Конституционно- правовое регулирование отношений собственности на природные ресурсы
сч см
Васильева Светлана Валерьевна,
к.ю.н.. доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Иванов Александр Михайлович,
к.и.н., доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации E-mail: [email protected]
Купченко Константин Владимирович,
к.и.н., доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, доцент Смоленской государственной сельскохозяйственной академии.
E-mail: [email protected]
Лазаренко Ольга Николаевна,
к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, E-mail: [email protected]
Федоскин Николай Николаевич,
к.п.н., доцент кафедры юриспруденции Смоленского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии
E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты анализа конституционного регулирования вопросов собственности на природные ресурсы. Как правило, Конституция Российской Федерации содержит базовые положения по вопросам в сфере экологии и вопросам собственности на ресурсы природы. Данное право закреплённое в Основном законе взаимосвязано с обязательствами собственника по распоряжению ресурсами, находящимися в его владении с точки зрения рациональности, разумности и бережливости, что напрямую отражает факт того, что собственник, осуществляющий природопользование, обязуется реализовы-вать законодательно закрепленные требования в отношении объектов природной среды. Конституционные основы экологического права имеют первостепенное значение в рамках вопроса защиты окружающей среды, поскольку именно на них «опирается» федеральное законодательство, и именно исходя из разъяснений Конституционного суда РФ по вопросам защиты окружающей среды строится правоприменительная практика. Анализ проблем в сфере собственности и регулирования их конституционными методами позволяет сделать вывод о том, что кроме причин общего характера, на проблематику влияет несовершенство экологического законодательства, а также сложившаяся практика правоприменения в данной отрасли. Авторы отмечают ведущую роль конституционного законодательства при регулировании вопросов собственности, в частности деятельность Конституционного Суда Российской Федерации в защите окружающей среды в Российской Федерации в качестве первоочередной задачи по реализации государственной политики в данной сфере, роль компетентного органа при решении вопросов собственности на природные ресурсы.
Ключевые слова: экологическое право, собственность на природные ресурсы, конституционное регулирование, экологические права граждан, источник экологического права.
Закрепление основных положений экологического права в основном законе страны выступает базовым институтом для всего законодательства и правоприменительной практики. Именно конституционные положения определяют доктрину и стратегию развития экологического права на перспективу, исходя из общих задач развития страны. В Конституции РФ 1993 года закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, поэтому экологические права выстраиваются с учётом интересов именно людей. Как отмечает С.А. Боголюбов, «закрепляя экологические права граждан, ст. 42 Конституции гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями» [1, ^46].
Основной закон закрепляет не только права, но и возлагает обязанности на физических и юридических лиц охранять природу и окружающую среду, особенно если деятельность непосредственно связана с природопользованием, в той или иной степени. Исходя из положений конституционного законодательства, необходимо подчеркнуть, что в Российской Федерации и за физическими и юридическими лицами в равной степени признаются и права, и обязанности в сфере экологии, и эти же права и обязанности распространяются на иностранных лиц и апатридов.
Наличие огромного количества объектов правового регулирования в сфере охраны окружающей среды, предопределяет необходимость со стороны государства устанавливать надзор за правоприменением законодательства в вопросах собственности. В данной сфере анализируется международный опыт, вопросы взаимодействия с другими государствами, в том числе и в сфере конституционного регулирования экологических проблем, проблем связанных с использованием недр, с использованием тех или иных не возобновляемых источников сырья и прав на него, т.к. единая совместная политика позволит добиться более высоких результатов в вопросах природопользования и защиты окружающей среды.
Собственник всегда обязан относиться к природным ресурсам рационально, не нанося ущерба окружающей природной среде и другим собственникам, т.е. осуществлять право природопользования в рамках предписаний законодательства.
В природопользовании пристальное внимание уделяется регулированию отношений в сфере собственности на природные ресурсы с точки зрения конституционного законодательства. «На эффективность реализации экологических прав граждан
влияют различные факторы, начиная от политической и экономической ситуации» [2, с.1].
Ст. 9 Конституции РФ отражает закрепление природных ресурсов в различных формах собственности. Ст. 36 указывает на свободную реализацию собственниками своих прав при условии соблюдения природоохранных положений законодательства, где основой являются конституционные положения. При этом обращено внимание, что право не является абсолютным, оно имеет ограничение в виде общественно- значимых интересов.
