано: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [1].

Следует обратить внимание, что понятия «право граждан на обращение» и положения Конституции РФ, где п.2. ст. 45 гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» [1], а п. 2 ст. 46 наделяет каждого правом на судебную защиту: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» [1], носят взаимопроникающий характер. Это обусловлено тем, что Конституцией РФ гарантируется гражданам возможность подавать жалобы и апелляции, не боясь давления со стороны общественного мнения.

Таким образом, право на обращение граждан в демократическом государстве выступает в роли действенной защиты прав граждан и средством предотвращения нарушений. Кроме того, в указанном контексте право граждан на обращение являет собой элемент системы контроля за публичной властью со стороны гражданского общества. И в указанном контексте вполне обоснованно можно утверждать, что институт обращения граждан носит правозащитную функцию, а право граждан на обращение - правоохранительный характер.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Наряду с указанным, отметим, что право граждан на обращение, являя собой один из важнейших элементов системы субъективных публичных прав, можно определить ключевой формой непосредственного участия в управлении делами публичной власти, законным способом защиты прав и свобод граждан, а также получения информации.

ОБОСНОВАНИЕ

При анализе понятия «право граждан на обращение» большое внимание следует уделить видам обращений. Традиционными видами обращений на законодательном уровне считаются предложения, заявления и жалобы, которые в полной мере обеспечивают реализацию конституционного права граждан на обращение.

Закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» дает следующие определения: «предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества» [2], «заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц» [2], и наконец «жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц» [2].

Данные терминологические разграничения обусловлены классификационными характеристиками соотношения обращения с субъективными правами заявителя.

Обратим внимание, что предложение как вид обращения не связано с какими-либо субъективными правами кроме провозглашенных конституционных прав и свобод, в числе которых право на непосредственное управление делами государства, свободу слова и права на обращение граждан, регламентированных Конституцией РФ (ст. 29,32,33). Помимо этого, давая нормативно-правовое определение предложению, следует отметить, что данный вид обращения не связан с нарушением прав человека [1,2].

Относительно же заявлений и жалоб следует принимать во внимание, что они имеют прямое отношение к целому ряду субъективных прав, которые структурно состоят из четырех элементов:

- возможность определенного поведения субъекта;

- возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;

- возможность обращения за защитой к компетентным органам;

- возможность пользоваться определенным социальным благом [4,9,10].

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО / CONSTITUTIONAL LAW; CONSTITUTIONAL JUDICIAL PROCESS; MUNICIPAL LAW

12.00.02

Изучение роли института обращения граждан в рамках системы государственного управления, подводит нас к целесообразности использования системного подхода, который структурно представляет собой функционирование нескольких сложных социальных систем: управляющей, управляемой и взаимодействия.

Так, управляющая система состоит в определении роли государства как субъекта управления; управляемая система представляет те компоненты общества, которые подвержены воздействию со стороны государства в качестве объектов управления; система воздействия формируется посредством различных институтов государства и общества.

Природой системы государственного управления выступают отношения, которые могут быть, как субъектно-субъектными, так и субъектно-объектными, где право граждан на обращение является ключевым концептом системы [5,6].

Из теории права общеизвестно, что государство и государственный аппарат в целом немыслимы без общества. А общество, в свою очередь, невозможно без организующего начала. И главное противоречие здесь заключается в том, что отношения между этими сторонами носят субъектно-объектный характер, где государство выступает в роли субъекта управления, общество в это время является объектом управления. Однако, ситуация может сложиться с точностью и до наоборот - когда общество, путем воздействия на государство и государственный аппарат управления становится субъектом, а последнее -объектом. Однако, как бы не складывалась ситуация, следует помнить, что государство оказывает более значительное воздействие на общество, оставляя в большинстве случаев последнее слово за собой [3,5,10].

Таким образом, можно заключить, что государственное управление, являя собой сложный социальный процесс, выступает в роли структуры и системы взаимосвязанных элементов, обусловленных его природой, целями, задачами и функциями. При этом для эффективного государственного управления необходимо соблюдать баланс потребностей и интересов общества [3,9].

В целях повышения эффективности управления государству следует позаботиться о совершенствовании действенных механизмов, основным из которых является учет обращений граждан в процессе осуществления публичной власти, направленных на повышение качества деятельности государственных органов. И, вне всякого сомнения, одним из конструктивных концептов, способствующих установлению баланса частных и публичных интересов, является институт обращения граждан в органы публичного управления [5,7].

Однако, если обратиться к теории права, то можно увидеть неоднозначную корреляцию публичного и частного интересов. По мнению ряда исследователей данного феномена «интересы государства как правовой формы организации публичной власти и интересы личности как самодостаточного субъекта

не совпадают и не могут совпадать в полном объёме, что в юридическом отношении выступает как противоречие государственного суверенитета и суверенитета личности. Обязательным условием нормального функционирования любого государства является поиск гармоничного сочетания частного и публичного интересов» [7-9].