Как правило, право собственности на природные ресурсы рассматривается не только в как правовой институт, но и как определённая возможность владельца природных ресурсов реализовать свои возможности. Возможность реализации собственности отражена в различных отраслях права (гражданского, земельного, экологического), но прежде всего конституционного права. Право на природные ресурсы, исходя из вышеперечисленного, следует трактовать как сумму правовых норм, изложенных в различных правовых положениях, что и будет правом собственности с объективной точки зрения.
В субъективном смысле вышеуказанное право стоит рассматривать с точки зрения предоставления собственнику всей совокупности правомочий в отношении природных ресурсов, которые находятся в его ведении. В свою очередь, регулирование отношений в сфере природопользования взаимосвязано с основополагающими конституционными положениями о защите природной среды в Российской Федерации. В ст. 9 Конституции РФ закреплены положения как использования, так и охраны земли и природных ресурсов в Российской Федерации. Как отмечает Л.С. Булгакова, «Знания об экологическом праве и умение квалифицированно пользоваться законодательными нормами в области использования и охраны окружающей среды необходимы всем гражданам Российской Федерации и должностным лицам государственных учреждений и организаций» [3, с.4].
Помимо закреплённых в Основном законе постулатов о защите права собственности на природные ресурсы, большое значение уделяется практике КС РФ в силу наличия спорных вопросов природоресурсного и природоохранного права. Ведущая роль в защите основополагающих прав собственника отдаётся Конституции, что отмечено в постановлении КС РФ от 07.06.2000 № 10-П. Конституционный Суд указал в своём решении, что права на природные ресурсы устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ (ст. 9, ст. 11, ст. 36, ст. 72 и ст. 76) Фактически, право собственности на природные объекты регулируется законодательством в сфере гражданских правоотношений, которое, в соответствии с нормами Конституции РФ, прямо относится к ведению Российской Федерации. РФ - это своего рода «суверен», т.е. источник власти, который и решает все вопросы собственности. Поэтому, за государством в силу этого положения остаются вопросы регулирова-
ния вопросов собственности, распоряжения и охраны. При возникновении конфликтных ситуаций в сфере природопользования за государством сохраняется право высшей инстанции при разрешении спора в силу конституционных прав. Выполняя функцию главного собственника и законодателя в сфере экологии, с учётом прежде всего политической составляющей, именно от государства зависит эффективность всей проводимой политики в данном вопросе, эффективность принимаемых решений в регулировании вопросов собственности на природные ресурсы.
Ведущая роль государства и его институтов в части природно-ресурсной и природоохранных деятельности закреплена ст. 41, ст. 42, ст. 58, ст. 71 и положениями ст. 114 Основного закона государства. Как замечено С.А. Боголюбовым, «при поддержке соответствующих норм Основного закона потенциал экологических положений Конституции Российской Федерации еще более усиливается» [4, с.17].
Стоит отметить, что политическая и экономическая деятельность всегда связана с вопросами собственности на природные ресурсы, это, пожалуй, ключевой вопрос любой власти. В Конституции РФ закреплены основополагающие принципы экономической деятельности, являющиеся по сути закреплением многообразия форм собственности, в частности ст. 8 и ст. 9. В ст. 8 закреплён гарантированный принцип единства экономического пространства. Гарантируется данный принцип отнесением к ведению Российской Федерации установления правовых основ единого рынка (ст. 71). В соответствии с положениями данной статьи, вопросы федеральной государственной собственности, включая природные ресурсы находятся в ведении РФ, а вопросы владения, пользования и распоряжения ресурсами в совместном ведении РФ и субъектов. Данное разделение связано с принципами федерализма, закреплёнными в Конституции страны. Федеральные органы власти, всегда координируют свою деятельность с регионами по вопросам природных ресурсов, распоряжением собственностью и т.д. Это позволяет не только координировать деятельность по отдельным вопросам природопользования, но и избежать конфликтных ситуаций в вопросах реализации прав на собственность, обеспечить надлежащий надзор за соблюдением законодательства. Поиск баланса между публичными и частными интересами необходимая составляющая рационального использования природных ресурсов, составляющая и такого понятия как экологическая безопасность. В настоящее время разработан определённый алгоритм действий, своего рода механизм, позволяющий управлять природными ресурсами с учётом р интересов РФ и её субъектов, хотя есть и опре- ИД делённые проблемы. В настоящее время ведутся Ч
т
доработки законодательства, связанные с учётом К и оценкой стоимости природных ресурсов, совер- ё шенствуется налоговая база, что позволит обеспе- у чить возможности эффективного государственно- А
го управления собственностью на природные ресурсы, с учётом исполнения государством взятых на себя социальных функций. Частная собственность на природные ресурсы закреплена в Основном законе государства, следовательно, важнейшая роль в механизме защиты данного права отводится КС РФ. Как отмечал В.Д. Зорькин, «в своих решениях Конституционный Суд сформулировал ряд правовых позиций, раскрывающих конституционный смысл права собственности, содержание данного права, пределы его осуществления, допустимые ограничения и гарантии судебной защиты». Данные решения КС по сути носят прецедентный статус и определяют практику не только для органов власти, но и для судов. Председатель КС РФ приходит к выводу, «что Конституция в действии включает в себя и толкования, данные Конституционным Судом» [5, с. 146].
Непосредственная деятельность и анализ практики КС РФ показывает, что предметом рассмотрения были вопросы имеющие не только практическую, но и теоретическую составляющую. Пристальное внимание уделялось анализу и изучению экспертных оценок и решений в сфере экологического законодательства, вопросов собственности на недра, леса, водные объекты. Анализировались не только положения Конституции РФ, но и соответствие законодательства субъектов РФ федеральному законодательству. В частности, при анализе ст. 9 Суд исходил из понимания природы как основы жизнедеятельности общества, подчеркнув прерогативу защиты и охраны природной среды и обозначив фактически позицию по отношению ко всем видам собственности на природные ресурсы и объекты.
В соответствии с Основным законом граждане имеют право обращаться в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, а также если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод, Конституционный Суд извещает об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет, однако, приостановления производства по делу, хотя оно может быть приостановлено по воле суда или органа. Законодательством предусмотрены широкие пределы проверки конституционности оспариваемого закона, как и в случае рассмотрения дел о конституционности нормативных ак-— тов органов государственной власти и договоров 2 между ними.
й По итогам рассмотрения жалобы на наруше-° ние законом конституционных экологических прав ав принимается одно из двух решений: о признании
закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке. Часто такие решения выносятся по делам об экологических правонарушениях, где «довольно дискуссионной остаётся проблема законодательной регламентации экологического правонарушения» [6, с. 44].
Практика Конституционного Суда основана на приоритете защиты окружающей среды в качестве первоочередной задачи по реализации государственной политики на современном этапе, что подтверждается фактом закрепления в Основном законе страны норм о защите окружающей среды. Вместе с тем стоит обратить внимание, что Конституционный суд указывает на невозможность оспаривания конституционных норм о защите окружающей среды, в соответствии с которыми были разработаны НПА. Это связано с активным нормотворчеством в экологическом праве последнего времени.
Литература
1. Экологическое право: учебник для вузов / С.А. Боголюбов [и др.]; под редакцией С. А. Боголюбова. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 304 с. - (Высшее образование). - ISBN978-5-534-10925-2. -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/ bcode/487731 (дата обращения: 23.01.2022).
2. Балашова, Т.Н. Конституционное право на благоприятную окружающую среду и его реализация в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2017. № 4 (20). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-blagopriyatnuyu-okruzhayuschuyu-sredu-i-ego-realizatsiya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.10.2021).
3. Булгакова, Л.С. Экологическое право: учебное пособие. Ч. 1 / Л.С. Булгакова, О.А. Гуреева, М.Б. Кабанова, В.В. Лавров, Я.К. Чепенко; под общ. ред. В.В. Лаврова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020. - 180 с.
4. Боголюбов, С.А. Конституционный потенциал реализации экологической политики // Правовое государство: теория и практика. 2017. № 4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/konstitutsionnyy-potentsial-realizatsii-ekologicheskoy-politiki (дата обращения: 28.10.2021).
5. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М., 2007. С. 146
6. Иванов, А.М. Особенности применения норм об ответственности за экологические правонарушения / А.М. Иванов, Н.Н. Федоскин, М.В. Ягнешко // E-Scio. - 2021. - № 2(53). -С.40-47.