В результате глубокого анализа вопросов соотношения и оппозиции публичных и частных интересов мы приходим к выводу о том, что институт обращения как способ учета общественного мнения и позиций субъектов права является формой выражения и тех и других интересов. Это продиктовано тем, что право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления носит частно-публичную направленность, где:

- частная ориентация продиктована непосредственным удовлетворением частных интересов, посредством реализации прав, предусмотренных законодательством, а также их защитой в установленном порядке;

- публичный оттенок характера продиктован формой участия в управлении публичными делами, а также обеспечением режима законности в государстве.

Из сказанного логично вытекает, что право граждан на обращение является субъективным публичным правом, так как посредством данной категории в полном объеме реализуется повышение социальной роли государства, обеспечение эффективной направленности основных принципов правового государства, ограничение публичной власти в контексте ее могущества и всесильности [7,8].

ВЫВОДЫ

Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что, во-первых, своевременный и адекватный ответ на поступающие в публичные органы власти обращения граждан выступают источником политической стабильности в государстве; во-вторых, реализация права граждан на обращение выступает в роли легитимизации публичной власти; в-третьих, своевременный и адекватный ответ на поступающие в публичные органы власти обращения граждан способствует усилению и укреплению авторитета власти; в-четвертых, основным концептом качественного управления является глубокий анализ обращений; в-пятых, институт обращений в органы государственной власти является неотъемлемым элементом системы публичного управления; в-шестых, право граждан на обращение выступает гарантией обеспечения реализации и защиты субъективных прав.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,99%.

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры туризма и права Ю.Г. Бозиева

168 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №5,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Абазов А. Б.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/about/software/law/

2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/about/software/law/

3. Абазов А.Б. Состояние, тенденции и перспективы развития современного конституционного права Российской Федерации // Сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 186-189.

4. Варгина В.М. Право граждан на обращение в государственные органы и органы муниципальных образований // NovaUm.Ru. 2018. № 15. С. 293-297.

5. Кондрашев А.А., Конюхова А.А. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод в Российской Федерации // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 6 (45). С. 803-811.

6. Митькина Е.Д., Маринова С.Ш. Конституционно-правовое регулирование права граждан на обращение в органы исполнительной власти в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: Г.П. Кулешова [и др.]. 2019. С. 105-109.

7. Плечистов Н.С. Проблема реализации права граждан на участие в управлении делами государства // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 1. С. 33.

8. Чепурнова Н.М., Барсова М.А. Конституционное право граждан на обращения в механизме государственного управления и обеспечения законности в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 68-73.

9. Широбоков С.А. Конституционное право граждан на обращение в системе правового регулирования взаимодействия граждан и органов государственной власти и управления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2016. № 32. С. 158-164.

10. Ярцев В.А. К вопросу о необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок реализации гражданами права на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления // Закон и право. 2018. № 3. С. 61-63.

Reference list:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) [Electronic resource] // Access mode: http://www.consultant.ru/about/software/law/

2. Federal Law «On the Procedure for Considering Applications of Citizens of the Russian Federation» dated 02.05.2006 No. 59-FZ [Electronic resource] // Access mode: http://www.consultant.ru /about/software/law/

3. Abazov A.B. State, trends and prospects for the development of modern constitutional law of the Russian Federation // Collection of articles of the XXI International Scientific and Practical Conference. 2020. P. 186-189.

4. Vargina V.M. The right of citizens to appeal to state bodies and bodies of municipalities // NovaUm.Ru. 2018. No. 15. P. 293-297.

5. Kondrashev A.A., Konyukhova A.A. Description of the mechanism for the implementation of political rights and freedoms in the Russian Federation // Alley of Science. 2020. Vol. 2.No. 6 (45). P. 803-811.

6. Mitkina ED, Marinova S.Sh. Constitutional and legal regulation of the right of citizens to appeal to the executive authorities in the Russian Federation // In the collection: Actual problems of public interaction with public authorities and local authorities. Materials of the IV All-Russian scientific and practical conference. Editorial board: G.P. Kuleshov [and others]. 2019. P. 105-109.

7. Plechistov N.S. The problem of realizing the right of citizens to participate in the management of state affairs // International student scientific bulletin. 2020. No. 1. P. 33.

8. Chepurnova N.M., Barsova M.A. The constitutional right of citizens to appeal in the mechanism of public administration and ensuring the rule of law in the Russian Federation // Bulletin of economic security. 2018. No. 3.P. 68-73.

9. Shirobokov S.A. The constitutional right of citizens to appeal in the system of legal regulation of interaction between citizens and public authorities and administration // Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2016. No 32. P. 158-164.

10. Yartsev V.A. On the issue of the need to improve the regulatory framework governing the procedure for the exercise by citizens of the right to appeal to state authorities and local authorities // Law and Law. 2018. No. 3.P. 61-63.

Статья поступила в редакцию 14.09.2020, принята к публикации 11.10.2020 The article was received on 14.09.2020, accepted for publication 11.10.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Абазов Андемиркан Борисович, кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях, полковник полиции, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Российская Федерация, e-mail: shmv1978@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Andemirkan B. Abazov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions, Police Colonel, North Caucasus Institute of advanced training (branch) Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia, Nalchik, Russian Federation, e-mail: shmv1978@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.