7. Третьякова, Н.А. Конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды. Проблемы совершенствования экологического законодательства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ konstitutsionnye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-problemy-sovershenstvovaniya-ekologicheskogo
8. Мирная, А.В. Правовое регулирование права государственной собственности на природные ресурсы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pravovoe-regulirovanie-prava-gosudarstvennoy-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy
9. Боголюбов, С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов / М.: Издательство Юрайт, 2021. Сер. «Высшее образование». 452 с.
10. Сверчков, В.В. Преступления против экологии: система, юридическая характеристика, особенности и проблемы применения уголовного законодательства: учебное пособие для вузов / В.В. Сверчков. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN978-5-534-14508-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/478036
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF OWNERSHIP OF NATURAL RESOURCES
Vasilyeva S.V., Ivanov A.M., Kupchenko K.V., Lazarenko O.N., Fedoskin N.N.
Smolensk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article presents the results of the analysis of the constitutional regulation of issues of ownership of natural resources. As a rule, the Constitution of the Russian Federation contains basic provisions on issues in the field of ecology and ownership of natural resources. This right, enshrined in the Basic Law, is interrelated with the obligations of the owner to dispose of the resources in his possession from the point of view of rationality, reasonableness and thrift, which directly reflects the fact that the owner, who is engaged in nature management, undertakes to implement the legally established requirements for objects of the natural environment. The constitutional foundations of environmental law are of paramount importance in the framework of the issue of environmental protection, since it is on them that federal legislation "relies", and it is based on the explanations of the Constitutional Court of the Russian Federation on environmental protection that law enforcement practice is built.
The analysis of problems in the field of property and their regulation by constitutional methods allows us to conclude that, in addition to general reasons, the problems are affected by the imperfection of environmental legislation, as well as the established practice of law enforcement in this industry. The authors note the leading role of constitutional legislation in regulating property issues, in particular the activities of the Constitutional Court of the Russian Federation in environmental protection in the Russian Federation as a priority task for the implementation of state policy in this area, the role of the competent authority in resolving issues of ownership of natural resources.
Keywords: environmental law, ownership of natural resources, constitutional regulation, environmental rights of citizens, the source of environmental law.
References
1. Environmental law: textbook for universities / S.A. Bogolyubov [et al.]; edited by S.A. Bogolyubov. - 7th ed., reprint. and add. -Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 304 p— (Higher education). - ISBN978-5-534-10925-2. - Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/ bcode/487731 (accessed: 23.01.2022).
2. Balashova, T.N. The constitutional right to a favorable environment and its implementation in the Russian Federation // Nauka. Society. State. 2017. No.4 (20). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravo-na-blagopriyatnuyu-okruzhayuschuyu-sredu-i-ego-realizatsiya-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 10/28/2021).
3. Bulgakova, L.S. Environmental law: textbook. Part 1 / L.S. Bulgakova, O.A. Gureeva, M.B. Kabanova, V.V. Lavrov, Ya.K. Chepenko; under the general editorship of V.V. Lavrov. -Saint Petersburg: Saint Petersburg Law Institute (branch) University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2020. - 180 p
4. Bogolyubov, S.A. Constitutional potential of environmental policy implementation // The rule of law: theory and practice. 2017. No.4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ konstitutsionnyy-potentsial-realizatsii-ekologicheskoy-politiki (accessed: 10/28/2021).
5. Zorkin V. D. Russia and the Constitution in the XXI century. View from Ilyinka. M., 2007. p. 146
6. Ivanov, A.M. Features of the application of norms on responsibility for environmental offenses / A.M. Ivanov, N.N. Fedoskin, M.V. Yagneshko // E-Scio. - 2021. - № 2(53). - Pp. 40-47.
7. Tretyakova, N.A. Constitutional foundations of nature management and environmental protection. Problems of improving environmental legislation // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. No.2-3. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-problemy-sovershenstvovaniya-ekologicheskogo
8. Mirnaya, A.V. Legal regulation of the right of state ownership of natural resources // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. № 12-4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-prava-gosudarstvennoy-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy
9. Bogolyubov, S.A., Pozdnyakova E.A. Legal foundations of nature management and environmental protection 4th ed., trans. and add. Textbook and workshop for universities / Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. Ser. "Higher education". 452 pp.
10. Sverchkov, V.V. Crimes against ecology: system, legal characteristics, features and problems of application of criminal legislation: textbook for universities / V.V. Sverchkov. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 224 p- - (Higher education). -ISBN978-5-534-14508-3. - Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/478036